Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие познавательных способностей учащихся при изучении ботаники

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Страницы: 1 2

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей учащихся при изучении ботаники.
1.1 Сущностная характеристика понятия «познавательные способности»
1.2 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
1.3 Методические условия активизации познавательной деятельности учащихся
Выводы по первой главе:
Глава 2. Опытно -экспериментальное исследование по развитию познавательных способностей учащихся при изучении ботаники.
2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента
2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента
2.3 Контрольный этап.
Выводы по главе 2.
Заключение
Список используемой литературы.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. С древних времен учителя искали способы наиболее эффективного обучения детей, решались задачи по определению таких методов и технологий, чтобы обучение проходило быстро и результативно, при разумных усилиях учителей и учащихся. Многие методы и технологии уже апробированы, но нет более или менее очевидного универсального методического сценария, которому учителя пытались бы следовать.
Все самое ценное сосредоточено в арсенале научной дидактики, практическая задача которой — как можно скорее показать учителям наиболее рациональные способы приобретения знаний, умений и навыков, выработанных предыдущими поколениями учителей[36].
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества образовательного процесса является активизация обучения школьников. Его особая значимость заключается в том, что преподавание, являясь рефлексивной и преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности[3].
Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Как правило, знания, полученные в готовом виде, создают у учащихся трудности в их использовании при объяснении наблюдаемых явлений и решении определенных задач. Одним из существенных недостатков знаний школьников остается формализм, который проявляется в отрыве усвоенных теоретических положений от умения применять их на практике[24].

Общим трендом при изучении биологии на уровнях основного и среднего общего образования является, к сожалению, снижение мотивации школьников к изучению предмета. Среди причин можно выделить отсутствие понимания школьниками понимания значимости биологических знаний для решения повседневных и жизненно важных проблем[33].
Также причиной снижения мотивации познавательной деятельности является недостаточное время, выделяемое на изучение предмета (особенно на уровне ООО); недостаточная практическая направленность общего биологического образования вследствие отсутствия условий для непосредственного ознакомления обучающихся с методами биологических исследований[33].
Необходимость углубления аспекта практико-ориентированной направленности биологического образования предполагает необходимость разработки новых методик преподавания биологии[33].
В преподавании учебного предмета «Биология» часто преобладает абстрактно- теоретический подход даже в тех областях, где можно было бы уделить время практико-ориентированному обучению, исходящему из актуального опыта и реальных потребностей обучающихся. Также проблемой является недостаточность грамотного использования проектных и исследовательских методов в обучении биологии[33].
На основании вышесказанного, а также для расширения содержания и активизации познавательной деятельности мы решили использовать методику решения познавательных задач на уроках ботаники.
При изучении педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью повышения познавательной активности подростков и недостаточной разработанностью средств реализации этого процесса на уроках биологии, которое определило проблему исследования. Поиск путей разрешения выявленного противоречия послужил основой для формирования

темы нашего исследования «Развитие познавательных способностей учащихся при изучении ботаники»
Цель исследования — разработать и экспериментально проверить методику развития познавательных способностей учащихся в процессе изучения ботанического раздела школьного курса биологии.
Объект исследования: процесс обучения биологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: развитие познавательных способностей учащихся на уроках биологии.
Гипотеза: Развитие познавательных способностей учащихся в процессе изучения ботанического цикла будет эффективным, если на уроках и во внеурочной деятельности реализовать метод решения познавательных задач с использованием биологического эксперимента.
Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую трактовку содержания и сущности понятия «познавательные способности учащихся» и методических условий развития познавательных способностей
2. Проанализировать особенности процесса развития познавательных способностей учащихся на уроках биологии;
3. Определить педагогические условия развития познавательных способностей учащихся на уроках биологии
4. Обосновать содержание и методическое обеспечение процесса развития познавательных способностей подростков на уроках биологии;
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития познавательных способностей учащихся на уроках ботаники.

Для реализации цели и задач мы использовали такие Методы исследования как: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение продуктов познавательной деятельности учащихся, тестирование, анкетирование учащихся.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии сущности понятия «познавательные способности», в определении принципов активизации способностей, в раскрытии возможностей развития познавательных способностей учащихся при изучении ботаники в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методик развития познавательных способностей учащихся, которые могут быть использованы на уроках ботаники и будут направлены на развитие познавательных способностей.
Исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 5» (МКОУ
«ЦО№5») города Ефремов Тульской области.

Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей учащихся при изучении ботаники

1.1 Сущностная характеристика понятия «познавательные способности»

Прежде чем дать определение понятию «познавательные способности», давайте рассмотрим понятие способностей.
Самая известная попытка определить способности принадлежит Б. М. Теплову в статье «Способности и одаренность»[33].
Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
1) способности означают индивидуальные психологические характеристики, отличающие одного человека от другого; никто не будет говорить о способностях там, где это качества, с точки зрения которых все люди равны;
2) способностями можно назвать не все индивидуальные характеристики, а только те, которые важны для успеха какой-либо деятельности или ряда видов деятельности;
3) понятие «способность» не ограничивается знаниями, навыками и умениями, которые этот человек уже развил[6].
Более подробно этот вопрос рассматривался в работах В. Д. Шадрикова. По его словам, «…способности можно определить как свойства функциональных систем, выполняющих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальный критерий выраженности, проявляющийся в успешности и качественном своеобразии развития и реализации отдельных психических функций[37].

Основой всех типов способностей являются познавательные способности, потому что в процессе развития познавательных способностей развиваются и другие типы способностей[20].
Познавательная способность — это способность познавать окружающий мир, фокус которой направлен на область познания[12]. Познание — это ментальная категория, определяющая степень отражения окружающего мира. Познание требует активной умственной работы и совокупности всех процессов познавательной деятельности. Знание, которое наполнено различными понятиями, приобретает для человека личный смысл и надолго остается в его памяти[12].
Познавательные способности человека — это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность. Умение находить способы применения полученной информации на практике[16].
Для формирования способностей необходимо, чтобы соответствующая умственная деятельность стала обобщенной и таким образом стала доступной для переноса с одного материала на другой, закрепленный в индивиде. Качество способности, ее более или менее творческий характер существенно зависит от того, как осуществляется это обобщение[23].
Из вышесказанного следует, что способности не равны знаниям или навыкам. Способности — это индивидуальные характеристики человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению. Познавательные способности — это познание окружающего мира[21].
В психологической литературе познавательные способности определяются как индивидуально-психологические характеристики человека.
Познавательные способности человека в основном связаны с органами чувств. Организм человека имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, чувствительность кожи;) и

интерорецептивную систему, которая связана с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма[29].
Предполагается, что эта информация обрабатывается поэтапно, при этом на каждом этапе, на этапе обработки, есть определенное время и она представлена в разной форме.
Найссер в своей книге пишет что познавательная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания, как потом эти знания влияют на наше поведение и внимание[34].
Итак, познавательная психология основана на представлении о человеке как о системе, занимающейся поиском информации об окружающем мире.
Согласно ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать[35]:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Базовыми познавательными способностями, согласно ООП[5] являются
-выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
-устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
-с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях;
-предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

-самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
-выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
-делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство базовых учебных действий связаны с познавательными способностями.

1.2 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся

Выбирая те или иные методы обучения, следует в первую очередь стремиться к продуктивному результату. В то же время от учащегося; необходимо не только понимать, запоминать и воспроизводить полученные знания, но и уметь взаимодействовать с ними, применять их на практике, развиваться, поскольку уровень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебной и познавательной деятельности[38].
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося сводится не только к прослушиванию, восприятию и закреплению учебного материала. Он старается сразу же мысленно применить вновь приобретенные знания, применить их в собственной практике, формируя таким образом новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мысленный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. Учащийся начинает более настойчиво формировать новые убеждения, и, конечно же, профессиональный багаж пополняется. Именно поэтому так важна активизация учебно-познавательной деятельности в образовательном процессе[7].
В основу активизации познавательной деятельности положен ряд принципов[38]:
Принцип проблемности.

Прежде всего, проблемный принцип следует рассматривать как основополагающий принцип. Последовательно усложняя задания или вопросы, вы создаете такую проблемную ситуацию в мышлении школьника, из-за которой ему не хватает имеющихся знаний, поэтому он вынужден активно формировать новые знания самостоятельно с помощью преподавателя и при участии других учащихся, основываясь на свой или

чужой опыт, логику. Таким образом, ученик получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенности применения этого принципа в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин требуют особых форм занятий, педагогических приемов и методик. И самое главное, содержание проблемного материала должно быть подобрано с учетом интересов учащихся.
Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование навыков и умений, в том числе умение применять новые знания[31].
Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно- познавательной деятельности характеру практических задач.
Следующий принцип заключается в обеспечении максимального соответствия учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда был неотъемлемой частью профессиональной подготовки учащихся. Суть этого принципа заключается в том, что организация учебно-познавательной деятельности студентов по своему характеру максимально приближена к реальной деятельности. Это, в сочетании с принципом проблемного обучения, должно обеспечить переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению[32].
Принцип взаимообучения.

Не менее важным в организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимного обучения. Следует иметь в виду, что в процессе обучения студенты могут учиться друг у друга посредством обмена знаниями. Успешное самообразование требует не только теоретической базы, но и умения анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умения творчески подходить к использованию этих знаний;

умения делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь обновлять и развивать свои знания и навыки.

Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность студентов носила творческий, исследовательский характер и, по возможности, включала элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы, по всем признакам, должен носить исследовательский характер. Это еще один важный принцип активизации учебно-познавательной деятельности: принцип изучения изучаемых проблем и явлений.
Принцип индивидуализации.

Для любого образовательного процесса важен принцип индивидуализации — это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для тренировок этот принцип имеет первостепенное значение, поскольку существует множество психофизических качеств:
* классный состав,

* адаптация к процессу обучения,

* способность воспринимать новое и т.д.

Все это требует использования таких форм и методов обучения, которые, по возможности, учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовывали принцип индивидуализации образовательного процесса.
Принцип самообучения.

Не менее важным в образовательном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Этот принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого студента на основе его личного активного желания пополнять и совершенствовать собственные знания и умения, самостоятельно изучать дополнительную литературу и консультироваться.
Принцип мотивации.

Активность самостоятельной и коллективной деятельности учащихся возможна только при наличии стимулов. Поэтому среди принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должно быть не принуждение, а желание ученика решить проблему, что-то узнать, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также выбор методов обучения должны определяться с учетом особенностей образовательного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также факторы, побуждающие учащихся к активности, их также можно назвать мотивами или стимулами учителя к активизации деятельности учащихся[20].
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие.
1. Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная

активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
2. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно- познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
3. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
4. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать побудительные мотивы для саморазвития[20].

1.3 Методические условия активизации познавательной деятельности учащихся

Принцип активности детей в образовательном процессе был и остается одним из главных в педагогике. Она заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их понимании, обработке и применении. Этот принцип подразумевает качество образовательной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в приобретении знаний и умений, эффективностью и соблюдением социальных норм. В социологическом словаре[5] «деятельность» — это совокупность форм человеческой деятельности, которые сознательно направлены на решение проблем, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в определенный исторический период. В педагогическом словаре[17] «активность» ассоциируется с активным отношением человека к миру, способностью человека совершать социально значимые преобразования материальной и духовной среды, основанные на освоении социально-исторического опыта человечества; проявляется в творческой активности, волевых действиях, общение.
Активно проводимый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, усиление обратной связи. Это предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование образовательного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Управление деятельностью учащихся традиционно называется активацией. В рамках модернизации образования основным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого учащегося путем совершенствования системы преподавания. Невозможно добиться успеха в решении поставленных перед преподавателем задач без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития стойкого познавательного интереса к изучаемому материалу[15].

Т.И.Шамова[38] различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия:
-воспроизводящая активность, с помощью которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Она характеризуется стремлением понять, запомнить и воспроизвести знания, освоить способ их применения в соответствии с моделью. Этот уровень характеризуется неустойчивостью волевых усилий учащегося, отсутствием заинтересованности в углублении знаний;
-интерпретирующая активность. Это более высокий уровень, потому что существует большая степень независимости. На этом уровне необходимо понять задачу и найти средства для ее выполнения. Она характеризуется стремлением учащегося осознать смысл изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменившихся условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, проявляющаяся в том, что ученик стремится довести дело до конца, если оно сложное, не отказывается от выполнения задания, а ищет решения;
-творческая активность это высокий уровень, так как задача может быть поставлена самим школьником, и выбираются новые, нетрадиционные, оригинальные способы решения. Для него характерны интерес и желание не только глубоко проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, но и найти новый способ достижения этой цели. Характерной чертой является проявление высоких волевых качеств учащихся , настойчивости и упорствовавшего в достижении цели, широких и стойких познавательных интересов. Этот уровень активности обеспечивается высокой степенью несоответствия между тем, что учащийся знал, с чем он уже сталкивался в своем опыте, и новой информацией, новым явлением.

Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Анализ этих позиций позволил Е. Коротаевой выявить четыре основных типа учебной активности: нулевая активность (выраженная объектная позиция); ситуативная активность (преимущественно объектная позиция); исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция); творческая активность (выраженная субъектная позиция)[19].
Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют несколько характеристик, их можно классифицировать по нескольким причинам [40]:
в зависимости от источников передачи и характера восприятия информации: вербальные методы (рассказ, беседа, лекция и т.д.);
визуальные методы (демонстрация, показ плакатов, таблиц, диаграмм, набросков, моделей; использование технических средств и т.д.);
практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, эссе и т.д.);
по характеру взаимной деятельности преподавателя и учащихся:

— пояснительный и иллюстративный метод,

— репродуктивный способ,

— способ изложения проблемы,

— частичный поиск или эвристический метод,

— метод исследования;

в соответствии с основными составляющими деятельности учителя:

— методы организации и проведения учебной деятельности (вербальные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельная работа и работа под руководством преподавателя);
— методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интересов: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования обязанностей и ответственности в преподавании: объяснение социального и личностного смысла преподавания, представление педагогических требований);
— методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль), лабораторные и практические работы, программный контроль, фронтальный и — дифференцированный, текущий и окончательный);
о сочетании внешнего и внутреннего в деятельности учителя и ученика (система методов обучения, разрабатывающая проблемы):
— по степени проблемности и видам деятельности преподавателя (методы изложения: монологический, диалогический; методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся: эвристический, исследовательский, алгоритмический и программируемый);
— по характеру учебной деятельности учащихся (репродуктивная, продуктивная, частичный поиск);
— в соответствии с основными дидактическими целями и функциями (организация, развитие, обучение, мотивация и контроль)
Изучение биологии на этапе основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
— овладение знаниями о дикой природе и присущих ей закономерностях;

— о строении, жизнедеятельности и экологической роли живых организмов;

— о человеке как биосоциальном существе;

— о роли биологической науки в практической деятельности людей;

— о методах познания дикой природы;

— овладение навыками применения биологических знаний для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
— использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о здоровье и факторах риска;
— работа с биологическими приборами, приборами, справочниками;

— проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты ;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
— пропаганда позитивного ценностного отношения к дикой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
— культура поведения на природе;

— использование приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
— оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
— соблюдать правила поведения в окружающей среде, нормы здорового образа жизни, профилактику заболеваний, травм и стрессов, вредных привычек.

Изучение биологии подразумевает не только знакомство с видовым составом флоры и фауны, знание отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повысить активность учащихся, интерес к предмету — вот главная задача преподавателя.
Выбирая те или иные методы обучения, следует в первую очередь стремиться к продуктивному результату. При этом учащийся должен не только понимать, запоминать и воспроизводить полученные знания, но и уметь взаимодействовать с ними, применять их на практике, развиваться, поскольку уровень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности школьник[31].
Таким образом, основными методами, способствующими развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии, являются следующие[4]:
— режим обсуждения;

— метод самостоятельной работы;

-метод познавательного проблемного изложения;

— эвристический или частичный метод поиска;

— исследовательский метод обучения;

— проектный метод;

— практический метод;

— лабораторный метод;

— визуальные методы.

Познавательная задача является одним из важных факторов повышения познавательной и практической активности учащихся[10].
Каждая познавательная задача содержит в своей структуре условие, требование, оператор задачи[25].
Условия задачи включают предметную область и отношения. Предметная область — это совокупность фиксированных объектов, соответствующих субъектам в задаче. Отношения соединяют объекты, области (константы, переменные).
Требования задачи — это то, что должно быть определено в результате решения задачи. Она формулируется в виде вопроса
(сколько, почему и т.д.), задач (найти, доказать, установить и т.д.).

Оператор задачи — это набор тех действий, которые должны быть выполнены.

Чтобы определить роль, функцию и место заданий в системе методов обучения, развития творческих способностей учащихся, задания классифицируются по различным критериям. Выбор функций зависит от целей классификаций (по методам решения, по содержанию)[11].
Например, Е. Н. Демьянков делит познавательные задачи на теоретические по способу действия, практические, экспериментальные в условии задачи, удовлетворяющем ее требования[10].
Теоретические задачи предполагают доказательство, нахождение закономерностей рассматриваемых явлений на основе известных учащимся теоретических положений. Они требуют применения умственных действий, их можно использовать на всех этапах урока.

Пример: Почему у растений, произрастающих в условиях с повышенной влажностью, появляются дыхательные корни[30]?
Объяснение: Дыхательные корни формируются у растений, произрастающих в воде или на болоте, в качестве механизма адаптации к недостаточному снабжению корней воздухом. Они приподнимаются над поверхностью воды и поглощают воздух.
Познавательные задачи по биологии практического характера применяются, когда требуется на основе теоретических предпосылок провести практическое выполнение.
Пример: Рассмотрите под микроскопом препарат растительной ткани. Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении[22].
Экспериментальные задачи требуют теоретических и практических действий при проведении эксперимента. Для их решения учащиеся должны проанализировать происходящее явление, выяснить данные, необходимые для решения задачи, и произвести нужные действия.
Пример: В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то что этот лист хорошо освещался солнцем, питательные вещества в нем не образовывались. Объясните результаты опыта[30].
Ответ: Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.
Репродуктивные задачи требуют от учащихся воспроизведения имеющихся у них готовых знаний и используются чаще для закрепления материала.

Пример: Каким опытом можно доказать, что крахмал образуется только в зеленой части листа?[22] Ответ: Расправленный лист заливают слабым раствором йода. Через 2—3 мин можно увидеть, что закрытая часть листа не изменила своего цвета, а та часть листа, на которую попадал свет, окрасилась в синий цвет. Обработка йодом помогает обнаружить в клетках крахмал. Следовательно, крахмал образуется в листьях только на свету.
Задачи продуктивного характера предполагают перенос изученных закономерностей в новые условия, внесение других данных в структуру задачи и поиск новых знаний.
Пример: В теплице для выращивания растений созданы оптимальные условия жизни. Объясните, будет ли в этом случае происходить борьба за существование[30]?
Абстрактные задачи рассматривают явления в несколько отвлеченном свете, поэтому требуют высокого уровня знаний, развитого мышления, воображения.
Пример: Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, летом — с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению[30].
Задачи с конкретным содержанием рассматривают явления конкретной
действительности.

Пример: В цветке в первую очередь развиваются чашелистики, а уже затем лепестки, тычинки и пестики. Было бы лучше или хуже, если бы все части цветка развивались одновременно?[30] Экологические задачи – это такие задачи, которые содержат сведения, требующие знаний о охране природы.

Пример: У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время[22]?
Ответ. Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков.
Задачи-поговорки содержат образное выражение явления.

Пример: Как объяснить выражение: «Морковь прибавляет кровь»?

Ответ: Морковь являются богатыми источниками калия, который является вазодилататором, то есть сосудорасширяющим средством, тем самым увеличивается поток крови и кровообращение и снижаются нагрузки на сердечно-сосудистую систему.
Обучающие задачи — такие, на примере решения которых учитель показывает, как решаются те или иные типы задач (расчетная, каче- ственная). Обучающей может быть наиболее типичная задача.
Пример: На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из кото­рых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней)[32].
Тренировочные задачи — задачи с небольшими изменениями (циф- ровыми, ситуационными и т. д.), по принципу решения соответствую- щие обучающей.
Поисковые задачи — это такие, самостоятельное решение которых

приводит учащихся к получению новых знаний на основании известных фактов, способов решения.

Творческие задачи — требуют поиска нового принципа решения проблемы, заложенной в условии. Деятельность ученика заключается в выявлении необходимых закономерностей. Основным принципом творческого процесса является необходимость отказаться от уже пред- ставленного в тексте требования и построить новое, по своему смыслу или частично не совпадающее с предыдущим.
Пример: Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы — семенами?[8] Выдвижение учителем познавательной задачи имеет очень важное значение. Цели и задачи его вытекают из основных требований к современному процессу обучения. В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна активная деятельность самих учащихся. Это важнейшее условие их развития. Процесс обучения складывается из совокупности последовательных действий учителя и руководимых им учеников. При этом успех деятельности учащихся находится в прямой зависимости от разумного руководства и направляющих действий учителя. Эти действия должны быть обусловлены современными требованиями к учебному процессу, умением мобилизовать внимание учащихся, возбудить интерес к изучаемому материалу и активизировать познавательную деятельность каждого[28].
В педагогике и методике преподавания предмета биология предлагаются разнообразные методические инструменты для активизации познавательной деятельности. Мы для экспериментального исследования выбрали те методы, которые связаны с решением проблем, обозначенных в «Концепции преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных

организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы» [18] .
Так в разделе «Проблемы мотивационного характера» выделены следующие проблемы:
-недостаточная практическая направленность общего биологического образования вследствие отсутствия условий для непосредственного ознакомления обучающихся с методами биологических исследований;
в разделе «Проблемы содержательного характера»:

-естественный консерватизм программы среднего образования имеет побочным результатом недостаточное освещение новейших научных направлений биологии, что находится в резком контрасте с ролью, играемой современной биологией в мировой науке;
В разделе «Проблемы методического характера» выделено следующие элементы:
-недостаточность грамотного использования проектных и исследовательских методов в обучении биологии.
Для решения вышеназванных проблем нами предлагается в экспериментальной работе проверка эффективности методики решения познавательных задач.

Выводы по первой главе:

1. Познавательные процессы — это общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании реальности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков и умений целостной личности. Ориентация на окружающую среду, практическое использование средств деятельности основаны на работе психических познавательных процессов, в частности, мышления.
2. Подростковый возраст — это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), характеризующаяся качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вступлением во взрослую жизнь.
3. В целом, можно сделать вывод, что интеллектуальное развитие подростков достигает высокого теоретического уровня, но все еще остается в зоне непосредственного развития, зависящего от помощи и сложности учителя, от активности самого подростка в усвоении образцов научного знания.
4. Для решения задачи повышения активизации познавательной активности учащихся могут быть использованы наряду с другими инструментами разнообразные познавательные задачи

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф