Вид работы: Дипломная работа
Предмет: Медиаменеджмент
Тема: Развитие индустрии средств массовой информации в XXI веке
ВУЗ: Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время тема развития СМИ и их будущее является важнейшей темой в издательской деятельности. В современном мире роль интернета быстро растет, при этом традиционные СМИ сохраняют свою жизнеспособность. Несомненно, цифровые технологии оказывают влияние на медиа среду.
На современном этапе развития можно говорить о двух больших трендах. Во-первых, это то, что российские СМИ стремятся выходить на международную арену, что подтверждается, как повышением количества разрешений на распространение информации за рубежом, так и значительным ростом числа языков, на которых эта информация распространяется. Во-вторых, российские массмедиа активно осваивают интернет, и уже треть всех новых СМИ являются именно онлайн издания. Эта цифра почти втрое выше среднего показателя за предыдущие года.
Значительные темпы развития индустрии средств массовой информации в настоящее время обуславливают актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является исследование процесса развития индустрии средств массовой информации в XXI веке.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предлагается решение следующих задач:
— определение основных тенденций развития индустрии средств массовой информации в XXI веке;
— характеристика современных средств массовой информации;
— изучение процесса перехода печатных СМИ в интернет-пространство;
— анализ развития средств массовой информации на примере ПАО «РБК»;
— разработка перспективных направлений развития ПАО «РБК».
Объектом исследования в работе выступает ПАО «РБК».
Предметом исследования в работе является развитие средств массовой информации.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования систем управления персоналом: Вакуровой Н.В., Вартановой Е. В., Ворошилова В.В., Долгиной Е.С., Гуржого Д.А., Качкаевой А. Н., Костыговой Ю.В., Лукиной М.М., Фомичевой И.Д., Машковой С.Г., Петропавловской Ю., Пушкиной Е. Ю., Страшнова С. И др.
Теоретической и методологической основой дипломной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие этапы развития средств массовой информации, переход от печатных средств массовой информации к интернет-ресурсам.
Практическая значимость работы состоит в разработке разработке перспективных направлений развития ПАО «РБК».
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный, метод описания и изложения.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и библиографическим списком.
Первая глава посвящена раскрытию теоретических основ развития индустрии средств массовой информации. Вторая глава содержит анализ развития средств массовой информации на примере ПАО «РБК». Третья глава представлена разработкой перспективных направлений развития ПАО «РБК» с учетом внешних факторов.
Основные тенденции развития индустрии средств массовой информации в XXI веке
В «Энциклопедии мировой индустрии СМИ» авторы утверждают: «Средства массовой информации – одна из ключевых и прибыльных отраслей современной экономики» [26, c. 76]. Такую значимость индустрии СМИ в мировом экономическом пространстве эксперты объясняют её опорой «на глобальную телекоммуникационную структуру, которая одновременно широко используется и другими сегментами глобальной и национальной экономики». Благодаря этому медиандиустрия превратилась в одну из наиболее глобализированных отраслей.
Мы можем сделать вывод, что СМИ стали неотъемлемой частью жизни общества во всем мире и являются важными участниками рынка. Глобализация медиаиндустрии логично ведёт к её коммерциализации. Как отмечает С. Страшнов, этот процесс затрагивает не только собственно коммерческую прессу, цель которой – получение прибыли, но и даже детскую и качественную журналистику [23, c. 99].
То есть можно говорить о глобализации процесса коммерциализации СМИ как о ярко выраженной тенденции в развитии данной индустрии: «То, что привыкли по формальным показателям считать журналистикой, превращается в медиабизнес, сердцевину которого составляет индустрия развлечений».
На наш взгляд, важно сделать акцент на глубоком взаимопроникновении индустрии СМИ и индустрии развлечений. Этот процесс длится не одно десятилетие и сформировался как социальное явление. Процесс синтеза предполагает определение категории потребителей услуг и информации. В этом рыночном сегменте происходят изменения в связи с необходимостью молодой по возрасту индустрии адаптироваться к постоянно меняющимся рыночным условиям. Эксперты указывают на тенденцию стабильного омоложения категорий потребителей в индустрии СМИ. Аналитики считают этот процесс абсолютно логичным.
Данная тенденция существенно повлияла на систему СМИ в классическом её понимании. Это влияние выразилось, по мнению Ю. Петропавловской, в изменении способов коммуникации с аудиторией, повышении уровня прозрачности деятельности, в перестройке коммуникаций с организациями, увеличении зависимости от корпоративного контента [20, c. 3].
Изменение способов коммуникации с аудиторией приводит к появлению новых тенденций. От устаревшей схемы print first, которая представляет собой контент печатной периодики, публикующмйся затем в Интернете, производители контента движутся к прогрессивной идее digital first, то есть к интернет-контенту.
Таким образом, ещё одна тенденция в развитии индустрии СМИ –превалирование интернет-контента над печатным аналогом. В результате в проигрышной ситуации оказываются печатные СМИ, которые не могут быстро адаптироваться к изменениям на рынке и теряют аудиторию. Они уступают интернет-СМИ в количестве инструментов привлечения потребителей контента. Например, так называемые «новые СМИ» в качестве способа взаимодействия с читателями избрали технологию UGC (User Generation Content). По этой технологии контент создается с помощью самих читателей, которым становится интересно участвовать в информационном наполнении СМИ.
Чтобы не проиграть конкуренцию интернет-ресурсам, многие СМИ вынуждены обращаться за услугами к специалистам в сфере Всемирной паутины. В результате наметилась тенденция к расширению штата сотрудников различных СМИ. К примеру, многие редакции периодических изданий не могут обойтись без комьюнити-менеджера, в обязанности которого входит создание оригинального контента, ведение групп в соц. сетях, поддержка пользователей платформы, работа с обратной связью и регулярная работа с SEO.
По возможностям привлечения читателей печатным СМИ тяжело конкурировать с интернет-ресурсами, но в отношении рекламы тенденции не столь однозначны. Вакурова Н.В. утверждает: «Эксперты на самом высоком уровне отмечают самый высокий уровень доверия к рекламе именно в печатных СМИ» [7, c. 44]. Речь идёт в данном случае о традиционной рекламе, но в этой отрасли рынка тоже произошли за последние годы значительные изменения. Появились BTL-услуги, которые также называют нетрадиционной рекламой. С точки зрения СМИ разница между классической рекламой и новой её разновидностью заключается в коммерческой выгоде.
По прогнозам экспертов, в ближайшие годы в индустрии развлечений и СМИ наметится тенденция рекламного дрейфа от печатных изданий к интернет-ресурсам. Уже к 2019 году она должна составить треть от общего количества доходов, причем самые высокие годовые темпы роста прогноз ируются для интернет-рекламы – почти на 20%. Данное явление обусловлено естественными причинами: рекламодатели на сегодняшний день могут выбирать из большого количества медианосителей.
Рост конкуренции достигается за счёт появления новых digital-форматов.
Активное использование средствами массовой информации возможностей Интернета привело к тому, что для отечественного рынка почти стерлись границы «желтой прессы», на страницах которой «можно найти экстремальные по своему характеру новости», и серьезных аналитических журналов, ориентированных на широкий круг читателей. Возникла тенденция стирания жанровых различий в системе СМИ. Можно сделать вывод о появлении так называемого «всеядного» читателя [20, c. 32].
В потребительском универсализме мы можем найти как положительные, так и отрицательные эффекты для развития медиаиндустрии. В Интернет-пространстве СМИ находят новых читателей, которых можно запрограммировать под собственную информационную модель. Этим читателям проще навязать систему ценностей издания, чем читателям старшей возрастной категории. Приток новой волны читателей стимулирует редакционный коллектив на обновление собственных взглядов и позиций и обмен мнениями с аудиторией.
«Размывание» традиционной журналистской жанровой системе при переходе в цифровое пространство приводит к обобщению контента. СМИ, которые успели зарекомендовать себя на классическом печатном рынке, сталкиваются с проблемой размещения собственного контента в Сети. В этом случае важна форма подачи. Она кардинально отличается от печатной формы. У новообразованных СМИ подобной проблемы априори нет: они способны быстро интегрироваться в интернет-среду и корректировать выбранную бизнес-модель развития в зависимости от конъюнктуры рынка [21, c. 411]. Это увеличивает риск проиграть конкуренцию в онлайновом рыночном сегменте.
Стоит отметить, что не все мировые тенденции, которые ярко обозначились в мировой индустрии СМИ, можно проследить на российском сегменте этой рыночной сферы. Ю. Петропавловская говорила о прозрачности деятельности СМИ как вызове времени, но в отечественных реалиях данная тенденция не прослеживается [20, c. 5]. Российскому рынку СМИ присуща недостаточная прозрачность, ведущая к непрозрачности и рекламного рынка. Отсутствие этого важного компонента рыночных отношений логично подрывает доверие рекламодателей к средствам массовой информации как к надежным партнерам.
В 2008 г. в России стартовала государственная кампания по борьбе за здоровый образ жизни, которая нанесла рекламному рынку в стране непоправимый урон. Жесткой цензуре подвергалась реклама алкогольной и табачной продукции – тех товаров, которые традиционно приносят большие доходы. В первую очередь власти обратили свое внимание на рекламу данной тематики в СМИ, в особенности печатных. Ограничения на рекламу алкоголя и табака вступили в силу в 2011 г., и с тех пор до настоящего времени доходы производителей данных товаров падали. Сокращались и доходы средств массовой информации, что в определенной степени можно было связать с утратой важного денежного канала.
Однако экономические процессы цикличны, и вслед за спадом и стагнацией интереса рекламодателей к СМИ наступил подъем. В ноябре 2017 года Ассоциация коммуникативных агентств России представила общественности отчет за период с начала года, который показал рост интереса на рынке рекламы по отношению к печатным СМИ. Это событие эксперты объясняют «эффектом отложенного спроса» и увеличением маркетинговых бюджетов рекламодателей и уже успели увидеть в этом тенденцию. По их мнению, интерес будет расти и в ближайшем будущем [11, c. 65].
В возрастающем интересе рекламодателей к печатным СМИ мы видим еще одну тенденцию на российском рынке СМИ, которая противоречит мировой тенденции рекламного дрейфа. В консервативном российском обществе газеты и журналы по-прежнему остаются популярными среди населения.
Обратим внимание, что в России печатные СМИ по-прежнему способны бороться за читателя с цифровыми технологиями. Главный их инструмент в этой конкурентной борьбе – традиционность российского общества. Газеты и журналы у многих читателей отождествляются с качественной журналистикой, чего нельзя сказать от интернет-ресурсах.
Несмотря на популярность, российские печатные СМИ каждый год несут урон в количественном отношении. Число периодических изданий в стране за последние годы существенно уменьшилось, но авторы «Энциклопедии мировой индустрии СМИ» не связывают этот процесс с отказом читателей от чтения прессы. По их мнению, причинами «смерти» печатных СМИ стали косвенные факторы – ограничение разрешенного к реализации ассортимента, рост затрат на логистику, диктат местных властей, рост стоимости рабочей силы [8, c. 14].
Таким образом, мировые тенденции в индустрии СМИ направлены на активное слияние ее с индустрией развлечений с помощью цифровых технологий. Но на российском рынке традиционная печать держит свои позиции благодаря особенностям русского общества.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


