СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации интернет-продаж и условия развития электронной коммерции в России
1.1 Сущность и формы организации интернет-продаж
1.2 Отечественный и зарубежный опыт развития электронной коммерции
1.3 Нормативно-правовое регулирование осуществления интернет-продаж в России
Вывод по главе 1
Глава 2. Специфика создания, ведения и развития бизнеса на примере ООО ПК «ВЕНТКОМПЛЕКС»
2.1 Анализ организационно-экономической и финансово-хозяйственной деятельности ООО ПК «ВентКомплекс»
2.2 Анализ внутренней и внешней конкурентной среды исследуемой организации
2.3 Оценка эффективности интернет-продаж и влияния их качественной и количественной динамики на конкурентоспособность ООО ПК «ВентКомплекс»
Вывод по главе 2
Глава 3. Разработка направлений повышения эффективности интернет-продаж в ООО ПК «ВентКомплекс»
3.1 Рекомендации по выбору направлений развития интернет продаж с целью повышения конкурентоспособности ООО ПК «ВентКомплекс»
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий ООО ПК «ВентКомплекс»
Вывод по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентная борьба как на внутреннем, так и на мировом рынке имеет тенденцию к усилению в условиях международных интеграционных процессов, развития внешней торговли, влияния других факторов. В этой связи менеджменту предприятия необходимо принимать гибкие, адекватные происходящим изменениям, проактивные управленческие решения, тем самым быстро реагируя не только на достижение доминирующих позиций лидера в отрасли, но и для обеспечения выживания предприятия в конкурентной борьбе. Для этого необходимо постоянно исследовать и анализировать внутреннюю и внешнюю среду организации, совершенствовать процесс управления конкурентоспособностью промышленного предприятия, иметь возможность выбирать оптимальный метод оценки конкурентоспособности компании на рынке.
Интернет выступает одним из главных средств коммуникации в информационном пространстве. В современном обществе не осталось людей, которые бы не использовали мировую сеть «Интернет» в своей жизнедеятельности.
Большую популярность и развитие получает применение гражданами информационных ресурсов общего пользования в сети «Интернет», в связи с возможностью удаленного использования таких сервисов и услуг, как государственные услуги (уплата налогов, получение справок, оформление выплат социального характера, коммунальные платежи и т.д.), интернет-торговля, интернет-платежи, системы «Клиент-Банк», реклама услуг или деятельности компании в сети «Интернет» и др.
В последнее десятилетие в мире значительно увеличился в своих объемах рынок товаров и услуг. Виртуальное пространство стало новой площадкой для встречи продавца со своим потребителем. Интернет стал важнейшим инструментом, применяемым для осуществления большинства бизнес-процессов. Активно стало использоваться понятие электронный бизнес и включенные в него интернет-коммерция и интернет-маркетинг. Цифровые и информационные пространства в мировой сети «Интернет» стали новой реальностью. С помощью информационных технологий цифровым компаниям открываются возможности для освоения новых рынков, обеспечивая интернет-потребителю разнообразные возможности приобретения продукции.
Сегодня онлайн-торговля или интернет-торговля является востребованной сферой жизни населения. Этим объяснятся положительный рост ее объемов. В России показатель роста объема онлайн-торговли составил 52 %. В первом полугодии 2022-го, по данным INFOline, продажи непродовольственных товаров (e-commerce) составили почти 2 трлн рублей, по итогам года, по прогнозам агентства, эта цифра увеличится до 4,9 трлн рублей, в 2023-м — до 6,6 трлн рублей.
Объектом исследования в работе выступает ООО ПК «ВентКомплекс».
Предметом исследования в работе являются формы и методы интернет-продаж.
Целью данной работы является разработка мероприятий и направлений развития интернет-продаж как повышение конкурентоспособности компании на примере ООО ПК «ВентКомплекс».
Задачи:
— изучить сущность и формы организации интернет-продаж;
— рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития электронной коммерции;
— выделить нормативно-правовое регулирование осуществления интернет-продаж в России;
— проанализировать организационно-экономическую и финансово-хозяйственную деятельность ООО ПК «ВентКомплекс»;
— проанализировать внутреннюю и внешнюю конкурентную среду исследуемой организации;
— оценить эффективность интернет-продаж и влияния их качественной и количественной динамики на конкурентоспособность ООО ПК «ВентКомплекс»;
— разработать рекомендации по выбору направлений развития интернет продаж с целью повышения конкурентоспособности ООО ПК «ВентКомплекс»;
— оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
В данной работе были использованы следующие научные труды в области изучения методов повышения конкурентоспособности предприятия: Акимова Д.Ю., Акулич М. В., Алексютина О.А., Бердышев, С.Н., Горшкова Л.А., Грачева Ю.О., Джагарян, Д.А., Дубинина Э.В., Евдокимов Н.В., Кингснорт, С., Козлова О.А., Кузнецова М.Д., Матафонова А.Н., Мигушина К.А., Музыкант В. Л., Мусиева П.А., Степахин И.С., Стефаненко М.Н., Суханова С.В., Хайнова В.В., Чеглов В.П., Шорохова А.Д. и др.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке проекта рекомендации по выбору направлений развития интернет продаж с целью повышения конкурентоспособности ООО ПК «ВентКомплекс».
В работе были использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, обобщения, графический, логический, системный, диалектический, исторический и институциональный методы.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы организации интернет-продаж и условия развития электронной коммерции в России
1.1 Сущность и формы организации интернет-продаж
Интернет-продажи – это коммерческая деятельность фирм в сфере рекламы, продаж и распространения товаров и услуг в сети Интернет и, представляющая собой глобальную сеть отношений между странами, в которую вовлечены такие участники, как цифровые торговые платформы, потребители, предприятия, занимающиеся продажей товаров и услуг, провайдеры, государственные органы и т.д. Зарождение торговли в режиме онлайн относится к концу XX века, так как этот период в России характеризуется переходом страны к информационному типу общественного развития. Первым Интернет-магазином по продаже печатной продукции стал «Символ-Плюс».
Главной особенностью рынка онлайн-торговли является дистанционный формат покупки необходимых товаров вне зависимости от места его нахождения, времени суток, без контакта с продавцом или консультантом, а также возможность воспользоваться электронной коммерцией со смарт-устройства .
При анализе рынка Интернет-торговли можно выделить как плюсы, так и минусы с позиции пользователей маркетплейсов. Положительными характеристиками являются:
1. Общедоступность и большой выбор товаров и услуг;
2. Разнообразие способов оплаты и доставки, которые все больше совершенствуются в период высокой конкуренции между другими Интернет-магазинами;
3. Значительная разница цен и большие скидки;
4. Большой потребительский охват;
5. Автоматизация процесса покупки, которая происходит на каждом этапе заказа товара;
6. Возможность анализа всех действий, которые производят пользователи в процессе покупки;
7. Увеличение объема инвестиций в интернет-магазины, что способствует расширению торговых площадок .
К отрицательным характеристикам можно отнести:
1. Возможность слабой конфиденциальности личной информации при регистрации и создании учетной записи на сайтах интернет-магазинов;
2. Задержка доставки во времени, которая может повлиять на дальнейший спрос покупателей на пользование данным маркетплейсом;
3. Высокий уровень конкуренции среди Интернет-магазинов может «выдавить» более мелких представителей на онлайн-площадках;
4. Низкое качество курьерской доставки или невнимательность сотрудников почтовых связей могут повлиять на имидж магазина;
5 Ответственность за подбор должной команды, которая оперативно сможет разрешить сбои системы, а также решит вопросы, возникшие у клиентов .
Несмотря на проблемы, отмеченные отрицательными характеристиками, рынок Интернет-торговли в России активно развивается и с каждым годом все большими темпами, соответствуя трендам мирового уровня. При этом российская e-commerce отстает от других стран лидеров в интернет-торговле, таких как Китай, который стал абсолютным лидером в онлайн-торговле по итогам 2021 года.
Основные элементы Интернет-продаж представлены на рисунке 1.

Данные рисунка позволяют отметить, что в Интернет-продажах ключевыми выступают четыре элемента.
Товар — является продуктом, который выступает основой в маркетинговой деятельности. Именно товар или услугу компания предоставляет аудитории в Интернете.
Цена — это стоимость за единицу товара. Очень важно, чтобы компания отслеживала ценообразование конкурентов, что позволит ей поддерживать высокие конкурентные преимущества.
Продвижение — является не менее важным аспектом, так как именно правильно подобранные инструменты и методы продвижения товара будут влиять на успех его сбытовой деятельности в сети Интернет .
Место сбыта — еще одна составляющая, так как выбор неправильной аудитории будет влиять на эффективность сбытовой деятельности.
Предприятия, которые смогут эффективно использовать возможности сети Интернет, достигнут исключительно прибыльного роста и приобретут новые конкурентные преимущества. Аргументы в пользу цифровой трансформации никогда не были актуальнее, чем сейчас.
На рисунке 2 представлены основные инструменты Интернет-продажи. Необходимо отметить, что существует большое количество инструментов Интернет-продаж. Самым распространенным инструментом среди них является реклама.
Реклама — это направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования.
Директ-маркетинг — это способ продвижения товара или услуги компании, при котором происходит взаимодействие бренда с клиентом напрямую.
Поисковый маркетинг — это набор мероприятий, который способствуют динамике увеличения посещаемости сайта его целевой аудиторией с использованием поисковых машин.
Контент-маркетинг — это маркетинг, основным элементом которого выступает контент, направленный на формирование и увеличение доверия со стороны потребителя .
Веб-аналитика — это система сбора, анализа и измерения информации о посетителях сайта.
Маркетинг в социальных медиа — это осуществление деятельности через социальные сети, основной целью которой выступает привлечение трафика на бренд, продукт или услугу. Основным аспектом в данном направлении выступает разработка сообщения, которое люди станут распространять среди социальных сетей и других Интернет-площадок.
Рисунок 2 — Инструменты Интернет-продаж
Маркетинг в социальных сетях имеет на сегодняшний день большую популярность. Данное направление основывается на человеческих отношениях, в основе которого продвижение товара. На сегодняшний день социальные сети выполняют функцию площадки для продвижения товара.
На сегодняшний день инструментарий продвижения продукции на рынок, поддержания и повышения конкурентоспособности предприятия в достаточной степени отработан. Его используют многие предприятия и организации, в том числе и конкурирующие, и появление каких-то новых инструментов позволяет бизнесу хотя бы на короткое время получить определённая конкурентное преимущество. Одним из таких новых инструментов можно рассматривать сторителлинг. В бизнес-маркетинге сторителлинг используется, чтобы донести идею до аудитории, вовлекая потенциального покупателя в историю. Таким образом, можно выражать любые мысли, располагать к себе потенциальных клиентов и отвечать на вопросы по мере развития сюжета .
Основной причиной активного использования этого средства является его эффективность. Рассказывание историй оказывает стимулирующее воздействие на аудиторию, мотивирует и побуждает к действию, способно сближать людей. Кроме того, сторителлинг предлагает новый опыт, а переход к визуальному сторителлингу открывает множество возможностей для рекламодателей и маркетологов. Потому что история, рассказанная визуальным языком, а известно, что одна картинка говорит больше, чем 1000 слов, выстраивает прочные отношения с фанатами и потребителями.
Многие крупные компании, как мировые, так и отечественные используют сторителлинг в своих коммерческих проектах, такие как МИФ, Тинькофф — Банк, авиаперевозчик S7, Disney, Lego, Coca-Cola, Apple, Nestle. Дело в том, что психологически человеку более свойственно запоминать информацию, которая несёт живое общение, а не сухую статистику, которая в лучшем случае вызывает скуку и должна быть записана.
В сторителлинге используется большая жанровая разновидность. Чаще всего используется информация об истории возникновении компании, легенда бренда, а также используется материал о продукте компании, о необходимости продукта производимого компанией и история того или иного сотрудника. Часто компании посредством сторителлинга рекламируют свою благотворительную деятельность.
По сути, сторителлинг – это способ подачи информации, он не имеет четкой формы, может быть выражен практически в любом формате. Наиболее популярными в рекламе являются:
1. Звуковая и видеореклама, которая позволяет установить эмоциональную связь с покупателем, и именно в таком формате можно в полной мере передать нужные эмоции через звук и видео.
2. Существует такая разновидность сторителлинга, как баннеры, хотя это не живое общение, но тем не менее это эффективное использование телерадио-коммуникации продвижения продукта той или иной компании. Успешно данный формат используется и в социальной рекламе: «Я хотела стать художником, а стала наркоманкой…»
3. Сторителлинг часто использует такой жанр, как статьи. Безусловно, это не столь эффективный жанр, как видеоролик, фильм, баннеры, живое общение, но при умелом подходе он тоже приносит свой процент в рекламе продукта. Чтобы передать нужную информацию в полном объеме, нужно использовать информационную пирамиду. Вершина пирамиды – «Утверждение», середина – «Аргумент», а низ – «Заключение». Скрипт должен быть полезен и интересен пользователю. При создании истории нужно понимать, что получит пользователь, прочитав или посмотрев материал. Для удачного завершения работы над любой темой необходимо четко спланировать взаимодействие грамотно-проработанного текста, оценки экспертов, а также учитывать комментарии активных пользователей и, безусловно, продумать визуальное оформление контента.
Предыдущий год отличился стремительным развитием интернет-маркетинга вследствие резкого роста интернет-продаж из-за ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19. И тогда перейти в онлайн были вынуждены даже приверженцы классического маркетинга, чтобы сохранить связь с клиентами и удержать позиции на рынке. Поэтому за довольно короткий промежуток времени интернет-маркетинг претерпел существенную трансформацию и сформировалось множество устойчивых трендов, таких как: геймификация, текстовые чат-боты и голосовые помощники, персонализация и пользовательский контент.
Геймификация позволяет вовлекать и удерживать пользователей посредством превращения рутинных процессов в яркие и интересные квесты. Это происходит благодаря использованию игрового мышления, динамики, яркости картинки и сюжетного взаимодействия. Особенно актуальна геймификация для привлечения аудитории поколения Z (12-22 лет) и Альфа (12 лет и младше), так как они с детства знакомы с Интернетом и компьютерными играми. Отличным примером применения данного тренда можно назвать Shein – китайский бренд и интернет-магазин одежды. Сегодня это популярный магазин, которые предлагает товары под собственным брендом по очень низким ценам. Shein удается обходить такие мировые массмаркет бренды, как Zara и H&M за счет низких цен, большого ассортимента, быстрой доставки и моделей по последним трендам.
Бренд предлагает пользователям каждый день заходить в приложение и «отмечаться». За такое действие можно получать баллы, и чем больше дней подряд заходишь, тем значительнее ежедневное вознаграждение. Также можно включить напоминание, и приложение Shein будет присылать уведомление на телефон каждый день, чтобы клиент не забывал заходить в приложение и «отмечаться». В дальнейшем баллы можно использовать при оплате покупок.
Российской компанией, успешно применившей геймификикацию в своей стратегии продвижения, является сеть гипермаркетов «Лента». В честь дня рождения компании был создал собственный сервер в популярной среди подростков и детей игре Minecraft. Целью компании было расширение лояльность аудитории и увеличение узнаваемости обновленного формата магазинов. Реализация заключалась в следующем: на протяжении пяти недель на сервере в игре функционировали все форматы магазинов «Лента». Всего их четыре: гипер-, супер-, мини- и онлайн. Виртуальные копии магазинов были предельно точными и включали все, что представлено в настоящих точках сети. Также на серверах постоянно открывались новые локации и мини-игры.
В ходе прохождения мини-игр игроки зарабатывали баллы, число которых подсчитывалось в конце каждой недели. По количеству баллов составлялся еженедельных «топ». По окончанию проекта, 50 игроков, набравших наибольшее количество баллов, получили по 1000 баллов на карты лояльности Ленты. Проект оказался успешным, и «Лента» смогла завоевать лояльность молодых покупателей. Показатель активности взаимодействия аудитории с контентом – ER (Engagement Rate) превзошел ожидаемый в 4 раза .
Текстовые чат-боты сегодня являются одним из вариантов реализации диалогового маркетинга. Они начинают появляться повсеместно: в медицине, в образовании, в банковской сфере и т.д. Чат-бот – инструмент на базе искусственного интеллекта, который помогает автоматизировать общение с клиентами.
Чат-боты могут быстро отвечать на простые вопросы клиентов в режиме реального времени. У данного инструмента есть целый ряд преимуществ: они создают иллюзию живого общения, формируя лояльность у покупателей. Благодаря чат-ботам можно быстро и удобно получить ответы на простые, типичные вопросы в привычной среде личного чата. Можно обратиться к кейсу российского ретейлера ВкусВилл, который представляет сеть магазинов здоровых продуктов. Во время пандемии, когда нагрузка на сеть возросла, а личные контакты нужно было сводить к минимуму, во ВкусВилл занялись разработкой чат-ботов в мессенджере Телеграм: внутренний (для сотрудников) и внешние (для клиентов). Внешний боты создавались для повышения удобства покупателей.
Один из них способен отвечать на вопросы пользователей и решать их трудности, связанные с покупками и обслуживанием в магазинах. При помощи бота покупатель может онлайн запросить каталог ассортимента, спецпредложения, выделить избранные товары, составить список покупок, рацион питания и др. Также бот позволяет узнать наличие продуктов в конкретных магазинах, что экономит время клиентов. Благодаря внедрению чат-бота, клиенты получают ответы на свои вопросы гораздо быстрее, а взаимодействие с магазинами в процессе покупок упрощается. Также в компании есть отдельный чат-бот «горячая линия». Он позволяет не звонить, а прописать свою жалобу или вопрос, и быстро получить на них отклик .
Как оказалось, внедрение чатбота было успешным решением для сети в офлайн формате, не смотря на то, что до этого подобная практика преимущественно использовалась в интернет-магазинах. Поэтому для компании такой инструмент стал инновацией, которая позволила удовлетворить потребности покупателей, предпочитавших именно онлайн-магазины. Разновидностью чат-ботов являются голосовые помощники. Они работают по принципу преобразования человеческого голоса в текстовую информацию для дальнейшей работы с запросом .
Преимуществом голосовых ассистентов является экономия времени. Треть всего населения России использует голосовых помощников, а число ежемесячных запросов к Алисе от Яндекса – более 1 миллиарда. Пандемия COVID–19 способствовала росту популярности голосовых помощников, так как люди все чаще искали возможности бесконтактных взаимодействий: записи в поликлинику, звонку по телефону или заказа еды. Также голосовые помощники являются безопасной альтернативой использования смартфона для автомобилистов. Теперь водители могут выполнить операцию или получить ответ на вопрос, не отвлекаясь на экран телефона .
На сегодняшний день клиентские запросы растут и усложняются, потребитель хочет не просто готовое решение, а готовое решение специально для него. 40% представителей поколения Z уходят с сайта, если на нем нет персонализированных предложений. Поэтому актуальным трендом является персонализация – индивидуальные предложения от брендов на основе личных предпочтений. Она может быть разной по сложности, начиная от простого обращения по имени в рассылке, заканчивая специально изготовленным продуктом в единственном экземпляре для заказчика. Сегодня появляются целые бренды, которые полностью фокусируют бизнес-цепочку на создании кастомизированных товаров и услуг .
Персонализация позволяет повысить количество покупок за счет того, что потребителям предлагают то, что нужно, и им не приходится искать товары самостоятельно. Также повышается лояльность клиентов, потому что они ценят качественную коммуникацию, специально направленную на них, и заботливое отношение.
Одним из наиболее ярких и успешных примеров персонализации можно назвать подход от американской компании Netflix. Это стриминговый сервис фильмов и сериалов, основанный в конце 20 века. С 2013 года Netflix также выпускает фильмы и сериалы собственного производства. Весной 2021 года компаний запустила функцию «Play Something», которая помогает подобрать фильмы и сериалы по предпочтениям с помощью нейросети. Это последняя разработка Netflix в сфере персонализации. Постоянная работа над алгоритмами персонализации позволила достичь компании роста от 2% просмотренных пользователями рекомендованных фильмов до 80% .
При регистрации пользователь сразу выбирает несколько уже просмотренных и понравившихся ему фильмов, сериалов. Эти данные в дальнейшем используются как основа для первых рекомендаций. На базовом уровне система рекомендаций Netflix работает на основе данных об опыте взаимодействия пользователя с сервисом: история просмотров и выставленные оценки, время суток, тип устройства, длительность. Также на основе информации о характеристиках фильмов, сериалов и выборе других пользователей со схожими предпочтениями. Все эти параметры берутся в работу и обрабатываются с помощью алгоритма Netflix. Нужно отметить, что во внимание не берутся такие характеристики как пол или, например, возраст пользователей. На главной странице Netflix представлено несколько рядов с фильмами, наполнение этих рядов и порядок картин у каждого пользователя индивидуален .
Развитие интернет-маркетинга будет продолжаться и в дальнейшем, а рост числа покупок, совершенных в Интернете будет только увеличиваться. Поэтому наличие маркетинговой деятельности в онлайн-пространстве сегодня является обязательным условием для успеха компании на современном рынке. Отсутствие актуальных и правильно применяемых инструментов интернет-маркетинга грозит значительным снижением эффективности бизнеса в нынешних условиях. С другой стороны, успешное реагирование на тренды интернет-маркетинга позволит компаниям расширять свою клиентскую базу, увеличивать ее лояльность, а также повышать привлекательность в глазах инвесторов и партнеров.
1.2 Отечественный и зарубежный опыт развития электронной коммерции
Большая доля современных компаний достаточно успешно освоила существующие цифровые технологии и применила их в организации своего бизнеса. Наибольшую актуальность цифровые технологии ведения бизнеса, в том числе продвижения и управления, получили в период введения ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции. Для сохранения рабочих мест, а так же удержания клиентов, многие компании перешли к активному внедрению технологий в свою работу.
Современная цифровая среда стремительно расширяется, привнося с собой новые технологии, которые преобразуют нашу жизнь. Несколько из них заслуживают особого внимания:
1. Социальные сети: Они стали неотъемлемой частью нашей повседневности, предоставляя возможность людям со всего мира быть в контакте и обмениваться информацией. От Facebook до Instagram, социальные сети дали нам новые способы общения и создания сетей контактов.
2. Искусственный интеллект (ИИ): Эта технология позволяет компьютерам выполнять сложные задачи, которые раньше требовали участия человека. ИИ используется в самых разных областях, от медицины и финансов до автоматизации производства и автономных автомобилей
3. Мобильный интернет (3G, 4G, 5G): Быстрый и стабильный доступ к интернету стал неотъемлемой частью нашей мобильной связи. Он позволяет нам быть подключенными и получать доступ к информации практически в любое время и в любом месте.
4. BigData: В современном мире огромные объемы данных генерируются каждую секунду. BigData предоставляет инструменты для обработки и анализа этой информации, открывая новые возможности для бизнеса и науки.
5. Расширенная и виртуальная реальность (AR/VR): AR/VR технологии позволяют нам взаимодействовать с виртуальным миром и расширять реальность вокруг нас. Они находят применение в развлечениях, образовании, медицине и других отраслях.
6. Интернет вещей: С каждым днем все больше устройств становится «умными» и подключеными к интернету. Термостаты, холодильники, автомобили — все они обмениваются данными и делают нашу жизнь более комфортной и эффективной.
7. Блокчейн: Эта технология обеспечивает безопасность и прозрачность в цифровых транзакциях и хранении данных. Блокчейн нашел применение в финансовой сферы, снабжении, управлении цепями поставок и других областях .
Все эти технологии совместно приводят к неуклонному развитию цифровой среды, создавая новые возможности и вызовы для нашего мира.
Перечисленные технологии следует назвать именно антикризисными, так как именно с их помощью многие компании предотвратили кризис своей деятельности и смогли уберечь себя от закрытия .
Наиболее популярным сервисом для ведения удаленной работы стали социальные сети, которые позволили организовать площадку для общения между сотрудниками, решения управленческих задач и т.д. Большинство компаний воспользовались социальными сетями для организации различных доставок, выездных услуг и т.д., что стало наиболее актуальным в период ограничений.
Для оценки уровня готовности компаний к цифровой трансформации используется специальный показатель — BDI (Business Digitalization Index). Анализ этого показателя в период локдауна показал, что только половина компаний была готова к применению цифровых технологий – то есть показатель равен 50 из 100 максимальных баллов.
Пользование Интернетом для разных целей в современном мире становится частью жизни каждого человека. Несмотря на это развитие торговых отношений и развитие самой глобальной сети в каждой стране происходит по-разному, где-то быстрыми темпами, где-то намного медленнее. В 2021 году Азиатско-Тихоокеанский регион являлся лидером среди оборота Интернет-торговли, обогнав Северную Америку. По итогам 2021 года можно выделить 10 стран с наибольшим количеством пользователей Интернета (рис. 3).
Как видно из диаграммы, наибольшее число пользователей зафиксировано в Китае. Основной причиной такого показателя является онлайн-торговля, которая популярна в данной стране, а также email-маркетинг. Еще одной причиной роста здесь пользователей Интернета является многочисленность населения. Если рассматривать рынок электронной торговли ЕС, то можно проследить положительную динамику роста за счет увеличения интернет-покупателей и безграничных возможностей глобальной сети, которая ускоряет многие процессы в бизнесе (рисунок 3). В Европе крупнейшими рынками e-commerce в 2022 году являются Германия, Великобритания и Франция.
Рисунок 3 — Количество пользователей Интернета, млн. чел.
В этих странах более 60 % всех европейцев совершают покупку через Интернет. Наиболее популярными маркетплейсами в Европе являются Amazon – 980 млн. посещений в месяц; Ebay – 366 млн. посещений в месяц; Allegro – 184 млн. посещений в месяц.
В структуре e-commerce в США наблюдается рост пользователей Интернета через мобильные устройства. По данным агентства eMarketer доля интернет-пользователей, использующих в настоящее время смартфоны и планшеты для доступа в виртуальное пространство, составляет 60,5 %. Стимулирует развитие e-commerce в США и наблюдаемое повышение количества посетителей интернетмагазинов, и, как следствие, интернет-покупателей. На сегодняшний день в мире существует огромное количество маркетплейсов, которые осуществляют онлайн продажи в разных формах. Рассмотрим наиболее подробно их:
1. Amazon – самая крупная площадка в мире. На сайте можно приобрести практически любой товар как новый, так и поддержанный. Чистая прибыль компании Amazon в 2021 году составила 33,3 млрд долларов, что в 1,6 раз больше предыдущего года. Основной причиной таких показателей является пандемия, благодаря чему увеличился и штат сотрудников. Amazon представлен во многих странах: Канада, Великобритания, Германия, Бразилия и т.д., однако филиалов в России нет. Компания одна из первых смогла реализовать преимущества Интернета и продавать товары не только в своей стране, но и за ее пределами .
2. eBay – второй по величине маркетплейс после Amazon. Данная площадка представлена в форме аукциона. Тут также можно купить и продать почти все виды товаров. Изначально площадка была бесплатная, но теперь продавцу необходимо купить место для торга, а также вернуть 10 % стоимости товара, если сделка совершилась. В России аналогом eBay является Юла и Авито, но популярность их во всем мире значительно ниже американской площадки. Годовой доход eBay за 2021 год составил 10,42 млрд долларов, что на 17,16 % больше, чем в 2020 году.
3. AliExpress – быстро растущая площадка, которая расположена в Китае и популярна в России. Количество уникальных покупателей за 2021 год превысило 28,7 млн человек. AliExpress привлекает своих пользователей ценой на товары. Это связано с несколькими причинами:
— экономика Китая является одной из самых сильных, уступая лишь США. В 2021 году ВВП Китая составил 16.9 трлн долларов;
— в стране много свободных экономических зон, где население не платит налоги;
— большая численность населений, которая производит почти все в больших объемах, но потребляет значительно меньше.
4. BestBuy – один из крупных мегамаркетов электроники в мире. В 2021 году доход компании составил 47 млн долларов. Основным преимуществом данной площадки являются низкие цены, но совершить покупку возможно только через посредника, самостоятельный заказ с прямой доставкой или использование адреса форвардера — невозможно. Поэтому в России BestBuy не так популярен, как в других странах. Развитие e-commerce в России имело объективный характер и развивалось постепенно с модернизацией компьютерных и интернеттехнологий. Сначала возникли новые технические возможности для бизнеса, а затем эти возможности монетизировать.
В последнее время в России стала активно развиваться электронная коммерция. До 2011 года продажи через Интернет составляли менее 1 %, а в 2021 году 12 % от всего рынка. За 2021 год количество онлайн-заказов выросло на 104 %. За год с октября 2020 года по октябрь 2021 года россияне сделали 1 млрд заказов услуг с использованием интернета на общую сумму 2,5 трлн рублей. Затраты в 2021 году в среднем на одного заказчика составляют 36 тысяч рублей на все виды услуг суммарно .
Особенностью российского спроса на покупки товаров является низкая популярность электронных книг, дисков и музыки, хотя в мире они до сих пор пользуются популярностью. Причиной этому является плохой контроль за авторскими правами из-за чего многие произведения искусства находятся в свободном доступе и большинство пользователей Интернета не видят смысла приобретать их за деньги.
Наиболее популярными товарными категориями в 2022 году были:
— цифровая и бытовая техника (24,9 %);
— мебель и товары для дома (14.7 %);
— одежда и обувь (13,9 %);
— прочее (10,6 %);
— продукты питания и общепит (9,9 %);
— красота и здоровье (7,4 %).
Одной из проблем, которая влияет на развитие e-commerce в РФ, является ценовой фактор. Популярность интернет-торговли иностранных сайтов связана в первую очередь с низкими ценами на товары, которые представлены на разных площадках, но в России все несколько иначе. Отечественные интернет-магазины выставляют продукцию на сайтах с ценами, которые не сильно отличаются от цен в магазинах, также негативно влияет и географический фактор.
Большая часть отечественного рынка e-commerce базируется в СанктПетербурге и в Москве. Если рассматривать более детально географический фактор, то частыми проблемами в e-commerce является именно проблема с доставкой товара до покупателя. Много случаев, когда товар доставляли в ненадлежащем качестве, либо не доставляли совсем. Это происходит из-за того, что в РФ нет полноценной федеральной службы доставки товаров, а все отправки товаров по России происходят или через почту, или через собственные службы доставки, что намного дороже почты. Для решения данной проблемы необходимо четкое регулирование курьерских почтовых работ или создание большего числа интернет-магазинов в каждом регионе.
Промышленный интернет объединяет производственные процессы с цифровыми технологиями, позволяя собирать и анализировать данные для оптимизации работы предприятий. Он включает в себя мониторинг и управление оборудованием, аналитику данных и взаимодействие между системами.AR/VR (дополненная и виртуальная реальности) — это технологии, которые позволяют создавать и взаимодействовать с виртуальными мирами. Они находят применение в обучении, развлечениях, маркетинге и других сферах, предоставляя новые возможности для визуализации и взаимодействия с информацией .
Таким образом, разработка и применение конкурентной стратегии является необходимым процессом обеспечения конкурентоспособности компании. Кризисы сопровождают предпринимательскую деятельность на протяжении всего их жизненного цикла, что требует постоянного реагирования руководства на внешние изменения и принятие управленческих решений.
Существенным фактором рыночного хозяйствования предприятия является маркетинговое обеспечение деятельности, которое позволяет сформировать конкурентные преимущества в различных рыночных сегментах.
Решение проблем формирования маркетингового обеспечения актуально для промышленных предприятий, как сектора российского народного хозяйства.
Маркетинговое обеспечение позволяет оперативно вскрывать фактическое состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия, прогнозные значения его функционирования и развития, вырабатывать подсистему маркетингового планирования и формировать оптимальный комплексный процесс «производство-сбыт».
Проведенные исследования показали, что доля промышленности в экономике России на 2022 год составляет около 33 %. Отметим, что доля промышленности в мировом ВВП к 2021 году снизилась до 30%. Наибольшую долю производства в экономике имеют развивающиеся страны с большим количеством полезных ископаемых и нефтегазовых ресурсов.
Именно поэтому формирование конкурентных преимуществ промышленных предприятий является стратегической задачей для развития промышленного потенциала России .
Известно, что промышленное предприятие представляет собой комплексную систему, включающую производственно-хозяйственную деятельность, которая основывается на производственных процессах, связанных с изготовлением продукции. Спектр конкурентных преимуществ предприятия включает в себя: ресурсообеспечение, производство, сбыт, управление. Одним из эффективных инструментов сверстывания производственной программы и плана реализации готовой продукции по различным каналам сбыта является маркетинговое обеспечение, которое оказывает существенное влияние на формирование конкурентных преимуществ.
Сущность маркетингового обеспечения заключается в прогнозировании потребностей потенциальных покупателей, их удовлетворении с помощью формирования соответствующего предложения. Маркетологи для достижения наибольшей эффективности своей деятельности должны стремиться овладеть доступными методиками определения и формирования конкурентных преимуществ для того, чтобы разработать, систематизировать и внедрить в производственно-коммерческую деятельность предприятия изменения с точки зрения выпуска продукции, ценообразования, осуществляемой маркетинговой коммуникации с клиентами и потенциальными потребителями .
С позиции маркетинга сущность конкуренции заключается в существовании естественной борьбы между предприятиями за потенциальное лидирующее рыночное положение, которое выгоднее с точки зрения финансовых результатов и существенно отличается от позиции конкурентов. Важно подчеркнуть, что конкуренция и конкурентные преимущества представляют собой одновременно фактор маркетингового обеспечения и его результат.
Согласно определению, конкурентное преимущество представляет собой совокупность характеристик производственной деятельности предприятия, которые формируют определенное превосходство по сравнению с другими участниками конкурентной борьбы за различные сегменты рынка и потенциальных покупателей продукции.
Отметим, что маркетинговое обеспечение конкурентных преимуществ строится на основании использования различных конкурентных стратегий, которые позволяют сохранить и приумножить рыночные преимущества, приобрести больший объем рынка.
Для управления конкурентным преимуществом на промышленном предприятии используются следующие инструменты (рис. 4):
— составляется общая конкурентная матрица;
— формируется модель конкурентных сил;
— составляется матрица конкурентных преимуществ;
— строится модель реакции конкурентов.
Рисунок 4 – Инструменты управления конкурентным преимуществом с позиции маркетингового обеспечения
Следует отметить, что для успешной реализации выбранной стратегии в векторе развития конкурентного превосходства промышленному предприятию необходимо создать и реализовать определённую программу маркетингового обеспечения, которая должна согласовываться с общей концепцией развития промышленного предприятия.
Однако сегодня существует ряд актуальных проблем в области эффективной реализации маркетингового обеспечения, которые рассмотрим подробнее:
1. Отсутствие четко определенных функций службы маркетинга, которые должны быть направлены на повышение уровня конкурентоспособности предприятия на различных рыночных сегментах. На практике российские промышленные предприятия стремятся реализовать с помощью службы маркетинга несвойственный данному отделу функционал вместо организации эффективных каналов продвижения продукции, осуществления планирования маркетинговой деятельности, логистического анализа, анализа проблем материально-технического снабжения.
2. Неэффективность использования возможностей маркетингового обеспечения при организации продвижения продукции на различные рыночные сегменты. Как правило, осуществляется применение инструментов прямого маркетинга, а именно реклама товаров. Игнорируется применение современных информационно-цифровых технологий при формировании портфеля заказов и системы продвижения продукции в объемах и ассортименте.
3. Недостаточно развиты инструменты управления маркетинговым обеспечением, такие как аутсорсинг, аутстаффинг.
Сегодня существует ряд подходов для повышения эффективности существующих концепций маркетингового обеспечения и реализации совокупности конкурентных преимуществ. Одним из направлений является интеграция инновационных технологий, которые могут распространяться на все стадии маркетингового обеспечения промышленного предприятия. К данным направлениям можно отнести автоматизацию маркетинговых процессов с внедрением и использованием CEM, HTM, EAM – систем .
Для обеспечения достижения поставленных задач в маркетинговой деятельности компании необходимо использовать новые маркетинговые технологии и маркетинговые коммуникации.
1. Контент маркетинг.
Основой этой техники в маркетинге организации является создание и наполнение медиа пространства, в том числе сайта, официальных страниц в соцсетях различной информацией, продвигающей продукцию компании. Контент-маркетинг позволяет создать полезные и привлекательные данные для клиентов, которые, прежде всего, напоминают обществу об этой организации, а затем создают положительный образ значения на рынке, на котором представлена и сама продукция.
2. SMM. Характеристикой данной технологии при построении маркетинговой стратегии является проведение маркетинга в социальных сетях. Поскольку большая часть населения Российской Федерации — это люди, активно использующие Интернет, то соответственно социальные сети для них имеют важную роль в социализации и общении. Наличие SMM позволяет «достучаться» до потенциальных клиентов, вызвав у них интерес к продукции и бренду предприятия.
3. SEO-оптимизация. Характерная особенность этой технологии маркетинга организаций — получение траффика на сайт из поисковых запросов. Осуществляется оптимизация сайта и его информационное наполнение, чтобы увеличить выдачу при поисковых запросах в самых популярных поисковых системах, таких как Яндекс, Google. Материалы и информацию, публикуемые на официальной странице предприятия, формируют так, чтобы поисковые системы все больше выбирали и предлагали на первых позициях сайт конкретной компании, которая продвигается.
4. CRM-системы. Это цифровые программы по управлению взаимоотношениями с клиентами организации. Их практическое применение происходит в целях ведения учета всех сделок, запланированных встреч, писем и звонков, чтобы провести автоматизацию процессов работы отдела маркетинга и продаж, обеспечив рост выручки и прибыли .
Каждая программа CRM-системы основа на понимании того, что ключевым элементом бизнес-деятельности любой компании является клиент, удовлетворение потребностей и интересов которого обеспечивают эффективное развитие бизнеса, принося прибыль. С помощью данной технологии проводится автоматизация процессов управления взаимоотношениями с клиентами, систематизируется информация, база данных которых удобным образом применяется в рамках продаж и продвижения продукции предприятия на рынках.
Таким образом, в рамках продвижения организаций и повышения результативности маркетинга и маркетинговых коммуникаций можно использовать следующие новые технологии и инструменты, как контент маркетинг, SEO-оптимизация официального сайта, управление взаимоотношениями с клиентами с помощью CRM-программы и SMM-продвижение при применении социальных сетей .
Наметившийся в последние годы рост аудитории пользователей Интернета, увеличение времени их нахождения в сети Интернет, приведут к учащению контактов потенциальных потребителей с интернет-рекламой, а значит, в свою очередь выступят факторами развития инновационных технологий в маркетинге и маркетинговых коммуникациях.
Стремительное развитие и популярность новых технологий определили вектор дальнейшего развития профессиональной деятельности специалистов в маркетинговой сфере. Наиболее востребованными специалистами в области маркетинга в ближайшие годы будут интернет-маркетологи, SMM-специалисты, таргетологи, SEO-специалисты, Perfomance-маркетологи.
Использование новых технологий рекламы и PR-деятельности обеспечивает не просто повышение результативности маркетинга. Это способ обеспечить конкурентоспособность компании в современных условиях цифровой трансформации экономики .
К тому же маркетинговое обеспечение должно быть воплощено в комплексной программе эффективного развития производственного потенциала предприятия и охватывать все этапы и формы маркетинговой работы по внедрению информационно-цифровых технологий в производство и процесс реализации продукции. Задача маркетингового обеспечения заключается в том, чтобы экономические успехи промышленного предприятия происходили путем оптимизации производственной и маркетинговой политики предприятия в целях достижения конкурентного превосходства на рынке.
Итак, маркетинговое обеспечение для формирования конкурентных преимуществ представляет собой один из важнейших инструментов достижения и реализации наиболее выгодного положения на рынке промышленным предприятием, что является стратегически важной задачей в современных нестабильных условиях в стране и мире .
Таким образом, современная концепция маркетинга включает три основные задачи, изучение и разработка которых обеспечивают основу успешной реализации продукции: ориентация на потребителя (его потребности); подход к маркетингу как общекорпоративному делу, успех которого зависит от всех функциональных подразделений и требует их структурного и организационного взаимодействия; направленность на прибыль как итоговый результат всей производственной деятельности, определяющей конкретную тактику продаж.
Выделяют 6 основных концепций, в рамках которых организации осуществляют маркетинговую деятельность: производственная ориентация; товарная ориентация; сбытовая ориентация; чистый маркетинг; социальный маркетинг; социально-этический маркетинг.
1.3 Нормативно-правовое регулирование осуществления интернет-продаж в России
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации , Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» , Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» , другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» отождествляет понятие торговли и торговой деятельности.
Так торговая деятельность (торговля) – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Однако, в отечественном законодательстве отсутствует легальное определение интернет-торговли или онлайн-торговли.
В целом, правовые вопросы ведения бизнеса с помощью онлайн-ресурсов законодателем не урегулированы.
Данное правовое направление находится на этапе своего формирования и, в связи с этим, многие аспекты в рамках осуществления предпринимательской деятельности остаются «открытыми». Одним из основных международно-правовых актов, регулирующих электронную коммерцию, является Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле.
Достаточно подробно регламентирована онлайн-торговля в рамках договоров СНГ. Примером такого регулирования может служить Модельный закон об электронной торговле.
В модельном законе содержится определение электронной торговли, указан момент заключения договора, рассмотрены стороны договора, их права и обязанности.
Так, электронная торговля – это торговля, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети, и электронных процедур, а электронная сделка – это любая сделка, совершенная сторонами сделки посредством проведения электронных операций по сделке.
В настоящее время в российском законодательстве так и не принят специализированный нормативно-правовой акт, регулирующий электронную коммерцию, в целом, и интернет-торговлю, в частности. Но нельзя не отметить, что с целью урегулирования гражданских отношений в сети Интернет, неоднократно были разработаны проекты федерального закона «Об электронной торговле». Однако все они не дошли до своего законодательного воплощения, так как были отклонены или отозваны.
Формированию института правового регулирования купли-продажи в сети «Интернет» предшествовало активное развитие торговли путем распространения каталогов (бумажных буклетов) и рекламы на телевидении и радио, подразумевающих ознакомление с полезными свойствами товара за счет его визуального и/или аудиального восприятия и перечисления основных характеристик.
Заключение договора куплипродажи в таком режиме во многом зависело от способности продавца успешно презентовать товар в отсутствие непосредственного ознакомления покупателя с его характеристиками и полезными свойствами, как это происходит в стандартном режиме розничной торговли.
С целью отражения данной правовой ситуации в ч.2 ст. 497 ГК РФ была закреплена следующая формулировка: «Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами» .
Следовательно, договор купли-продажи товара дистанционным способом представляет собой разновидность договора розничной купли-продажи, предусматривающим специфические способы ознакомления с товаром и принятия решения о его приобретении. Как уточняется в ч. 1 вышеуказанной статьи такой процесс носит характер «ознакомления с образцом», т.е. визуальной копией или ее аудиальным описанием, существующей в материальном мире.
Данный аспект выступает одним из главных факторов, провоцирующих возникновение споров между покупателем и продавцом, т.к. законодатель, в виду огромного разнообразия товаров, обязывает продавца придерживаться определенных правил информирования покупателя о свойствах товара, зачастую не учитывающих ряд субъективных особенностей восприятия .
Законом РФ «О защите прав потребителей» в п. 2 ст. 26.1 предусматривается обязанность продавца до заключения договора предоставить покупателю информацию «об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора», а также в п. 4 вышеназванной статьи – право покупателя «отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней».
Таким образом, электронный договор купли-продажи по своей правовой природе является консенсуальным, т.к. исполнение обязательств по договору со стороны продавца носит отсроченный характер. Как следствие, важным аспектом, предопределяющим исполнение договора, является определение момента его заключения.
Моментом заключения договора считается одно из событий:
— выдача продавцом подтверждающего документа об оплате;
— получении продавцом информации о намерении покупателя приобрести товар.
Момент заключения договора дистанционным способом предусматривает подтверждение со стороны продавца путем отправки электронного сообщения на телефонный номер покупателя или адрес электронной почты, либо путем осуществления телефонного звонка.
В п. 14 Правил продажи (Постановление Правительства РФ № 2463) указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях. Как следствие, момент заключения договора купли-продажи на сегодняшний день устанавливается именно продавцом. Законодатель учел такие факторы, как необходимость проверки наличия товара на складе и скорость внесения изменений в материалы, размещенные в сети. Кроме того, стоимость закупки товаров при текущем уровне инфляции может весьма стремительно меняться, что может ввергнуть продавца в дополнительные траты, покрытие которых невозможно при указанной ранее стоимости товара.
Вместе с тем, защищая интересы продавца, законодатель не до конца предусмотрел защитные механизмы для покупателей, заказавших товар по предоплате и вынужденных в виду сложившейся ситуации (изменение цены товара, срока его поставки и иных важных факторов) ждать возврата денежных средств. Как следствие, видится разумным создать дополнительный «временной буфер», позволяющий отсрочить момент списания денежных средств с карты покупателя до получения подтверждения от продавца о наличии товара и сроках доставки и ответного согласия покупателя. Уточнение изменившихся условий договора дистанционной купли-продажи должна быть установлена по аналогии с предусмотренной п. 14 Правил продажи.
В научной и учебной литературе выделяют несколько видов электронной торговли, их называют классами (моделями), используемыми в электронной коммерции.
Самой распространенной моделью является B2C (Business to Consumer) – взаимодействие юридических и физических лиц. Это розничная электронная торговля по удовлетворению потребностей в товарах и услугах физических лиц. Продавцом выступает юридическое лицо, а покупателем – физическое лицо.
Популярностью пользуется класс С2С (Consumer to Consumer) – взаимодействие потребителя с потребителем. И покупатель, и продавец – физические лица. По такой системе интернет-торговли работают доски объявлений в интернете, электронные аукционы и др. Класс B2B (Business to Business) олицетворяет электронную торговлю между юридическими лицами – предприятиями и организациями различных форм собственности. Стоит отметить, что активным участником интернет-торговли может быть и государство. Модель B2G (Business to Government) – покупателем является госучреждения или госбюджетные организации, а продавцом – юридическое лицо (предпринимательские структуры). Примером такой модели может послужить функционирование сайта госзакупок. Содержанием электронной коммерции выступает заключение сделок между продавцом и покупателем .
Соответственно, приобретая товары и услуги, таким образом, можно заключить гражданско-правовой договор. Однако остается открытым вопрос, являются ли договоры, заключенные в процессе осуществления онлайн-торговли в сети интернет отдельным видом коммерческого договора. С. В. Васильева отмечает, что договоры, заключенные посредством сети интернет – не новый вид сделок, а лишь новый способ заключения договоров, обусловленный использованием интернет-технологий.
По мнению правоведов, отношения между сторонами таких договоров носят информационный характер и такие отношения корректно называют информационно-правовыми.
Следовательно, информационно-правовое отношение – это правоотношение, возникающее при взаимодействии сторон в электронно-сетевом пространстве, урегулированное нормами гражданского права. По такому же принципу можно охарактеризовать и гражданско-правовой договор, заключенный в информационном электронном пространстве.
Основным его отличием является то, что все его участники взаимодействуют между собой через электронные средства связи. Именно поэтому в научной и учебной литературе появилось понятие «электронный договор», то есть договор, составленный, подписанный, а также отправленный и полученный с использованием электронных средств связи, направленный на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.
Таким образом, представляется актуальным издание специализированного нормативно-правового акта, регулирующего электронную коммерцию с использованием сети Интернет, либо внесение изменений в действующее законодательство в целях урегулирования информационно-правовых отношений в виртуальном пространстве, введение в гражданский оборот понятий «электронный договор» и «информационно-правовое отношение».
Вывод по главе 1
Категория конкуренции является преимущественно понятием экономической теории, выступает одним из основных признаков рынка. Традиционно принято полагать, что столкновение интересов, выраженное в форме конкуренции, является движущей силой экономического развития. Вместе с тем конкуренция как комплексное социально-экономическое явление не нивелирует своего юридического содержания, вытекающего из природы конкурентных отношений. Как социально-экономическое явление конкуренция предполагала изначально в рамках экономической теории независимое соперничество хозяйствующих субъектов.
Интернет-продажи – это коммерческая деятельность фирм в сфере рекламы, продаж и распространения товаров и услуг в сети Интернет и, представляющая собой глобальную сеть отношений между странами, в которую вовлечены такие участники, как цифровые торговые платформы, потребители, предприятия, занимающиеся продажей товаров и услуг, провайдеры, государственные органы и т.д.
Несмотря на проблемы, отмеченные отрицательными характеристиками, рынок Интернет-торговли в России активно развивается и с каждым годом все большими темпами, соответствуя трендам мирового уровня.
