Заявка на расчет
Меню Услуги

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
1.1 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
1.2 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Развитие познавательных способностей является одним из ключевых аспектов развития ребенка. Значительную роль в развитии задатков к познавательной деятельности играет именно период дошкольного детства. Самоценность среднего дошкольного возраста очевидна: именно в этом возрасте, с четырёх до пяти лет, происходят большие изменения в психическом развитии детей, закладывается основа дальнейшего становления ребенка как личности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие познавательных способностей является одним из важных вопросов развития ребенка. Познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Уровень развития способностей к познанию, определяет сформированность учебных навыков, навыков социального взаимодействия, что в последующем окажет определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребёнка к обучению в школе.
Значительную роль в развитии задатков к познавательной деятельности играет именно средний дошкольный возраст. Детям 4- 5 лет свойственна высокая познавательная активность. Каждый ответ взрослого порождает новые интересующие ребенка вопросы. Именно правильное воздействие со стороны взрослых, начиная с дошкольного возраста, способствует раскрытию познавательных способностей детей. Поэтому, одной из наиболее важных способностей ребенка является способность к познанию. Вышедший в 2013 году новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) акцентирует внимание на развитие познавательных способностей дошкольников, которые в начальной школе и на последующих ступенях образования позволят им успешно развиваться и обучаться по любой программе.
ФГОС ДОО определил следующие задачи познавательного развития дошкольников:
 развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации;
 формирование познавательных действий, становление сознания;
 развитие творческой активности, воображения.
Развитие познавательных способностей дошкольников является одной из актуальных проблем в детской психологии. Это обосновывается в трудах ученых: Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Куликовой, А.В. Петровского, Г.И. Щукиной. У ребенка дошкольного возраста формируется стремление узнать, как можно больше нового именно на основе этой потребности, в процессе любознательности.
Объект исследования: процесс развития познавательных способностей.
Предмет исследования: игры-эксперименты как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если:
— будут использоваться специальные методы;
— игры-эксперименты будут организованы в серии.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать развитие познавательных способностей личности как научная проблема.
2. Выявить развитие познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить игры-эксперименты как средство развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
5. Описать совершенствование познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами игр-экспериментов.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Констатирующий этап опытно-поисковой работы.
3.Формирующий этап (применение метода интеграции образовательных областей в процессе обучения дошкольников).
4. Контрольный этап опытно-поисковой работы и сравнительный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме познавательного развития детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с применением игр-экспериментов. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. Представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (39 наименований), трёх приложений.

Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами игр-экспериментов

1.1 Развитие познавательных способностей личности как научная проблема

В различное время к пониманию самого термина «познавательные способности» и проблеме их развития обращались такие ученые как, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Т.Г. Богданова, Н.К. Винокурова, Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, Е.В. Коротаева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Т.В. Напольнова, В.П. Озеров, С.Л. Рубинштейн, Е.Г. Шатова.
С. Л. Рубинштейн сделал такой вывод: «Прежде чем вводить понятие «способность» в систему психологической науки, необходимо очертить его истинное содержание» [28, с. 343]. «Термин «способности» в определениях, которые представлены в литературе, указывает только на то, что это то, что обусловливает успех в деятельности, но ничего не говорит нам о том, что есть это нечто». Создание теории способностей предполагает, прежде всего, содержательное раскрытие понятия «способности», по словам С.Л. Рубинштейна, необходимо описать истинное содержание понятия «способности» [28, с. 354].
Способности-это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром [8, с. 70].
Самой известной попыткой дать определение, что такое способности, принадлежит Б.М. Теплову в статье «Способности и одаренность», написанной в 1961 г., почти одновременно с работой С.Л. Рубинштейна [28, с. 40].
Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
1) под способностями подразумевают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны;
2) способностями можно называть не все индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека» [21, с. 16].
При более близком рассмотрении оказывается, что названные признаки не позволяют выделить способности из других психологических категорий, их нельзя считать отличительными характеристиками способностей. Способности здесь определяются как «особенности», но об особенностях можно говорить только тогда, когда определена вещь, у которой есть особенности.
Л.С. Выготский писал: «психологическое представление о работе человека, как составленной из многих отдельных способностей, не выдерживает строгой критики. Каждая наша «способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия» [12, с. 20].
Более подробно этот вопрос рассматривался в работах В. Д. Шадрикова. По его мнению, «…способности можно определить, как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функций, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций».
Основой всех видов способности является познавательная способность, так как в процессе развития познавательной способности развиваются и другие виды способности.
Способности – индивидуально-психологические качества личности, предусматривающие их проявления в практической, научной и художественной деятельности, обеспечивающие успешность ее выполнения. На этапе современного развития педагогики и психологии под познавательными способностями понимается сочетание интеллектуальных и сенсорных способностей ребенка, основывающееся на познавательной активности и имеющее отношение непосредственно к познанию и любознательности мира. Главное место в структуре познавательных способностей занимает умение создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее устройство, соотношение частей или основных признаков и ситуаций. Познавательные способности обеспечат успех любой познавательной деятельности. А значит, познавательные способности – это индивидуальная особенность человека, направленная на познание мира, окружающего нас, развивающаяся под воздействием условий и факторов в деятельности, к ним относят интеллектуальные, сенсорные и творческие способности.
Познавательная мотивация, по мнению Н.В. Баранника, выражается в форме исследовательской и поисковой активности ребенка [4]. Дошкольники активно включаются в деятельность: продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование), игровую, учебнопознавательную. Это одно из условий развития познавательных способностей. Интеграция различных видов деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, то есть носит практическипродуктивный характер согласно исследованиям А.А. Люблинской, Т.Г. Постоян.
По мнению Н.А. Ветлугиной, Н.С. Лейтес, З.М. Новлянской творческие и познавательные способности формируются в процессе поисков, в деятельности и находок, которые происходят в повседневной практике [15]. Исследовательская деятельность, по мнению ученых, является одной из эффективных и интересных. Однако, считает Г.Ващенко, «в период дошкольного возраста может идти речь только о системе мер, …должны подготовить ребенка к элементарным формам школьной исследовательской работы». Эти мероприятия ограничиваются, в основном, развитием у ребенка способности наблюдать»[11]. Эти «способности» у детей находятся еще на довольно низком уровне, это связано с тем, что дети этого возраста имеют блуждающий тип внимания и не фиксируют отдельные вещи и их качества в той мере, что нужно для опыта. Так же мышление ребенка имеет схематический характер, поэтому дошкольники замечают в вещах только то, что бросается в глаза или влияет на их эмоции. А. Бине доказал в своих трудах, что «детям еще совсем мало присущи интеллектуальные интересы». Отсутствие устойчивых представлений, возможности конкретного сосредоточения объясняет отсутствие способностей у ребенка ставить перед собой какую-то определенную задачу, а его интересы чаще всего имеют изменчивый характер. Развитие интеллекта дошкольника предполагает его способностей в самостоятельном выводе утверждений из конкретных фактов, в опоре на собственные наблюдений.
Развитию у детей наблюдательности помогает работа с дидактическим материалом М. Монтессори, природное окружение, организованные воспитателем, родителями экскурсии или прогулки. Исследовательская деятельность является для дошкольников вполне доступной, что подтверждает их желание познать причины близлежащих явлений. Д.Б. Годовикова утверждает, что «необходимо придерживаться определенных правил при стремлении детей к исследовательской деятельности». Она советует на вопросы не «отнекиваться», а в простой форме давать продуманные полные ответы, давая при этом возможность детям найти нужный самим [19].
Родители, по мнению К.Д. Ушинского [34], «играют в дошкольный период решающую роль в воспитании познавательных способностей в целом и операций мышления частности, активизируют любознательность, отвечая на многочисленные вопросы». В пособии «Первые уроки логики» педагог советует детей приучать отыскивать, излагать и пересчитывать по порядку признаки тех предметов, которые расположены перед глазами, потом сравнивать несколько знакомых им предметов, находя похожее и отличное.
Детям поможет это сравнивать и правильно располагать предметы по видам и родам. Развивать абстрактное мышление ребенка К.Д. Ушинский предлагал на примере наблюдений за явлениями природы. В.О. Сухомлинский применял эту идею в методике обучения в «Школе под открытым небом». Общение с природой под правильным руководством педагога развивает у детей наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Используя картинки, содержащие неопределенный сюжет можно определить уровень познавательной потребности ребенка, это дает возможность проявить воображение и выдумку. Ситуации с действующими персонажами помогут придумать им разные поступки и мотивы. Для мотивации познавательных способностей можно использовать прием сомнения-размышления: (А возможно? Могло ли это так произойти? Может, было как-то иначе? Как ты думаешь, что было потом? Что могло здесь случиться?). С помощью такого рода занятий дети могут не только выражать свое впечатление от воспринятого, но и обосновывать свои мысли, поскольку включается механизм регуляции познавательной деятельности, заключается в целеустремленности тех внутренних психических действий, которыми реализуется процесс познания. Вопрос ребенку формулируется задачей проблемного характера, которая побуждает его к поиску различных способов решения.
Исследования педагогов и психологов показывают, что от уровня развития операций мышления, познавательных процессов во многом зависит развитие речи дошкольников. Речь, являясь средством усвоения общественно-исторического опыта, развития интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения), выполняет познавательную функцию. Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления, по мере развития которых чувственный опыт ребенка должен сопровождаться речью. Только при этом условии слово постепенно приобретает новое качество: с одной стороны, оно становится более конкретным, структурированным и четким по назначению, с другой – более обобщенным, слитым с образами восприятия и представления. Значение слова, которым владеет ребенок, при этом все больше приближается к общепринятым. Значит, чувственное познание является основой всей познавательной деятельности дошкольника, где особая роль принадлежит восприятию и наглядному мышлению [27]. Художественно-речевая деятельность, художественный анализ литературных произведений так же развивает познавательные способности ребенка, во время этой деятельности внимание детей направляется на образные и языковые средства произведения. Дошкольники учатся понимать образное содержание фразеологизмов, пословиц, поговорок, метафор.
Для развития познавательных способностей педагоги в своей деятельности используют разнообразные развивающие игры, в частности игры Б.П.Никитина, содержащие широкий диапазон задач, как по сложности, так и по разнообразию характера. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов Б.Г. Ананьева, И.В. Воронюк, К. Джеклин, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, М.И. Лисиной, Е. Маккоби, Т.А. Репиной рассматривается проблема наличия гендерных различий, возникновение под влиянием половой принадлежности особенностей творческой деятельности человека [2,33]. Значение такие различия приобретают в период развития человека, когда формируются необходимые качества личности. В исследовании И.В. Воронюк представлены данные о существовании личностного фактора, связанного с межполовыми различиями, что обусловливает творческую эффективность девочек в практических действиях, а мальчиков в социальном поведении и межличностных отношениях. Следовательно, для более гармоничного развития мальчиков важны упражнения в творчески-продуктивных действиях, а для девочек необходимы задачи по социальной творческой самореализации. И.М. Гапийчук считает, что воздействие на эмоциональную сферу личности обеспечивает развитие через эмоции познавательных способностей. Л.С.Кудинова [8] в своём исследовании рассматривает вопрос индивидуального подхода к развитию познавательных способностей дошкольников. Она отмечает, что индивидуальный подход в развитии познавательных способностей состоит в определении индивидуальных особенностей познавательной деятельности ребенка. Выстраивается индивидуальный маршрут его развития, создается прогноз перспектив индивидуального развития познавательных способностей, преемственности в работе со школой. Н.Н. Подъяков [25] отмечает, что подход к развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста основывается на утверждении, что игра для детей является ведущей деятельностью, в которой развиваются познавательные функции, которые составляют основу познавательных способностей ребенка этого возраста. Игры признаются как средство усвоения ребенком социальных ролей и раскрытия его внутреннего мира.
Таким образом, теоретический анализ понятия «познавательных способностей», позволяет определить, что познавательные (когнитивные) способности к познавательной деятельности, к продуктивному решению познавательных задач, которые выступают условием их успешного выполнения. Таким образом, познавательные способности являются одним из ведущих и базовых способностей личности.

1.2 Развитие познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста

Пятый год жизни заметно отличается как от предшествующего -младшего дошкольного возраста, так и от последующего — старшего. К четырём годам речь детей становится не только средством общения, но и средством выражения мыслей и рассуждения. Это открывает новые возможности для познания мира. Ребёнку становятся интересны внутренние связи явлений, и в первую очередь причинно-следственные отношения. Дети стараются делать первые собственные умозаключения.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.
Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами — первый этап восприятия. [18, с. 78] В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.
В качестве развивающей игры можно использовать целый ряд упражнений, среди которых: определение вещи на ощупь; построение ряда кубиков по образцу; рисование узоров по образцу; или нахождение такого же рисунка, как эталон, среди прочих и т.д.
В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т.д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях. [19, с. 125] Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.
Развитие основных познавательных способностей
Восприятие
Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.
В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры:
· Виды восприятия
· Свойства восприятия.
Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).
Свойства восприятия:
— Объем
— Целостность
— Структура
— Осмысленность
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. [28, с. 36] Память является одним из основных свойств личности.
Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.
Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство — это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых — ускорить развитие этих видов памяти у детей.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.
Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка:
· Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
· Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
· Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
· Плохо развита переключаемостью внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.
· Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
· Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
· Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
· Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. (Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения — дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого).
Внимание тесно связано с наблюдательностью.
Наблюдательность — это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер — он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.
Для развития внимания и наблюдательности, а вместе с ней памяти, можно, например, ставить перед ребенком следующую задачу: запоминать предметы перед собой, после чего закрывать глаза, и после открытия зарисовать тот предметы или предметы, которые «пропали».
Также можно использовать дивергентные задачи — это задачи, имеющие не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

1.3 Игры-эксперименты как средство развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста

О.В. Дыбина, Н.Н. Поддьяков отмечали, что познавательная активность и интерес ребенка, формируется в процессе всего дошкольного возраста. Значимой проблемой познавательной активности детей, являются эффективные средства, которые требуют теоретического обоснования и нахождения практического решения. Н.Н.Поддьяков, И.Э. Куликовская и Н.Е. Совгир, они в своих работах отмечали, что организацию экспериментирования можно не только организовывать, но и проводить простейшие опыты. Используя метод ознакомления с окружающими предметами, дети проводят эксперименты и познают свойства и качества различных предметов окружающего мира. [1] Приобретая способность осуществлять, детьми среднего дошкольного возраста эксперименты, они видят проблему, у них формируется новый вид деятельности: решение проблемных ситуаций, учатся анализировать объекты, явления природы, выделяют признаки. Сравнивают различные свойства разных предметов, находить общее и различие между ними и выбирают материалы для проведения опытов, в конце работы, делают выводы и умозаключения.
Академик Н.Н. Поддьяков и его коллектив разработали методы детского экспериментирования сформулировали основные положения.
1. При детском экспериментировании развиваются новые качества личности, которые развивают дошкольников.
2. В детском экспериментировании появляется активность детей, а на этой основе получают новые знания, жизненный опыт и формируется активность при получении продуктов своей деятельности.
3. Дети, проводя эксперимент, проявляют, свое творчество и у каждого получается своя необычная поделка, не копируют образец педагога.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Дошкольник получают знания об объекте, который они изучают, устанавливают связи с другими объектами и окружающей средой.
6. У детей развивается память, так как необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.
7. Дети рассказывают, о своих опытах и на этой основа у детей развивается речь.
8. Умственные умения обогащаются.
9. Дети учатся ставить перед собой не сложные цели, они становятся более самостоятельными, чтобы получить результат, преобразовывают различные предметы.
10. Происходит приобщение детей к труду, развивается эмоциональная сфера детей среднего возраста, развиваются творческие способности, укрепляется здоровье и повышается уровень двигательной активности [3].
Дети любят экспериментировать, проводить опыты: Вначале происходит предварительная работа: знакомство с объектами, свойствами, качествами, значением этого объекта. Но вначале происходит выбор объекта, оборудования и материала для эксперимента. У детей появляется мотивация к участию в экспериментировании. Ставят цели, задачи для проведения опыта. Совместно с педагогом проводят анализ состояния объекта и определяют проблемы. Обсуждают, какой будет прогноз. Повторяют правила поведения и инструктаж по технике безопасности. Проведение эксперимента. Между детьми распределяются обязанности. Педагог предупреждает, что длительность протекания опыта 15-20 мин. Завершение эксперимента. В группе дети оформляют полученный материал. Проводят досуг, или праздник, который включает в себя обобщение опыта экспериментальной работы. Ребенок постепенно начинает овладевать, делать опыты и в результате систематической работы способен овладевать экспериментальной деятельностью. [8, с. 34].
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности − детское экспериментирование.
Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает, ребенок осуществляет его самостоятельно.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Следовательно, как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем — в школьные годы.

Выводы по 1 главе

Проблема развития познавательных способностей человека – одна из центральных в психологии. Несмотря на многочисленные версии и концепции, общепринятого определения структуры познавательных способностей до сих пор нет.
Теоретический анализ понятия «познавательных способностей», позволяет определить, что познавательные (когнитивные) способности к познавательной деятельности, к продуктивному решению познавательных задач, которые выступают условием их успешного выполнения. Таким образом, познавательные способности являются одним из ведущих и базовых способностей личности.
Познавательная способность – основной вид деятельности детей, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем — в школьные годы.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф