Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие грамматического строя языка у старших дошкольников. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


При словообразовании относительных прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-, н-, -ан-, -ян-, -енн- предлагались следующие игры:

  1. Дидактическая игра «Правильно назови листья». Логопед говорит, например, лист дуба, дети говорят – дубовый лист, лист березы – березовый, лист осины – осиновый.
  2. Дидактическая игра «Что из чего сделано?». У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, называет словосочетание прилагательного и существительного, ответить на вопрос какой? Какая? Какое? (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.
  3. Дидактическая игра «Повар». Логопед раздает детям овощи, фрукты (картинки) и просит «сварить» блюдо. Например, яблоко – можно сделать яблочный сок, капуста – капустный салат, морковь – морковный пирог и т.д.

На формирование словообразования качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив-. мы проводить игры:

  1. Дидактическая игра «Какой?». Логопед называет слова, а дети изменяют эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос какой? Например, логопед называет – вкус, дети – (какой?) вкусный (ум – умный, грязь – грязный, мороз – морозный).
  2. Дидактическая игра «Клоун». Логопед показывает картинку детям и спрашивает Какой? Какая? Какое? Дети отвечают на вопрос логопеда. Например, картинка клоуна и задается вопрос: «Клоун какой?» – смешной. Далее логопед спрашивает от какого слова образовалось слово смешной. Дети отвечают – смех.
  3. Дидактическая игра «Угадай человека, который…». Логопед задает детям вопросы, они отвечают. Человек, который ничего не хочет делать. Какой он? – ленивый. Человек, который постоянно обижается? – обидчивый. Человек, который все забывает? – забывчивый. Человек, который все терпит? – терпеливый.

При работе над словообразованием относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ян-, енни-, -ск- предлагали игры:

  1. Дидактическая игра «Пирог какой?». Логопед говорит детям, что они решили приготовить пирог и дает им овощи или фрукты из которых можно сделать пирог. Дети говорят у кого какой пирог получился. Например, у ребенка лимон, значит у него получится лимонный пирог. Капуста – капустный пирог, морковь – морковный пирог.
  2. Дидактическая игра «Стакан сока». Логопед показывает детям картинки стакана с соком и различных ягод и фруктов (яблоко, брусника, земляника, клубника). Потом логопед предлагает детям объединить картинки и назвать, у кого какой сок получился. Например, сок + яблоко – яблочный сок, сок + клубника – клубничный сок.
  3. Дидактическая игра «Что из чего?». Логопед задает детям вопросы: Стакан из стела. Какой он? – стеклянный Стол из дерева? – деревянный Куртка из кожи? – кожаная Ложка из серебра? –серебряная. Магазин для детей? – детский. Праздники в мае? – майские.

Для формирования слообразования качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еват, -еньк- предлагались следующие игры:

  1. Дидактическая игра «Скажи как я». Логопед дает инструкцию детям: «Послушайте меня внимательно и скажите как я». Дети изменяют слова по аналогии. Например, белый – беловатый, серый – сероватый, синий – синеватый.
  2. Дидактическая игра «Назови ласково». Логопед произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово. Например, цветок красный – цветочек красненький, яблоко сладкое – яблочко сладенькое, чашка синяя – чашечка синенькая, солнце теплое – солнышко тепленькое.

Второе направление: формирование навыка словоизменения.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялось с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, задании и речевого материала. На начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи, в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.

Мы выделилитри этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР:

I этап. Формирование словоизменения существительных.

II этап. Формирование словоизменения глаголов.

III этап. Формиование словоизменения прилагательных.

Таблица 5 Содержание логопедической работы по формированию словоизмененияу детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр

Этапы Задачи Направления Дидактические игры
I. Формирование словоизменения существительных. 1) учить дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных;

2) учить понимать падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе;

3) учить понимать и употреблять предложно-падежные конструкции существительных в единственном и множественном числе.

Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа Дидактические игры:«Перемешка предметов», «Что в магазине?», «Скажи один предмет».
Отработка беспредложных конструкций единственного числа Дидактические игры: «Кто подберет больше слов?» (В.п), «Что без чего?» (Р.п), «Угадай, кому нужны эти вещи» (Д.п.), «Кто чем работает?» (Т.п.).
Понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа. Дидактические игры:«Что с чем?», «Кто где живет?», «Сделай не ошибись», «Умей найти свое место».
Закрепление беспредложных форм множественного числа Дидактические игры:«Где мы были, что мы видели?», «Кого мы видели?», «Два и пять».
Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественого числа. Дидактические игры:«Поезд», «Продолжи»
II. Формирование словоизменения глаголов 1) учить согласовывать глаголы с существительными в лице, роде и числе;

2) учить дифференцировать глаголы по лицам.

Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе. Дидактические игры:«Умная стрелка», «Покажи где», «Что делают».
Дифференциация глаголов 1,2,3 лица настоящего времени Дидактические игры: «Я, ты, он(а)», «Мы и они», «Дай поручение»
Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, роде и числе. Дидактические игры:«Мальчик или девочка?», «Продолжи правильно», «Подбери слова».
III. Формирование словоизменения прилагательных. 1) учить согласованию прилагательного и существительного в числе;

2) учить согласованию прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа Дидактические игры:«Какой это предмет?», «Найди по цвету», «Назови ласково».
Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах. Дидактические игры:«Каким карандашом ты будешь раскрашивать?», «Продолжи фразу».

 

Первый этап работы заключался в формировании словоизменения существительных. На этом этапе решались такие задачи:

— учить дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных;

— учить понимать падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе;

— учить понимать и употреблять предложно-падежные конструкции существительных в единственном и множественном числе.

В работе над дифференциацией именительного падежа единственного и множественного числа нами были предложены игры:

  1. Дидактическая игра «Перемешка предметов». Логопед предлагает детям картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Дается задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Дети называют картинки (слоны, столы, шкафы) и уточняют, чем эти картинки отличаются.
  2. Дидактическая игра «Что в магазине?». У логопеда один предмет, а у детей в «магазине» несколько предметов. Например, логопед говорит: «У меня яблоко, а в магазине?». Ответ детей: «В магазине – яблоки» (огурец – огурцы, банан – бананы).
  3. Дидактическая игра «Скажи один предмет». Логопед показывает картинку с несколькими предметами. Дети называют картинку, также называют этот предмет в единственном числе. Например, на картинке мячи, дети называют картинку. Логопед спрашивает: «А как будет один?» – мяч.

В работе над отработкой беспредложных конструкций единственного числа применялись следующие игры:

  1. Дидактическая игра «Кто подберет больше слов?» (В.п). Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать картинки или предметы. Что можно сшить? (платье, сарафан, рубашку, юбку) Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, скатерть) Что можно надеть? (куртку, шубу, плащ, колготки)
  2. Дидактическая игра «Что без чего?» (Р.п). Логопед показывает детям предметные картинки с недостающими частями и спрашивает: «Что без чего?» Стул без ножки, машина без колеса, кострюля без ручки, ботинки без шнуров.
  3. Дидактическая игра «Угадай, кому нужны эти вещи» (Д.п.). На доске расставлены два ряда предметов: слева – картинки, на которыхизображены люди без каких-то предметов, справа – недостающие предметы. Логопед показывает детям предмет и предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к соответствующей картинке. Например, указка – учителю, весы – продавцу, кисть- художнику, ружье – охотнику, удочка – рыболову.
  4. Дидактическая игра «Кто чем работает?» (Т.п.).Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто чем работает?». Например, парикмахер – ножницами, дворник – метлой, художник – кистью.

При обучении детей пониманию и употреблению предложно-падежных конструкций единственного числа использовались игры:

  1. Дидактическая игра «Что с чем?». Детям предлагаются картинки, например: корова с теленком, чашка с блюдцем, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком. Логопед предлагает детям назвать «что с чем» изображено на картинке.
  2. Дидактическая игра «Кто где живет?». На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто где живет?». Например, собака живет в конуре, белка живет в дупле, лиса живет в норе, медведь живет в берлоге.
  3. Дидактическая игра «Сделай не ошибись». Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения. Например, положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?
  4. Дидактическая игра «Умей найти свое место». Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям используяслова за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т.д.) Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь?» (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого).

В работе по закреплению беспредложных форм множественного числа предлагались такие игры:

  1. Дидактическая игра «Где мы были, что мы видели?». В процессе игры используются сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?». Например, я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков. Я был в саду. Видел много яблок, груш, абрикосов.
  2. Дидактическая игра «Кого мы видели?». На доске картинки с изображением различных животных. Логопед дает задание детям отобрать только животных, которые живут в жарких странах. «А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит). Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели много…(кого?) (львов, тигров, носорогов, слонов, крокодилов, бегемотов).
  3. Дидактическая игра «Два и пять».Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т.д. логопед назывет предмет, дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество, называют и закрывают картинку с фишкой. Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрывал все карточки лото.

Для формирования употребления предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественого числа использовались игры:

  1. Дидактическая игра «Поезд».На доске макет поезда с 3-мя вагонами. Логопед говорит: «Пассажиры поезда везут разные вещи. В 1-ом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во 2-ом вагоне – вещи, про которые можно придуамть предложение со словом на, а в 3-ем – со словом под. Логопед показывает картинки. Дети говорят предложения и помещают картинку в один извагонов (на вагончиках есть надписи из слов в, на, под). Например, картинка «Мячи лежат под стульями» помещяется в 3 вагон. Картинка «Цветы стоят в вазах» – в 1 вагон. Картинка «Девочки сидят на стульях» – 2 вагон.
  2. Дидактическая игра «Продолжи». Логопед показывает детям картинки, начинает фразу и просит одного из детей продолжить. Например, картинка «Листья падают …(откуда?) (с деревьев). Следующая картинка «Листья вырастают …(где?) (на деревьях) (под деревьями, за деревьями, между деревьями и т.д.).

Вторым этапом являлась работа над формированием словоизменения глаголов. На этом этапе решались следующие задачи:

— учить согласовывать глаголы с существительными в лице, роде и числе;

— учить дифференцировать глаголы по лицам.

В работе по согласованию существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе предлагались следующие игры:

  1. Дидактическая игра «Умная стрелка». Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, избражающие действия. Логопед называет действие (рисует, играют, копают и т.д.). дети ставят стрелку и придумывают предложение по ней. Например, мальчик рисует небо. Девочки играют в куклу.
  2. Дидактическая игра «Покажи где». Логопед предлагает детям пары картинок с изображением действий одного лица или нескольких лиц. Логопед предъявляет пары картинок и спрашивает: «Где прыгает? А где прыгают?» (плачет – плачут, бежит – бегут, стрижет – стригут).
  3. Дидактическая игра «Что делают». Логопед показывает детям картинки и спрашивает: «Ребенок играет. А дети…что делают? (играют)». Девочка поет – девочки поют, машина стирает – машины стриают.

В процессе работы, направленной на дифференциацию глаголов 1,2,3 лица настоящего времени нами проводились игры:

  1. Дидактическая игра «Я, ты, он(а)». Логопед говорит действие и просит детей изменить это действие. Например, играть. «Я … что делаю? (играю). Ты…что делаешь? (играешь). Он …что делает? (играет). Также дети изменяют следующие глаголы: помогать, убирать, засыпать, поливать.
  2. Дидактическая игра «Мы и они». Детей разделяют на 2 группы. Каждая группа детей говорят про себя «мы», а про другую группу «они». Дети придумывают действия для совей и для другой группы. Логопед дает детям образец: например, 1 группа говорит: «Мы учим, а они повторяют», 2 группа: «Мы повторяем, они учат». Потом 2 группа придумывает действия, а 1 группа отвечают наоборот.
  3. Дидактическая игра «Дай поручение». Каждый ребенок по очереди придумывают поручение для своего соседа и для остальных детей. Например, ты рисуешь, а вы танцуете. Ты бежишь, а вы сидите и т.д.

Для формирования согласования существительных и глаголов прошедшего времени в лице, роде и числе применялись игры:

  1. Дидактическая игра «Мальчик или девочка?». Логопед раздает детям картинки мальчика и девочки. Детям предлагается послушать логопеда, определить мальчик или девочка и показать соответствующую картинку. Например, Женя плакал – Женя плакала, Саша спала – Саша спал.
  2. Дидактическая игра «Продолжи правильно». Логопед просит детей продолжить фразу логопеда. Например, мама вышла, зайчик вышел, а солнце …(вышло), небо грустило, ежик грустил, а собака …(грустила) и т.д.
  3. Дидактическая игра «Подбери слова».Логопед предлагает детям подобрать как можно больше слов к слову логопеда и проговорить их. Например, кто или что пел? (мальчик, ребенок, жаворонок, кузнейчик). Кто или что сидела? (птица, собака, мама, бабушка). Кто или что мерцало? (золото, серебро, море). Кто или что падали? (листья, капли, снежинки, сосульки).

Третьим этапом являлась работа по формированию словоизменения прилагательных, которая предполагала решение таких задач:

— учить согласовать прилагательное и существительное в числе;

— учить согласовать прилагательное и существительное в косвенных падежах.

При формировании согласования прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа использовались игры:

  1. Дидактическая игра с мячом «Какой это предмет?». Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Например, длинная – веревка, шуба, нитка, улица, коса, юбка. Длинный – поезд, шнурок, карандаш, день.
  2. Дидактическая игра «Найди по цвету». Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. Например, красное – яблоко, платье, пальто. Зеленый – огурец, лист, кузнейчик, куст. Черная – машина, резинка, блузка, юбка.
  3. Дидактическая игра «Назови ласково». Логопед произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово. Например, цветок красный – цветочек красненький, яблоко сладкое – яблочко сладенькое, чашка синяя – чашечка синенькая, солнце теплое – солнышко тепленькое.

В процессе работы, направленной на формирование согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах предлагались следующие игры:

  1. Дидактическая игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?». Детям даются нераскрашенные картинки. дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например, «Зеленым карандашом я буду раскарашивать траву, листья на деревьях желтым карандашом, а цветы разными карандашами и т.д.»
  2. Дидактическая игра «Продолжи фразу». Логопед начинает говорить фразу, а дети заканчивают. Например, Зайчик бежал по …(какой?) полянке (полянке лесной). Мальчик рисовал …(какими?) карандашами (цветными). Меня подстригли …(какой?) ножницей (маленькой) и т.д.

 

3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента

 

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, целью которого явилось изучение эффективности предложенной методики.

Сравнительный анализ результатов исследования словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста представлены в таблице 4.

Таблица 4 Количественный состав групп дошкольников по уровню сформированности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста в процессе констатирующего и контрольного экспериментов

Уровень Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Абс. % Абс. %
высокий 1 чел. 8 %
средний 8 чел. 67 % 8 чел. 67 %
низкий 4 чел. 33 % 3 чел. 25 %

 

Более наглядно полученные нами результаты выглядят следующим образом.

Рисунок 4 – Группы сформированности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

 

Из рисунка видно, что у 8 % детей был выявлен высокий уровень сформированности словообразования. Средний уровень сформированности словообразования наблюдался у 67 % дошкольников. Для 25 % испытуемых был свойственен низкий уровень сформированности словообразования.

Правильное выполнение задания на образование формы уменьшительно-ласкательных существительных обнаруживалось у двух дошкольников (17 %). Они правильно назвали ласково слова: «дом – домик», «замок – замочек», «книга – книжечка», «кукла – куколка», «лист – листик». Семь детей (58 %) допустили незначительные ошибки при выполнении задания: «замок – замчик»; «книга – книжечка»; «кукла – куколонка». Основные ошибки при выполнении задания на образование формы уменьшительно-ласкательных существительных заключались в неправильном употреблении суффиксов у трех испытуемых (25 %).

Наиболее успешно трое детей (25 %) справились с заданием на образование существительных с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-. Грубые ошибки были характерны у семи испытуемых (58 %). Даже после подсказки педагога двое дошкольников (17 %) не смогли правильно выполнить задание.

Хорошо справились с заданием на образование глаголов с помощью приставок трое дошкольника (25 %). У семи детей (58 %) наблюдалось неправильное употребление глаголов с различными приставками. Для двух испытуемых (17 %) данное задание было трудным и они не смогли его выполнить.

Правильное выполнение задания на дифференциацию глаголов совершенного и несовершенного вида обнаруживалось у четырех дошкольников (33 %). Семь детей (58 %) не дифференцируют совершенный и несовершенный вид глаголов. Они с ошибками показали, где действие совершается, а где уже совершилось. Один испытуемый (8 %) молчал, либо отказывался от выполнения задания.

Успешно справились с заданием на образование прилагательных от существительных двое детей (17 %). Незначительные трудности обнаруживались у восьми дошкольников (67 %):«лист дуба – дубовая лист», «лист берёзы – берёзовые лист», «лист клёна – кленая лист», «лист рябины – рябиные лист», «лист смородины – смородинный лист». Двое дошкольников (17 %) не смогли выполнить данное задание.

Сравнительный анализ результатов исследования словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста представлены в таблице 5.

Таблица 5 Количественный состав групп дошкольников по уровню сформированности словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста в процессе констатирующего и контрольного экспериментов

Уровень Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Абс. % Абс. %
высокий 1 чел. 8 %
средний 7 чел. 58 % 8 чел. 67 %
низкий 5чел. 42 % 3 чел. 25 %

 

Более наглядно полученные нами результаты выглядят следующим образом.

Рисунок 5 – Группы сформированности словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

 

Из рисунка видно, что у 8 % детей был диагностирован высокий уровень сформированности словоизменения. 67 % дошкольников продемонстировали средний уровень. Для 25 % испытуемых был характерен низкий уровень сформированности словоизменения.

При образовании формы существительного множественного числа один ребенок (8 %) правильно и точно выполнили. Значительные трудности это задание вызвало у семи детей (58 %). Не смогли справиться с заданием четыре испытуемых (33 %).

Задание на образование формы существительного в дательном падеже выполнили верно двое детей (25 %). Более половины детей (83 %) справились с заданием, допустив при этом ошибки: «кисть – художник», «шприц – продавецу», «удочка – рыболов», «ножницы – доктор», «весы – парикмахерам».

Успешное выполнение заданий на образование формы существительных в творительном падеже наблдалось у четырех детей (33 %). Наибольшее количество ошибок было допущено пяти детьми (42 %). Они смотрели на картинки и сказали, кто чем управляет, испытав при это трудности: «Водитель управлявиет автобусым», «Машинист управлять кораблев», «Капитан управлять самолет». Для трех дошкольников (25 %) характерно невыполнение задания.

С заданием на образование формы существительного в предложном падеже безошибочно справились два ребенка (17 %). Особые сложности у детей вызвало задание у девяти дошкольников (75 %). Один ребенок (8 %) не смог образовать формы существительного в предложном падеже.

Успешно справились с заданием на образование формы существительных множественного числа в родительном падеже справились двое детей (17 %). Затруднения при выполнении задания отмечались у восьми дошкольников (67 %). Двое испытуемых (25 %) не выполнили это задание.

Сравнительный анализ результатов исследования грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста представлены в таблице 6.

Таблица 6 Количественный состав групп дошкольников по уровню сформированности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста в процессе констатирующего и контрольного экспериментов

Уровень Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Абс. % Абс. %
высокий 1 чел. 8 %
средний 9 чел. 75 % 9 чел. 75 %
низкий 3 чел. 25 % 2 чел. 17 %

 

Более наглядно полученные нами результаты выглядят следующим образом.

Рисунок 6 – Группы сформированности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

 

Качественный анализ показал, что на основе суммарных оценок нами было выделены 3 подгруппы детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень сформированностиграмматического строя отмечался у 8 % детей (Даша М.). Эти дети правильно и точно справились с заданиями.

Средний уровень сформированностиграмматического строя наблюдался у 75 % детей (Артем Д., Вика П., Глеб В., Егор Ц., Жанна И., Маша Л., Леша О., Олег В., Ульяна Т.). Дети данной подгруппы свойственно медленное выполнение заданий. Они нуждались в дополнительных и наводящих вопросах, повторении инструкции заданий. Дети допускали ошибки при выполнении заданий и путались при ответе.

Низкий уровень сформированности грамматического строя отмечен у 17 % испытуемых (Кристина У., Рома Е.). Для данных детей было свойственно невыполнение предложенных заданий.

Выводы по третьей главе:

Таким образом, после констатирующего эксперимента был проведен формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента была разработана и апробирована методика логопедическая работа по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр, которая включала в себя следующие направления: 1) формирование навыка словообразования 2) формирование навыка словоизменения.

После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Данный эксперимент включал в себя выполнение заданий, аналогичных констатирующему эксперименту. Результаты контрольного этапа исследования сравнивали с результатами констатирующего эксперимента.

Таким образом, результаты контрольного этапа исследования подтвердили очевидность выдвинутой гипотезы. Следовательно, возможно использование данных заданий и упражнений диагностической методики по выявлению грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста, что существенно расширяет их возможности в полноценном становлении речи.

 

Заключение

 

Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. С учетом важности овладения ребенком грамматическими закономерностями языка в аспекте развития связной речи и становления речевой коммуникации в целом, проблема настоящего исследования представляется значимой и актуальной.

С целью решения данной проблемы был организован и проведен констатирующий эксперимент на базе МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» г. Москвы. В эксперименте принимало участие 12 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. При обследовании грамматического строя была использована методики Р.И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, которыеые включали в себя 2 блока заданий: 1) исследование словообразования; 2) исследование словоизменения.

На основе выполненных заданий данного эксперимента мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что дошкольник с ОНР обладают недостаточным развитием грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста, в частности навыков словоизменения и словообразования. Эти данные свидетельствуют о имеющихся нарушениях речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Результаты констатирующего исследования, анализ литературных источников позволили разработать в формирующем эксперименте методику логопедической работы по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр, которая включала в себя следующие направления: 1) формирование навыка словообразования 2) формирование навыка словоизменения.

После формирующего эксперимента нами были проведен контрольный эксперимент. Данный эксперимент включал в себя выполнение заданий, аналогичных констатирующему эксперименту. Результаты контрольного этапа исследования сравнивали с результатами констатирующего эксперимента.

На основе выполненных заданий контрольного эксперимента, направленных на выявление грамматического строя, мы выявили улучшение количественных и качественных показателей после проведенного формирующего эксперимента.

Таким образом, полученные положительные результаты эксперимента в процессе использования разработанной и апробированной методики логопедическая работа по развитию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и позволили реализовать цель исследования.

 

Литература

 

  1. Абобакирова О.Н. Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи / О.Н. Абобакирова // Молодой ученый. – – № 4. – С. 734-736.
  2. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольника // Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М.: Просвещение, – с.23-28.
  3. Агамова Н.С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар / Н.С. Агамова. – М.: Просвещение, – 132 с.
  4. Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики / В.Г. Адмони. – М.: Просвещение,– 245 с.
  5. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. – М.: Просвещение, – 296 с.
  6. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения / Ф.Н. Блехер. – М. : Просвещение, – 231 с.
  7. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение,– 223 с.
  8. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников / С.В. Бойкова. – М.: КАРО, – 100 с.
  9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, – 143 с.
  10. Бондарко А.В. Теоретические проблемы русской грамматики / А.В. Бондарко. – СПб.: Акцидент, – 335 с.
  11. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, Л.И. Цеханская. – М.: Просвещение, – 127 с.
  12. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, – 254 с.
  13. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. – М. : Педагогика, 1990. – 184 с
  14. Волосец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец // Институт общегуманитарных исследований В. Секачева. – М. : Просвещение, 2002. – 165 с.
  15. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. – М. : Педагогика, – 184 с
  16. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т.В. Волосовец // Институт общегуманитарных исследований В. Секачева. – М. : Просвещение, – 165 с.
  17. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи / А.П. Воронова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб. : Образование, – С. 12‒21.
  18. Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича: вчера, сегодня, завтра / В.В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – – № 7. – С. 17-20.
  19. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. – М. : Астрель, – 234 с.
  20. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, – 268 с.
  21. Голубева, Е. М. Когнитивное развитие детей с ОНР среднего дошкольного возраста средствами современной технологии развивающего обучения / Е. М. Голубева // Логопед в детском саду.– – № 4. – С.22‒28.
  22. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – – № 3. – С. 36-38.
  23. Дубровина Т.И. Особенности памяти дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.И. Дубровина, И.Ю. Левченко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – – № 2. – С. 5-12.
  24. Егорова И.В. Особенности процесса внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи / И.В. Егорова // VIII Царскосельские чтения. – Том / Под ред. В. Н. Скворцова. – СПб.: Акцидент, 2004. – С.219-323
  25. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с общим недоразвитием речи) / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение,– 357 с.
  26. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, – 345 с.
  27. Жураковская Я.В. Языковая способность в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Я. В. Жураковская // Логопедия сегодня. – – № 1. – С. 53-58.
  28. Захирина Л.А. Комплексная клинико-неврологическая, логопедическая и психологическая оценка детей с речевыми расстройствами / Л.А. Захирина, Е.А. Пономарева, В.М. Шайтор // Сборник материалов X Конференции «Нейроиммунология». – СПб.: Акцидент, – С. 31‒38.
  29. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. – М. : Просвещение, – 376 с.
  30. Коновалова С.Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / С.Н. Коновалова // Логопедия сегодня. – – № 3. – С. 16-17.
  31. Корнев А.Н. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией / А.Н. Корнев // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. – СПб. : Аркти, – С. 33‒37.
  32. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Акцидент,–367 с.
  33. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р Е. Левина. – М.: Просвещение, – 254 с.
  34. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. реком. – СПб., Москва: САГА: Форум, 2006,—272 с.(18)
  35. Мещерякова Л.В. Формирование лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР / Л.В. Мещерякова. — Логопед. – – № 6. – C.12-19.
  36. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Манжерицкая. – М.: Просвещение, – 132 с
  37. Монтессори М. Дети–- другие / М. Монтессори.– М.: Карапуз, – 336 с.
  38. Никашина Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи /Н.А. Никашина//Научная сессия по вопросам дефектологии, 4-ая: тез. докл. – М: Просвещение, – С.164-166
  39. Попова М.И. К вопросу об овладении грамматическими элементами языка детьми преддошкольного возраста (овладение согласованием в роде): автореф. канд. дис. / М.И. Попова. – М., – 23 с.
  40. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи / О.В. Преснова // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – Воронеж: Поларис, – С. 104-111.
  41. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход) / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, – 144 с.
  42. Сальникова Н.В. Формирование представлений о слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Сальникова, Л.А. Тишина // Логопедия. – – № 4. – С. 13-17.
  43. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, – 125 с.
  44. Cорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И.. Cорокина. – М.: Просвещение, – 132 с.
  45. Спирова Л.Ф. Усвоение детьми с общим недоразвитием речи словосочетаний, составленных по типу предложно-падежного управления / Л.Ф.Спирова // Дефектология.– – № 6.–С. 30-35.
  46. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова. – М.: Владос, – 345 с.
  47. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматической правильности речи / А.Г. Тамбовцева // Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, – С.34-39.
  48. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко —СПб: Детство – пресс, 1999, — 215 с.
  49. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Тихеева.– М.: Просвещение, – 154 с.
  50. Цейтлин С.Н. Ранние стадии усвоения морфологии / С.Н. Цейтлин // Проблемы детской речи: материалы межвузовской конференции / Под ред. М.Б. Елисеевой, Т.А. Кругляковой, С.Н. Цейтлин. – СПб.: Акцидент, – 267 с
  51. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – М. : Просвещение, – 143 с.
  52. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М. : Просвещение, – 94 с.
  53. Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук,
  54. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, – 365 с.
  55. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. Календарно-тематическое планирование и конспекты логопедических занятий. 2-е издание – М.: Учебно-производственный комплекс «Федоровец», 2014. – 157 с.
  56. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Ф. Фребель. – М.: Карапуз, – 132 с.

Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф