Меню Услуги

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические особенности развития речи у детей дошкольного возраста
  • 1.1. Функции речи, этапы ее становления
  • 1.2. Общая характеристика психологического развития в дошкольном возрасте
  • 1.3. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
  • Вывод по 1 главе
  • Глава 2. Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста на материале русской народной сказки «Курочка Ряба»
  • 2.1. Теоретическое обоснование проекта
  • 2.2. Проектная часть
  • Вывод по 2 главе
  • Заключение
  • Список используемых источников

 

Введение

Малыш, приходя в этот мир, с самого рождения погружается в процесс его познания и изучения на разных уровнях (физическом, интеллектуальном, психическом, эмоциональном и речевом). Безусловно, обретение им новых навыков и умений происходит на разных стадиях развития и в определенном возрасте.

Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью.

Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.

Речевое развитие ребенка – является одним из важных аспектов его полноценного развития. Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речи. Актуальность проблемы развития речи была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно.

Изучением данной темы занимались — Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин и другие выдающиеся психологи.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитание как общая основа воспитания и обучения детей.

В младшем возрасте очень важно активизировать словарь, ускорить процесс обогащения словарного запаса детей. Опыт работы свидетельствует о том, что произведения устного народного творчества содействуют увеличению запаса слов ребенка, так как привлекают его внимание к предметам, животным, людям.

Отметив, что наибольший интерес у ребят вызывают произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных, описываются их повадки, к ним очень легко подобрать движения, стала активно применять это в работе.

Произведения устного народного творчества можно использовать как в режимных моментах, на прогулке, так и в непосредственно образовательной деятельности. Поэтому для решения проблем речевого развития мы решили совместно с родителями (законными представителями) разработать и реализовать проект «Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста на материале русской народной сказки «Курочка Ряба».

Тема проекта была выбрана с учетом возраста детей и любимой ими сказки.

Цель дипломной работы — изучение особенностей развития речи у детей в дошкольном возрасте.

Задачи дипломной работы:

— рассмотрение функции речи, этапы ее становления;

— изучение характеристики психологического развития детей дошкольного возраста;

— разрешение и реализация проекта по теме «Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста на материале русской народной сказки «Курочка Ряба».

В дипломной работе использовались методы изучения психолого-педагогической литературы, метод проектной деятельности.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования и используемые методы.

В первой главе «Теоретические особенности развития речи у детей дошкольного возраста» рассмотрены функции речи, этапы ее становления, общая характеристика психологического развития в дошкольном возрасте, особенности развития речи детей дошкольного возраста.

Во второй главе «Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста на материале русской народной сказки «Курочка Ряба» рассмотрена и раскрыта сущность ее реализации в проектной деятельности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В «Заключении» подведены общие итоги работы, сформулированы выводы по проделанной работе.

 

Глава 1. Теоретические особенности развития активной речи у детей в дошкольном возрасте

1.1. Функции речи, этапы ее становления

Речь является основным средством человеческого общения посредством языка. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоциональной благополучной, благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии у детей дошкольников самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общения, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Для того, чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка — обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослым, а потом и сверстниками.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится средством общения. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Оно так же, как и общение со взрослыми, возникает в основном в совместной деятельности и может осуществляться по-разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно и речи. Общение со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка.

А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи, и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду.

Младший дошкольник в очень ограниченных пределах может усвоить информацию с помощью слова. Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в самой разнообразной деятельности. Первая самостоятельная деятельность дошкольника — предметная — вводит его в мир вещей, созданных руками человека, и помогает понять их основное назначение.

Все виды деятельности дошкольника — игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая — позволит мобилизировать его познавательные возможности, а значит развить их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

Чтобы к концу дошкольного возраста речь стала действительным средством общения, мышления, она должна быть развита до определенного уровня. Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления, по мере развития которых чувствительный опыт ребенка должен постоянно сопровождаться речью.

По мере развития деятельности и речи, обогащения опыта коммуникативного развития, эмоционального, слово становится способом саморегуляции, самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать деятельность, поведение ребенка. В этот период необходимо всемерно побуждать дошкольника к словесной оценке не только своих действий и результатов деятельности, но и других людей, особенно сверстников.

Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до двух лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребёнка определённый уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующей психолого-педагогическом сопровождении.

Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы.

К старшему дошкольному возрасту словесная регуляция, опирающаяся на знание нравственных норм, помогает ребенку самостоятельно управлять своим поведением. Развиваясь, речь постепенно становится регуляторов не только поведение ребенка, но и всех видов деятельности, выполняя планирующую функцию. Этой стороне речи необходимо уделять специальное внимание, так как неумение сформулировать свой замысел отрицательно сказывается на любой деятельности, как на ее процессе, так и на результате. Конечно, ни в коем случае нельзя подавлять эмоции ребенка, заставлять его объяснять все, что он делает. Речь должна быть помощью, а не помехой. Ребенку нужно ненавязчиво помогать словесно формулировать план реализации замысла.

В развитии речи детей от рождения до 3 лет традиционно выделяют три основных этапа.

Подробное описание поэтапного развития речи ребенка до трех лет на материале детской речи на разных языках содержится в работах А.А. Леонтьева. Он выделяет три основных этапа в речевом развитии ребенка до трех лет:

— довербальный (доречевой) этап — от рождения до 1 года, который делится на период гуления (с 2х до7 мес.) и период лепета (с7мес. до 1г);

— активная речь (дограмматический )этап первичного освоения языка – от 1 года до 2лет;

— совершенствование речи (этап усвоения грамматики), занимающий третий год жизни ребенка.

1 этап. Довербальный (с момента рождения до 1г.)

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи.

В это время происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений 3-х отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Крик – первая голосовая реакция, позволяющая получить не только необходимый уход, но и общение, внимание, любовь и заботу. Это уникальный период, когда взрослый и ребенок обмениваются только эмоциями и чувствами. Ничего лишнего, лишь ласковые, заботливые руки матери и ее нежный голос. Именно так между младенцем и взрослым складывается непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), продолжающееся первую половину года.

Через 2 недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца — лепет. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги, в дальнейшем перенимает все элементы звучащей речи.

Во 2-м полугодии ребенок воспринимает отдельные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. В это время он реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию, слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

С 10-11 месяцев появляются реакции на слова независимо от ситуации и интонации говорящего.

В это время, особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым).

К концу 1-го года жизни появляются первые слова.

Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего), развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов — и с помощью речи.

Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2 этап. Переход ребенка к активной речи (от1г. до 2х лет).

С 1г. до 3х лет происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах — общение со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

Слово – это заместитель предмета, а значит за каждым словом должно стоять то, что оно обозначает. «Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место — вещь как предмет познания и речи» (об этом говорил еще Коменский). Поэтому для того, чтобы ребенок заговорил, необходимы два главных условия: потребность в предмете и потребность в общении со взрослым, поскольку только в ситуации предметного сотрудничества ребенка и взрослого создается необходимость назвать предмет, и, значит, произнести первое слово.

Этап характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. Если в два года – 200слов, то к трем годам словарный запас может составить 1000-1500 слов. Психолог Л.В. Свирская выделяет несколько особенностей развития речи детей на этом этапе – это, так называемая автономная речь — искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, когда речь ребенка мало похожа на речь взрослого. При правильном речевом воспитании автономная речь трансформируется и исчезает.

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней -папа, ди (папа, иди).

Характерны однословные сочетания (с помощью одного слова ребёнок выражает смысл целого предложения). «Пить» — я хочу пить. «Собака» — по улице бежит собака. «Папа» — Папа пришёл с работы. Дети начинают употреблять двухсловные предложения. Заканчивается этот период развитием связной речи, когда ребёнок использует полные и распространённые предложения, включающие почти все части речи. Малыш овладевает многими падежными окончаниями. Постепенно в речь ребёнка входит множественное число, прошедшее и будущее время.

Еще одно достижение ребенка третьего года жизни: он способен воспринимать простые небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может ответить на некоторые вопросы по их содержанию.

К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако она еще далека от совершенства: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать): усвоение лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми он постоянно имеет отношение, действует во время игры; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произнесение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

3 этап. Совершенствование речи как ведущего средства общения.

В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми.

В этом возрасте у ребенка еще недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться.

Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на втором-третьем году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. К двум годам дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями.
К началу третьего года у детей формируется грамматический строй речи.

Итак, к 3-м годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация при подготовке ко сну, во время приема пищи. На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью, одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат. Третий этап – развитие речевого (языкового) общения – охватывает всё последующее время, вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает языком и всё более совершенно и разнообразно использует его для общения с окружающими людьми. Этот этап теснейшим образом связан с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.

4 этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 годам достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой- нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»). Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать (различать) гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Таким образом, Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общения, регуляции поведения и деятельности.

Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

1.2. Общая характеристика психологического развития детей дошкольного возраста

Новый этап развития человека после младенчества – это раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук.

Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок психологически входит мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

Ранний возраст – особо ответственный период в развитии ребенка, когда закладываются важнейшие способности и качества личности: познавательная активность, речь, наглядно-действенное мышление, пространственный образ Я и первые формы самосознания, общение со сверстниками и пр. Все эти новообразования возникают не сами по себе, а в результате образования и совместной деятельности ребёнка с взрослыми. Обеспечение ухода совершенно недостаточно для нормального развития и комфортного самочувствия маленького ребёнка. Адекватные возрасту педагогические воспитательные и образовательные воздействия в этот период совершенно необходимы. При организации образовательной работы с детьми раннего возраста необходимо хорошо знать и чувствовать психологию маленьких детей. Наиболее характерной особенностью раннего возраста является ситуативность психики и поведения ребёнка. Ситуативность проявляется в том, что все действия и переживания малыша определяются воспринимаемой ситуацией и неразрывно связаны с ней. У ребенка нет равнодушного или отстранённого отношения к окружающим вещам: он как бы находится в «силовом поле» предметов, притягивающих его. Ситуативность ребенка раннего возраста проявляется и в особенностях его восприятия и мышления. Восприятие в этот период практически неразрывно связано с действием: только активно действуя с предметами, малыш во всей доступной ему полноте познает их свойства. Поэтому нельзя принуждать детей к долгому сидению на стульях и к восприятию информации педагога. Маленький ребенок еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, планировать ее, сознательно обдумывать что-то, его мышление имеет наглядно — действенную форму. Эмоции малыша ситуативны, легко возникают, бурно проявляются, могут быстро изменяться на противоположные. Ребенок восторженно реагирует на новые игрушки, горько плачет, когда у него отбирают какой-то предмет. Вместе с тем, малыша можно легко успокоить, отвлечь от того, к чему он только что настойчиво стремился, предложив другую игрушку или интересное занятие. На протяжении раннего детства ситуативность поведения малышей постепенно преодолевается. К трем годам поведение ребенка становится более независимым от непосредственно воспринимаемой ситуации. Ориентируясь на возрастные особенности детей, следует остановиться на основных проблемах в работе с маленькими детьми. Первая трудность, с которой сталкиваются и родители и воспитатели маленьких детей это проблема адаптации к новой обстановке и (хотя и кратковременная) разлука с мамой. Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению – одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Решение данной проблемы предполагает следующие педагогические действия: – способствовать развитию его самостоятельности и независимости; – привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров и налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми; – способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление); – обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями; – повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и предлагать родителям развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту их детей. Данные меры могут способствовать успешной адаптации детей к детскому саду. Ещё одной трудностью в работе с маленькими детьми является необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращённости взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения взрослого. Ещё одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия. Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приёмы и методы воспитания и обучения, которые используются в работе со школьниками. Так, чисто словесные объяснения, инструкции взрослого часто не понятны ребенку, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребёнка и способствуют его полноценному развитию. Дети до двух-трех лет не могут регулировать своё поведение посредством слова. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий. Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Важно постоянно помнить, что малыши познают окружающее не на словах, а в собственных действиях с окружающими предметами. Развитие ребёнка – это не запоминание слов и не усвоение готовых знаний, а становление активности ребёнка, его самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, формирование интересов ребёнка, (т. е. его желания что-то делать, участвовать в жизни), и его практических возможностей (умения и способы действия). В раннем возрасте всё это реализуется в предметной деятельности, а именно действиях ребёнка с разными бытовыми предметами и игрушками. Если малыш любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми, у него нормально развивается и восприятие, и речь, и мелкая и крупная моторика и пр. А главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого. Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребенка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. В совместной деятельности со взрослым ребенок осваивает новый вид коммуникативных средств – предметно-действенные. Они выражают готовность ребенка к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни, когда ребенок еще не умеет говорить. Наиболее распространенными способами вовлечения в совместную деятельность являются указательные жесты, протягивание взрослому предмета, вкладывание его в руку. Иногда ребенок выражает свое расположение взрослому, принося ему все свои игрушки, складывая их рядом или на колени взрослому. Не следует требовать от ребёнка активной речи, когда он к этому ещё не готов.

Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью , в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до трех лет.

Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания.

Трехлетний ребенок владеет употреблением многих предметов обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

На третьем году малыш открывает для себя: «Я могу», что порождает и новые потребности и новую форму самосознания, что выражается в его желаниях — «Я хочу!»

Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей. Ведущие достижения (новообразования) в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:

— складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

— формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;
— возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Ранний возраст — это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – своеобразный период развития человека. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти, но и к умению организовать свое поведение.

Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте он сам начинает определять собственное поведение.

Испытывая потребность в любви и одобрении, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). Возникающее в этот период стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в сознании дошкольника. В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой становится память. (Л.С.Выготский) Таким образом, ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно уже способно действовать в плане образов. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир.

Еще одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами поведения. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения и пр. Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Таким образом, ранний возраст – особо ответственный период в развитии ребенка, когда закладываются важнейшие способности и качества личности: познавательная активность, речь, наглядно-действенное мышление, пространственный образ Я и первые формы самосознания, общение со сверстниками. Три года — это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст.

Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

В этом возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей.

Пяти-шестилетний дошкольник способен вступать в диалог с другими людьми, он уверенно оперирует конкретными понятиями, активно пополняется его словарный запас. В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и зарождаются зачатки логического мышления.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2