Страницы: 1 2
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы развития произвольного внимания младшего школьника в процессе обучения
1.1.Понятие о внимании, его свойствах и видах……
1.2. Особенности развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста
1.3. Приемы развития учителем произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста
Выводы
Глава II. Организация практической работы учителя по развитию произвольного внимания младших школьников в процессе обучения
2.1. Входное исследование, направленное на развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения
2.2. Методическая разработка и анализ уроков, направленных на развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Одной из задач современного начального общего образования явля-ется реализация требований Федерального государственного образова-тельного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС устанавливает личностные, предметные и метапредметные требования к учащимся, осваивающим основную образовательную программу. В част-ности, метапредметные требования включают освоение обучающимися универсальных учебных действий, к ним относятся регулятивные, комму-никативные и познавательные, которые обеспечивают овладение ключевы-ми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В связи с этим для успешного формирования универсальных учебных действий у млад-ших школьников необходимо развивать все познавательные процессы и внимание в том числе [1].
Произвольное внимание – одна из важнейших характеристик позна-вательной деятельности школьника [5]. Проблема развития произвольного внимания младших школьников уже давно интересует учителей, воспита-телей, психологов, и имеет прямое отношение к основным вопросам воспи-тания и обучения.
В настоящее время проблема развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте являются актуальной, так как является фак-тором, который непосредственно влияет на успешность обучения.
Ф.Н. Гоноболин, П.И. Зинченко, С.С. Левитина, Е.И. Рогов в своих исследованиях убедительно доказывают, что произвольное внимание име-ет большое значение в учебной деятельности младшего школьника. Сего-дня педагоги и психологи отмечают проблемы, связанные с развитием произвольного внимания у младших школьников, что обусловлено воз-растными особенностями: отсутствием умения управлять сосредоточенно-стью своего сознания, слабостью и ограниченностью произвольного вни-мания, и т.д. Таким образом, высоко число младших школьников неспо-собных сосредоточиться на объекте, отвлекающихся на посторонние явле-ния, не способных удерживать линию деятельности и приблизиться к ре-зультатам, что приводит к проблемам восприятия, изучения и освоения учебного материала, а также сохранения его в памяти на длительный срок. В связи с этим очень важно развивать произвольное внимание у учащихся младшего школьного возраста.
Учебная деятельность младшего школьника требует усидчивости, организации своего времени, аккуратности, ответственности и, конечно, внимания. Высокий уровень развития именно произвольного внимания положительно влияет на успешность обучения [6].
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит слож-нейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации произвольного внимания детей, иначе оно окажется во власти окружаю-щих вещей и случайного стечения обстоятельств. Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, это и невозможно. [10].
На уроке у учителя есть возможность постоянно поддерживать про-извольное внимание детей на достаточно высоком уровне, используя раз-личные приемы, что, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень усво-ения учебного материала.
Таким образом, развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из факторов его успешного обучения в школе. Поэтому важнейшей задачей обучения в начальной школе является задача развития произвольного внимания у младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют Л.С. Вы-готский, П.Я. Гальперин, И. Гербарт, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, Л.Н. Леонтьев, Дж. Миль, Р.С. Немов, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Узнадзе, У. Джемс, Н.Н. Ланге, А.В. За-порожца, К.Л. Шапиро, Дж. Э. Рэймонд, Р. Райт
Объект исследования: процесс развития произвольного внима-ния детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: приемы, направленные на развитие произ-вольного внимания младших школьников в процессе обучения.
Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать приемы работы учителя, направленные на развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения
Задачи исследования:
1. Дать психологическую характеристику ключевым понятиям ис-следования, и определить особенности развития произвольного внимания младших школьников в процессе школьного обучения
2. Изучить приемы развития произвольного внимания младших школьников в процессе школьного обучения
3. Подобрать диагностический материал и выявить уровни развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возрас-та в процессе школьного обучения.
4. Разработать и апробировать на практике уроки, направленные на развитие произвольного внимания учащихся младших школьни-ков в процессе школьного обучения.
5. Проанализировать результаты практической работы, направ-ленной на развитие произвольного внимания младшего школьни-ка в процессе обучения.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический подбор и анализ психолого — педаго-гической, методической литературы по теме исследования.
Эмпирические: тестирование, сравнительно-сопоставительный ана-лиз.
Практическая значимость исследования заключается в возможно-сти использования разработанных методических материалов при подго-товке студентами уроков, ориентированных на развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тимошинская средняя общеобразовательная школа с. Тимо-шино Жигаловского района Иркутской области.
Структурно работа представлена из введения, двух глав, заключе-ния, списка использованных источников и приложения.
Глава I. Теоретические основы развития произвольного внимания младшего школьника в процессе обучения
1.1. Понятие о внимании, его свойствах и видах
Среди психических явлений внимание занимает особое место и обу-словлено это тем, что оно не является самостоятельным психическим про-цессом, имеющим собственный продукт. В тоже время, внимание является составной частью всех других психических процессов и оказывает влияние на интересы и направленность личности.
Как указывают Ю.Б. Дoрмашев, В.Я. Романов, внимание представ-ляет собой сторону психической деятельности, которая является необхо-димым условием успешного приобретения знаний, деятельности личности [11].
Проблема внимания рассматривалась в работах многих отечествен-ных и зарубежных исследователей, которые определяют внимание по-разному, но в тоже время выделяют общие сущностные характеристики внимания.
В определении Л.С. Выготского внимание представляет собой направленность психики (сознания) на определенные объекты, которые имеют для человека устойчивую или ситуативную значимость, и предпола-гают повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности [7].
По мнению Д.Н. Узнадзе, внимание — это внутреннее состояние, вы-ражение установки, особое состояние преднастройки, которое возникает у человека под влиянием опыта и определяет его реакции на окружающее воздействие. Установка тесным образом связана со вниманием [23].
П.Я. Гальперин рассматривает внимание как идеальное свернутое и автоматизированное действие контроля [9].
По мнению Т. Рибо, внимание выступает как состояние, которое со-провождается эмоциональными переживаниями, изменениями физического и физиологического состояния [18].
Согласно позиции С.Л. Рубинштейна, внимание — это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении). Огромную роль внимание играет в регуля-ции интеллектуальной активности [19].
Отличие отечественных и зарубежных подходов в определении вни-мания заключается в том, что в основе лежат разные механизмы возникно-вения внимания — в результате установки, в результате физиологических реакций, в результате деятельности.
Внимание выполняет множество функций. По мнению П.Я. Галь-перина, сущность внимания проявляется в отборе значимых воздействий, соответствующих данной деятельности, и игнорировании других несуще-ственных воздействий [9].
Кроме функции отбора внимание выполняет также функцию удержа-ния деятельности, пока не завершится акт поведения. Соответственно, по-знавательная деятельность не будет завершена, пока не достигнута цель.
Одной из важнейших функций внимания является регуляция и кон-троль протекания деятельности. К.Л. Шапиро, Дж. Э. Рэймонд, Р. Райт подчеркивают, что внимание может проявляться как в сенсорных, так и в мнемических, а также мыслительных и двигательных процессах [2].
Физиологический механизм внимания, по мнению Л.С. Выготского, рассматривается как фильтр, который расположен на разных уровнях нервной системы, основной задачей которого выступает отсеивание мало-значимых сигналов. Работа внимания связывается ретикулярной формаци-ей, то есть анатомически и функционально обособленной нервной тканью, которая расположена в стволе головного мозга и подкорковых областях. Она тормозит одни импульсы и усиливает другие, пропуская их в кору го-ловного мозга. В результате такого процесса происходит отбор стимулов, достигающих зону ясного видения [7].
Внимание как процесс характеризуется целым рядом свойств. Под свойствами внимания понимаются объём, сосредоточенность (концентра-ция), распределяемость, устойчивость, переключаемость.
Е.Б. Гиппенрейтер рассматривает объем внимания как количество объектов, которые человек воспринимает одновременно. При этом те объ-екты, которые могут быть объединены по смыслу, воспринимаются чело-веком в большем объеме, чем те объекты, которые не имеют смысловых связей. Объем внимания возрастает с возрастом и поэтому у взрослого он выше, чем у ребенка. Концентрация внимания — это степень сосредоточе-ния сознания человека на объекте. Чем меньше круг объектов, тем легче человеку на них сконцентрироваться. Распределение внимания проявляет-ся в умении человеком одновременно выполнять несколько действий и ве-сти наблюдение за несколькими процессами [8].
Устойчивость внимания, как считает П.Я. Гальперин, подразумевает общую направленность внимания в процессе деятельности [9]. Значитель-ное влияние на устойчивость внимания оказывает интерес. Необходимым условием устойчивость внимания является разнообразие впечатлений и выполняемых действий.
Наряду с устойчивостью внимания определяют и противоположное свойство, такое как отвлекаемость. Физиологической основой отвлекаемо-сти является внешнее торможение, вызванное посторонними раздражите-лями или продолжительное действие одного и того же раздражителя, на что указывают Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов [12;20].
По активности человека в организации внимания выделяют три ос-новных вида внимания:
— непроизвольное,
— произвольное;
— послепроизвольное [12].
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей его как раздражителя. Данный вид внимания воз-никает без волевых усилий, причинами его возникновения являются объек-тивные особенности предметов и явлений, структурная организация, ин-тенсивность объекта, новизна, необычность, резкая смена объекта [12].
Основной функцией непроизвольного внимания является быстрая и правильная ориентация человека в меняющихся условиях, выделение тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший смысл. В за-висимости от внутренних условий Н.В. Ляудис выделяет такие подвиды непроизвольного внимания:
— вынужденное внимание, которое представляет собой врождённое естественное или инстинктивное внимание, осуществляющее внутреннюю и внешнюю деятельность автоматически;
— невольное внимание, которое складывается на инстинктивной осно-ве в процессе стихийного научения, объекты невольного внимания прони-кают в сознание в моменты относительного бездействия, то есть в периоды отдыха;
— привычное внимание обусловлено установками намерения выпол-нить ту или иную деятельность [16].
Произвольное внимание – это один из видов внимания человека, проявляющийся свободной направленностью при использовании волевых усилий, направляющих его на необходимую, обязательную деятельность или объект, его отдельные качества или проявления, не вызывающие при-родного интереса.
С.Л. Рубинштейн говорит, что произвольное внимание – это созна-тельно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект созна-тельно избирает объект, на который оно направляется.
Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн считают, что при произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что необходимо делать. Поэтому пси-хологическое содержание произвольного внимания взаимосвязано с по-становкой цели деятельности и волевым усилием. При этом волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил, направленная на дости-жение поставленной цели [13; 19].
Произвольное внимание как свойство личности не может быть сфор-мировано независимо от самой личности. Организация произвольного внимания, по мнению П.Я. Гальперина, требует учёта ряда условий:
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познании включено практическое действие.
Правильная обстановка рабочего места.
Психическое состояние человека.
Словесное напоминание самому себе [9].
Произвольное внимание Л.Ф. Чупров подразделяет на подвиды, а именно, собственно произвольное внимание, при котором необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектом непроизвольного внимания. Это также выжидательное внимание, которое проявляется в си-туациях решения задач на бдительность, и спонтанное внимание, которое обладает качествами произвольного и непроизвольного внимания [24].
Термин «послепроизвольное внимание», раскрытый в работе И.В. Страхова, подразумевает активное целенаправленное сосредоточение вни-мания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к дея-тельности [21].
По мнению Н.Ф. Добрынина, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Характеристики послепроиз-вольного внимания очень близки к непроизвольному вниманию. Но есть и существенные отличия. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, которая стимулирована особенно-стями предмета, а уже проявление направленности личности. Все три вида внимания являются тесно взаимосвязанными друг с другом [13].
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что вни-мание представляет собой направленность и сосредоточенность психиче-ской активности на определённом объекте.
Внимание как процесс характеризуется рядом свойств, таких как: объём, концентрация, переключаемость, распределение.
Из всех видов внимания, произвольное внимание является самым ак-туальным. С.Л. Рубинштейн говорит, что произвольное внимание – это со-знательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект со-знательно избирает объект, на который оно направляется.
Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн считают, что при произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что необходимо делать. Поэтому пси-хологическое содержание произвольного внимания взаимосвязано с по-становкой цели деятельности и волевым усилием. При этом волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил, направленная на дости-жение поставленной цели.
1.2. Особенности развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте внимание имеет свои характерные особенности. Как отмечает И.Ю. Кулагина, на фоне непроизвольного вни-мания, которое преобладает в начале младшего школьного возраста ак-тивно развивается произвольное внимание. Этот процесс проистекает в рамках учебной деятельности, которая оказывает серьезное влияние на становление произвольного внимания [16].
Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно свя-зано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным для них ма-териалом.
Высшей ступенью произвольного внимания является способность младшего школьника руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Очень важно воспитывать у младших школьников чувство ответ-ственности, потому что развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников, за усвоение знаний. Школьники с ответственным отношением к учебной деятельности умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Учащиеся без чувства ответственности внимательно рабо-тают только с интересным материалом, поэтому, когда ребенок находится, ещё, будучи в дошкольном возрасте уже нужно воспитывать у него чув-ство ответственности.
Произвольное внимание развивается постепенно у детей, чем раньше начать развивать внимание у ребенка, тем будет выше уровень развития произвольного внимания, что будет успешно влиять на его учебную и трудовую деятельность, на умения сосредоточиваться на задании. Ребенку недостаточно понимать, что ему нужно быть внимательным, его нужно научить быть внимательным. Произвольное внимание играет большую роль в процессе регуляции учебной деятельностью младшего школьника. Внутренняя регуляция интеллектуальной активности необходима для пол-ноценного умственного развития, только при этом условии будет разви-ваться произвольное внимание ученика.
Произвольное внимание в данном возрасте развивается вместе с раз-витием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если подросток или старший школьник могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и труд-ной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произ-вольного внимания должно происходить в соответствии с их возрастными особенностями, путем связывания друг с другом близких и все более отда-ленных целей. Например, наиболее далекая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с наиболее близким мотивом — перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом -получить высокую оценку учителя [3].
В целом младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием всех свойств внимания: повышается его устойчивость, возраста-ет объём, улучшается способность к распределению и переключению. Ак-тивное развитие произвольного внимания в процессе учебной деятельно-сти происходит параллельно и взаимосвязано с формированием навыков учебной деятельности. Необходимость использовать свойства внимания адекватно выполняемым учебным задачам приводит к тому, что у боль-шинства школьников формируется организованность внимания как осо-бый навык, призванный целенаправленно управлять вниманием, обеспечи-вать оптимальные условия для достижения целей учебной работы.
Особенностью детей младшего школьного возраста является не-устойчивое произвольное внимание. Дети в этом возрасте легко отвлека-ются и их внимание чрезмерно эмоционально. Ребенок в этом возрасте еще не умеет владеть своими чувствами, но его непроизвольное внимание со-средоточено, длительно и устойчиво. Путем волевых усилий и постепен-ным путем упражнений ребенок начинает управлять своим вниманием.
Школа занимает основное место в развитии произвольного внима-ния, особенно в первые годы обучения. У младшего школьника постепенно формируется способность контролировать свое поведение, усидчивость. Произвольное внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста. Самый благоприятный период формирования — младший школь-ный возраст. Многие проблемы, с которыми сталкивается младший школьник, возникают вследствие недостатка развития внимания.
Указывая на значимость внимания в процессе обучения, следует под-черкнуть, что его необходимо развивать не как отдельное психическое яв-ление, а в плане психологии личности, на основе глубокой его связи со всеми ее сторонами. Согласно В.И. Страхову, в учебном процессе внима-ние учащихся необходимо воспитывать путем рациональной организации их учебной деятельности и формирования у них различных умственных операций, которые являются познавательной основой умственного сосре-доточения в учебной работе [22].
По данным A.B. Петровского, Л.Ф. Плеуховой, развитию произ-вольного внимания учащихся в процессе обучения способствует формиро-вание положительной мотивации учения. В организации внимания важную роль играет индивидуальный подход, основанный на глубоком знании личности учащегося, его способностей, особенностей мышления, эмоцио-нальной сферы, а также условий его жизни и воспитания [10].
Степень развития у младшего школьника таких свойств внимания, как хорошая переключаемость, распределение, устойчивость, зависит от развития личности школьника, в частности, общего умственного развития, интеллектуальной активности, от наличия интересов, навыков и умений, а также общей дисциплинированности, организованности, чувства ответ-ственности. К таким выводам приходит в результате экспериментального исследования внимания младших школьников Н.П. Диева.
Вопросы развития внимания младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и прак-тики. В наши дни развитие произвольного внимания младших школьников осложняется из-за влияния многих факторов. Информатизация общества оказывает на младших школьников особенно негативное влияние. Телеви-зор и компьютер рассеивают внимание детей, поэтому в школе им сложно концентрироваться на учебном материале. Жалобы на недостаток внима-ния и усидчивости у школьников составляет большую часть всех жалоб со стороны родителей и учителей.
Опыт учителей показывает, что дети, даже способные, имеют пробе-лы в знаниях, если у них плохо развито волевое внимание. Когда ребенок невнимателен к учебному материалу, он не сможет целостно воспринять его, прочно запомнить, невозможно будет осмыслить изученное. В резуль-тате у младших школьников снижается успеваемость.
Известно, что в младшем школьном возрасте в центр психологиче-ского развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; раз-виваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении все-го младшего школьного возраста ребёнок учится управлять своим поведе-нием, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно. Зачастую произвольность развивается стихийно, причём ребёнок не редко приспосабливается к условиям учёбы.
Таким образом обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что к особенностям произвольного внимания младшего школьника можно отне-сти следующие позиции:
Наличие внутренней мотивации обучения младших школьников, чем выше данный вид мотивации, тем выше развитие произвольного внимания младших школьников, чем ниже мотивация, тем ниже развитие произ-вольного внимания младших школьников.
Произвольное внимание младшего школьника организуется при наличии у него волевых усилий. Если волевая регуляция отсутствует, сле-довательно развитие произвольного внимания будет затруднено.
Не возможность удержания младшими школьниками произвольного внимания в течение (только 5-7 мин в среднем).
Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно свя-зано с развитием ответственного отношения к учению.
Внимание ребёнка становится более управляемым и произвольным, когда в его основе лежит познавательный интерес
Произвольное внимание позволяет ребенку воспринимать опреде-ленную информацию
Обобщая изложенное, следует отметить, что формирование произ-вольного внимания в педагогической практике – сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, желания педагога работать над совершенствовани-ем данной проблемы и образовательной программы, которая не преду-сматривает заданий, направленных на совершенствование произвольного внимания.
1.3. Приемы развития учителем произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста
Развитие произвольного внимания строится на использовании опре-деленных приемов работы. И.М. Пушкарева указывает, что прием в педа-гогической литературе определяется как составная часть или сторона ме-тода обучения. Каждый приём обучения складывается из отдельных эле-ментов или приемов, позволяющих решать педагогическую задачу. Мето-ды обучения классифицируются по разным основаниям. Приемы, являясь частью метода, отражают его сущностные характеристики. Приемы разви-тия произвольного внимания предполагают такие действия учителя, кото-рые позволяют учащимся осознанно, целенаправленно регулировать кон-центрацию, сосредоточенность на конкретном объекте [19].
Л.И. Баскакова обращает внимание на то, что частью группы словес-ных методов является такой прием организации внимания, как инструкция. На уроке с помощью инструкции учитель организует внимание учащихся, именно поэтому она выступает в качестве одного из ключевых способов развития произвольного внимания. Инструкция содержит в себе указание на то, какие действия необходимо осуществить учащемуся. В соответствии с этим, ученик, понимая и принимая инструкцию, ставит перед собой цель деятельности, организуя свое внимание на конкретных действиях. Речь учителя, содержащаяся в инструкции, должна быть четкой, точной, понят-ной учащимся. Инструкция должна содержать в себе указания на конкрет-ные действия, при этом этих действий не должно быть много [5].
Инструкция должна быть краткой и понятной. Если учитель дает сложную, длинную инструкцию, то в силу особенностей возраста учащие-ся запоминают только часть инструкции и, соответственно, выполнить правильно задание и выполнить его до конца учащиеся затрудняются [5].
Приведем пример. Для развития произвольного внимания в ин-струкции учитель конкретизирует для учащихся задачу к действию. Например, спишите предложение и подчеркните одной линией словарное слово. Данная инструкция для учащихся выступает как задача, состоящая из следующих действий: вначале необходимо списать предложение, затем найти словарное слово и подчеркнуть его. Внимание концентрируется на данных действиях, переключаясь, соответственно, с одного действия на другое до полного выполнения поставленной задачи. Каждое задание со-провождается инструкцией, именно поэтому она выступает как важнейший прием развития произвольного внимания детей [5].
Следующим приемом является демонстрация картинок, предметов в соответствии с содержанием работы. Т.В. Калинина, М.А. Матвеева напо-минают, что демонстрация, как прием, является частью наглядного метода. Демонстрируя сюжетную картину, например, учитель сосредотачивает внимание учащихся на содержании картины и с помощью вопросов, кото-рые являются частью словесного метода, организует управление внимани-ем, а учащиеся, соответственно, организуют свое внимание, следуя за дей-ствиями учителя [15].
В рамках разных уроков учитель может демонстрировать разные предметы. На уроках русского языка это могут быть написание букв, эле-ментов букв, написанное на доске предложение, ребус и так далее; на уро-ках литературного чтения это могут быть портреты поэтов, писателей, ил-люстрации к различным произведениям; на уроках окружающего мира это может быть карта, изображения животных и растений, различных предметов и так далее [15].
Как отмечает Е.В. Столинская, из группы практических методов эф-фективным приемом развития произвольного внимания может быть по-вторение. Учащиеся повторяют разные действия. Например, во время письма учащиеся повторяют за учителем правильное написание буквы. Или, во время физкультминутки на уроке учащиеся повторяют движения, исходя из текста физкультминутки. На уроке математики учащиеся повто-ряют последовательно натуральный ряд чисел. Повторяя, учащиеся вос-производят конкретное действие, которое дает учитель. В это время, раз-витие произвольного внимания происходит на основе следующего меха-низма: учащиеся концентрируются на поставленной задаче, определяют, что они должны делать для ее выполнения, выполняют действие и оцени-вают результат, то есть, учащиеся, исходя из поставленной задачи, регу-лируют свои действия произвольно, организуют их [23].
Большое значение в младшем школьном возрасте играет использо-вание игровых приемов для развития произвольного внимания. И.М. Пушкарева указывает, что в число игровых приемов входят всевозможные игры разного содержания − словесные игры, игры с карточками, картин-ками, игры малой подвижности, которые организуются на уроке. В игро-вых приемах, также как и в других приемах развития произвольного вни-мания, основу составляют понимание и принятие детьми поставлены зада-чи и ее выполнение. Именно процесс выполнения поставленной задачи и является актом произвольной, осознанной организации своего поведения и действий [18].
Произвольное внимание, исходя из определения, которое дано вы-ше, тесным образом связано со способностью организовывать свое внима-ние, направлять его на конкретный объект, что связано с деятельностью и неотрывно от деятельности.
Произвольное внимание представляет концентрацию на конкретном объекте. В условиях учебной деятельности этот объект действия задается учебной задачей. Д.М. Айшенкова обращает внимание на то, что именно поэтому большую роль в развитии произвольного внимания играет спо-собность понимать и принимать учащимися учебную задачу и ставить пе-ред собой цель деятельности. В этом процессе будет работать именно про-извольное внимание, когда учащийся будет сосредотачиваться на конкрет-ном действии. Свойства внимания в этом процессе также неразрывно свя-заны [4].
Концентрируясь на конкретном действии, ученик не только сосредо-тачивается, но и переключает внимание, распределяет внимание между не-сколькими задачами, если их более, чем одна и поэтому свойства внимания проявляются неразрывно, но важную роль играет именно процесс кон-троля, который осуществляет ребенок. В произвольном внимании важную роль играет также интерес к деятельности, поскольку он помогает уча-щимся организовать, направить свое внимание на содержание конкретной деятельности. Особенно это значимо в младшем школьном возрасте, по-скольку их внимание преимущественно непроизвольно и стимулируется за счет ярких внешних свойств и признаков различных объектов и явлений, а интерес является внутренним организатором, так как связан с потребно-стью в познании [4].
Использование различных методов и приемов развития внимания строится, прежде всего, на построении целостной системы работы.
М.И. Юшаева указывает, что это означает, что в основу может быть положена модель самого урока и используемые приёмы могут быть диф-ференцированы в зависимости от этапов урока. Ориентируясь на характер этапа, его последовательность по отношению к другим этапам, работоспо-собность на этом этапе учитель может варьировать используемые упраж-нения и задания, способствующие концентрации внимания. В начале урока в рамках организационного момента использование художественного сло-ва, использование организационной минутки, создания атмосферы тишины позволяет настроиться на содержании урока. На этапе актуализации зна-ний эффективно использовать игры, например, игры на проверку знаний, содержащие в себе ошибки. Сочетание игры и необходимости концентри-ровать внимание содействуют мобилизации, активности учащихся [26].
В рамках усвоения нового материала оптимально использовать для развития произвольного внимания не только соответствующие виды наглядности, но и чёткие словесные инструкции, эмоциональную вовле-ченность в процесс задания, активно побуждать детей к высказыванию своей точки зрения. При закреплении учебного материала ближе к окон-чанию урока, когда продуктивность падает, важно соизмерять темп урока, используемые методы и приемы, наблюдая за активностью детей младшего школьного возраста. Подводя итоги урока на этапе рефлексии также могут быть использованы игровые приемы, направленные на развитие свойств внимания, в частности, например, на развитие распределения внимания [26].
Таким образом, анализ научно-методической литературы показыва-ет, что существует разнообразные приёмы, направленных на развитие произвольного внимания у младших школьников. Как отмечает Е.В. Сто-линская, из группы практических методов эффективным приемом развития произвольного внимания может быть повторение. Учащиеся повторяют разные действия. Например, во время письма учащиеся повторяют за учи-телем правильное написание буквы. Или, во время физминутки на уроке учащиеся повторяют движения, исходя из текста физминутки. На уроке математики учащиеся повторяют последовательно натуральный ряд чисел. Повторяя, учащиеся воспроизводят конкретное действие, которое дает учитель. В это время, развитие произвольного внимания происходит на основе следующего механизма: учащиеся концентрируются на поставлен-ной задаче, определяют, что они должны делать для ее выполнения, вы-полняют действие и оценивают результат, то есть, учащиеся, исходя из по-ставленной задачи, регулируют свои действия произвольно, организуют их.
Выводы
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследо-вания, мы определили внимание как направленность и сосредоточенность психической активности на определённом объекте. Произвольное внима-ние является одним из видов внимания, который отличается сознательным переключением внимания с одного объекта на другой и концентрация внимания на этом новом объекте. В целом же, основными признаками произвольного внимания являются опосредованность, осознанность, оно всегда сопровождается внутренними умственными и волевыми усилиями, которые направлены на поддержание определенной интенсивности сосре-доточения вопреки посторонним воздействиям.
В младшем школьном возрасте, несмотря на развитие произвольно-го внимания, сохраняется преобладание непроизвольного, особенно в начале младшего школьного возраста. Дети не могут еще в достаточной степени управлять своим вниманием. На развитие произвольного внима-ния у младшего школьника значительное влияние оказывает построение учителем учебного процесса.
Особенности развития произвольного внимания разнообразны, но мы выделили следующие: наличие внутренней мотивации обучения младших школьников, произвольное внимание младшего школьника ор-ганизуется при наличии у него волевых усилий, не возможность удержа-ния младшими школьниками произвольного внимания в течение (только 5-7 мин в среднем),развитие произвольного внимания у младших школьни-ков тесно связано с развитием ответственного отношения к учению, внима-ние ребёнка становится более управляемым и произвольным, когда в его основе лежит познавательный интерес, произвольное внимание позволяет ребенку воспринимать определенную информацию.
Приемы развития произвольного внимания разнообразны и могут применяться на разных этапах урока. Эффективность их использования зависит, в том числе и от учета уровня развития произвольного внимания учащихся младшего школьника. Мы выделяем следующие приёмы: ин-струкция, демонстрация картинок и предметов, повторение, игровые при-ёмы.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф