СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конкурентоспособности организации, факторы ее определяющи
1.2 Методы оценки конкурентоспособности организации
1.3 Особенности управления конкурентоспособностью организации в современных условиях
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ООО «ПРАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ»
2.1 Организационно — экономическая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ рынка металлопластиковых конструкций в региональном аспекте
2.3 Анализ управления уровнем конкурентоспособности организации
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ООО «ПРАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ»
3.1 Поиск направлений рационального использования имеющихся ресурсов и возможностей развития ООО «Прайм менеджмент»
3.2 Формирование стратегии развития предприятия, направленной на повышение конкурентоспособности продукции в ООО «Прайм менеджмент»
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция рассматривается как решающий фактор в сфере рыночной экономики, т.к. подразумевается, как один из главных условий в функциональных рыночных отношениях. Чтобы выжить, предприятие должно быть конкурентоспособным, поскольку конкуренция рассматривается как движущая сила развития общества, главный инструмент рационализации ресурсопотребления, увеличения качества производимых изделий и уровня жизни людей.
Факторы, которые определяют конкурентоспособность организации звучат следующим образом: способность организации к производству и продаже товаров с более низкими затратами, чем у конкурентов, и способность предоставлять потребителю большую ценность потребительских свойств. Удержание качественного преимущества в условиях рыночной экономики зачастую рассматривается не только через среду благоприятных внешних условий, но и через наличие потенциальной системы управления организацией. Ключевой фактор достижения материального блага каждого участника экономического пространства – продуктивность управленческой системы, которая определяется зависимостью способности организации к мобилизации ресурсного и инновационного потенциала, необходимого для качественного развития системы на каждой стадии развития. Способность предприятия к материализации собственных знаний, компетенций и навыков в тот момент, когда они необходимы окружающей среде, определяет успех организации в среде конкурентной борьбы.
Для эффективного разрешения выявленной проблемы нужно произвести операции, полагающиеся на маркетинговые исследования, которые предполагают изучение отношений участников рыночных отношений к исследовательскому объекту и соответствующим области конкурентам, включая также оценку важности и оснащение ресурсоемкости управленческими решениями, направленность которых должна ориентировать на увеличение конкурентоспособных позиций фирмы. В связи с этим выбранная тема является актуальной и своевременной.
Цель дипломного проекта — разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности фирмы через эффективное руководство.
Для достижения сформулированной цели в соответствии с избранным объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности фирмы;
— провести исследование конкурентоспособности продукции и фирмы;
— разработать ряд мер по повышению конкурентоспособности компании через эффективное руководство.
Предметом исследования являются процессы создания и функционирования системы управления, направленной на повышение конкурентоспособности фирмы.
Объектом исследования является фирма ООО «Прайм менеджмент», предметом деятельности которого является изготовление металлопластиковой конструкции, а также производство стекла и изделий из стекла, строительных металлических конструкций и изделий.
Теоретическую и методическую основу данного исследования составили философские исторические подходы к исследованию поставленной проблемы, которые позволяют с критической стороны изучить и проанализировать каждый ценный момент по опыту уже проведенных экономических исследований: системный подход, который выявляет упорядоченность и взаимодействие различных компонентов системы для наилучшего достижения главной цели — повышения конкурентоспособности фирмы через эффективное управление; процессный подход менеджмента для обеспечения непрерывного и целостного характера анализа и определения критериев и показателей повышения конкурентоспособности продукции компании.
Структура работы строилась исходя из учета соблюдения логической последовательности и взаимосвязи отдельных разделов, факторов и составляющих исследуемых проблем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и тематических приложений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов оценки конкурентоспособности ООО «Прайм менеджмент» в виде рекомендаций и методического обеспечения, направленных на повышение конкурентоспособности самой фирмы и ее продукции через эффективное руководство. Это позволит в дальнейшем повысить их конкурентоспособность фирмы и эффективность хозяйственной деятельности предприятия в условиях рынка.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конкурентоспособности организации, факторы ее определяющие
В последние десятилетия усилилась конкуренция во всех сферах деятельности, что характерно для развития мировой экономики. В связи с этим перед производителями встает новая задача – пересмотреть основы взаимодействия компании и рынка.
Условия, в которых оказались производители в XXI веке, характеризуются возрастающей скоростью изменений во всех сферах деятельности. Рынки, агенты и система отношений между ними каждый раз являются «новыми». Независимо от воли и желания людей развивается такое явление, как глобализация мировой экономики, в основе которой лежит объективная тенденция развития человеческого общества — стремление к развитию на качественно более высоком уровне. В процессе глобализации Россия должна быть равноправным участником мирового рынка товаров и услуг, и, будучи вовлеченной в процессы глобализации, отечественная экономика просто обязана быть эффективной и играть по правилам глобальной экономики [3, c.26].
Конкуренция на сегодняшний день является яростной борьбой производителей за конкретного потребителя. Конкурентоспособность является сложной и разносторонней концепцией, которая включает в себя различные компоненты предприятия [8, с.54].
Конкурентоспособность предприятия рассматривается как способность выдерживать конкуренцию по сравнению со схожими объектами на этом рынке. Ей показывается уровень развитости этой компании по сравнению с уровнем развития подобных способных к конкурентной борьбе фирм по степени удовлетворенности потребностей людей своей продукцией и с точки зрения целесообразности их деятельности.
Учитывая обоснованные теоретические подходы к определению понятий: конкурентные преимущества и конкурентоспособность предприятия, а также временной период достижения целей фирмы, с нашей точки зрения, стратегического планирования в управлении, предлагает следующую классификацию уровней обеспечения конкурентоспособности предприятия (рисунок 1) [4, с.35].

Рисунок 1 — Классификация уровней обеспечения конкурентоспособности предприятия
Процесс управления конкурентоспособностью предприятия в условиях рынка, удобно представить в виде схемы, отражающей взаимодействие факторов и источников конкурентоспособности хозяйствующего субъекта (рисунок 2) [30, с.102].
Рисунок 2 — Процесс управления конкурентоспособностью
Таким образом, конкуренция предприятий и продуктов являются взаимосвязанными понятиями. Конкурентоспособность предприятия является характеристикой оценивания окончательных продуктов деятельности организации в сфере рыночных продаж. Результаты деятельности организации будут сформированы согласно реакции конечных потребителей на произведённый продукт, который ими будет поставлен на целевой рынок. «Конкурентоспособность продукции» рассматривается как необходимое условие формирования и поддержания «конкурентоспособности организации».
1.2 Методы оценки конкурентоспособности организации
Конкурентоспособность отражает эффективность работы предприятия, продуктивность использования всех видов ресурсов. Конкурентоспособность предприятия не имеет абсолютного измерителя, его можно определить по отдельным или нескольким параметрам деятельности фирмы. Анализ литературных источников показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий [33, с.283].
М. Портер напрямую были связаны факторы конкурентоспособности организации с факторами производства, кроме того было выделено пять наитипичнейших инноваций, которые дают конкурентное преимущество организации. Среди них рассматриваются [29, c.102]:
— появление новых или изменившихся запросов покупателей;
— появление новых технологий;
— преобразование правительственного регулирования;
— преобразование стоимости или наличия компонентов производства;
— возникновение нового рыночного сегмента.
Факторы, выделенные М. Портером, определяющие конкурентоспособность фирмы, представлены на рисунке 3 [29, с.104].
Рисунок 3 — Факторы, выделенные М. Портером, определяющие конкурентоспособность фирмы
По нашему мнению, основными факторами, которыми может управлять организация, повышая при этом свою конкурентоспособность, являются инновационная активность и высокий уровень ее специалистов, повышение эффективности производства и качества выполнения текущих операций, репутация компании. Отсюда следует, что конкурентоспособность организации является отражением уровня восприятия потребителем инновационной активности производителя продукта, которая становится решающей в конкурентной борьбе между участниками определенного сегмента рынка.
Основными факторами конкурентоспособности являются природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.
К числу передовых факторов относятся современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств. Развитые факторы часто основаны на основных факторах, то есть, не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время основные факторы должны быть достаточного качества для создания на их основе взаимосвязанных развитых факторов [28, с.56].
Оценка конкурентных возможностей фирм путем навязывания «полигона конкурентоспособности» позволяет выявить сильные и слабые стороны конкурирующих предприятий, что позволяет жесткой конкуренции на рынке с помощью этого полигона использовать свои преимущества и слабые стороны конкурентов (рисунок 4) [10, c.130].
Рисунок 4 — «Многоугольник конкурентоспособности»
По нашему мнению, наиболее рациональная группировка факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий, представлена в работах А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленд и Е.П. Голубкова [12, с.24].
В работах А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд определены следующие факторы: производство (низкие производственные затраты и высокое качество продукции, высокая производительность труда), технологические (опыт научных исследований, способность улучшать продукты и производственные процессы), маркетинг (высококвалифицированный персонал, широкий ассортимент, привлекательная упаковка продукции), распределение (быстрая доставка и низкие маркетинговые затраты), анизационные возможности (способность быстро реагировать на изменения рынка), квалификация (ноу-хау по управлению качеством, создание новых видов продукции), другие факторы (имидж, местоположение, патентная защита и пр.) [14, c.98].
Факторы могут по-разному влиять на конкурентоспособность предприятий. Однако наличие самих факторов не обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. Повышение конкурентоспособности зависит от эффективного использования факторов. Исследование влияния различных факторов предполагает выявление сильных и слабых возможностей и угроз для развития, которые оказывают влияние на деятельность предприятия.
Рассмотренные подходы к классификации факторов конкурентоспособности позволяют создать систему, основанную на различных характеристиках:
— по степени специализации: общая и специализированная;
— по приоритетности воздействия: крупный и развитый;
— в зависимости от происхождения: натуральный и искусственно созданный;
— в зависимости от среды предприятия: внешней и внутренней;
— в зависимости от степени возможного контроля со стороны государства и предприятия: неконтролируемый государством, контролируемый государством и неконтролируемый предприятием, контролируемым предприятием.
Итак, факторами конкурентоспособности являются те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины себестоимости продукции и, как следствие, изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменить конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и понижения.
1.3 Особенности управления конкурентоспособностью организации в современных условиях
Для разработки эффективной стратегии компания должна обладать полной и достоверной информацией о своих реальных и потенциальных потребителях, основных конкурентах, состоянии товарной структуры рынка, на котором она работает, и о многих других факторах внешней среды, которое оказывают прямое или косвенное влияние на деятельность организации.
Исходя из общей конкурентной матрицы М. Портера, конкурентное преимущество предприятия на рынке обеспечивается тремя основными способами:
1. Лидерство в продукции основано на принципе дифференциации продуктов.
2. Ценовое лидерство.
3. Лидерство в нише проявляется в сосредоточении продукта или ценового преимущества на конкретном сегменте рынка.
Ведущая компания обладает значительными стратегическими возможностями. Преследователь лидера рынка – предприятие, которое в настоящее время не занимает доминирующее положение, но хочет напасть на лидера. Далее идут предприятия, которые избегают прямой конкуренции. Это предприятия, которые намерены мирно сосуществовать с лидером и которые согласны с их позицией на рынке.
Конкурентоспособное ценообразование направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Конкурентные маркетинговые стратегии на корпоративном уровне преследуют цель обеспечения конкурентного преимущества предприятия на рынке по сравнению с конкурирующими фирмами. Смысл конкурентных стратегий заключается в способности компании сохранить определенную долю рынка (или сегмент рынка) или увеличить ее.
Концептуальная схема стратегического управления (рисунок 5) представляет собой совокупность системообразующих элементов стратегического управления, таких как: анализ инновационной среды, разработка инновационной стратегии, механизмы реализации стратегии, оценка и мониторинг реализации [19, с.374].
Рисунок 5 — Концептуальная схема системы стратегического
управления организацией в условиях конкуренции
В этой схеме элементами, обеспечивающими непрерывность, воспроизводимость и эффективность стратегического управления, являются стратегическое мышление, стратегическая информация и стратегическая гибкость.
Разница в стратегическом подходе, процесс которого изображен на рисунке 6, заключается не только в анализе текущей ситуации, но и в разработке альтернативных стратегий, выбор оптимальной из которых предусматривает прогнозирование развития предприятия в целом [31, с.72].
Рисунок 6 — Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятия
Чтобы предприятие функционировало эффективно и достигло своей цели, необходимо не только правильно выбрать конкурентную стратегию, но и разработать стратегии на случай различных изменений внешней среды. Поэтому для быстрого реагирования на возникающие условия и сокращения времени для принятия решений по корректировке курса компании предлагается использовать конкурентные стратегии, выбранные с помощью маркетинговых методов стратегического анализа. Такой подход повысит не только динамичность предприятия в условиях неопределенности, но и обоснованность и надежность принятых решений.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, которая выражает степень различия между этим предприятием и его конкурентами в области удовлетворенности клиентов. Высокая конкурентоспособность предприятия определяется удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобретать продукцию этой компании, отсутствием претензий к компании со стороны компании, партнеров, акционеров, престижностью работы на предприятии.
Чтобы обеспечить эффективное управление конкурентоспособностью предприятия, необходимо определить долгосрочные ключевые факторы конкурентоспособности, а именно: предпринимательский климат, движущие силы конкуренции, конкурентную стратегию, реализуемую предприятием, конкурентный статус предприятия, конкурентные преимущества, достигнут ли уровень конкурентоспособности предприятия.
