Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие грамматического строя языка у старших дошкольников. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


2.3 Методика констатирующего эксперимента

 

Для проведения констатирующего эксперимента нами были выбраны и адаптированы методики, предложенные ы Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой.

Методика исследования особенностей и уровня сформированности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста включала два блока: словообразование и словоизменение. Каждый блок включал 5 заданий.

Блок 1. Исследование словообразования.

Проба 1. Образование формы уменьшительно-ласкательных существительных.

Цель: определить умение образовывать существительные с помощью суффиксов –ик-, -ек-, -к-.

Инструкция: «Назови ласково».

Слова:

Дом – домик;

Замок – замочек;

Книга – книжечка;

Кукла – куколка;

Лист – листик.

Проба 2. Образование существительных с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-

Цель: определить умение образовывать существительные с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-.

Инструкция: «Назови детёныша животного».

Слова:

Слон – слоненок;

Лиса – лисенок;

Белка – бельчонок;

Тигр – тигренок;

Заяц – зайчонок.

Проба 3. Образование глаголов с помощью приставок.

Цель: определить умение образовывать глаголы с помощью приставок.

Инструкция: «Закончи фразу».

Слова:

Весной птицы прилетают, а осенью (улетают).

Через веревочку перепрыгивают, а вверх (подпрыгивают).

Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку (переложили).

Песок в сахарницу досыпали, а крупу нечаянно (рассыпали).

Воду в чайник долили, а из чайника в чашку (перелили).

Проба 4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Цель: определить умение дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Инструкция: Покажи, где действие совершается, а где уже совершилось».

Слова:

Умывается – умылась;

Стирает – постирала.

Гладит – погладила;

Строит – построил;

Чинит – починил.

Проба 5. Образование прилагательных от существительных.

Цель: определить умение образовывать относительные прилагательные.

Инструкция: «Назови, какой лист».

Слова:

Лист дуба – дубовый лист;

Лист берёзы – берёзовый лист;

Лист клёна – кленовый лист;

Лист рябины – рябиновый лист;

Лист смородины – смородиновый лист.

Уровень сформированности словообразования:

2,6-3 балла – высокий уровень.

1,5-2,5 балла – средний уровень.

1-1,4 – низкий уровень.

Блок 2. Исследование словоизменения

Проба 1. Образование формы существительного множественного числа.

Цель: определить умение образовывать существительные множественного числа.

Инструкция: «Назови много».

Слова:

Гриб – грибы;

Ложка – ложки;

Стол – столы;

Стул – стулья;

Книга – книги.

Проба 2. Образование формы существительного в дательном падеже.

Цель: определить умение образовывать существительные в дательном падеже.

Инструкция: «Назови, кому подходит предмет».

Слова:

Кисть – художнику;

Шприц – доктору;

Удочка – рыболову;

Ножницы – парикмахеру;

Весы – продавцу.

Проба 3. Образование формы существительных в творительном падеже.

Цель: определить умение образовывать существительные в творительном падеже.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто чем управляет»

Наглядный материал:

Водитель управляет автобусом.

Машинист управляет поездом.

Лётчик управляет самолётом.

Капитан управляет кораблём.

Космонавт управляет ракетой.

Проба 4. Образование формы существительного в предложном падеже.

Цель: определить умение образовывать существительные в предложном падеже.

Инструкция: «Скажи, кто где живет»

Наглядный материал:

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Лошади живут в конюшне.

Мышка живет в норке.

Проба 5. Образование формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Цель: определить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты много».

Слова:

Один карандаш – много карандашей;

Один кубик – много кубиков;

Одна книга – много книг;

Одно яблоко – много яблок.

Один дом – много домов.

Критерии оценок:

3 балла (высокий уровень) – правильный и точный ответ;

2 балла (средний уровень) – частично правильный ответ, выполненный с ошибками;

1 балл (низкий уровень) – неправильный ответ или невыполнение.

Уровень сформированности словозменения:

2,6-3 балла – высокий уровень.

1,5-2,5 балла – средний уровень.

1-1,4 – низкий уровень.

Таким образом, по результатам выполнения всех 10 заданий максимальное количество баллов может составлять 30. Кроме того, нами было выделено три уровня сформированности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста:

2,6-3 балла – высокий уровень.

1,5-2,5 балла – средний уровень.

1-1,4 – низкий уровень.

 

2.4 Результаты констатирующего исследования

 

После проведения констатирующего эксперимента осуществлялся анализ полученных результатов изучения грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста представлены в таблице 1.

Таблица 1 Количественный состав групп дошкольников по уровню сформированности словообразованияу детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

Уровни сформированности словообразования
высокий средний низкий
% % 67 % % 33 %
абс. абс. 8 чел. абс. 4 чел.

 

Более наглядно полученные нами результаты выглядят следующим образом.

Рисунок 1 – Исходный уровень сформированности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

 

Из рисунка видно, что у 67 % детей был выявлен средний уровень сформированности словообразования. Для остальных испытуемых (33 %) был характерен низкий уровень сформированности словообразования.

При выполнении задания на образование формы уменьшительно-ласкательных существительных один дошкольник (8 %) правильно назвал ласково слова: «дом – домик», «замок – замочек», «книга – книжечка», «кукла – куколка», «лист – листик». Шесть детей (50 %) выполнили данное задание с небольшими трудностями: «дом – домичек», замок – замочек; книга – книжечка; кукла – куколонка; лист – листик». Задание на образование формы уменьшительно-ласкательных существительных было недоступно для пяти испытуемых (42 %).

Двое дошкольников (17 %) смогли правильно образовать существительные с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-. Шесть детей (50 %) смогли назвать детёныша животного с ошибками: «слон – слоник», «лиса – лисенок», «белка – белочка», «тигр – тигренок», «заяц – зайчонок». Четыре испытуемых (33 %) не смогли правильно образовать существительные с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-.

С заданием на образование глаголов с помощью приставок смогли справится безошибочно двое дошкольников (17 %): «Весной птицы прилетают, а осенью улетают»; «Через веревочку перепрыгивают, а вверх подпрыгивают»; «Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку переложили» и др. Семь детей (58 %) неверно заканчивали фразы: «Воду в чайник долили, а из чайника в чашку полили»; «Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку отложили». Для трех испытуемых (25 %) это задание было недоступно.

Двое дошкольников (17 %) смогли правильно выполнить задание н дифференциацию глаголов совершенного и несовершенного вида. Шесть детей (50 %) с ошибками показали, где действие совершается, а где уже совершилось. Четыре ребенка (33 %) не смогли выполнить данное задание.

С заданием на образование прилагательных от существительных справились с небольшими трудностями шесть дошкольников (50 %):«лист дуба – дубовая лист», «лист берёзы – берёзовые лист», «лист клёна – кленая лист», «лист рябины – рябиные лист», «лист смородины – смородинный лист». Шесть испытуемых (50 %) так и не смогли выполнить данное задание.

Результаты исследования словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.

Таблица 2 Количественный состав групп дошкольников по уровню сформированности словоизмененияу детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

Уровни сформированности словоизменения
высокий средний низкий
% % 58 % % 42 %
абс. абс. 7 чел. абс. 5 чел.

 

Более наглядно полученные нами результаты выглядят следующим образом.

Рисунок 2 – Исходный уровень сформированности словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

 

Из рисунка видно, что у 58 % детей был выявлен средний уровень сформированности словообразования. Для остальных испытуемых (42 %) был характерен низкий уровень сформированности словообразования.

При обследовании образования формы существительного множественного числа было выявлено отсутствие трудностей у одного ребенка (8 %). Ошибки при образовании формы существительного множественного числа отмечались у пяти детей (42 %). Не смогли справиться с заданием шесть испытуемых (50 %).

Задание на образование формы существительного в дательном падеже выполнили верно один ребенок (8 %). Более половины детей (58 %) справились с заданием с небольшими сложностями: «кисть – художник», «шприц – продавецу», «удочка – рыболов», «ножницы – доктор», «весы – парикмахерам». Для четырех испытуемых (33 %) данное задание было недоступно.

Правильное выполнение заданий на образование формы существительных в творительном падеже было обнаружено у двух детей (16 %). Пять детей (42 %) посмотрели на картинки и сказали, кто чем управляет с небольшими затруднениями: «Водитель управлявиет автобусым», «Машинист управлять кораблев», «Капитан управлять самолет». Менее половины (42 %) не смогли справиться с этим заданием.

С заданием на образование формы существительного в предложном падеже безошибочно никто не справился. Восемь детей (67 %) сказали, кто где живет с некоторыми сложностями: «Собака живет в норка», «Белка живет в дупло», «Лошади живут на ферма». Для четырех испытуемых (33 %) данное задание было недоступным.

С заданием на образование формы существительных множественного числа в родительном падеже безошибочно никто не справился. У семи дошкольников (58 %) наблюдались незначительные ошибки при выполнении данного задания: «один карандаш – много карандашеф», «один кубик – много кубикаф», «одна книга – много книгов», «одно яблоко – много яблоков», «один дом – много домиков». Пять испытуемых (42 %) не выполнили это задание.

Результаты исследования грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста представлены в таблице 3.

Таблица 3 Количественный состав групп дошкольников по уровню сформированности грамматического строяу детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

Уровни сформированности грамматического строя
высокий средний низкий
% % 75 % % 25 %
абс. абс. 9 чел. абс. 3 чел.

 

Более наглядно полученные нами результаты выглядят следующим образом.

Рисунок 3 – Исходный уровень сформированности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

 

Качественный анализ показал, что на основе суммарных оценок нами было выделены 2 подгруппы детей старшего дошкольного возраста.

Средний уровень сформированностиграмматического строя выявлен у 75 % детей (Артем Д., Глеб В., Даша М., Егор Ц., Жанна И., Маша Л., Леша О., Олег В., Ульяна Т.). Дети данной подгруппы свойственно медленное выполнение заданий. Они нуждались в дополнительных и наводящих вопросах, повторении инструкции заданий. Дети допускали ошибки при выполнении заданий и путались при ответе.

Низкий уровень сформированности грамматического строя отмечен у 25 % испытуемых (Вика П., Кристина У., Рома Е.). Для данных детей было свойственно невыполнение предложенных заданий.

Из проведенного анализа видно, что дошкольники с ОНР имеют недостаточный уровень сформированности грамматического строя. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Выводы по второй главе:

Данные проведенного обследования по выявлению лексики у детей позволяют сделать следующие выводы.

Реализуя задачи констатирующего эксперимента, было проведено изучение состояния грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста. При обследовании грамматического строя была использована методики Р.И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, которые включали в себя 2 блока заданий:

1) исследование словообразования;

2) исследование словоизменения.

При изучении состояния грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста были получены количественные и качественные результаты выполнения детьми заданий констатирующего эксперимента. Многие дети данной категории находятся на недостаточном уровне, следовательно, необходима целенаправленная логопедическая работа по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

 

Глава 3. Логопедическая работа по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр

3.1 Содержание работы по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр

 

Целью формирующего эксперимента было развитие грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Логопедическая работа по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр была разработана с учетом:

— принципа развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л.С. Выготскому);

— онтогенетического принципа (последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе);

— комплексного и системного подхода (в процессе логопедической работы одновременно с формированием речи проводится и развитие у детей нарушенных высших психических функций);

— принципа дифференцированного подхода (предполагает, прежде всего, учет психологических особенностей детей с ОНР);

— принципа учета ведущей деятельности (в отечественной психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, вместе с тем, наряду с игровой, включаются и фрагменты учебной деятельности).

В основе методики формирующего эксперимента также были использованы некоторые методы и приемы по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр, предложенные Р.И Лалаевой, Н.В Серебряковой [32].

Организация дидактической игры:

  1. Подготовка к проведению дидактической игры
  2. Проведение дидактической игры
  3. Анализ

Были выделены два основных направления логопедической работы по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр: 1) формирование навыка словообразования 2) формирование навыка словоизменения.

Первое направление: формирование навыка словообразования.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР уделялось основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом – ик, стол – ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы являлось закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи должно происходить последовательно – параллельно.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.

I этап. Формирование словообразования существительных.

II этап. Формирование словообразования глаголов.

III этап. Формирование словообразования прилагательных.

Таблица 4 Содержание логопедической работы по формированию словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр

Этапы Задачи Направления Дидактические игры
I. Формирование словообразования существительных 1) учить понимать и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2) учить образовывать существительные с помощью разных суффиксов;

3) научить образовывать от существительных названия профессий.

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -к-, -ик-, -чик-; Дидактические игры: «Покажи», «Куколка», «Назови ласково».
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиками-оньк-, -еньк-, -ышк- Дидактические игры:«Назови ласково детей», «Назови ласково предмет», «Ласковое словечко».
Образование существительных с суффиксом -ниц- Дидактические игры:«Что для чего?», «Как называется посуда?», «Объясни почему так называют?»
Образование существительных с суффиксом -инк-, -ин- Дидактические игры: «Изменить слово по аналогии», «Как назвать один предмет?».
Образование названий профессий Дидактические игры:«Кто это делает?», «Как назвать того, кто…», «Кто пользуется этим предметом?».
II.Формирование словообразования глаголов 1) учить дифференцировать глаголы по видам;

2) учить образовывать глаголы с помощью разных суффиксов;

3) учить понимать и образовывать глаголы пространственного значения.

Дифференциация совершенного и несовершенного вида Дидактические игры: «Покажи на картинках действие», «Назови действие», «Назови действия на картинках».
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, под-, от- Дидактические игры: «Покажи правильно картинки», «Назови правильно картинки», «Продолжи правильно».
Глаголы пространственного значения с приставкой при- Дидактические игры: «Назови картинку и добавь приставку», «Покажи действия»
Образование глаголов пространственного значения с суффиксами с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до- Дидактические игры: «Покажи правильно действия», «Назови действия», «Добавь приставку».
III. Формирование словообразования прилагательных 1) учить образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффиксов;

2) учить образовывать относительные прилагательные с помощью продуктивных и непродуктивных суффиксов;

3) учить образовывать качественные прилагательные с помощью продуктивных и непродуктивных суффиксов.

Образование притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -ов-, -ий- Дидактические игры: «Чьи вещи?», «Чьи хвосты?», «Ералаш»
  Образование относительных прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-, н-, -ан-, -ян-, -енн- Дидактические игры:«Правильно назови листья», «Что из чего сделано?», «Повар».
Образование качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив- Дидактические игры:«Какой?», «Клоун», «Угадай человека, который…».
Образование относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ян-, енни-, -ск- Дидактические игры:«Пирог какой?», «Стакан сока», «Что из чего?»
Образование качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еват, -еньк- Дидактические игры:«Скажи как я», «Назови ласково»

 

На первом этапе осуществлялась работа по формированию словообразования существительных. В ходе этого этапа нами были поставлены следующие задачи:

— научить детей образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -к-, -ик-, -чик-;-оньк-, -еньк-, -ышк-;

учить образовывать существительные с суффиксом -ниц-, инк-, -ин-

— научить детей образовывать названия профессий.

При работе по образованию уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -к-, -ик-, -чик- нами были использованы такие игры как: «Покажи», «Куколка», «Назови ласково». Рассмотрим их более подробно.

  1. Дидактическая игра «Покажи». Логопед показывает детям картинки с изображением различных предметов и просит показать, где дом, а где домик (нос – носик, хвост – хвостик, лист – листик).
  2. Дидактическая игра «Куколка». Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куклы тоже маленькие и поэтому их тоже надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, кроватка, ложечка, стульчик и т.д.).
  3. Дидактическая игра «Назови ласково». Логопед предлагает детям поиграть с мячом. Дети встают в круг, логопед бросает каждому по очереди мяч, называя какой-либо предмет. Ребенок ловит мяч и называет предмет «ласково». Например: мышь – мышка, шуба – шубка, книга – книжка, бумага – бумажка, птица – птичка.

В работе над образованием уменьшительно-ласкательных существительных с суффиками -оньк-, -еньк-, -ышк- были предложены игры:

  1. Дидактическая игра «Назови ласково детей».Логопед называет имена детей и просит назвать их «ласково». Например, Маша – Машенька, Миша – Мишенька, Коля – Коленька, Надя – Наденька.
  2. Дидактическая игра «Назови ласково предмет». Логопед дает детям картинки, дети называют их «ласково». Например, рука – ручонка, береза – березонька, дочь – доченька.
  3. Дидактическая игра «Ласковое словечко». Такая же инструкция. Например, перо – перышко, стекло – стеклышко, солнце – солнышко, зерно – зернышко.

На формирование слообразование существительных с суффиксом -ниц- нами применялись следующие игры:

  1. Дидактическая игра «Что для чего?». Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).
  2. Дидактическая игра «Как называется посуда?». Логопед задает детям вопросы, например, как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница). Как называется посуда, в которую наливают соус? (соусница).
  3. Дидактическая игра «Объясни почему так называют?». Логопед показывает детям картинки (сахарница, чернильница, селедочница). Дети называют картинки и объясняют, почему их так называют.

При работе над словообразованием существительных с суффиксом -инк-, -ин-использовались игры: «Изменить слово по аналогии»,«Как назвать один предмет?».

  1. Дидактическая игра «Изменить слово по аналогии». Логопед дает образец и просит детей выпонить задание по образцу. Например, виноград – виноградина, горох – горошина, жемчуг – жемчужина.
  2. Дидактическая игра «Как назвать один предмет?».Логопед показывает детям картинку и спрашивает: «А как назвать один предмет?». Например, снег – снежинка, бусы – бусинка, дождь – дождинка, пух – пушинка.

При формировании словообразования названий профессий мы предлагались игры:

  1. Дидактическая игра «Кто это делает?». Логопед показывает детям картинки и спрашивает: «Кто носит багаж?» (носильщик) и т.д. (сварщик, стекольщик, крановщик)
  2. Дидактическая игра «Как назвать того, кто…». Логопед предлагает детям назвать того, кто песни сочиняет (композитор), играет на рояле (пианист), занимается музыкой (музыкант).
  3. Дидактическая игра «Кто пользуется этим предметом?». Логопед показывает детям предметы, а дети говорят, кто пользуется этим предметом. Например, указкой пользуется – учительница, фотоаппарат – фотограф, машина – водитель, кострюля – повар.

На втором этапе была реализована работа по формированию словообразования глаголов, которая предполагала решение следующих задач:

— научить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида;

— учить образовывать глаголы с приставками в-, вы-, на-, под-, от-; глаголы пространственного значения с приставкой при-;глаголы пространственного значения с суффиксами с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.

В работе по дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида были применены такие игры как:

  1. Дидактическая игра «Покажи на картинках действие». Логопед просит детей показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается. Например, мыла – вымыла, рисует – нарисовал, пишет – написал.
  2. Дидактическая игра «Назови действие». Логопед показывает картинки и просит детей назвать действия. Например, строит – построил, играл – поиграл, спал – поспал.
  3. Дидактическая игра «Назови действия на картинках». Логопед предлагает детям посмотреть и назвать картинки с действиями несовершенного вида. Ставится вопрос: что сделал? Сделала? Сделали? Например: мальчик гулял – мальчик погулял, кошка играла – кошка поиграла, дети спали – дети поспали.

При формировании словообразования глаголов с приставками в-, вы-, на-, под-, от- предлагались следующие игры:

  1. Дидактическая игра «Покажи правильно картинки». Перед детьми картинки с действиями. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети показывают соответствующую картинку. Например, входит – выходит, влетает – вылетает, вошел – вышел.
  2. Дидактическая игра «Назови правильно картинки». Логопед показывает пары картинок с действиями и просит назвать их. Например, наливает – выливает, подлетает – отлетает, подходит – отходит.
  3. Дидактическая игра «Продолжи правильно». Логопед показывает картинку и просит продолжить начатое логопедом предложение. Например, мальчик через дорогу…(переходит), птица на дерево…(взлетает), белка с дерева…(слезает).

В работе над формированием словообразования глаголов пространственного значения с приставкой при- использовались игры:

  1. Дидактическая игра «Назови картинку и добавь приставку». Логопед называет действия и просит детей прибавить в этим глаголам приставку при- и показать получившее действие на картинке. Например, бегает – прибегает, ходит – приходит, носит – приносит.
  2. Дидактическая игра «Покажи действия». Логопед показывает детям пары картинок и просит показать, где приносит, где уносит, где приезжает, где уезжает.

Работа над образованием глаголов пространственного значения с суффиксами с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до- проводилась с помощью следующие игр:

  1. Дидактическая игра «Покажи правильно действия». Перед детьми картинки с изображением различных действий. Логопед называет действия, а дети показывают соответствующую картинку. Например, сбежал, убежал, подбежал, отбежал, забежал, перебежал, добежал; ушел, подошел, отошел, зашел, перешел, дошел.
  2. Дидактическая игра «Назови действия». Логопед показывает картинки, дети называют. Например, спрыгнул со ступеньки, упал на снег, подбежал к магазину, подошел к машине, закрыл на замок.
  3. Дидактическая игра «Добавь приставку». Логопед называет действие, дети прибавляют различные приставки. Например, лить – слить, подлить, залить, отлить, перелить, долить, ходить – сходить, подходить, заходить, отходить, переходить, доходить и т.д.

На третьем этапе осуществлялась работа по формированию словообразования прилагательных. В процессе данного этапа осущестялись такие задачи как:

— научить детей образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов-, -ий-;

— учить образованию относительных прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-, н-, -ан-, -ян-, -енн-; -н-, -ян-, енни-, -ск-;

— научить детей образовывать качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив-; -оват-, -еват, -еньк-.

В работе по формированию словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -ов-, -ий- были реализованы игры:

  1. Дидактическая игра «Чьи вещи?». Логопед показывает детям предметы характерные для определенных членов семьи и просит назвать, чья это вещь. Например, шляпа – мамина, очки – дедушкины, шарф – бабушкин, портфель – папин.
  2. Дидактическая игра «Чьи хвосты?». Логопед рассказывает сказку «Хвосты». Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» например, хвост белки – беличий, хвост зайца – заячий.
  3. Дидактическая игра «Ералаш». Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из части какой-либо картинки, например, изоражение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост».

Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф