Страницы: 1 2
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию познавательных способностей учащихся при изучении ботаники.
В рамках производственной педагогической практики в 2022-2023 учебном году на базе МКОУ «Центр образования №5» г.Ефремов Тульская область проводилось исследование по развитию познавательных способностей. В исследовании приняли участие учащиеся 6 «б» и 6 «в» классов общей численностью 54 человека.
Цель: диагностирование и развитие познавательных способностей учащихся при изучении ботаники.
Задачи:
- На констатирующем этапе диагностировать уровень развития познавательных способностей у учащихся 6-х классов;
- Представить методику развития познавательных способностей;
- Внедрить эту методику в процесс педагогической практики в МКОУ
«ЦО№5» г.Ефремов;
- Провести повторную диагностику;
- Сравнить данные полученные на первом и последнем этапах эксперимента.
Сделать вывод об эффективности работы по развитию познавательных способностей, организованной в рамках формирующего этапа эксперимента.
2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента Цель констатирующего этапа: выявление уровня сформированности
познавательных способностей обучающихся 6-х классов.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи констатирующего этапа:
Подобрать методику для выявления сформированности
познавательных способностей обучающихся 6-х классов.
Провести диагностику обучающихся и обработать результаты.
Доказать, что учащиеся 6 б и 6 в классов могут выступать в качестве экспериментального и контрольного классов.
Использованные методы: анализ школьной документации, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся.
Учащихся 6б и 6в классов сравнили по следующим показателям : возраст, количество, соотношение мальчиков и девочек, успеваемость.
В ходе анализа школьной документации были получены следующие данные.(таблица 1)
| Классы | Количество учащихся | Число мальчиков | Число девочек | Возраст | Средний балл |
| 6 Б | 27 | 14 | 13 | 12-13 | 3,9 |
| 6 В | 27 | 12 | 15 | 12-13 | 3,8 |
Из таблицы мы видим, что возраст и количество обучающихся одинаковы в 2 классах, почти сопоставимы соотношение мальчиков и девочек. Данные классы можно считать экспериментальным и контрольным.
Нами было предложено тестирования для диагностики развития познавательных способностей у учащихся.
В ходе данной диагностики для 6-х классов были получены следующие результаты.
1. Тест на уровень развития словесно-логического мышления. Любовь Переслени, Татьяна Фотекова ( Приложение 1)
Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД
Уровень развития словесно-логического мышления представлен в таблице.
Уровень развития словесно-логического мышления в 6б и 6в классах.
| Уровни развития словесно- логического мышления | Высокий | Средний | Низкий |
| 6 Б | 20 | 30 | 50 |
| 6 В | 10 | 30 | 60 |

При анализе результатов было установлено, что большинство учащихся имеют низкий уровень развития словесно-логического мышления.
Также для диагностирования были использованы методики:
1. Тест на оценку самостоятельности мышления (приложение 2)
из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3- 6 классах» Л.А. Ясюковой.
Цель: изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.
Сравнительная характеристика уровня развития самостоятельности мышления 6 б и 6 в классов.
| Уровень развития самостоятельности мышления | Высокий | Средний | Низкий |
| 6 Б | 10 | 36 | 44 |
| 6 В | 10 | 32 | 48 |
Результаты данного тестирования показали, что у учащихся двух классов есть небольшие различия в уровне развития самостоятельности мышления. В целом, общий процент находится на одном уровне.
2. Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант)(Приложение 3)
Цель: измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта)
Уровень интеллектуального развития представлен в таблице.
| Уровни интеллектуального развития | Высокий | Средний | Низкий |
| 6 Б | 24 | 26 | 50 |
| 6 В | 12 | 28 | 60 |
Анализируя полученные результаты первичной диагностики сформированности познавательных способностей можно сделать вывод, что у большинства учащихся 6 классов нет навыков самостоятельно заниматься исследованиями и знаний , как их организовать.
Таким образом, были определены показатели сформированности познавательных способностей на констатирующем этапе эксперимента.
Качественное сравнение показателей доказало, что учащиеся могут выступать в качестве контрольной и экспериментальной групп.
Полученные результаты исследования указывают на необходимость развития познавательных способностей при изучении ботаники.
2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента
Исходя из данных констатирующего этапа эксперимента, была сформулирована цель формирующего этапа эксперимента: разработать и экспериментально проверить методику развития познавательных способностей учащихся в процессе изучения ботанического раздела школьного курса биологии .
Задачи:
- Разработать методику, направленную на формирование познавательных способностей.
- Реализовать методику, направленную на формирование познавательных способностей.
- Проверить эффективность проведенной методики.
На формирующем этапе эксперимента учащиеся были вовлечены в выполнение действий, направленных на формирование познавательных способностей.
А именно применение познавательных биологических задач на разных этапах урока.
Возможные варианты использования познавательных задач при изучении ботаники приведены в таблице 1.
Таблица 1
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО БОТАНИКЕ НА УРОКЕ.
| По типу взаимоотношения | |
| Учитель-ученик Обучающие задачи (Задание 1) | Ученик-ученик Тренировочные задачи (Задание 2) |
| По этапам урока | |
| При проверке домашнего задания Теоретические задачи (Задание 3 ) | Для актуализации знаний перед изучением новой учебной темы или нового материала на уроке Абстрактные задачи
(Задание 4) | При закреплении изученного материала Репродуктивные задачи | В качестве домашнего задания Творческие задачи (Задание 6) | |||
| (Задание 5) | ||||||
| По способам организации работы на уроке | ||||||
| При индивидуальной работе | При работе в парах | При групповой работе | При фронтальной работе | |||
| Поисковые задачи
(Задание 7) | Эксперимен- тальные задачи | Экологические задачи | Задачи-поговорки
(Задание 10) | |||
| (Задание 8) | (Задание 9) | |||||
Задание 1 (Обучающая задача).
Тема урока «Испарение воды растениями»
На примере решения этого задания учитель показывает, как решаются те или иные типы задач.
Используется на этапе изучения нового материала.
Пример: На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из которых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней).
Формируемые УУД: Познавательные — навыки поисковой, исследовательской деятельности, соотносить информацию, представленную в разных формах, устанавливать причинно-следственные связи, Регулятивные — ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Задание 2.( Тренировочная задача.)
Тема урока: «Испарение воды растениями»
Задачи с небольшими изменениями по принципу решения соответствующие обучающей.
Пример: На 3 га поля растет 700 растений капусты, каждое из которых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 500 га в течение трех летних месяцев (90 дней).
Используется на этапе первичного закрепления нового материала.
Формируемые УУД: Познавательные — использовать новую информацию для решения учебных заданий, осуществлять действие по образцу, Регулятивные — самостоятельно отбирать (использовать) информацию используя ее для решения поставленной задачи.
Задание 3. (Теоретическая задача.) Тема урока: «Дыхание растений.»
Используется при проверке домашнего задания
Пример: Почему у растений, произрастающих в условиях с повышенной влажностью, появляются дыхательные корни?
Формируемое УУД: Регулятивные — контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия), Познавательные- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Задание 4. (Абстрактная задача.)
Тема урока: «Типы опыления растений» Используется для актуализации знаний.
Пример: Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, летом — с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению.
Формируемое УУД: Общеучебные- умения структурировать знания.
Задание 5. (Репродуктивная задача.)
Тема урока: «Фотосинтез. Воздушное питание растений.» Используется при закреплении изученного материала.
Пример: Каким опытом можно доказать, что крахмал образуется только в зеленой части листа?
Формируемое УУД:Познавательные — умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Задание 6. (Творческая задача.)
Тема урока: «Размножение и развитие растений.» Используется в качестве домашнего задания.
Пример: Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы — семенами?
Формируемое УУД: Познавательные — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково- символические средства, проводить сравнения, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать.
Задание 7. (Поисковая задача.)
Тема урока: «Испарение воды растениями» Используется при индивидуальной работе.
Пример: Хорошо известен опыт, показывающий наличие корневого давления, однако если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро понизится, хотя корней нет. Почему?
Формируемое УУД: Познавательные — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Задание 8. (Экспериментальная задача.) Тема урока: «Фотосинтез»
Используется при работе в парах.
Пример: В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то что этот лист хорошо освещался солнцем, питательные вещества в нем не образовывались. Объясните результаты опыта.
Формируемое УУД: Познавательные — произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, Коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.
Задание 9. (Экологическая задача.) Тема урока: «Фотосинтез»
Используется при проведении групповой работы.
Пример: У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время?
Формируемое УУД: Познавательные — произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Задание 10. (Задача-поговорка.)
Тема урока: «Значение растений для человека» Используется при фронтальной работе.
Пример: Как объяснить выражение: «Морковь прибавляет кровь»?
Формируемое УУД: Познавательные — Умение выделять способ решения задачи, Личностные — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, Коммуникативные — владение монологической и диалогической формами речи.
Итак, на данном этапе нами были включены познавательные задачи в разные этапы урока: при проверке домашнего задания, для актуализации знаний перед изучением нового материала, при закреплении изученного материала, в качестве домашнего задания, а также при различных способах организации работы на уроке: при индивидуальной работе, при работе в парах, при групповой работе, при фронтальной работе.
Это дает возможность ученику на доступном для него уровне не только качественно усваивать готовые знания, но и активно, самостоятельно участвовать в образовательном процессе. При этом учитель формирует
познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, ведь акцент на уроке делается на деятельность учеников и добывании новых знаний. А сами уроки с использованием познавательных задач, становятся динамичными, интересными и очень полезными для всех участников образовательного процесса, а значит и современными, системно- деятельностными, актуальными.
Все учащиеся активно принимали участие в решении познавательных задач, что является показателем заинтересованности их в познавательной деятельности.
После проведения формирующего этапа эксперимента возникла необходимость в повторной диагностике учащихся.
2.3 Контрольный этап
Цель: выявить эффективность влияния методики использования познавательных задач на уроках ботаники на развитие познавательных способностей.
Задачи контрольного этапа:
-сравнить полученные нами результаты констатирующего этапа с контрольным;
-сделать вывод об эффективности использования методики для развития познавательных способностей.
На данном этапе нами использовались те же методы, что и на констатирующем.
1. Тест на уровень развития словесно-логического мышления
Уровень развития словесно-логического мышления представлен в таблице
| Уровни развития словесно- логического мышления | Высокий | Средний | Низкий |
| 6 Б | 20 | 32 | 48 |
| 6 В | 23 | 34 | 43 |
Данные таблицы показывают, что в 6 В классе(экспериментальном)процент учащихся с высоким уровнем развития вырос. В контрольном классе, где внедрение методики не осуществлялось изменения незначительны.
2. Тест на оценку самостоятельности мышления
Уровень развития самостоятельности мышления представлен в таблице.
| Уровень развития самостоятельности мышления | Высокий | Средний | Низкий |
| 6 Б | 11 | 38 | 42 |
| 6 В | 26 | 43 | 31 |
По данным таблицы можно увидеть, что в классе, где осуществлялась методика, а именно в 6 В, процент учащихся, у которых высокий и средний уровень развития самостоятельности мышления, возрос. В 6 Б показатели практически не изменились.
3. Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант)
| Уровни развития интеллектуального развития | Высокий | Средний | Низкий | |
| 6 б | 26 | 25 | 49 | |
| 6 в | 23 | 34 | 57 | |
| Уровень интеллектуального развития в 6 б классе
Высокий Средний Низкий | ||||
В контрольном классе, где методика не внедрялась изменения незначительны, наблюдается лишь некоторые изменения. В экспериментальном классе процент учащихся с высоким и средним уровнем значительно возрос.
Сравнив результаты, после проделанной работы делаем следующие заключения:
В экспериментальном классе, где осуществлялась методика решения познавательных задач, уровень развития познавательных способностей значительно увеличился, не только по сравнению с другим классом, но и относительно первичных результатов.
Можно предположить, что разработанная нами методика способствует развитию познавательных способностей учащихся экспериментальной группы.
Уровень развития познавательных способностей 6 В класса на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
| Показатель | Этап эксперимента | Уровень развития | ||
| Высокий | Средний | Низкий | ||
| Словесно- логическое мышление | Констатирующий | 10 | 30 | 60 |
| Контрольный | 20 | 32 | 48 | |
| Самостоятельность мышления | Констатирующий | 10 | 32 | 58 |
| Контрольный | 26 | 43 | 31 | |
| Интеллектуальное развитие | Констатирующий | 12 | 28 | 60 |
| Контрольный | 23 | 34 | 57 | |
По данным показателям можно судить о том, что благодаря внедрению методики решения познавательных задач в экспериментальном классе, у учащихся значительно вырос уровень развития словесно-логического мышления, интеллектуального развития, самостоятельности мышления.
Анализ доказывает, что методика решения познавательных задач различных типов и на разных этапах урока способствует развитию познавательных способностей подростков.
Выводы по главе 2.
Во второй главе мы представили проводимый нами эксперимент на базе МКОУ «ЦО№5» г.Ефремов. Учащиеся 6Б и 6 В классов чтали его участниками.
Главной целью нашего эксперимента было диагностирование подростков и развитие их познавательных способностей.
Цель определила задачи, а именно:
- На констатирующем этапе диагностировать уровень развития познавательных способностей у учащихся 6-х классов;
- Представить методику развития познавательных способностей;
- Внедрить эту методику в процесс педагогической практики в МКОУ
- «ЦО№5» г.Ефремов;
- Провести повторную диагностику;
- Сравнить данные полученные на первом и последнем этапах эксперимента.
- Сделать вывод об эффективности работы по развитию познавательных способностей, организованной в рамках формирующего этапа эксперимента
- Педагогический эксперимент проходил в три этапа: 1.Констатирующий этап.
- Формирующий этап.
- Контрольный этап.
В ходе констатирующего этапа эксперимента мы выявили уровень развития познавательных способностей по следующим показателям: словесно- логическое мышление, самостоятельность мышления, интеллектуальное развитие.
Анализ результатов показал, что высоким и средним результатом развития познавательных способностей обладает небольшое количество учащихся, преобладают низкие показатели. Поэтому мы сделали вывод, что необходимо развивать познавательные способности учащихся.
На формирующем этапе эксперимента нами была предложена методика включения познавательных задач на разных этапах урока, направленная на развитие познавательных способностей.
Заключительный этап (контрольный) предполагал повторное тестирование учащихся контрольного и экспериментального классов.
Анализ полученных результатов показал, что в классе, где проводилась методика, значительно повысился уровень познавательных способностей по всем показателям.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что внедрение методики познавательных задач по ботанике положительно влияет на развитие познавательных способностей учащихся, их словесно-логическое мышление, интеллектуальное развитие, самостоятельность мышления.
Заключение
Проблема развития познавательной самостоятельности учащихся сегодня приобретает особую важность и социальную значимость в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в образованных людях, способных самостоятельно мыслить.
Активные формы, методы и приемы организации познавательной деятельности способствуют развитию познавательной самостоятельности и творческого мышления учащихся. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование образовательного процесса в современной школе.
Проведенное исследование подтвердило необходимость и целесообразность введения познавательных задач в учебный процесс при изучении ботаники.
Была разработана методика решения познавательных задач на разных этапах урока. Разработанные нами средства были апробированы в опытно- экспериментальной работе.
С помощью разработанных нами критериев были проанализированы полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты.
Результаты показали, что в классе, где использовалась методика, повысился уровень развития познавательных способностей по всем показателям: словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, уровень интеллектуального развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие познавательных способностей активно влияет на процесс изучения биологии, и что наибольший успех в обучении достигается, когда учащиеся сосредотачиваются на самостоятельном выполнении биологических заданий.
Проведенное исследование подтвердило, что разработанная методика решения познавательных задач эффективна. Эта методика может использоваться при изучении курса ботаники учителями биологии.
Список используемой литературы.
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. -Казань: Изд-во Казанского университета,1996. — 566 с.
2. Арбузова, Е.Н. Теория и методика обучения биологии в 2 частях. Ч.1: учебник и практикум для вузов/ Е.Н.Арбузова.- 2-е изд, испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 295 с.
3. Ахметова Г.Ю. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях обновленного содержания образования // Вестник науки. — 2021. — №5
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. — М.: Кнорус, 2011. — 269 с.
5. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. Минск, 2009.
6. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973. (Биологическое и социальное в способностях: 37—65. Формирование способностей: 66— 95.)
7. Горбунова А. И. «Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся» М.: Просвещение, 1989.
8. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах М.: Просвещение, 1996.
— 80 с.
9. Демьянков Е.Н., Соболев А.Н., Суматохин С.В. Биология. Сборник учебных познавательных задач с решениями и ответами для университетского лицея. – Орел: ОГУ, 2014. – 104с
10. Демьянков, Е. Н.Учебные познавательные задачи в обучении биологии [Текст] : учеб. пособие / Е. Н. Демьянков. — Орел : ОГУ, 2009. — 128 с.
11. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения : [Пособие для учителей и учащихся] / Е.Н. Дмитров. — Тула : Арктоус, 1997. — 77 с. ; 21 см. — (Родничок)
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. — 386 с.
13. Дусавицкий, А.К. Формула интереса/Дусавицкий, А.К.. — М.: Педагогика, 2014. — 145 с.
14. ЗагвязинскийВ.И.3.14 Методология и методика дидактического исследования.— М.: Педагогика, 1982.— 160 с.
15. Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Ростов- на-Дону: Легион, 2008.
16. Каирова, И. А. Педагогическая энциклопедия. [Тест] / И.А. Каирова.
Ф.Н., Петрова. М.: Просвещение, 1964. -280 с.
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред.пд.учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000. – 176 с.
18. Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы от 29.04.2022 № 2
// Банк документов Министерства Просвещения Российской Федерации.
– 2022
19. Коротаева Е. В. Уровни познавательной активности //Народное образование. — 1995. — №10. — С. 16-23.
20. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.
— М.: Знание, 2001. — 85 с.
21. Основы психологии и педагогики: конспект лекций. Часть 1 / А.Л. Церковский, С.А. Петрович. – Витебск: ВГМУ, 2017. – 74 с
22. Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 5-6 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2013 г
23. Педагогика/ Под редакцией П.И.Пидкасистого. — М.,2004.
24. Подласый, И.П. Педагогика : учебник / И.П.Подласый. – 2-е изд.,доп. – М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. – 574 с. – (Основы наук).
25. Познавательные задачи по биологии и экологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 168 с.
26. Примерная основная образовательная программа основного общего образования./Министерство Просвещения Российской Федерации./М.,2022
27. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно- методический журнал «Academy». Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 56.
28. Романова, И. С. Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках// Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176).
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство
«Питер», 2000 — 712 с.: ил
30. Смирнова Н.З., Бережная О.В. Познавательные задачи по биологии и экологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.
– Красноярск, 2015. – 168 с.
31. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 150 с.
32. Сорокоумова Е.А. Развитие познавательной активности школьников в учебной деятельности. — Н.Новгород, 1998. — 178 с.
33. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Теплов Б. М. // Психология индивидуальных различий. — М., 2000. — С.262-272.
34. Ульрик Найссер. Познание и реальность. – М.: Прогресс, 1981. – 232 с 35.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 48 с. – Стандарты второго поколения.
36. Хлынин, А.А. Личностно ориентированный подход к формированию познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Хлынин. — М., 2002.-19 с.
37. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»
/ В. Д. Шадриков //Психологический журнал. – 1983. – Т. 4, № 5. – С. 3– 10
38. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.
-209.
39. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 72 с.
40. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1979.-160 с.
Страницы: 1 2
