Скоро защита?
Меню Услуги

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2

ГЛАВА II
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

2.1 Организация исследования

Наше исследование осуществлялось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Санкт-Петербург «Школа № 755 Региональный Центр Аутизма».

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Общее количество детей, участвующих в исследовании – 139, из 4 разных групп (классов). Данное количество групп необходимо для качественного исследования. Возраст детей от 5 до 7 лет. Все дети, принимавшие участие в исследовании, являлись нормотипичными.

В исследовании можно выделить три основных этапа:

  1. Первый этап: диагностика уровня эмоционального интеллекта старших дошкольников.
  2. Второй этап: разработка и реализация программы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников художественно-эстетическими средствами.
  3. Третий этап: повторная диагностика уровня эмоционального интеллекта старших дошкольников после проведения программы.

Для выявления уровня оценки эмоционального интеллекта старших дошкольников использовались следующие критерии и показатели (Таблица 1), а также подобраны на их основе методики диагностики.

Таблица 1

Критерии и методики для выявления уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Критерии Методики
Понимание эмоций, переживаемых другими людьми «Изучение понимания эмоциональных состоянии людей, изображённых на картинке» (авторы — Г. А. Урунтаева. Ю А. Афонькина)

 

Продолжение Таблицы 1

Осознание своих эмоций «Осознание детьми собственных эмоций»

(авторы — Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе.
Н.М. Степина, И. О Карелина)

Эмоциональное поведение при восприятии художественных произведений «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (авторы — Г А Урунтаева, Ю А Афонькина)

 

Приведем краткое описание методик исследования.

  1. Методика «Изучение понимания эмоциональных состоянии людей, изображённых на картинке» (авторы — Г. А. Урунтаева. Ю А. Афонькина)

Важно понимать, как дети понимают, какие эмоции люди испытывают на картинках. Для этого применяется специальный способ, который разработали Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина.

  1. Подготовка: Нам нужны картинки с разными эмоциями и действиями людей. Некоторые из них покажут положительные или отрицательные поступки. Мы проводим исследование индивидуально, то есть с каждым ребенком отдельно.
  2. Первая часть: Мы покажем ребенку картинки с эмоциями одну за другой. Мы спросим у него, кто на картинке и что он делает. Также мы спросим, как он думает, какие чувства у этого человека. Потом попросим описать картинку.
  3. Вторая часть: Теперь мы покажем ребенку картинки с сюжетами, где люди делают разные вещи. Мы спросим, что они делают и как. Также спросим, какие чувства у них, и как он догадался об этом.

Таким образом, мы хотим понять, как дети видят эмоции и поступки на картинках, и как они понимают, что чувствуют другие люди.

  1. При изучении эмоционального интеллекта мы используем специальные оценочные шкалы. Каждый ответ оценивается в баллах:

— Если ответ правильный, полный и соответствующий вопросу, дается один балл.

— Если ответ приблизительный, неполный или фрагментарный, дается 0,5 балла.

— Если ответ неверный, отказано от ответа или совсем неправильный ответ, дается ноль баллов.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать, — 22.

Мы изучили, как дети старшего дошкольного возраста понимают эмоции. Результаты этого начального этапа представлены в Приложении 1 и показывают, как дети справляются с распознаванием эмоций на картинках.

  1. Беседа «Осознание детьми собственных эмоций» (авторы — Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина, И. О. Карелина)

В беседе (которую написали Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина и И.О. Карелина), основная цель — узнать, насколько дети осознают свои эмоции, а также какие ситуации, объекты и действия вызывают у детей определённые эмоции.

Проводится разговор, в котором детям задаются следующие вопросы:

— Что ты рад(а) делать?

— Что тебя не радует?

— Когда ты чувствуешь веселье?

— Что обычно делаешь, когда весело?

— Когда наступает грусть?

— Какие действия ты предпринимаешь, когда грустно?

— Когда ты испытываешь страх?

— Что ты предпринимаешь, чтобы справиться со страхом?

— Когда возникает злость?

— Как ты реагируешь, когда злишься?

— Когда ты удивляешься?

Исходя из ответов детей, определяется то, насколько хорошо они осознают свои эмоции. Результаты этого исследования описаны в Приложении 2.

  1. Методика «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (авторы — Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Основная цель этой методики заключается в том, чтобы понять, как дети реагируют на литературные произведения с точки зрения эмоций.

Суть состоит в следующем: детям читают сказку С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», и исследователи наблюдают, какие эмоциональные реакции проявляются у детей во время чтения. В ходе диалога с ребенком исследуется их способность  к сопереживанию и осознанию. Какие мысли приходят о качествах характера, связанных с моралью и силой воли.  Ему задаются разнообразные вопросы, предлагается рассказать о событиях, которые они видели или пережили. Аналогично, исследуется осознание норм поведения. В процессе наблюдения фиксируются особенности эмоционального поведения дошкольников, такие как вовлеченность в сюжет сказки, способность переживать чувства героев и их реакции непосредственно на сами события.

Результаты проведённого исследования, которые показывают, насколько дети понимают эмоции, представлены в Приложении 3. Основываясь на этих наблюдениях, делается определённый вывод о том, как сильно эмоционально реагируют дети непосредственно на художественные произведения.

Таким образом, отметим, что данная методика позволяет установить то, насколько развито у детей их эмоциональное восприятие сюжетов литературных произведений.

 

2.2 Результаты изучения эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Мы проанализировали как дошкольники понимают эмоции у людей на картинках. Вот что мы выяснили:

  1. У 40% детей низкий уровень понимания эмоций. Они могут правильно узнать и описать не более четырех эмоций. Они часто ошибаются.
  2. Особенно трудно им понимать эмоции, такие как спокойствие, презрение, отвращение, интерес и стыд.
  3. Дети не могут сами выполнить задания, им нужна помощь педагога.

Половина детей дошкольного возраста (50%) проявляют средний уровень развития способности к пониманию эмоциональных состояний у людей. Эти дети проявляют интерес к распознаванию разнообразных эмоций и способны точно определить от 4 до 6 различных эмоций. Их ответы склонны к краткости, однако при дополнительных вопросах со стороны педагога они способны предоставить более детальные и расширенные ответы.

Десять процентов детей дошкольного возраста обладают высоким уровнем сформированности способности к пониманию эмоциональных состояний у людей: они верно интерпретируют эмоциональные состояния своих сверстников и взрослых, замечая при этом тонкости взаимодействий. Кроме того, они в точности воспринимают эмоциональное содержание, передаваемое непосредственно с применением различных коммуникативных средств, успешно справляются с заданиями сами, без необходимости в дополнительном посредничестве со стороны педагога.

Результаты анализа данных, полученных в ходе первоначального исследования детей дошкольного возраста с использованием методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Результаты первичной диагностики эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (по методике, разработанной Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»)

Исследование, проведенное по методике беседы «Осознание детьми собственных эмоций» (разработанной Т. А. Данилиной, В. Я. Зедгенидзе и Н. М. Степиной), Беседа — это разговор, в котором задаются вопросы о разных ситуациях, вещи и что дошкольник делает, когда у нас возникают разные чувства. Для определения осознанности личных эмоциональных состояний, установления обстоятельствами, а также объектов, действий, которые вызывают различные душевные переживания детей старшего дошкольного возраста.

Педагог, который проводит исследование, предлагает ребёнку ответить на несколько вопросов, на основании полученных ответов были выявлены следующие результаты в первичной диагностике эмоциональной осведомленности дошкольников. Это позволило сделать следующие выводы.

Для 35% исследуемых дошкольников характерен низкий уровень способности осознавать свои эмоции. У этих детей отмечается определенное затруднение в определении собственного эмоционального состояния, так как словарный запас их эмоций ограничен. Они не различают эмоции, не могут установить связь между действиями и эмоции, которые проявляют.

Исследование отражает следующие аспекты способности к осознанию эмоций у старших — дошкольников:

По результатам анализа, 50% детей демонстрируют средний уровень способности осознавать свои эмоции. У них имеются трудности в точной передаче своих эмоциональных реакций непосредственно на мир вокруг. Их эмоциональное понимание является ограниченным, что в некоторых случаях является причиной разрыва между тем, что они чувствуют, и тем, как именно они это выражают. Дети могут одинаково именовать различные действия, связанные с разными эмоциональными состояниями.

Процент детей, обладающих высокой способностью осознавать свои эмоции, составляет 15%, и они демонстрируют адекватное распознавание эмоциональных состояний, давая при этом подробные описания. Эти 15% дошкольников реагируют на ситуации, объекты и события вокруг них с эмоциональной отзывчивостью, соответствующей этому контексту. Свои чувства и эмоции выражают точно, выразительно.

На рисунке 2 представлены результаты первоначального анализа эмоциональной компетентности дошкольных детей, выполненного с использованием вышеописанной методики «Осознание детьми собственных эмоций».

Рис. 2 Показатели первичной диагностики эмоциональной осведомленности дошкольников по методике «Осознание детьми собственных эмоций», разработанной Т. А. Данилиной, В. Я. Зедгенидзе и Н. М. Степиной

Результаты первой проверки, проведенной с применением методики «Исследование реакции детей на эмоции при восприятии художественных произведений», обнаружили следующие ключевые аспекты:

Пункт 1: Эмоциональная реакция у детей дошкольного возраста

При анализе эмоциональной реакции детей дошкольного возраста на художественные произведения выявлено, что:

В группе детей составляющей 35%, отмечается недостаточно выраженное взаимодействие с текстом. Этот контингент проявляет ограниченный интерес и эмоциональную реакцию в процессе чтения. Их рецензии склонны к простоте и лишены эмоционального насыщения. Понимание произведения в данной группе не всегда совпадает с глубоким содержанием.

Пункт 2: Уровень эмоциональной реакции среди детей дошкольного возраста

Среди 50% детей дошкольного возраста отмечается средний уровень развития эмоциональной реакции на художественные произведения. Эта категория проявляет эмоции, но в большей степени это реакция на автоматическом уровне, а не от истинного восприятия. Возникает некоторая дистанция между их эмоциональным состоянием и смыслом произведения. Однако они успешно улавливают основной сюжет и идею, хотя временами их эмоциональные отклики оказываются неточными, с вызывающими сомнения моментами.

Пункт 3: Глубокая эмоциональная реакция среди детей дошкольного возраста

В группе детей, составляющей 15%, выявлен высокий уровень развития эмоциональной реакции на художественные произведения. Эти дети активно эмоционально откликаются на текст, переживают события вместе с героями и вживаются в сюжет. Они настоящим образом переживают разнообразные события, проявляют настоящий интерес. Этот круг детей адекватно оценивает художественные произведения, открыто выражает свое мнение и участвует в обсуждении среди сверстников.

Ниже представлена диаграмма (Рисунок 3) с результатами первичной диагностики детей дошкольного возраста по методике, которая изучает их эмоциональное поведение при восприятии литературных произведений. Эта методика разработана совместно Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной.

Рис. 3 Результаты проведенной первичной диагностики дошкольников (по методике «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений», разработанной Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной)

Сводные данные по всем методикам представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели диагностического инструментария исследуемых групп

Исследуемые групы Показатели диагностического инструментария Значение показателей
Высокоее Среднее Низкое
I группа
(28 чел.)
Уровень эмпатии испытуемых 28,6% 21,4% 50%
Уровень эмоциональной направленности 17,8% 42,9% 39,3%
Уровень самооценки испытуемых 21,4% 35,8% 42,8%
II группа
(46 чел.)
Уровень эмпатии испытуемых 30,4% 36,9% 32,7%
Уровень эмоциональной направленности 26,1% 45,6% 28,3%
Уровень самооценки испытуемых 21,7% 43,5% 34,8%
III группа
(29 чел.)
Уровень эмпатии испытуемых 31% 44,8% 24,2%
Уровень эмоциональной направленности 31% 41,4% 27,6%
Уровень эмпатии испытуемых 31% 31% 38%
IV группа
(36 чел.)
Уровень эмоциональной направленности 41,7% 30,6% 27,8%
Уровень самооценки испытуемых 27,8% 36,1% 36,1%
Уровень эмпатии испытуемых 33,3% 44,4% 22,2%

 

Разговор велся индивидуально с каждым ребенком в непринужденной атмосфере и комфортной окружающей обстановке.

Результаты первичной диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной работы по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста художественно-эстетическими средствами.

 

2.3 Описание программы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, построенной на использовании художественно-эстетических средств

Мы разработали программу под названием «Сказочные эмоции», которая направлена на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Эта программа состоит из следующих ключевых составляющих:

  1. Пять игро-сказок: В рамках программы рассказываются иллюстративные и интерактивные сказки, которые сосредоточены на различных эмоциях. Каждая сказка обыгрывает определенную эмоцию, позволяя детям погрузиться в ее мир, разобраться в ее проявлениях и научиться правильно распознавать и выражать свои эмоции.
  2. Упражнения на сказочные сюжеты: В ходе упражнений дети могут активно участвовать в истории, повторять действия героев сказки и сами испытывать определенные эмоциональные состояния. Это помогает развивать их эмоциональное понимание и эмпатию.
  3. Этюды на сказочные сюжеты: Предлагаются задания, связанные с сказочными сюжетами, например, нарисовать сцену с определенной эмоцией или составить историю с похожими героями. Эти задания способствуют развитию воображения, творческого мышления и артистических навыков.
  4. Заключительное занятие «Помощь серому волку»: Это особое занятие направлено на закрепление полученных знаний и навыков. Детям предлагается роль игрового помощника серого волка, который испытывает различные эмоции. Дети участвуют в игре, помогая серому волку разобраться в своих эмоциях и находить пути их выражения и регуляции.

Все эти компоненты программы «Сказочные эмоции» способствуют развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, помогая им лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также развивая их социальные и коммуникативные навыки. (см. Таблицу 3). В ходе игровых занятий проводились игро-сказки, которые включали в себя совместную активность с детьми.

Таблица 3

Программа развития эмоционального интеллекта старших дошкольников

Название Цель Задачи
1 Волшебники Развитие эмоциональной сферы Изучение эталонов внешнего эмоционального проявления, нравственное развитие
2 Стойкий оловянный солдатик Развитие эмпатии, обучение саморегуляции Развитие произвольности поведения и внимания
3 Театралы выступают Развитие эмпатии, закрепление внешнего эмоционального проявления Расслабление мышц лица, снятие мышечного напряжения
4 Тень Расслабление, концентрация внимания Снятие мышечного напряжения, развитие координации, внимания
5 Чтение сказки «Карандаши» Развитие толерантного отношения к другим Расслабление мышц лица, снятие мышечного напряжения
6 Экспериментальное занятие «Помощь серому волку» Развитие эмпатии, эмоциональной отзывчивости Обучающие, развивающие, воспитательные

Программа рассчитана на 8 занятий продолжительностью 30-40 минут 1 раз в неделю.

Программа включает шесть блоков.

  1. развитие эмоциональной сферы
  2. развитие эмпатии, обучение саморегуляции
  3. развитие эмпатии, закрепление внешнего эмоционального проявления
  4. расслабление, концентрация внимания
  5. развитие толерантного отношения к другим
  6. развитие эмпатии, эмоциональной отзывчивости

Программа «Сказочные эмоции» активно включает в себя детей, родителей и педагогов. Одним из ключевых факторов успешной развивающей работы с детьми является тесное взаимодействие специалистов с участниками образовательного процесса.

В рамках данной программы, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста, акцент делается непосредственно на развитии эмоционального интеллекта. Этому способствуют разнообразные художественно-эстетические приемы и инструменты.

  1. Использование сказочных и художественных материалов: В процессе занятий детям предоставляются разные материалы для творческой работы, такие как краски, карандаши, кисти, цветная бумага и т.д. Это позволяет им выразить свои эмоции через рисунки, аппликации или другие виды изобразительной деятельности.
  2. Музыкальные композиции: Музыка имеет сильное воздействие на эмоциональное состояние человека. В программе «Сказочные эмоции» используются различные музыкальные композиции, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта детей. Музыкальное сопровождение может быть использовано во время сказок или упражнений для создания нужной атмосферы и повышения эмоциональной вовлеченности.
  3. Ролевые игры: В рамках программы проводятся различные ролевые игры, в которых дети могут пережить эмоции и чувства разных персонажей. Распределение ролей, использование костюмов и реквизита помогают им погрузиться в сказочный мир и научиться воспринимать и выражать эмоции через действия и жестикуляцию.
  4. Театральные постановки: В рамках программы могут проводиться небольшие театральные постановки, основанные на сказочных сюжетах. Участие в постановках помогает детям не только развивать эмоциональный интеллект, но и улучшать свои коммуникативные навыки, эмпатию и сотрудничество.
  5. Обсуждение эмоций и чувств: В процессе занятий важное место занимает обсуждение эмоций и чувств, которые вызывают сказочные сюжеты или творческие работы детей. Педагоги стимулируют детей к выражению своих мыслей и эмоций, а также помогают им разбираться в собственных и чужих эмоциональных реакциях.

Все эти художественно-эстетические средства используются в программе «Сказочные эмоции» для стимуляции эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и развития их креативного мышления и самовыражения. Программа развития эмоционального интеллекта дошкольников старшего дошкольного возраста:

Модуль 1: Открытие Мира Эмоций

Занятие 1: «Волшебство Эмоций»

— Цель: Познакомить детей с многообразием эмоций.

— Задачи:

  1. Освоить распознавание эмоций по выражению лица.
  2. Способствовать формированию нравственных ценностей.

Занятие 2: «Солдатик Эмпатии»

— Цель: Развивать умение сопереживания и саморегуляции.

— Задачи:

  1. Поддерживать развитие навыка контроля над эмоциями и поведением.
  2. Продвигать произвольность поведения и уровень концентрации.

Модуль 2: Театральная Волшебная Сцена Эмоций

Занятие 3: «Поднимаем Занавес»

— Цель: Углубить понимание эмоций через элементы театра.

— Задачи:

  1. Продолжить развивать навыки восприятия и анализа эмоций.
  2. Обучить методам расслабления мышц лица для снятия напряжения.

Занятие 4: «Эмоциональная Тень»

— Цель: Прокачивать расслабление и сосредоточенность.

— Задачи:

  1. Развивать умение сосредотачивать внимание.
  2. Поддерживать координацию движений и помогать расслаблению мышц.

Модуль 3: Сказочные Уроки Терпимости

Занятие 5: «Мир Разноцветных Отношений»

— Цель: Формировать толерантное отношение к различиям.

— Задачи:

  1. Продолжить развивать навыки расслабления мышц лица.
  2. Поддерживать снятие эмоционального напряжения.

Занятие 6: «Магия Взаимопомощи»

— Цель: Развивать эмпатию и отзывчивость.

— Задачи:

  1. Обучить детей быть опорой друг для друга.
  2. Поддерживать учебные, развивающие и воспитательные аспекты.

Программа разработана для акцентирования разнообразных аспектов развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников с использованием различных методов (игровых и театральных), способствуя их пониманию себя и окружающего мира.

Программа «Эмоциональный путь» необходима с целью расширения эмоционального интеллекта у старших дошкольников от пяти до семи лет. В процессе реализации программы основное внимание акцентировано ключевым направлениям:

  1. Воспитание эмпатии: с целью развития способности сопереживания, дети погружаются в мир эмоциональных состояний персонажей из различных сказок. Игровые драматизации позволят им вживаться в роли других людей, способствуя развитию эмпатии.
  2. Формирование эмоциональной компетентности: Расширение и укрепление понимания собственных эмоций будут осуществляться через разнообразные задания и увлекательные занятия. Основной акцент будет сделан на логическое осмысление собственных чувств.
  3. Развитие эмоциональной выразительности: Для совершенствования навыков выражения эмоций, дети будут активно участвовать в играх-драматизациях и этюдах. Особый материал с разнообразными эмоциональными сценариями позволит разнообразить их эмоциональный арсенал.
  4. Обогащение эмоционального словаря: Чтобы расширить словарный запас, связанный с эмоциями, будут организованы интерактивные игры, беседы и диалоги. Это поможет детям более точно и активно выражать свои эмоциональные переживания.
  5. Поддержка самооценки детей: Через эмпатичное общение и создание ситуаций успеха, будет повышаться самооценка детей. Специально созданные сценарии способствуют развитию позитивной атмосферы в среде дошкольников.
  6. Развитие умений распознавать эмоции: С использованием необходимого материала, а также загадок, активных игр и обучающих пособий, формируются умения определять различные эмоции и понимать их.

Совокупность методов обеспечивает полноценное освоение дошкольниками 5-7 лет навыков эмоционального интеллекта. Программа «Эмоциональный путь» создана для всестороннего развития, помогая дошкольникам лучше понимать эмоции и управлять ими.

Взгляд на тему «Серый волк: друг или враг?» открывает новые перспективы. Вместо стандартного анализа сказок, фокус смещается на сказку «Красная шапочка» Шарля Перо. Особое внимание уделяется роли серого волка, который становится центральным персонажем и «другом» детей старшей группы. Главной целью данного подхода становится переосмысление ключевой дилеммы.

На уроке мы вместе с детьми исследовали мотивы, побудившие волка попытаться съесть Шапочку. Затем совместно с ними мы искали альтернативные способы утоления голода, которые не наносят вред другим. Через нетрадиционное обсуждение сюжета сказки мы побуждали детей к осознанию, что важно проанализировать свои поступки и осознавать последствия каждого шага. Основной акцент делался на том, что роль доброго или злого персонажа зависит от нашего собственного выбора.

Мы разработали консультативный материал под названием «Эмоциональный интеллект вашего ребенка», который призван помочь родителям более полно понимать особенности эмоционального интеллекта их детей. Этот материал не только информирует о важности эмоционального интеллекта, но и предлагает практические рекомендации, которые помогают для решения сложных воспитательных ситуаций, вероятность возникнуть которых высока.

Таким образом, нами были проанализированы ключевые аспекты эмоционального интеллекта, его цели развития, методы развития у детей, потенциальные ошибки и основополагающие принципы.

Что такое «эмоциональный интеллект»?

Это способность понимать и управлять своими эмоциями, а также эффективно взаимодействовать с эмоциями других людей.

Цель развития эмоционального интеллекта:

Создание эмоционально умных и социально компетентных личностей, способных успешно функционировать в обществе и отношениях.

Как развивать эмоциональный интеллект ребенка:

Для развития у детей эмоционального интеллекта рекомендуется:

— Активное слушание: Показать, что вы интересуетесь их эмоциями.

— Обучение эмоциональному распознаванию: Помогать идентифицировать свои и чужие эмоции.

— Принятие эмоций: Учить, что все эмоции нормальны, важно уметь с ними обращаться.

— Развитие эмпатии: Способствовать пониманию чувств других.

— Решение разногласий: обучение наиболее оптимальным способам разрешения конфликтов.

— Поддержка открытости: формировать атмосферу, в которой ребенок оущаетддд себя комфортно выражать эмоции.

Потенциальные ошибки:

— Игнорирование эмоций: Недооценка важности разговора о чувствах.

— Эмоциональное подавление: Запрещение выражения отрицательных эмоций.

— Недостаток эмоциональной поддержки: Отсутствие понимания со стороны окружающих.

— Сверхконтроль: Слишком строгий контроль над эмоциями.

Принципы развития:

— Понимание: Узнавание эмоций в себе и других.

— Управление: Эффективное управление собственными эмоциями.

— Эмпатия: Способность поставить себя на место другого.

— Социальные навыки: Умение взаимодействовать с другими.

— Практика: Регулярный процесс обучения, а также практика навыков EQ.

Приведены примеры ситуаций и путей их разрешения в соответствующем разделе «Как можно развивать эмоциональный интеллект ребенка?». Дополнительно с целью ознакомления родителям предложен перечень игр с описанием, которые способствуют росту эмоционального интеллекта у старших дошкольников.

Таким образом, мы подготовили специальные советы для родителей в виде электронных брошюр, содержащие упорядоченную информацию, которая поможет воспитывать старших дошкольников с большей заботой и эффективностью. Мы постарались выбрать только самую полезную и хорошо подобранную информацию, чтобы вам было легко понять и использовать с целью улучшения эмоционального воспитания.

2.4 Динамика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы, построенной на использовании художественно-эстетических средств

На последнем этапе исследования мы снова проверили детей из группы, которая участвовала в эксперименте, а также из группы, которая не участвовала. Мы сравнили результаты.

Рис. 4 Результаты первоначального и повторного тестирования дошкольников с использованием методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Мы исследовали, как у детей из исследуемых групп менялся навык понимания чувств других людей.

Улучшение в понимании эмоций у дошкольников:

  1. Снижение числа дошкольников с недостаточным уровнем понимания эмоций:

— Изначально 85,7% детей не понимали эмоции.

— После дополнительной проверки это число снизилось до 28,6%.

— Эти дети теперь могут определить, связать и объяснить четыре разные эмоции.

— Однако они еще допускают ошибки в распознавании и различении эмоций.

— Сложности возникают при определении эмоций как спокойствие, презрение, отвращение, интерес и стыд.

— Педагоги помогали им в выполнении заданий.

  1. Увеличение числа дошкольников с средним уровнем понимания эмоций:

— Изначально 14,3% детей имели средний уровень понимания эмоций.

— После дополнительной проверки их доля выросла до 57,1%.

— Эти дети интересуются распознаванием эмоций и могут точно определить от 4 до 6 разных эмоций.

  1. Повышение числа дошкольников с высоким уровнем понимания эмоций:

— Изначально ни один ребенок из исследуемой группы не имел высокий уровень понимания эмоций.

— После дополнительной проверки их доля составила 14,3%.

— Эти дети правильно понимают эмоции сверстников и взрослых, а также их взаимоотношения.

— Они сами успешно выполняют задания, не требуя помощи педагогов.

  1. Результаты проверки:

— Рис.5 иллюстрирует результаты первоначальной и дополнительной проверки понимания эмоций у дошкольников контрольной группы.

— Методика основана на «Изучении понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке».

Рис. 5 Результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста (первичной и повторной) по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке», разработанной авторами — Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной

 

Анализ полученных результатов тестирования детей из контрольной группы, проведенного с использованием методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей на картинках», позволяет сделать следующие выводы о положительных изменениях:

  1. Сокращение числа детей с низким уровнем эмоционального интеллекта:

— Первоначально 15,4% детей имели низкий уровень.

— После повторного тестирования таких детей не обнаружено.

  1. Уменьшение доли детей со средним уровнем эмоционального понимания:

— Начально 69,2% попали в эту категорию.

— По завершении повторного тестирования их число снизилось до 61,5%.

— Ответы этих детей краткие, но они подробнее отвечают на дополнительные вопросы педагога.

  1. Увеличение числа детей с высоким уровнем эмоционального понимания:

— Первоначально 15,4% детей попали в эту категорию.

— После повторного тестирования их число стало больше до 38,5%.

— Эти дети правильно понимают эмоциональный посыл, передаваемый через разные средства.

Результаты первоначального и повторного тестирования детей, выполненного с помощью беседы об «Осознании детьми своих эмоций», представлены на рисунке 6.

Сравнительный анализ результатов этой беседы при первоначальной и повторной диагностике детей дает возможность заключить, что имеет место положительная динамика в развитии эмоционального интеллекта.

 

Рис. 6 Итоги первичной и повторной диагностики дошкольников, полученные посредством проведённой беседы «Осознание детьми собственных эмоций»

 

В исследовании было изучено, как дошкольники осознают свои чувства:

  1. Детей разделили на 2 группы: 1 для экспериментов, другую для сопоставления.
  2. Изначально специалисты поговорили (методика «Осознание детьми собственных эмоций») с детьми из обеих групп, чтобы понять, насколько хорошо они могут рассказать о своих чувствах.
  3. Спустя время, эти разговоры повторили.

В группе, где проводили эксперименты:

— Сначала было много детей, которые не могли хорошо объяснить свои чувства.

— По прошествии времени их количество снизилось до 28,5%.

— Эти дети до сих пор испытывают трудности в понимании и описании своих чувств.

В контрольной группе:

— Изначально не было детей, которые могли бы хорошо рассказать о своих чувствах.

— По прошествии времени таких детей стало 71,5%.

— Иногда они испытывают затруднения в точной передаче своих чувств.

Итак, эти результаты показывают, что учить дошкольников разбираться в своих чувствах и выражать их очень важно. Все эти выводы были сделаны на основе разговоров с детьми и представлены на рис.7.

 

Рис. 7 Итоги выполненной диагностики (первоначальной и повторной) старших дошкольников, которые были получены посредством беседы «Осознание детьми собственных эмоций»

 

Результаты исследования с детьми дошкольного возраста:

  1. Понимание эмоций (низкий уровень):

— В начале исследования низкий уровень понимания эмоций был у 0% детей.

— После повторной беседы эта доля увеличилась до 7,6%.

— Эти дети не всегда понимают, почему у них возникают те или иные эмоции, и иногда путают чувства с действиями.

  1. Понимание эмоций (средний уровень):

— В начале исследования средний уровень понимания эмоций был у 77% детей.

— После повторной беседы эта доля уменьшилась до 46,2%.

— Эти дети имеют базовое понимание эмоций, но иногда могут путать связь между действиями и чувствами.

  1. Понимание эмоций (высокий уровень):

— В начале исследования высокий уровень понимания эмоций был у 23% детей.

— После повторной беседы эта доля выросла до 46,2%.

— Эти дети хорошо понимают свои чувства, могут подробно о них рассказать и верно связывают чувства с ситуациями и действиями.

На рис.8 представлены результаты двух бесед с детьми. Для осуществления сбора необходимых данных мы использовали соответствующий метод «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений».

Рис. 8 Итоги диагностики (первичной и повторной) по методике «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (авторы — Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

 

Результаты 1-й и 2-й проверки группы детей свидетельствуют о том, что у них стало лучше понимание, а также реакция на эмоции, выраженные непосредственно в книгах.

  1. Сократилось число старших дошкольников, которые плохо реагируют на эмоции в книгах. Сначала таких было 85,8%, а теперь только 42,8%. Эти дети не отражают интереса и эмоциональной реакции при чтении книг.
  2. Заметно выросло количество детей с нормальной реакцией на эмоции в книгах. При начальной проверке было 14,2%, а при повторной — 57,2%. Дошкольники проявляют эмоциональную реакцию, однако это больше выглядит как выполнение требований. Иногда дошкольники некорректно выражают свои эмоции, и они понимают, но не всегда точно выражают свои чувства к книге, при этом иногда сомневаются.

По анализу результатов первой и второй проверки контрольной группы детей при чтении книг, можно отметить положительные изменения.

Рис.9 иллюстрирует итоги первой и второй проверки детей контрольной группы при чтении книг (с методикой «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений»).

Рис. 9 Итоги проведённой диагностики (первичной и повторной) детей старшего дошкольного возраста по методике «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (исследователи — Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Снизилось число детей с низким уровнем эмоциональной реакции на произведения:

  1. Первоначально у 15,4% детей был низкий уровень эмоциональной реакции.
  2. После повторной проверки ни у одного ребенка не было такого уровня.
  3. Дети могут давать простую оценку, но не всегда правильно понимают произведение.

Уменьшилось количество детей со средним уровнем эмоциональной реакции на искусственные произведения:

  1. Изначально 69,2% детей попали в эту группу.
  2. После повторной проверки этот показатель стал меньше, сократившись до 46,2%.

Увеличилось число детей с высоким уровнем эмоциональной реакции на произведения:

  1. Первоначально 15,4% детей имели высокий уровень эмоциональной реакции.
  2. После повторной проверки этот показатель вырос до 53,9%.
  3. Эти дети вживаются в сюжет, переживают за героев, проявляют интерес, дают корректную оценку произведению и готовы обсудить его со сверстниками.

Таблица 4 (сравнительная) итогов первичной и второй проверки исследуемых групп.

Были учтены эмоциональные состояния детей: настроение, отзывчивость, состояние здоровья на момент исследования.

Отобранное количество соответствует требованиям качественного и глубокого анализа.

В таблице анализируются четыре группы старших дошкольников, и каждая группа оценивается по 3-м показателям: самооценке, эмпатии и эмоциональной направленности.

Показатели оцениваются как высокие, средние или низкие, что помогает увидеть, как эти группы отличаются друг от друга по данным характеристикам.

 

Таблица 4

Итоги проведённой диагностики в анализируемых группах

Исследуемые группы Показатели диагностического инструментария Значение показателей
Высокое Среднее Низкое
I группа
(28 чел.)
Уровень самооценки испытуемых 17,8% 17,5% 7,2%
Уровень эмпатии испытуемых 46,4% 35.7% 17,9%
Уровень эмоциональной направленности 35,7% 42.8% 21,4%
II группа
(46 чел.)
Уровень самооценки испытуемых 15,2% 67,4% 17,4%
Уровень эмпатии испытуемых 50% 39,4% 10,6%
Уровень эмоциональной направленности 43,5% 41,3% 15,2%
III группа
(29 чел.)
Уровень самооценки испытуемых 17,3% 65,5% 17,3%
Уровень эмпатии испытуемых 62,1% 20,6% 17,3%
Уровень эмоциональной направленности 58,6% 24,1% 17,3%
IV группа
(36 чел.)
Уровень самооценки испытуемых 27,8% 55,5% 16,7%
Уровень эмпатии испытуемых 58,3% 19,4% 16,7%
Уровень эмоциональной направленности 52,8% 27% 19,4%

 

Чтобы определить уровень самооценки детей, их способность чувствовать, как другие себя чувствуют (эмпатия), и насколько сильно они испытывают разные эмоции, мы собрали данные о детях и записали их в табл. 5. Потом был использован математический метод, который называется «критерий Пирсона» для анализа этих данных и определения того, есть ли какая-то связь между уровнем самооценки, эмпатией и эмоциональной направленностью.

χ² — критерий Пирсона применяется для анализа связи между двумя категорическими переменными. Он позволяет определить, есть ли статистически значимая связь между этими переменными. В нашем случае, данными, полученными в рамках программы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников художественно-эстетическими средствами, были обработаны с помощью χ² — критерия Пирсона для определения уровня самооценки, эмпатии и эмоциональной направленности.

χ² — критерий Пирсона подходит для анализа связи между категорическими переменными, такими как самооценка (например, низкий, средний, высокий уровень), эмпатия (например, низкий, средний, высокий уровень) и эмоциональная направленность (например, позитивная, нейтральная, негативная). Анализ с помощью х2 — критерия Пирсона позволит определить, есть ли связь между этими переменными и насколько она статистически значима.

Учитывая характер нашей программы развития, анализ с помощью х2 — критерия Пирсона может помочь определить, насколько эффективно программа влияет на самооценку, эмпатию и эмоциональную направленность у старших дошкольников. Большинство измерений, проведенных с применением критерия хи-квадрат (χ²), либо соответствуют критическим значениям, либо превышают их. Критические значения для уровней значимости 0.05 и 0.01 составляют 5.991 и 9.21, соответственно.

Из анализа данных в Таблице 5 видно, что статистически значимы различия по показателю самооценки детей в группах I и II, по показателю эмпатии – в группах I, II, IV, по показателю эмоциональной направленности – в группе II.

Таким образом, полученные данные являются подтверждением статистической значимости исследования, а также поддерживают предположение о том, что применение художественно-эстетических методик обеспечивают развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников.

 

Таблица 5

Определение значений показателей посредством χ 2-критерия Пирсона

Группы Показатели инструментария для диагностики по уровню: χ²эмп
I группа
(двадцать восемь чел.)
самооценка испытуемых 18,026
эмпатия испытуемых 5,988
эмоциональная направленность 4,182
II группа
(сорок шесть чел.)
самооценка испытуемых 8,548
эмпатия испытуемых 7,244
эмоциональная направленность 6,882
III группа
(двадцать девять чел.)
самооценка испытуемых 3,602
эмпатия испытуемых 5,692
эмоциональная направленность 4,962
IV группа
(тридцать чел.)
самооценка испытуемых 5,612
эмпатия испытуемых 8,223
эмоциональная направленность 5,03

Анализ результатов приводит к следующему выводу: у детей наблюдается стабилизация уровня самооценки и значительный рост показателя эмпатии. Это свидетельствует об эффективности программы, применяемой в исследовании.

При сопоставлении наших результатов с выводами актуальных компетентных исследований в области эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста мы замечаем сходство с исследованиями М.А. Нгуена, проведенными в детских садах. Его исследования подтверждают рост уровня эмпатии у дошкольников, на вторичной диагностике. Эти результаты соотносится с нашими, что говорит об успешности исследования.

Современные исследования в сфере развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста расширяют свои рамки, включая анализ дополнительных аспектов в качестве оценочных критериев. Выражение эмоций и богатство эмоционального словаря привлекают внимание исследователей. Все это говорит о многогранности анализируемого психолого-когнитивного механизма.

Сводя вместе результаты проведенных исследований, можно сказать, что для того чтобы помочь детям развивать их эмоциональный интеллект, создавать отношения, основанные на доверии и эмпатии внутри семьи, а также способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в ДОУ, необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия:

Таблица 6

Ключевые условия для развития эмоционального интеллекта детей

Ключевые условия для развития эмоционального интеллекта детей
1. Регулярные и целенаправленные занятия с раннего детского возраста, направленные на формирование компонентов эмоционального интеллекта.
2. Поддержка эмоционального развития педагогов дошкольных учреждений, способствующая эффективному разрешению конфликтов на эмоциональном уровне, предотвращению психологических травм.
3. Активное вовлечение детей в коллективные мероприятия (выступления, выставки, конференции, конкурсы), способствующее развитию коммуникативных навыков.
4. Проведение совместных тренингов по психологии для дошкольников и их законных представителей с акцентом на эмоциональную открытость и терпимость.
5. Организация мероприятий психологического и педагогического просвещения законных представителей детей о важности развития эмоционального интеллекта у детей и их собственного роста в этой сфере.
6. Внедрение сказочных материалов и художественно-эстетических элементов в образовательную практику с учетом методической поддержки педагогического планирования.
7. Расширение области чтения в групповых помещениях и создание комфортной среды для чтения.
8. Формирование обучающей среды с необходимыми дидактическими материалами, посвященными эмоциям, а также эмоциональным состояниям, для расширения опыта детей.

 

В связи с актуализацией использования сказочных материалов в воспитательно-образовательном процессе, мы считаем, что интеграция сказочных элементов в различные направления деятельности детей дошкольного возраста имеет важное значение и является целесообразной:

Образовательная деятельность:

  1. Включение сказочных элементов в образовательные занятия.
  2. Организация творческих проектов с использованием сказочных мотивов.
  3. Применение сказочных сюжетов с целью разрешения проблемных ситуаций.
  4. Интерактивные занятия с включением в процесс сказочных персонажей.
  5. Проведение дидактических игр с сказочной тематикой.
  6. Драматизации, основанные на сказках.

Образовательная деятельность в режимных моментах:

  1. Обсуждение проблемных ситуаций с использованием сказочных сюжетов.
  2. Организация бесед с участием различных персонажей из сказок.
  3. Проведение сюжетно-ролевых игр, которые основаны на сюжетах сказок.
  4. Поддержка развития детей через драматизации в режимных моментах.

Самостоятельная деятельность детей:

  1. Поощрение использования сказочных сюжетов для решения проблем.
  2. Поощрение индивидуального чтения сказочных книг.
  3. Организация обсуждений прочитанных сказок в группе.
  4. Создание игровых ситуаций с элементами сказочных историй.

Внеурочная кружковая работа:

  1. Проведение психологических упражнений и консультирования (психологического) с использованием сказочных аналогий.

Интеграция сказочных материалов в игры, занятия со старшими дошкольниками способствует эффективному развитию и обучению.

Важное значение приобретает развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Для эффективного осуществления этого процесса ключевую роль играет использование сказочного материала. Важно осознавать, что данная задача является многогранной, и она требует соблюдения нескольких важных принципов:

  1. Совокупное формирование: Эмоциональное развитие ребенка формируется под влиянием не только дошкольной учебной программы, но и воздействия семьи, близкого и широкого социального круга людей. Одновременно важное значение имеет общая морально-идеологическая атмосфера в стране.
  2. Тщательный подбор материала: Выбор сказок требует особой осторожности. Художественный материал должен быть выбран с учетом содержания и ценностей, которые они несут. Кроме того, важно активно обсуждать события сказок с ребенком, способствуя его осознанию эмоций персонажей.
  3. Эмоциональная зрелость взрослых: Взрослые, которые взаимодействуют с детьми, должны стремиться к повышению своей эмоциональной зрелости, что непосредственно влияет на их способность помогать детям понимать и управлять своими эмоциями.
  4. Образовательная поддержка: Обучение родителей, а также опекунов аспектам психологии и педагогики играет немаловажную роль в поддержке эмоционального развития старших дошкольников.
  5. Поддержка родителей: Родители также нуждаются в поддержке. Проведение с ними психологических и педагогических сессий способствует развитию их эмоциональной зрелости, что сказывается в дальнейшем на воспитательных способностях.
  6. Инновационные образовательные методы:

Применение современных подходов и технологий в дошкольных учебных заведениях играет важную роль в стимулировании эмоционального интеллекта детей. Важно учитывать объективные потребности, а также пожелания родителей.

При понимании этих принципов можно обеспечить эффективное развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников.

Выводы по второй главе

  1. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности. Эмоциональная сфера дошкольников сама по себе качественно не развивается. Её необходимо развивать, используя для этого различные средства педагогического воздействия.
  2. В ходе анализа данных с использованием критерия хи-квадрат (χ²) Пирсона были выявлены расхождения между

Статистически значимы различия по показателю самооценки детей в группах I и II, по показателю эмпатии – в группах I, II, IV, по показателю эмоциональной направленности – в группе II.

  1. Проанализировав динамику развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что уменьшилось число дошкольников с низким уровнем сформированности эмоционального интеллекта. Эти дошкольники не умеют определять свое эмоциональное состояние, у них слабо развит словарь эмоций. Они не дифференцируют представления об эмоции, не умеют установить взаимосвязь между действием и эмоцией, не проявляют заинтересованности и эмоциональной отзывчивости. Эти дошкольники могут давать простейшую оценку без проявления эмоций, не всегда адекватно оценивают произведение, ошибочно определяют эмоциональное состояние героев. Выразительные способности у этих дошкольников практически не развиты, они ошибочно изображают эмоции.

Увеличилось число дошкольников со средним уровнем сформированности эмоционального интеллекта. Знания об эмоциях у этих детей поверхностные, они называют одни и те же действия как соответствующие разным переживаниям. Эти дошкольники проявляют эмоциональную отзывчивость, но свои ощущения от произведения высказывают «по требованию».

Так же увеличилось число дошкольников с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта. Эти дошкольники правильно распознают эмоции, отвечают развернуто и подробно. Ситуации, объекты и действия окружающего мира вызывают у них эмоциональные переживания и адекватное восприятие. Они выразительно и верно передают чувства и эмоции

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей на основе проведенных консультаций позволило проинформировать родителей об особенностях эмоционального интеллекта их детей и также оказать положительное влияние на его развитие.
  2. При решении задач развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, целесообразно и правомерно использовать художественные произведения сказочных жанров и другие, художественно-эстетических средств, что в свою очередь, при правильно отобранных технологиях, приведет к развитию всех компонентов эмоционального интеллекта дошкольников: эмпатии, осознания собственных эмоций и эмоций окружающих, толерантности, а также навыков разрешения конфликтных ситуаций.
  3. Современный социальный заказ общества заключается в предъявлении таких требований к личности как креативность, творчество мысли, неконфликтность, лабильность, умение коммуницировать и эффективно взаимодействовать с окружением. Для развития этих качеств необходимо понимать эмоции другого, а также априори развивать свои, уметь их контролировать и быть эмпатичным по отношению к другим. Важно осознавать, что закладывать эмоциональные знания и умения в ребенке необходимо уже с раннего возраста. Данный возраст отличается сензитивностью речевого развития, повышенным интересом к сказкам и историям. Представленные факты подтверждают педагогическую целесообразность развития эмоционального интеллекта дошкольников посредством художественных произведений сказочных жанров.
  4. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами и состоящая в том, что специально разработанная программа, построенная на использовании художественных произведений, способствует развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников, подтвердилась.

Вышеизложенное исследование можно рассматривать как пути оптимизации использования и развития эмоционального интеллекта детей в дошкольных образовательных организациях.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил установить, что в современном обществе проблема понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро

Изучение научной литературы позволило раскрыть сущность понятия эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект – это навыки конкретного человека не только адекватно понимать свои эмоции, но и умение верно интерпретировать эмоциональные реакции других людей, а также способность управлять эмоциями. У старших дошкольников эмоциональный интеллект еще не сформирован. Дети не могут верно интерпретировать мимику, что затрудняет процесс распознавания эмоций других людей. Однако они эмоциональны и чувствительны, легко могут понять эмоциональное состояние партнера по общению, то есть эмпатия развита у них на достаточно высоком уровне

Несмотря на многочисленные исследования в области развития эмоционального интеллекта, многие вопросы до сих пер остаются нерешенными. В настоящее время идет активный: процесс исследования этой области.

Важным периодом в развитии эмоционального интеллекта является старший дошкольный возраст. Важную роль в развитии эмоционального интеллекта в этом возрасте имеют игры и упражнения, реализуемые во время игрового тренинга.

В процессе нашего исследования мы занимались оценкой уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Важно отметить, что мы выстроили два этапа: первый — этап констатирования, второй — этап контроля. Интересно, что результаты анализа этих двух этапов показали наличие статистически значимых различий.

Такие различия между этапами подтверждают эффективность использования художественных произведений и методов художественно-эстетического подхода в работе над развитием эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Проведенные консультации с родителями сыграли значимую роль в понимании психолого-педагогических аспектов. Основной фокус был уделен объяснению особенностей эмоционального интеллекта, который имеет ключевое влияние на развитие детей.

Для эффективного формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников было предложено использовать художественные произведения в жанре сказок, а также художественно-эстетические приемы, способствующие более глубокому усвоению материала.

Выбор подходящих образовательных методов играет существенную роль в данном процессе для развития всех аспектов эмоционального интеллекта дошкольников. Сюда входит культивирование эмпатии – способность понимание чувства других, осознание личных эмоций и умение управлять ими, а также распознавание эмоций окружающих. Кроме того, данные методики способствуют формированию толерантности и навыков разрешения различных конфликтных ситуаций.

Сегодня в обществе такие качества, как креативность, умение думать оригинально, способность обходиться без конфликтов, умение адаптироваться, легко общаться и хорошо взаимодействовать с окружающим миром являются очень важными. И чтобы эти качества были сформированы у человека, ему важно научиться понимать, как другие люди себя чувствуют, управлять своими эмоциями, проявлять сочувствие. Эмоциональное состояние тоже надо развивать с детства. Важно знать, что навыки работы с эмоциями нужно развивать уже в раннем возрасте. В это время дети особенно чувствительны к языку, они интересуются сказками и историями. Всё это показывает, что использование сказок в развитии эмоционального интеллекта дошкольников имеет свои образовательные плюсы.

Перечисленные нами результаты исследований могут рассматриваться в качестве направления деятельности, направленной на обеспечение эффективности использования и развития эмоционального интеллекта детей в ДОУ.

От развития эмоционального интеллекта зависит сформированность личности старшего дошкольника, его продуктивное взаимодействие, восприятие происходящих в обществе явлений, устойчивость к стрессам у детей, так называемая «психологическая выносливость», и вообще служит одним из условий успешной его социализации. В связи с этим подчеркивается важность организации продуманной и планомерной работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя:

  1. Формирование интереса детей к красоте вокруг них.
  2. Удовлетворение потребности детей в выражении себя через творческую деятельность.
  3. Развитие продуктивной и творческой работы, совместно с участием воспитателей и семьи.

В процессе художественно-эстетического воспитания:

  1. Формируется способность видеть и ценить красоту вокруг.
  2. Развивается потребность детей в общении с изобразительным искусством.
  3. Формируется ощущение чувства эстетики.

Важно подчеркнуть, что дошкольный возраст — это время наиболее активного взаимодействия с окружающими людьми, а также формирования отношения к окружающим.

Рассмотренные нами средства необходимы педагогам для того, чтобы обеспечить художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста непосредственно в ДОУ, а также дома. Благодаря разнообразию средств педагоги ДОУ имеют широкий спектр возможностей и способов стимулирования творчества детей, стремления их к поиску прекрасного и овладению ими знаниями эстетического характера. Безусловно, воспитатели при выборе средств должны учитывать индивидуальные особенности и возраст детей и в то же время принимать во внимание свой педагогический потенциал.

В основе создания развивающей предметно-пространственной среды заложены необходимые условия для обеспечения успешной созидательной деятельности, творческого потенциала и эстетического вкуса в условиях культурного и досугового времяпровождения. Методы создания такой развивающей среды позволяют формировать у детей необходимый творческий опыт и осуществлять раскрытие их творческого потенциала в условиях деятельности, приносящего пользу развития эмоционального интеллекта.

Таким образом, эмоции, которые возникают в игровых ситуациях, могут препятствовать негативным эмоциям, агрессии и невниманию, благодаря тому, что они закрепляются и обобщаются в сознании старшего дошкольника. Эмоциональная сфера дошкольников требует активного развития с использованием разнообразных педагогических методов.

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Принят Министерством образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155, 2013. – 22 с.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2021. – 272 с
  3. Андреева И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 131.
  4. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 83.
  5. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 2. С.104-109.
  6. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. // Вопросы психологии. − 2021. − №3. − С. 78-86.
  7. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению». // Психологический журнал. – 2018. − №1. − С. 28-32.
  8. Бутенко Н.В.. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: методика, технология, практика: монография /– Москва: Издательство «Перо», 2016. — 200 с.
  9. Буянова, А.Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.Ю. Буянова, Е.Ю. Бледнова, С.Ю. Кудрявцева, Э.М. Зимуков. – Электрон. журн. – Режим доступа: – https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/ (дата обращения: 23.07.2023).
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Изд-во «Перспектива», 2020. 125 с.
  11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Изд-во «Перспектива», 2018. 224 с.
  12. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1999. – 352 с.
  13. Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский – М. : Смысл; Эксмо, 2004. – 1136 с.
  14. Гоулман Д.Г. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ; пер. с англ. А.П. Исаевой. М.: Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 544 с.
  15. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М. : АСТ: АСТ Москва: Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.
  16. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М. : АСТ: АСТ Москва: Владимир: ВКТ, 2019. – 478 с.
  17. Джилл Хэссон. Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники.  Москва; 2018.  — 60
  18. Демкович В.И., Рачковская Н.А. Детское творчество как средство развития одаренности детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. «XV Левитовские чтения». Москва, 2020. С. 125-131.
  19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник творчества // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1997. № 3. С. 15-26
  20. Комкова Е.И., Недвецкая Т.М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников. // Инновационные образовательные технологии. – 2018. – №1. – С. 53-58.
  21. Корж Е.М. Роль семейных отношений в развитии психологического поведения личности // Мир образования — образование в мире. 2020. № 4. С. 88- 94.
  22. Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития : монография ; М-во образования и … Науч.-информ. издательский центр «Ин-т стратегических исслед.» М., 2019. 113 с.
  23. Куракина, А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 11.
  24. Куцева Е.В., Лужбина Н.А. Эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2018. № 10. С. 366-368.
  25. Лёвкин, В.Е. Тренинг эффективного общения: учебное пособие / В.Е. Лёвкин. – М. : Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 142 с.
  26. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2019, 860 с.
  27. Леоньтев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций / А.Н. Леоньтев. – Москва: Московский университет, 1991. — 38с
  28. Лук А. Н. Л84 Эмоции и личность.— М.: Знание, 2021. —  176 с.
  29. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. – СПб. : Питер, 2019. – 96 с.
  30. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 176 с.
  31. Люсин Д.В. Точность распознавания эмоций при социальной перцепции и при восприятии музыки Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. с. 155–164
  32. Нгуен М.А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2019. №1.
  33. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребёнок в детском саду. 2019. № 5. С. 80-87.
  34. Рачковская Н.А., Прокофьева Л.А. Использование нетрадиционных пластичных материалов в лепке для формирования изобразительных умений дошкольников // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. «XV Левитовские чтения». Москва, 2020. С. 292-297.
  35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; изд. 2-е. – М. : Питер, 2002. – 720 с.
  36. Семенака, С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольников / С.И. Семенака // Детский сад: теория и практика. – 2019. – №4. – С. 86-95.
  37. Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака. – М: АРКТИ, 2021. – 213 с
  38. Семякина М.А., Большакова Т.Ю. Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у детей младшего школьного возраста // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе: сб. матер. межвузов. науч.-практ. конф. Москва, 2019. С. 121-124.
  39. Торндайк, Э.Л. Процесс учения у человека / Э.Л. Торндайк; Пер. с англ. под ред. проф. С. Е. Гайсиновича и со вступ. статьями проф. П.П. Блонского и проф. С. Е. Гайсиновича. – М. : Учпедгиз, 1995. – 160 с.
  40. Уланова, А.Ю. Понимание психического мира как механизм развития согласованности между коммуникативными партнерами / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. // Психологические исследования. Труды молодых ученых. – 2019. – №8. – С. 166-177.
  41. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – М. : 1995. – 142 с
  42. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников — М.: Генезис, 2004.  — 175 с
  43. Хожемпо В.В. Тарасов К.С. Пухлянко М.Е. Азбука научно-исследовательской работы студента: Учеб. Пособие. Изд. 2-е испо. и доп. — М.:РУДН, 2010. — 107с.: ил
  44. Хухлаева, О. В. Лабиринт души: терапевтические сказки / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. – Москва : Академический проект, 2016. – 175 с.
  45. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры / С. А. Черняева. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 168 с.
  46. Шиманская, В. А. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми / В. А. Шиманская. – Москва : Бомбора, 2017. – 128 с.
  47. Шнайдер, М. И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М. И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.
  48. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта. // Практическая психология образования. – 2019. – №3. – С. 4-10.
  49. Bar-On, R. (2006). The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema, 18 , supl., 13-25.
  50. Beldoch, M. Sensitivity to Expression of Emotional Meaning in Three Modes of Communication. In Social Encounters: Readings in Social Interaction, Michael Argyle, ed., Aldine Publishing Company, 1973, pp. 121-131
  51. Beltyukova O.V., Erkibaeva G.G., Zharkova A.A., Pikalov Yu.V., Klyuchnikova A.N., Mosienko L.V., Vershinin V.P. Modern higher education competitiveness: commercial strategies and administrative policy // EurAsian Journal of BioSciences. Т. 14. № 2. С. 3485-3490
  52. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y. Bantam Books, 1995. 352 p.
  53. Guilford J.P. The nature of human intelligence. Y., 1967. 538 р.
  54. Mayer J.D. A feld guide to emotional intelligence // Emotional intelligence in every day life / I. V. Ciarrochi, J. P. Forgas, J. D. Mayer (eds). Philadelphia, 2001. P. 3-24.
  55. Mayer J.D. The intelligence of emotional intelligence / J.D. Mayer, P.Salovey // Intelligence 1993. 17(4). рр. 433-442.
  56. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence // J. Pers. 1990. Vol. 54, № 3/4. P. 772-781.
  57. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. – Emotion, 2021.
  58. Mazurkiewicz J. Wstep do psychofizijologii normalnej. Warszawa : PZWL, 1950. Т. 1. 379 р.
  59. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognit. 1990. Vol. 9. P. 185-211.
  60. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India, 2017, vol. 97, no. 5, pp. 171-185.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф