Страницы 1 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Педагогика и психология с момента своего выделения в автономные науки подняли до профессионального уровня изучение личности. Согласно теории развития З.Фрейда, каждый человек с момента рождения проходит пусть совершенствования от инстинктов и до гармонично адаптированного деятеля в социуме. Представители и последователи значимых в нашей жизни наук, обучающих человека важнейшим критериям социальной жизни, разработали множество способов стимулирования желания совершенствоваться. Интеллектуально полноценная личность владеет своими эмоциями, развивает мышление, логику, творческие дарования. Умение самостоятельно расширять горизонты своей самодостаточности прививается еще с дошкольного возраста. Именно в рамках дошкольного периода в старшие годы закладывается фундамент приобретения навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, дети проверяют глубину своего влияния на этот мир и тем самым создают условия, благоприятные для своего развития.
В последние годы зафиксировано системой образования много открытий в педагогике и психологии, что значительно изменило взгляд на обучение в этих сферах. Государственная поддержка и требования к обучению подтверждают заинтересованность в том, что в будущем наши дети продолжат получать высококачественное образование.
Планирование концепции развития педагогики предусматривает новые открытия в области психологического взаимодействия между педагогикой и психологией. Создать гармоничную и активную личность можно, используя образовательные платформы, адаптированные к изменениям направлений таких как индивидуальный характер обучения либо существующие изменения в содержании самой программы. Соединения опыта в педагогическом направлении с опытом в психологии определяет связи между разными сферами знаний. В итоге педагоги и воспитатели могут использовать данный аспект в формировании воображения, творческого мышления, приложить полученные знания к опыту работы с детьми для подготовки дошкольников к новой ступени взросления в школе.
Тернистый путь развития личности, в контексте которого контроль над эмоциональными проявлениями ребенком, становится подлинным творческим приобретением – это нелегкий многовариантный ход развития. Он завоевывается проявлениями волевых эмоциональных напряжений, укрощением вспыльчивого выражения эмоций, расширением границ восприятия гармонии окружающего мира. Развивая в детях эти качества, мы определяем уверенную личность способную выдержать любые перемены, адекватно реагировать на быстрые изменения и жизненные обстоятельства.
Индивидуальный характер каждого из воспитанников в дошкольном учреждении несет для нас ответственность за хрупкий внутренний мир, который мы создаем в них. Эмоции детей определяют дальнейший ход ведения процесса обучения. Объединение оптимальных методик в педагогике и психологии приносит исключительный результат и является общепринятым фундаментом в проведении игр, занятий, и внеурочной свободной деятельности ребят.
Ролевая составляющая сюжетных игр занимает одно из главных мест в процессе самоутверждения ребенка. Играя в любимого героя, они познают эмоционально богатый воображаемый мир, перенимают опыт и линию поведения, осознают сложность волевого выбора в созданной игровой ситуации.
На современном уровне признания педагогических достижений в образовании используются новые модели воспитания и обучения. Было замечено, что работа над эмоциональной и волевой сферой является ключевым поворотом в согласовании программ и проектов. Психологически подготовить ребенка помогают требования, предъявляемые психологами при проведении занятий, игр и досуга.
Проводя анализ полученных результатов по образовательным программам, педагоги и психологи сделали вывод, что именно дошкольники испытывают эмоциональные сложности, нуждаясь в поддержке и направленности своих поступков, действий и мотивации, носящей индивидуальный характер. Целесообразность использования художественно-эстетических средств в развитии эмоционального интеллекта детей учитывается в современных образовательных программах. Многогранность и вариативность средств, предусмотренных программами (сказки, инструменты изобразительной деятельности, музыка, живопись, танцевальная деятельность) помогает в формировании эмоционального интеллекта дошкольников.
Ведущие умы педагогических и психологических наук занимались исследованиями развития эмоционального интеллекта: такие как И. Н. Андреева, Т. Бредберри, доктор и исследователь Д. Готтман, американский писатель Д. Гоулман, предлагают нам быть аккуратнее и бережнее с проявлением своих чувств, учиться управлять ими, не расходовать энергию, несущую позитивный заряд для интеллекта зря. Они обуславливают это тем, что движущей силой развития является именно эмоциональная составляющая интеллекта человека, которая зарождается в старшем дошкольном возрасте.
Есть также ученые, которые занимаются изучением особенностей формирования того, как дети в возрасте старшего дошкольного возраста учатся управлять своими эмоциями. Это Ю. А. Афонькина, С. И. Семенак, Е. А. Тупичкина. Они являются авторами методик и разработчиками моделей показательного поведения детей этого возраста, умеющих лучше понимать свои чувства.
Также есть исследователи, которые описывают, какими методами и способами развивать умение детей старшего дошкольного возраста управлять своими эмоциями с помощью художественно-эстетических средств. Такие исследования провели Л. А. Белозорова, Ю. Л. Блинова, С. В. Велиева, Ю. В. Лазарева, В. В. Николаева. Они показали, как через рисование, музыку и т.д. дети могут научиться быть лучше в обращении с эмоциями.
Обратим внимание на наличие противоречия. С одной стороны, важно разобраться в том, как детьми используются имеющиеся ресурсы эмоционального интеллекта в процессе обучения и приобретения навыков в старших группах дошкольных учреждений. С другой стороны, отсутствует общий научный подход к изучению этого важного вопроса. Можно констатировать наличие противоречия между значимостью изучения эмоционального интеллекта дошкольников и отсутствием единого научного подхода к исследованиям его развития у детей. Отметим, что эмоциональный интеллект помогает детям общаться и интегрироваться в общество, что особенно актуально для дошкольников, которым необходимо стать устойчивой личностью. В связи с этим, изучение возможностей эмоционального интеллекта старших дошкольников художественно-эстетическими средствами представляется нам достаточно актуальным.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение развития эмоционального интеллекта старших дошкольников художественно-эстетических средствами.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогические исследования развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
- Рассмотреть художественно-эстетические средства, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
- Изучить возможности развития эмоционального интеллекта детей художественно-эстетическими средствами.
- Выявить особенности эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать и провести апробацию программы развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
- Проанализировать динамику развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект старших дошкольников.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Гипотеза исследования: специально разработанная программа, построенная на использовании художественных произведений, способствует развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Методы исследования:
- Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
- Психодиагностический метод.
- Беседа.
- Методы статической обработки данных: χ2 (хи-квадрат) критерий Пирсона.
Методики исследования:
- Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (авторы — Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
- Беседа «Осознание детьми собственных эмоций» (авторы — Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина, И. О. Карелина).
- Методика «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (авторы — Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Санкт-Петербург «Школа № 755 Региональный Центр Аутизма». Все дети, принимавшие участие в исследовании, являлись нормотипичными. Общее количество детей, участвующих в исследовании – 139, из 4 разных групп (классов). Возраст детей от 5 до 7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы педагогами, психологами при разработке программ по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, а также родителями при организации развивающих занятий с детьми.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена на 89 страницах, включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложений. Работа содержит 9 рисунков, 8 таблиц.
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
1.1 Психолого-педагогические исследования развития эмоционального интеллекта старших дошкольников
В ФГОС для старших дошкольников определены важные цели. Одна из них – научить детей лучше понимать свои чувства и чувства других (эмоциональный интеллект). Это важно, чтобы они были дружелюбными и уважительными к окружающему миру и к себе. Также, чтобы они чувствовали, что они важны, и могли правильно выражать свои чувства [1].
Давайте разберем, что такое «эмоциональный интеллект», его части, особенности и как его можно развивать у маленьких детей.
Сначала ученые говорили о «социальном интеллекте». Ученый Э. Торндайк объяснял это как умение понимать людей, общаться с ними и вести себя разумно в отношениях [39].
В 1995 году Дэниель Гоулман написал книгу «Эмоциональный интеллект». Он определил его как способ обращения с самим собой и другими людьми. С тех пор ученые начали изучать, как он формируется и как можно использовать его на практике [15].
Рувен Бар-Он, описал эмоциональный интеллект как способность понимать и уметь обращаться с чувствами, которая помогает справляться с разными ситуациями в жизни. Кроме того, ученый выделил пять областей умений, в которых он проявляется: умение разбираться в собственных чувствах, общаться с другими, адаптироваться к различным изменениям, управлять стрессом и область настроения [49].
Чтобы измерить эти области, Р. Бар-Он создал анкету EQ-i, которая помогает определить эмоциональный коэффициент (мера эмоционального интеллекта). Данная анкета не только для взрослых, но и для детей от шести до восемнадцати лет. Это новый и немаловажный шаг в исследовании эмоционального интеллекта.
Согласно Д.В. Люсину, когда говорят о «эмоциональном интеллекте», то это должно включать в себя разумную сторону, то есть способность понимать и анализировать. Если этой стороны нет, то использование слова «интеллект» становится неправильным [31].
Л.С. Выготский подметил, что чувства связаны с нашим пониманием вещей и интеллектом, и между ними есть очень близкая связь. Уровень развития нашего понимания влияет на то, как мы чувствуем. Л.С. Выготский говорил, что «если человек не связывает мышление с чувствами, то это лишает возможности понять, почему он думает так, а не иначе, и делает попросту невозможным изучение влияния мышления на наши чувства и волю» [12, с. 134].
А.Н. Леонтьев пишет, что мышление связано с эмоциями. Если человек знает о вещах и событиях вокруг, то его отношение к ним может меняться [26, с. 61].
С.Л. Рубинштейн указывает, что эмоции связаны с умом. Он отмечал также, что эмоции — это объединение чувств и умственных процессов, также как мышление. А также Рубинштейн определил эмоции как часть мыслительных процессов и сказал, что эмоции и процессы познания не являются одинаковыми [35, с. 688].
Эмоциональный интеллект (сокращенно EI) означает умение человека понимать и управлять эмоциями, как собственными, так и других, с целью решения разных задач [22].
Исследователи Дж. Майер, П. Саловей и Д. Карузо отмечают всего 4 ключевые части эмоционального интеллекта [48]:
- Восприятие эмоций означает умение узнавать эмоции остальных людей, опираясь при этом на их выражение лица, а также на жесты, внешний вид, ходьбу и голос, а также определять свои собственные эмоции.
- Использование эмоций для мышления — способность использовать собственные эмоции для стимулирования мышления может дать стимул для креативности и мотивации.
- Понимание эмоций — умение понимать, откуда берутся эмоции, какая существует связь между мыслями и эмоциями, как происходит изменение эмоциональной составляющей со временем включает понимание сложных чувств и их влияния непосредственно на наши взаимоотношения.
- Управление эмоциями — способность управлять эмоциями, чтобы достичь целей. Сюда также входит умение учитывать эмоции при решении разнообразных задач, принятии определённых решений и контроле над собственным поведением.
Все эти аспекты учитываются, чтобы сформировать у дошкольника эмоциональный интеллект, который играет важную роль в межличностных отношениях, принятии решений и общем благополучии.
Понятие эмоционального интеллекта означает способность осознавать и контролировать свои эмоции. Этот термин был создан учёным Д. Гоулманом. Он выделил пять основных аспектов этого типа интеллекта [16]:
Самопознание: это умение понимать свои эмоции и то, что вас мотивирует. Также это знание о ваших сильных и слабых сторонах, и понимание ваших целей и ценностей.
Саморегуляция: это способность контролировать свои эмоции и не давать им властвовать над вами.
Мотивация: это умение стремиться к чему-то и работать над этим, даже если это трудно. Это стремление к достижению цели просто потому, что это важно.
Эмпатия: это понимание чувств других людей и способность чувствовать с ними. Также это умение учитывать чувства других при принятии решений.
Социальные навыки означают способность общаться и приматом устанавливать хорошие отношения с остальными. Кроме того, это умение оказывать влияние на людей и помогать им двигаться в конкретном направлении.
Основой эмоционального интеллекта являются важные ценности — развитие и ответственность. Это относится к тому, как мы относимся к себе, к обществу и к миру вокруг нас. Если живешь по этим ценностям, то нет места для манипуляции.
Эмоциональный интеллект состоит из разных частей, как говорит С.И. Семенака: «самосознание, самообладание, то есть умение контролировать себя, мотивация, понимание чувств других и способность общаться. Давайте разберем каждую часть» [36, с. 90].
Самосознание означает понимать свои чувства, настроение и то, что движет нами. Самообладание, как отмечено выше, это и есть умение контролировать свои эмоции и отвечать за свои действия. Мотивация — это сильное желание достичь цели и быть настойчивым, когда бывает трудно. Чуткость — это умение понимать чувства других, интересоваться их точкой зрения, их запросами. Коммуникация позволяет нам чувствовать доверие людей и вызывать доверие у них, понимать и выражать свои мысли и чувства, а также регулировать различные конфликты.
Эмоции, кроме вышеперечисленного, влияют на то, как мы воспринимаем этот мир, что именно привлекает наше внимание, как мы помним вещи и как мы думаем. Эмоции способствуют воображению и творчеству детей, влияют на то, чтобы дошкольники были заинтересованы и активны, особенно когда готовятся к школе. Именно эмоции могут стать пусковым механизмом для нашей деятельности. Если Ребекка проявляет множество хороших чувств, то он будет наполнен энергии, будет проявлять активность, любознательность и уверенность в себе [37].
Согласно мнению В.Е. Лёвкина, ключевыми частями эмоционального интеллекта являются:
- Умение понимать, когда у тебя и у других людей есть определенные чувства и эмоции.
- Способность осознавать, почему у тебя или у других возникают определенные эмоции и чувства.
- Навыки управления своими эмоциями (включая способность выражать и использовать их).
Согласно В.Е. Лёвкину, это очень важно, как для личной жизни, так и для эмоциональной стороны взаимодействия [24].
Кроме того, согласно мнению В.Е. Лёвкина, уровень эмоционального интеллекта отражает уровень зрелости человека в плане его психики. На низком уровне он характерен непосредственно для детей и для взрослых, которые недостаточно созрели в плане мышления и эмоций. Эмоциональный интеллект на высоком уровне говорит о том, что человек зрелый психологически, и он имеет активную позицию в жизни [24].
Считаем, что педагогам надо учить детей понимать свои эмоции, учитывая, как каждый ребенок ведет себя, когда чувства сильные. В этой связи мы разберем понятие «сильные чувства» (или эмоциогенные ситуации), какие они бывают, как в каждом случае, и как дети себя ведут.
Актуализация эмоционального интеллекта — это то, как люди управляют собственными эмоциями, то есть как они себя чувствуют и реагируют (в эмоциональном плане), в тех обстоятельствах, которые вызывают эмоции. То есть актуализация эмоционального интеллекта помогает выбирать варианты того, как реагировать на сложные эмоциональные обстоятельства, которые в будущем уже не будут казаться такими сложными (например, когда человек чувствует себя разочарованным или находится под стрессом). Люди определяют наиболее эффективные варианты преодоления подобных ситуаций. Эмоциональный интеллект выполняет две важные функции. С одной стороны, он помогает использовать эмоциональные ресурсы в трудные времена, используя эмоции для поддержки. С другой стороны, он помогает поддерживать стабильность эмоционального состояния [9].
Ситуации становятся эмоционально заряженными только тогда, когда они важны для человека. Такая «эмоциогенность» присуща многим моментам общения и означает, насколько вероятно возникновение эмоций в определенной жизненной ситуации.
По словам ученого П. Фресса, не существует просто так «эмоциогенных ситуаций», это зависит от того, как связаны мотивация и возможности человека. Эмоциональная ситуация – это не только объективные обстоятельства, но и то, как человек их воспринимает, как он относится к ним в соответствии с его потребностями и целями. Оценка играет важную роль в том, будет ли ситуация «эмоциогенной», это первый шаг к появлению эмоциональной реакции, а не сами обстоятельства [41].
Эмоциогенные ситуации – это те, которые вызывают у человека сильные эмоции и напряжение. Ученые также определяют понятие «эмоциогенной ситуации» как важную для человека ситуацию, которая определяет успех или неудачу в удовлетворении его потребностей (Е. Ильин), как ситуацию, связанную с эмоциями (М. Пономарева), или как экстремальную (угрожающую) ситуацию (Р. Лазарус).
По словам П. Фреса, эмоциогенных ситуаций, которые вызывают эмоции, на самом деле нет. Важно, как человек относится к тому, что ему интересно, и что он может сделать. Интересы зависят от того, как человек взаимодействуем с миром вокруг нас [41].
Несмотря на то, что ситуации могут воздействовать на всех одинаково, каждый из нас реагирует на них по-разному. Это зависит от наших желаний, опыта и того, как мы чувствуем. Получается, что для каждого человека ситуация становится «эмоциогенной», когда он не может адекватно справиться с ней, учитывая обстоятельства. То есть человек не может подходящим образом отреагировать на данную ситуацию из-за каких-либо причин.
Конкретное обстоятельство общения обладает эмоциогенным свойством благодаря определенным взаимосвязям, возникающим непосредственно между избыточной мотивацией индивида и его реальными адаптационными способностями. К примеру, отметим, что избыточная мотивация, лишенная возможности проявиться, может стать причиной возникновения разнообразных эмоциональных реакций, воздействующих непосредственно на сам процесс общения. Если такая мотивация предшествует сильному устремлению к реализации сложного задания, то у человека начинает возникать беспокойство, а также он сосредотачивает свое внимание исключительно на данной цели. Обычно беспокойство утихает при начале действий. Время от времени ожидание может привести к мобилизации энергии, которая остается нераспределенной. В таких случаях в общении может возникнуть ситуация эмоциогенного характера.
Анализируя точки зрения ученых, стоит отметить позицию П. Фресса, который предлагает следующую систематизацию эмоциогенных ситуаций:
— Недостаточная приспособляемость, когда человек попросту не может адекватно отвечать на стимуляцию в обстоятельствах: а) новизны, б) необычности, в) неожиданности.
— Избыточная мотивация: а) без применения, б) при разочаровании, в) в присутствии иных людей, г) в обстоятельствах возникновения конфликта. Ограниченность данной классификации заключается в её ограничении только негативными эмоциональными случаями.
— Эмоциональная окраска восприятия. Она связана с чувством удовольствия или же неудовольствия в ходе восприятия. Эмоциональная окраска восприятия – это наименьший уровень врожденной эмоциональной реакции, которая является безусловно-рефлекторной. Отметим, что её биологическая функция состоит в оценке воздействия раздражителей на организм человека и животных через вызывающее удовольствие или неудовольствие. Эта эмоциональная окраска способна наделять эмоции, а также социализированные эмоциональные явления, такие как чувства, определенным оттенком. Примером является чувство презрения, которое базируется непосредственно на чувстве отвращения.
Целесообразно отметить такой момент, что дальнейшим этапом в эволюции эмоционального реагирования является эмоциональный оттенок впечатлений. Данный аспект коррелирует с активностью центров — с «удовольствием» и «неудовольствием». Несмотря на схожие функции, он способен проявиться в форме лишенной физического контакта реакции. Более того, он обладает свойством обобщенности и обусловлен социализированными факторами.
Касательно классификации ситуаций, способных вызвать эмоциональные реакции, важно отметить несколько критериев, по которым это деление может быть выполнено. Среди таких критериев — степень новизны, необычности и внезапности. В результате такой дифференциации, эмоциогенные ситуации могут быть разделены на следующие категории:
- Новые ситуации — это те, которые воспринимаются как совершенно незнакомые. Встреча с такими ситуациями может вызвать возбуждение, которое лишь через эмоциональные реакции находит способ разрядиться. Только когда человек сумеет найти адекватный способ реагирования, эмоции постепенно утихают.
- Необычные ситуации — под этим подразумеваются ситуации, создающие ощущение неопределенности. В ситуации повторения даже малых помех, данные ситуации могут оставаться лишенными объективно «точных ответов», которые могут способствовать их последующему решению.
- Внезапные ситуации — это те обстоятельства, которые непреднамеренно возникают непосредственно для человека и становятся причиной интенсивных эмоций, охватывая шкалу непосредственно от удивления до ужаса.
Подчеркнем особенности эмоционального интеллекта у дошкольников и особенности формирования их эмоционального интеллекта.
М. И. Лисина, в своем исследовании, рассматривала формирование процессов общения у детей и подчеркивала, что для каждого ребенка важным является наличие хороших взаимоотношений со сверстниками. Она отметила также, что понимание потребностей в своих сверстниках у ребенка отсутствует. В основном дошкольнику мало интересна личность его товарища: он имеет ограниченную способность отразить индивидуальные черты друга, редко обращает внимание непосредственно на его эмоциональное состояние. Вместо этого, он более чувствителен к тонким нюансам в отношениях сверстников к себе. Ребенок относится к сверстнику как к «невидимому зеркалу» — в нем он ищет отражение себя. Несмотря на желание быть признанным и вызвать восхищение других, дети не обладают способностью и не проявляют желания выразить одобрение непосредственно своему сверстнику [29].
А взгляд А.Ю. Улановой заключается в том, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает интенсивно развиваться способность понимать эмоциональный фон других людей, а также воспринимать смысл сказанного другими, т.е. осознавать внутренний ментальный мир, в который входят мысли, чувства, а также желания, интересы, намерения и т.д. Этот аспект играет ключевую роль в процессе социализации и усвоения социальных норм, а также правил, культурных традиций и установок, которые преобладают непосредственно в окружающей среде ребенка. Согласно А.Ю. Улановой, способность понимать эмоциональную составляющую других людей дает возможность манипулировать конкретной ситуацией. В этом плане эмоциональная сфера дошкольника требует владения выражать, распознавать, понимать и также регулировать свои эмоции [40].
У детей старшего дошкольного возраста эмоции и чувства преобладают во всех аспектах их жизни. Их выражение более интенсивно: эмоции быстро и насыщенно вспыхивают. Однако они уже способны контролировать свои реакции, скрывать чувства, такие как страх, агрессия и горе. Поведение ребенка определяется потребностью в положительных эмоциональных состояниях.
На этом этапе развития дети начинают осознавать поведение окружающих. Они формируют свою позицию, которая влияет на их выбор поведения. Уже проявляется способность регулировать эмоции и управлять своим поведением. Дети могут соответствовать требованиям и преодолевать трудности, чтобы достичь своих целей.
Детям данного возрастного контингента еще сложно справляться с эмоциональными реакциями. Но постепенно чувства приобретают более осознанный характер, а также подчиняются логике, когда дети достигают определённых моральных норм и дают оценку своим действиям в соответствии с ними.
Социальные ценности, нормы поведения и правила взаимодействия с окружающими людьми ребенок усваивает, когда достигает старшего дошкольного возраста. Процесс формирования нравственно ориентированных социальных мотивов и эмоциональных переживаний результатом пассивной адаптации к требованиям социальной среды не является. Социальные мотивы для своего поведения приобретает дошкольник, напротив, через активную деятельность он совершает что-то полезное для окружающих его младших детей, сверстников и взрослых.
В дошкольном возрасте социальные мотивы не обладают стойкостью. Когда ребенок под воздействием социальной мотивации, предложенной взрослыми, приступает к действиям, часто он отклоняется от своих первоначальных намерений и переходит непосредственно к другим действиям, которые знакомы ему и подходят к фактической ситуации. Уже в старшем дошкольном периоде влияние общественных мотивов на деятельность ребенка становится больше, и оно усложняется непосредственно под руководством взрослых.
Для успешной социализации ребенка важны следующие шаги:
- Освоить навыки социальной коммуникации:
— Овладеть языком социального общения в вербальных и невербальных формах.
- Различить мир вещей и людей:
— Понять различия между предметным миром и социальной сферой.
- Выявить закономерности взаимодействия:
— Понять, как взаимодействовать с окружающим миром и людьми.
- Построить когнитивный базис:
— Сформировать основы когнитивных навыков.
В процессе общения с окружающими людьми ребенок достигает следующих результатов:
- Расширение сведений о мире:
— Получение новой информации о мире.
- Формирование мышления:
— Развитие способности к анализу и синтезу информации.
- Развитие речи:
— Улучшение навыков общения и выражения мыслей.
М.И. Лисина продолжила исследования, начатые Л.С. Выготским, и подчеркнула следующие моменты [29]:
- Общение как взаимонаправленная коммуникативная деятельность:
— Участники общения выступают как субъекты.
- Формирование различных форм активности и психических процессов:
— Общение способствует развитию разнообразных психических процессов.
- Влияние общения со взрослыми на развитие детей:
— Это необходимое условие полноценного развития ребенка.
Особенности эмоционального развития дошкольников включают:
- Овладение социальными формами выражения чувств.
- Связывание эмоции с словом и поведением.
- Формирование эмоционального предвосхищения.
- Развитие высших чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических.
- Превращение чувств в осознанные, разумные, обобщенные и произвольные.
Дополнительно:
- Усиление эмоциональной вовлеченности в действия и переживания сверстников.
- Более выраженное и адекватное сопереживание.
- Стремление не только реагировать на переживания, но и понимать их.
- Развитие бескорыстного желания помочь и уступить другому.
Таким образом, отметим, что наличие развитого эмоционального интеллекта предопределяет формирование личности в период дошкольного возраста, а также способствует эффективному взаимодействию ребенка с окружающими его людьми, осмыслению им социальных аспектов и укреплению психологической стойкости – так называемой «психологической выносливости». Данное условие является необходимым для успешной адаптации дошкольника в обществе. Необходима организованная и систематическая работа с дошкольниками в направлении развития их эмоционального интеллекта.
1.2 Художественно-эстетические средства деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Сейчас, учитывая введение новых правил обучения (ФГОС) в России, возникает необходимость корректировки обучения детей старшего дошкольного возраста. Требуется создание новых учебных программ и материалов, которые помогут найти и развить творческие и учебные способности детей.
Особое внимание в современной системе образования уделяется развитию художественного вкуса и эстетического понимания. Согласно новым правилам для детей дошкольного возраста, этот аспект предполагает следующее:
— Помощь детям в понимании и ценности произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и окружающей природы.
— Воспитание чувства красоты и гармонии в мире вокруг нас.
— Знакомство с разными видами искусства.
— Понимание и оценку музыки, художественной литературы и фольклора.
— Поддержка способности сопереживать персонажам из искусственных произведений.
Таким образом, отметим, что соотнесение учебных программ в соответствие новым образовательным стандартам предполагает больше внимания художественного и эстетического развития детей для того, они более глубоко, всесторонне развивались и учились.
Исследования в дошкольной педагогике показывают, что как мы организуем свободное время детей в детском саду, это очень важно и для того, чтобы у них развивалось чувство красоты. Использование этого свободного времени для формирования у детей чувства красоты связано с тем, как наши воспитатели и педагоги владеют общей культурой и мастерством, а также с тем, насколько родители ценят красоту [36].
Для того чтобы развивать у старших дошкольников эстетическое чувство, нужно создать определенные условия. Вот какие мы выделяем:
- Для того чтобы стать личностью, ребенок должен развивать своё чувство красоты. Важно продумать, как системно развивать это чувство у детей старшего дошкольного возраста, учитывая разные способы решения этой задачи.
- Важно, чтобы дети имели возможность учиться и развиваться самостоятельно. Важно, чтобы этот аспект был частью педагогического процесса, направленного на улучшение чувства эстетики через творческую деятельность.
Важно понимать, как помогать детям проявлять свою творческую сторону и выражать себя, а именно, в детском саду на каждом этапе взросления ребенка важно понять, как к нему подойти. Иногда во время занятий или свободных игр может возникнуть ситуация, где педагогам нужно быстро реагировать.
Также важно создавать условия, чтобы дети были мотивированы. У каждого ребенка есть потенциал. Когда мы помогаем ребенку раскрыть этот потенциал, мы учитываем, какие у него особенности, сколько ему лет, и даже его чувство прекрасного (его эстетическое чувство). Это помогает нам понять, что заставляет ребенка двигаться вперед.
Необходимо осознавать то, как устроить интересные и полезные занятия в детском саду, так и дома. Например, если дети занимаются рисованием, важно, чтобы они не просто рисовали, а узнавали что-то новое, пополняли свои знания. Этот процесс должен быть интересным для них, ведь самые лучшие результаты получаются только тогда, когда дети увлечены. Педагоги стараются пробудить интерес детей, потому что без этого аспекта ничего хорошего не получится. Все важные задачи, обучение или развитие, зависят от интереса дошкольников к данному делу.
Самое главное, что двигает старших дошкольников к творчеству — интерес к постижению чего-то нового [17].
Важно, чтобы все педагоги в детском саду понимали одинаково, как развивать хороший вкус у старших дошкольников. Педагоги также должны давать оценку результатам данной деятельности и придерживаться одних и тех же принципов. Если есть несогласие по каким-то вопросам, то это может негативно повлиять на детей.
Учет особенностей детей предполагает 2 направления: — первое: исправление и предотвращение проблем в обучении и развитии детей и второе — помощь детям раскрыть свой творческий потенциал, улучшить их чувство эстетики и углубить знания в искусстве.
- Создание творческой атмосферы:
— Когда старшие дошкольники учатся, очень важно, чтобы была «атмосфера творчества».
— То, насколько старшие дошкольники увлечены, зависит от того, насколько увлечен и заинтересован их педагог, если он не слишком увлечен, то соответственно у детей будет меньше интереса и результаты будут хуже, чем они могли бы быть.
Каждый ребенок уникален, важно помочь им развиваться, учитывая их особенности. Педагог играет важную роль, так как его интерес вдохновляет на большие достижения.
Что же касается обучающих методов, важно использовать разнообразные подходы. Не стоит ограничиваться только лишь одним, потому что разные методы подходят для разных ситуаций, возрастов.
Также немаловажно поддерживать творческие инициативы детей особенно в изобразительной деятельности. Любой их успех следует воспринимать как победу. Если мы будем равнодушны или не будем объективно оценивать их достижения, это может негативно повлиять на их интерес к труду и творческий рост. Роль здесь играют как педагогический состав, так и законные представители детей (родители). Для развивающегося ребенка мнение взрослых, которые ему доверяют, имеет большое значение, поэтому поддержка и оценка со стороны окружающих взрослых играют немаловажную роль. [20].
Для того чтобы дошкольники хорошо развивались, им нужно иметь правильные материалы и средства. Если этого взрослые им не обеспечили, то детям будет трудно достичь хороших результатов.
Как дети развивают свой вкус к красоте через рисование и творчество, зависит от того, как педагоги и родители понимают, насколько это важно для общего развития детей. Исследования М. В. Крулехта и И. В. Тельнюк свидетельствуют о том, что современные занятия и развлечения для детей дошкольного возраста должны базироваться на подходе, при котором учитываются разные потребности каждого старшего дошкольника. Этот подход дает возможность адаптировать занятия для мальчиков и девочек, исходя из их интересов.
Чтобы организовать интересное времяпрепровождение для старших дошкольников была сформирована педагогическая модель условий., основанная на идее системного и структурного подходов, включающая разные связанные части, которые помогают детям развивать свою творческую способность через культурно-развлекательные занятия, в частности, через изобразительные занятия, так как они способствуют формированию эстетического вкуса.
Отметим, что ФГОС для дошкольного образования включает положения, согласно которым пространство для изобразительной деятельности должно быть организовано таким образом, чтобы оно было модульным и при этом отвечало интересам детей и стимулировало их творческий потенциал. Кроме того, важно руководствоваться соответствующими принципами, создавая среду (помещения и территории) для творческой деятельности старших дошкольников.
Если все вокруг выглядит красиво, люди общаются с уважением, используют дружелюбную речь и выражают благодарность, то ребенок, скорее всего, будет считать такое поведение и внешний вид нормальными. Все, что будет отличаться от этой нормы, ему, возможно, не понравится. Е.В. Куцева, Н.А. Лужбина подчеркивают, что с самого начала жизни ребенка важно уделять внимание красоте в повседневной жизни и дома, и в детских учреждениях [23].
Таким образом, изучив исследования о работе со старшими дошкольниками в детских учреждениях, можно утверждать, что рациональное распределение времени, которое ребенок проводит в ДОУ, имеет большое значение для того, чтобы он научился ценить красоту вокруг себя (привить ему эстетический вкус). Если будут приняты эти идеи на практике, то можно помочь детям лучше понимать искусство и красоту через их занятия и творческую активность, улучшить качество их жизни и сделать образовательный процесс более эффективным.
Обучая детей старшего дошкольного возраста ценить красоту, важно сочетать разные виды творческой деятельности, чтобы эмоционально сильнее воздействовать на них, а также развивать их эстетический вкус. Воспитательное воздействие может происходить через:
— общение, направленное на эстетическое восприятие;
— творческие занятия, включая рисование, лепку, аппликацию и ручной труд;
— разнообразные книги и иллюстрированные энциклопедии;
— проекты;
— природу;
— искусство;
— декоративно-прикладное искусство;
— физические упражнения и спортивные игры;
— игры, связанные с использованием различных инструментов.
Таким образом, разнообразие методов и средств помогает в развитии детей через эстетическое воспитание и творческую активность.
Аспекты эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
- Эстетическое воспитание помогает развивать активность и веру в свои творческие способности.
- Природа — мощное средство, способствующее полному раскрытию детей через разнообразие эстетических характеристик, согласно точке зрения М.А Нгуена [32].
- Декоративное искусство формирует уважение к прекрасному и способствует гармоничному развитию личности.
- Эстетическое воспитание помогает развивать любовь и понимание искусства, способность к творчеству.
- Художественно-декоративное творчество, театр, музыка и литература формируют органы чувств и эстетический вкус.
- Игры, в которых задействованы разные элементы творчества, объединяют детей с разными талантами, обогащая их восприятие.
- Продуктивная деятельность — предполагает создание проектов, работу с поэзией, изготовление поделок и другие формы творчества.
- Чтение художественных произведений и наблюдения способствуют расширению детских впечатлений.
- Проектная исследовательская деятельность и экспериментирование стимулируют творческие действия детей.
- Разнообразные виды художественной деятельности способствуют формированию у дошкольников необходимых двигательных навыков и координации.
- Система воспитания должна развивать у детей старшего дошкольного возраста фантазию и интерес, а также быть увлекательной и мотивирующей.
Дошкольное обучение согласно требованиям ФГОС включает заботу об эргономичности рабочего места учащегося. Окружающая его обстановка, освещение, красота оформления, чистота, простота, подобранные сочетания цветовой гаммы, все это гармонично и аккуратно должно дополнять процесс обучения и приятно радовать воспитанников.
На занятиях обращается внимание на бережное отношение в окружающему их комфорту. Используя наглядную демонстрацию красивых вещей, подобранного по возрасту ребят материала для оформления, обучающий коллектив группы учит детей вносить свой вклад в украшение и обустройство помещения где они находятся. Своевременная оценка их стараний, похвала, является стимулом к их дальнейшему обучению и творческому развитию. Пример участия взрослого в работе ребенка над оформлением группы, стендов, в совместной проектной работе вселяет в их сердца благодарность и ответное желание соответствовать ожиданиям наставника.
Внегрупповая работа с родителями побуждает семьи к коллективному творчеству. Содействие родителей процессу обучения и художественно-эстетичского роста закрепляет в детях уверенность в отдаче от их деятельности, поднимает в их глазах авторитетность изучаемого предмета творчества.
Целеполагание в категории «Образование» по направлению «Художественно-эстетическое» развитие предусматривает создание мотивации на выражение своего внутреннего мировосприятия с помощью материалов, используемых в лепке, рисовании, вырезании и прочих. Сам алгоритм содержит:
Эстетический аспект — восприятие детьми с помощью воспитателя ценностей красоты окружающего мира и понимание ее гармонии музыкальными, изобразительными и художественными инструментами в обучающей деятельности.
Взаимосвязь с миром искусства: развитие эмоционально-чувственного восприятия посредством живописи, скульптуры и музыки; развитие стремления понимания прекрасного.
Творческий труд: наставник предлагает детям возможность творить, что означает умение воспроизводить, сочинять, рисовать, лепить, заниматься чем-то новым.
Искусство понимания гармонии: педагог учит детей разбираться в оценке прекрасного, дает понятия безобразного, учит различать и сравнивать по своему эстетическому вкусу эти явления.
В среде многообразия рассмотренных нами средств для обучения прекрасному и гармоничному в этом мире, наиболее действенными являются те, которые помогают вдохновить детей рисовать не только в садике, но и дома, будоражить их фантазию и развивать воображение для создания красивых картин на бумаге, холсте, музыкальном инструменте или благодаря собственному телу (хореография и танцевальные движения). Учитывая индивидуальность каждого из обучаемых, его особенности в восприятии и самомотивацию, преподаватель выбирает тот метод и способ подачи информации, который лучше всего подходит к ребенку. Здесь акцент падает и на возрастные ограничения и на характер каждого по отдельности.
Игровой зал, имеющий мобильную конструкцию прекрасно выполняет вложенную в него функцию комфортного преобразования в зону обучения и нисколько не мешает возникшему у ребенка стремлению запечатлеть момент его настроения на бумаге. Зона музыкального досуга позволяет ему импровизировать на музыкальных инструментах и развивать слуховое и ритмическое восприятие, творить свое настроение в любое время игр. Зонирование творческого уголка для конструирования успешно помогает развивать в ребенке эстетическую объемную визуализацию создаваемых им самим конструкций. Такая демонстрация воспитателю своих творческих сторон помогает делать выводы в наблюдении и оценке эмоционально-художественного развития. Составлять индивидуальные программы и общие для лучшего роста умений и навыков у дошкольников.
1.3 Особенности развития эмоционального интеллекта детей художественно-эстетическими средствами
Перенос эмоций от полученной информации по тем или иным видам искусства на бумагу, музыкальный инструмент, конструктор, движения тела, помогает детям развить эмоциональный интеллект. Важность приобретения умения оперировать чувствами в процессе общения, помогает взрослению интеллекта и дает хороший толчок к будущей подготовке школьника. Сопереживание, понимание чувств ровесника, взрослого, прохожего, героя, развивает рефлексию. Приобретение умения видеть окружающее с позиции других характерно именно этому возрасту в период накопления знаний — 5-7 лет.
В чем же важность такого опыта:
— Появляется тенденция к проявлению активного эмоционального участия. Приходит осознание содеянного в творческом порыве, осознание владения контролем управления над эмоциями, заинтересованность в познании внешнего круга общения с окружающими.
— Проявление самосознания: в детях растет понимание того, что они чувствуют, почему и откуда берутся такие чувства. Зарождается уверенность в себе и своих потребностях в действии.
— Самонаблюдение: дошкольники проявляют заинтересованность том что происходит в ними и с их ровесниками, почему это происходит и как на это могут повлиять они сами. Зарождается мудрость как один из аспектов базовых умений, присущих этому возрасту. Приходит понятие рефлексии — ответной реакции на происходящее с ними.
Шаги взросления в старшем дошкольном возрасте без эмоционального роста, сопровождаемого интеллектуальной мудростью невозможны без принятия ребенком самого себя. Счастливое детство готовит счастливого социально уравновешенного взрослого. Такой важный шаг на пути к школе. Это принятие факта готовности к переходу во взрослую жизнь., принятие своей социальной роли в маленьком коллективе своей группы и большом коллективе начальных классов.
М.А. Семякина вкладывает в художественную деятельность большие надежды. Она считает, что свобода в выборе деятельности в творческой сфере — будь то рисование, лепка, коллаж — помогают ребенку закрепить свое видение окружающего мира и раскрывает горизонты эмоционального интеллекта внутри его самого. Положительную динамику дает трудовая деятельность в изобразительной области развивая чувство красоты и прекрасного. Эмоциональная реакция на созданные ими произведения улучшает способности когнитивного характера и мышление.
Влияние используемого дошкольниками цвета, стиля на выражаемые ими эмоции раскрывает нам их образ и форму поведения, общения, мышления, Позитивные оттенки могут говорить о хорошем расположении к ровеснику, темные и неяркие цвета о переживаемых ими негативных чувствах.
Любовь детей к рисованию занимает значительное место в их времяпровождении. С этим полностью согласна А.Ю Уланова [40]. Волнительные рисунки разнообразны по своему исполнению и харизме. Сосредоточенность в выполнении задуманного образа или пейзажа влияет на усидчивость и выдержку, помогает накопленную творческую энергию преобразовать в интеллектуальную. Разнообразные методы и техники расширяют их кругозор. Дети выполняют более выразительные произведения по мере накопления получаемого опыта.
В качестве поощрительной методики выступают в воспитательном приеме материалы, применяемые ежедневно. Различные виды срезов овощей, природные материалы, штампы. Для эксперимента можно использовать и пробовать все, что не входит в категорию опасных предметов. В процессе своей работы я экспериментирую с различными видами красок, карандашей, восковых мелков и других инструментов, внедряю нетрадиционные методы, такие как рисование пальчиками, ладошками, губками, ватными палочками, вилками, а также создание отпечатков с использованием картона, листьев и других объектов необычного характера.
Данный подход способствует многогранному развитию творческого потенциала детей, а также расширяет их представления о тех или иных возможностях изобразительного искусства.
Аппликация представляет собой один из методов работы с бумагой, выделяющийся своей простотой и эффективностью, что очень важно для детей трех-четырех лет, для которых аппликация становится интересной формой изобразительной деятельности. В ходе такой деятельности используются разнообразные материалы, что в значительной степени расширяет возможности дошкольников, приводит к развитию важных аспектов: чувства цвета, гармонии, пространственного воображения, образного мышления и художественных способностей. Этот процесс играет немаловажную роль в формировании навыков детей, развивается их координация движений, мелкая моторика рук. Дошкольники учатся основам композиции. Все эти навыки имеют немаловажное значение для их общего развития и успешной адаптации в будущем.
М.А. Нгуен утверждает, что занятия лепкой имеют большую пользу для развития детей. Когда дошкольники занимаются лепкой, они учатся видеть и понимать форму предмета со всех сторон, а также находить связь между его частями, что помогает им стать более ловкими и умелыми, потому что они учатся выполнять разные движения обеими руками одновременно. Кроме того, в процессе лепки активно развиваются мелкие мышцы пальцев, за счет чего они становятся более умелыми в движениях, лучше различают, какие объекты больше или меньше, и как они расположены в пространстве. Далее, лепка способствует устранению и уменьшению нервно-психических расстройств у детей, помогает «выплеснуть» негативную энергию и безопасным способами превратить её в позитивную. А также лепка гармонизирует эмоциональное состояние ребенка. Это повышает самооценку детей, поэтому в работе можно использовать пластилин, солёное тесто, воздушный пластилин, массу для лепки [32].
Чтение художественной литературы: активно способствует развитию эмоциональной сферы детей, воспитанию «добрых» чувств. Чтение художественной литературы, это эффективное средство в развитии у детей эмоционального интеллекта. При чтении соблюдала интонацию, выразительность. Считаю, что это очень важно, чтобы вызывать и развивать эмоциональный отклик у детей на прочтённое произведение и героев. После чтения мы обязательно обсуждаем с детьми произведение, анализируем поведение главных героев, проговариваем эмоции, которые возникают.
Театральные занятия помогают старшим дошкольникам развивать свои чувства и переживания, помогают им ощутить радость от победы над страхом общения и недостаточной уверенности, а также выразить мысли о хорошем или плохом. В таких играх дети переживают разнообразные эмоции, и это не просто развлечение, это инструмент развития личности обогащения чувственного опыта детей. Старшие дошкольники могут показать себя через игру и внести свой вклад в мир театрального искусства.
Театрализованная деятельность — это средство развития коммуникативных и художественных способностей старших дошкольников. И заключена в том, что постановка спектаклей в настольном театре, использование игр-драматизаций, кукольных этюдов и постановок — способствует созданию комфортной ситуации. И в игровой форме привлекает ребенка к речевому общению, что, в свою очередь поспособствует наиболее эффективному развитию речи дошкольников.
Детям зачастую бывает очень сложно осознать весь яркий спектр чувств и эмоций, а также разобраться с различными сомнениями, разочарованиями, поражениями и даже победами. Ведь очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. Моё мнение, именно игровые занятия и различные виды художественной деятельности детей являются действенными средствами развития эмоциональной сферы личности ребенка, поэтому я включала занятия с пластилином, рисование красками и карандашами, вырезание из бумаги, прослушивание классической музыку и сказки, организовывала театрализованную деятельность, — это помогает каждому ребенку рассказать о себе, своих чувствах и понять чувства других. Для этого в своей применяется театр кукол Би-ба-бо. С его помощью детьми обыгрываются сказки и различные ситуации. Дети с удовольствием играют разных героев (добрых, злых, весёлых, грустных, жадных, хитрых и т.д), тем самым развивали навык передачи эмоций и чувств.
Эмоциональные проявления у детей – это качественный индикатор их развития. В игровой ситуации эмоции способны возникать и закрепляться, а также обобщаться на другие ситуации. Дети проявляют радость, удивление и волнение, используя игру в качестве средства для выражения своих эмоций. Эмоциональное развитие детей необходимо продолжать активно развивать, и в этом процессе педагогическое воздействие играет немаловажную роль. Эмоции негативного характера, например, агрессивность, могут быть смягчены благодаря преодолению различных трудностей в игровом процессе.
Выводы по первой главе
- Термин «эмоциональный интеллект» означает способность понимать, принимать и контролировать эмоциональные чувства как себя, так и других. У детей старшего дошкольного возраста эмоциональный интеллект еще не сформирован. Дети не могут верно интерпретировать мимику, что затрудняет процесс распознавания эмоций других людей. Однако они эмоциональны и чувствительны, легко могут понять эмоциональное состояние партнера по общению, то есть эмпатия развита у них на достаточно высоком уровне
- Важно понимать, что развитие эмоционального интеллекта (EQ) сильно влияет на формирование личности дошкольников. Развитие EQ предполагает эмоциональный аспект и коммуникативный (общение с окружающими). Дети, у которых развит EQ, более уверенно общаются, вливаются в различные социальные ситуации, успешно справляются со стрессом. Например, когда ребенок осознает, какие чувства у него возникают в тех или иных ситуациях и как правильно на них реагировать, то он намного легче переживает сложные моменты. Эмоциональный интеллект способствует общему процессу социализации – умению взаимодействовать с людьми. Если дошкольник адекватно воспринимает и выражает свои эмоции, то он легко и успешно находит общий язык с другими людьми. Для оптимального развития эмоционального интеллекта старших дошкольников важно организовывать целенаправленную, последовательную работу с детьми в дошкольном возрасте, которая включает в себя игры и упражнения, помогающие детям лучше понимать свои чувства, выражать их и адаптироваться к различным ситуациям.
- Художественно-эстетические средства деятельности для детей старшего дошкольного возраста помогают развивать творческое мышление, воображение, эмоциональную выразительность, мелкую моторику и эстетический вкус. Художественные и эстетические средства позволяют детям выразить свои эмоции, развить воображение и творческое мышление, а также развить навыки восприятия и анализа искусства. Одним из эффективных способов развития эмоционального интеллекта старших дошкольников является включение их в различные художественные практики. Например, проведение занятий по рисованию, моделированию, театральным играм и музыкальным занятиям помогает детям выразить свои эмоции через творческие активности. Они могут создавать свои произведения искусства, играть роли в театральных постановках или исполнять музыку, что помогает им изучить различные эмоции и осознать их в себе и других людях. Кроме того, использование разных материалов, цветов и форм помогает старшим дошкольникам развивать свою эмоциональную и когнитивную сферу. Они могут играть с разными текстурами, цветами и формами, что активизирует их чувства и помогает им ощущать и понимать мир вокруг. 4. У воспитателей и педагогов есть разные способы вдохновить детей на творчество, заинтересовать их творческой деятельности, а также расширить их понимание о красоте (обогатить их эстетические знания). Когда выбираются способы, педагоги учитывают, что каждый способ уникален и может быть лучше подходящим для определенных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей.
- Создание среды, где дети взаимодействуют с вещами и пространством, очень важно. Это помогает детям хорошо работать и развиваться в разных занятиях, где есть культурные и развлекательные элементы. Такая среда также развивает у них чувство прекрасного. И такой подход к организации среды помогает детям получить опыт, который помогает им развивать свою творческую сторону.
- Когда дети играют, они показывают свои чувства, влияющие на них и в будущем, помогая им контролировать плохие чувства, быть более внимательными и не быть агрессивными. Эмоциональный интеллект детей не изменяется сам по себе, поэтому важно использовать разные способы, чтобы помогать им развивать свои чувства.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф