Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие франчайзинга как форма поддержки малого предпринимательства в России

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
  • 1.1. История франчайзинга
  • 1.2. Понятие, виды и основные принципы франчайзинга
  • 1.3. Преимущества и недостатки франчайзингового бизнеса для франчайзера и франчайзи
  • 1.4. Правовое регулирование франчайзинга
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
  • 2.1. Анализ развития и опыт применения франчайзинга в России
  • 2.2. Малое предпринимательство в России: проблемы и пути развития
  • 2.3. Основные направления совершенствования системы франчайзинга в России
  • 2.4. Соотношение франчайзинга как бизнес и коммерческой концессии как договора
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА ОТ КОМПАНИИ «33 ПИНГВИНА»
  • 3.1. Характеристика компании «33 пингвина»
  • 3.2. Особенности франчайзинга компании «33 пингвина»
  • 3.3. Анализ результатов деятельности франчайзи
  • 3.4. Договорные формы франчайзинга с участием компании «33 пингвина»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

В наши дни развитие отечественного предпринимательства, в частности малого, осложнено большим количеством коммерческих рисков. Современному предпринимателю требуется широкий спектр знаний в областях маркетинга, рекламы, управления, а также умение учитывать особенности бизнес-проектов для их успешной реализации. Для того, чтобы иметь эффективную схему и методы делопроизводства для каждого конкретного случая, предпринимателю требуется потратить немало времени и средств. Организация бизнеса на условиях франшизы способствует значительному снижению предпринимательских рисков, потому что в этом случае происходит использование уже отработанного бизнеса, который доказал свою эффективность.

Франчайзинг сегодня является относительно новым явлением для нашей экономики, он появился в начале 90-ых годов, в то время как в развитых странах он веками практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах.

Привлекательность франчайзинга в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели получают в распоряжение стабильный доходный бизнес, известные фирмы и крупные компании — возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие франчайзинга является одним из самых эффективных направлений поддержки малого предпринимательства в России.

Цель работы

В рамках данной дипломной работы ставится несколько задач:

  • Изучить происхождение франчайзинга в российской и мировой практиках
  • Рассмотреть особенности франчайзинговой формы организации бизнеса с точки зрения гражданско-правового регулирования
  • Рассмотреть проблематику франчайзинга и перспективы его развития в России
  • Выявить эффективность работы данной бизнес-модели на примере компании

Объект исследования

Объект исследования – рынок франчайзинга в России.

Предмет исследования

Предмет исследования – анализ франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства в России.

Методологической и теоретической основами исследования послужили труды ученых в области франчайзинга, в особенности: В. В. Довгань, И.В. Рыкова, А. З. Майлер, С. А. Куликов.

Объем и структура дипломной работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.Включает 6 таблиц, 8 рисунков. Список литературы включает 66 источников.

 

ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

1.1. История франчайзинга

В наши дни практически любой из видов бизнеса (Международная Ассоциация Франчайзинга насчитывает более 80 отраслей хозяйства) может стать предметом договора франчайзинга.Но сама история франчайзинга началась почти 5 веков назад.

Термин «франчайзинг» произошел от английского слова franchising – льгота, привилегия. Также, происхождение термина «франчайзинг» известно и с французского языка от слова  franchise– льгота, особая привилегия, «свобода от обременений».

Согласно оксфордскому словарю английского языка 1933г. термин franchising– это все пожалованные епископатам королевской короной в 1559 году права и свободы.

Франчайзинг берет свое начало в средневековой Англии,  когда король предоставлял баронам право на сбор налогов с определенных территорий в обмен на различного рода услуги,  например, такие, как постановление солдат в армию. Также король, являясь обладателем исключительного права собственности на полезные ископаемые, предоставлял за фиксированное вознаграждение (роялти) своим подданным право на добычу угля и руды.Свободные люди могли осуществлять продажу (была выдана франшиза) своих товаров на специально отведенных для этого местах, называемых franchises, то есть рынках и ярмарках города.Интересный факт в том, что в Великобритании и по сей день продолжают действовать древние франшизы, которые предоставляют своим владельцам права на организацию ярмарок, содержание рынков и эксплуатацию речных паромов.

Также, есть мнение, что термин «франчайзинг» появляется во времена средневековой Франции, согласно которому означает особую привилегию, «вольность», которую даровали французские короли своим вассалам. С помощью данной привилегии они могли заниматься охотой в королевских лесах, у них появлялось исключительное право на торговлю какими-либо товарами, право строить дороги и пивоваренные заводы. Существует доказательство того, что Католическая Церковь в лице Папы Римского даровала привилегии определенным гражданам на сбор налогов на той или иной территории. Эти «сборщики» налогов, с позволения Папы, оставляли за собой существенную часть сборов, а оставшуюся часть отсылали ему.

Элементы прав или привилегий, которые позволяют использовать особо пожалованное положение на определённой территории за вознаграждение, формировали основу франчайзинга на протяжении нескольких столетий. Однако, это были лишь первоосновы. Эти отношения только отдалённо походили на современный франчайзинг. Потребовалось около 200 лет, чтобы прийти к современной форме франчайзинга.

Несмотря на то, что нам франчайзинг довольно близок и привычен, следует признать, что этот удобный способ ведения бизнеса один из самых «молодых». Нет никаких свидетельств, что схему франчайзинга применяли в каком-либо народе 500, 1000 или 3000 лет назад.

Франчайзинг в наиболее характерной его форме проявился в британской системе «связанных домов». Эта система сформировалась к 1840 году и обеспечивала нужный объём продаж. Власти в те времена предоставляли право торговли спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальному дозволению. У большинства владельцев не хватало средств не только на оплату получения этой привилегии, но и для элементарного приведения в порядок своих постоялых дворов. Тогда пивовары стали предоставлять таким владельцам займы или сдавали им в аренду своё имущество для организации торговли пивом и другими алкогольными напитками. В выигрыше оставались все – и владельцы постоялых дворов, и пивовары. Первые получали возможность торговать спиртным и привлекать постояльцев, вторые – получали систему сбыта своего пива и других алкогольных напитков. Эта система «связанных домов» превратилась в такой эффективный коммерческий механизм, что существует в Англии до сих пор.

К этому же времени в Америке, независимо от Европы, появился свой прообраз франчайзинга. В 1851 году изобретатель и предприниматель Исаак Меррит Зингер (IsaacMerrittSinger), имеющий свою собственную компанию по производству швейных машин (I. M. Singer&Co), первым в мире разворачивает массовое производство. Компания Исаака Зингера заключала письменные договоры (которые были аналогами современных договоров франчайзинга) на передачу франшизы с дистрибьюторами товара. Эти франшизы были первыми дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязательствами франчайзи (дилера), который должен обслуживать швейные машины по первому требованию покупателей.

В этот период времени главным назначением франчайзинга было распространение влияния известных обслуживающих, производственных, торговых и любых других коммерческих обществ на те сферы экономики, где открытие филиалов компании оказывалось экономически невыгодным. Одна из причин – трудность управления такими филиалами, либо же собственными предприятиями, которые находились в зависимости от головной компании. Крупные организации стремились расширить рынок сбыта продукции и услуг, но одновременно с этим, невозможным становилось установление полного контроля всех структур своей корпорации, а также присутствовал страх быть обманутыми от их руководителей. Другой причиной являлась необходимость вложения значительных средств для создания сети филиалов, также присутствовала сложность в их организации в целом –недостаточные знания законодательств тех стран, в которых они образовывались. Это дало толчок к созданию такого способа ведения бизнеса, где финансово-независимой организации передается на основе договора франчайзинга так называемая «маска» головной компании, то есть средства ее индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование, ноу-хау и т.п.).

Идею передавать право на обслуживание определенной категории потребителей заметили и признали успешной. Она была настолько удачна, что ее начали использовать и другие отрасли народного хозяйства: ближе к 1880 году отдельные города начали предоставлять франшизы на уличные перевозки, франшизы на эксплуатацию системы канализаций и использование газа, воды и электричества. Это была не просто система распределения подрядов, а именно франчайзинг в его современном понимании.

В конце XIX – начале XXвека американские нефтеперерабатывающие и автомобильные компании занимаются развитием дистрибьюторской сети, предоставляя права на торговлю продукцией определенного производителя. Зачинателем этой деятельности стала «Дженерал Моторс» (GeneralMotors), которая смогла организовать продажи автомобилей и паровых двигателей с помощью системы независимых дилеров. Обязательным условием предоставления права продажи своих автомобилей GeneralMotors выдвигала отказ от реализации ее партнерами машин других производителей. Также дилерам необходимо было внести свой финансовый вклад в дело, поэтому они были особенно заинтересованы в поддержании имиджа фирмы и тем самым гарантировали надлежащий сервис при продажах.

От «серьезных» производителей не отставали и «не серьезные». Компании «Кока-Кола» (Coca-Cola) и «Пепси» (PepsiCo), производители безалкогольных напитков, организовали централизованное производство концентрированного  сиропа для изготовления их газированных напитков. Они продавали сиропы заводам по роливу, управляемым собственниками этих заводов, которые одновременно являлись и управляющими местных розничных продаж.

В 1920-ые годы крупные производители начинают создавать и продавать свои товары франчайзи для их последующей реализации. Продавец предоставлял мелким реализаторам многочисленные скидки, также разрешал использовать торговую марку своей фирмы. «Сеть свободных бакалейщиков» (DESPAR) была основана в Голландии в 1932 году.  Сегодня она известна просто как SPAR. Именно она в Европе и Великобритании работала по такой системе.

Основной смысл, который несет франчайзинг – помощьсамобытному продавцу конкурировать с розничными сетями, сохраняя независимость малого бизнеса. Этому способствует все: от использования известной торговой марки, до уровня закупочных цен как у крупных сетей.

С 1930 года после экономического кризиса в США нефтеперерабатывающие компании переходят на управление своими автозаправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Эти компании сдавали в аренду бензоколонки франчайзи, получали ренту и у них была возможность делать имидж компании широко известным, в то время как франчайзи имели право устанавливать цены, опираясь на местные условия. Как результат: значительное увеличение уровня продаж машинного топлива, и соответственно, увеличение прибыли.

В 1950-ые годы на смену этому, первому этапу, приходит второй этап франчайзинга, «франшиза бизнес-формата» (BusinessFormatFranchise). Его основным признаком становится передача не только товарного знака, но и вся технология ведения бизнеса, которая включает внешние параметры, созданные и опробованные франчайзером.

В Америке после второй мировой войны увеличилась рождаемость. Это было обусловлено тем, что  военнослужащие вернулись с войны домой. Возросла потребность не только в товарах, но и в услугах. Франчайзинг и здесь оказался идеальной моделью бизнеса. С его помощью быстро развивались гостинично-туристический сектор и индустрия общественного питания. Что касается последней, то здесь на первых позициях была компания «Баскин Робинс» (BaskinRobbins).

В 1945 году Ирвин Роббинс, который ранее работал управляющим у своего отца на молочной ферме, решился открыть свое собственное кафе. Посетителям предлагалось меню из 21 сорта мороженого, изготовленного на заказ по рецептам Ирвина Роббинса. В то время мороженое производилось в массовом порядке и продавалось в магазинах, основной упор делался не на качество, а на количество продукции. Но Ирвину Роббинсу удалось преодолеть эту тенденцию: он сделал ставку на качество продукта, на заботливое отношение к покупателям, а также на создание  в кафе особой притягательной атмосферы. В 1947 году, двоюродный брат Роббинса Бертон Баскин, присоединяется к брату. К 1948 году у них было уже шесть кафе. «Наш оборот возрастал, но доходность уменьшалась, − рассказывал Роббинс, – мы с братом осознали, что для того, чтобы удержать ту высокую планку работы, которую мы принялидля себя с самого начала, каждое наше кафе должно быть под постоянной заботой и пристальным вниманием отдельного владельца, хозяина, т.е. человека, который  заинтересован в успехе своего конкретного кафе. Тогда-то мы и приняли решение продавать наши кафе тем людям, которые мечтают о своем деле».

В 1953 году появился знаменитый девиз «31 сорт» – по одному новому на каждый день месяца. Тогда же было изменено название фирмы и она стала носить всем известное название «Баскин Роббинс». И вот, спустя годы, небольшая кафешка превратилась в огромную компанию со своими заводами по производству мороженого и десятками тысяч работников, перешагнув через страны и континенты. Сегодня более 6700 кафе «Баскин Роббинс» расположены в 54 странах мира.

Еще одним примером франшизы бизнес-формата является компания «Макдоналдс» (McDonald’s). История началась с того, что в 40-ые годы двадцатого столетия братья Макдоналды хотели усовершенствовать свой маленький ресторанчик для автомобилистов в городе Сан Бернардино, штат Калифорния. Они решили не довольствоваться малыми изменениями и изобрели новую концепцию, которая базировалась на быстром обслуживании, большом объеме и низких ценах. К середине 50-ых годов их детище по производству бургеров приносило ежегодный доход в 350 тысяч долларов США. Они изучали движения работников в процессе приготовления пищи для того, чтобы наиболее эффективно расставить оборудование.

Однажды утром 1954 года Рей Крок, коммивояжер, занимающийся продажей машин для приготовления молочных коктейлей, появился в ресторане братьев Макдоналд, чтобы попробовать продать им свой продукт. Но увидев огромные толпы людей, скупающих целые пакеты картошки и бургеров, ему приходит в голову мысль, что такая система сможет работать абсолютно везде. Рей Крок становится исключительным агентом по франчайзингу братьев Макдоналд и 2 марта 1955 года он основывает компанию с названием «Макдоналдс Систем, Инк.» (McDonald’sSystem, Inc.). При этом Рей Крок сумел сохранить все принципы братьев Макдоналд, добавив лишь высокие стандарты чистоты: дружелюбное и быстрое обслуживание, систему производства с типом сборочной линии, качественную еду и, конечно же, ограниченное меню. Основные принципы работы ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» – это качество, культура обслуживания, чистота и доступность.  На сегодняшний день «Макдоналдс» насчитывает более 32 000 ресторанов, они расположены в 118 странах мира, в которых работает более 1,5 миллионов сотрудников.

В 60-70-ые года бизнес на основах франчайзинга успешно развивается. Правда, это время громких скандалов, которые в свою очередь скомпрометировали саму идею франчайзинга. Появилось множество мошенников, людей создающих «франчайзинговые» компании с целью собрать деньги и исчезнуть. Была и другая причина скандалов: появлялись нежизнеспособные фирмы, разорение которых влекло за собой разорение массы дочерних фирм.

Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений в 1960 году была создана Международная Ассоциация Франчайзинга, а в 1972 году – Европейская Ассоциация Франчайзинга.

В царской России франчайзинг не использовался. По крайней мере история об этом умалчивает. Что касается СССР, то франчайзинг стал использоваться только в конце 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, появившемся в Советском Союзе во время проведения Олимпийских Игр, становится американская компания «Coca-Cola». Заводы по производству напитков «ПепсиКо» были построены в некоторых городах СССР. Произведенная ими продукция реализовывалась в основном через сеть фирменных киосков.

Правовые основы использования института франчайзинга на отечественном рынке были положены рядом законодательных актов, которые были приняты в 90-е годы и связаны с возрождением предпринимательства. Ими стали: Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986г.), Закон СССР «О кооперации в СССР» (1988 г.), Закон СССР «О собственности в СССР» (1990 г.), Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (1991 г.).

Для того, чтобы возродить предпринимательство в России была необходимость создания соответствующей экономико-правовой базы, в первую очередь нужно было на законодательном уровне легализовать частную собственность. Так, Закон СССР «О собственности в СССР» впервые обозначил объекты собственности, куда были включены и объекты интеллектуальной собственности. Туда были отнесены ноу-хау, изобретения, торговые секреты, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

Правовая регулирование основ франчайзинга нашло свое отражение во второй части ГК РФ, непосредственно в Главе 54 «Коммерческая концессия».

Активный рост развития института франчайзинга в России приходится на конец 90-х – начало 2000 годов.  Отечественные предприниматели сделали выводы, что франчайзинг удобен для формирования своего собственного бизнеса, и из-за этого произошло изменение в самой структуре франшиз, которые функционировали на нашем рынке, в сторону их увеличения по отношению к иностранным франшизам. Количество российских предприятий, которые начинают применять систему франчайзинга устойчиво растет. Франчайзинг успешно применяют многие известные сети магазинов и ресторанов, как «Перекресток», «Пятерочка», «РостикС», «Красный куб», «Теремок – Русские блины» и многие другие.

В 1997 г. в целях оказания содействия лицам, которые занимаются франчайзингом, и ее популяризации, была создана Российская Ассоциация Франчайзинга (RFA). Данная организация приняла Этический кодекс из-за больших пробелов в нашей законодательной системе и с целью его адаптации в соответствии с международными правовыми актами.

Таким образом, проанализировав эволюцию франчайзинга в нашей стране, на сегодняшний день можно выделить два его ярких этапа – это  конец 80-х по конец 90-х годов и начало 2000 годов по наши дни. Первый этап можно охарактеризовать становлением правовых основ предпринимательства и франчайзинга, а также использованием в основном международной формы франчайзинга, то есть иностранный франчайзер – отечественный франчайзи. В новом же  тысячелетии удельный вес национального франчайзинга постоянно растет и устойчиво завоевывает наш рынок. Это происходит по той причине, что за прошедшие годы франчайзинг сумел заявить о себе как о самостоятельной форме ведения бизнеса и смог зарекомендовать себя как выгодный способ ведения предпринимательской деятельности.

1.2. Понятие, виды и основные принципы франчайзинга

Для начала стоит разобраться в основной терминологии по данной теме. Я выделила 5 основных, на мой взгляд, понятий. Итак:

Франчайзингпредставляет собой схему функционирования бизнеса, в которой одна организация (франчайзер или франшизодатель) передает физическому лицу или другому предприятию (франчайзи или франшизополучатель) право на продажу своих товаров или услуг. При этом между франчайзером и франчайзи заключается договор, согласно которому он обязуется продавать эти товары или услуги в соответствии с определенными условиями и ценами, установленные головной компанией.

Франчайзер (франшизодатель) – это в большинстве случаев крупная компания, которая имеет определенную деловую репутацию и раскрученный бренд на потребительском рынке. Она по договору франчайзинга выдает на определенный срок и на оговоренных условиях пользователю франшизу на право использования им торговой марки франшизодателя на определенной территории в своей коммерческой деятельности. Франчайзером выдается лицензия или передается право использовать свой товарный знак, технологии и операционные системы. В первую очередь, такая компания работает на свой имидж, развивает свой бизнес и отлаживает бизнес-процессы, а затем продает желающим повторить ее успех свои франшизы.

Франшиза – это бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя методические пособия по ведению работы и другие материалы от франшизодателя. Франшиза выступает в роли объекта договора франчайзинга и представляет собой комплекс различных преимуществ, в который входит право пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера. Франшизой могут стать методы ведения бизнеса, технология и товарный знак со взаимными обязательствами и льготами между передающей и получающей сторонами, которые предоставляются за плату и оформлены в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.

Франчайзи (франшизополучатель) – это физическое или юридическое лицо, которое приобретает у франчайзера на определенный срок и на определенных условиях исключительное право на ведение коммерческой деятельности с использованием товарного знака и технологий правообладателя на определенной территории. За возможность обучения, использования товарного знака, систему ведения работ и поддержку в построении бизнеса франшизополучатель выплачивает франчайзеру сервисную плату (роялти). Кроме того, франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по открытию бизнеса.

Франчайзинговая система (франшизная система) – это организационная структура франчайзингового бизнеса, которая состоит из компании-франчайзера, стоящей во главе, и франшизной сети (франчайзи), которая находится под ее контролем.

Существует несколько классификаций видов франчайзинга, которые отличаются друг от друга в зависимости от того, какой именно ключевой фактор используется в качестве основы для выделения различных его видов.

Один из наиболее известных специалистов по франчайзингу в нашей стране В. Колесников приводит в своей книге «Построение франчайзингового бизнеса» шесть основных вариантов классификации, которые используется большинством современных исследователей:

  • по виду деятельности франчайзи;
  • по количеству выдаваемых лицензий (франшиз);
  • по стратегии развития франчайзинговой системы;
  • по функциональной структуре;
  • по роли и функциям франчайзера;
  • по стоимости франшизы (лицензии).

Виды франчайзинга по виду деятельности франчайзи

Рассмотрим их более подробно. В первом случае при использовании классификации по виду деятельности франшизополучателя выделяют три основных вида франшизы. Первая представляет собой франшизу на продажу готовой продукции (так называемый «товарный франчайзинг»). Как понятно из ее названия, в этом случае франшизодатель выступает в роли производителя определенной продукции и передает право ее продажи на определенной территории второму лицу. В свою очередь это второе лицо (франшизополучатель) получает это право, приобретая франшизу на продажу определенного товара под торговой маркой головной компании – производителя. По определению В. Колесникова, товарный франчайзинг представляет собой такой способ ведения бизнеса, при котором франшизодатель является изготовителем продукции и передает эксклюзивное право ее продажи, ограниченное определенной территорией, франшизополучателю путем продажи франшизы на реализацию готовой продукции под торговой маркой головной компании. Если же производимые товары не имеют торговых марок, то они не относятся к этому виду франчайзинга.

В рамках той же классификации также выделяют франшизы на производство (так называемый «производственный, или промышленный франчайзинг») – такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзер выступает в роли обладателя запатентованной технологии производства исходного компонента продукции и передает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, франчайзи путем продажи франшизы на производство и сбыт продукции под товарным знаком головной компании с использованием поставляемого ею сырья, материалов и технологий.

То есть в этом случае франчайзи получает от франчайзера описание технологии производства чего-либо (ноу-хау), а также право производить и продавать продукцию под товарным знаком головной компании с использованием поставляемого сырья и материалов. В отличие от франшиз на продажу готовой продукции, промышленный франчайзинг пока не получил в нашей стране большого распространения, что вполне понятно. Во-первых, в целом, производственная отрасль в России претерпевает не лучшие времена. Во-вторых, это направление требует больших вложений, и выжить на этом рынке даже с поддержкой головной компании новичкам будет очень сложно. Хотя существуют и положительные примеры, когда франчайзинговые компании, занимающиеся производством, быстро окупили свои расходы и начали приносить хорошую прибыль.

Строго говоря, производственным франчайзинг может называться лишь в том случае, если франшизодатель производит какой-либо уникальный товар, разрабатывает свои собственные технологии и производственные секреты. Франчайзи в этом случае также получают право на использование торговой марки головной компании и продажу ее товаров и услуг. Главное отличие заключается в том, что другие предприятия становятся участниками цикла деятельности франшизополучателями. Соответственно, к ним предъявляются и более высокие требования по налаживанию производственного процесса, качеству производимой продукции, к обучению сотрудников, выполнению плана, предоставлению строгой отчетности и т. д. Наиболее часто такой вариант франчайзинга встречается в сфере производства напитков (в первую очередь, безалкогольных), когда головное предприятие имеет в разных регионах местные разливочные и упаковочные заводы.

В системе франчайзинга, классифицируемого по виду деятельности, также выделяют такой вид лицензий, как франшиза на определенный вид деятельности. Это такой способ ведение бизнеса, согласно В. Колесникову, при котором головная компания, выступающая в качестве разработчика отработанной успешной модели франшизного бизнеса передает право, ограниченное конкретной территорией, франшизополучателю открыть собственное предприятие такого же профиля и берет на себя обязательства полностью скопировать формат франшизного бизнеса по определенной модели путем покупки лицензии на определенный вид деятельности в сфере услуг под товарным знаком франшизодателя.

Виды франчайзинга по количеству выдаваемых лицензий

На основании этого критерия выделяют всего два вида франчайзинга. Первый представляет собой франчайзинг отдельно взятого предприятия. Этот вариант за рубежом чаще всего связан с семейным бизнесом, где члены одной семьи выполняют функции как менеджеров по управлению, так и работников компании. При этом их бизнес является основной формой занятости для всех сотрудников и единственным (или хотя бы основным) источником дохода для всей семьи.

Франчайзинг второго вида, выделяемый в рамках этой классификации, называется корпоративным. Если франчайзинг отдельно взятого предприятия – это скорее «архаичный» пример семейного бизнеса (что, впрочем, вовсе не означает, что он не может быть успешным и прибыльным), то корпоративный франчайзинг представляет собой систему нового типа. Это компания, инвестиционные группы или отдельные инвесторы, которые заинтересованы, прежде всего, в создании региональной франшизной сети с наемными и аутсорсинговыми работниками, а не в развитии одного конкретного франчайзингового предприятия.

Корпоративный франчайзинг может развиваться по двум основным направлениям. Франчайзинговая сеть в первом случае ограничивается определенным видом деятельности. Причем, как правило, эта деятельность контролируется владельцем головной компании – ее генеральным директором. Во втором случае франчайзи может охватывать сразу несколько сфер франшизного бизнеса, включая сферу услуг, продажу товаров и/или производство.

Виды франчайзинга по стратегии расширения бизнеса

По стратегии расширения франчайзингового бизнеса выделяют четыре вида франчайзинга. Первый из них – это классический франчайзинг на условиях опциона (опцион – это право на выкуп), то есть это такой способ ведения бизнеса, при котором франшизополучатель заключает договор с франчайзером на приобретение франшизы на условиях опциона. Согласно этому договору, он не только может открыть одно франчайзинговое предприятие на определенной территории (что представляет собой наиболее распространенный вариант), но и получает преимущественное право на открытие сразу нескольких франшизных точек на льготных условиях и действующих под брендом франчайзера. Как будет франшизополучатель развивать свой бизнес в дальнейшем, зависит от условий франшизного договора, где прописываются все условия вплоть до количества допустимых франшиз и даже графика их открытия.

Конверсионный франчайзинг предполагает присоединение к бренду франчайзера самостоятельного предприятия, работающего в той же или смежной отрасли. Эта схема почти одинаково выгодна обеим сторонам: франчайзи, как и в других случаях получает право пользоваться «привилегиями» раскрученного бренда, а франчайзер получает партнера, который не требует специального обучения и долговременной поддержки. Последний уже обладает определенным опытом и собственными наработками, а его, пусть и небольшая, фирма имеет определенную репутацию и пользуется доверием со стороны клиентов (что является большим плюсом особенно в регионах).

Следующий вид франчайзинга можно было бы назвать более высоким уровнем конверсионного франчайзинга. Он называется дочерним и представляет собой такую форму создания франшизных предприятий, при которых франчайзи – это опытный предприниматель с собственным успешно функционирующим бизнесом. В данном случае цели такого партнерства несколько отличаются. Дочерняя франчайзинговая компания переходит на новый уровень своего развития – осваивает новые рынки, увеличивает свою конкурентоспособность или занимается инновационными разработками.

Также существует франчайзинговый контракт на менеджмент. Он представляет собой способ организации взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, при котором последний является скорее инвестором, а не владельцем собственного бизнеса. Его роль в управлении компанией и в ведении дел более пассивна, он практически во всем полагается на менеджмент головной компании, вкладывая деньги в ее развитие.

Виды франчайзинга по функциональной структуре

При классификации по структуре построения франчайзинговой сети чаще всего выделяют два основных вида франшизы – индивидуальный и местный (районный). Индивидуальным франчайзингом называют такую форму организации бизнеса, при которой франчайзи может открыть лишь одно франшизное предприятие под торговой маркой франчайзера. Причем он ограничивается одной определенной территорией (регионом).

Районный франчайзинг дает франшизополучателю большую свободу: в его распоряжении оказывается целый регион, хотя количество предприятий и график их открытия на этой территории также определяются головной компанией.

В нашей стране и за рубежом чаще всего используется классическая схема создания франчайзинговой сети: предприниматель приобретает франшизу на открытие одного предприятия на конкретной территории, затем открывает свой бизнес и начинает его развивать. На этом этапе обычно нет большой разницы между индивидуальным и районным франчайзингом. Она становится очевидна на втором этапе, когда индивидуальный владелец вынужден ограничиваться одной своей компанией, а обладатель районной франшизы начинает создавать свою франчайзинговую сеть. Последний вариант, несомненно, выгоден, особенно если франшизополучатель заинтересован в освоении западных рынков. Однако он сопряжен с большими рисками.

Районный франчайзинг в свою очередь может развиваться на основе субфранчайзинга или на основе освоения региона. Субфранчайзинг представляет собой такие взаимоотношения, при которых головная компания передает эксклюзивное право на мастер-франшизу территории того государства, где находится субфраншизодатель, с правом продажи субфраншиз конечным франшизополучателям. При этом субфранчайзи также выплачивает своему франчайзеру определенное вознаграждение и осуществляет свою деятельность в соответствии с договором.

Субфранчайзинг предполагает несколько основных этапов. Сначала крупный международный мастер-франшизодатель с широкой сетью филиалов по всему миру выбирает интересующий его географический регион для дальнейшего развития и предлагает потенциальному мастер-франшизополучателю заключить с ним договор мастер-франшизы. Затем субфранчайзер по этому договору приобретает у своего франшизодателя право продажи субфраншиз на территории своего государства (тоже с обязательством открыть определенное количество фирм за определенный период времени с их дальнейшем контролем). Новые владельцы субфраншиз платят вступительные взносы и ежемесячные роялти субфраншизодателю, а последний делает ежемесячные отчисления головной компании. В эти отчисления входит его собственная часть вознаграждения, а также вступительные взносы и часть суммы с роялти, полученных с других участников сети.

Освоение региона предполагает такие контрактные взаимоотношения между франчайзером и инвестором территории (лицо, которое обладает правом развития территории), при которых головная компания дает последнему эксклюзивное право на развитие определенного географического региона в обмен на отчисления и открытие оговоренного количества франчайзинговых точек за определенное время. Как и в первом случае, здесь также предполагается четыре этапа работы. Сначала франчайзер изучает деятельность своих франчайзи в региональной сети и выбирает наиболее успешного из них. Он предлагает партнеру, которому принадлежит индивидуальная франшиза, стать его региональным представителем на определенной территории. Франчайзи, ставший таким представителем, также покупает у франчайзера право на отбор потенциальных франшизополучателей, оказывает им помощь на первоначальном этапе по запуску франчайзингового предприятия. Затем новый франшизополучатель подписывает договор с франшизодателем (головной компанией) и платит вступительный взнос в франшизную сеть и ежемесячные роялти, а региональный представитель получает часть средство со вступительного взноса и с суммы роялти.

Виды франчайзинга по роли и функциям франчайзера

По этой классификации можно выделить четыре вида франшизных систем: систему «производитель – розничный продавец»; «производитель – оптовый продавец»; «оптовый продавец – розничный продавец», а также «поставщик услуги – розничный продавец». Во всех четырех случаях первый является франшизодателем, а второй – франшизополучателем.

Виды франчайзинга по стоимости франшизы

Здесь специалисты выделяют от трех до семи видов франшизных систем. В первом случае можно назвать небольшие франшизные точки (до 100 тыс. долларов), средние франшизные предприятия (100-500 тыс. долларов) и крупные франшизные предприятия. Сейчас большее распространение получило деление на семь видов: франшизные фирмы стоимостью до 10000 долларов (коммерческая чистка), 10000 – 24999 долларов (свадебные путешествия, образовательные услуги для детей), 25000-49999 долларов (торговля спортивной одеждой и инвентарем), 50000-99999 долларов (продукты питания, сети кофеен, полиграфические услуги), 10000-499999 долларов (сети магазинов продуктов питания, производство наружной рекламы, сети ресторанов), 500000-1000000 долларов (сети ресторанов, сети фитнес-центров, сети отелей). Скорее всего, эта классификация еще будет дополняться и изменяться по мере развития и расширения франчайзингового бизнеса.

1.3. Преимущества и недостатки франчайзингового бизнеса для франчайзера и франчайзи

Франчайзинговая бизнес-модель имеет определенные плюсы и минусы для каждой из сторон. Сначала мы рассмотрим ее преимущества и недостатки для франчайзера.

Несомненно, франчайзинг – это эффективный и прибыльный способ развития своего бизнеса для компаний, которые уже достигли определенных успехов на рынке, хотят развиваться дальше, но не имеют возможности открывать собственные филиалы в других регионах. Открытие филиалов сопряжено с большими расходами времени и средств и высокими рисками. Франчайзинговая бизнес-модель позволяет переложить большую часть забот на плечи франчайзи, получая за это определенные отчисления. Дополнительное преимущество заключается в том, что ни один, даже самый лучший управленец, работающий на компанию, не будет прилагать столько усилий к развитию бизнеса, как его собственник. Кроме того, большие структуры рано или поздно начинают испытывать трудности из-за нехватки контроля сверху за различными процессами внутри компании.

Франчайзинговый бизнес также позволяет франчайзеру уменьшить риски, ведь его собственный капитал практически не используется для расширения сети. При этом головная компания развивается намного быстрее, чем если бы она занималась каждым своим филиалом в отдельности.

Однако при всех преимуществах такой бизнес-модели, без недостатков дело тоже не обходится. Главный минус заключается в сокращении прибыли, которую получает головная компания: филиал, несомненно, при удачном стечении обстоятельств приносил бы намного больше денег, чем франчайзи. Франшизодатель получает лишь фиксированный процент от валовой прибыли, который в любом случае не сравнится с прибылью, которую имеет собственник предприятия. Этот недостаток нивелируется тем, что, как было упомянуто выше, франчайзинговая бизнес-модель выгодна компании в тех случаях, когда у нее нет возможностей открывать собственные филиалы. Всегда лучше получить меньше прибыли, чем не получить ничего.

Более серьезную опасность представляет для компании-франчайзера возможность ухудшения его репутации. Небольшой контроль над франчайзи и невозможность в большинстве случаев проверить отчеты об их деятельность в регионах на достоверность могут привести к тому, что недобросовестный партнер бросит тень на репутацию головной компании, которую последняя так долго зарабатывала.

Наконец, есть определенный риск, что франчайзи, который получает от франчайзера большое количество коммерческих секретов, бесценный опыт ведения и развития бизнеса, а также различные ноу-хау, может использовать это против франчайзера – стать в скором времени настоящим конкурентом головной компании. Отчасти защититься от этого можно с помощью грамотно составленного договора. Но стопроцентной гарантии он все же не дает. Специалисты советуют более тщательно подходить к выбору партнера для ведения бизнеса по франшизе. К примеру, можно проводить интервью с каждым потенциальным франшизополучателем, оценивая как его честность, так и деловые качества, а впоследствии отслеживать результаты его работы. Но далеко не у всех компаний есть такая возможность. К тому же такой жесткий контроль над франчайзи противоречит самой сути франчайзингового бизнеса. В лучшем случае головная компания может помогать своим партнерам в решении каких-либо проблем (и то, по крайней мере, в нашей стране такое встречается весьма редко).

Теперь рассмотрим преимущества и недостатки для франчайзи.

При покупке франшизы предприниматель, даже не имеющий большого опыта в работе в определенной сфере, получает практически все, что ему необходимо для начала собственного дела: раскрученную торговую марку, информационную поддержку, подробные рекомендации по используемым материалам, сырью, поставщикам, оборудованию, системе сбыта, технологиям и пр. Причем помощь он может получить не только в самом начале своей работы, но и в дальнейшем в процессе развития компания.

Некоторые предприниматели считают, что самое ценное во франшизе – это раскрученный бренд, которым может пользоваться франшизополучатель, но который ему полностью не принадлежит. Это, действительно, так, но франчайзи имеет неоспоримые преимущества перед бизнесменом, который организовывает свой бизнес полностью «с нуля». Головная компания выступает в роли своеобразного гаранта при получении кредитов, она предоставляет франчайзи возможность приобретать сырье или готовую продукцию у самого франшизодателя или же его поставщиков по льготным ценам. И вопрос тут не только в материальной выгоде, но и в уверенности в надежности партнеров, что, как знает любой предприниматель, уже само по себе ценно.

Рассмотрим теперь возможные минусы покупки франшизы предпринимателем. Во-первых, для ее приобретения требуется в большинстве случаев немалый стартовый капитал, который может исчисляться как несколькими сотнями тысяч рублей, так и несколькими миллионами. Как правило, эта сумма будет больше того капитала, который бы потребовался на открытие аналогичного бизнеса «с нуля».

Далеко не всегда условия, предлагаемые и навязываемые франчайзером, выгодны для франшизополучателя. Например, последний может обязываться закупать сырье и продукцию у поставщиков франчайзера по изначально завышенным ценам. То есть франчайзи обязан соблюдать определенные требования, установленные франчайзером, даже если они не приносят большой пользы его бизнесу. Причем договор заключается на определенное время (как правило, несколько лет), поэтому если вдруг дело не «пойдет», закрыть бизнес или продать его, к сожалению, не получится. Наконец, всегда есть риск, что собственник головной компании неожиданно поменяется и спрогнозировать, какие последствия такая смена владельцев может иметь для ее франчайзи, практически невозможно.

Даже в том случае если франчайзи дается определенная свобода действий, он не может оказывать влияние на вопросы централизованной маркетинговой и рекламной политики головной компании, но при этом обязан тратить на ее реализацию свои деньги.

Как и в случае с франчайзером, специалисты советуют франчайзи внимательно изучать договор перед подписанием (желательно проконсультироваться по этому поводу с юристом) и пообщаться с другими франчайзи этой сети на предмет наличия «подводных камней» в таком сотрудничестве.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф