Страницы 1 2
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
2.1 Изучение сформированности эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
Эмпирическое исследование проводилось на базе ……………. В нем приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет, из них 10 детей составили экспериментальную группу (ЭГ) и 10 детей – контрольную группу (КГ). В каждой группе было по 5 мальчиков и по 5 девочек.
Сроки проведения эмпирического исследования:
Работа в ДОО осуществлялась согласно требованиям Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» [35].
В основу исследования была положена гипотеза:.
Для подтверждения гипотезы было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из трех этапов:
1) констатирующий этап:
На этом этапе решались следующие задачи:
1. Подобрать инструментарий для выявления уровня эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
2. Определить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости.
2) формирующий этап: проведение серии занятий по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников с использованием сказок.
На этом этапе решалась задача планирования и реализации проекта.
3) контрольный этап: г.
На этом этапе решалась задача проведения сравнительного анализа данных и определения эффективности проведенной работы.
Для определения уровня сформированности эмоциональной отзывчивости нами был использован следующий инструментарий:
Методика «Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»».
Диагностическая методика уровня развития интегративных качеств детей 5 — 6 лет к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой у детей 5 — 6 лет [48].
1. При общении с взрослыми ребенок:
– 3 балла — проявляет сочувствие (отзывчивость) ко всем близким родственникам и работникам детского сада;
– 2 балла — проявляет сочувствие (отзывчивость) к некоторым близким взрослым;
– 1 балл — редко проявляет сочувствие к близким взрослым;
– 0 баллов — не обращает внимания на эмоции взрослых.
2. При общении с другими детьми ребенок:
– 3 балла — проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению ко всем детям;
– 2 балла — проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению к некоторым детям;
– 1 балл — редко проявляет сочувствие к детям;
– 0 баллов — не обращает внимания на эмоции детей.
3. Персонажам сказок, историй, рассказов ребенок:
– 3 балла — всегда сопереживает;
– 2 балла — часто сопереживает;
– 1 балл — иногда сопереживает некоторым персонажам;
– 0 баллов — не обращает внимания на переживания персонажей.
4. При рассматривании произведений изобразительного искусства, слушании музыкальных произведений:
– 3 балла — всегда эмоционально реагирует на них;
– 2 балла — часто эмоционально реагирует;
– 1 балл — иногда эмоционально реагирует;
– 0 баллов — не реагирует на произведения искусства.
5. При встрече с явлениями живой и неживой природы:
– 3 балла — всегда эмоционально откликается (удивляется, восхищается, радуется);
– 2 балла — часто эмоционально откликается;
– 1 балл — иногда эмоционально откликается;
– 0 баллов — не обращает внимания на явления живой и неживой природы.
6. Эмоциональное отношение к литературным произведениям, свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа ребенок:
– 3 балла — всегда проявляет эмоциональное отношение, выражает свое отношение к поступкам персонажей;
– 2 балла — часто проявляет эмоциональное отношение, выражает свое отношение к поступкам персонажей;
– 1 балл — иногда проявляет эмоциональное отношение, выражает свое отношение к поступкам персонажей;
– 0 баллов — не проявляет эмоциональное отношение, не высказывается о поступках персонажей.
7. Чуткость к художественному слову, к ритму и мелодике поэтического текста ребенок:
– 3 балла — всегда проявляет;
– 2 балла — часто проявляет;
– 1 балл — иногда проявляет;
– 0 баллов — не проявляет интерес к художественному слову, не обращает внимания на ритм и мелодику.
Итоговая сумма баллов.
Комплексная оценка интегративного качества «Эмоционально отзывчивый»
– 1 балл (требуется внимание специалиста) — итоговая сумма менее 7;
– 2 балла (требуется корректирующая работа педагога) — итоговая сумма 7 — 12;
– 3 балла (средний уровень развития) — итоговая сумма 13 — 17;
– 4 балла (уровень развития выше среднего) — итоговая сумма 18 — 19;
– 5 баллов (высокий уровень развития) — итоговая сумма 20 – 21.
Рассмотрим сначала результаты диагностики эмоциональной отзывчивости в общей группе, без деления на КГ и ЭГ. Результаты по отдельным сферам отзывчивости представлены на рис. 1.
Рис. 1. Сферы проявлений эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
Как видно из рис. 1, больше всего у дошкольников развита эмоциональная отзывчивость к сверстникам, вероятно, в силу того, что сверстников дошкольники лучше понимают, у них уже накоплен определенный социальный опыт взаимодействия с другими детьми. Несколько хуже у них развита эмоциональная отзывчивость к взрослым и эмоциональная отзывчивость к содержанию литературного произведения, но средний показатель здесь также выше среднего. Это также моет быть связано с накоплением определенного жизненного опыта, а так же тем, что в детском саду на занятиях по развитию речи дети знакомятся со стихотворениями, сказками и рассказами. Выраженность эмоциональной отзывчивости к судьбе литературного персонажа также развита чуть выше среднего.
Хуже всего у старших дошкольников развиты эмоциональная восприимчивость к произведениям искусства, живой и неживой природе, художественному слову как средству искусства. Это связано с тем, что для восприятия произведений искусства, художественного слова требуется развитое абстрактное мышление, жизненный опыт, целенаправленное развитие в этой области, а у старших дошкольников эмоциональная отзывчивость в этих областях не развита в силу возраста.
Уровни эмоциональной отзывчивости отображены на рис. 2.
Рис. 2. Уровни эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на констатирующем этапе исследования
Высокий уровень эмоциональной отзывчивости обнаружен лишь у 15% дошкольников. Эти дошкольники хорошо понимают эмоции сверстников и взрослых, стремятся помочь и поддержать при необходимости, сочувствуют животным и природе, сопереживают литературным персонажам, отзываются на произведения искусства, поэтическое слово, могут описать эмоции, которые они у них вызывают.
У большинства – 45% — средний уровень эмоциональной отзывчивости, эти дошкольники сопереживают сверстникам и взрослым, животным, литературным персонажам, но не всегда стремятся им помочь или выразить сочувствие, не могут описать эмоции, которые вызывают у них произведения искусства и художественное слово.
У значительной части – 40% — низкий уровень эмоциональной отзывчивости (20%) и ниже среднего (20%), эти дети редко сопереживают взрослым и сверстникам, природе, литературным персонажам, произведения искусства и литературы не вызывают у них эмоций. Эти дети требуют коррекционного воздействия со стороны педагога.
Критически низкого и уровня выше среднего не выявлено.
Это говорит о том, что необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу по формированию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Также мы рассмотрели отдельно показатели эмоциональной отзывчивости у мальчиков и девочек (рис. 3).
Рис. 3. Сферы проявлений эмоциональной отзывчивости у мальчиков и девочек
Из рис. 3 видно, что у девочек по всем сферам показатели эмоциональной отзывчивости несколько выше, чем у мальчиков, ни чаще сочувствуют сверстникам, взрослым, природе, литературным персонажам, а также более отзывчивы к произведениям искусства и художественному слову.
Далее мы разделили детей на КГ и ЭГ, и сравнили показатели эмоциональной отзывчивости в них на констатирующем этапе исследования (рис. 4 и рис. 5).
Рис. 4. Сферы проявлений эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников КГ и ЭГ
Рис. 5. Уровни эмоциональной отзывчивости старших дошкольников КГ и ЭГ на констатирующем этапе исследования
Расхождения в показателях эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе исследования между КГ и ЭГ незначительны, у большей части детей показатели эмоциональной отзывчивости ниже среднего и низкие.
2.2. Использование сказок для формирования эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
По итогам констатирующего эксперимента выявлено, что у старших дошкольников довольно слабо развита эмоциональная отзывчивость, особенно, к природе, литературным произведениям и произведениям искусства.
Работа проводилась только в ЭГ на протяжении 3 месяцев.
Цель формирующего этапа – формирование эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников посредством использования сказок.
Формирующий этап экспериментального исследования предполагает решение следующих задач:
–отбор литературных сказочных произведений для работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию;
– воспитание положительного отношения к окружающим людям и животным;
– формирование адекватных (гуманных) способов действий к окружающим;
– развитие эмпатических проявлений: отзывчивости, сочувствия, сострадания, милосердия, эмпатии и пр.
– оценка своего поведения с позиции общего благополучия окружающих.
Так нами были подобраны сказки, предполагающие развитие и эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. Для облегчения работы педагога–воспитателя составлен их перечень. Работа была дополнена подбором серии занятий для детей 5 –7 лет, направленной на нравственное, социальное, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
В начале работы составлен перечень сказок, используемых в работе по нравственному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (см. Таблицу 1).
Таблица 1 – Примерный перечень и тематика сказок
Название сказки | Программное содержание |
«Голос сердца» | Учить доброте, заботе, ласке; воспитывать у детей эмпатические проявления в поведении: сострадание, сочувствие, сопереживание, отзывчивость; формировать чувство милосердия. |
«Нищий и скупец» | Формировать моральное сознание; воспитывать отзывчивость к старым, больным, голодным людям. |
«Аленький цветочек» | Воспитывать чувство сопереживания к близким людям, учить проявлять заботу о близких. |
«Айболит» | Учить проявлениям отзывчивости: сопереживанию, сочувствию; способствовать развитию эмпатичеких реакций на негативные поступки. |
«Волк и семеро козлят» | Формировать моральные знания о правилах поведения; воспитывать отзывчивость к тем, кто испытывает горе |
«Царевна-лягушка» | Формировать умение выражать чувство сопереживания герою сказки; учить находить выход из трудной ситуации; воспитывать чувство сопереживания и отзывчивости главному герою. |
«Гуси-лебеди» | Развивать положительные качества личности: доброта, отзывчивость, сострадание, сопереживание; учить помогать тем, кто нуждается в помощи. |
«Теремок» | Продолжать развивать способность к отзывчивости; учить правильно отзываться на чужую беду, помогать в беде. |
«Морозко» | Продолжать учить проявлению эмпатических реакций в поведении: доброте, отзывчивости, милосердию и пр. |
«Пузырь, соломинка и лапоть» | Формировать чувство взаимопомощи в коллективе, способность проявлять взаимовыручку; воспитание отзывчивости в трудных ситуациях. |
«Гадкий утёнок» | Учить проявлять милосердие к больным и убогим; воспитание чувства сострадание и эмпатии. |
«Дюймовочка» | Формировать моральные знания о помощи нуждающимся; учить оказывать содействие попавшим в беду. |
«Три поросёнка» | Способствовать закреплению знаний о взаимовыручке в трудных ситуациях; учить проявлять сопереживание героям, попавшим в беду. |
«Красная шапочка» | Развивать чувства ответственности; воспитывать сочувствие, сопереживание, отзывчивость. |
Далее было принято решение использовать эти сказки на занятиях по развитию речи и литературно-нравственном развитии вне занятий. Все выбранные сказки соответствуют программе воспитания ДОО.
Были сформулированы педагогические условия эффективности использования сказок для развития отзывчивости у старших дошкольников:
— сказки должны быть использованы как на занятиях по развитию речи, так и вне занятий;
— сказки должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников, быть понятными детям;
— чтение сказок должно сопровождаться этической беседой;
— для восприятия сказок необходимо использовать дополнительные приемы: рисование по теме сказки, драматизация эпизодов;
— чтение сказок должно сопровождаться наглядностью.
В свободное от занятий время для прослушивания с детьми предлагались вышеперечисленные сказки, целью которых являлось воспитание эмпатических качеств личности: доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие и пр.
Основная работа по развитию и воспитанию у старших дошкольников отзывчивости проходила во время организации занятий в первой половине дня. Дети проявляли на таких занятиях активность, были внимательны, проявляли интерес. В контексте занятий, проводимых с детьми, участвующими в экспериментальной работе использовались сказочные образы. Знакомство с ними проходило в процессе изучения сказок, предложенных нами в примерном перечне. Помимо этого, в свободное от занятий время, во второй половине дня, организовывалось совместное прослушивание таких сказок, читаемых как педагогом, так и с помощью записи на аудиокассете. Такие сказки были направлены на нравственное, социальное, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Данный перечень сказок, направленных на воспитание отзывчивости существенно облегчал работу педагога по нравственному воспитанию в группе. Помимо прочего, во время прогулки педагогом также использовались сказочные образы для воспитания отзывчивости у детей.
На занятиях по развитию речи и во время чтения сказок вне занятий чтение сказок всегда сопровождалось этической беседой, так как дошкольники не всегда могут правильно истолковать смысл сказки. Можно в качестве примера привести вопросы для этической беседы по сказке «Гадкий утенок».
— Почему утенка все остальные птицы считали гадким? Был ли он уродливым на самом деле?
— Что чувствовал утенок?
— Правильно ли поступали птицы, шпыняя утенка? Почему не надо так делать?
— Чему нас учит сказка?
Для восприятия сказок были использованы такие дополнительные приемы как рисование по теме сказки и драматизация эпизодов. После прочтения сказок педагог предлагал детям по желанию нарисовать рисунок по сюжету сказки. Все рисунки потом обсуждались с детьми.
На занятиях по развитию речи предлагались драматизации. Например, дошкольника было предложено выразительно пересказать понравившиеся эпизоды и диалоги из сказок «Теремок», «При поросенка», «Волк и семеро козлят», а также разыграть диалоги с реквизитом (маски животных). Также было предложено придумать и разыграть альтернативное развитие сюжета, как бы сами дети хотели, что дальше происходило в сказке. Например, в сказке «Красная Шапочка» дети придумали, что волк никого не есть, а бабушка и Красная Шапочка принимают его в семью и живут вместе, потому что волку одному одиноко в лесу.
Чтение сказок сопровождалось наглядностью. К сказкам были подобраны иллюстрации, которые существуют и были созданы специально для конкретных сказок художниками-иллюстраторами. У старших дошкольников доминирует наглядно-образное мышление, и мир познается ими через чувственные образы, поэтому наглядность имеет очень большое значение. Красочные иллюстрации повышали познавательную активность детей, интерес к сказке, помогали представить себе героев, помогали запоминать и пересказывать сюжет, развивали воображение и фантазию детей, то есть, способствовали развитию восприятия литературного произведения, художественного образа.
2.3 Анализ и интерпретация результатов
После проведения формирующего этапа был проведен контрольный этап эмпирической работы по методикам констатирующего этапа.
Критерии анализа результатов контрольного этапа те же, что и на констатирующем этапе.
Результаты развития эмоциональной отзывчивости в КГ и ЭГ на контрольном этапе исследования представлены на рис. 6.
Рис. 6. Сферы проявлений эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников КГ и ЭГ на контрольном этапе
Рис. 7. Уровни эмоциональной отзывчивости старших дошкольников КГ и ЭГ на контрольном этапе исследования
Как видно из рис. 6 и 7, на контрольном этапе исследования в ЭГ выше показатели эмоциональной отзывчивости во всех сферах по сравнению с КГ: в общении со сверстниками, в общении со взрослыми, отзывчивость к живой и неживой природе, отзывчивость по отношению к литературным героям, отзывчивость к произведениям искусства и художественному слову, в ЭГ все показатели по шкалам выше среднего и высокие.
В ЭГ у 30% высокие показатели эмоциональной отзывчивости, у 10% — выше среднего, у 40% — средний уровень и только у 10% результаты ниже среднего и низкого, то есть, у большинства ЭГ показатели высокие и средний, а в КГ – средние и низкие. Это говорит о том, что проведенная работа по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников через сказку была эффективной.
Выводы по 2 главе
Больше всего у дошкольников развита эмоциональная отзывчивость к сверстникам. Несколько хуже у них развита эмоциональная отзывчивость к взрослым и эмоциональная отзывчивость к содержанию литературного произведения, но средний показатель здесь также выше среднего. Выраженность эмоциональной отзывчивости к судьбе литературного персонажа также развита чуть выше среднего.
Хуже всего у старших дошкольников развиты эмоциональная восприимчивость к произведениям искусства, живой и неживой природе, художественному слову как средству искусства. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости обнаружен лишь у 15% дошкольников, у большинства – 45% — средний уровень эмоциональной отзывчивости, у значительной части – 40% — низкий уровень эмоциональной отзывчивости (20%) и ниже среднего (20%). Критически низкого и уровня выше среднего на констатирующем этапе не выявлено.
У девочек по всем сферам показатели эмоциональной отзывчивости несколько выше, чем у мальчиков, ни чаще сочувствуют сверстникам, взрослым, природе, литературным персонажам, а также более отзывчивы к произведениям искусства и художественному слову.
Расхождения в показателях эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе исследования между КГ и ЭГ незначительны, у большей части детей показатели эмоциональной отзывчивости ниже среднего и низкие.
Цель формирующего этапа было формирование эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников посредством использования сказок.
Были сформулированы и реализованы педагогические условия эффективности использования сказок для развития отзывчивости у старших дошкольников:
— сказки должны быть использованы как на занятиях по развитию речи, так и вне занятий;
— сказки должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников, быть понятными детям;
— чтение сказок должно сопровождаться этической беседой;
— для восприятия сказок необходимо использовать дополнительные приемы: рисование по теме сказки, драматизация эпизодов;
— чтение сказок должно сопровождаться наглядностью.
На контрольном этапе исследования в ЭГ выше показатели эмоциональной отзывчивости во всех сферах по сравнению с КГ: в общении со сверстниками, в общении со взрослыми, отзывчивость к живой и неживой природе, отзывчивость по отношению к литературным героям, отзывчивость к произведениям искусства и художественному слову, в ЭГ все показатели по шкалам выше среднего и высокие.
В ЭГ у 30% высокие показатели эмоциональной отзывчивости, у 10% — выше среднего, у 40% — средний уровень и только у 10% результаты ниже среднего и низкого, то есть, у большинства ЭГ показатели высокие и средний, а в КГ – средние и низкие. Это говорит о том, что проведенная работа по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников через сказку была эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература, что позволило выявить особые закономерности формирования эмоциональной сферы старших дошкольников.
Общепризнанными новообразованиями эмоциональной сферы старших дошкольников является эмоциональная децентрация, способность дифференцировать эмоции по признакам (мимическими, пантомимичними, интонационными), эмпатия как способность сочувствовать и содействовать другому человеку, эмоциональное предвосхищение.
Эмоциональная сфера старшего дошкольника — это совокупность переживаний своего отношения к окружающей действительности и к себе, имеющий сложную многослойную структуру и включает: эмоции и эмоциональные состояния, чувства, настроения, эмоциональный интеллект и индивидуальный эмоциональный опыт. Развитая эмоциональная сфера старшего дошкольника является основой психического здоровья человека на протяжении всей жизни.
Эмоции пронизывают все сферы детской психики и влияют на их развитие. Основными факторами отклонений эмоциональной сферы ребенка является деструктивные семейные отношения: конфликтность, асоциальное поведение кого-то из родственников, чрезмерная требовательность родителей, излишняя критичность, недоверчивость, наказания и обещания наказаний, запугивания, психологическое и физическое насилие, наличие страхов у родителей (особенно матери), отсутствие возможности идентифицировать себя с родителями противоположного пола, подмена семейных ролей.
Педагог может использовать традиционные и инновационные методы и приемы работы со сказкой с целью: диагностики психологического состояния и актуальных проблем ребенка, терапии и коррекции психологических отклонений и поведенческих проявлений, достижения пиковых переживаний и катарсичных трансформаций, снятия напряжения через творческое самовыражение. Основным психологическим механизмом работы со сказкой является метафора и ее эмоциональное переживание ребенком. Естественное отождествление себя с главным героем гарантирует ребенку преодоление вместе с ним испытаний на пути к победе, осознание эмоциональных противоречий, поиск решения проблемы, опыт конструктивного выхода из ситуации, веру в свои силы и в победу добра на сознательном и подсознательном уровне.
Занятия с использованием сказок могут использоваться для развития эмоциональной сферы старшего дошкольника, поскольку способствуют: инициативности и самоактуализации; ориентации ребенка в собственных чувствах и желаниях; расширению словесного инструментария для определения своих эмоций и эмоций других людей; формированию эмпатии; развития эмоциональной саморегуляции. коррекции характера межличностных отношений.
Констатирующий этап показал, что больше всего у дошкольников развита эмоциональная отзывчивость к сверстникам. Несколько хуже у них развита эмоциональная отзывчивость к взрослым и эмоциональная отзывчивость к содержанию литературного произведения, но средний показатель здесь также выше среднего. Выраженность эмоциональной отзывчивости к судьбе литературного персонажа также развита чуть выше среднего.
Хуже всего у старших дошкольников развиты эмоциональная восприимчивость к произведениям искусства, живой и неживой природе, художественному слову как средству искусства. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости обнаружен лишь у 15% дошкольников, у большинства – 45% — средний уровень эмоциональной отзывчивости, у значительной части – 40% — низкий уровень эмоциональной отзывчивости (20%) и ниже среднего (20%). Критически низкого и уровня выше среднего на констатирующем этапе не выявлено.
У девочек по всем сферам показатели эмоциональной отзывчивости несколько выше, чем у мальчиков, ни чаще сочувствуют сверстникам, взрослым, природе, литературным персонажам, а также более отзывчивы к произведениям искусства и художественному слову.
Расхождения в показателях эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе исследования между КГ и ЭГ незначительны, у большей части детей показатели эмоциональной отзывчивости ниже среднего и низкие.
Цель формирующего этапа было формирование эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников посредством использования сказок.
Были сформулированы и реализованы педагогические условия эффективности использования сказок для развития отзывчивости у старших дошкольников:
— сказки должны быть использованы как на занятиях по развитию речи, так и вне занятий;
— сказки должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников, быть понятными детям;
— чтение сказок должно сопровождаться этической беседой;
— для восприятия сказок необходимо использовать дополнительные приемы: рисование по теме сказки, драматизация эпизодов;
— чтение сказок должно сопровождаться наглядностью.
На контрольном этапе исследования в ЭГ выше показатели эмоциональной отзывчивости во всех сферах по сравнению с КГ: в общении со сверстниками, в общении со взрослыми, отзывчивость к живой и неживой природе, отзывчивость по отношению к литературным героям, отзывчивость к произведениям искусства и художественному слову, в ЭГ все показатели по шкалам выше среднего и высокие.
В ЭГ у 30% высокие показатели эмоциональной отзывчивости, у 10% — выше среднего, у 40% — средний уровень и только у 10% результаты ниже среднего и низкого, то есть, у большинства ЭГ показатели высокие и средний, а в КГ – средние и низкие. Это говорит о том, что проведенная работа по развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников через сказку была эффективной.
Таким образом, гипотеза доказана, поставленные цели и задачи исследования решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ажиев А.В. Страхи в структуре эмоционального развития дошкольников / А.В.Ажиев, З.И. Гадаборшева // Педагогика и психология в современном мире: материалы всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. — 2019. — С. 43-49. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42313068
2. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современной учебно- воспитательном процессе : Пособие для педагога / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. — М. : Школьная пресса, 2003. — 144 с.
3. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35012019
4. Бердникова Ю. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Ю. Бердникова. — СПб. : 2007. — 168 с.
5. Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. — С. 740-744. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35013607
6. Большунова, Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании / Н. Я. Большунова // Вопросы психологии. — 2004. — No 4. — С.13-26.
7. Вайнер, М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников / М. В. Вайнер. — М. : 2006. -245 с.
8. Веккер, Л. М. Психические процессы: [В 3-х т.]. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание / Л.М. Веккер. — Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1981. — 326 с.
9. Вилюнас, В. К. Психология и механизм биологической мотивации Монография / В. К. Вилюнас. — М. : 1986. — 424с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. Л. М. Штутиной, Л. М. Маловой. — М.: Педагогика, 1991. — 536 с.
11. Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие. / Т. А. Гайворонская, В. А. Деркунская. — М.: Центр педагогического образования, 2007. — 144 с.
12. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. -2005. — No2. — С.137-149.
13. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций : Пособие для практических работников ДОУ /Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. — М. : Айрис-Пресс, 2015. – 149 с.
14. Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — 2017. — С. 162-164. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32259390
15. Диагностика эмоционально-личностного развития детей 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. — М. : Учитель, 2017. — 196 с.
16. Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками / Д.А. Дюкарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием./ под ред. Г.Ю. Лизуновой. — 2019. — С. 73-76. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36954310
17. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 1 / Н. С. Ежкова. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 91 с.
18. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», — 2000. — 736 с.
19. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Речь, 2011 — 240 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
22. Ибрагимова М.И. Гендерная игрушка как средство эмоционального развития дошкольников М.И. Ибрагимова, О.В. Гончарова // Актуальные вопросы современной науки: сб. статей по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф.: В 4-х ч.( Томск, 16 декабря 2017) — 2017. — С. 97-104. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32254983
23. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / Перев. с англ. СПб. : Питер, 2003. — 464 с.
24. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
25. Ионова, Н. В. Сказка как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Ионова, А. В. Ипатова // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]- Режим доступа URL: http://e- koncept.ru/2015/85132.htm.
26. Карелина, И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи / И.О. Карелина. — Прага: «Sociosféra-CZ», 2017. — 157 c.
27. Карелина, И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет сказками / И. О. Карелина. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 144 с.
28. Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — С. 131-133. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42423397
29. Кольцова, В. А. История психологии в лицах. Персоналии [Текст] // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.- сост. Л. А. Карпенко; под общ.ред. А. В. Петровского. — М. : ПЕР СЭ, 2005.- 322 с.
30. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.- 147 с.
31. Крайчак А.Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрально — игровую деятельность в условиях ДОУ / А.Е. Крайчак // Наука и образование: новое время. — 2017. — No 3 (20). — С. 660-665. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29671953
32. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций 5-7 лет / Н.Л. Кряжева. — Ярославль, 2001. — 254 с.
33. Кузьмина И.А Художественно-эстетическая деятельность как условие эмоционального благополучия детей пятого года жизни / И.А. Кузьмина И.А, С.И. Карпова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 23. No 173. — С. 128-135. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32824933
34. Лаптева Ю.А. Возрастная изменчивость параметров эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства / Лаптева Ю.А.// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2017. — No 1 (28). — С. 73-77. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28862374
35. Лаптева Ю.А. Модель психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в современном детском саду / Ю.А. Лаптева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2018. — No 9 (132). — С. 57-63. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36293685
36. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции/ А.Н. Леонтьев // Психология эмоций: Тесты.- М., 1984.- 214 с.
37. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. — М. : Издательство «Институт практической психологии», 69 1997. — 384 с.
38. Литвинцева, Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии / Л. А. Литвинцева. – М. : Детство-Пресс. 2012. — 144 с.
39. Макарова, Т. А. Особенности формирования эмоциональной сферы дошкольника в центре гуманизации воспитания и образования / Т. А. Макарова // Сайт Центра развития ребенка. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.children37.narod.ru
40. Маракушина И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей / И.Г. Маракушина, Е.А. Рега // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — No 5 (8). — С. 31-33. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36646369
41. Молоднякова, А. В. Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Занятие по методике работы со сказкой из цикла «Зимние чудеса»/ А. В. Молоднякова. [Электронный ресурс]- Режим доступа http://открытыйурок.
42. Никитина Ю.Б. Взаимосвязь стиля родительского воспитания и эмоциональной сферы дошкольников / Ю.Б. Никитина // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: сб. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф. — 2019. — С. 69-73. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41899001
43. Пичугина И.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками / И.В. Пичугина // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. No 2 (12). С. 50-54. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30769005
44. Плотникова К.М. Социально-экономическое развитие дошкольников / К.М. Плотникова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — No 2 (19). — С. 17-20. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36937390
45. Пономарёва И.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях / И.В. Пономарёва // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. — No 2 (8). — С. 46-48. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28944705
46. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. — М., 1986. – 176 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб. : Питер, 2015. — 718 с.
48. Смирнова Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. — No 6. — С. 6 – 15. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42596477
49. Соловьева Е.А. Театрализованные игры как средство развития эмоцинальной сферы детей среднего дошкольного возраста / Е.А. Соловьева // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — No 2-2. — С. 376-377. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38216170
50. Стрелкова, Л. П. Особенности эмоционального развития дошкольников / Л. П. Стрелкова./ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url
51. Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / О.П. Тузова // Вопросы педагогики. — 2019. — No 12-1. — С. 259-262. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41519121
52. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л. Б. Фесюкова. — М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. – 231 с.
53. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб.пособие — 4-е изд., стер. / Д. Б. Эльконин. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
54. Эльконинова, Л. И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников / Л. И. Эльконинова // Мир психологии, 1998. — No3. — С. 42.
55. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиций структурно-диалектического подхода / Н.Е. Веракса, М.Н. Гаврилова М.Н., А.К. Белолуцкая, К.С. Тарасова // Сибирский психологический журнал. — 2020. — No 75. — С. 115-143. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42690892
56. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей [Текст] / С. Г. Якобсон. — М. : Педагогика, 1984. — 144 с.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф