Меню Услуги

Разработка рекомендаций по развитию этнического туризма на примере Камчатского края


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическая глава
  • 1.1. Понятие этнического туризма
  • 1.2. Особенности развития этнического туризма
  • 1.3. Перспективы развития этнического туризма
  • Глава 2. Аналитическая глава
  • 2.1. Анализ этнического туризма в РФ
  • 2.2. Анализ тур ресурсов Камчатского края
  • 2.3. Анализ развития этнического туризма на Камчатке
  • Глава 3. Методическая глава
  • 3.1. Методические рекомендации по развитию этнического туризма на Камчатке
  • 3.2. Практические рекомендации по развитию этнического туризма на Камчатке
  • 3.3. Социально-экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий
  • Заключение
  • Библиография

 

Введение

Этнографический туризм способствует со­хранению дикой природы и культурных традиций. Для того что­бы эффективно выполнять эту задачу, туризм должен быть ком­мерчески жизнеспособным, экономически стимулировать местное население сохранять окружающую природу и культурные досто­примечательности, беречь и развивать местную, в том числе тра­диционную культуру. Наряду с экономическим подходом, важен и другой — гуманитарный, этический, который основывается на ме­тодах образования, просвещения. Профессионально организован­ный экологический и этнографический туризм является важным направлением, важной частью стратегии рационального развития территории. Здесь говорится о «территории» в широком смысле, под­разумевая и естественную природную среду, и культурную среду, и техногенную среду, и местное сообщество — население.

Роль туризма в комплексном развитии территорий в России недооценена. Между тем, если посмотреть только на эко­номическую выгоду от развития туризма, то масштабы и широта воздействия туристской индустрии впечатляют. Развитие туризма стимулирует развитие строительства, транспортной сети, торгов­ли, рынка услуг и многих других отраслей. Кроме того, возникает необходимость в специальном образовании и в этическом воспи­тании, просвещении населения.

Следует обратить особое внимание именно на такое «ум­ноженное воздействие — эффект мультипликации» растущей туриндустрии Камчатки и приложить все усилия для сохранения и развития этой тенденции. При всесторонней поддержке развития устойчивого этнического туризма на Камчатке экономика реги­она станет более сильной, что обе­спечит занятость и доходы местному населению и позволит при этом сохраниться и уникальной камчатской природе, и уникаль­ной камчатской культуре. Хорошо спланированный и грамотно управляемый устойчивый этнический туризм укрепляет соци­альные связи и увеличивает инвестиции в инфраструктуру горо­дов и поселков.

Таким образом, представляемая в настоящей работе тема является актуальной на современном этапе.

Целью исследования является разработка рекомендаций по развитию этнического туризма на примере Камчатского края.

Задачами исследования являются:

  • раскрыть понятие этнического туризма;
  • рассмотреть особенности развития этнического туризма;
  • определить перспективы развития этнического туризма;
  • проанализировать этнический туризм в РФ;
  • провести анализ тур ресурсов Камчатского края;
  • проанализировать развитие этнического туризма на Камчатке;
  • дать методические рекомендации по развитию этнического туризма на Камчатке;
  • выработать практические рекомендации по развитию этнического туризма на Камчатке на примере двух природных парков;
  • показать социально-экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.

Объектом  исследования является состояние этнического туризма в Камчатском крае и проблемы его развития.

Предмет —  совокупность отношений   этнического туризма как отдельной сферы туристской деятельности.

Вопросы методологии развития этнического туризма, повышения эффективности организации туризма на охраняемых природных территориях нашли свое отражение в работах таких авторов как А.Г. Бутузов, В.Ю. Воскресенский, Л.Г. Буряк, Т.А. Киросова, Н.А. Малова, Т.А. Прокопьева, Ю.А. Пшеничных, Е.Н. Сапожникова, О.В. Сарайкина, Н.С. Семкина, Ф.О. Скачкова, Т.Ю. Тихонова, В.Н. Шарахматова, Е.И. Шубницина и др.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе рассматриваются теоретические основы этнического туризма, во второй главе проводится анализ развития этнического туризма в Камчатском крае, в третьей главе разрабатываются мероприятия и предложения по развитию этнического туризма в Камчатском крае.

 

 

Глава 1. Теоретическая глава

1.1. Понятие этнического туризма

Этнический туризм — одно из направлений культурно-познавательного туризма, имеющее ярко выраженные этнические, языковые и культурные составляющие. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Традиции — это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс её жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени традиция проявляется в экономике, достигает максимума в религии. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в тоже время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается) [16, стр426].

Кроме того, традиция — это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную личностную творческую деятельность. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций [20, стр119].

Посредством традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания и самоподдержания. Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации.

Различают три основных подхода к проблеме традиции и, соответственно, следующие типы традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции.

Этнические традиции типичны для стадии народности, а также для племен. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь — с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Для племени это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя — человека. Это связано с сохранением и передачей накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся норм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса.

К современным национальным и социальным традициям относится экстерриторизованная часть художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся и передающаяся через систему средств общественной информации (книги, картины, графики, схемы, дискеты, видеокассеты и т.д.) [36].

Связь поколений в национальных традициях осуществляется посредством обучения, а хранение и распространение элементов наследия — посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Но необходимо отметить, что письменность — это «традиция традиций», нормализующая, канонизирующая механизмы воспроизводства традиций. С помощью письменности происходит атрибуция наследия, т.е. расшифровка и осмысление элементов наследия применительно к нуждам наличной практики. Хотя к национальным традициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям.

Национальные традиции — это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науки и пр. К сожалению, очень часто это ведет в лучшем случае к «национальному романтизму», к конфронтации с другими народами из-за прошлых страданий, унижений, взаимонепонимания [20, стр121].

«Мультикультурность» не стеснена никакими видимыми рамками национальных традиций и ограничений. Она осуществляется через художественный творческий процесс, в котором используются различные формы, языки, стили; через создание транснациональных мультитрадиционных, мультимедийных систем и широчайший, всемирный взаимообмен культурными формами, новой информацией и опытом.

Таким образом, любой тип традиции — это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник — это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить её пульс и живое дыхание.

Возвращаясь к этническому туризму, необходимо сказать, что иногда его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») — это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их [36].

Этнический туризм может быть представлен двумя основными видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни [12, стр137].

Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны — индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны — в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнического туризма с экологическим.

Экологический туризм — путешествия с целью посещения мест с относительно нетронутой  антропогенным воздействием природных территорий [42].

Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индии и Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на островах Океании. И в некоторых сельских поселениях различных стран Европы население иногда использует национальную одежду, привлекая тем самым туристов. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуя блюда национальной кухни.

Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может свои­ми глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и сим­волическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов. Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 году в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. Музеи под открытым небом существуют в настоящее время в разных странах, в том числе и в России. Наиболее известный из российских музеев под открытым небом — Кижи, расположенный на одноименном острове в Карелии. Там находятся различные постройки, характерные для российского Севера, в том числе шедевры деревянного зодчества. Кижи являются важным объектом туристского интереса.

Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В данное время в России разрабатываются проекты, целью которых является стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этно-экологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования.

Подобные инновационные для России проекты направлены на развитие устойчивого этнического туризма силами местного и коренного населения, одной из наименее социально, экономически и политически защищенных и наиболее нуждающихся групп населения современного российского общества. Представители общин коренных малочисленных народов Севера впервые получат возможность пройти обучение основам организации и развития этнического туризма как устойчивого бизнеса и осуществлять экономическую деятельность на собственных территориях традиционного природопользования [32, стр15].

Одним из направлений этнического туризма является аборигенный туризм — то этнический туризм с участием (вовлечением) представителей коренного населения. Для разработки программ по развитию данного направления в туризме и организации конкретных маршрутов по местам проживания коренных малочисленных народов важным является этап подготовки. Необходимо собрать все имеющиеся материалы, документы, программы и планы по развитию туризма в проектных территориях; рассмотреть социально-экономическое положение района; дать оценку инвестиционных возможностей развития устойчивого этнического туризма и сформировать пакет инвестиционных предложений в виде базы данных; изучить спрос на услуги этнического туризма; создать партнерскую сеть различных организаций, заинтересованных в развитии этнического туризма. Кроме того, следует провести комплекс маркетинговых исследований по оценке возможностей развития устойчивого этнического туризма силами национальных общин, а также определить степень готовности и возможностей общин коренного населения использовать потенциальные ресурсы этнического туризма и развивать на своих территориях. Естественно невозможно реализовывать проект без соответствующих специалистов, что обусловливает необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области этнического туризма из числа местного населения.

Результативной модели развития аборигенного этнического туризма в России пока не существует, её еще предстоит разработать. Среди главных предпосылок для развития данного вида туризма — огромные ресурсы этнического туризма на обширной территории проживания коренных малочисленных народов Севера и большое число созданных в последнее десятилетие общин этих народов, которые желают заниматься привлечением туристов [32, стр16].

Главная задача проектов по развитию этнического туризма направлена на то, чтобы уберечь процесс развития экологического и этнического туризма от непродуманных, сиюминутных тенденций, придать ему устойчивость — прежде всего, посредством активного вовлечения коренных малочисленных народов в сферу туристского бизнеса. Гарантией стабильности и эффективности проектов развития туристского бизнеса и устойчивого развития в более широком смысле станет самостоятельное руководство реализацией проектов представителями коренных малочисленных народов [32, стр16].

1.2. Особенности развития этнического туризма

Этнический туризм — одно из направлений туризма, имеющего ярко выраженную этноязыкультурную составляющую. Этнический туризм может быть как внутренним, (например посещение глубинки городскими жителями с целью ознакомления с архаичными говорами, фольклором, бытом, культурой и языками автохонных народов), так и внешним, который связан с посещением исторической родины или мест рождения родственников.

В современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка. Знакомство с обычаями и традициями других народов было и остается сильным побудительным мотивом многих путешествий и рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество туристкой дестинации.

Этнический туризм — одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран.

Благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона.

Этнический туризм — междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке географии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах. Необходимо заметить, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня.

Племена были первой в истории человечества этнической общностью. Традиционная педагогическая культура племен уже включала в себя достаточно отработанные цели и идеалы воспитания, методы, средства обучения и воспитания. Целенаправленно формировались также этнопедагогические знания: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях.

Этнический туризм знакомит молодежь с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы даже ценой своей жизни; об уважении предков; необходимости быть достойными их и др.). Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя их соплеменниками, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих сородичей — все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения и этнического самосознания. Прослеживается тенденция этнизации народного воспитания, способствующая формированию самосознания и самобытности детей и молодежи. Воспитание пополняется элементами этнического содержания. Вместе с тем целенаправленно формируются такие нравственные качества личности, как готовность защищать свою землю, свой народ, преданность своему племени, мужество, отвага, стойкость.

Этнический туризм позволяет приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Он способствует формированию духовно-нравственного облика личности, выработке её ценностных ориентаций и жизненной позиции.

Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи и праздники служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического опыта народа. Усвоение традиционных ценностей, приобщение к культуре своего этноса поможет каждому найти свою тропу в жизни.

К концу XIX в. зарубежные педагоги и ученые четко осознавали необходимость научного изучения традиционного воспитательного опыта своих народов и использования его огромного прогрессивного потенциала в воспитании детей и молодежи, чему способствует этнический туризм.

В России через возрождение народных традиций, обычаев стремятся формировать у подростков и молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу красоту, гуманность и т.п.

Россия, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. Туристский потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет республике гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране.

Туристские ресурсы для этнического туризма в России богаты и своеобразны. Это памятники архитектуры, музейные экспозиции, архивные материалы, живописные природные места. В совокупности все это создает благоприятные условия для отдыха и знакомства с историей и культурой народа.

Развитие любого направления туризма, в том числе и этнического, для России обусловлено рядом обстоятельств: провозглашение политики открытой экономики и границ; поддержание и развитие социально-культурных связей; повышение спроса на посещение объектов связанных с этносом, культурой, бытом и традициями; наличие разных этносов в составе населения России; стимулирование развития гостиничного хозяйства, предприятий питания и материально-духовных ценностей сферы услуг.

При правильном подходе к развитию и совершенствованию этнического туризма, как специфического вида туризма, Россия имеет возможность получения не только прибыли, но и укрепления межправительственных и добрососедских отношений, расширения дружеских связей, взаимообогащения между народами, укрепления мира и взаимопонимания между странами.

Становление и развитие этнического туризма в условиях открытой экономики России в настоящее время является актуальной и исключительно важной задачей.

В последнее время наблюдается значительное увеличение интереса иностранных туристов к туристским достопримечательностям России. Обусловлено это явление, прежде всего, географическим положением республики, большим потенциалом в области организации привлекательных маршрутов и т.д. Туристская привлекательность России объясняется наличием уникальных природных зон и заповедников, историко-культурных достопримечательностей мирового уровня.

Россия имеет конкурентные преимущества, которые заключаются в уникальной культуре, богатой и разнообразной природе, возросшей деловой активности, что дает возможность развивать культурно-познавательный, экологический, этнический, деловой туризм, заниматься активными видами отдыха, такими, как спортивный, приключенческий туризм.

На территории России имеются различные историко-архитектурные и природные объекты этнического туризма, которые могут быть включены в этнические маршруты.

Этнический туризм — это экзотический вид отдыха. Во время таких поездок, туристы изучают определенную этническую группу населения, изучают их жизнь, особенности культуры, бытовые моменты и т.д. Это способ узнать больше о своих корнях или изучить историю требуемого народа ученым, любителям. Благодаря такому новшеству в туристических фирмах, многие даже находили своих дальних родственников на чужих землях. Иногда люди посещали места, где проживали их отцы, деды или они сами в далекой молодости были выселены с этих окрестностей. Теперь, наверное, ясно, почему второе название, это ностальгический тур, ведь именно ностальгия зовет большинство вместо отдыха на морских волнах отдаться изучению какой-то культуры.

А переселенцев в мире множество, условно переселения можно разделить на вынужденные и добровольные. Причины вынужденного переселения целых народов за историю бывали всякие, это военные, политические, религиозные. Причиной добровольного переселения является экономический фактор, люди искали лучшей жизни в других странах, на других землях, континентах.

Тысячи норвежцев и ирландцев мигрировали в свое время в Исландию, Гренландию. Давным-давно пилигримы из религиозных убеждений покидали свои земли и устремлялись в Америку. Мировые войны принесли еще немало волн миграции. Немцы Поволжья за свою историю, а это последние две сотни лет, поменяли не один край, смена законов гнала их то в Россию, то в Казахстан, а теперь обратно в Германию.

Это повлекло созданию этнических туров (nostalgic tour), это возможность понять жизнь своих предков и, возможно, выбрать себе новое место обитания, вернуться домой.

В начале 90-х годов этнические туры начали набирать обороты в России. Тысячи туристов-финнов приезжают в Карелию чтобы посетить давние места своих не таких и далеких предков. В основном это люди, которые едут даже не к землям своих родственников. Во время второй мировой войны, пол миллиона финнов покинули ленинградскую область (Карельский перешеек) и разъехались в Финляндию и в Швецию. Теперь многие возвращаются, чтобы вспомнить прежнюю жизнь. И для осуществления мечты, были созданы турфирмы, которые специализируются именно на этом —Matka Maailma OY, FinnSovtours. Большой вклад внес «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга». В поселке Лососевое, имеется гостиница международного класса «Лососевская», которая предоставляет качественный сервис для финнов, посещающих знакомые места. [44]

Говоря об этническом туризме можно выделить один из подвидов такого туризма, как посещение родственников и друзей (relative & visitors tour). Но данный вид туризма, подходит не для всех людей, большинство, это те, кто имеет кровные связи с землями, на которые едут.

Следует отметить, что ООН выделяет значительные деньги на сохранение памятных объектов, и это позволяет их сохранять. Туристы из всего мира едут посмотреть предметы старины из храма Абу Симбел. Некоторые из них остались и желающие уже с пароходов любуются древнейшими постройками.


Страницы:   1   2   3   4   5