Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие функций Центрального банка как мегарегулятора. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3 4


Табл. 5 Перечень СЗКО

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
№ п/п Наименование кредитной организации Рег. №
1 1 АО ЮниКредит Банк 1
2 Банк ГПБ (АО) 354
3 Банк ВТБ (ПАО) 1000
4 АО «АЛЬФА-БАНК» 1326
5 ПАО Сбербанк 1481
6 ПАО Банк «ФК Открытие» 2209
7 ПАО РОСБАНК 2272
8 ПАО «Промсвязьбанк» 3251
9 АО «Райффайзенбанк» 3292
10 АО «Россельхозбанк» 3349

 

К СЗКО Банком России применяются особые требования, касающиеся организации внутреннего контроля, соблюдения обязательных нормативов, и другие надзорные требования. Согласно п. II.5 Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов Банк России планирует и в дальнейшем применять к СЗКО повышенные требования к капиталу, обязательным нормативам и иным регулятивным требованиям в зависимости от индивидуальных характеристик отдельных кредитных организаций и рисков, сопутствующих их функционированию.

Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги. Доля банковской деятельности в деятельности банковского холдинга определяется как отношение величины активов и (или) доходов кредитных организаций – участников банковского холдинга, определенной на основе методики, установленной Банком России, и совокупной величины активов и (или) доходов банковского холдинга, определенной с учетом активов и (или) доходов на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности данных юридических лиц.

Правовое обеспечение осуществления Банком России функции банковского регулирования и банковского надзора в России за деятельностью кредитных организаций и банковских групп складывается из правовых норм, содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ и Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1, а также других федеральных законах, нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти и нормативных актах Банка России.
Основные сферы регулирования и надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций представлены в виде схемы/

Регулирование и надзор осуществляются Банком России как на стадии организационно-структурного формирования кредитных организаций, включающего первичное лицензирование, принятие решений о расширении деятельности, увеличении капитала, изменении организационно-правовой формы, территориальном развитии, реорганизационных процедурах, так и в процессе текущей деятельности (текущий надзор).

Перейдем к работе Банка России по надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций (далее – НФО).
Регулирование деятельности НФО можно разделить на внешнее и внутреннее. Первое подразумевает, что организация регулирует свою деятельность с помощью собственных внутренних, предназначенных для сотрудников организации документов. К числу таких документов относятся устав организации, внутренние правила и т.п. Суть же внешнего регулирования – в обусловленности деятельности организации международными нормами и соглашениями, нормативными актами государства, различных сторонних организаций, имеющих право контроля за деятельностью данной организации.

Выделяют, как правило, три уровня внешнего регулирования:

1) государственное регулирование;

2) регулирование со стороны саморегулируемых организаций (далее – СРО);

3) общественное регулирование, то есть воздействие общества на НФО с использованием механизма общественного мнения.

Регулирование, контроль и надзор за деятельностью НФО осуществляет Банк России, при необходимости взаимодействуя с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ целями регулирования, контроля и надзора за НФО являются:

1) обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации;

2) эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

3) защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ) по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность НФО, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В рамках регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков Банк России:

1) устанавливает требования к собственным средствам (капиталу) или чистым активам НФО, обязательные (финансовые, экономические) нормативы, а также иные требования в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность соответствующих организаций;

2) проводит проверки деятельности НФО, направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры;

3) устанавливает обязательные для НФО сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами;

4) в установленном им порядке ведет базы данных о НФО, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.

Согласно ст. 76.8 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ при неисполнении НФО в срок, установленный требованием (предписанием) Банка России, обязывающим ее устранить нарушения, связанные с представлением и (или) публикацией (раскрытием) отчетности, и при обоснованных предположениях о наличии деяний, предусмотренных ст. 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Банк России обязан в течение трех рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам, о преступлениях, предусмотренных ст. 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Выше уже говорилось, что в Банке России на постоянной основе действует Комитет финансового надзора Банка России (далее – КФН) – орган, через который Банк России осуществляет регулирующие, контрольные и надзорные функции в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности и деятельности бюро кредитных историй), установленные Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ и иными федеральными законами.

КФН состоит из руководителей Банка России, к функциям которых относятся регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков, и руководителей структурных подразделений Банка России, участвующих в реализации функций Банка России по осуществлению регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков.

КФН в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ, иными федеральными законами, Положением о Комитете финансового надзора Банка России (далее – Положение о КФН), решениями Совета директоров Банка России, а также иными актами Банка России.

КФН руководит председатель КФН, назначаемый Председателем Банка России из числа членов Совета директоров Банка России.

Председатель Банка России по представлению председателя КФН назначает заместителей председателя КФН из числа его членов.

Основной формой работы КФН являются заседания, в которых принимают участие с правом голоса председатель КФН, его заместители и члены КФН.

К компетенции КФН относятся:

1) вопросы, связанные с осуществлением функций Банка России в области регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, в том числе за НФО;

2) вопросы, связанные с осуществлением иных функций, возложенных на КФН законодательством Российской Федерации.

3) КФН:

4) проводит обсуждения, в том числе по поручениям Совета директоров Банка России, Председателя Банка России, по предложениям руководителей структурных подразделений Банка России;

5) представляет по поручению Председателя Банка России необходимую информацию в НФС;

6) представляет предложения Совету директоров Банка России и Председателю Банка России;

7) принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

8) рассматривает проекты нормативных актов Банка России по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, защиты прав потребителей финансовых услуг (кроме банковских услуг), а также регулирования и контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

9) заслушивает при необходимости на заседаниях КФН руководителей (представителей) территориальных учреждений Банка России;

10) координирует при необходимости деятельность структурных подразделений Банка России по вопросам, отнесенным к компетенции КФН.

По поручению Председателя Банка России, а также по инициативе должностных лиц Банка России, согласованной с председателем КФН, Комитет вправе проводить обсуждение вопросов, отнесенных к его компетенции в соответствии с п. 5 Положения о КФН, принятие решений по которым в соответствии с нормативными актами Банка России относится к компетенции указанных должностных лиц Банка России.

Заседания КФН проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания созываются и проводятся председателем КФН, а в его отсутствие – заместителем председателя КФН, его замещающим.
По предложению членов КФН на заседания КФН могут приглашаться иные работники структурных подразделений Банка России, руководители которых входят в состав КФН.

По предложению членов КФН на заседания КФН могут приглашаться иные работники структурных подразделений Банка России, руководители которых входят в состав КФН.

По решению председателя КФН, а в его отсутствие – заместителя председателя КФН, его замещающего, на заседания КФН могут приглашаться заместители Председателя Банка России, руководители структурных подразделений Банка России, не входящие в состав КФН, члены КБН, а также по согласованию с руководителями структурных подразделений Банка России, которые не входят в состав КФН, работники таких структурных подразделений Банка России. На заседания КФН могут приглашаться также представители организаций, не входящих в систему Банка России, в том числе представители НФО, их ассоциаций, союзов и СРО. Приглашенные лица не участвуют в голосовании. Вопросы для рассмотрения на заседании КФН вносятся председателем КФН или его заместителями, в том числе на основании материалов, представленных структурными подразделениями Банка России. Материалы к заседаниям КФН подготавливаются структурными подразделениями Банка России в соответствии с планом работы КФН и предварительной повесткой дня его заседания и должны содержать пояснительную записку и проект решения КФН. Решения КФН исполняются в месячный срок, если иное не определено в самом решении КФН. Техническую подготовку заседаний КФН, а также контроль за выполнением решений КФН осуществляет рабочий аппарат КФН, возглавляемый ответственным секретарем. Рабочий аппарат КФН формируется из числа работников ДДФР.

Информация о решениях КФН ежеквартально представляется Совету директоров Банка России.

Согласно ст. 49 Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ) до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

 

Глава 3 Исследование специфики деятельности Банка России как мегарегулятора финансово-кредитной сферы

3.1 История, предпосылки и функционал мегарегулятора финансового рынка России

 

Финансовый рынок ввиду его особой социально-экономической значимости для общества относится к числу наиболее строго регулируемых со стороны государства сегментов рынка.

Регулирование и надзор за деятельностью кредитных финансовых организаций всегда осуществлял Банк России. Согласно ст. 56 Закона о Банке России Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России с целью поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

Что касается некредитных финансовых организаций, то регулирование, контроль и надзор за их деятельностью осуществляли в разное время различные федеральные органы. Так, например, регулирование, контроль и надзор за рынком ценных бумаг и фондовым рынком осуществляла специально созданная на основании распоряжения Президента РФ от 9 марта 1993 г. № 163-рп Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, которая в 1996 г. Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008 была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, а ее функции по контролю и надзору за деятельностью бирж были переданы Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков за деятельностью микрофинансовых организаций и рядом других субъектов финансового рынка входили в компетенцию Министерства труда и социального развития РФ. Министерство финансов РФ осуществляло контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а контроль и надзор в страховой сфере были функцией Росстрахнадзора, входившего в систему Министерства финансов РФ.

Каждой из указанных НФО присуща специфика, обусловленная особенностями сферы финансового рынка, на котором эти лица осуществляют свою деятельность. В то же время их всех объединяет то, что они предоставляют участникам финансового рынка финансовые услуги, которые прямо или опосредованно воздействуют на движение в стране денежных средств, на устойчивость рубля, на состояние банковской системы, на национальную платежную систему, на стабильное функционирование финансового рынка и в конечном итоге — на экономическое положение в России.
Такое же по характеру воздействие на состояние финансового рынка и экономическое положение в стране оказывают банковские услуги, предоставляемые КФО. Однако регулирование, контроль и надзор за НФО и КФО долгое время осуществляли, как уже было сказано, резные федеральные органы. В итоге ни один из вышеперечисленных регуляторов не имел полного, целостного представления о состоянии финансового рынка страны и по этой причине не мог правильно оценить имеющиеся системные риски. А это существенно затрудняло получение объективной информации о финансово-экономическом положении в стране и разработку оптимальной денежно-кредитной политики государства.

Необходимость в консолидированном регулировании, контроле и надзоре на финансовом рынке начала осознаваться в конце 90-х годов прошлого века. Для решения этой проблемы стали предприниматься шаги, направленные на сокращение числа регуляторов деятельности НФО путем передачи их регулятивных функций Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Однако Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 данная Комиссия была упразднена, а ее функции и полномочия переданы утвержденной этим же указом Федеральной службе по финансовым рынкам (далее — ФСФР России), ставшей ее преемницей.

При создании ФСФР России в ее компетенцию вошли в соответствии с данным Указом Президента РФ функции упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненного Министерства труда и социального развития РФ, функции по контролю и надзору за деятельностью бирж упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов РФ.

Затем полномочия ФСФР России стали быстро расширяться, чему способствовал и разразившийся мировой финансово-экономический кризис 2008 — 2009 гг. В ходе и по результатам этого кризиса особенно наглядно проявилась потребность в консолидированном контроле и надзоре на финансовом рынке, что и форсировало внесение в законодательство соответствующих изменений, направленных на обеспечение такого контроля и надзора.
В итоге в орбиту контрольно-надзорных функций ФСФР России стала вовлекаться деятельность остальных НФО. Этот процесс завершился в 2011 г. включением в полномочия ФСФР России функции по регулированию, контролю и надзору в страховой сфере, которая ранее осуществлялась, как уже было сказано, Росстрахнадзором.

Таким образом, в связи с начатым в первой половине 90-х годов XX в. процессом сокращения количества регуляторов на финансовом рынке эта функция сохранилась только за Банком России и ФСФР России. В результате финансовый рынок оказался поделенным на две части: на рынок, регулируемый Банком России, на котором действовали банки и небанковские кредитные организации, и рынок, регулируемый ФСФР России, на котором действовали все остальные финансовые организации (точнее — некредитные финансовые организации), что и было зафиксировано в Постановлении Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее — Положение о ФСФР России).

Согласно ст. 1 Положения о ФСФР России (в ред. Постановления Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 466) ФСФР России являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Однако, несмотря на такое радикальное (до двух) сокращение числа регуляторов финансового рынка, вышесформулированная задача продолжала оставаться нерешенной. Ни Банк России, ни ФСФР России не были способны в одиночку давать обоснованную оценку общему финансово-экономическому положению в стране, выявлять имеющиеся на финансовом рынке системные риски и предлагать способы их минимизации. В то же время потребность в такой обобщенной оценке финансово-экономического положения в стране непрерывно возрастает по мере усиления процесса консолидации многих компаний финансового сектора страны в группы и в холдинги. Действительно, такие крупнейшие игроки на российском финансовом рынке, как, например, Сбербанк, ВТБ, уже давно являют собой многопрофильные структуры, включающие: юридическое лицо, выполняющее банковскую деятельность; юридическое лицо, занятое бизнесом на рынке ценных бумаг; страховую компанию и проч.
Фактически финансовые группы, как правило, предлагают на рынке весь комплекс финансовых услуг, в связи с чем риски у них могут возникать во всех сферах деятельности группы. Очевидно, что без обеспечения консолидированного надзора за финансовой группой (взятой в совокупности всех ее участников) невозможно увидеть целостную картину состояния ее дел, выявить всю палитру возможных рисков и предложить их оптимальное регулирование.

Все это указывало на необходимость совершения еще одного шага в сторону сокращения числа регуляторов на финансовом рынке, на котором должен действовать только один регулятор, способный выполнять функцию мегарегулятора финансового рынка. Его создание должно обеспечить эффективный консолидированный контроль и надзор на финансовом рынке, без которого трудно разработать и реализовать современную систему управления рисками, присущими финансовому рынку, повысить его конкурентоспособность, более равномерно распределить риски среди участников финансового рынка страны, способствуя повышению устойчивости как отдельных его участников, так и стабильности самого финансового рынка Российской Федерации.

Потребность в создании современной системы управления рисками финансового рынка особенно возросла в свете обсуждаемых планов размещения на национальном финансовом рынке средств Фонда национального благосостояния, пенсионных фондов и других институтов коллективного инвестирования.

Немаловажным аргументом в пользу закрепления функций регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке за одним федеральным органом явилось то, что оно должно привести к снижению регулятивного арбитража и административной нагрузки на участников рынка.

Успешная реализация указанных нововведений была необходима для решения важнейшей народно-хозяйственной задачи: улучшить инвестиционный климат в стране, остановить отток капитала из России и повысить ее привлекательность для иностранных инвесторов, что является приоритетной задачей Правительства Российской Федерации до 2018 г.

Улучшение инвестиционного климата в России, повышение конкурентоспособности российского финансового рынка путем перехода к консолидированному регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке, формирование устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей создание современных услуг для российских и иностранных участников финансового рынка, являются необходимым шагом в сторону реализации утвержденной государственной программы создания в России международного финансового центра.

Все вышеизложенное и обусловило настоятельную необходимость формирования в России мегарегулятора финансового рынка. Однако вопрос о том, какой из регуляторов финансового рынка: Банк России или ФСФР России — более подготовлен для этой роли, вызывал большие споры.

Многолетняя дискуссия о необходимости создания в России мегарегулятора финансового рынка и путях его формирования завершилась в 2013 г.

Во исполнение поручения Президента РФ о необходимости совершенствования системы регулирования, надзора и контроля в сфере финансового рынка страны, сформулированного 12 февраля 2013 г. в документе № Пр-258, и ряда поручений Правительства РФ был подготовлен, обсужден и принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее — Закон № 251-ФЗ).

На основании Закона № 251-ФЗ с 1 сентября 2013 г. Банк России стал мегарегулятором финансового рынка страны. С этого времени прекратила свое существование как отдельное ведомство Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), а ее функции и полномочии были переданы Банку России.

Однако согласно ч. 1 ст. 49 Закона № 251-ФЗ передача Банку России функций и полномочий ФСФР России в первое время не скажется на правовой силе подзаконных актов, которые принимались Правительством РФ и ФСФР России (до своего упразднения). Они будут продолжать применяться до вступления в силу соответствующих нормативных актов Банка России.

В связи с преобразованием Банка России в мегарегулятор финансового рынка страны цели его деятельности, функции и полномочия претерпели существенные изменения. Отметим основные изменения.

Во-первых, Банк России, став мегарегулятором финансового рынка страны, хотя и сохранил все свои прежние функции и полномочия, но при этом в формулировку некоторых из них были внесены изменения и дополнения, уточняющие и расширяющие содержание этих функций и полномочий.

Во-вторых, Банк России унаследовал все основные полномочия упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам России, в связи с чем его полномочия качественно расширились.

В-третьих, Банк России в новом качестве получил функции, которых не было ни у ФСФР России, ни у Банка России.
Если цели деятельности Банка России до передачи ему полномочий ФСФР России ограничивались защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы Российской Федерации, обеспечением стабильности и развития национальной платежной системы, то после получения полномочий ФСФР России к целям его деятельности добавились развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности (ст. 3 Закона о Банке России в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 № 162-ФЗ и от 23.07.2013 № 251-ФЗ).

Соответственно расширились функции, выполняемые Банком России. Если в роли государственного органа по регулированию, контролю и надзору на рынке банковских услуг Банк России выполнял функции, перечисленные в ст. 4 Закона о Банке России (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ), в том числе во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывал и проводил единую государственную денежно-кредитную политику, то в новом качестве он стал во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить политику развития и обеспечения стабильности функционирования еще и финансового рынка (п. 1 ст. 4, ст. 45.1 Закона о Банке России в ред. Закона № 251-ФЗ). В связи с этим Закон № 251-ФЗ вменил в обязанность Банку России публиковать не менее двух раз в год обзор финансовой стабильности экономики страны, осуществлять мониторинг состояния финансового рынка Российской Федерации на предмет выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации, и разрабатывать меры, направленные на снижение этих угроз, а также один раз в три года представлять в Государственную Думу проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (ст. 45.1 — 45.3 Закона о Банке России в ред. Закона № 251-ФЗ).

Далее, Банк России стал принимать решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (п. 8.1 ст. 4 Закона о Банке России); осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью НФО в соответствии с федеральными законами (п. 9.1 ст. 4 Закона о Банке России), т.е. принимать решения, входившие в компетенцию ФСФР России: проводить проверку деятельности НФО, направлять им обязательные для исполнения предписания, а также применять к НФО предусмотренные федеральными законами меры воздействия (ст. 76.5 Закона о Банке России в ред. Закона № 251-ФЗ). В соответствии со ст. 76.6 Закона о Банке России он стал устанавливать для НФО сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Став мегарегулятором финансового рынка, Банк России начал вести базы данных о НФО, их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых он получает персональные данные в рамках, возложенных на него функций (ст. 76.7 Закона о Банке России). В прежнем своем качестве Банк России выполнял аналогичные функции лишь в отношении банков и небанковских кредитных организаций.

Кроме того, Банк России стал осуществлять регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (п. 10 ст. 4 Закона о Банке России). Как известно, соответствующие полномочия Банк России имел и раньше, но лишь применительно к ценным бумагам кредитных организаций, а теперь его компетенция распространилась на ценные бумаги всех эмитентов. Более того, в новом качестве Банк России стал осуществлять контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах (п. 10.1 ст. 4 Закона о Банке России), а также осуществлять регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах (п. 10.2 ст. 4 Закона о Банке России).

Расширились функции Банка России, имеющие отношение к определению правил бухгалтерского учета и отчетности. Так, если раньше в функции Банка России входило установление правил бухгалтерского учета и отчетности лишь для банковской системы России, то в новом качестве в его обязанности вошло утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета и порядка его применения не только для кредитных организаций и Банка России, но и для НФО (п. 14 ст. 4 Закона о Банке России).

Далее, став мегарегулятором финансового рынка, Банк России начал осуществлять официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16.2 ст. 4 Закона о Банке России); самостоятельно формировать статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж (п. 16.3 ст. 4 Закона о Банке России); проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации и публиковать соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4 Закона о Банке России); осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4 Закона о Банке России); осуществлять защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (п. 18.4 ст. 4 Закона о Банке России).

Раньше Банк России консультировал Министерство финансов РФ по вопросам выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации лишь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Теперь же Банк России, консультируя Министерство финансов РФ, должен учитывать также воздействие названных факторов на состояние всего финансового рынка страны (ч. 4 ст. 21 Закона о Банке России). Также если раньше годовой отчет Банка России включал в том числе анализ состояния банковской системы Российской Федерации, то теперь он должен включать анализ состояния финансового рынка Российской Федерации в целом и национальной платежной системы (ч. 3 ст. 25 Закона о Банке России).

К числу важных изменений, внесенных в Закон о Банке России в связи с преобразованием Банка России в мегарегулятор финансового рынка, следует отнести положение, сформулированное в ст. 34.1 этого Закона, согласно которому основной целью денежно-кредитной политики признается защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержки ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Это означает, что защита и обеспечение устойчивости рубля посредством ценовой политики впервые провозглашаются основной целью денежно-кредитной политики Банка России и средством для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. На наш взгляд, вопросу об ответственности Банка России за экономическое развитие страны в целом раньше уделялось недостаточное внимание.

Согласно ст. 9 Закона о Банке России, став мегарегулятором финансового рынка, Банк России не только сохранил свое право участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств, но и получил право участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в иных сферах финансового рынка, а также участвовать в деятельности объединений, не имеющих статуса организаций.

Следует отметить, что все изменения, внесенные в Закон о Банке России и в ряд других законодательных актов Российской Федерации Законом № 251-ФЗ, не затронули особый конституционный статус Банка России, закрепленный в ст. 75 Конституции Российской Федерации, сохранив за ним право осуществлять свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля независимо от других органов государственной власти, что в условиях нарастающей финансово-экономической нестабильности имеет большое практическое значение.
Для достижения целей деятельности и выполнения своих функций Банк России, как и прежде, имеет право издавать по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к его компетенции, нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Однако в новом качестве Банк России имеет право принимать нормативные акты по значительно большему числу вопросов, в том числе связанных с деятельностью НФО.

В связи с новыми целями деятельности и функциями Банка России произошло расширение его компетенций, что привело к соответствующим изменениям в организационной структуре и органах управления Банка России, которые выразились в следующем.

I. Коллегиальный орган Банка России — Национальный банковский совет — стал именоваться Национальным финансовым советом.
Председатель Банка России, во-первых, стал назначаться на должность не на четыре года (как раньше), а на пять лет; во-вторых, был расширен перечень оснований, по которым он может быть освобожден от должности.

II. Изменилась численность Совета директоров Банка России. Согласно ст. 15 Закона о Банке России (в ред. Закона № 251-ФЗ) в состав Совета директоров входят, помимо Председателя Банка России, еще 14 (а не 12, как раньше) членов Совета директоров.
Члены Совета директоров по-прежнему назначаются на должность Государственной Думой, но сроком не на четыре года (как раньше), а на пять лет (ст. 15 Закона о Банке России в ред. Закона № 251-ФЗ).

III. Свои решения Совет директоров принимает большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров, но при кворуме в восемь, а не семь (как раньше) человек (ст. 16 Закона о Банке России в ред. Закона № 251-ФЗ).

Статья 17 Закона о Банке России (в ред. Закона № 251-ФЗ) подтвердила правило, согласно которому Совет директоров должен заседать не реже одного раза в месяц, а его заседания назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее четырех членов Совета директоров (а не трех, как раньше).

IV. Создан новый постоянно действующий орган — Комитет финансового надзора. Он объединяет руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его регулирующих, контрольных и надзорных функций в сфере финансовых рынков.

Положение о Комитете финансового надзора и его структура утверждаются Советом директоров Банка России, а его руководителя назначает на должность Председатель Банка России из числа членов Совета директоров Банка России (ст. 76.3 Закона о Банке России).


Страницы: 1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф