Меню Услуги

Государственное финансовое регулирование развития некоммерческих организаций в РФ


Страница:   1   2


Содержание

  • Введение
  • 1.1. Определение некоммерческих организаций, их классификация; понятие государственного финансового регулирования, цели и задачи
  • 1.2. Принципы построения и структура некоммерческих организаций
  • 1.3. Основные методы регулирования развития некоммерческих организаций в РФ
  • 2.1. Функции некоммерческих организаций
  • 2.2. Анализ реализации механизмов поддержки некоммерческих организаций
  • 2.3. Анализ социально-ориентированных некоммерческих организаций
  • 3. Направление совершенствования финансового механизма
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

В экономики любого государства существуют две области деятельности — материального производства и нематериальной сферы. Граждане в процессе трудовой деятельности, участвуя в первой, создают совокупный общественный продукт, во второй, производят общественные блага.

Государство предоставляет общественные блага своим гражданам , что связано с потреблением национального дохода, поэтому, возможности его в этой области ограничены. Также, если бы государства была возможность удовлетворить потребности всех граждан в общественных благах, то  потребовалось бы создание многоуровневой и сложно-управляемой системы их распределения. Вероятность четкого и бесперебойного функционирования данной системы в экономике любого государства очень мала.

Законодательство, которое регулирует гражданские правоотношения участников делового оборота, разделяет организационно-правовые формы хозяйственной деятельности в соответствии с наличием двух сфер экономики — материальной и нематериальной — на группы коммерческих и некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации чаще создаются для удовлетворения нематериальных потребностей человека и для защиты определенных групп населения, не имеющих возможности в условиях рыночной экономики обеспечить себе достойное существование.

Расширение деятельности некоммерческих организаций в России достаточно прогрессивно, но существуют проблемы, связанные с организацией работы и учета, которые препятствуют созданию по-настоящему жизнеспособного финансового механизма некоммерческих организаций, способствующего удовлетворению современным потребностям. Таким образом, данная тема в настоящее время приобретает наибольшую актуальность.

Целью данной работы является анализ государственной финансовой поддержки регулирования некоммерческих организаций в РФ.

Исходя из поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

— проанализировать теоретические основы финансов в некоммерческой сфере;

— проанализировать источники финансирования социально-культурных мероприятий;

— проанализировать пути совершенствования финансового механизма в некоммерческой сфере.

Объектом исследования является механизм финансирования  некоммерческих организаций.

Предметом исследования являются финансовые отношения, складывающиеся в процессе деятельности некоммерческих организаций.

Основой исследования являются труды зарубежных и отечественных исследователей некоммерческих организаций по методологической части.

В информационной части, базой исследования являются статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в которой опубликованны результаты зарубежных и отечественных исследований, аналитические материалы размещенные в глобальной сети Internet, информация представленная на сайтах различных эндаумент-фондов.

Научная новизна дипломного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа последних изменений федерального законодательства выявить основные проблемы административно-правового регулирования некоммерческого сектора, сформулировать предложения по повышению его эффективности, разработать рекомендации относительно совершенствования порядка государственной регистрации некоммерческих организации и государственного контроля  за деятельностью некоммерческих организаций. На основе комплексного анализа административно-правовых норм, регулирующих некоммерческий сектор, сформулировать основные отличительные особенности административного статуса некоммерческих организаций.

1.1. Определение некоммерческих организаций, их классификация; понятие государственного финансового регулирования, цели и задачи

Некоммерческая организация- это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческой организации присущи следующие свойства:

  • наличие юридического лица;
  • основной целью деятельности не является извлечение прибыли;
  • возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

Некоммерческие организации играют важнейшую связующую роль в формировании современного гражданского общества в России, а также являются активными участниками хозяйственного оборота.

В данном  параграфе мы попытаемся  создать систему некоммерческих организаций по различным основаниям. Имеется огромное видовое многообразие некоммерческих организаций, поэтому классификация необходима, она «дает всестороннее представление обо всех возможных разновидностях юридических лиц, исключает возможность создания не закрепленных законом организаций, дает возможность определить правовой статус конкретной организации и разграничить организации с неодинаковыми типами правосубъектности, исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм».

Классифицировать некоммерческие организации в зависимости от статуса, в том числе общественные организации, религиозные организации и т.д. не раз принимались советские и российские цивилисты. На рубеже 60–70-х годов проводились научные исследования по направлениям, связанных с деятельностью и правовым положением профсоюзных организаций, добровольных обществ, иных общественных объединений.

С.Н. Братусь разделяет общественные организации на профсоюзы, и их союзы, прочие общества и их союзы. В.П. Грибанов разделяет общественные организации на профсоюзы добровольные общества и их союзы, союзы работников творческих профессий. А.В. Дозорцев делит общественные объединения на профсоюзы, добровольные общества и их союзы, объединения лиц творческих профессий, иные общества и союзы.

Сложность  систематизации состоит в том, что есть большое количество некоммерческих юридических лиц, в то же время существует множество критериев, для различных классификаций, где за критерии принимаются цель создания, характер деятельности, наличие членства, источник возникновения права собственности. Так, Г.В. Мищенко предлагает разделить все общественные организации на десять групп. К. Альчиев предлагает 2 классификации общественных организаций, в первой  за основу принимается источник возникновения права собственности, а во второй – цель (задачи) деятельности.

Оригинальная классификация представлена В.В. Залесским и Р.Ф. Каллистратовой. Основой является то, что деления положены цели деятельности, и все некоммерческие организации разграничены на четыре группы. По мнению авторов, «приведенная классификация представляется весьма условной и лишь в ограниченном объеме используется законодателем при создании специальных законов, посвященных Отдельным видам некоммерческих организаций». Наиболее полная классификация, затрагивающая все статусы некоммерческих организаций, предлагается А.В. Маркитантовым. Выделяются координационные, экономические, этнические, политические и т.д. виды негосударственных объединений.

Особенностью организации финансов некоммерческих организаций является целевая направленность уставной деятельности,  порядок и источник ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию делаются на добровольной основе. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях прописывается в уставных документах и должна подчиняться достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридических лиц — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. В конце финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов. Размеры и структура дохода некоммерческой организации,  сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны. Финансы НКО и коммерческих организаций имеют различия по следующим направлениям:

  1. формирование первоначального капитала (имущества и денежных средств);
  2. процедура создания юридического лица;
  3. порядок осуществления хозяйственной деятельности;
  4. реализация права собственности на имущество;
  5. порядок распределения прибыли;
  6. порядок управления юридическим лицом;
  7. объем и порядок ответственности по своим обязательствам перед третьими лицами; порядок ликвидации юридического лица.

Финансы некоммерческих организаций строятся на принципах:

1) внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);

2) целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);

3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости);

4) открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;

5) подотчетность лицу источнику финансирования;

6) реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;

7) моральная и социальная ответственность участников некоммерческой  организации за результаты ее деятельности.

Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям:

1) между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;

2) между некоммерческой организацией и грантодателями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;

3) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов;

4) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа;

5) между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социального обеспечения;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

6) между некоммерческой организацией и коммерческим банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования;

7) между некоммерческой организацией и коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности [2]. Вывод по данной главе можно сделать следующий: видов НКО существует большое множество, такие как ассоциации, союзы, учереждения, партии и др.

Особенностью организации финансов некоммерческих организаций является целевая направленность их уставной деятельности, порядок и источник ее финансирования. Взносы участников в НКО являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

Некоммерческие организации регулярно оказывают платные услуги. Они дают информацию о примерном количестве клиентов и описывают оказываемые услуги (кому, где, когда, на каких условиях предоставляются). Оказалось, что только мало таких некоммерческих организаций, которые ведут учет своих клиентов. Нужно отметить, что проведение консультаций (особенно юридических), наряду с обучающей и издательской деятельностью — наиболее часто встречающиеся сферы, в которых оказывают услуги некоммерческие организации. Причем они здесь являются конкурентоспособными, поскольку эти услуги предоставляются на платной основе. Существенную часть услуг составляет обучение специалистов и их стажировки. Это можно объяснить тем, что в процессе своей работы некоммерческие организации освоили современные социальные технологии и теперь готовы передавать их отечественным специалистам, работающим как в негосударственных, так и в государственных учреждениях.

Платные услуги, оказываемые некоммерческими организациями: консультации юридические, по бухучету, управлению, обучающие семинары-тренинги, лекции, в том числе обучение иностранному языку, пользованию персональным компьютером, подготовка специалистов, стажировки для специалистов , внешкольная работа с детьми, экскурсии, психодиагностические и коррекционные занятия, организация и проведение семинаров, конференций и праздников, бытовые услуги (уборка, няни и т. д.)

Часть перечисленных социальных услуг финансируется в рамках городских целевых программ, в частности организация летнего отдыха детей и временная занятость подростков.

По закону гранты могут быть предоставлены общественным объединениям для осуществления следующих проектов:

— социальная и правовая помощь лицам, которые нуждаются в социальной и правовой защите (в т. ч. беженцам и вынужденным переселенцам, инвалидам, безработным, лицам, которые нуждаются в опеке и попечительстве, жертвам насилия), правовое образование, защита прав человека;

— охрана здоровья граждан и окружающей среды;

— охрана памятников истории и культуры, создание, сохранение, распространение и освоение культурных ценностей.

Развитие обучающих, информационных и консультативно-правовых услуг НКО осуществляется в соответствии с запросом городских властей.  Почти отсутствуют конкурсы,  которые направленны на социальное обслуживание населения, в которых НКО выступили бы конкурентами государственных учреждений (реабилитационных центров, центров социального обслуживания населения, детских домов и т. д.). Хотя ряд некоммерческих организаций имеет бюджетное финансирование (например, приюты для безнадзорных детей), вряд ли сегодня можно говорить о реальной конкуренции между НКО и государственными структурами, прежде всего в связи с отсутствием у НКО развитой инфраструктуры, необходимой для оказания массовых услуг населению.

Пока предложение НКО в основном отражает тенденции финансирования, в частности городскими властями, тех или иных видов деятельности, но при этом НКО аккумулирует уникальные технологии и опыт работы с отдельными категориями клиентов, что делает некоммерческие организации потенциально конкурентоспособными на рынке социальных услуг .

В последнее время не только сами НКО, но и бизнес, и государство стали признавать, что некоммерческий сектор активно участвует в построении и укреплении экономики страны. Если в начале 1990-х годов большинство НКО воспринимались государством и бизнесом как «иждивенцы» и просители, то сейчас — все чаще как партнеры. Некоммерческие организации имеют уникальный опыт и уникальных профессионалов в областях, которые стали, наконец, представлять интерес и для государства, и для социально ответственного бизнеса — социальное обслуживание населения, развитие местного самоуправления, работа с детьми и молодежью, повышение активности граждан в решении проблем местного сообщества и т.п.

Вывод, НКО регулярно оказывают платные услуги, основными из них являются социальные: юридические консультации, по бухучету, управлению, обучающие семинары-тренинги, лекции и т.д. Сейчас государство стало проявлять интерес к платным услугам, которые оказываются некоммерческими организациями населению. Потому что, НКО стали оказывать услуги по социальному обслуживанию населения, развитию местного самоуправления, работе с детьми и молодежью и др. Осознав свою уникальность и востребованность, НКО стали не только просить, но и зарабатывать деньги, предоставляя свои услуги за плату.

Согласно гражданскому законодательству нашей страны возможно создание и функционирование достаточно большого разнообразия некоммерческих организаций.

Таким образом, особенностью финансов некоммерческих организаций является специфика их деятельности, которая базируется на потреблении общего общественного продукта, создающегося в коммерческом секторе экономики.

Прибыль, которую получает некоммерческая организация в процессе предпринимательской деятельности, согласно законодательству является источником целевых расходов. Поэтому она подлежит обложению налогом на прибыль и может быть использована в соответствии с целями организации.

Неопределенные размеры и регулярные денежные поступления формируют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.

1.2. Принципы построения и структура некоммерческих организаций

Некоммерческие организации (НКО) представляют собой организации, созданные с целью производства товаров и услуг. Статус НКО не позволяет им служить источником прибыли для их учредителей. Так, в Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей.

Наиболее значительную группу юридических лиц, регистрируемых по специальному порядку, составляют некоммерческие организации, т.е. организации, не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Общее нормативно-правовое регулирование статуса некоммерческих организаций, помимо ГК РФ, осуществляет также Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
При этом правила, закрепленные в Законе о некоммерческих организациях, распространяются лишь на те некоммерческие организации, которые непосредственно подпадают под действие этого Закона. Определяющим в этом смысле является п. 2 ст. I Закона о некоммерческих организациях, в соответствии с которым «настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами». Соответственно, иными федеральными законами, определяющими правовой статус отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, могут устанавливаться специальные правила их государственной регистрации, отличные как от правил регистрации некоммерческих организаций, так и от общих правил регистрации, закрепленных в Законе о регистрации. В настоящий момент такие правила предусмотрены в отношении всех общественных объединений, религиозных организаций, торгово-промышленных палат и др. Некоторыми законами, например, определяющими статус товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, установлено правило, в соответствии с которым их регистрация осуществляется по общим правилам, предусмотренным Законом о регистрации.

Согласно с п. 8 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях срок, в течение которого органы Федеральной регистрационной службы должны принять решение о государственной регистрации некоммерческой организации, составляет не более 14 рабочих дней.

Специфику государственной регистрации некоммерческих организаций составляет особый список оснований для отказа в такой регистрации. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» введена ст. 23.1, которая и посвящена правовому регулированию этого вопроса. В соответствии с ее нормами список оснований для принятия соответствующего решения по сравнению с Законом о регистрации (ст. 23) значительно расширен и включает в себя следующие основания:
1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ;
2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо таковым в силу закона являться не может.

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:
— фонд;
— учреждение;
— общественная организация (объединение);
— потребительский кооператив;
— некоммерческое партнерство;
— автономная некоммерческая организация;
— объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

Федеральный закон от 12 ноября 1996 г. «О некоммерческих организациях» применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ постольку, поскольку иное не установлено иными федеральными законами. Этим федеральным законом определены формы НКО.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», и приводит ее следующие организационно-правовые формы:
— общественная организация;
— общественное движение;
— общественный фонд;
— общественное учреждение;
— орган общественной самодеятельности;
— политическая партия».

Учредительными документами НКО являются:
— устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;
— учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.

Для регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются:
— Заявление;
— учредительные документы;
— решение о создании организации;
— сведения об учредителях;
— документ об уплате государственной пошлины.

Исполнительный орган НКО может быть коллегиальным и (или) единоличным. Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются:
— коллегиальный высший орган управления для автономной НКО;
— общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

К компетенции органов управления НКО относятся:
— изменение устава;
— образование исполнительных органов;
— утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, финансового плана.

Особенностью иностранной некоммерческой неправительственной организации является то, что она создана за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.

Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ. Так, ст. 161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.Особенности различных форм НКО приведены в табл. 1.

Таблица 1 Формы некоммерческих организаций

Формы некоммерческих организаций Особенности функционирования некоммерческих организаций
Общественная и религиозная организации Участники (члены) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы
Фонд Имущество, переданное фонду его учредителями является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью
Некоммерческое партнерство Переданное имущество является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов
Учреждение Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник
Автономная некоммерческая организация Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами
Общественное объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия) Имущество формируется на основе вступительных иᅟᅟ членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов
Государственная корпорация

 

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации

Источник: Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: российская практика. М.: Финансы и статистика, 2012.-118 с.

Из табл. 1 видно, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Так, фонд представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Финансовые ресурсы фонда создаются за счет добровольных имущественных взносов в денежной форме, а также доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Попечительский совет фонда, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Государственная корпорация — это организационно-правовая форма, не имеющая членства, утвержденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и других общественно полезных функций (ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»). Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям» (ст. 7.1 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Особенностью этой организационно-правовой формы является то, что члены некоммерческого партнерства при выходе из него имеют право получить часть имущества за исключением членских взносов. Кроме этого, при ликвидации некоммерческого партнерства часть имущества, оставшаяся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами в соответствии с внесенной долей.

Автономная некоммерческая организация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, которая учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является ее собственностью. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

НКО могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза.

При выходе из союза член несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Добровольные взносы и пожертвования характерны для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. При этом законодательство запрещает получать финансовую и иную материальную помощь политическим общественным объединениям на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Возможность осуществления бюджетными учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предусмотрена Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», «Основами законодательства РФ о культуре» и др.

В связи с начатым процессом реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта установлено, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно. Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Кроме заданий учредителя и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
На финансовый механизм государственных корпораций, созданных Российской Федерацией на основе имущественного взноса, влияет то, что имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации, и она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

1.3. Основные методы регулирования развития некоммерческих организаций в РФ

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйственного управления, которое отражается в соответствующих финансовых планах. Финансовые планы составляются во всех звеньях финансовой системы, причем формы финансового плана отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.

Конкретной задача финансового планирования определяется финансовой политикой. В целом по государству главным финансовым прогнозом является сводный баланс финансовых ресурсов государства.

Задачи финансового планирования:

  • определение объема денежных средств и их источников;
  • выявление результатов роста доходов;
  • определение основных направлений экономии расходов;
  • распределение денежных средств между фондами.

Методы финансового планирования:

  • экстраполяция, состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики;
  • нормативный, основывается на использовании финансовых норм и нормативов;
  • математического моделирования, предполагает построение финансовых моделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;
  • балансовый, используется для согласования направлений использования финансовых ресурсов и источников их формирования;

Смета бюджетного учреждения – в РФ вид финансового плана, основа для определения величины расходов, финансируемых из бюджета. Сметы составляют и используют организации и учреждения в основном сферы нематериального производства, состоящие на бюджетном финансировании. До перехода РФ к рыночным отношениям смета традиционно включала раздел расходов, разделенный на отдельные виды в соответствии с бюджетной классификацией расходов (заработная плата, начисления на нее и др.). В рыночных условиях структура сметы и методы расчетов ряда статей ее значительно изменились. Эти изменения связаны в значительной мере с потребностями всемерного развития социальной сферы (образования. здравоохранения и др.) в условиях появления новых источников для покрытия их расходов – средств благотворительных фондов, внебюджетных фондов, спонсорских взносов, своих средств от оказания платных услуг, аренды и др.

Смета включает два раздела с прилагаемыми расчетами к ним. В разделах конкретно по каждому виду расходов показана сумма на год в поквартальном разрезе.

Раздел 1. Доходы и поступления. В нем представлены доходы и поступления, подлежащие распределению по экономическим нормативам (поступления из бюджета по нормативам, другие поступления от платы за выполнение работы и услуги для других, за проживание в общежитиях (студентов), проценты банка за пользование временно свободными средствами учреждений). В разделе предусмотрена возможность получения бюджетной организацией прибыли по своей производственной деятельности. Вторая часть первого раздела отведена целевым доходам и поступлениям в виде дополнительных ассигнований на централизованные и неплановые мероприятия, поступлений из финансового резерва вышестоящего звена управления, добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественные организаций, населения. В совокупности все средства, поступившие по этим источникам, составляют доходы.

Раздел 2. Расходы и направления. Оплата труда государственных служащих; стипендии; трансферы населению; материальные затраты (приобретение расходных материалов; оплата услуг связи; коммунального хозяйства; прочих услуг); расходы за счет фонда производственного и социального развития (ФПСР) – капитальный ремонт, приобретение инвентаря и др.

Третьим (неофициальным) разделом сметы можно назвать приложение к ней в виде расчетов статей сметы, состоящих из ряда таблиц: распределение расходов; производственные показатели; расчет расходов на оплату труда, на коммунальные услуги, тарифный список работников и др.

Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа.
Составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года (далее – лимиты бюджетных обязательств).

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе формировать свод смет учреждений, содержащий обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в его ведении.

Смета составляется учреждением по форме, разработанной и утвержденной главным распорядителем средств бюджета, содержащей следующие обязательные реквизиты:

  • гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) соответствующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения (свода смет учреждений) и дату утверждения;
  • наименование формы документа;
  • финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
  • наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО)/наименование главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);
  • код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);
  • наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
  • содержательная и оформляющая части.

Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также суммы по каждому направлению.

Оформляющая часть формы сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в смете данные – руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки) сметы (свода смет учреждений).

Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета, учреждение вправе установить дополнительные реквизиты к форме сметы.

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

Конституция РФ закрепила за Россией статус социального государства. Приоритет нового экономического строя: – все для человека. От провозглашения до реального практического перехода к социальному государству необходима долгосрочная социальная политика государства, ориентированная на осуществление прав общества и человека на развитие.

К началу 90-х годов 20 века Россия обладала довольно развитой сетью объектов социально-культурного назначения, финансируемых государством. Однако общий уровень их материально-технической базы, оснащенность современным оборудованием были очень низкими в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. Причина в недостаточности финансовых вложений в социально-культурную сферу. За последние 15 лет реальный уровень ассигнований на нужды образования в России сократился в 5 раз .

Понятно, что без значительного увеличения объемов финансирования в социально-культурную сферу невозможно решение фундаментальных проблем образования, здравоохранения, культуры и искусства. А без этого невозможно и решение фундаментальных проблем экономического развития России.
Между тем, функционирование бюджетных учреждений в 90-е годы в кризисных условиях происходило путем неполного и нестабильного финансирования.

В результате к началу 2000-х по сравнению с 1990 годом уровень финансирования из бюджета социальных расходов сократился в 2 раза. На социально-культурные мероприятия отправлялось в среднем 2–3% ВВП.
Огромную проблему составлял вопрос о выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, основная нагрузка по этому поводу ложилась именно на региональные бюджеты.

Для изменения ситуации в положительную сторону необходимо было на государственном уровне переоценить роль вложений в социально-культурную сферу, рассматривая их как выгодные вложения. Во всех случаях при формировании и использовании бюджетных ресурсов социально-культурной сферы просматривалась необходимость увязки с фактором увеличения производительной силы человека и процессом воспроизводства.

Наибольший объем услуг социально-культурного характера оказывают бюджетные учреждения. Поэтому проблемы формирования и использования финансового механизма бюджетных учреждений, работающих в новых, рыночных условиях, как никогда актуальны.

Развитие в России рыночных отношений изменило порядок финансирования бюджетных учреждений в экономике. Теперь они могут оказывать услуги не только на бесплатной, но и на платной основе и оставаться бюджетными учреждениями при условии направлении дополнительно полученных доходов только на расходные статьи, предусмотренные сметой, за исключением расходов на заработную плату.
Финансовая деятельность государства в отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое бюджетное учреждение, получив от главного распорядителя бюджетных ассигнований причитающуюся ему сумму, действует самостоятельно.
Самостоятельность бюджетных учреждений проявляется и в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап экономического развития страны характеризуется централизацией государственных финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета Федерального казначейства. С 1 января 2000 года все средства бюджетных учреждений, в том числе и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства. Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права «свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно заработанные бюджетными учреждениями их собственными средствами, которыми они могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.

Централизация государственных финансовых ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация внебюджетных источников лишает бюджетные учреждения инициативы в развитии и предоставлении населению необходимых объемов социальных услуг и заинтересованности в повышении качества обслуживания.

Переход бюджетных учреждений в рынок сделал возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые ранее не использовались. Изменился и механизм действия ранее используемых инструментов.

Такими инструментами финансового механизма являются государственные минимальные социальные стандарты, лизинг, кредитование, налогообложение и пр. Зарождающиеся рыночные отношения в бюджетной сфере позволяют также использовать финансовый маркетинг, факторинг, франчайзинг и др. Особенно перспективным видится использование лизинговых отношений, которые пока в социально-культурной сфере отсутствуют.

Финансовое обеспечение устойчивого развития некоммерческих организаций в условиях переходного периода — особенно сложная практическая задача, требующая и специального методического обоснования, поскольку на общие риски рыночного характера накладываются специфические риски переходного периода, которые необходимо учитывать для минимизации возможных потерь.

Однако эта задача еще более усложняется в связи с тем, что в российской науке в области рисков решаются главным образом математические задачи по оценке вероятности наступления того или иного события и в меньшей степени анализируются отраслевые особенности проявления рисков. Анализ соответствующей литературы показывает, что практически нет публикаций по сравнительной оценке рисков различных форм предпринимательской деятельности и совсем не изучены особенности рисков некоммерческих организаций.

Так как риски — форма проявления неблагоприятных факторов, влияющих на деятельность субъекта предпринимательской деятельности, при анализе рисков некоммерческих организаций необходимо определять и факторы, и условия, которые могут обеспечить устойчивое функционирование организационных структур данного типа. Факторы, определяющие финансовую устойчивость некоммерческих организаций, — это внешние и внутренние факторы. И те и другие могут образовывать и разные подгруппы, связанные с разными аспектами деятельности некоммерческой организации. Условия же успешного функционирования таких организаций на разных уровнях экономики можно свести к следующим.

На макроуровне это — наличие потребности общества в деятельности некоммерческих организаций, устойчивое функционирование экономической системы, устойчивость финансовой системы и ее подсистем (налоговой, банковской), устойчивость правового регулирования статуса некоммерческой организации.

На микроуровне к таким условиям относятся: наличие документов, регламентирующих деятельность некоммерческой организации, финансовых ресурсов для организации ее деятельности, материально-технической базы, управленческого персонала и методики финансового планирования этой деятельности.

Внешними рисками при этом являются риски, обусловленные отсутствием или снижением спроса на услуги некоммерческой организации, риск форс-мажорных обстоятельств — при резком изменении экономической ситуации в стране, изменении налоговой системы, банкротстве банков, изменениях в платежной системе и в принципах правового регулирования деятельности некоммерческих организаций. К внутренним рискам относятся риски, обусловленные недостаточной компетентностью руководства, ошибками в финансовом планировании и в бухгалтерской отчетности некоммерческой организации, риски, связанные с проблемами финансирования деятельности некоммерческой организации и развития их материально-технической базы.

В случае невозможности выполнения некоммерческой организацией ее уставных задач она может быть ликвидирована по решению суда. В случае форс-мажорных обстоятельств организация несет существенные потери (из-за невозможности получить дополнительные финансовые ресурсы от спонсоров и членов некоммерческой организации, из-за потери средств в результате банкротства банков, из-за начисления штрафных санкций, изменения налогового или гражданского законодательства). Рисковая ситуация в данном случае влечет за собой вероятность потери прежде всего денежных средств. Ошибки в финансовом планировании могут сделать невозможным выполнение организацией своих обязательств и привести к потере ею ликвидности и платежеспособности. Ошибки в бухгалтерском учете ведут к потерям в виде штрафных санкций, наложенных контролирующими органами, к потере ликвидности и платежеспособности. Недостаток финансовых ресурсов влечет за собой дополнительные расходы, связанные с выплатой процентов по банковским кредитам, и, следовательно, порождает кредитный риск. Отсутствие современной материально-технической базы снижает уровень доверия спонсоров и ограничивает возможности выполнения уставных задач. Некомпетентность руководства приводит к потерям и при формировании финансовых ресурсов, и при их использовании. Риск ликвидности, риск неплатежеспособности, кредитный риск — основные риски некоммерческих организаций.
Другие рыночные риски, имеющих финансовую форму, связаны с тем, что некоммерческие организации могут иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки (в соответствии со ст. 25 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Риск в этом случае состоит и в том, что у этих активов может быть снижена или утрачена и рыночная стоимость вследствие изменения рыночной конъюнктуры, наступления форс-мажорных обстоятельств, мошеннических операций. Учитывая, что каждая группа рисков приводит с определенной вероятностью (Р(Ар)) к определенным потерям (Прн) и предполагает затраты для преодоления последствий наступивших рисков (Зрн), обобщенную формулу оценки потерь некоммерческой организации, обусловленных финансовыми рисками, можно представить в следующем виде:

З = Р(Ар) (Прн + Зрн), (1)

где З — потери некоммерческой организации в результате наступления рисковых ситуаций;
P(Ар) — вероятность наступления рисковой ситуации Ар;
Прн — потери в результате наступления рисковых событий;
Зрн — затраты, связанные с преодолением последствий рисковых событий.

Деятельность некоммерческих организаций характеризуется высоким уровнем риска прежде всего из-за их высокой зависимости от внешних источников финансирования. Поскольку финансовый риск можно трактовать как вероятность финансовых потерь в процессе деятельности субъекта экономики, финансовые риски некоммерческих организаций — это вероятность недополучения финансовых ресурсов для осуществления уставных целей деятельности, а также финансовых потерь в процессе деятельности.

Как показывает анализ публикаций по проблемам рисков, статистический метод их оценки приемлем в условиях устойчивой экономики и при достаточной информации о финансовых затратах и результатах. Трудность заключается лишь в том, существует ли репрезентативная статистическая база.

Более предпочтителен экспертный метод оценки рисков, позволяющий оценить уровень риска как для отдельных проектов и направлений деятельности, так и для всей организации в целом.

Для оценки финансовых рисков некоммерческих организаций необходимы специальные методы и процедуры, прежде всего на микроэкономическом уровне, поскольку внешние риски некоммерческая организация в состоянии учитывать лишь посредством процедур страхования активов, а преодолевать связанные с ними потери лишь при диверсификации своей деятельности.

Важнейшими резервами в повышении финансовой устойчивости некоммерческих организаций являются: формирование финансовой политики, соответствующей специфике деятельности организации; разработка процедур финансового планирования, позволяющих диверсифицировать источники финансовых ресурсов и направления их использования с целью получения дополнительных доходов при реализации уставных целей; совершенствование системы финансово-организационных отношений по поддержке общественно значимых проектов на федеральном и региональном уровне.

Система управления финансовыми рисками может быть встроена в систему финансового менеджмента либо осуществляться по специальному договору с коммерческим банком. При этом создание системы управления финансовыми рисками требует дополнительных затрат, а деятельность по сбору информации о факторах, влияющих на и финансовую устойчивость некоммерческих организаций, и по анализу их специфики может быть неэффективной у ряда из них, учитывая достаточную сложность управления финансовыми рисками (см. схему).

В случае значительного снижения эффективности этой деятельности некоммерческие организации могут воспользоваться своим правом на объединение в ассоциации и союзы. В целом создание эффективной системы управления финансовыми рисками важно для всех некоммерческих организаций, поскольку такая система открывает возможности для уменьшения их совокупных потерь, улучшения их финансового положения, для концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития.

Формирование необходимой для этого информационно-статистической базы целесообразно возложить на региональные ассоциации некоммерческих организаций (на основе долевого финансирования затрат). Другой вариант — создание специализированной фирмы, услугами которой некоммерческие организации могли бы пользоваться на коммерческой основе. Третьим вариантом является создание государственного (муниципального) предприятия для оказания некоммерческим организациям информационных услуг на безвозмездной или коммерческой основе.

Таким образом, бюджетные учреждения, функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых методов и инструментов в этой сфере, которые взаимодействуя между собой могут дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.

В настоящее время органам государственной власти достаточно учреждать государственные унитарные и муниципальные предприятия, а также учреждения. За данными организациями имущество государства или муниципального образования закреплялось на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Унитарные предприятия в основном решают задачи производственного характера и работают по государственным заказам. Учреждения не занимаются решением каких-либо производственных задач, они в большом количестве существуют на уровне муниципальных образований. В форме муниципальных учреждений (реже государственных) организовывают школы, детские сады, больницы. Это учреждения, которые занимаются обслуживанием таких потребностей населения как образование, здоровье, возможно и некоторые другие на строго определенной для них территории.

Автономное учреждение представляет собой новый вид образования. Сам статус автономного учреждения существенно отличается от всех подобных образований, кроме того, можно выявить ряд противоречий положений комментируемого закона действующему законодательству страны.

2.1. Функции некоммерческих организаций

В социальной рыночной экономике на негосударственные некоммерческие структуры возлагаются функции, которые ранее традиционно выполнялись государством. Это становится возможным вследствие особого функционального назначения такого рода организаций в рыночной экономике, специфики использования их прибыли. В результате некоммерческие организации, являясь негосударственными, удовлетворяют прежде всего потребности в общественных благах. Они выражают не только личные, но и интересы общества в целом. В то же время, являясь негосударственными, они в процессе функционирования в большей мере следуют законам рынка, чем государственные организации. Это выражается в быстрой реакции на спрос, намерении представлять качественную продукцию, экономить издержки производства, вести активную разработку новых направлений деятельности и пр.

Функционирование негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ. Их деятельность, напротив, расширяет структуру общественных потребностей, создает возможности для дополнительного альтернативного предоставления продуктов потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами экономики, социализации экономики, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества.

Подтверждение этому — успехи деятельности некоммерческих организаций, например, в США. Савченко П.”Статус некоммерческих организаций”\\Экономист.1999г С87 Наибольшая активность работы некоммерческих организаций США наблюдается в деле охраны окружающей среды, обеспечении быта бездомных, улучшении условий жизни в труднодоступных местностях, медицинских исследованиях, организации образования за счет пожертвований в благотворительные фонды, создании и поддержании религиозных общин.

В России негосударственные некоммерческие организации возникли уже на рубеже XVIII—XIX веков. Наибольшее же их развитие приходится на конец XIX — начало XX веков. Второе свое рождение они отсчитывают с 1987—1990 годов. Особенно быстрый рост числа негосударственных некоммерческих организаций наблюдается в России с 1992 года. Таким образом, нынешний этап развития негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране представляет в значительной мере возрождение былых российских традиций.

Практика показывает, что для стран, переходящих к рынку, функционирование негосударственных некоммерческих организаций является даже более важным, чем для развитых стран рыночной экономики. Это объясняется неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью социально-экономических вопросов переходного периода. В результате в этих странах негосударственным некоммерческим организациям приходится частично решать задачи, традиционно принадлежащие государству в рыночной экономике.

Для выявления конкретных функций некоммерческих организаций в формировании и развитии гражданского общества автором было проведено исследование, в ходе которого был использован метод экспертного опроса. В качестве инструментария экспертного опроса применялось полуструктурированное интервью, особенностью которого является наличие тематических блоков и перечня обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация [6]. Отбор экспертов общественных организаций осуществлялся по следующим критериям:
1) работа в некоммерческих организациях в течение 5-ти лет;
2) выполнение управленческих функций в организации;
3) умение обобщать информацию.

Эксперты органов власти отбирались по следующим критериям:
1) высокий статус в структуре управления;
2) взаимодействие с некоммерческими организациями в ходе выполнения должностных обязанностей.

Гендерная принадлежность, пол экспертов и образование не являются критерием для их отбора. Общее количество экспертов 30 человек – 20 экспертов являются руководителями и активистами НКО, 10 представителями органов государственной власти. Опрос экспертов проводился в декабре 2014 года.
Анализируя данные экспертами определения гражданского общества, можно констатировать, что в целом эксперты понимают гражданское общество как общество индивидов, объединенных для решения затрагивающих их проблем и действующих без вмешательства государственной власти. Понимание экспертами гражданского общества как самоорганизующейся системы, свидетельствует о том, что гражданское общество должно быть осознанно сформировано снизу по инициативе самих индивидов.
Экспертов просили назвать страны, где, по их мнению, сложилось гражданское общество. Одни автоматически совместили уровень развития демократии с развитием гражданского общества и называли страны развитой демократии, в которых «демократия не пустой звук», поскольку «демократия и гражданское общество тесно взаимосвязаны». Среди названных стран, чаще всего называли США, где были многие из экспертов, Великобританию, Германию, Польшу, Скандинавские страны, Данию. Другие считали, что в каждой стране есть свое гражданское общество – «в Америке гражданское общество развито, но развито по-американски».

Для возникновения полноценного гражданского общества в России, по мнению экспертов необходимо: наличие сформировавшегося среднего класса, необходимо изменить самого человека, так как «гражданское общество связано с самостоятельностью индивидуальных инициатив, а для российского менталитета характерна соборность», важно также наличие устойчивой политической системы. Развитие законодательной базы относительно некоммерческих организаций также играет важную роль в формировании гражданского общества.

Экспертов просили перечислить наиболее известные некоммерческие организации в России. Интересно отметить, что, по сведениям некоторых экспертов в крае около 7000 некоммерческих организаций из них около 200, которые реально функционируют, а знают лидеры НКО не более 30-40 из них. К наиболее известным эксперты отнесли, в первую очередь, организации, о которых пишут СМИ и которые тем или иным образом связаны с политической властью. По России: «Московская Хельсинская группа», «Голос», «Фонд Евразия», «Мемориал», «Открытая Россия», «Молодежное правозащитное движение», «Опора России», «Молодая гвардия», «Наши». По краю: «творческий союз «Южная волна», Школа мира, «Гражданская инициатива», фонд «Открытый регион», различные правозащитные организации, региональные отделения «Мемориал», «Голос», «Опора России», «Единая Россия», «Коммунистическая партия», «Родина», «ЛДПР», «Молодая гвардия», «Наши», «Фонд Мира». Ко второй группе по известности были отнесены организации, занимающиеся решением социально-значимых проблем. По России: «Агентство социальной информации», Союз «Гражданское общество детям России», Клуб защитника Отечества, Фонд «Нет алкоголизму и наркомании», Союз солдатских матерей, Российский Красный Крест, Союз автолюбителей России, Ветеранские организации, Союзы по профессиональной принадлежности; ряд действующих в РФ отделений международных организаций, например «Зеленый мир», «Международная прозрачность», «ЮНЕСКО», «CAF Россия». По краю: «экологическая вахта по Северному Кавказу, «Матери в защиту прав задержанных и осужденных», «Ассоциация выпускников российских ВУЗов», «Клуб безработных», «Анима», «Этника», Ротари-клуб, «Регион 93», «Байкеры Юга», «Центр национальных культур», «Совет ветеранов». Интересно отметить, что ЮРРЦ воспринимается как грантодающая организация, а не как некоммерческая. «ЮРРЦ не является настоящей некоммерческой организацией, она больше выступает как посредник».

В процессе своей деятельности некоммерческие организации сталкиваются с финансовыми трудностями, в их решении можно выделить несколько способов: финансово-экономические – поддержка зарубежных грантодающих организаций, вступительные и членские взносы, фандрайзинг, некоммерческие организации могут брать кредиты в банке (но редко используется данный способ); предпринимательская деятельность, направленная на решение уставных целей и задач (возможно проведение лекций, семинаров); личные связи (личные контакты, дружеские связи, пожертвования, спонсорская помощь, а также деятельность без финансирования, т.е. только на основе добровольного труда актива организации); с помощью органов власти и управления (гранты органов государственной и муниципальной власти (социальный заказ).

Механизмы административной реформы, а именно временные диалоги государственных структур с властью, дали возможность НКО начать влиять на власть, а именно общественные организации получат возможность высказать свои предложения, направленные на улучшение положения тех групп, интересы которых они отстаивают. В связи с этим экспертам были заданы вопросы о возможности взаимовлияния власти и некоммерческих организаций. В своих ответах эксперты выделяли конструктивные и деструктивные механизмы оказания влияния. К конструктивным механизмам относятся: влияние власти на НКО посредством оказания организационной, консультативной, финансовой и информационной помощи, а также предоставления грантов на реализацию различных программ. Отмечается также и возможность НКО оказывать влияние на власть. Назывались такие способы как: создание различных советов, официальные обращения, экспертные встречи, круглые столы, через СМИ. Помимо этого, экспертами также назывались создания коалиции (например, коалиция по альтернативной гражданской службе). Работники последних участвуют в написании докладов, в проведении правозащитных мониторингов, а потом передают эти данные в органы власти». К деструктивным способам взаимодействия были отнесены митинги и протесты. Некоторые эксперты отмечают использование властью НКО в своих личных целях.

Отвечая на вопросы о социальной ответственности бизнеса, эксперты отмечали, что бизнес незначительно оказывает помощь в реализации гражданских инициатив и это в основном сводится к разовым акциям, потому что:
1. «Для бизнеса в условиях российской экономики первоначально стоит проблема выживания».
2. «Бизнесу не выгодно вкладывать деньги в развитие некоммерческих организаций и гражданских инициатив, т.к. существующая налоговая система сводит их прибыль к отрицательному баллу».

Говоря о взаимодействии НКО между собой, мы сталкиваемся с понятием сеть некоммерческих организаций. Под сетью НКО понимается совокупность связанных меж¬ду собой, чаще всего с помощью телекоммуникацион¬ных устройств, некоммерческих организаций, взаимо-действие между которыми осуществляется для дости¬жения общих для ее участников целей и задач в соот¬ветствии с заранее оговоренными и сообща принятыми процедурами и правилами. Одни считают, некоммерческие организации взаимодействуют друг с другом в основном в ситуации явной угрозы со стороны государства. Например, «чрезвычайны конференции, другие акции протеста в случае угрозы закрытия организации (случай с Южной волной весной 2003 года, когда прошла краевая чрезвычайная конференция НКО в Южной волне и затем «круглый стол» с участием представителей краевой власти в ЮРРЦ)». Большинство экспертов говорили о наличии взаимодействия между НКО. В основном взаимодействуют организации с похожим видом деятельности. Также среди форм взаимодействия назывались «встречи, личные контакты, конференции, семинары». Есть эксперты, которые считают, что некоммерческие организации в основном не то, что не взаимодействуют друг с другом, «они даже не знают о наличии друг друга. Это происходит потому, что для большинства организаций первоначально стоит задача привлечения прибыли, а потом только реализация проектов».

Большинство экспертов на вопрос о цели создания НКО, считают что они создаются для решения конкретных социальных проблем. Но отметили, что, как правило, «в общественную деятельность идут работать людьми, чьи личные и профессиональные интересы непосредственно связаны с решением проблемы (родители детей-инвалидов, учителя, врачи, люди, проживающие в экологически неблагополучной местности)».

На вопрос «Почему же люди занимаются общественной деятельностью?» Большинство экспертов говорили о возможности «самореализации», называли «желание помочь», решение общественных проблем, а также и для заработка денег беспокойство о других людях, а также возможность приобретения опыта.
На вопрос об определении направлений деятельности некоммерческих организаций эксперты называли следующие: «пенсионные, помощь инвалидам, культурные, национальные, просветительские, экологические (очень мало), благотворительные, правозащитные, творческие, антивоенные, защита предпринимателей, здравоохранение, продвижения молодежи в политику, повышение социальной активности населения». Названные направления деятельности свидетельствуют о наличии этих проблем в обществе. Характер и направление деятельности, а также степень активности НКО во многом зависит от личности лидера, а также от общественного мнения. «Важной задачей НКО является разрушение имиджа «городских сумасшедших», которым «больше всех надо».

Экспертам был задан вопрос о возможности освещения своей деятельности в СМИ. Их мнение разделилось на два блока: Первый блок: регулярное взаимодействие с общероссийскими и краевыми СМИ. «Предоставляем информацию краевым СМИ в виде пресс-релизов о своих мероприятия». «Даю интервью, рассылаю пресс-релизы»; второй блок, некоторые эксперты отмечают незаинтересованность СМИ в деятельности некоммерческих организаций, объясняя это тем, что «СМИ вынуждены выживать, они убыточны, и для журналиста становится важным не найти интересную информацию, а заработать деньги». «Местные СМИ – не имеют ресурсов (финансовых, в первую очередь, а вполне возможно, что и кадровых»).

«СМИ просят деньги у нас, общественной организации, за размещение информации о проводимых мероприятиях». Некоммерческие организации заинтересованы в распространении информации о своей деятельности. Некоторые некоммерческие организации выпускают свои газеты и журналы, например, газета «Новая реальность», «Идеалист», журнал «Триумф Аркада». Также говорилось, что как в печатных СМИ, так на телевидении, если и появляется информация о некоммерческой организации, то это больше похоже на заметку, а не на аналитический материал.

Некоторые эксперты видят роль НКО как посредника между властью и народом, «по конституции РФ высшая власть принадлежит народу». Интересно отметить, что такую же роль посредника видят и представители из других областей России [2; С. 89]. В то же время народ может реализовать свое право на власть, объединившись в различные некоммерческие организации, договорившись между собой, они выдвигают лидера, который от их имени будет вести диалог с властью. В подтверждение этому выводу можно привести данные круглого стола «От государственного регулирования в строительстве – к саморегулированию», в рамках которого власть и бизнес обсудили Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», где констатировалось, что в структуре гражданского общества важное место занимают негосударственные некоммерческие организации. В основном через их деятельность гражданское общество воздействует на государственные институты, контролирует их, подает обществу сигналы в случае ненадлежащего выполнения государственными органами своих функций.

Анализ роли общественных организаций позволил сделать несколько выводов. Во-первых, общественные организации являются неотъемлемым элементом в структуре гражданского общества. Во-вторых, как лидеры общественных организаций, так и представители власти видят роль общественных организаций как посредника между обществом и властью в решении социально значимых проблем. В-третьих, возникает необходимость в создании коалиций различного вида (по направлению деятельности, по реализуемым проектам и др.) общественных организаций для более эффективного взаимодействия. Это предполагает действия, начиная с ознакомления с существующими организациями и заканчивая реализацией совместных проектов.


Страница:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!