2.3 Методика констатирующего эксперимента
Для проведения констатирующего эксперимента нами были выбраны и адаптированы методики, предложенные ы Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой.
Методика исследования особенностей и уровня сформированности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста включала два блока: словообразование и словоизменение. Каждый блок включал 5 заданий.
Блок 1. Исследование словообразования.
Проба 1. Образование формы уменьшительно-ласкательных существительных.
Цель: определить умение образовывать существительные с помощью суффиксов –ик-, -ек-, -к-.
Инструкция: «Назови ласково».
Слова:
Дом – домик;
Замок – замочек;
Книга – книжечка;
Кукла – куколка;
Лист – листик.
Проба 2. Образование существительных с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-
Цель: определить умение образовывать существительные с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-.
Инструкция: «Назови детёныша животного».
Слова:
Слон – слоненок;
Лиса – лисенок;
Белка – бельчонок;
Тигр – тигренок;
Заяц – зайчонок.
Проба 3. Образование глаголов с помощью приставок.
Цель: определить умение образовывать глаголы с помощью приставок.
Инструкция: «Закончи фразу».
Слова:
Весной птицы прилетают, а осенью (улетают).
Через веревочку перепрыгивают, а вверх (подпрыгивают).
Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку (переложили).
Песок в сахарницу досыпали, а крупу нечаянно (рассыпали).
Воду в чайник долили, а из чайника в чашку (перелили).
Проба 4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Цель: определить умение дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Инструкция: Покажи, где действие совершается, а где уже совершилось».
Слова:
Умывается – умылась;
Стирает – постирала.
Гладит – погладила;
Строит – построил;
Чинит – починил.
Проба 5. Образование прилагательных от существительных.
Цель: определить умение образовывать относительные прилагательные.
Инструкция: «Назови, какой лист».
Слова:
Лист дуба – дубовый лист;
Лист берёзы – берёзовый лист;
Лист клёна – кленовый лист;
Лист рябины – рябиновый лист;
Лист смородины – смородиновый лист.
Уровень сформированности словообразования:
2,6-3 балла – высокий уровень.
1,5-2,5 балла – средний уровень.
1-1,4 – низкий уровень.
Блок 2. Исследование словоизменения
Проба 1. Образование формы существительного множественного числа.
Цель: определить умение образовывать существительные множественного числа.
Инструкция: «Назови много».
Слова:
Гриб – грибы;
Ложка – ложки;
Стол – столы;
Стул – стулья;
Книга – книги.
Проба 2. Образование формы существительного в дательном падеже.
Цель: определить умение образовывать существительные в дательном падеже.
Инструкция: «Назови, кому подходит предмет».
Слова:
Кисть – художнику;
Шприц – доктору;
Удочка – рыболову;
Ножницы – парикмахеру;
Весы – продавцу.
Проба 3. Образование формы существительных в творительном падеже.
Цель: определить умение образовывать существительные в творительном падеже.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто чем управляет»
Наглядный материал:
Водитель управляет автобусом.
Машинист управляет поездом.
Лётчик управляет самолётом.
Капитан управляет кораблём.
Космонавт управляет ракетой.
Проба 4. Образование формы существительного в предложном падеже.
Цель: определить умение образовывать существительные в предложном падеже.
Инструкция: «Скажи, кто где живет»
Наглядный материал:
Собака живет в конуре.
Белка живет в дупле.
Лиса живет в норе.
Лошади живут в конюшне.
Мышка живет в норке.
Проба 5. Образование формы существительных множественного числа в родительном падеже.
Цель: определить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты много».
Слова:
Один карандаш – много карандашей;
Один кубик – много кубиков;
Одна книга – много книг;
Одно яблоко – много яблок.
Один дом – много домов.
Критерии оценок:
3 балла (высокий уровень) – правильный и точный ответ;
2 балла (средний уровень) – частично правильный ответ, выполненный с ошибками;
1 балл (низкий уровень) – неправильный ответ или невыполнение.
Уровень сформированности словозменения:
2,6-3 балла – высокий уровень.
1,5-2,5 балла – средний уровень.
1-1,4 – низкий уровень.
Таким образом, по результатам выполнения всех 10 заданий максимальное количество баллов может составлять 30. Кроме того, нами было выделено три уровня сформированности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста:
2,6-3 балла – высокий уровень.
1,5-2,5 балла – средний уровень.
1-1,4 – низкий уровень.
2.4 Результаты констатирующего исследования
После проведения констатирующего эксперимента осуществлялся анализ полученных результатов изучения грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1 Количественный состав групп дошкольников по уровню сформированности словообразованияу детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста
Уровни сформированности словообразования | |||||
высокий | средний | низкий | |||
% | — | % | 67 % | % | 33 % |
абс. | — | абс. | 8 чел. | абс. | 4 чел. |
Более наглядно полученные нами результаты выглядят следующим образом.
Из рисунка видно, что у 67 % детей был выявлен средний уровень сформированности словообразования. Для остальных испытуемых (33 %) был характерен низкий уровень сформированности словообразования.
При выполнении задания на образование формы уменьшительно-ласкательных существительных один дошкольник (8 %) правильно назвал ласково слова: «дом – домик», «замок – замочек», «книга – книжечка», «кукла – куколка», «лист – листик». Шесть детей (50 %) выполнили данное задание с небольшими трудностями: «дом – домичек», замок – замочек; книга – книжечка; кукла – куколонка; лист – листик». Задание на образование формы уменьшительно-ласкательных существительных было недоступно для пяти испытуемых (42 %).
Двое дошкольников (17 %) смогли правильно образовать существительные с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-. Шесть детей (50 %) смогли назвать детёныша животного с ошибками: «слон – слоник», «лиса – лисенок», «белка – белочка», «тигр – тигренок», «заяц – зайчонок». Четыре испытуемых (33 %) не смогли правильно образовать существительные с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-.
С заданием на образование глаголов с помощью приставок смогли справится безошибочно двое дошкольников (17 %): «Весной птицы прилетают, а осенью улетают»; «Через веревочку перепрыгивают, а вверх подпрыгивают»; «Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку переложили» и др. Семь детей (58 %) неверно заканчивали фразы: «Воду в чайник долили, а из чайника в чашку полили»; «Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку отложили». Для трех испытуемых (25 %) это задание было недоступно.
Двое дошкольников (17 %) смогли правильно выполнить задание н дифференциацию глаголов совершенного и несовершенного вида. Шесть детей (50 %) с ошибками показали, где действие совершается, а где уже совершилось. Четыре ребенка (33 %) не смогли выполнить данное задание.
С заданием на образование прилагательных от существительных справились с небольшими трудностями шесть дошкольников (50 %):«лист дуба – дубовая лист», «лист берёзы – берёзовые лист», «лист клёна – кленая лист», «лист рябины – рябиные лист», «лист смородины – смородинный лист». Шесть испытуемых (50 %) так и не смогли выполнить данное задание.
Результаты исследования словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.
Таблица 2 Количественный состав групп дошкольников по уровню сформированности словоизмененияу детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста
Уровни сформированности словоизменения | |||||
высокий | средний | низкий | |||
% | — | % | 58 % | % | 42 % |
абс. | — | абс. | 7 чел. | абс. | 5 чел. |
Более наглядно полученные нами результаты выглядят следующим образом.
Из рисунка видно, что у 58 % детей был выявлен средний уровень сформированности словообразования. Для остальных испытуемых (42 %) был характерен низкий уровень сформированности словообразования.
При обследовании образования формы существительного множественного числа было выявлено отсутствие трудностей у одного ребенка (8 %). Ошибки при образовании формы существительного множественного числа отмечались у пяти детей (42 %). Не смогли справиться с заданием шесть испытуемых (50 %).
Задание на образование формы существительного в дательном падеже выполнили верно один ребенок (8 %). Более половины детей (58 %) справились с заданием с небольшими сложностями: «кисть – художник», «шприц – продавецу», «удочка – рыболов», «ножницы – доктор», «весы – парикмахерам». Для четырех испытуемых (33 %) данное задание было недоступно.
Правильное выполнение заданий на образование формы существительных в творительном падеже было обнаружено у двух детей (16 %). Пять детей (42 %) посмотрели на картинки и сказали, кто чем управляет с небольшими затруднениями: «Водитель управлявиет автобусым», «Машинист управлять кораблев», «Капитан управлять самолет». Менее половины (42 %) не смогли справиться с этим заданием.
С заданием на образование формы существительного в предложном падеже безошибочно никто не справился. Восемь детей (67 %) сказали, кто где живет с некоторыми сложностями: «Собака живет в норка», «Белка живет в дупло», «Лошади живут на ферма». Для четырех испытуемых (33 %) данное задание было недоступным.
С заданием на образование формы существительных множественного числа в родительном падеже безошибочно никто не справился. У семи дошкольников (58 %) наблюдались незначительные ошибки при выполнении данного задания: «один карандаш – много карандашеф», «один кубик – много кубикаф», «одна книга – много книгов», «одно яблоко – много яблоков», «один дом – много домиков». Пять испытуемых (42 %) не выполнили это задание.
Результаты исследования грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста представлены в таблице 3.
Таблица 3 Количественный состав групп дошкольников по уровню сформированности грамматического строяу детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста
Уровни сформированности грамматического строя | |||||
высокий | средний | низкий | |||
% | — | % | 75 % | % | 25 % |
абс. | — | абс. | 9 чел. | абс. | 3 чел. |
Более наглядно полученные нами результаты выглядят следующим образом.
Качественный анализ показал, что на основе суммарных оценок нами было выделены 2 подгруппы детей старшего дошкольного возраста.
Средний уровень сформированностиграмматического строя выявлен у 75 % детей (Артем Д., Глеб В., Даша М., Егор Ц., Жанна И., Маша Л., Леша О., Олег В., Ульяна Т.). Дети данной подгруппы свойственно медленное выполнение заданий. Они нуждались в дополнительных и наводящих вопросах, повторении инструкции заданий. Дети допускали ошибки при выполнении заданий и путались при ответе.
Низкий уровень сформированности грамматического строя отмечен у 25 % испытуемых (Вика П., Кристина У., Рома Е.). Для данных детей было свойственно невыполнение предложенных заданий.
Из проведенного анализа видно, что дошкольники с ОНР имеют недостаточный уровень сформированности грамматического строя. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Выводы по второй главе:
Данные проведенного обследования по выявлению лексики у детей позволяют сделать следующие выводы.
Реализуя задачи констатирующего эксперимента, было проведено изучение состояния грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста. При обследовании грамматического строя была использована методики Р.И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, которые включали в себя 2 блока заданий:
1) исследование словообразования;
2) исследование словоизменения.
При изучении состояния грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста были получены количественные и качественные результаты выполнения детьми заданий констатирующего эксперимента. Многие дети данной категории находятся на недостаточном уровне, следовательно, необходима целенаправленная логопедическая работа по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Глава 3. Логопедическая работа по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
3.1 Содержание работы по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
Целью формирующего эксперимента было развитие грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Логопедическая работа по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр была разработана с учетом:
— принципа развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л.С. Выготскому);
— онтогенетического принципа (последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе);
— комплексного и системного подхода (в процессе логопедической работы одновременно с формированием речи проводится и развитие у детей нарушенных высших психических функций);
— принципа дифференцированного подхода (предполагает, прежде всего, учет психологических особенностей детей с ОНР);
— принципа учета ведущей деятельности (в отечественной психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, вместе с тем, наряду с игровой, включаются и фрагменты учебной деятельности).
В основе методики формирующего эксперимента также были использованы некоторые методы и приемы по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр, предложенные Р.И Лалаевой, Н.В Серебряковой [32].
Организация дидактической игры:
- Подготовка к проведению дидактической игры
- Проведение дидактической игры
- Анализ
Были выделены два основных направления логопедической работы по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр: 1) формирование навыка словообразования 2) формирование навыка словоизменения.
Первое направление: формирование навыка словообразования.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР уделялось основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом – ик, стол – ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы являлось закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи должно происходить последовательно – параллельно.
Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.
I этап. Формирование словообразования существительных.
II этап. Формирование словообразования глаголов.
III этап. Формирование словообразования прилагательных.
Таблица 4 Содержание логопедической работы по формированию словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
Этапы | Задачи | Направления | Дидактические игры |
I. Формирование словообразования существительных | 1) учить понимать и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2) учить образовывать существительные с помощью разных суффиксов; 3) научить образовывать от существительных названия профессий. |
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -к-, -ик-, -чик-; | Дидактические игры: «Покажи», «Куколка», «Назови ласково». |
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиками-оньк-, -еньк-, -ышк- | Дидактические игры:«Назови ласково детей», «Назови ласково предмет», «Ласковое словечко». | ||
Образование существительных с суффиксом -ниц- | Дидактические игры:«Что для чего?», «Как называется посуда?», «Объясни почему так называют?» | ||
Образование существительных с суффиксом -инк-, -ин- | Дидактические игры: «Изменить слово по аналогии», «Как назвать один предмет?». | ||
Образование названий профессий | Дидактические игры:«Кто это делает?», «Как назвать того, кто…», «Кто пользуется этим предметом?». | ||
II.Формирование словообразования глаголов | 1) учить дифференцировать глаголы по видам;
2) учить образовывать глаголы с помощью разных суффиксов; 3) учить понимать и образовывать глаголы пространственного значения. |
Дифференциация совершенного и несовершенного вида | Дидактические игры: «Покажи на картинках действие», «Назови действие», «Назови действия на картинках». |
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, под-, от- | Дидактические игры: «Покажи правильно картинки», «Назови правильно картинки», «Продолжи правильно». | ||
Глаголы пространственного значения с приставкой при- | Дидактические игры: «Назови картинку и добавь приставку», «Покажи действия» | ||
Образование глаголов пространственного значения с суффиксами с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до- | Дидактические игры: «Покажи правильно действия», «Назови действия», «Добавь приставку». | ||
III. Формирование словообразования прилагательных | 1) учить образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффиксов;
2) учить образовывать относительные прилагательные с помощью продуктивных и непродуктивных суффиксов; 3) учить образовывать качественные прилагательные с помощью продуктивных и непродуктивных суффиксов. |
Образование притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -ов-, -ий- | Дидактические игры: «Чьи вещи?», «Чьи хвосты?», «Ералаш» |
Образование относительных прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-, н-, -ан-, -ян-, -енн- | Дидактические игры:«Правильно назови листья», «Что из чего сделано?», «Повар». | ||
Образование качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив- | Дидактические игры:«Какой?», «Клоун», «Угадай человека, который…». | ||
Образование относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ян-, енни-, -ск- | Дидактические игры:«Пирог какой?», «Стакан сока», «Что из чего?» | ||
Образование качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еват, -еньк- | Дидактические игры:«Скажи как я», «Назови ласково» |
На первом этапе осуществлялась работа по формированию словообразования существительных. В ходе этого этапа нами были поставлены следующие задачи:
— научить детей образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -к-, -ик-, -чик-;-оньк-, -еньк-, -ышк-;
— учить образовывать существительные с суффиксом -ниц-, инк-, -ин-
— научить детей образовывать названия профессий.
При работе по образованию уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -к-, -ик-, -чик- нами были использованы такие игры как: «Покажи», «Куколка», «Назови ласково». Рассмотрим их более подробно.
- Дидактическая игра «Покажи». Логопед показывает детям картинки с изображением различных предметов и просит показать, где дом, а где домик (нос – носик, хвост – хвостик, лист – листик).
- Дидактическая игра «Куколка». Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куклы тоже маленькие и поэтому их тоже надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, кроватка, ложечка, стульчик и т.д.).
- Дидактическая игра «Назови ласково». Логопед предлагает детям поиграть с мячом. Дети встают в круг, логопед бросает каждому по очереди мяч, называя какой-либо предмет. Ребенок ловит мяч и называет предмет «ласково». Например: мышь – мышка, шуба – шубка, книга – книжка, бумага – бумажка, птица – птичка.
В работе над образованием уменьшительно-ласкательных существительных с суффиками -оньк-, -еньк-, -ышк- были предложены игры:
- Дидактическая игра «Назови ласково детей».Логопед называет имена детей и просит назвать их «ласково». Например, Маша – Машенька, Миша – Мишенька, Коля – Коленька, Надя – Наденька.
- Дидактическая игра «Назови ласково предмет». Логопед дает детям картинки, дети называют их «ласково». Например, рука – ручонка, береза – березонька, дочь – доченька.
- Дидактическая игра «Ласковое словечко». Такая же инструкция. Например, перо – перышко, стекло – стеклышко, солнце – солнышко, зерно – зернышко.
На формирование слообразование существительных с суффиксом -ниц- нами применялись следующие игры:
- Дидактическая игра «Что для чего?». Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).
- Дидактическая игра «Как называется посуда?». Логопед задает детям вопросы, например, как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница). Как называется посуда, в которую наливают соус? (соусница).
- Дидактическая игра «Объясни почему так называют?». Логопед показывает детям картинки (сахарница, чернильница, селедочница). Дети называют картинки и объясняют, почему их так называют.
При работе над словообразованием существительных с суффиксом -инк-, -ин-использовались игры: «Изменить слово по аналогии»,«Как назвать один предмет?».
- Дидактическая игра «Изменить слово по аналогии». Логопед дает образец и просит детей выпонить задание по образцу. Например, виноград – виноградина, горох – горошина, жемчуг – жемчужина.
- Дидактическая игра «Как назвать один предмет?».Логопед показывает детям картинку и спрашивает: «А как назвать один предмет?». Например, снег – снежинка, бусы – бусинка, дождь – дождинка, пух – пушинка.
При формировании словообразования названий профессий мы предлагались игры:
- Дидактическая игра «Кто это делает?». Логопед показывает детям картинки и спрашивает: «Кто носит багаж?» (носильщик) и т.д. (сварщик, стекольщик, крановщик)
- Дидактическая игра «Как назвать того, кто…». Логопед предлагает детям назвать того, кто песни сочиняет (композитор), играет на рояле (пианист), занимается музыкой (музыкант).
- Дидактическая игра «Кто пользуется этим предметом?». Логопед показывает детям предметы, а дети говорят, кто пользуется этим предметом. Например, указкой пользуется – учительница, фотоаппарат – фотограф, машина – водитель, кострюля – повар.
На втором этапе была реализована работа по формированию словообразования глаголов, которая предполагала решение следующих задач:
— научить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида;
— учить образовывать глаголы с приставками в-, вы-, на-, под-, от-; глаголы пространственного значения с приставкой при-;глаголы пространственного значения с суффиксами с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.
В работе по дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида были применены такие игры как:
- Дидактическая игра «Покажи на картинках действие». Логопед просит детей показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается. Например, мыла – вымыла, рисует – нарисовал, пишет – написал.
- Дидактическая игра «Назови действие». Логопед показывает картинки и просит детей назвать действия. Например, строит – построил, играл – поиграл, спал – поспал.
- Дидактическая игра «Назови действия на картинках». Логопед предлагает детям посмотреть и назвать картинки с действиями несовершенного вида. Ставится вопрос: что сделал? Сделала? Сделали? Например: мальчик гулял – мальчик погулял, кошка играла – кошка поиграла, дети спали – дети поспали.
При формировании словообразования глаголов с приставками в-, вы-, на-, под-, от- предлагались следующие игры:
- Дидактическая игра «Покажи правильно картинки». Перед детьми картинки с действиями. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети показывают соответствующую картинку. Например, входит – выходит, влетает – вылетает, вошел – вышел.
- Дидактическая игра «Назови правильно картинки». Логопед показывает пары картинок с действиями и просит назвать их. Например, наливает – выливает, подлетает – отлетает, подходит – отходит.
- Дидактическая игра «Продолжи правильно». Логопед показывает картинку и просит продолжить начатое логопедом предложение. Например, мальчик через дорогу…(переходит), птица на дерево…(взлетает), белка с дерева…(слезает).
В работе над формированием словообразования глаголов пространственного значения с приставкой при- использовались игры:
- Дидактическая игра «Назови картинку и добавь приставку». Логопед называет действия и просит детей прибавить в этим глаголам приставку при- и показать получившее действие на картинке. Например, бегает – прибегает, ходит – приходит, носит – приносит.
- Дидактическая игра «Покажи действия». Логопед показывает детям пары картинок и просит показать, где приносит, где уносит, где приезжает, где уезжает.
Работа над образованием глаголов пространственного значения с суффиксами с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до- проводилась с помощью следующие игр:
- Дидактическая игра «Покажи правильно действия». Перед детьми картинки с изображением различных действий. Логопед называет действия, а дети показывают соответствующую картинку. Например, сбежал, убежал, подбежал, отбежал, забежал, перебежал, добежал; ушел, подошел, отошел, зашел, перешел, дошел.
- Дидактическая игра «Назови действия». Логопед показывает картинки, дети называют. Например, спрыгнул со ступеньки, упал на снег, подбежал к магазину, подошел к машине, закрыл на замок.
- Дидактическая игра «Добавь приставку». Логопед называет действие, дети прибавляют различные приставки. Например, лить – слить, подлить, залить, отлить, перелить, долить, ходить – сходить, подходить, заходить, отходить, переходить, доходить и т.д.
На третьем этапе осуществлялась работа по формированию словообразования прилагательных. В процессе данного этапа осущестялись такие задачи как:
— научить детей образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов-, -ий-;
— учить образованию относительных прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-, н-, -ан-, -ян-, -енн-; -н-, -ян-, енни-, -ск-;
— научить детей образовывать качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив-; -оват-, -еват, -еньк-.
В работе по формированию словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, -ов-, -ий- были реализованы игры:
- Дидактическая игра «Чьи вещи?». Логопед показывает детям предметы характерные для определенных членов семьи и просит назвать, чья это вещь. Например, шляпа – мамина, очки – дедушкины, шарф – бабушкин, портфель – папин.
- Дидактическая игра «Чьи хвосты?». Логопед рассказывает сказку «Хвосты». Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» например, хвост белки – беличий, хвост зайца – заячий.
- Дидактическая игра «Ералаш». Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из части какой-либо картинки, например, изоражение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост».
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф