Скоро защита?
Меню Услуги

Развитие коммуникативной культуры как компонент профессионального мастерства педагога. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Глава II. Опыт развития коммуникативной культуры как компонента профессионального мастерства педагога

2.1. Коммуникативная культура личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Основным критерием развития коммуникативной культуры является степень сформированности ее структурных компонентов: когнитивно-мотивационного, деятельностного и риторического. При определении уровней сформированности коммуникативной культуры педагогов опирались на выявленные качества, знания и умения, которые выделили высокий, средний и низкий уровни.
На этапе эксперимента с педагогами контрольной и экспериментальной выборок было проведено тестирование на определение уровня общительности по методике В.Ф. Ряховского (таблица 1, диаграмма 1).
Высокий уровень – качества проявляются постоянно, педагог в совершенстве владеет знаниями в сфере культуры общения, обладает необходимыми умениями.
Средний уровень – качества наблюдаются не всегда, критерии выражены, но ограниченно и недостаточно эффективно проявляются в различных видах деятельности.
Низкий уровень – качества проявляются редко или не проявляются, отсутствуют необходимые знания и умения. Данные уровни представлены в приложении 1.

Таблица 1.

Уровень развития коммуникативной культуры

Уровни высокий средний низкий
начало года 20% 42% 38%
конец года 24% 58% 18%

 

Диаграмма 1.

В результате было установлено, что на начало года уровень развития коммуникативной культуры воспитателей составлял: высокий уровень – 20%, средний 42%, низкий уровень — 38%. В этот период доминирует средний уровень развития коммуникативной культуры воспитателей.
Диаграмма 2.

На конец года было установлено, что высокий уровень составляет 24%, средний уровень — 58%, низкий уровень 18%.
Таким образом, данные эксперимента свидетельствуют о недостаточно сформировавшемся уровне коммуникативной культуре будущих воспитателей системы дошкольного образования. Для его повышения необходима специальная работа, направленная на развитие коммуникативной культуры.
С целью повышения уровня коммуникативной культуры, воспитателям было предложено:
1. Подготовить сообщения по темам:
а) Особенности педагогического общения.
б) Педагогическое общение и педагогическая коммуникация.
в) Возможности развития коммуникативной культуры в дошкольном образовательном учреждении
2. Психолог готовит ряд тренингов, помогающих в развитии коммуникативной культуры педагога
Актуальность: общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
 отработать навыки убеждения
 отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
 развить умение находить подход к людям
 подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
 развитие умения невербального средства общения.
 обучить эффективным способам общения.
Упражнение «Это мое имя» (20 минут).
По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.
Например, он может попытаться ответить на такие вопросы:
 Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
 Знаю ли я, что означает мое имя?
 Кто еще в семье носил это имя?
 Легко ли вам было рассказывать о своем имени?
Упражнение «Всеобщее внимание» (10 минут).
Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.
Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?
Упражнение «Попроси шоколадку» (15 минут).
Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый? (голосование).
(Самый справедливый становится водящим он садится по центру).
Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.
Какой способ просьбы оказался самым эффективным?
Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)
Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.
Что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Таким образом, главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Люди, зная о своем неумении публично выступать всячески стремятся научиться этому

2.2. Педагогический потенциал игрового взаимодействия триады «воспитатель-ребенок-родитель»

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на общении равных.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности беседа, чтение театрализованная деятельность способствует приобретению опыта партнерских отношений. Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в ДОУ:
Знакомство с книгой начинается в младшем дошкольном возрасте. У детей формируется представление о книге, как об особом предмете, они с удовольствием рассматривают картинки, соотносят их с прослушанным.
Текстом, запоминают и радостно находят любимых героев. Самым привлекательным в этом возрасте является детский фольклор. Народные песенки, потешки, прибаутки легко запоминаются детьми, гармонично сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, действие. Яркие, красочные иллюстрации насыщают зрительное восприятие малышей, делают книгу источником положительных эмоций.
В среднем и старшем дошкольном возрасте работа с книгой продолжается в двух направлениях:
1. художественная деятельность в изостудии. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, создание собственных иллюстраций к литературным произведениям. Организация выставок, произведение экскурсий;
2. специальные занятия в группе, чтение в свободное время. Создание авторских книг с родителями, игры – драматизации, инсценировки по литературным произведениям с привлечением родителей.
Проводится День открытых дверей, когда наравне со взрослыми дети являются экскурсоводами. В группах экспонируются различные коллекции. Детские живописные, аппликационные, лепные работы, конкурс самодельной книги, демонстрируется коллекция современных книг: книжка-малышка, книжка-сундучок, книжка-игрушка, книжка-ширма, книжка-сцена, книжка-образ, книжка-альбом и др.
В воспитании у детей потребности в художественном слове, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, помогает родителям педагогическая библиотека. Здесь проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой, литературные вечера, досуги, викторины. Взрослые могут взять понравившуюся книгу на некоторое время домой, рассмотреть её, прочитать вместе с детьми.
Отдельный этап – это детская театрализованная деятельность. В нём можно использовать разные виды театров: настольный, пальчиковый, плоскостной, театр игрушек. Играя в театр, родители и дети учатся воплощать свои творческие замыслы, развивать коммуникативную культуру, правильную литературную речь находить и выбирать выразительные средства показа спектакля.
ДОУ является своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий. В приложении №3 различные виды игр для родителей и воспитателей.
Консультация для родителей.
Одной из задач образовательной программы ДОУ является развитие свободного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Главная цель речевого развития состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Согласно принципу интеграции, развитие речи осуществляется не только в процессе организованной совместной деятельности педагога и детей, но и при организации всех видов детской деятельности через различные образовательные области, самостоятельную деятельность детей, игры Речевое воспитание будет более успешным, если, развивать коммуникативную культуру.
Например, когда мы знакомим детей с различными природными явлениями и объектами, мы способствуем развитию у ребенка современного экологического мышления, гуманному отношению ко всему живому, закладываем основы экологической культуры личности.
Для этого нам с вами (родителям и педагогам) необходимо постоянно пополнять запасы знаний детей об окружающем мире, беседуя с ребенком, наблюдая вместе с ним явления природы, рассказывая ему о красоте окружающего мира, и взаимосвязи всего живого на Земле. При этом развиваются все компоненты устной речи, и мы должны поощрять любые попытки детей делиться со взрослыми разнообразными впечатлениями от увиденного, услышанного. Мы не имеем права «отмахиваться» от совместных обсуждений с детьми различных событий в их жизни.
В настоящее время педагог старшей и средней школы сталкивается с проблемой, которая ранее не стояла так остро: дети не могут правильно сформулировать свои мысли, описать свои впечатления, пересказывать литературные произведения. Корни этой проблемы находятся в дошкольном возрасте. Очень часто родители, перегруженные своими делами,не понимая всей актуальности данного вопроса, мало уделяют внимание межличностному общению с ребенком. Мы с вами – педагоги и родители – должны сформировать правильную речь ребенка, и успехов мы сможем добиться, действуя вместе по заранее намеченному плану.
Диалогическая речь – первичная естественная форма языкового общения, состоящая из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик, при этом необходимо обязательно учитывать условия, формы и цели общения.
Большинство занятий в ДОУ построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и игры, включенные в одно занятие, развивают заданную тему: времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми. Со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношения к окружающему в связных высказываниях. Подобный постепенный переход от выполнения заданий на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки и становится естественным. Формирование коммуникативной компетентности включает следующие компоненты: знание, прогнозирование и программирование процесса общения, «вживание» в коммуникативную ситуацию и управление ею, общение (вербальное и невербальное), учет социальной роли партнера и коммуникативная культура.
Мы предлагаем вам посмотреть специально подготовленный небольшой фильм «Чудеса живой природы», состоящий из нескольких небольших сюжетов о превращениях в живой природе.
Цель нашей работы: закрепить умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже. Мы с ребятами в детском саду тоже посмотрим этот фильм и не только обсудим его, но и обыграем сюжеты этого фильма в небольших театральных этюдах. Вашей же задачей будет не только расспросить и выслушать ваших детей о том, что происходило в детском саду, но и обратить внимание на то, как ваш ребенок рассказал вам об увиденном. Вам необходимо будет обратить внимание на логику повествования, правильно ли ребенок употребляет в речи (и употребляет ли вообще) такие слова и фразы как:
‒ сначала,
‒ потом,
‒ раньше,
‒ позже,
‒ после того как,
‒ перед тем как, и т. д.
Если вы замечаете, что ребенку сложно излагать свои мысли, помогите ему встречными вопросами.
Помните, что ваше общение с ребенком должно быть эмоционально окрашенное, живое, вы должны проявлять искренний интерес к разговору. Только в этом случае ваш ребенок с удовольствием станет с вами общаться, делиться своими впечатлениями, и вы добьетесь положительных результатов в развитии речевого общения, логического мышления, развитии коммуникативных качеств, в накоплении ребенком новых знаний.
Рекомендуем вам поиграть с ребенком в настольную игру «Что сначала, что потом», поупражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок, а также на прогулках обращать внимание на сезонные изменения в природе, вызывая у ребенка интерес и желание рассказать кому-либо об увиденном.
Таким образом, ежедневное общение с детьми и родителями, помогает эффективнее преодолевать трудности, связанные с развитием коммуникативной культуры. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны развития их ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию.

 

2.3. Разработка программы «Речевой этикет в развитии коммуникативной культуры педагога – мастера»

На этапе эксперимента проводилась работа, которая включала в себя реализацию «Речевой этикет в развитии коммуникативной культуры педагога – мастера», составными компонентами которой являлись тренинговые упражнения, беседы, дискуссии. В ходе практической работы стояла задача овладения навыками речевого общения, навыками активного слушания, развития самопонимания и рефлексии, расширения диапазона коммуникативных способностей и т.д.
Осознание насущности данной проблемы и руководство требованиями практической направленности деятельности воспитателя (научности, конкретности, системности, оперативности и оптимального сочетания различных форм и методов методической работы), привело к созданию модели комплексного руководства педагогов по развитию коммуникативно-речевых умений в сфере профессионального общения, успешно реализуемой в детском саду (приложение 2, таблицу 1).
Процесс развития коммуникативно-речевых умений длительный и будет эффективным только в случае активной речевой деятельности педагогов в детском саду, для чего необходимо создать оптимальные условия. С этой целью разработанная модель комплексного руководства деятельностью педагогов по развитию коммуникативно-речевых умений, состоит из четырех компонентов:
‒ обогащение реального опыта профессионально-педагогического общения;
‒ обучение способам и методам оптимизации педагогического общения, речевого этикета;
‒ создание условий для профессионального саморазвития личности педагога;
‒ активизирующее общение педагогов с коллегами и родителями.
Все аспекты работы и соответствующие им структурные компоненты деятельности воспитателя в данном направлении представлены в приложении 2 (приложение 2. таблицу 2).
Реализация комплексного подхода к развитию коммуникативно-речевых умений педагогов (формирование системы риторических знаний, обучение самоанализу личностных и профессиональных качеств, обогащение речевого опыта воспитателя и активизация его коммуникативно-речевых умений, речевого этикета, организация условий для самостоятельной работы с литературой) ориентирована на развитие творчески активной речевой личности воспитателя детского сада. Модель отражает структуру организации методической работы по формированию у педагогов, следующих коммуникативно-речевых умений:
— умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
— умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым этикетом;
— умение анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний;
— умение осознанно ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
— умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
— умение корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий ситуации общения;
-умение проводить самоанализ собственной речевой деятельности.
Модель построена на изучении научной, методической литературы, периодических изданий по дошкольной педагогике и психологии, а также в процессе отбора эффективных методов в практике работы с педагогами.
Были поставлены следующие задачи: помочь педагогам раскрыть свой творческий потенциал; сформировать у них стойкий интерес к творческому взаимодействию с детьми, родителями, коллегами, получая при этом радость общения; развивать коммуникативные качества педагогов, вербальные и невербальные средства общения; сплотить воспитателей в коллектив единомышленников (приложение 2, таблицу 3).
Также в ходе формирующего эксперимента нами была разработана следующая программа: Развивающая программа «Коммуникативная компетентность педагога» (приложение 3).
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатичность.
Особенность перечисленных педагогически значимых качеств личности заключается в том, что каждое из них интегративно и комплексно, характеризуется многоуровневой структурой. Они находятся в тесной взаимосвязи, сочетаются друг с другом и образуют определенное единство.
Данная программа является частью комплексной работы по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов воспитателей, актуализации изменений педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.
Цель программы.
Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем, изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.
Задачи программы.
1. Мотивировать воспитателей к анализу собственных педагогических взглядов и установок.
2. Способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков конструктивного выражения своих эмоций и чувств, активного слушания, эмпатии, партнерских отношений и рефлексии.
3. Обеспечить условия для развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональной выразительности и эмоциональной устойчивости педагогов.
4. Обучить навыкам саморегуляции эмоциональных состояний, навыкам релаксации.
Методы: беседа, тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, информирование, дискуссия, рефлексивное обсуждение, развивающая психологическая диагностика.
Результат: осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация воспитателей на построение личностных взаимоотношений с детьми, освоение навыков рефлексивного и эмпатийного поведения.
В результате освоения данной программы воспитатель должен знать:
‒ понятия рефлексия, креативность, эмпатийность, приятие личности ребенка, индивидуальный стиль общения, коммуникация, коммуникативная компетенция и компетентность;
‒ личностно-ориентированную модель общения взрослого с ребенком (по А.В. Петровскому);
‒ правила поведения для конфликтных людей;
‒ правила разрешения конфликтов;
‒ основные формы реагирования в общении;
‒ алгоритм стратегии сотрудничества.
уметь:
‒ анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
‒ понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением; – отстаивать свою позицию конструктивными способами;
‒ адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.
владеть:
‒ способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
‒ навыками самооценки и понимания других;
‒ — навыками позитивного общения;
‒ — навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниям.
Организация занятий.
Программа рассчитана на 18 часов — 9 занятий по два часа каждое.
Структура занятия.
1. Вводная часть включает разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу.
2. Основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.
Заключительная часть включает:
‒ подведение итогов, рефлексия занятия;
‒ снятие эмоционального напряжения посредством релаксации.
Тематический план.

Таблица 2.

Тематический план

№ п/п Тема занятия Содержание Кол-во часов
1. Личность педагога 1. Игра “Имя как аббревиатура”

2. Правила работы в группе Игра “Поменяйтесь местами…” Упражнение “Портрет идеального педагога” Игра “Автомобиль”. 3.Упражнение “Подарок”

2
2. Моя профессиональная роль 1. Упражнение “Дипломатический прием”.

2. Упражнение “Моя профессиональная роль”. Педагогические приемы расположения к себе людей в общении. 3.Рефлексия занятия

2
3. Мои сильные стороны. 1. Игра “Чьи ладони”

Игра “Джунгли”

2. Упражнение “Две стороны медали”

Упражнение-активатор “Печатная машинка”

Упражнение-активатор “Калейдоскоп чувств”

Упражнение “Объявление”

3. Анкетирование “Обратная связь”

2
4. Личностно-ориентированное общение педагога. 1. Приветствие

Анализ анкет

Игра “Послание самому себе”

2. Упражнение “Мое педагогическое кредо”

Анализ домашнего задания

Информирование “Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком” (по А. В. Петровскому).

Упражнение “Равновесие”

Упражнение “Вверх по радуге”

Упражнение “Маяк”

Упражнение “Знакомство с самим собой”

Упражнение “Хоровод”

3.Рефлексия занятия.

2
5 Я педагог. 1.Проективное рисование “Я – педагог”

Упражнение “Повтори движение”

Информирование “Как располагать к себе людей”

Упражнение “Движение по кругу”

Упражнение “Что помогает мне в работе” 2.Анкетирование “Обратная связь”

2
6. Глазами ученика. 1. Работа в группах

Релаксация под музыку “Белое облако”

Упражнение “Стрела”

2.Работа в парах

Упражнение “Букет чувств”

Упражнение “Рефлексия по кругу” 3.Упражнение “Энергетический круг”

2
7. Эмоциональная культура педагога 1. Общее представление об эмоциональной культуре.

2. Упражнение “Любящий взгляд”

Упражнение “Передай эмоцию”

Упражнение “Нетелефонный разговор”

Игра “Слон”

Игра “Нежданный гость”

3. Упражнение “Передай улыбку”

2
8. Мои профессиональные перспективы. 1.Анализ анкет

Упражнение “Молекулы”

2.Упражнение “Передача энергии”

Упражнение “Композиция”

Упражнение “Зеркало”

Игра-активатор “Путаница”

Упражнение “Руки”

3.Упражнение “Дождик”.

2
9. Итоговое 1.Игра-активатор “Всеобщее внимание”

2.Упражнение “Дискуссия”

Упражнение “Последняя встреча”

“Написание эссе”

“Доброжелательное послание”

3.Итоги моего участия в тренинге

Упражнение “Обратная связь”

Анкетирование “Обратная связь”

2
Всего часов 18

 

Результаты эксперимента

После реализации программы проводилось повторное исследование для результативности по тем же параметрам, что и на констатирующем этапе, на выявление уровня коммуникативной культуры воспитателей.

Таблица 3.

Когнитивно-мотивационный компонент коммуникативной культуры

До эксперимента После эксперимента
Уровень развития Экспериментальная группа Контрольная группа

 

Уровень развития Экспериментальная группа Контрольная группа

 

Высокий 20 17 Высокий 63 23
Средний 34 35 Средний 29 47
Низкий 46 48 Низкий 8 30

 

В ходе формирующего этапа эксперимента производилась диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности у педагогов экспериментальной и контрольной групп, для проведения которой привлекались воспитатели. Данные оценки приведены в таблице 3.

Результаты диагностики уровня сформированности компонентов коммуникативной культуры у педагогов экспериментальной и контрольной выборок на этапе формирующего эксперимента отражены в таблице 4 и диаграммах.

Диаграмма 3. Экспериментальная группа

 

Диаграмма 4. Контрольная группа

Таблица 4.

Деятельностный компонент коммуникативной культуры

До эксперимента После эксперимента
Уровень развития Экспериментальная группа % чел Контрольная группа

% чел.

Уровень развития Экспериментальная группа % чел Контрольная группа

% чел.

Высокий 12 16 Высокий 62 36
Средний 52 52 Средний 33 40
Низкий 36 32 Низкий 5 24

 

Диаграмма 5. Экспериментальна группа

 

Диаграмма 6. Контрольная группа


Таблица 5.

Риторический компонент коммуникативной культуры

До эксперимента После эксперимента
Уровень развития Экспериментальная группа % чел Контрольная группа

% чел.

Уровень развития Экспериментальная группа % чел Контрольная группа

% чел.

Высокий 21 19 Высокий 46 29
Средний 34 37 Средний 48 40
Низкий 45 44 Низкий 6 31

Диаграмма 5. Экспериментальна группf

Диаграмма 6. Контрольная группа


Обработка результатов педагогического эксперимента с использованием критерия Розенбаума показала более высокий уровень развития коммуникативной культуры у воспитателей экспериментальной выборки по сравнению с контрольной.

После реализации программы на формирующем этапе проводилось повторное исследование для результативности по тем же параметрам, что и на констатирующем этапе, на выявление уровня общительности, рефлексии и уровня коммуникативных умений.  Из 100% опрошенных воспитателей– низкий уровень общительности снизился до 20%; средний уровень составил 20%; выше среднего уровень увеличился до 30%; высокий – 30%. Данные свидетельствовали о более высоком уровне коммуникативной культуры, за счет проведенной целенаправленной работы с воспитателями.

Итак, в ходе педагогического эксперимента были выявлены положительная динамика изменения микроклимата и личностных качеств воспитателей экспериментальной выборки, которые свидетельствуют об эффективности разработанной организационно-педагогической модели формирования коммуникативной культуры у воспитателей и подтверждают выдвинутую гипотезу.

  1. Переход к информационному обществу в условиях интеграции наук и диалога культур ставит перед образовательным учреждением подготовки творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на высокие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций и сообществ. Необходимым условием продуктивной профессиональной деятельности будущего специалиста является овладение профессиональной компетентностью, важнейшей составляющей которой выступает коммуникативная культура.
  2. Процесс формирования коммуникативной культуры воспитателей рассматривается в исследовании как составная часть их профессиональной подготовки и обеспечивается созданием гуманитарной образовательной среды, способствующей гуманитаризации образовательного процесса, которая характеризуется следующими особенностями:
  • культурологическим подходом к конструированию содержания образования;
  • обеспечением субъектности образовательного процесса;
  • деловым и межличностным общением, способствующим творческому соразвитию участников образовательного процесса;
  • развитием демократических методов образования воспитателей, утверждением принципов педагогики сотрудничества.

Формирование коммуникативной культуры воспитателей осуществляется на личностно-деятельностной основе в процессе их вовлечения в социально ориентированную деятельность, способствующий реализации профессионального и творческого потенциала воспитателей, позволяющих им совершенствовать навыки работы в «команде» и будущей практической деятельности.

 

Заключение

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее развития обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с детьми, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Развитие у воспитателей коммуникативной культуры связано с решением комплекса педагогических задач, среди которых на первый план выдвигается коммуникативная задача. Определению ее сущности и значения посвящены исследования В.А. Кан-Калика, М.М. Левиной, А.К Марковой и др. Подводя итог можно обозначить коммуникативную задачу как заданный в конкретной ситуации общения ориентир, реализация которого связана с отбором будущими воспитателями учебной информации предметно-объектного содержания, соответствующего осознаваемой педагогом педагогической задачи. От овладения способами постановки и решения коммуникативных задач зависит эффективность коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.

Эффективности процесса развития коммуникативной культуры во многом способствует коммуникативная грамотность воспитателя, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии.

Профессионально-коммуникативная культура развивается также при условии освоения воспитателем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогической культуры, в конечном счете, может привести воспитателя к осмыслению своей профессиональной деятельности на том или ином этапе и личностно-профессиональному совершенствованию.

Технологический компонент профессионально-коммуникативной культуры воспитателя включает в себя владение интегральным комплексом обобщенных психолого-педагогических, коммуникативных умений и навыков.

Подводя итог, определяем профессионально коммуникативную культуру как часть профессионально-педагогической культуры воспитателя, включающую мотивационно-ценностный, информационно-содержательный и технологический аспекты; как степень овладения опытом актуализации и реализации педагогической культуры личности в процессе и результате коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.

Профессионально-коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения.

Проведенное исследование по развитию коммуникативной культуры позволяет сделать следующие выводы, что будущий воспитатель с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитие.

Таким образом, коммуникативная культура будущего воспитателя – это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура будущего педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет ее успешность.

 

Список литературы

  1. [1] Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. – 5-е изд, стерю — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 537 с.
  2. Богачев Ю.П. Русский язык и культура речи. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 176 с.
  3. Бодалев А.А. Психология общения // Изб. психол. труды. – 3-е изд. – перераб. и допол. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 256 с.
  4. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Дис. … д-ра. пед. наук. – Ростов н/Д., 1979. – 641 с.
  5. Бочкарева Т.С. Развитие речевой культуры студентов // Вестник ОГУ. – 2001. — № 2. – С. 58-62.
  6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.
  7. [1]Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя: Дис. … канд. пед. наук / И.И. Зарецкая. — М.: Сентябрь, 2002. – 159 с.
  8. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с.
  9. Кан-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
  10. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
  11. [1]Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. — СПб.: ЭКСМО, 2009.
  12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение // Педагогика и психология. — 2008. — № 9.
  13. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2004. – 192 с.
  14. Лузина М.У. Словарь педагогического обихода – Псков: ПГПИ, 2001. – 92 с.
  15. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  16. Межуев В.М Культура и история. – М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994. 216 с.
  18. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.
  19. [1]Мудрик А.З. Социализация и смутное время. — М.: Знание, 1991. – 80 с.
  20. [1]Основы культуры и искусства речи: учеб. пособие / Ю.П. Богачев, В.А. Лапшин, Т.Ф. Посадскова, З.А. Шелестова; под ред. В.А. Лапшина и Ю.П. Богачева. — М.: Прометей, 1999. – 332 с.
  21. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. — М.: Наука, 2009.
  22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
  23. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. 8-е изд., испр и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 544 с.
  24. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2008.
  25. Шевцова Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста // Сб. науч. трудов СевКазГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 10. – Ставрополь, 2003.
  26. Шиянов Е.Н., Котова Е.Б. Педагогическое взаимодействие. – Ростов н/Д.: Изд-во РПУ, 1997. – 112 с.
  27. Щербакова Т.Н., Гвиниева Р.К. Педагог как носитель и транслятор субьектности. — Ростов н/Д., 2006.
  28. [1]Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.
  29. [1]Ященкова С.М. Коммуникативная культура сегодня. – М.: Гермес, 2009.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф