Страницы: 1 2
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
2.1 Диагностика уровня развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста
Познавательные способности – это следствие как биологической, так и социальной эволюции человека. Как в младшем, так и старшем возрасте они базируются на любознательности. Развитие познавательных способностей дошкольника происходит через постановку и решения самых разнообразных задач, а задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Такие способности имеют свойство развиваться, что определяет степень усвоения человеком новых знаний.
В предыдущей главе мы рассмотрели особенности развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста, поняли , что может активно и положительно повлиять на их способности, придумали педагогические условия развития познавательных способностей у детей данного возраста средствами игр-экспериментов. Было решено провести опытно-экспериментальную работу в МБДОУ ЦРР-детском саде № 14 «Весёлые звоночки» с детьми средней группы.
Опытно-поисковая работа состояла из трех этапов:
- Констатирующий этап, на котором проверялся уровень уровня развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
- Формирующий этап. На формирующем этапе проводились занятия, направленные на совершенствование познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами игр-экспериментов.
III. Контрольный этап. На данном этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста, проведен анализ полученных результатов.
Исходя из этого, на начальном этапе работы по теме опыта возникла необходимость в проведении диагностики для выявления уровня познавательного развития средних дошкольников. Для оценки результатов автор опыта использовала методику Ю.А. Афонькина.
Диагностирование результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, позволяет выявить уровень развития интегративных качеств младших дошкольников: «любознательный, активный», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками». (Приложение 1).
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 14 «Весёлые звоночки» города Озёры, в сентябре 2022 года. В исследовании приняли участие дети средней группы. Мы определили, что у нас в работе будут принимать участие две группы, одна из которых будет задействована во время всего эксперимента (экспериментальная группа), а с помощью другой мы сможем сравнить полученные результаты (контрольная группа). Общее количество испытуемых — 20 человек, среди них 10 мальчиков и 10 девочек.
Таблица 1 — Динамика формирования интегративных качеств
№
| Динамика формирования интегративных качеств воспитанников | Констатирующий этап
| ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Низкий | Средний показатель | ||
1 | «Любознательный, активный» | — | 20% | 36% | 44% | 19% |
2 | «Способный решать, интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» | — | 9% | 39% | 52% | 16% |
3 | «Эмоционально отзывчивый» | 8% | 28% | 43% | 21% | 26% |
4 | «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» | — | 9% | 41% | 50% | 17% |
Средний показатель | 2 | 15 | 40 | 43 | 20% |
Гистограмма 1 – Динамика формирования интегрированных качеств
По итогам проведенной диагностики видно, что интегративные качества у воспитанников развиты слабо. Кроме этого, на данном этапе была проведена диагностика на развитие познавательных способностей у воспитанников, для которой были выделены методики, представленные в таблице 2.
Таблица 2 — Методики для диагностики познавательных способностей дошкольников среднего возраста
Познавательные способности | Диагностические методики |
Восприятие | Методика «Коробка форм или «Почтовый ящик» Авторы: Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард |
Память | Методика «10 предметов» Автор: Марцинковская Т.Д. |
Мышление, речь | Методика «Найди домик для картинки» Авторы: Н.Н. Павлова, Л.Г Руденко |
Внимание | Методика «Лабиринты» Авторы: Н.Н. Павлова, Л.Г Руденко |
Задание 1. Цель: проверить восприятия формы, также способностей соотнесения формы объёмного тела и его плоскостного изображения, развитие мелкой моторики ребенка и определение ведущей руки детей 4 лет.
Стимульный материал: коробка, имеющая по всем сторонам прорези разной формы и содержащая объёмные фигуры.
Проведение обследования: перед дошкольником ставится коробка и рядом раскладываются объёмные фигуры.
Инструкция: «Это почтовый ящик, но не простой. Письма в него приходят разные и для них сделаны разные отверстия. Смотри, какое это письмо (обвести основание одной из фигур)? Его надо опустить сюда (обводим соответствующее отверстие и «опускаем письмо»). Теперь ты почтальон и должен разложить все письма».
Критерии оценки:
Низкий уровень – ребенок понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий.
Средний уровень – ребенок понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.
Высокий уровень – ребенок понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.
Анализ результатов
Анализируя результаты можно констатировать, что 60% детей мы отнесли к низкому уровню; 30% — к среднему уровню; 10% к высокому уровню. У детей слабо развиты способности соотнесения формы объёмного тела и его плоскостного изображения.
Задание 2. Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка в возрасте 4-6 лет.
Стимульный материал: карточка, на которой нарисовано 10 разных предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку переворачивают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.
Критерии оценки:
Низкий уровень – ребенок запоминает менее 4-х предметов;
Средний уровень – ребенок запоминает 4 предмета;
Высокий уровень -ребенок запомнил более 5 предметов.
Анализ результатов
Состоит в том, что большой процент детей среднего дошкольного возраста оказались на низком и среднем уровнях (50% и 40% соответственно). 10% показали высокий уровень. Если говорить о качественной характеристике, то она в том, что у детей наблюдаются затруднения в запоминании даже небольшого количества картинок.
Задание 3. Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления детей 4-5 лет, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Описание обследования: ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго – овощ (морковь), третьего – фрукт (апельсин), четвертого – предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?»
Критерии оценки:
Низкий уровень – ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого;
Средний уровень— ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова;
Высокий уровень— ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающие слова самостоятельно.
Анализ результатов
Воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать). 60%- низкий уровень; 40%- средний уровень; высокий уровень не выявлен.
Задание 4 Цель: оценить умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.
Описание обследования: перед ребенком находится рисунок.
Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».
Критерии оценки:
Низкий уровень – ребенок не выполняет задание;
Средний уровень– ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого;
Высокий уровень – ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно.
Анализ результатов
Можно констатировать недостаточный уровень устойчивости, концентрации, объема внимания, а также зрительного восприятия. Большинство детей отнесены к низкому уровню; 30% — к среднему уровню, высокий уровень не выявлен.
По итогам проведенной диагностики было выявлено, что уровень познавательных способностей у дошкольников недостаточно высокий. Наглядно-образное мышление сформировано у большинства детей на низком уровне. Воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать).
Результаты, полученные в ходе данного эксперимента, мы так же отразили в таблице (см. параграф 2.3)
На формирующем этапе проводились игры-эксперименты и занятия, направленные на совершенствование познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
2.2 Совершенствование познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами игр-экспериментов
На предыдущем этапе мы проанализировали теоретические источники и убедились в том, что уровень познавательных способностей у средних дошкольников является недостаточным.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Целью проведения формирующего этапа эксперимента явилось развитие познавательных способностей посредством игр-экспериментов.
В формирующий этап мы вводили условия гипотезы, в которых предполагалось, что эффективность работы по развитию познавательных способностей у дошкольников средней группы будет если:
— использовать специальные методы;
— игры-эксперименты организованы в серии.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В ходе опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами игр-экспериментов мы использовали специальные формы, методы и приёмы работы:
Проблемно-поисковый метод, при котором создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и прочее, дети приобретают сведения об их свойствах.
Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Фиксиков и др.).
Мы предполагаем, что игры-эксперименты являются действенным методическим средством в познавательном развитии средних дошкольников.
ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоении любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность.
В играх-экспериментах ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении окружающего мира и важнейшие социальные потребности — участие в жизни взрослых и общении со сверстниками. В этих играх совершенствуются знания об окружающем, возрастает способность быстрой их мобилизации в процессе решения возникающих в игре задач — игровых, познавательных, практических. Происходит формирование некоторых новых знаний благодаря действиям с предметами, материалами и игрушками, а также взаимообучению участников игры.
В играх-экспериментах развивается самостоятельность детей. Решение экспериментальной задачи предоставляет дошкольнику неограниченные возможности самостоятельно применить навыки и умения в различных условиях (в группе, на прогулке и т. д.), развивается инициатива ребенка, он учится мыслить.
Среди игр-экспериментов выделим следующие серии:
—игры с игрушками, оптимизирующими эксперимент;
— игры с природным материалом;
—игры с объектами неживой природы;
—игры, объектом которых является человек.
Понимая значение экспериментирования для развития познавательных способностей ребенка, была обогащена предметно-развивающая среда в группе. Оборудована детская лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации запланированной работы.
— Приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
— Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
— Природные материалы: камешки разного цвета и формы, земля, песок разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, семена фруктов, цветов и овощей, шерсть, разные крупы;
— Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные предметы, пластмасса, металлические предметы;
— Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
— Красители: акварельные краски; сухой сок, фруктовый чай в пакетиках.
— Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки пластиковые, мензурки пластиковые, вата, воронки, мерные ложечки.
Для систематизации детских представлений об окружающем мире, разработали планирование образовательных ситуаций по игровому экспериментированию, позволяющих вызвать познавательный интерес, увидеть в предмете то, что ребенок сам может не заметить и не осознать. (Приложение 2).
Структура проведения игры-экспериментирования:
— постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
— выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
— проверка гипотез;
— подведение итогов, вывод;
— фиксация результатов;
— вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
— внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
— тайна, сюрприз;
— мотив помощи;
— познавательный мотив (почему так);
— ситуация выбора.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Не нужно торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или с помощью взрослого.
В ходе опытно-экспериментальной работы, по совершенствованию познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами игр-экспериментов были использованы следующие игры – эксперименты:
Почему кораблики не плывут
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер. Вам понадобятся бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» — сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
Мыльные пузырьки
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки.
Ход игры – эксперимента Художественное слово Водичка не любит нерях и грязнуль, Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!» Но если мы вымоем руки и лица, Водичка довольна и больше не злится. Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу.
Чтобы получить твёрдую трубочку (коктельные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.
Кто разбудил китёнка
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. Вам понадобятся ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках. Ветер дует-задувает, Волны в море поднимает. Море синее бурлит, Недоволен папа-кит: «Ну, на что это похоже! Мой китёнок спать не может! Ветер очень громко воет – Не даёт нам всем покоя!» Соглашается китиха: «Надо, чтобы стало тихо! Ветер, ветер, не гуди, Нашу крошку не буди!» Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».
Надувание мыльных пузырей
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Что нужно для опыта: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло). Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают и обсуждают: почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).
Ветер по морю гуляет
Цель опыта: Обнаружить воздух.
Что нужно для опыта: Таз с водой, модель парусника. Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать). Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).
Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.
Ход игры: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Игры с соломинкой
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Игровой материал: Трубочки для коктейля (или от чупа – чупса), емкость с водой.
Ход игры: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
Игры-эксперименты с различными источниками света
Что-то в коробке
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы. Вам понадобятся коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа. Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы. — Зайка, а где твой мячик? — спросила мама. — Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату. — А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик. Зайка посветил фонариком и нашёл мячик. Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.
Так же в ходе опытно-экспериментальной работы, по совершенствованию познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами игр-экспериментов было проведено занятие «Воздух-невидимка» целью которого было формирование умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; развивать познавательные способности детей через игры-эксперименты. (Приложение 3)
В результате формирующего этапа нашего исследования мы увидели, что дети экспериментальной группы существенно продвинулись вперёд в развитии познавательных способностей. В результате организации детского экспериментирования, у детей выявлена познавательная активность, появился интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширился кругозор, в частности обогатились знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы и их свойствах; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. У детей прослеживаются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Чтобы определить, как повлияли игры-эксперименты, на познавательные способности детей, проведем повторную диагностику.
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Проведение формирующего эксперимента предполагало выявление и оценку его результатов. Результаты оказались невысокими, из этого вытекает необходимость проведения контрольного этапа эксперимента.
Основной целью данного этапа являлось выявление динамики развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста, степени эффективности экспериментальной работы.
На данном этапе была проведена повторная диагностика на развитие познавательных способностей у воспитанников, после применения игр – экспериментов.
Дети среднего дошкольного возраста приобретая способность осуществлять эксперименты, видят проблему, у них формируется новый вид деятельности: решение проблемных ситуаций, учатся анализировать объекты, явления природы, выделяют признаки.
Сравнивают различные свойства разных предметов, находить общее и различие между ними и выбирают материалы для проведения опытов, в конце работы, делают выводы и умозаключения. Проводя эксперименты, у детей четырех-пяти лет, более активно проявляются интересы к творческой деятельности, тем самым они приобретают знания и жизненный опыт. В процессе проведения опытов, дети методом проб и ошибок находят правильные решения.
В контрольной части эксперимента принимали участие дети экспериментальной и контрольной групп. Уровень развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста определялся с помощью методики, использованной на констатирующем этапе настоящего исследования. Она включала в себя задания на: восприятие формы и способности соотнесения формы объёмного тела и его плоскостного изображения; выявления объема непосредственной образной памяти; выявления уровня развития наглядно-образного мышления.
Гистограмма 3- Оценка познавательных способностей
Полученные в ходе данного эксперимента результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 — Динамика уровня развития познавательных способностей детей 4-5 лет
Уровни развития познавательныхспособностей | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | |||||
Абсолютное Число | % | Абсолютное Число | % | Абсолютное Число | % | Абсолютное Число | % | |
Низкий | 4 чел. | 40 | 0 чел. | 0 | 5 чел. | 50 | 4 чел. | 40 |
Средней | 5 чел. | 50 | 5 чел. | 50 | 5чел. | 50 | 5чел. | 50 |
Высокий | 1 чел. | 10 | 5 чел. | 50 | 0 чел. | 0 | 1 чел. | 10 |
По итогам проведенной диагностики было выявлено, что уровень познавательных способностей у дошкольников экспериментальной группы значительно повысился, после использования в деятельности игр – экспериментов, при выполнении заданий показали более высокие результаты, чем контрольная группа. Исходя из полученных результатов, мы отнесли 50% детей экспериментальной группы к высокому уровню развития познавательных способностей. В контрольной группе дети показали 10% высоких результатов. В экспериментальной группе 50% относится к среднему уровню, в контрольной группе — 50% детей. Низкий уровень в экспериментальной группе отсутствует, а в контрольной группе — 40%.
Гистограмма 4 –Оценка познавательных способностей после применения игр-экспериментов на констатирующем и контрольном этапе
Наглядно-образное мышление сформировано у большинства детей на высоком или среднем уровне. Воспитанники достаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, хорошо производят мыслительные операции. Влияние на это оказало и обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Таким образом, проведенное нами исследование показывает эффективность организации экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательных способностей, и развитие ребенка зависит не только от того, как организован воспитательно-образовательный процесс, от среды, которая его окружает, но и от социума, в котором он развивается.
Выводы по 2 главе
На основании проведенной работы можно убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы цели образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование метода — детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Результаты эксперимента показали динамику повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
Таким образом, проведенное нами исследование показывает эффективность организации экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности, и развитие ребенка зависит не толь от того, как организован воспитательно-образовательный процесс, от среды, которая его окружает, но и от социума, в котором он развивается.
Заключение
Проблема развития познавательных способностей человека – одна из центральных в психологии. Несмотря на многочисленные версии и концепции, общепринятого определения структуры познавательных способностей до сих пор нет.
Теоретический анализ понятия «познавательных способностей», позволяет определить, что познавательные (когнитивные) способности к познавательной деятельности, к продуктивному решению познавательных задач, которые выступают условием их успешного выполнения. Таким образом, познавательные способности являются одним из ведущих и базовых способностей личности.
Познавательная способность – основной вид деятельности детей, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем — в школьные годы.
Опытно-поисковая работа состояла из трех этапов:
- Констатирующий этап, на котором проверялся уровень уровня развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
- Формирующий этап. На формирующем этапе проводились занятия, направленные на совершенствование познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами игр-экспериментов.
III. Контрольный этап. На данном этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста, проведен анализ полученных результатов.
Результаты эксперимента показали динамику повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
На основании проведенной работы можно убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы цели образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование метода — детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Список использованных источников
- Авдеева, Н.Н. Развитие познавательной активности. Его диагностика [Текст]/ Н.Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2015.– №9.– С. 26-28.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев – СПб.: Питер, 2010. – 288с.
- Баранова, Э.А. Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс]/Э.А. Баранова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. № 2. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2009/n2/Baranova2.shtml (дата обращения: 16.04.2018)
- Баранник, Н.В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст]/ Н.В. Баранник // Молодой ученый.– 2015.– № 24.–С. 916-919.
- Басов, М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми [Тескт]/М.Я. Басов.–М.: Педагогика. 2016, – 316 с.
- Берулава, М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах: теор.-методол. Аспект [Текст]/ М. Н. Берулава; Под ред. А. А. Пинский. – Томск : Изд-во Томского университета, 2008. – 222 с.
- Богоявленская, Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности [Текст]/ Д.Б. Богоявленская, И.Л. Петухова // Вопросы психологии.– 2009.– №4.– С. 12-14.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Д.Б. Богоявленская; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 2005. – 162 с.
- Веракса, Н.Е. Общеобразовательная программа «От рождения до школы» [Текст]/ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: Мозаика-Синтез, 2014.– 523 с.
- Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М.: Мозаика-Синтез, 2014.– 115 с.
- Ващенко, Г. Воспитание исследовательских способностей у детей дошкольного возраста. [Текст]: Общие методы обучения/Г.Ващенко – К.: Украинская Издательский Союз, 1997. – С. 304-310
- Выготский, Л.С. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский; сост. Л.М. Семенюк.– М.: Воронеж, 2003.– 334 с. 17. Габова, И.А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста[Текст]/ И.А. Габова // Теория и практика общественного развития.– 2014.– № 9.– С. 52-54.
- Габова, И.А. Экспериментальное изучение влияния поисковой деятельности на развитие у детей познавательной активности [Текст]/ И.А. Габова// Вектор науки Тольятти. госуд. ун-та. Сер. Педагогика, психология. Тольятти.– 2012.– № 4 (11).– С. 57-60.
- Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст]/Д.Б. Годовикова //Вопросы психологии.– 2014.– № 1.– С. 14-16. 20. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и 21. Давыдова, О. И. Проекты в работе с семьей [Текст]: методическое пособие / О.И. Давыдова.– М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
- Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие/ В.А. Деркунская.– М.: Центр педагогического образования, 2012.– 105 с.
- Денисенкова, Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации [Текст]: Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно — практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова – Москва — Бирск, 2004.– С. 80 — 89.
- Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст]/ А.Н. Леонтьев – СПб: Смысл, 2009. 429 с.
- Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина // Вопросы психологии.– 2012. –№ 4.– С. 33-35.
- Лебедева, Н. Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования[Текст]/Н. Лебедева // Дошкольное воспитание.– 2013.– № 2.– С. 11-14
- Лейтес, Н. С. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга: в кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности [Текст]/ Н.С. Лейтес–М.: Просвещение, 2010.– 124 с.
- Мартынова, Е.А. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст]/Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова – Волгоград: Учитель, 2011.– 333 с.
- Матуняк, Н. А. Развитие познавательной активности детей раннего и старшего дошкольного возраста [Текст]/Н.А. Матуньяк // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. ст. / Федер. агенство по образованию, Тольят. гос. ун-т. Тольятти: ТГУ, 2009.– Вып. 7, ч. 1.С. – 135-137.
- Медведева, Т. Познавательная деятельность старших дошкольников [Текст]/ Т. Медведева // Дошкольное воспитание. – 2016. –№ 8.– С. 14-16.
- Меньшикова, Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей [Текст]/ Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 1. – С. 59-62.
- Поддьяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст] / Н.Н. Подъяков// Педагогический вестник.– 2007.– №1.–С. 213-215.
- Правдов, М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / М.А. Правдов, А.А. Антонов // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2010. – № 5. – С. 112-114.
- Рощупкина, Н.А. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС [Текст] / Н. А. Рощупкина// Молодой ученый. – 2017. – №46. – С. 311-313. 51. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн.– СПб: Издательство «Питер», 2000. – 412 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с
- Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения [Текст] / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 12. – С. 11-13. 53. Семенова, М.Л. Модель развития познавательного интереса дошкольников [Текст] / М.Л. Семенова// Вестн. Челябинск. ун–та. Сер. 3, Развитие и проф. становление личности в образоват. процессе.– 2005. – № 27.– С. 75-77.
- Сеничкина, В.В. Будь внимательным [Текст] / В.В. Сеничкина // Дошкольная педагогика. – 2013. – №5. – С. 23-25. 55. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. [Текст] / Е.А. Сергиенко.– М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2006.– 464с.
- Соловьева, Е. Как организовать поисковую деятельность детей [Текст] / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. – 2005.–№ 1.– С. 12-15 58. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
- Истопницкая, М.А. «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами» [Текст] / М.А. Истопницкая. – Ярославль: Академия развития. – 2008. – 211с. 60. Тугушева, Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.П. Тугушева.– М.: Просвещение, 2007. – 34 с.
- Улькина, Т.К проблеме исследования проявлений и психологического содержания познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст} / Т.К. Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. – Выпуск 11. – К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. – С. 242 — 247
- Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология: Человек как 81 предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст]/К.Д. Ушинский –УРАО, г.Москва, 2002г.–342 с.
- Ушинский, К.Д. Первые уроки логики [Текст]:Собр. соч./К.Д. Ушинский – М.-Л, 1948. Т. 4.– С. 554. 64. Хайкин, В.Л. Феномен активности в развитии личности [Текст] / В.Л. Хайкин. – М.: Мысль, 2011. – 412с.
- Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Текст] / В.В. Щестинина // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4 (22). – 444с.
- Щукина, Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике [Текст]/Г.И. Щукина – М.: Просвещение, 2011.– 234 с.
- Фельдштейн, Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования [Текст]/ Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2011.– № 4.– С. 3-12.
- Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст ]/ Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2010. – № 2. – С. 12-18.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф