Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие инфраструктуры инвестиционных проектов в строительном комплексе России. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

3. Оптимизация инфраструктуры инвестиционных проектов в строительном комплексе России

3.1 Разработка мероприятий по развитию инфраструктуры инвестиционных проектов в строительном комплексе России

Модернизация коммунальной инфраструктуры является приоритетной задачей социально-экономического развития Российской Федерации, так как связана с обеспечением потребителей услугами по питьевому водоснабжению и отведению стоков. В числе планов и задач, озвученных Президентом РФ в послании Федеральному собранию, с 2023 года обозначено начало масштабной программы по строительству и ремонту систем жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому в настоящее время одной из важнейших задач отрасли является оценка среднесрочной потребности в финансировании мероприятий на модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры.
По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства износ коммунальной инфраструктуры РФ по сетям водоснабжения составляет 43%, по водоотведению – 46%. Уровень потерь воды составляет порядка 22%. В Санкт-Петербурге технический износ сетей немного ниже, чем в среднем по стране. Доля нуждающихся в замене водопроводных сетей составляет 38,5%, канализационных – 32,4%.
Кроме сетей, модернизации требуют другие объекты систем водоснабжения и водоотведения. Для гарантированного безопасного водоснабжения СанктПетербурга требуется реконструкция водопроводных станций со строительством новых блоков водоподготовки [25, c. 74].
Для выполнений нормативных требований к сбросу очищенных сточных вод в соответствии с законодательством необходима реконструкция сооружений очистки сточных вод с увеличением мощности. Это необходимо в том числе и для обеспечения водоснабжением и водоотведением новых строящихся жилых кварталов и преобразуемых территорий.
Необходимо решать проблему подтоплений территорий города, развивать ливневую систему водоотведения со строительством очистных сооружений поверхностного стока. Остро стоит вопрос о реконструкции полигонов складирования осадка сточных вод как объектов негативного воздействия на окружающую среду.
В 2023 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ совместно с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» (далее – ППК ФРТ) разрабатывается проект комплексного плана модернизации коммунальной инфраструктуры до 2030 года, который учитывает все меры финансовой поддержки: инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, займы ППК ФРТ за счет средств Фонда национального благосостояния России, а также средства региональных бюджетов, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры [13, c. 69].
Комплексный план модернизации коммунальной инфраструктуры включает в себя: программу модернизации систем коммунальной инфраструктуры 2023–2027 гг.; мероприятия программы «Содействие развитию инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)»; федеральные проекты «Чистая вода», «Сохранение озера Байкал», «Оздоровление Волги»; программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и другие мероприятия, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры с использованием средств региональных и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования (в том числе в рамках инвестиционных программ).
«Инструментом, который способен объединить все действующие и планируемые механизмы финансирования, отрасли является Комплексный план модернизации коммунальной инфраструктуры.
Общий объем инвестиций с 2023 по 2030 год составит 4,5 трлн рублей, в этой программе будут увязаны все источники финансирования, связанные с программами жилищнокоммунального хозяйства, для получения наиболее комплексных эффектов» (глава Минстроя России Ирек Файзуллин).
По Санкт-Петербургу количество мероприятий в Проекте составило 841 с общей стоимостью 349,5 млрд рублей. Оценка стоимости приоритетных для Санкт-Петербурга и планируемых к реализации в период до 2030 г. мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения составляет порядка 150 млрд рублей. Федеральный проект «Инфраструктурное меню» – это комплекс мер экономической поддержки регионов для развития инфраструктуры и жилищного строительства. Проект входит в перечень из 42 стратегических инициатив социально-экономического развития страны [7].
«Инфраструктурное меню» предлагает регионам следующие механизмы экономической поддержки:
— инфраструктурные бюджетные кредиты, позволяющие субъектам РФ привлекать заемные средства на льготных условиях: по ставке 3% годовых сроком на 15 лет;
— инфраструктурные облигации (инвестиции для финансирования строительства объектов инфраструктуры);
— предоставление займов из средств Фонда национального благосостояния. Займ предоставляется на срок не более 25 лет, процентная ставка – 3 %. Средства Фонда национального благосостояния составляют не более 80% от общей стоимости проекта;
— реструктуризация бюджетных кредитов до 2029 года – механизм поддержки инвестиционной активности субъектов, позволяющий одновременно направлять средства на развитие экономики и снижать долговую нагрузку регионов;
— механизмы льготного финансирования инфраструктуры АО «ДОМ.РФ» реализует для жилищного строительства и развития городской среды с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования;
— инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру. Кредиты предоставляются по программе «Фабрика проектного финансирования». Стоимость проекта – до 3 млрд руб.; окупаемость – до 30 лет; срок финансирования – до 20 лет;
— субсидирование процентной ставки на долгосрочное исполнение контрактов.
Условиями программы предусмотрено кредитование подрядчиков по государственным (муниципальным) контрактам по льготной ставке не более 3% годовых (с учетом комиссии за банковское сопровождение). Также представляет интерес инструмент предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета [12, c. 54].
Согласно порядку предоставления бюджетных кредитов, за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета кредит предоставляется на срок до 15 лет с условиями его погашения ежегодно равными долями согласно графику погашения кредита, начиная с 3-го года предоставления по ставке 3% годовых, с правом полного или частичного досрочного погашения.
Специальный казначейский кредит предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации на цели финансового обеспечения реализации мероприятий по направлениям проектирования, строительства, реконструкции (модернизации) и капитального ремонта объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Использование субъектом РФ средств специального казначейского кредита осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, в том числе в форме осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта РФ, государственным унитарным предприятиям субъекта РФ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности. Все перечисленные выше механизмы экономической поддержки в рамках «Инфраструктурного меню» могут рассматриваться в качестве источников финансирования при разработке реализации мероприятий инвестиционных программ водоканалов.
К прочим вариантам финансового обеспечения мероприятий по развитию систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга можно отнести:
— концессионные схемы – разновидность партнерства государства с частными лицами, в обязательном порядке включающая целевую эксплуатацию объекта;
— КЖЦ (контракт жизненного цикла) – соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию; при этом, в отличие от концессии, не предполагается обязательная целевая эксплуатация объекта [22, c. 69].
Правительство РФ в Постановлении № 1087 «Об определении случаев заключения контрактов жизненного цикла» определило исчерпывающее количество объектов инфраструктуры, которые могут создаваться и обслуживаться с помощью контрактов жизненного цикла.
В перечень вошли объекты транспортной инфраструктуры: автодорожные объекты, порты, аэродромы, метро, железнодорожный, внеуличный и электрический транспорт на земле, водные и воздушные суда, а также уникальные объекты капитальной постройки и объекты коммунального хозяйства. Такой контракт можно заключить на разработку проектов, строительство, эксплуатацию, последующее обслуживание и при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и утилизацию;
— лизинговые схемы – инструмент финансового обеспечения мероприятий, с точки зрения возможности выкупа оборудования, взятого первоначально в аренду, подробно описан в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.01.2022 № 10-ФЗ, где лизинг определен как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.
Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество. Могут применяться для приобретения оборудования в ходе модернизации объектов водопроводно-канализационного хозяйства;
— финансовую аренду с последующим выкупом – сделка, очень похожая на лизинг, только в лизинге участвуют три лица, а для аренды с выкупом достаточно двух сторон. Как инструмент является механизмом альтернативного финансирования, который снижает потребности в оборотных средствах;
— договор оказания услуг с отложенными обязательствами – например, такими как займы или кредиты, которые должны быть выплачены в течение нескольких лет; оказание услуг, которые будут оплачены в будущем; налоговые платежи, которые будут уплачены в следующем отчетном периоде; расходы по ремонту или модернизации оборудования, которые будут осуществлены в будущем. Отложенные обязательства позволяют компаниям гибко управлять своими финансами и ресурсами, распределяя затраты по времени;
— офсетный контракт – еще один механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), в рамках которого государственный заказчик в течение определенного срока (до 10 лет) гарантирует бизнесу закупку производимых им товаров или услуг в определенном объеме.
В свою очередь бизнес принимает на себя обязательства инвестировать в строительство новых или модернизацию существующих производств, освоение выпуска необходимого государству вида продукции.
В российском нормативно-правовом поле термин «офсетный контракт» не фигурирует, но на практике используется значительно чаще, чем его официальный аналог – «контракт со встречными инвестиционными обязательствами».
Заключать офсетные контракты в России стало возможно с 2016 года после внесения поправок в закон о государственных закупках. В 2021 и 2022 годах законодателями был принят ряд изменений, существенно расширяющих и упрощающих возможности применения таких механизмов.
С 2022 года Правительство Санкт-Петербурга при участии ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» реализует проект по строительству второй нитки главного коллектора северной части Санкт-Петербурга. 1 этап Проекта реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2022 № 87 «О предоставлении публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» [19, c. 74].
В целях реализации первого этапа Проекта заключено трехстороннее соглашение № 22С/ФНБ от 17.06.2022 между Санкт-Петербургом, Фондом содействия реформированию ЖКХ и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Также заключен договор займа от 30.06.2022 № 22Д/ФНБ между Фондом содействия реформированию ЖКХ и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Основные показатели первого этапа Проекта:
1. Протяженность – 2,9 км, наружный диаметр – 4,3 м.
2. Срок реализации проекта – июль 2022 г. – декабрь 2024 г..
3. Стоимость в соответствии с договором подряда – 9,5 млрд руб.:
— за счет средств займа – 6,6 млрд руб.;
— за счет средств предприятия – 2,9 млрд руб.
4. Срок займа – июнь 2023 г. – апрель 2048 г., процентная ставка по займу – 3%.
5. По источникам финансирования Проекта, согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2022 № 485, распределение средств на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по Проекту: средства займа Фонда жилищно-коммунального хозяйства за счет средств Фонда национального благосостояния – 6 599,8 млн руб. собственные средства предприятия – 2 952,2 млн руб.
6. Источниками обслуживания и погашения займа на реализацию Проекта являются: нормативная прибыль 2 980 млн руб. (проценты по займу); доходы от взимания платы за нарушение нормативов по объему и(или) составу сточных вод и доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу центрированной системы водоотведения – 6 599,8 млн руб. (основной долг).
Введение в эксплуатацию второй нитки главного коллектора позволит: исключить риски отключения абонентов при аварийных ситуациях на действующем главном коллекторе; минимизировать риски сброса неочищенных сточных вод в бассейн р. Невы и Финского залива в случае аварии на действующем коллекторе и, как следствие, сократить негативное воздействие на окружающую среду; провести комплексное обследование действующего коллектора с целью своевременного выявления дефектов, которые могут привести к значительному разрушению зданий и сооружений в зоне обрушения земной поверхности при аварии на коллекторе.
7. Подключить во вторую нитку новых абонентов. Принять дополнительные объемы сточных вод. Санкт-Петербург участвует в Программе модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023–2027 годов с прогнозом до 2030 года, реализуемой по комплексным региональным программам.
Региональная программа «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга на период 2023–2027 годов» утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.06.2023 № 637. В программу включены два мероприятия по реконструкции водопроводной сети большого диаметра (700 и 1000 мм) общей протяженностью 4,5 км.
Оценочная стоимость мероприятий – 1,5 млрд руб. Эти мероприятия входят в перечень работ по обеспечению водоснабжением приоритетного федерального проекта – Музейно-исторического парка «Остров фортов» и туристско-рекреационного кластера в Кронштадте.
Кроме того, их реализация позволит обеспечить гарантированное водоснабжение для жителей Кронштадтского района. Планируется участие Санкт-Петербурга в реализации федерального проекта по оздоровлению Балтийской водной системы (Онежское озеро – Ладожское озеро – река Нева – Финский залив); в заявку включены мероприятия по реконструкции двух канализационных очистных сооружений и строительству канализационной сети для прекращения сброса неочищенных сточных вод в р. Охту. Оценочная стоимость составляет 10 млрд руб. Выполняемые мероприятия направлены на снижение негативного воздействия на водные объекты и улучшение экологической обстановки в СанктПетербурге.
Общий объём снижения нагрузки на Невскую Губу Финского залива после реконструкции канализационных сооружений г. Колпино и г. Зеленогорска составит 1,6 тыс. тонн загрязняющих веществ в год. Строительство канализационной сети в районе р. Охты позволит прекратить сброс неочищенных сточных вод в р. Охту и ее притоки общим объемом 814 куб. м. в сутки. Важным при реализации инвестиционных проектов является обеспечение регионом экономической эффективности инвестиционных проектов и тарифной политики для ресурсоснабжающих организаций.
К обязательству субъекта (региона) относится обеспечение утверждения заемщику тарифов в соответствии с требованиями для окупаемости проектов (в том числе с учетом возможной компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и действующими тарифами для населения), а также нормативов потребления коммунальных услуг, не приводящих к образованию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций.
На сегодняшний день все потери воды включаются в тариф, т. е. оплачиваются потребителем (абонентом). Реализация мероприятий по снижению уровня потерь воды в сетях поможет снизить тарифную нагрузку на потребителя (абонента). Финансирование таких мероприятий, которые направлены на восстановление и новое строительство объектов, а также повышение ресурсо- и энергоэффективности производства, возможно осуществлять за счет различных источников – собственных, бюджетных, а также частных инвестиций. Финансирование крупных, социально значимых проектов возможно осуществлять путем привлечения заемных средств – инструментов федерального проекта «Инфраструктурное меню» [19, c. 77].
Участие ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в реализации инвестиционных проектов, финансируемых с учетом применения инструментов федерального проекта «Инфраструктурное меню», позволяет предприятию осуществить высвобождение и перераспределение источников финансирования инвестиционной программы, чтобы снизить тарифную нагрузку на потребителя (абонента), при усилении темпов производства работ по новому строительству, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно широкой линейке финансовых инструментов, возможных к использованию для модернизации инженерной инфраструктуры. Однако каждый из инструментов имеет определенные особенности и условия применения, что может ограничивать предприятия из различных отраслей в использовании таких инструментов.
Представляется целесообразным проанализировать условия участия организаций в каждом из существующих инструментов и сделать их доступными независимо от отраслевой направленности деятельности организации.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

3.2 Прогноз эффективности развития инфраструктуры инвестиционных проектов в строительном комплексе России

Долгосрочный экономический рост является важнейшим фактором развития любого государства. Ключевую роль на него оказывает развитие инфраструктуры страны. Тема данной статьи актуальна, поскольку в рейтинге по качеству инфраструктуры Россия занимает 94 место в мире. Ключевую роль играет высокий уровень износа основных фондов.
По подсчетам экспертов, совокупный объем инвестиций необходимо увеличить на 4% от уровня ВВП, с целью поддержания отечественной инфраструктуры в нормативном состоянии, а именно: автомобильные и железные дороги, телекоммуникации, ЖКХ и прочие. Общая потребность в инвестициях составит более 60 трлн руб. в России до 2030 года. На сегодняшний момент объем государственных инвестиций составляет 65%.
Дальнейшее его наращивание весьма проблематично, поскольку государственный бюджет является дефицитным, и оказывает влияние высокая долговая нагрузка.
Таким образом, для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты, самым распространенным инструментом является государственно-частное партнерство (далее -ГЧП).
ГЧП обладает большим количеством рисков для обеих сторон-участников, поэтому существующая практика управления рисками делает необходимым исследование рисков, их распределения, управление ими. Как отмечают эксперты, практика несовершенная и требует доработки. В международной практике существует большое количество классификаций рисков по различным критериям [26, c. 74].
Далее представлена таблица 3.1 «Матрица рисков», в которой показаны наиболее вероятные типы рисков для государственно-частного партнерства.

В процессе распределения рисков между сторонами-участниками определяется партнер, отвечающий последствия от реализации каждого отдельного риска. Характер распределения риска зависит от влияния различных обстоятельств, затрагивающих большое количество времени в переговорах или подписании проектных соглашений.
Эксперты рекомендуют при реализации ГЧП-проекта несколько правил в целях минимизировать риски.
Во-первых, рассчитывать резерв на непредвиденные расходы, такие как ошибки проектной документации, изменение решений по проекту, задержка платежей и прочее.
Во-вторых, предусматривать увеличение сроков по выполнению работ для создания резерва времени в случае непредвиденных задержек.
В таблице 3.2 приведены размеры величин средств, направленных на резерв.

Таблица 3.2
Величина резервов средств на риск неполучения предусмотренных доходов

Проанализировав влияние рисков на проект, ответственный исполнитель вынужден выбрать определенную стратегию управления этими рисками. Некоторые из них представлены на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 — Стратегии управления этими рисками
Важно учесть, каждая стратегия обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому рекомендуется использовать сразу несколько для оценки риска каждого проекта.
Для того чтобы снизить уровень риска и его влияния на проект, стороны ГЧП-проекта могут принимать соответствующие меры с целью снижения вероятности их реализации, а также влияния на результативность проекта и покрытия последствий от реализации. В связи с пандемией коронавируса в 2020 году произошел спад потребительского спроса до рекордно низких показателей, что привело к снижению доходности инфраструктурных проектов во всем мире, поскольку большинство стран ввели ограничения [20, c. 47].
К наиболее ощутимым последствиям можно отнести:
— спад потребительского спроса на объекты инфраструктуры;
— приостановка запуска новых проектов;
— повышенная чувствительность проектов к отдельным видам рисков.
Данные факторы спровоцировали существенное падение рынка инвестиций в инфраструктурной сфере. Таким образом, совокупный объем инвестиций за 2020 год в России сократился в два раза и составил 243 млрд руб., а в 2019 году составлял 462 млрд руб.
На европейском рынке совокупная стоимость сделок по ГЧП-проектам, достигшим финансового закрытия в 2020 году, составила 7,9 млрд евро, что на 27% меньше показателя 2019 года (10,8 млрд евро). В 2020 году коммерческое закрытие прошло всего 34 проекта, что является минимумом с 1997 года.
На рисунке 3.2 показана динамика объема инвестиций в инфраструктуру.

Рисунок 3.2 — Объем инвестиций в инфраструктуру в развивающихся странах в 2019 и 2020 годах

Совокупный объем привлеченных инвестиций пока не достиг значений кризисного 2020 года. В 2021 году в ГЧПпроекты вложено 372 млрд руб., из них — 265 млрд руб. приходится на январь и февраль до пандемии, что составляет 71% от общего объема инвестиций. В период с марта по август 2021 совокупный объем инвестиций в ГЧП-проекты составил 116 млрд руб., что составляет 108% от аналогичного периода 2020 года. Таким образом, можно говорить о восстановлении рынка ГЧП.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в России реализуется 3562 ГЧП-проекта в инфраструктурной сфере с общим объемом инвестиций — 4,7 трлн руб., из них 3,4 трлн руб. (71%) составляют частные инвестиции. За 2021 год совокупный объем инвестиций в запущенные в форме концессий и соглашений о ГЧП/МЧП новые ГЧП-проекты составил 120 млрд руб., из них — 105 млрд руб. являются частными вложениями. (рис.3.3).

Рисунок 3.3 — Реализация инфраструктурных проектов в России

Более половины от общего объема инвестиций сосредотачивает транспорт, поскольку проекты этого сектора являются наиболее привлекаемые для финансирования, но в количественном отношении лидером является коммунальноэнергетическая сфера (75% инфраструктурного портфеля России), а также по количеству коммерческих закрытий. Данные представлены на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4 — Реализуемые ГЧП-проекты по основным сферам инфраструктуры
По данным можно отметить, что в Северо-Кавказском федеральном округе механизмы ГЧП реализуются меньше всего: совокупный объем инвестиций — 0,3%, портфель проектов — 1%.
Наибольшее число ГЧП-проектов реализуется в Приволжском (961 проект) и Центральном федеральных округах (644 проекта), здесь же сосредотачивается большой объем инвестиций. Можно выделить Северо-Западный федеральный округ, поскольку здесь реализуется 254 ГЧПпроекта с объемом инвестиций 555 млрд руб.
По душевым инвестициям в 2021 году лидерами являются следующие федеральные округа: Южный, Уральский, Дальневосточный, в которых в ГЧП-проекты вложено более 1 тыс. руб. на человека. Данные представлены на рисунке 3.5.

Рисунок 3.5 — Количество реализуемых проектов и объем инвестиций по федеральным округам

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с каждым годом наблюдается рост урбанизации в мире, а следовательно, возрастает потребность общества в социальной инфраструктуре. Но, как отмечается, для ее создания финансовых средств не хватает. Глобальная потребность в таких инвестициях, как оценивает Всемирный банк, в мире — 4,5-5,4 трлн долларов, в России — 1,5 трлн руб., вместо необходимых 2,5 трлн руб. Данную проблему можно решить с помощью таких инструментов финансирования, как муниципальные облигации и краудфандинг.

Заключение

Инвестиционная деятельность – есть вложение материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных и других ресурсов в развитие бизнеса с целью достижения коммерческого результата (прибыли) и иного полезного, в том числе социального эффекта. Под процессом инвестирования понимаются действия инвестора, определяющего виды и объем инвестиционных активов, срок отдачи от их вложений в реализуемые инвестиционные проекты, как правило, в долгосрочной перспективе.
При проектировании небольших стартапов специалисты опираются на российские и международные стандарты и методы моделирования. На рынке также представлены инструменты (в частности, программные продукты), предназначенные для помощи разработчикам финансово-экономических моделей. Большинство подобных инструментов ориентированы на компании малого и среднего бизнеса. Некоторые из представленных на рынке инструментов для разработки бизнес-планов и формирования моделей: Альт-Инвест (разработан исследовательско-консультационной фирмой «АЛЬТ», Санкт-Петербург); E-planificator (разработан к. э. н. И. Тимохиным); Project Expert (разработан консультационной фирмой PRO-INVEST CONSULTING, Москва); ТЭО-ИНВЕСТ (разработан Институтом проблем управления РАН, Москва); PlanBusiness Pro.
Строительный комплекс является одним из важных элементов экономики и объединяет большое количество организаций и предприятий для решения основных задач государства.
Строительный комплекс – это отрасль промышленность, которая в значительной мере испытывает влияние различных факторов, оказывающих воздействие на него и приводящая к раздроблению строительных предприятий, банкротству и снижению эффективности всего комплекса. При проведении анализа эффективности функционирования строительного комплекса взяты обобщающие экономические показатели, позволившие оценить влияние на деятельность строительного комплекса, а именно высокая доходность и эффективность проекта, текущие и единовременные затраты, а также оборотные средства.
По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства износ коммунальной инфраструктуры РФ по сетям водоснабжения составляет 43%, по водоотведению – 46%. Уровень потерь воды составляет порядка 22%. Для выполнений нормативных требований к сбросу очищенных сточных вод в соответствии с законодательством необходима реконструкция сооружений очистки сточных вод с увеличением мощности. Это необходимо в том числе и для обеспечения водоснабжением и водоотведением новых строящихся жилых кварталов и преобразуемых территорий.
В ходе исследования в работе сделан вывод о достаточно широкой линейке финансовых инструментов, возможных к использованию для модернизации инженерной инфраструктуры. Однако каждый из инструментов имеет определенные особенности и условия применения, что может ограничивать предприятия из различных отраслей в использовании таких инструментов. Представляется целесообразным проанализировать условия участия организаций в каждом из существующих инструментов и сделать их доступными независимо от отраслевой направленности деятельности организации.
Более половины от общего объема инвестиций сосредотачивает транспорт, поскольку проекты этого сектора являются наиболее привлекаемые для финансирования, но в количественном отношении лидером является коммунально-энергетическая сфера (75% инфраструктурного портфеля России), а также по количеству коммерческих закрытий.
С каждым годом наблюдается рост урбанизации в мире, а следовательно, возрастает потребность общества в социальной инфраструктуре. Но, как отмечается, для ее создания финансовых средств не хватает. Глобальная потребность в таких инвестициях, как оценивает Всемирный банк, в мире — 4,5-5,4 трлн долларов, в России — 1,5 трлн руб., вместо необходимых 2,5 трлн руб. Данную проблему можно решить с помощью таких инструментов финансирования, как муниципальные облигации и краудфандинг.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/_(Дата обращения: 07.02.2024 г.).
2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/___ (Дата обращения: 07.0.202 г.).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 г. № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» (с изм. на 14.03.2022) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/403498390/?ysclid=lmyzt7jlrs403062095 (дата обращения: 15.01.2024).
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.06.2023 № 637 «Об утверждении региональной программы «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга на период 2023–2027 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1301974684?ysclid=lmz05ud02k549384042 (дата обращения: 10.02.2024).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 1386 «Об утверждении формы предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 07.02.2024 г.).
6. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 № 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 07.02.2024 г.)
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2022 № 87 «О предоставлении государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202080003?ysclid=lmz096rix474491764 (дата обращения 10.02.2024).
8. ГОСТ Р 54869-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1582-ст)
9. «ГОСТ Р 54870-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1583-ст)
10. Акимова, Э. Ш. ОценкА интегральной эффективности инвестиционных проектов строительства объектов транспортной инфраструктуры / Э. Ш. Акимова, Л. С. Ковальская, В. В. Малахова // Строительство и техногенная безопасность. – 2023. – № S1. – С. 201-208.
11. Антонов Г. Д. Управление проектами организации / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин – М.: ИНФРА-М, 2020. — 244 с.
12. Багин, Р. С. Теоретические аспекты оценки стоимости инвестиционно-строительных проектов по международным стандартам ААСЕ / Р. С. Багин, Н. К. Шеметова // Молодежь и наука. – 2023. – № 10.
13. Борщева А. В. Инновационный менеджмент в российском бизнесе / А. В. Борщева, М. С. Санталова, И. В. Соклакова, И. Л. Сурат — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. — 198 с.
14. Грибов В. Д. Инновационный менеджмент / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина – М.: ИНФРА-М, 2022. — 311 с.
15. Жукова, А. Г. Модернизация инженерной инфраструктуры: источники и механизмы финансирования / А. Г. Жукова, К. Я. Литвина // Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2023. – № 15. – С. 19-27.
16. Жукова А. Г. Обзор международных и национальных стандартов качественных инфраструктурных проектов / Национальные концепции качества: техническое регулирование и стандартизация в развитии цифровой экономики: Сб..матер. и докл. Национ. науч.-практ. конф. с междунар. участием; Под ред. В. В. Окрепилова, Е. А. Горбашко. — СПб., 2021. — С. 73–80.
17. Игошин, С. С. Развития концессионной модели управления инфраструктурными проектами : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Игошин Сергей Сергеевич, 2023. – 140 с.
18. Каверзина Л.А. Факторы устойчивого развития инвестиционностроительного бизнеса: финансово-экономический аспект /Л.А. Каверзина, М.И. Черутова, И.П. Нужина, Е.А Литвин // Известия Байкальского государственного университета. – 2022. – Т.32 – № 4. – С. 701-710.
19. Кирильчук, С. П. Теоретико-методологическая основа инновационно-инвестиционной направленности развития потенциала региона / С. П. Кирильчук, О. В. Колодяжная // Теоретическая экономика. – 2023. – № 11(107). – С. 118-129. –
20. Кириченко, О. С. Целесообразность объектно-ориентированного формирования моделей инвестиционного проекта / О. С. Кириченко // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2023. – № 4(40). – С. 60-67.
21. Медведева О.С., Левкина В.Н. Государственно-частное партнерство как инструмент развития инфраструктуры в России//Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 8-2. С. 270-276.
22. Мигел, А. А. Реализация инвестиционных проектов России в условиях санкций: результаты, проблемы, перспективы / А. А. Мигел, О. С. Шаурина, Т. В. Лесина // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 5(49). – С. 200-202.
23. Мосеенкова А.О., Мигел А.А. Новый формат инвестиционного сотрудничества России и Китая// Дневник науки. 2019. № 12 (36). С. 29.
24. Новикова, Т. С. Анализ общественной эффективности крупных проектов научно-исследовательской инфраструктуры: Академгородок 2.0 / Т. С. Новикова, О. И. Гулакова, Ю. С. Ершов // Труды III гранберговской конференции. – Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2023. – С. 11-15.
25. Осипова, П. Д. Строительная отрасль России на сегодняшний день / П. Д. Осипова // Инновационное развитие современной науки: новые подходы и актуальные исследования : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2023 года. – Москва: Алеф, 2023. – С. 65-68.
26. Парфенова В. Е. Управление проектами / В. Е. Парфенова — Спб: СПбГАУ, 2021. — 42 с.
27. Савон Д. Ю. Управление проектами / Д. Ю. Савон, Т. О. Толстых – М.: Издательский Дом НИТУ «МИСиС», 2022. — 167 с
28. Торкина, А. В. Разработка механизма государственночастного партнерства в сфере реализации инфраструктурных проектов / А. В. Торкина // Практики управления в публичном секторе: состояние и тенденции развития. – Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2023. – С. 230-239.
29. Ципес Г. Л. Управление проектами в современной организации / Г. Л. Ципес, А. С. Товб, М. И. Нежурина, М. Г. Коротких – М.: Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2019. — 264 с.
30. Хмелева, Г. А. Теоретико-методологические подходы к формированию инвестиционной привлекательности региона в условиях ограниченно открытой экономики / Г. А. Хмелева, А. А. Трещева // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15, № 4.
31. Чистякова, О. В. Современные тенденции управления инвестиционными проектами: региональный аспект / О. В. Чистякова // Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 156-161.
32. Юденко, М. Н. Исследование и оценка состояния материально-технической базы организаций строительного комплекса / М. Н. Юденко, И. В. Федосеев, Д. А. Макаров // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2023. – № 6-2(144). – С. 146-152.
33. Выступление Владимира Путина на ПМЭФ 2023. Видео и текстовая расшифровка. URL: https://www.1tv.ru/sobytiya/pmef-2023/vystuplenie-vladimiraputina/vystuplenie-vladimira-putina-na-pmef-2023-video-i-tekstovaya-rasshifrovka
34. Российский центр компетенций по управлению проектами [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pmsoft.ru/.
35. Standard Classification for Cost Estimate Classification System AACE 17R-97/ ASTM E2516-11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aace.ru/ certification/recommended-reading-material/.
36. Реформа ценообразования в строительстве, новые инструменты управления стоимостью, стоимостной инжиниринг. Строительство в атомной отрасли: Информационноаналитический журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ocks-rosatoma.ru/ upload/iblock/412/OCKS_1_dec_2016.pdf.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф