Меню Услуги

Дидактическая игра как средство развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Теоретические основы развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре
  • 1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования и развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • 1.2. Особенности организации и проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста
  • 1.3 Влияние дидактических игр на развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • 2.1 Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • 2.2 Методические рекомендации по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

По словам К.Д. Ушинского, «природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью» [12, c. 48].

Природа даёт богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Не являясь носителем общественной морали, она в тоже время учит ребёнка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, постоянному обновлению, разнообразию форм, линий, красок.

Научить ребенка воспринимать природу – значит, научить видеть, понимать и чувствовать её красоту, сделать это — значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, её эстетической, интеллектуальной и моральной сфере.

Актуальность данной темы состоит в том, что в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природному миру, поэтому особо важное значение приобретает поиск путей развития у старших дошкольников готовности к нравственно – ориентированной деятельности в природе, которая основывается на общечеловеческих нравственных ценностях. В свою очередь, позитивное взаимодействие ребёнка с природой напрямую зависит от наличия у него готовности проявлять заботу об объектах живой природы, и в большей степени от сформированности у него точных представлений об окружающем природном мире.

Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».Методологической основой являются: общие научные принципы детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, развития (генетический) [16, c. 65].

Теоретическую основу исследования составили концептуальные положения научных исследований ведущих отечественных педагогов и психологов (Л.А. Венгер, Е.Н. Водовозова, В.А. Дрязгунова, Р.И.Жуковская, А.В.Запорожец, Л.М. Маневцова, Д.В. Менджерицкая, С.Н. Николаева,   Н.Н. Поддъяков, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова).Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги: Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева и др.

Исследователями проблемы В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой и др. установлено, что наряду с занятиями для решения различных учебных задач, формирования навыков умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новых ситуациях может быть использована дидактическая игра. По мнению данных авторов, дидактическая игра, в которой все действия детей регулируются игровой задачей и игровыми правилами, является одним из важнейших средств обучения дошкольников.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова отмечают, что в дидактической игре идет активный процесс использования, применения имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование: благодаря применению знания становятся более прочными и осознанными.

В.А. Дрязгунова, Е.И. Золотова, Н.Н. Кондратьева, С.Н.Николаева, Л.М. Маневцова и др. рассматривают возможность и значение использования дидактических игр педагогами в работе по формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к окружающему природному миру.

Исследователь Л.В. Артёмова отмечает, что дети лучше выполняют задание, если дидактическая игра экологической направленности основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.

Дидактическая игра является одним из древнейших, но, в то же время, остающимся до сегодняшнего дня актуальным методом обучения.

Внедрение в педагогическую практику дидактических игр способствует не только наиболее успешному усвоению учебного материала, но и повышению познавательной активности детей, а также стимулированию интереса к предмету, то есть является ещё и формой воспитания.

Игра служит основанием для формирования и становления коллектива, формирования самостоятельности у учащихся, для коррекции поведения, в том числе исправления некоторых отклонений в поведении у школьников, а также для преодоления учащимися ролевой зависимости. Нося преимущественно коллективный характер, дидактические игры имеют огромное значение в нравственном воспитании, развивая чувство солидарности, взаимопомощи, ответственности за свои поступки и за действия друг друга.

Сергеев А.Н утверждает, что дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения. В процессе дидактической игры обучаемый должен  выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в реальной жизни. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация  знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и её развитие [10, c. 50].

Представления о живой природе формируются во всех основных комплексных программах развития и воспитания дошкольников, таких как «Детство», «Радуга», «Развитие», «Детский сад — дом радости» и др., а также в парциальных программах с экологической направленностью — «Юный эколог», «Наш дом — природа», «Паутинка», «Семицветик». Из комплексных программ, на наш взгляд, программа «Детство» [15, c. 19], позволяет наиболее успешно формировать представления о живой природе, так как в программе сделан особый акцент на приобщение детей к миру природы и воспитание бережного отношения к природным объектам, и представлен полный комплект методического обеспечения. Из парциальных программ, стоит выделить программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» [2], в основе которой лежит формирование представлений, а затем трансформация этих представлений в отношение. Особенностью этой программы является то, что она позволяет начать её реализацию в любой возрастной группе детского сада и гармонично формирует основы экологической культуры на всех этапах дошкольного детства.

Все эти обстоятельства определили актуальность и выбор темы нашего исследования «Дидактическая игра как средство развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по формированию   экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Объект исследования – процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть особенности формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Охарактеризовать влияние дидактических игр на формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать методические рекомендации по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Методологической основой исследования явились: системный подход, позволивший решать исследуемую проблему в условиях целостного педагогического процесса (Е.И. Тихеевой, С.Н. Николаевой, П.Т. Саморуковой, Н.А. Рыжовой, М.М. Марковская и многие другие).

Методы исследования:

— анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— наблюдение за детьми в процессе выполнения диагностических заданий;

— опытно-экспериментальная работа с детьми;

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы представленной работы могут найти применение в практике работы специалистов системы дошкольного образования, учреждениях дополнительного образования, в практике работы учителей начальной школы.

Структура работы: представлена двумя главами, каждая из которых, в свою очередь состоит из отдельных параграфов, отражающих названия глав.

 

Глава 1. Теоретические основы развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре

1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования и развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, формирует у ребенка правильные представления о природе [22, c. 156].

Дошкольное детство является уникальным периодом, в котором закладываются основы всего будущего человека.

Важнейшей составляющей личности человека является его отношение к природе и себе самому как ее части. Экологическое образование детей дошкольного возраста относительно новое направление дошкольной педагогики. Новизна его проявляется в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам.

Под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Одной из задач экологического образования является экологическое развитие. Под ним мы понимаем процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений личности, происходящих в экологическом сознании ребёнка в соответствии с возрастом и под влиянием природной среды, заключающихся в согласованности между экологическими представлениями, гуманно-ценностным отношением к природе, социокультурным поведением в природной среде, позволяющих ребёнку гармонично взаимодействовать в системе «человек- природа» [25, c. 64].

В дошкольном образовании на современном этапе происходит развитие новых, нетрадиционных направлений содержания работы ДОУ, таких как обучение иностранному языку, компьютерное обучение, приобщение детей к национальной культуре и др.

Одновременно происходит неоправданное увеличение учебной нагрузки. При этом отсутствует четкое разделение ответственности за дозирование учебной нагрузки и, следовательно, за эмоциональное и физическое благополучие детей. Наряду с этим, введение дополнительных занятий приводит к снижению и без того недостаточного по оценке специалистов уровня двигательной активности детей (В.И. Столяров, И.М. Козлов, А.Б. Лагутин, А.И. Семейкин, Ю.К. Чернышенко и др.). В связи с этим поиск таких средств физического воспитания, которые на фоне высокого уровня двигательной активности позволили бы развивать познавательные способности детей дошкольного возраста, особенно актуален (Г.А. Казанцева, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров и др.).

Процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности. Познавательный интерес, возникающий в двигательной деятельности, заставляет детей активно стремиться к познанию, искать разные способы и средства удовлетворения «жажды знаний», развивает их творческую активность (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьякова, Т.М. Маркова и др.). Развитие познавательной активности неотделимо связано со становлением двигательной сферы ребёнка: именно движение осуществляет связь с окружающим миром, которая является основой развития психических процессов (Л.С. Выготский, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова и др.).

По мнению Ю.Ф. Змановского, рациональная двигательная деятельность должна включать физические и умственные нагрузки на благоприятном эмоциональном фоне, который может создаваться природным окружением.

Высокую оздоровительно- воспитательную ценность различных занятий на открытом воздухе отмечали видные физиологи и педагоги (В.В. Гориневский, Е.Г. Леви-Гориневская и др.).

Таким образом, двигательная деятельность, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность, а окружение природной среды создает благоприятные условия для экологического развития детей.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леушина, Т.А. Мусейибова, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева и др.).

Таким образом, ориентирование на местности, как средство экологического развития, даёт знания не только экологического характера, но и позволяет разнообразить двигательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует более эффективному решению задач оздоровительного, образовательного, воспитательного направления, развивая ребёнка физически, нравственно и интеллектуально.

Проанализируем  состояние проблемы по экологическому воспитанию в аспекте рассмотрения образовательных программ ДОУ.

Экологическое образование (образование в сфере экологии) – непрерывный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию человека с природной, социальной и техногенной средой, а также на получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности [21, c. 60].

Правовую основу осуществления и развития экологического образования и просвещения составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды, образовании, особо охраняемых природных территориях, общественных объединениях, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, культуре, средствах массовой информации, иные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Политика в сфере экологического образования и просвещения реализуется органами государственной власти края путем: разработки и принятия краевой целевой программы; включения мероприятий по осуществлению и развитию экологического образования и просвещения в краевую программу социально-экономического развития, иные краевые программы, в том числе – по использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, образованию, здравоохранению, развитию культуры и искусства, спорта, взаимодействию со средствами массовой информации и другие; путем оказания государственной поддержки организациям, общественным объединениям, осуществляющим деятельность в сфере экологического образования и просвещения, а также в иных формах.

Экологическое образование детей дошкольного возраста – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В дошкольной педагогике становление экологического образования как нового направления началось гораздо позже, чем в системе школ и вузов. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 1990-е годы, и связано оно с проявлением творческой инициативы специалистов дошкольного воспитания.

Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих:

— традиционные для отечественной педагогики методы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях;

— народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки;

— мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников.

Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др. Результат экологического образования большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры. Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи Я.Ю. Иванова, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.В. Снитко, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в дошкольном учреждении. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всеми необходимыми условиями для жизни.

Экологическое образование дошкольников – это и есть познание ребёнком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период [21, c. 16].

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Более десяти лет эти учреждения России функционируют в условиях свободного выбора образовательных программ. ДОУ сегодня официально работают более чем по 40 образовательным программам: комплексным, парциальным, дополнительным. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям – получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание ценности дошкольного периода жизни.

При создании современных программ авторы стремятся привнести новые идеи, разработать содержание и методы, позволяющие наиболее эффективно организовать педагогический процесс.

Реализация обязательного содержания дошкольного образования обеспечивается разными образовательными программами, остановимся на тех из них, которые затрагивают темы экологического воспитания наиболее полно.

Так, одна из основных задач программы «Радуга» — формирование активного и бережного отношения к окружающему миру. В программе представлена система организации ритуальных прогулок в природу для целенаправленных наблюдений за одним и тем же объектом в разные временные периоды (сутки, неделя, месяц, год).

Например, на прогулке по дороге к своему участку дети общаются с одним и тем же растением, как с давним знакомым, отмечают изменения, произошедшие с ним за день, неделю, месяц, заботливо ухаживают за ним, именно такой приём позволит рассмотреть один и тот же объект с разных сторон, позволит отмечать малейшие изменения в его жизни; позволит воспитать заботливое, внимательное отношение к природе, развить детскую наблюдательность.

Специальный раздел программы «Из детства в отрочество»   предлагает:

— побуждать детей воспринимать природу как первооснову красоты и величия;

— целенаправленно воспитывать отзывчивость к природе;

— показывать детям разнообразие её форм, цветов, совершенства строения;

— вызывать возвышенное трепетное отношение к природе, желание оберегать и сохранять её неповторимую красоту.

Программа «Из детства в отрочество» задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов и представляет собой «синтез монопедагогической стратегии и технологии взрослых».

Большое внимание в программе уделяется свободной самостоятельной деятельности детей и экспериментированию. Однако, к сожалению, данная программа разработана только пока для детей дошкольного возраста.

В программе «Развитие»  детей средней группы знакомят со специальными условными обозначениями, которые помогают уточнить, расширить, систематизировать их знания о природе (пасмурно, идёт дождь, лужи, листопад и т.д.) На протяжении всего года ведётся своеобразный календарь природы – круговая диаграмма, моделирующая смену времён ода. На сектора диаграммы наносятся знаки, обозначающие те или иные явления данного сезона.

В старшем дошкольном возрасте происходит переход к построению моделей, имеющих обобщающий смысл. Изменяются и сами наглядные модели: от моделей, сохраняющих сходство с объектом, к моделям, представляющим собой чисто условные обозначения (свет – солнце; тепло – градусник; вода – капелька и т.д.) По нашему мнению, всё это имеет особое значение при переходе на начальное школьное обучение.

Большое внимание в представленной нами программе уделяется формированию представлений детей о взаимосвязи растений и животных с внешней средой, осмысленному усвоению знаний, самостоятельному поиску ребёнком решения разнообразных проблем (построение модели по имеющейся ситуации и по собственному замыслу) [9, c. 80].

Основной принцип построения содержания программы «Одарённый ребёнок» — раскрытие связей и взаимосвязей живой и неживой природы: климата, почвы, растительного и животного мира. Иными словами, дети знакомятся с биогеоценозом, его особенностями в каждой природной зоне земного шара. Здания в данной программе построены таким образом, что для их выполнения необходимо рассматривать объекты природы во всё новых и постоянно меняющихся связях и отношениях, что, в конечном итоге, ведёт к совершенствованию операций анализа и синтеза.

В программе «Детство» раздел «Ребёнок открывает для себя мир природы» представлен в четырёх блоках знаний:

— представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах;

— связь живых организмов со средой обитания, неживой природой;

— понятие о росте, развитии и размножении живых организмов;

— понятие о сообществах растений и животных в природе.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Авторы программы «Детство» разработали подробное планирование по экологическому воспитанию, включающее систему наблюдений, труд в уголке природы и на участке, опыты, игры, целевые прогулки, рассматривание картин, логические задания. Именно такое планирование облегчает работу с детьми, однако, ограничивает работу для творчества самого педагога, не учитывает индивидуальные особенности детей и их подбор в группы.

На наш взгляд, наиболее полно развитие экологической культуры детей дошкольного возраста представлено в программе С. Н. Николаевой «Юный эколог».

С точки зрения автора – экологическое образование дошкольников – это процесс формирования у детей «осознанно – правильного отношения к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, подержать или создать для него нужные условия; эмоционального отклика на любые проявления животных и растений, их красоту.

Решение вопросов экологического воспитания С.Н. Николаева видит в организации работы по двум направлениям:

— формирование начал экологической культуры детей;

— развитие экологической культуры взрослых.

По результатам реализации программы определены формы поведения ребёнка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»;

— самостоятельные наблюдения;

— постановка опытов;

— стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в деятельности (в игре, изобразительной деятельности, в труде по уходу за растениями и животными).

Таким образом, в  программах, созданных в последние годы, сложилась положительная тенденция представлять в их составе учебно-методические комплекты (образовательную программу, пособия, хрестоматии, настольно-печатные игры, аудио- и видеопособия), что способствует их успешному внедрению в практику.

Внедрение разнообразных образовательных программ весьма перспективно для системы дошкольного образования в целом. Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями, отвечает возросшим запросам родителей. У родителей тоже появляется выбор. Информация о «новаторстве» и «застое» в детских садах распространяется достаточно быстро, что поддерживает здоровую конкуренцию в системе образования.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что вопросы экологического развития детей дошкольного возраста довольно широко разработаны учёными и представлены в разнообразных вариантах в учебно –методической литературе, однако, непрерывность экологического образования и преемственность по данному вопросу между детским садом и школой по-прежнему остаются проблемой и для науки, и для практики.

Не стоит также забывать и о том, что определение «экологическая культура общества» соотносится с «экологической культурой педагога», так как экологическая политика в области промышленного материального производства характеризует развитие соответствующего экологического мышления и сознания рабочего и учителя. В первую очередь формирование данных компонентов культуры ложится на плечи педагогов.

Понимание сущности экологической культуры педагога невозможно без учета экологического педагогического сознания. Это понятие имеет принципиальное значение, так как восприятие невозможно без учёта педагогических отношений, которые складываются в педагогической деятельности и представляют собой объект его отражения.

Формирование у педагога экологических качеств возможно лишь с учетом в его педагогической деятельности учебно-познавательного материала, который соединяет, продвигает взаимоотношения учителя и ученика. Отсюда, основными принципами формирования экологической культуры педагога являются экологизация и гуманизация содержания и процесса педагогической деятельности, что требует его включения в разработку этого содержания и процесса уже с позиций инновационной и научно-исследовательской деятельности.

Эффективность педагогического процесса во многом определяется созданием оптимальных условий деятельности.

Условия в педагогическом процессе определяют движение от цели к результату, поэтому компоненты педагогического процесса (субъекты педагогического процесса, содержание, методы и средства, а также пространственно-временные компоненты педагогического процесса) становятся комплексом педагогических условий (организационных, содержательных, мотивационных).

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 г . № 7 — ФЗ «Об охране окружающей среды» система всеобщего и комплексного экологического образования, включает в себя и дошкольное образование [6].

Таким образом, дошкольные учреждения — это первая ступень непрерывного экологического образования и воспитания. Программа «Я в большом мире» является основой модели непрерывного экологического образования и запускает весь процесс непрерывного экологического образования, который разворачивается в обратном порядке — «по вертикали вверх», с соблюдением принципа преемственности.

Преемственность между дошкольным звеном и начальной школой достигается реализацией педагогического процесса на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе. Сравнительный анализ тематики основных разделов авторских программ по экологии для детского сада и начальной школы показывает их преемственность и непрерывность. Например, общими являются следующие темы: «Мой дом», «Условия жизни на Земле», «Кто, где живет», «Времена года», «Что такое луг, водоем, болото» и другие.

На сегодняшний день нет единой системы наблюдений за природой как средством  формирования у дошкольников представлений о природе. Приходится также констатировать, что нам не удалось найти работ, посвященных методическим рекомендациям для воспитателей о содержании представлений дошкольников о природе родного края.

Воспитание любви к природе немыслимо без чувства восхищения ею. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой родной природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны прежде всего помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Ведь природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал крики птиц, увидел, что снег- это много красивых снежинок. Так впервые дети воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запомнятся на всю жизнь, и будут влиять на отношение человека к природе, Родине.

Красота и многообразие природы влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию. Это создаёт благоприятные условия для развития логического мышления, речи. Описывая тот или иной объект природы, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рисунках, рассказах. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества, развивается память.  Ознакомление     дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, растениям. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Поэтому важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе [18, c. 49].

Для того, чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!