Страницы 1 2
Глава II. Опыт развития коммуникативной культуры как компонента профессионального мастерства педагога
2.1. Коммуникативная культура личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Основным критерием развития коммуникативной культуры является степень сформированности ее структурных компонентов: когнитивно-мотивационного, деятельностного и риторического. При определении уровней сформированности коммуникативной культуры педагогов опирались на выявленные качества, знания и умения, которые выделили высокий, средний и низкий уровни.
На этапе эксперимента с педагогами контрольной и экспериментальной выборок было проведено тестирование на определение уровня общительности по методике В.Ф. Ряховского (таблица 1, диаграмма 1).
Высокий уровень – качества проявляются постоянно, педагог в совершенстве владеет знаниями в сфере культуры общения, обладает необходимыми умениями.
Средний уровень – качества наблюдаются не всегда, критерии выражены, но ограниченно и недостаточно эффективно проявляются в различных видах деятельности.
Низкий уровень – качества проявляются редко или не проявляются, отсутствуют необходимые знания и умения. Данные уровни представлены в приложении 1.
Таблица 1.
Уровень развития коммуникативной культуры
Уровни | высокий | средний | низкий |
начало года | 20% | 42% | 38% |
конец года | 24% | 58% | 18% |
Диаграмма 1.
В результате было установлено, что на начало года уровень развития коммуникативной культуры воспитателей составлял: высокий уровень – 20%, средний 42%, низкий уровень — 38%. В этот период доминирует средний уровень развития коммуникативной культуры воспитателей.
Диаграмма 2.
На конец года было установлено, что высокий уровень составляет 24%, средний уровень — 58%, низкий уровень 18%.
Таким образом, данные эксперимента свидетельствуют о недостаточно сформировавшемся уровне коммуникативной культуре будущих воспитателей системы дошкольного образования. Для его повышения необходима специальная работа, направленная на развитие коммуникативной культуры.
С целью повышения уровня коммуникативной культуры, воспитателям было предложено:
1. Подготовить сообщения по темам:
а) Особенности педагогического общения.
б) Педагогическое общение и педагогическая коммуникация.
в) Возможности развития коммуникативной культуры в дошкольном образовательном учреждении
2. Психолог готовит ряд тренингов, помогающих в развитии коммуникативной культуры педагога
Актуальность: общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
отработать навыки убеждения
отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
развить умение находить подход к людям
подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
развитие умения невербального средства общения.
обучить эффективным способам общения.
Упражнение «Это мое имя» (20 минут).
По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.
Например, он может попытаться ответить на такие вопросы:
Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
Знаю ли я, что означает мое имя?
Кто еще в семье носил это имя?
Легко ли вам было рассказывать о своем имени?
Упражнение «Всеобщее внимание» (10 минут).
Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.
Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?
Упражнение «Попроси шоколадку» (15 минут).
Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый? (голосование).
(Самый справедливый становится водящим он садится по центру).
Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.
Какой способ просьбы оказался самым эффективным?
Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)
Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.
Что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Таким образом, главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Люди, зная о своем неумении публично выступать всячески стремятся научиться этому
2.2. Педагогический потенциал игрового взаимодействия триады «воспитатель-ребенок-родитель»
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на общении равных.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности беседа, чтение театрализованная деятельность способствует приобретению опыта партнерских отношений. Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в ДОУ:
Знакомство с книгой начинается в младшем дошкольном возрасте. У детей формируется представление о книге, как об особом предмете, они с удовольствием рассматривают картинки, соотносят их с прослушанным.
Текстом, запоминают и радостно находят любимых героев. Самым привлекательным в этом возрасте является детский фольклор. Народные песенки, потешки, прибаутки легко запоминаются детьми, гармонично сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, действие. Яркие, красочные иллюстрации насыщают зрительное восприятие малышей, делают книгу источником положительных эмоций.
В среднем и старшем дошкольном возрасте работа с книгой продолжается в двух направлениях:
1. художественная деятельность в изостудии. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, создание собственных иллюстраций к литературным произведениям. Организация выставок, произведение экскурсий;
2. специальные занятия в группе, чтение в свободное время. Создание авторских книг с родителями, игры – драматизации, инсценировки по литературным произведениям с привлечением родителей.
Проводится День открытых дверей, когда наравне со взрослыми дети являются экскурсоводами. В группах экспонируются различные коллекции. Детские живописные, аппликационные, лепные работы, конкурс самодельной книги, демонстрируется коллекция современных книг: книжка-малышка, книжка-сундучок, книжка-игрушка, книжка-ширма, книжка-сцена, книжка-образ, книжка-альбом и др.
В воспитании у детей потребности в художественном слове, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, помогает родителям педагогическая библиотека. Здесь проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой, литературные вечера, досуги, викторины. Взрослые могут взять понравившуюся книгу на некоторое время домой, рассмотреть её, прочитать вместе с детьми.
Отдельный этап – это детская театрализованная деятельность. В нём можно использовать разные виды театров: настольный, пальчиковый, плоскостной, театр игрушек. Играя в театр, родители и дети учатся воплощать свои творческие замыслы, развивать коммуникативную культуру, правильную литературную речь находить и выбирать выразительные средства показа спектакля.
ДОУ является своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий. В приложении №3 различные виды игр для родителей и воспитателей.
Консультация для родителей.
Одной из задач образовательной программы ДОУ является развитие свободного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Главная цель речевого развития состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Согласно принципу интеграции, развитие речи осуществляется не только в процессе организованной совместной деятельности педагога и детей, но и при организации всех видов детской деятельности через различные образовательные области, самостоятельную деятельность детей, игры Речевое воспитание будет более успешным, если, развивать коммуникативную культуру.
Например, когда мы знакомим детей с различными природными явлениями и объектами, мы способствуем развитию у ребенка современного экологического мышления, гуманному отношению ко всему живому, закладываем основы экологической культуры личности.
Для этого нам с вами (родителям и педагогам) необходимо постоянно пополнять запасы знаний детей об окружающем мире, беседуя с ребенком, наблюдая вместе с ним явления природы, рассказывая ему о красоте окружающего мира, и взаимосвязи всего живого на Земле. При этом развиваются все компоненты устной речи, и мы должны поощрять любые попытки детей делиться со взрослыми разнообразными впечатлениями от увиденного, услышанного. Мы не имеем права «отмахиваться» от совместных обсуждений с детьми различных событий в их жизни.
В настоящее время педагог старшей и средней школы сталкивается с проблемой, которая ранее не стояла так остро: дети не могут правильно сформулировать свои мысли, описать свои впечатления, пересказывать литературные произведения. Корни этой проблемы находятся в дошкольном возрасте. Очень часто родители, перегруженные своими делами,не понимая всей актуальности данного вопроса, мало уделяют внимание межличностному общению с ребенком. Мы с вами – педагоги и родители – должны сформировать правильную речь ребенка, и успехов мы сможем добиться, действуя вместе по заранее намеченному плану.
Диалогическая речь – первичная естественная форма языкового общения, состоящая из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик, при этом необходимо обязательно учитывать условия, формы и цели общения.
Большинство занятий в ДОУ построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и игры, включенные в одно занятие, развивают заданную тему: времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми. Со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношения к окружающему в связных высказываниях. Подобный постепенный переход от выполнения заданий на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки и становится естественным. Формирование коммуникативной компетентности включает следующие компоненты: знание, прогнозирование и программирование процесса общения, «вживание» в коммуникативную ситуацию и управление ею, общение (вербальное и невербальное), учет социальной роли партнера и коммуникативная культура.
Мы предлагаем вам посмотреть специально подготовленный небольшой фильм «Чудеса живой природы», состоящий из нескольких небольших сюжетов о превращениях в живой природе.
Цель нашей работы: закрепить умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже. Мы с ребятами в детском саду тоже посмотрим этот фильм и не только обсудим его, но и обыграем сюжеты этого фильма в небольших театральных этюдах. Вашей же задачей будет не только расспросить и выслушать ваших детей о том, что происходило в детском саду, но и обратить внимание на то, как ваш ребенок рассказал вам об увиденном. Вам необходимо будет обратить внимание на логику повествования, правильно ли ребенок употребляет в речи (и употребляет ли вообще) такие слова и фразы как:
‒ сначала,
‒ потом,
‒ раньше,
‒ позже,
‒ после того как,
‒ перед тем как, и т. д.
Если вы замечаете, что ребенку сложно излагать свои мысли, помогите ему встречными вопросами.
Помните, что ваше общение с ребенком должно быть эмоционально окрашенное, живое, вы должны проявлять искренний интерес к разговору. Только в этом случае ваш ребенок с удовольствием станет с вами общаться, делиться своими впечатлениями, и вы добьетесь положительных результатов в развитии речевого общения, логического мышления, развитии коммуникативных качеств, в накоплении ребенком новых знаний.
Рекомендуем вам поиграть с ребенком в настольную игру «Что сначала, что потом», поупражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок, а также на прогулках обращать внимание на сезонные изменения в природе, вызывая у ребенка интерес и желание рассказать кому-либо об увиденном.
Таким образом, ежедневное общение с детьми и родителями, помогает эффективнее преодолевать трудности, связанные с развитием коммуникативной культуры. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны развития их ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию.
2.3. Разработка программы «Речевой этикет в развитии коммуникативной культуры педагога – мастера»
На этапе эксперимента проводилась работа, которая включала в себя реализацию «Речевой этикет в развитии коммуникативной культуры педагога – мастера», составными компонентами которой являлись тренинговые упражнения, беседы, дискуссии. В ходе практической работы стояла задача овладения навыками речевого общения, навыками активного слушания, развития самопонимания и рефлексии, расширения диапазона коммуникативных способностей и т.д.
Осознание насущности данной проблемы и руководство требованиями практической направленности деятельности воспитателя (научности, конкретности, системности, оперативности и оптимального сочетания различных форм и методов методической работы), привело к созданию модели комплексного руководства педагогов по развитию коммуникативно-речевых умений в сфере профессионального общения, успешно реализуемой в детском саду (приложение 2, таблицу 1).
Процесс развития коммуникативно-речевых умений длительный и будет эффективным только в случае активной речевой деятельности педагогов в детском саду, для чего необходимо создать оптимальные условия. С этой целью разработанная модель комплексного руководства деятельностью педагогов по развитию коммуникативно-речевых умений, состоит из четырех компонентов:
‒ обогащение реального опыта профессионально-педагогического общения;
‒ обучение способам и методам оптимизации педагогического общения, речевого этикета;
‒ создание условий для профессионального саморазвития личности педагога;
‒ активизирующее общение педагогов с коллегами и родителями.
Все аспекты работы и соответствующие им структурные компоненты деятельности воспитателя в данном направлении представлены в приложении 2 (приложение 2. таблицу 2).
Реализация комплексного подхода к развитию коммуникативно-речевых умений педагогов (формирование системы риторических знаний, обучение самоанализу личностных и профессиональных качеств, обогащение речевого опыта воспитателя и активизация его коммуникативно-речевых умений, речевого этикета, организация условий для самостоятельной работы с литературой) ориентирована на развитие творчески активной речевой личности воспитателя детского сада. Модель отражает структуру организации методической работы по формированию у педагогов, следующих коммуникативно-речевых умений:
— умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
— умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым этикетом;
— умение анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний;
— умение осознанно ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
— умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
— умение корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий ситуации общения;
-умение проводить самоанализ собственной речевой деятельности.
Модель построена на изучении научной, методической литературы, периодических изданий по дошкольной педагогике и психологии, а также в процессе отбора эффективных методов в практике работы с педагогами.
Были поставлены следующие задачи: помочь педагогам раскрыть свой творческий потенциал; сформировать у них стойкий интерес к творческому взаимодействию с детьми, родителями, коллегами, получая при этом радость общения; развивать коммуникативные качества педагогов, вербальные и невербальные средства общения; сплотить воспитателей в коллектив единомышленников (приложение 2, таблицу 3).
Также в ходе формирующего эксперимента нами была разработана следующая программа: Развивающая программа «Коммуникативная компетентность педагога» (приложение 3).
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатичность.
Особенность перечисленных педагогически значимых качеств личности заключается в том, что каждое из них интегративно и комплексно, характеризуется многоуровневой структурой. Они находятся в тесной взаимосвязи, сочетаются друг с другом и образуют определенное единство.
Данная программа является частью комплексной работы по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов воспитателей, актуализации изменений педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.
Цель программы.
Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем, изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.
Задачи программы.
1. Мотивировать воспитателей к анализу собственных педагогических взглядов и установок.
2. Способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков конструктивного выражения своих эмоций и чувств, активного слушания, эмпатии, партнерских отношений и рефлексии.
3. Обеспечить условия для развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональной выразительности и эмоциональной устойчивости педагогов.
4. Обучить навыкам саморегуляции эмоциональных состояний, навыкам релаксации.
Методы: беседа, тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, информирование, дискуссия, рефлексивное обсуждение, развивающая психологическая диагностика.
Результат: осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация воспитателей на построение личностных взаимоотношений с детьми, освоение навыков рефлексивного и эмпатийного поведения.
В результате освоения данной программы воспитатель должен знать:
‒ понятия рефлексия, креативность, эмпатийность, приятие личности ребенка, индивидуальный стиль общения, коммуникация, коммуникативная компетенция и компетентность;
‒ личностно-ориентированную модель общения взрослого с ребенком (по А.В. Петровскому);
‒ правила поведения для конфликтных людей;
‒ правила разрешения конфликтов;
‒ основные формы реагирования в общении;
‒ алгоритм стратегии сотрудничества.
уметь:
‒ анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
‒ понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением; – отстаивать свою позицию конструктивными способами;
‒ адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.
владеть:
‒ способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
‒ навыками самооценки и понимания других;
‒ — навыками позитивного общения;
‒ — навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниям.
Организация занятий.
Программа рассчитана на 18 часов — 9 занятий по два часа каждое.
Структура занятия.
1. Вводная часть включает разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу.
2. Основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.
Заключительная часть включает:
‒ подведение итогов, рефлексия занятия;
‒ снятие эмоционального напряжения посредством релаксации.
Тематический план.
Таблица 2.
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов |
1. | Личность педагога | 1. Игра “Имя как аббревиатура” 2. Правила работы в группе Игра “Поменяйтесь местами…” Упражнение “Портрет идеального педагога” Игра “Автомобиль”. 3.Упражнение “Подарок” | 2 |
2. | Моя профессиональная роль | 1. Упражнение “Дипломатический прием”. 2. Упражнение “Моя профессиональная роль”. Педагогические приемы расположения к себе людей в общении. 3.Рефлексия занятия | 2 |
3. | Мои сильные стороны. | 1. Игра “Чьи ладони” Игра “Джунгли” 2. Упражнение “Две стороны медали” Упражнение-активатор “Печатная машинка” Упражнение-активатор “Калейдоскоп чувств” Упражнение “Объявление” 3. Анкетирование “Обратная связь” | 2 |
4. | Личностно-ориентированное общение педагога. | 1. Приветствие Анализ анкет Игра “Послание самому себе” 2. Упражнение “Мое педагогическое кредо” Анализ домашнего задания Информирование “Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком” (по А. В. Петровскому). Упражнение “Равновесие” Упражнение “Вверх по радуге” Упражнение “Маяк” Упражнение “Знакомство с самим собой” Упражнение “Хоровод” 3.Рефлексия занятия. | 2 |
5 | Я педагог. | 1.Проективное рисование “Я – педагог” Упражнение “Повтори движение” Информирование “Как располагать к себе людей” Упражнение “Движение по кругу” Упражнение “Что помогает мне в работе” 2.Анкетирование “Обратная связь” | 2 |
6. | Глазами ученика. | 1. Работа в группах Релаксация под музыку “Белое облако” Упражнение “Стрела” 2.Работа в парах Упражнение “Букет чувств” Упражнение “Рефлексия по кругу” 3.Упражнение “Энергетический круг” | 2 |
7. | Эмоциональная культура педагога | 1. Общее представление об эмоциональной культуре. 2. Упражнение “Любящий взгляд” Упражнение “Передай эмоцию” Упражнение “Нетелефонный разговор” Игра “Слон” Игра “Нежданный гость” 3. Упражнение “Передай улыбку” | 2 |
8. | Мои профессиональные перспективы. | 1.Анализ анкет Упражнение “Молекулы” 2.Упражнение “Передача энергии” Упражнение “Композиция” Упражнение “Зеркало” Игра-активатор “Путаница” Упражнение “Руки” 3.Упражнение “Дождик”. | 2 |
9. | Итоговое | 1.Игра-активатор “Всеобщее внимание” 2.Упражнение “Дискуссия” Упражнение “Последняя встреча” “Написание эссе” “Доброжелательное послание” 3.Итоги моего участия в тренинге Упражнение “Обратная связь” Анкетирование “Обратная связь” | 2 |
Всего часов | 18 |
Результаты эксперимента
После реализации программы проводилось повторное исследование для результативности по тем же параметрам, что и на констатирующем этапе, на выявление уровня коммуникативной культуры воспитателей.
Таблица 3.
Когнитивно-мотивационный компонент коммуникативной культуры
До эксперимента | После эксперимента | ||||
Уровень развития | Экспериментальная группа | Контрольная группа
| Уровень развития | Экспериментальная группа | Контрольная группа
|
Высокий | 20 | 17 | Высокий | 63 | 23 |
Средний | 34 | 35 | Средний | 29 | 47 |
Низкий | 46 | 48 | Низкий | 8 | 30 |
В ходе формирующего этапа эксперимента производилась диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности у педагогов экспериментальной и контрольной групп, для проведения которой привлекались воспитатели. Данные оценки приведены в таблице 3.
Результаты диагностики уровня сформированности компонентов коммуникативной культуры у педагогов экспериментальной и контрольной выборок на этапе формирующего эксперимента отражены в таблице 4 и диаграммах.
Диаграмма 3. Экспериментальная группа
Диаграмма 4. Контрольная группа
Таблица 4.
Деятельностный компонент коммуникативной культуры
До эксперимента | После эксперимента | ||||
Уровень развития | Экспериментальная группа % чел | Контрольная группа % чел. | Уровень развития | Экспериментальная группа % чел | Контрольная группа % чел. |
Высокий | 12 | 16 | Высокий | 62 | 36 |
Средний | 52 | 52 | Средний | 33 | 40 |
Низкий | 36 | 32 | Низкий | 5 | 24 |
Диаграмма 5. Экспериментальна группа
Диаграмма 6. Контрольная группа
Таблица 5.
Риторический компонент коммуникативной культуры
До эксперимента | После эксперимента | ||||
Уровень развития | Экспериментальная группа % чел | Контрольная группа % чел. | Уровень развития | Экспериментальная группа % чел | Контрольная группа % чел. |
Высокий | 21 | 19 | Высокий | 46 | 29 |
Средний | 34 | 37 | Средний | 48 | 40 |
Низкий | 45 | 44 | Низкий | 6 | 31 |
Диаграмма 5. Экспериментальна группf
Диаграмма 6. Контрольная группа
Обработка результатов педагогического эксперимента с использованием критерия Розенбаума показала более высокий уровень развития коммуникативной культуры у воспитателей экспериментальной выборки по сравнению с контрольной.
После реализации программы на формирующем этапе проводилось повторное исследование для результативности по тем же параметрам, что и на констатирующем этапе, на выявление уровня общительности, рефлексии и уровня коммуникативных умений. Из 100% опрошенных воспитателей– низкий уровень общительности снизился до 20%; средний уровень составил 20%; выше среднего уровень увеличился до 30%; высокий – 30%. Данные свидетельствовали о более высоком уровне коммуникативной культуры, за счет проведенной целенаправленной работы с воспитателями.
Итак, в ходе педагогического эксперимента были выявлены положительная динамика изменения микроклимата и личностных качеств воспитателей экспериментальной выборки, которые свидетельствуют об эффективности разработанной организационно-педагогической модели формирования коммуникативной культуры у воспитателей и подтверждают выдвинутую гипотезу.
- Переход к информационному обществу в условиях интеграции наук и диалога культур ставит перед образовательным учреждением подготовки творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на высокие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций и сообществ. Необходимым условием продуктивной профессиональной деятельности будущего специалиста является овладение профессиональной компетентностью, важнейшей составляющей которой выступает коммуникативная культура.
- Процесс формирования коммуникативной культуры воспитателей рассматривается в исследовании как составная часть их профессиональной подготовки и обеспечивается созданием гуманитарной образовательной среды, способствующей гуманитаризации образовательного процесса, которая характеризуется следующими особенностями:
- культурологическим подходом к конструированию содержания образования;
- обеспечением субъектности образовательного процесса;
- деловым и межличностным общением, способствующим творческому соразвитию участников образовательного процесса;
- развитием демократических методов образования воспитателей, утверждением принципов педагогики сотрудничества.
Формирование коммуникативной культуры воспитателей осуществляется на личностно-деятельностной основе в процессе их вовлечения в социально ориентированную деятельность, способствующий реализации профессионального и творческого потенциала воспитателей, позволяющих им совершенствовать навыки работы в «команде» и будущей практической деятельности.
Заключение
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее развития обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с детьми, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Развитие у воспитателей коммуникативной культуры связано с решением комплекса педагогических задач, среди которых на первый план выдвигается коммуникативная задача. Определению ее сущности и значения посвящены исследования В.А. Кан-Калика, М.М. Левиной, А.К Марковой и др. Подводя итог можно обозначить коммуникативную задачу как заданный в конкретной ситуации общения ориентир, реализация которого связана с отбором будущими воспитателями учебной информации предметно-объектного содержания, соответствующего осознаваемой педагогом педагогической задачи. От овладения способами постановки и решения коммуникативных задач зависит эффективность коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.
Эффективности процесса развития коммуникативной культуры во многом способствует коммуникативная грамотность воспитателя, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии.
Профессионально-коммуникативная культура развивается также при условии освоения воспитателем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогической культуры, в конечном счете, может привести воспитателя к осмыслению своей профессиональной деятельности на том или ином этапе и личностно-профессиональному совершенствованию.
Технологический компонент профессионально-коммуникативной культуры воспитателя включает в себя владение интегральным комплексом обобщенных психолого-педагогических, коммуникативных умений и навыков.
Подводя итог, определяем профессионально коммуникативную культуру как часть профессионально-педагогической культуры воспитателя, включающую мотивационно-ценностный, информационно-содержательный и технологический аспекты; как степень овладения опытом актуализации и реализации педагогической культуры личности в процессе и результате коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.
Профессионально-коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения.
Проведенное исследование по развитию коммуникативной культуры позволяет сделать следующие выводы, что будущий воспитатель с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитие.
Таким образом, коммуникативная культура будущего воспитателя – это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура будущего педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет ее успешность.
Список литературы
- [1] Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. – 5-е изд, стерю — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 537 с.
- Богачев Ю.П. Русский язык и культура речи. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 176 с.
- Бодалев А.А. Психология общения // Изб. психол. труды. – 3-е изд. – перераб. и допол. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 256 с.
- Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Дис. … д-ра. пед. наук. – Ростов н/Д., 1979. – 641 с.
- Бочкарева Т.С. Развитие речевой культуры студентов // Вестник ОГУ. – 2001. — № 2. – С. 58-62.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.
- [1]Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя: Дис. … канд. пед. наук / И.И. Зарецкая. — М.: Сентябрь, 2002. – 159 с.
- Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с.
- Кан-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
- [1]Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. — СПб.: ЭКСМО, 2009.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение // Педагогика и психология. — 2008. — № 9.
- Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2004. – 192 с.
- Лузина М.У. Словарь педагогического обихода – Псков: ПГПИ, 2001. – 92 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
- Межуев В.М Культура и история. – М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994. 216 с.
- Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.
- [1]Мудрик А.З. Социализация и смутное время. — М.: Знание, 1991. – 80 с.
- [1]Основы культуры и искусства речи: учеб. пособие / Ю.П. Богачев, В.А. Лапшин, Т.Ф. Посадскова, З.А. Шелестова; под ред. В.А. Лапшина и Ю.П. Богачева. — М.: Прометей, 1999. – 332 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. — М.: Наука, 2009.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. 8-е изд., испр и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 544 с.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2008.
- Шевцова Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста // Сб. науч. трудов СевКазГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 10. – Ставрополь, 2003.
- Шиянов Е.Н., Котова Е.Б. Педагогическое взаимодействие. – Ростов н/Д.: Изд-во РПУ, 1997. – 112 с.
- Щербакова Т.Н., Гвиниева Р.К. Педагог как носитель и транслятор субьектности. — Ростов н/Д., 2006.
- [1]Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.
- [1]Ященкова С.М. Коммуникативная культура сегодня. – М.: Гермес, 2009.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф