Меню Услуги

Развитие потенциала конкурентоспособности собственного бизнеса


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы управления потенциалом конкурентоспособности субъекта предпринимательства
  • 1.1. Конкурентоспособность и факторы ее определяющие
  • 1.2. Ключевые элементы потенциала конкурентоспособности организации
  • 1.3. Критерии и методы оценки конкурентоспособности
  • Глава 2. Оценка потенциала конкурентоспособности ООО «Капот.Ру»
  • 2.1. Анализ внутренней и внешней среды организации
  • 2.2. Анализ конкурентных преимуществ и недостатков. Оценка конкурентоспособности
  • 2.3. Направления развития ключевых элементов потенциала конкурентоспособности
  • 2.4. Расчет экономической эффективности предложений по наращиванию потенциала конкурентоспособности
  • Заключение
  • Список используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня на очередном пике популярности предпринимательства все более актуальным становится вопрос: как поднять, нарастить и преумножить на порядок конкурентоспособность бизнеса? Особенно важно это при формировании новейшей фирмы, компании, частного предпринимательства, когда от начального уровня конкурентоспособности зависит выживание бизнеса в определенном экономическом секторе.

Чем больше появляется современных предпринимателей на бизнес-арене региона, государственной структуры, тем запутаннее с ними конкурировать. Для того чтобы ответить на вопрос: как поднять, нарастить и преумножить на порядок конкурентоспособность, следует предварительно правильно оценить собственную конкурентоспособность при создании бизнеса.

А для этого, в первую очередь, необходимо сначала иметь представление о преимуществах, стратегиях, политике ваших непосредственных конкурентов. Следует знать, что любая конкуренция зиждется на комплексе мероприятий: знание поведения, вполне противостоящее непониманию и признанию конкурентов; понимание нужд потребителя, тенденций их развития; знание окружающей экономической среды, ее тенденций; знание состояния, тенденций развития рынка; умение создавать (реализовывать) товары, услуги, так доводить их до потребителя, чтобы последний предпочел его товар, нежели продукцию конкурента.

Проблема формирования и управления потенциалом предприятия становится одним из главных факторов выживания и развития в условиях непостоянства и изменчивости окружающей среды. Вопросы поиска путей эффективного использования имеющихся ресурсов, компетенций, возможностей развития предприятий имеют особое значение, поскольку их решение позволит обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, снижение затрат и повышение качества продукции и услуг, устойчивость конкурентной позиции предприятия и увеличение доли лояльных потребителей.

Чтобы создать сегодня конкурентоспособный бизнес, нужно не просто, модернизировать организацию, управление, но, и точно знать, для чего это осуществляется, какая должна быть достигнута цель.

Главное здесь — умение определить, быстро, эффективно использовать свои преимущества в конкурентной борьбе.

Все усилия в организации, управлении бизнесом должны направляться на развитие тех его качеств, реализуемой им продукции, которые выгодно бы отличали фирму (частное предпринимательство) от потенциальных, реальных конкурентов.

Целью исследованияоценка потенциала конкурентоспособности компании ООО «Капот.Ру» .

Для достижения целей исследования необходимо решить следующие задачи:

— изучить факторы, определяющие конкурентоспособность

— выявить ключевые элементы потенциала конкурентоспособности;

— рассмотреть методы оценки конкурентоспособности компании;

— проанализировать внутреннюю и внешнюю среду и выделить основные  позитивные и негативные аспекты в конкуренции.

— определить основные направления конкурентоспособности и дать экономическую оценку эффективности  предложенных мероприятий.

Объектом исследования является предприятие ООО «Капот.Ру», деятельность которого связана с реализацией запасных частей к автомобилям.

Предметом исследования являются ключевые элементы  потенциала  конкурентоспособностисобственного бизнеса.

Методы исследования составляют общенаучные методы познания: сравнительно-аналитический, системно-структурный,конкретно-экономический на основе сочетания макро и микроэкономического уровней анализа в развитии конкуренции.

Практическая применимость настоящего исследования выражается в возможности использования данной работы самыми различными лицами в целях определения способа повышения конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы управления потенциалом конкурентоспособности субъекта предпринимательства

1.1. Конкурентоспособность и факторы ее определяющие

Конкуренция в экономике проявлялась в истории человечества в огромном многообразии форм. Признаки конкуренции просматриваются во всех видах соперничества между различными народами, социальными группами, классами, каждый из которых в силу объективной необходимости вынужден был постоянно бороться за относительно лучшие условия существования, функционирования и развития, а нередко – и просто за выживание. [25,c.19]

Конкурентоспособность – это способность субъекта торговли выдержать сравнение с похожими субъектами торговли -конкурентами при наличии конкурентных преимуществ перед ними, причем под конкурентными преимуществами понимаются «эффективность» деятельности, активы и другие достоинства торгового предприятия, способные дать предприятию преимущества над конкурентами

Процесс обеспечения и формирования конкурентоспособности включает составные элементы, такие как маркетинговый анализ, оценка и формирование конкурентоспособного потенциала торговой организации, позиционирование и разработка конкурентной стратегии, и главных конкурентов (бенчмаркинг) и т.д.

Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «…свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом».

Конкурентоспособность является показатель, который интересует и производителя, и потребителя продукции. Заинтересованность производителя в данном вопросе заключается в том, что бы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель в свою очередь заинтересован в приобретении продукции, которая бы полностью удовлетворяла его потребностям с точки зрения соотношения цены и качества.

По мнению П.С. Завьялова, при исследовании вопроса конкурентоспособности следует учитывать следующие факторы:

-необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;

-универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;

-к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;

-конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений, как предприятий, так и их продуктов;

-сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности.

Проводя анализ определений «конкурентоспособность», данными разными авторами, можно выделить ее наиболее важные особенности:

-конкурентоспособность — это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

-задаваемая величина, при создании новой продукции;

-отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;

-относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;

-прогнозируемая, математическая величина.

Конкурентоспособность является величиной, состоящей из нескольких взаимосвязанных факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг. Одни факторы конкурентоспособность продукции и непосредственно влияют на ее изменение, другие — обеспечивают конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность — относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

В настоящее время в экономической литературе существует достаточно большое количество понятий раскрывающих сущность конкурентоспособности.

В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

В.Д. Андрианов предполагает, что синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.

Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе чаще всего определяется:

— либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности, но не принимается в расчет последующими исследователями;

— либо особенностями выбора предмета исследования (товар, услуга); субъекта конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство); объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть); масштаба деятельности (товарные, отраслевые, региональные, межрегиональные, мировые рынки).

При оценке конкурентоспособности используется два показателя: качественный и количественный.

Под качественным показателем подразумевается соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта у товара и другое.

Под количественным показателем соответственно подразумевается производительность, потребляемая мощность выпускаемого товара и другое.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что критерий конкурентоспособности — это качественная и (или) количественная характеристика продукции.

Критерии конкурентоспособности можно классифицировать по двум признакам: виду удовлетворяемых потребностей и количеству учитываемых характеристик.

Критерии как характеристики, учет и оценка которых позволяют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей можно подразделить на базовые и продвинутые, а исходя из степени выраженности — явные и скрытые.

Говоря, о критериях конкурентоспособности по виду удовлетворяемых потребностей следует обратить внимание на такие признаки как:

— уровень качества;

— социальная адресность;

— подлинность;

— безопасность;

— потребительская новизна;

— имидж;

— информативность;

— цена потребления.

Существуют так же количественные критерии учитываемых характеристик:

-единичный;

— групповой;

— обобщенный.

Такие критерии как «безопасность» и «подлинность» характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности. Исходя из этого потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обманутым изготовителем (продавцом).

Критерий «уровень качества» позволяет оценить способность продукции удовлетворить целый комплекс потребностей, начиная от базовых (физиологических потребностей) и заканчивая продвинутыми (эстетическими потребностями, потребностями, отражающие принадлежность покупателя к определенной социальной группе).

Критерий «уровень новизны» товара определяет его способность удовлетворять как явные потребности за счет известных показателей, так и скрытые (латентные), т.е. новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен проявлять.

Критерий «информативность» помогает судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах товара для его компетентного выбора.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Критерий «социальная адресность» можно применять при необходимости учета в свойствах продукции индивидуальных потребностей человека или социальной группы.

Критерий «имидж» характеризует репутацию изготовителя (продавца) и позволяет при дефиците сведений о качестве предлагаемого товара положиться на высокую репутацию поставщика во избежание какого-либо риска.

Потребление и использование продукции, соответствующей материальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод отраженно в таком критерии как «цена качества».

В зависимости от количества характеристик, которые учитываются при оценке конкурентоспособности, можно различать единичный и комплексный критерии.

Рассмотрим данные критерии более подробно.

Под единичным критерием конкурентоспособности можно представлять одну из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.

Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерий.

Подгрупповым критерием конкурентоспособности, следует представлять комплексный критерий, который включает группу характеристик, которые определяют конкурентоспособность товара с той или иной стороны. Под групповым критерием конкурентоспособности можно рассматривать такие критерии, как уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара.

Следует помнить о том, что понятия единичного и группового критерия условны из-за того, что субъекты и условия оценки конкурентоспособности могут быть различными. Некоторые критерии одновременно могут выступать в роли как единичных, так и групповых критериев. Примером тому может выступать то, что продажная цена с позиции потребителя — единичный критерий, а с позиции предприятия-изготовителя — групповой.

Понятие «конкурентоспособность предприятия» в экономической литературе, чаще всего раскрывается, как способности предприятия производить конкурентоспособный товар.

Однако не следует забывать, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных отраслевых рынках в рамках стратегии диверсификации. При этом на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают.

Во-первых, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Во-вторых, при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих одинаковую продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относиться к различным отраслям или сферам деятельности.

Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя. В свою очередь это приводит к использованию в качестве базы для сравнения или различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); или различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений.

На понятие «конкурентоспособность предприятия» оказывает влияние и тот факт, что само предприятие может выступать как:

— товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках (курс акций, рыночная стоимость бизнеса);

— товар, имеющий инвестиционную стоимость на рынке капиталов (стоимость инвестиций в существующий бизнес и его диверсификацию).

Различие требований, предъявляемых к предприятию субъектами рынка (потребителями, конкурентами, инвесторами) структурами управления более высокого уровня (отрасль, регион, государство) меняет и перечень показателей, которые используются для оценки уровня конкурентоспособности. Это должно, в свою очередь, найти отражение в понятийном аппарате.

На данном этапе экономического развития конкуренция движущая сила вынуждает производителей постоянно искать новые возможности повышения своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым для российской экономики. Из-за этого, с точки зрения определения экономической сущности конкурентоспособности предприятия, необходимо внести уточнение самого термина «конкурентоспособность предприятия».

Проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании термина «конкурентоспособность», а так же наличие различных трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. В общем? термин «конкурентоспособность» определяется, как способность конкурировать, т.е. бороться или противостоять чему-либо.

Одной из отличительных особенностей этого процесса считается выделение товара как одного из ключевых факторов, что требует соответствующей стратегии товарного ассортимента, с которым связаны проблемы ценовой конкуренции, направленных на применение инструментария интерактивного маркетинга .[14,c.254]

С целью адаптации деятельности торгового предприятия обусловленных особенностями спроса возникает необходимость в формировании товарных категорий, исходя из мотивации потребителя. При таком подходе к группировке товарных категорий, розничный торговец получает определенную возможность в удовлетворении потребности индивидуального потребителя.

Все товары одной категории удовлетворяют одну и ту же потребность, а индивидуальные предпочтения покупателей, прежде всего, направлены на брэнды и разные виды товаров, а существующие связи между товарами одной категории представляют более благоприятные возможности для более эффективного управления.

Эффективность управления непосредственно связана с умением договориться с лучшими поставщиками и производителями благодаря своему четкому выделению целевых групп потребителей. Продавец, который по настоящему разбирается в реакции потребителей на разные характеристики товара, обладает большим преимуществом перед конкурентами.

В современных условиях на решение покупателя при выборе товара большое влияние оказывают факторы социального, психологического, культурного и финансового характера. Выбор более востребованной потребителями товарной группы лучше удовлетворит постоянно изменяющиеся потребности.

Конкуренция – это мощная движущая сила, представляющая динамический процесс, способствующий лучшему обеспечению рынка товарами. Одной из определяющих черт является то, что экономические взаимоотношения субъектов оказываются в конкуренции, которая считается присущей рыночной системе хозяйствования. [20,c.254]

Современные предприятия находятся в постоянном поиске, в приспособлении к условиям внешней среды, побуждая человека к конкурентной борьбе, являясь стимулом в возможности превзойти других. В рыночной экономике такое сталкивание неизбежно, так как оно порождается объективными условиями:

— полной экономической обособленностью одного от другого;

— зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

— противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между покупателями и продавцами, когда каждый из них хочет продать свои продукты дороже, но конкуренция препятствует этому, заставляя их сбывать продукцию дешевле, для того чтобы можно было стимулировать покупательский спрос. Иногда применяют демпинг, т.е. искусственное снижение цен, с целью их завоевания на внешнем рынке, и для устранения конкурентов.

Для этого возникает необходимость в усовершенствовании техники и организации труда, повышается качество товаров, снижаются затраты на производство единицы продукции, что способствует снижению цен и расширению ассортимента товаров.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам.

Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (рисунок 1, стр.19). Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, при этом накладывая схемы друг на друга , то можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другомуна рисунке 1 (стр.19)- предприятия А и Б.

На основании исследований английского экономиста М.Портера на любом конкурентном рынке состояние конкуренции можно охарактеризовать пятью конкурентными силами .[20,c.115]

— конкуренция со стороны товаров, которые производят фирмы других отраслей и считаются достойными заменителями;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— соперничество конкурирующих продавцов;

— угроза появления новых конкурентов;

— экономические возможности и торговые способности покупателей и продавцов.

Рисунок 1. Многоугольник конкурентоспособности

Эти пять сил конкуренции в итоге, и определяют условия, на основании который функционируют каждый рынок и экономические единицы предприятия, определяя конкретный тип рыночной структуры в конкурентной борьбе и его потенции.

Поставщики и покупатели в модели М.Портера, пытаясь использовать благоприятную для них ситуацию, уменьшают прибыль предприятия, в силу влияния каждого фактора конкуренции способствуют изменению от рынка к рынку, определяя цены, расходы, размеры капиталовложений в производство.

1.2. Ключевые элементы потенциала конкурентоспособности организации

Современные условия развития производства и сферы услуг предопределяют ужесточение конкурентной борьбы, в рамках которой ведущее значение приобретает конкурентоспособность продукции. В большинстве публикаций по вопросам конкурентоспособности она рассматривается с позиции потребителя как соотношение качества и цены. По нашему мнению, конкурентоспособность продукции является производной от конкурентоспособности организации. Чтобы добиться конкурентоспособности организации, необходимо посредством менеджмента фирмы создать такие условия, которые способствовали бы появлению и развитию новшеств и способностей. [21,c.146]

Первым шагом в этом может стать выбор наиболее точного и объективного инструмента управления организацией, одним из которых может служить оценка конкурентоспособности организации по ее потенциалу.

Чтобы сегодня успешно действовать на рынке, организациям мало обладать материально-финансовыми ресурсами. На первый план выходят внутренние ресурсы организации. Фирмы обращают свои взгляды не на изучение конкурентов, клиентов, посредников, поставщиков или окружающую среду, а на самих себя, свои внутренние возможности, которые уникальны и присущи только данной фирме, что и определяет наличие конкурентного преимущества.

Таким образом, поиск конкурентного преимущества при широкой доступности рынков материальных ресурсов сводится к обладанию информацией и знаниями.

Одна из современных концепций стратегического управления — ресурсный подход — во главу угла ставит изучение внутренних возможностей фирмы. Авторы данной концепции говорят о ключевых компетентностях, т. е. об уникальных ресурсах — знаниях, квалификации и умениях, — благодаря которым фирмы могут конкурировать на рынке. В литературе по управлению знаниями ресурсный подход приобрел синонимичное название «концепции интеллектуального потенциала фирмы». [24,c.278]

Многоаспектность понятия «потенциал» объясняется многообразием объектов, к которым оно применяется. Главное, что объединяет разные потенциалы, состоит в том, что практически все они содержат некую совокупность возможностей или способностей в той области, где применяется то или иное определение. Необходимо отметить, что в большинстве определений указывается, что вся совокупность имеющихся возможностей направлена на достижение каких-либо определенных целей.

В фокусе нашего внимания находится организация и, следовательно, ее потенциал.

Вступление человечества в новую стадию развития, которую называют «постиндустриальным развитием общества», или «стадией построения информационного общества», предъявляет и соответствующие требования к проектированию компаний, формированию структур управления, объединению или разделению функций в ней.

По мнению Питера Друкера, в XXI в. изменятся принципиальные основы деятельности компаний — произойдет переход от компаний, «базирующихся на рациональной организации», к компаниям, «базирующимся на знаниях и информации»

Сегодня становится понятно, что источники конкурентных преимуществ фирм лежат не в области вещественных (осязаемых) ресурсов, поскольку успешное функционирование на рынке в настоящее время означает, что качество ресурсов находится на достаточно высоком уровне, а в некоторой другой сфере. [26,c.180]

Эта сфера связана с внутренними ресурсами самой организации, которые используются недостаточно или вообще не используются. «Другими словами, очевиден факт: от уровня и степени развитости интеллектуальных ресурсов, используемых организацией, зависят экономические показатели всех остальных видов ресурсов».

Под интеллектуальным потенциалом организации понимается совокупность интеллектуальных способностей работников (знаний, умений, информации, ценностей, навыков и т. д) и возможностей их раскрытия, развития и использования.

Интеллектуальный потенциал организации включает две составляющие (субпотенциалы): творческий потенциал; профессионально-квалификационный потенциал.

Творческий потенциал — это совокупность способностей работников организации к постановке и решению новых творческих задач, созданию чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью и уникальностью, а также к созданию условий на предприятия для проявления этих творческих способностей. [12,c.24]

Профессионально-квалификационный потенциал — это совокупность способностей, профессиональных навыков работников организации, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, и создание условий на предприятии для совершенствования и развития навыков и умений персонала.

Таким образом, интеллектуальный потенциал организации будем определять через субпотенциалы: творческий и профессионально-квалификационный.

Зная субпотенциалы организации и имея возможность оценить их и совокупный потенциал организации, получаем возможность оценить конкурентоспособность организации в целом. В свою очередь, быть конкурентоспособным — это одна из стратегических целей предприятия. Отсюда можно сделать вывод: методика оценки потенциала организации может служить одним из инструментов стратегического управления.

Рассмотрим, с помощью каких параметров можно оценить каждую составляющую в отдельности и интеллектуальный потенциал предприятия в целом.

Творческий потенциал организации можно измерить при помощи следующих показателей:

  • количество лицензий, патентов, изобретений, торговых марок, промышленных образцов в целом, а также в отношении:

а) общей численности персонала;

б) численности руководителей, специалистов;

  • удельный вес новой продукции в общем объеме продаж (к новой продукции относится продукция, которая освоена и выпускается в течение срока до трех лет; при исчислении показателя продукция берется в натуральном выражении по количеству ассортиментных групп);
  • количество рационализаторских предложений по улучшению деятельности организации в отношении к численности персонала;
  • количество ежегодно реализуемых мероприятий, предусмотренных организационно-техническими планами и программами.

Профессионально-квалификационный потенциал организации можно оценить при помощи следующих показателей :[17,c:145]

  • половозрастной состав;
  • образовательный уровень персонала;
  • стаж работы;
  • квалификация рабочих;
  • усилия организации по повышению профессиональной подготовки работников.

Половозрастной состав в свою очередь оценивается по таким показателям, как удельный вес работников мужского и женского пола и удельный вес работников в различных возрастных диапазонах (до 25 лет, 25-35 лет, 35-45 лет, от 45 до пенсионного возраста, работающие пенсионеры).

Уровень образования оценивают по удельному весу работников со следующими уровнями образования: неполное среднее; среднее; среднее специальное и неполное высшее; высшее; ученая степень.

Показатели стажа работы определяются по удельному весу работников, имеющих стаж работы по специальности: до одного года, от одного года до трех лет, от трех до пяти лет, от пяти до 10 лет, более 10 лет.

Показатели квалификации рабочих определяются по удельному весу: основных рабочих (по разрядам) и вспомогательных рабочих (по разрядам).

Усилия фирмы характеризуют такие показатели, как: уровень затрат на обучение и повышение квалификации персонала в расчете на одного работника в целом, в том числе руководителя, специалиста, рабочего; уровень затрат организации на закупку периодических изданий, справочной литературы и других носителей информации в расчете на одного работника; уровень затрат организации на участие персонала в различных выставках в расчете на одного работника, в том числе руководителя, специалиста; уровень затрат организации на посещение персоналом других предприятий в расчете на одного работника, в том числе руководителя, специалиста. [25,c.23]

Дальнейшее исследование и разработка критериев и показателей измерения организационного и технического потенциалов позволит получить комплексную оценку конкурентоспособности организации. Это даст возможность количественно выразить ключевые компетентности, оценить конкурентные преимущества и сконцентрировать ресурсы, необходимые для их усиления.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!