Меню Услуги

Проблемы и факторы развития стратегического партнерства РФ и Евросоюза


Страницы:   1   2   3   4   5   6

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Исторические аспекты развития стратегического партнерства РФ и ЕС
  • 1.1. Направления развития сотрудничества и партнерства РФ и ЕС в постбиполярном мире
  • 1.2. Характеристика и приоритеты международной политики РФ на современном этапе
  • 1.3 Роль развития стратегического партнерства с ЕС для РФ на современном этапе
  • Глава 2. Факторы развития стратегического партнерства РФ и ЕС
  • 2.1. Правовые основы развития сотрудничества РФ и ЕС
  • 2.2. Внешние факторы влияния на развитие стратегического партнерства РФ и ЕС
  • 2.3. Внутренние факторы влияния на развитие стратегического партнерства РФ и ЕС
  • Глава 3. Проблемы развития стратегического партнерства РФ и ЕС
  • 3.1. Столкновение интересов сторон как препятствие на пути к стратегическому партнерству РФ и ЕС
  • 3.2. Поиск новых форматов сотрудничества ЕС и России
  • 3.3. Перспективы развития стратегического партнерства РФ и ЕС
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

Развитие партнерских отношений между РФ и ЕС выстраивались на притяжении достаточно длительного периода времени и основывались на взаимовыгодных составляющих не только в рамках политики, но также экономики, культуры, гуманитарных процессов. На современном этапе стратегическое партнерство ЕС и РФ является неопределенным в своем дальнейшем развитии в связи с нестабильной ситуацией в соседних с Россией бывшесоюзных государствах, в частности Украины.

С начала 2000-х годов в стратегии безопасности Европы Россия определялась одним из ключевых игроков на глобальном уровне. Данный фактор обусловливался тем, что Россия играла одну из ключевых ролей в совете безопасности ООН и других международных организациях. Помимо этого РФ имеет выгодное географическое положение и ее границы прилегают к границам ЕС, что обусловливает необходимость развития двусторонних отношений.

На современном этапе ситуация изменилась, однако, не смотря на существующие противоречия и конфликты РФ остается одним из крупнейших поставщиков энергии в Европу, сохраняется потребность и практика  развития экономических связей и в целом как для РФ, так и ЕС выгодно сохранение партнерских отношений так, как современная глобальная экономика делает проблематичным автономное существование хотя бы одной из стран. В связи с этим рассмотрение факторов развития стратегического партнерства на настоящем этапе и в перспективе определяется одним из приоритетных и ведущих направлений для изучения. Существующие исследования, затрагивающие вопросы данной тематики, в связи с изменяющимися стратегиями развития стран Европы и РФ, быстро теряют актуальность, определяя необходимость анализа действующей практики многосторонних отношений.

Важной составляющей также определяется и учет специфики развития РФ и ЕС, в частности тенденции интеграционных процессов в современной Европе. В свете политических и экономических процессов, происходящих в Единой Европе на современном этапе развития, ученые пытаются выстроить целый ряд сценариев, весьма разнообразных по своей структуре. Всемирный экономический кризис и усиление националистских течений по мнению ряда политологов в итоге приведут к распаду ЕС на отдельные государства, повернув интеграционные процессы вспять. В отличие от сценария распада, сторонники теории усиления интеграции на базе совместных трудностей предрекают Европейскому Союзу дальнейшее усиление интеграционных процессов, которые приведет к ослаблению роли деятельности национальных правительств и усилению роли международных организаций. Для России весьма важной является необходимость просчитать и тот, и другой сценарий развития процессов интеграции в Европе, особенно в свете усиления тенденций расширения Евросоюза путем включения в его состав новых, дружественных Российской Федерации государств Восточной Европы, еще не вошедших в состав ЕС, но стремящихся к этому. Подобные процессы в значительной мере влияют на развитие стратегического партнерства РФ с ЕС в связи с чем также определяют тему, как актуальную для исследования.

В свете событий на внешнеполитической арене, происходящих в последние годы – международные и локальные конфликты, экономические проблемы – взаимоотношения России с соседями не всегда проходили в обстановке взаимопонимания и сотрудничества. Тем не менее, многие страны, входящие в состав ЕС являются экономическими и стратегическими партнерами Российской Федерации, в связи с чем каждый новый их политический шаг вызывает необходимость ответной реакции со стороны России.

В свете последних лет взаимоотношения России со странами ЕС возможно охарактеризовать как дружественные, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве. Тем не менее, расчеты возможных вариантов дальнейших процессов интеграции и влияние их на внешнюю и внутреннюю политику РФ является одним из ведущих направлений современной политологической науки в контексте изучения развития стратегического партнерства.

Вопрос о развитии стратегического партнерства современной России изучен достаточно подробно, однако, только на уровне отдельных составляющих. В частности,  вопросы политической стабильности и безопасности являются предметом изучения в разных отраслях современной науки. Среди ученых, занимавшихся данным вопросом возможно отметить Ю.М. Агеева, Н.С. Анатольеву,   А.С. Батышева, А.М. Васильева и пр. Авторами исследовались не только понятия политической стабильности, но также и факторы нестабильности, в том числе различные составляющие конфликтности и экстремизм.

Политические аспекты международной безопасности исследовались в работах А.Г. Арбатова, Т.А. Алексеевой, В.И. Белоусова, А.Д. Богатурова, М.П. Иванова, В.М. Курагина и др. Авторами рассматривались составляющие процессов развития современных внешне и внутриполитических отношений, геополитические концепции развития РФ, стратегии взаимоотношений с международными организациями и пр.

В целом, возможно отметить, что отдельные составляющие изучения вопроса не дают полной картины развития стратегического партнерства между РФ и ЕС, что обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Объектом изучения в данной работе является внешнеполитические стратегии развития ЕС и РФ.

Предметом изучения в данной работе являются проблемы и факторы развития стратегического партнерства РФ и ЕС.

Целью в данной работе было поставлено определить и проанализировать проблемы и факторы развития стратегического партнерства РФ и ЕС.

Задачи:

  1. определить направления развития сотрудничества и партнерства РФ и ЕС в постбиполярном мире;
  2. охарактеризовать приоритеты международной политики РФ на современном этапе;
  3. изучить роль развития стратегического партнерства с ЕС для РФ на современном этапе;
  4. рассмотреть правовые основы развития сотрудничества РФ и ЕС;
  5. выявить внешние факторы влияния на развитие стратегического партнерства РФ и ЕС;
  6. проанализировать внутренние факторы влияния на развитие стратегического партнерства РФ и ЕС;
  7. выявить факторы столкновения интересов сторон как препятствие на пути к стратегическому партнерству РФ и ЕС;
  8. рассмотреть новые форматы сотрудничества ЕС и России;
  9. определить перспективы развития стратегического партнерства РФ и ЕС.

Нормативно правовую базу исследования составляют: договоры, которые подразделяются на учредительные, ревизионные; акты, издаваемые органами ЕС, подразделяемые на акты законодательного права, институционального, материального, таможенного, налогового; договоры и пакты внешнеполитических стратегий развития ЕС.

Общетеоретическая основа данного исследования базируется на системном подходе к истории международных отношений и интеграционных процессов в Европе и России. Она основывается на научных монографиях и  трудах отечественных авторов,  материалах научных конференций, посвященных международной политике рассматриваемого периода,   трудах зарубежных ученых. Работы исследователей отечественных и ведущих мировых школ исторической и политологической науки имеют важнейшее значение для изучения специфики развития стратегического партнерства РФ и ЕС,  долгосрочных тенденций мирового развития, эволюции структуры и закономерностей мирополитического развития.

Исследование построено в основном на использовании метода анализа источников, которые можно подразделить на законодательные, делопроизводственные, статистические, периодическую печать, и Интернет – источники (в данном случае официальные сайты ЕС и РФ).

Огромное значение в качестве источников представляют официальные Интернет — сайты ЕС, в которых содержатся все документальные источники, связанные с процессом развития двусторонних отношений между РФ и ЕС. Большая ценность их заключается еще и в их постоянном обновлении, благодаря чему возможно делать выводы исключительно по последним данным.

Таким образом, можно сделать вывод, что источниковая база данной проблематики очень обширна и позволяет детально рассматривать основные намеченные вопросы данной темы.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в контексте исследования были систематизированы исследования, затрагивающие вопросы развития стратегического партнерства между РФ и ЕС, исходя из практики ситуации настоящего времени представлен современный этап развития двусторонних отношений.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что мной были изучены теоретические и практические основы  стратегического партнерства ЕС и РФ, а также выявлены существующие тенденции и перспективы дальнейшего сотрудничества.

Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.

 

Глава 1. Исторические аспекты развития стратегического партнерства РФ и ЕС

1.1. Направления развития сотрудничества и партнерства РФ и ЕС в постбиполярном мире

Приоритеты сотрудничества и партнерства РФ и ЕС складываются исходя из меняющихся в современном мире принципов взаимоотношений. Западная цивилизация продолжает действовать как единая система и во многом интересы Запада продолжают совпадать с интересами России, особенно на уровне  стремления к решению глобальных проблем.

На современном этапе Западная цивилизация ставит перед собой задачу доминирования не только в политическом, но также  экономическом и культурном плане, в том числе и распространяя приоритеты своей системы ценностей на уровне миропорядка. Строительство многополярного мира вместо прежнего двуполярного представляется частью данной системы. Западу противостоят страны с приоритетом на сохранение традиционных ценностей.

«Традиционные духовные цивилизации», в первую очередь, это исламская, православная и конфуцианская (китайская), противостоят установлению мирового господства Западной цивилизации и стремятся к созданию многополярного мира.

Это противостояние составляет существо главного геополитического противоречия современности, которое проявляется:

— в экономической сфере — в противопоставлении стремления стран Запада, прежде всего США, расширить и закрепить свой глобальный экономический контроль с обеспечением для себя односторонних преимуществ и стремления других стран мира вырваться из-под этого контроля и создать собственную высокоэффективную экономику;

— в духовной сфере — противопоставлении либеральных ценностей западной цивилизации, индивидуализма, приоритета личности над обществом, порождающих власть денег, и традиционных ценностей, характерных для Православия и Ислама, доминанты общинности, приоритета общего над частным, порождающих власть идей;

— в сфере безопасности — противопоставлении двух принципов обеспечения безопасности «доминирующего подавления» и «баланса силы». Первый принцип предполагает существование единого абсолютно превосходящего центра силы, который проблемы мировой безопасности решает прямым военным подавлением или угрозой такового, с ограничением государственного суверенитета и расширением полномочий наднациональных органов власти. Второй — обеспечение безопасности за счет формирования баланса сил на глобальном и региональном уровне, с усилением суверенитета государств.

Для России представляется приоритетным сохранение выгодного баланса между системой западных ценностей и сохранением собственных приоритетов и интересов, в том числе и в геополитической стратегии. ЕС представляется в развитии геополитических стратегий одним из значимых направлений в связи с тем, что РФ на современном этапе не только соседствует со странами Европейского Союза, но также ЕС стремится к расширению своих территорий путем включения в себя актуальных для России стратегических партнеров. ЕС уже поглотил часть бывшесоюзных республик, в экономических связях с которыми нуждается Россия и продолжает поддерживать подобные тенденции.

К числу других противоречий геополитического уровня относятся:

  1. В экологической сфере — между растущим промышленным производством ведущих стран мира и ограниченными возможностями их экологии. Это противоречие пытаются разрешать в рамках модели мондиализма за счет «экспорта отходов».
  2. В демографической сфере — между перенаселенностью одних стран, прежде всего стран Азии и Африки, и низкой плотностью населения в других районах мира.
  3. В экономической сфере — между ускоренным ростом промышленности стран Европы, а также развитых стран Азии с соответствующим нарастанием объемов потребляемого сырья и его ограниченными запасами на Планете.

Современный период развития взаимоотношений РФ и ЕС характеризуется также и тем, что происходит возврат к частичной политике противостояния в свете тенденций геополитических трансформаций. Тенденции к расширению ЕС также способствуют и расширению возможностей НАТО, что для России представляется краснее невыгодным в плане сохранения национальной безопасности. Выход же из СНГ сначала Грузии, а на данном этапе и Украины определяет разрушение экономических связей в рамках бывшесоюзных республик. В результате ЕС усиливает свои позиции за счет геополитического ослабления РФ и это приводит к ряду противоречий, которые усугубляются межнациональными и политическими конфликтами. На данном этапе подобный конфликт развивается на территории Украины, стимулируя и развитие политики санкций между РФ и ЕС.

В результате развивающийся новый миропорядок в значительной мере отличается от существовавших в прошлом моделей. США не получило возможности установить однополярную систему и сформировавшаяся многополярность  приводит РФ к необходимости учета интересов не только приоритетных партнеров, но также и заинтересованных в установлении отношений с Россией сторон.

Однополярный мир в более широком историческом контексте начал интерпретироваться в рамках «финалистской», «прогрессистской» картины мира как закономерный итог развития международных отношений. Униполярность в этом случае рассматривается в качестве некой конечной точки эволюции международных отношений — от баланса мощи отдельно взятых государств и их союзов в период Нового времени, через биполярный баланс сил в середине XX в. к единению человечества под сенью единственной державы-гегемона в лице США. Этапы эволюции отмечены при этом чуть ли не печатью неизбежности. Несовершенный баланс сил времен многополярного мира, провоцирующий международные кризисы, нестабильность и неопределенность, сменяется куда более предсказуемым и устойчивым балансом периода биполярности и замещается, в свою очередь, совершенной конструкцией униполя, где балансу мощи, по крайней мере его традиционном для международных отношений понимании уже не остается места.

Концепция однополярного мира не нашла поддержки в международном сообществе в свете того, что с распадом СССР для Запада исчезает главная угроза и, соответственно, необходимость в патернализме США также теряет актуальность. Развитие же в Азии экономически-активных государств переориентирует мировое сообщество на тактику поддержки мультикультурного пространства, которое оказывается более стабильным в свете стремления мирового сообщества к глобализации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Укрепление позиций на международной арене в рамках нового тысячелетия для России происходит во многом за счет ориентированности на курс сближения с Западом. Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации от 2000 г.. было констатировано, что Россия заинтересована в формировании стабильной системы международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях. При этом главным и единственным легитимным центром регулирования международных отношений в XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций. Вместе с тем, отмечалось в концепции, Россия придает большое значение своему участию в группе восьми наиболее развитых индустриальных государств, рассматривая механизм консультаций и согласования позиций по важнейшим проблемам современности как одно из существенных средств отстаивания и продвижения своих внешнеполитических интересов.

Сохранение статуса ООН способствует тактике сближения РФ и ЕС в связи с тем, что на руководящих должностях ООН находятся представители Европейского Союза, заинтересованные, в первую очередь, в сохранении приоритетов и позиций своих стран и роли ЕС на международной арене, в том числе и в тенденции к сохранению содружества, устранению тенденций к его распаду.

Однако, роль НАТО для ЕС остается значимой как основополагающей военной силы в связи с чем США удается сохранять гегемонию в вопросах решения развития стратегического партнерства и включения в состав НАТО все новых партнеров.

Реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия. В Концепции особо отмечается, что применение сильных методов и односторонних действий в обход общепринятых международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия современного мира. В связи с этим подчеркивается, что Российская Федерация будет прилагать усилия к формированию многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира и многообразие существующих в нем интересов.

События 2001—2004 гг. в целом подтвердили выверенность ориентиров, обозначенных в Концепции внешней политики. Однако, попытки РФ к интеграции в западное сообщество сталкиваются с множеством препятствий и делают данный процесс довольно сложным. Препятствием успешности процесс также является настроенность ряда членов ЕС против России. Особенно явно подобные тенденции просматриваются в государствах бывшего социалистического блока, которые в значительной мере пострадали от советского руководства и при распаде СССР оставили негативные составляющие настроя против развития конструктивных двусторонних отношений с РФ.

Также, получение возможности вести переговоры с НАТО в рамках нового формата отношений (так называемой двадцатки, Совет – Россия — НАТО), но при этом никак не влиять на ее стратегию, не может в целом удовлетворить даже прозападную часть российской элиты. Расширение Европейского Союза концентрацию ЕС на своих членов и усилении новых членов. При этом, многие члены ЕС из Восточной Европы не слишком  позитивно настроены в отношении Российской Федерации. Явно не  проявляют готовности к развитию подлинно равноправных партнерских отношений и Соединенные Штаты, предпочитающие единолично формировать повестку дня международных отношений.

В результате в стратегии развития отношений ЕС и РФ не проявляется явной заинтересованности со стороны Запада в том, чтобы полномасштабно и полноценно сотрудничать с РФ, интегрируя ее в свои структуры. РФ во многом остается на положении периферии и сырьевого придатка Запада и во многом именно ресурсные возможности РФ делают привлекательным для ЕС сотрудничество с ей.

Не менее привлекателен и российский рынок сбыта продукции, которая в РФ либо не производится, либо производится ограничено и с приоритетом на устаревшие модели.  Россия фактически не производит качественных технологий, оборудование, наблюдается серьезное отставание в машиностроении и электронике. С одной стороны подобная особенность делает страну привлекательной в качестве рынка сбыта, а с другой создает угрозу для безопасности страны так, как в значительной мере снижает ее конкурентоспособность на мировом рынке и устойчивость.

В сложившихся обстоятельствах России требуется гибкий политический курс, направленный на установление дружественных отношений с максимально возможным количеством партнеров и создание реальных перспектив привлечения их потенциала для решения стоящих перед страной задач. В сфере внешней политики прагматизм, активное использование многосторонних механизмов, позволяющих участвовать и выработке новых правил игры на международной арене (включая механизм Большой восьмерки), избирательное сотрудничество с США и странами Запада (решительная поддержка Вашингтона по ряду принципиальных вопросов мировой политики при не менее решительном дистанцировании по другим (ситуация вокруг Косово в 1999 г. или Ирака в 2003 г.)) становятся привлекательной и в некотором смысле чуть ли не единственной реальной альтернативой бесплодным попыткам добиться подтверждения статуса «великой державы» и вести в XXI веке дипломатическую игру в духе реальной политики XIX столетия.

Во многом нерешенным вопросом остается и определение места РФ в мировом сообществе. С одной стороны РФ есть и остается весомом и значимым стратегическим партнером, который обладает широкими ресурсными возможностями и сохраняет за собой статус ядерной державы. Однако, при всем этом, серьезное отставание от Запада в развитии точных технологий и практики социального обеспечения делает Россию неустойчивым уже на уровне внутренней политики государством. В РФ на современном этапе присутствует проблема демографического характера, нерешенные проблемы внутренне и внешней миграции, сферы образования, медицинского обслуживания и в целом уровень жизни населения страны в сравнении с развитыми странами Запада остается очень низким что обусловливает отток из страны образованного и талантливого населения, которое заменяется пришлыми мигрантами, способными выполнять только физическую работу. Подобная практика ослабляет РФ и укрепляет ЕС, куда в определенной степени наиболее активно происходит отток российских специалистов и капиталов.

В целом, на современном этапе Россия является значительной помехой для развития и преобладания на мировой арене ряда государств, одним из которых является США. Как уже было сказано ранее, с падением СССР и установлением многополярного мира США начали стремиться к тому, чтобы установить монополярный мир, что им не удалось. Экономический рост Китая, частичное восстановление экономики России и наличие в ее регионах значительной части природных ресурсов, в том числе природных нефти и газа, обусловили для России достаточно прочное геополитическое положение. Однако, это стимулировало и стремление стран Евразийской оси к устранению России, как геополитической угрозы. Одной из успешных форм в данном направлении было признанно устремление к установлению экономической зависимости РФ.

Помимо политической угрозы для России сохраняется и угроза внутренней стабильности, которая ослабляет страну на мировой арене.

В настоящее время существует множество различных теоретических моделей, в которых обнаруживается стремление выявить факторы стабильности или нестабильности общественного развития, к которым относят:

— конкретные природные условия: географическое положение, климат, наличие полезных ископаемых и природных средств для жизни и труда и др;

— деятельность пассионариев, т.е. той части этноса, которая в силу ряда природных факторов;

— социально – экономические факторы;

— развитие техники и технологии;

— особенности культуры и мировоззрения;

— степень свободы личности и ее взаимодействие с обществом.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Одним из факторов стабилизации общества являются экономические отношения и уровень материального благосостояния. В их основе лежат производственно – экономические отношения.

Производственно-экономические отношения представляют собой отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Это связано с тем, что изначально для того, чтобы человеку стать человеком как социальным существом, ему пришлось научиться совместной деятельности, направленной на обеспечение элементарных условий для его существования в еде, в одежде, в крове. Иными словами, материальная деятельность была на заре человечества доминирующей, определяющей не только все другие виды деятельности, но и сущность самого человека.

Материальная или производственная деятельность остается определяющей среди других видов деятельности на протяжении всей истории человечества. Это вполне понятно, ибо для того, чтобы обеспечить хотя бы только себя минимальными средствами для чисто физического существования, человек должен что-то сделать, он должен произвести что-то сверх того, что дает ему природа.

Производственно-экономические отношения характеризуют сферу материального производства с социально-экономической стороны и базируются на определенных формах собственности. По источнику своего происхождения различают следующие формы собственности: личную, частную, общественную и государственную.

Любой вид собственности представляет собой отношения, которые включают отношения субъекта к собственности, отношение субъекта к субъекту и отношение субъекта к самому себе. Юридическое выражение эти отношения получили в праве владения, пользования и распоряжения вещами. Только субъект, обладающий этим совокупным правом, становится хозяином вещи.

Приоритетным в направлении стабилизации дестабилизации общества является и сам политический процесс, который включает в себя целый ряд составляющих.

Фактором, определяющим социальную стабильность современной России в первую очередь являются внутриполитические процессы.

Внутренний политический процесс дает возможность анализировать политические институты и процессы, а так же показывать, как этот уровень «задает коридор» функционирования более низких политических уровней – регионального, национального и локального.

Дифференциация, с точки зрения современных политологов, выступает ключевым параметром развития политических процессов.

Таким образом, приоритеты построения социальной безопасности включают в себя системную совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и их отношений между основными субъектами мирового сообщества.

Ведущая роль политики в данном процессе обусловлена следующим.

Во-первых, политические отношения теснейшим образом связаны, а подчас и переплетены с экономическими отношениями. Как было сказано в предыдущей главе, экономический фактор определяет стабильность общества.

Во-вторых, политические отношения включают в себя наиболее мощные рычаги управления как собственно политическими, так и неполитическими процессами. К ним относятся: деятельность общественных группировок, объединений, союзов.

В-третьих, политические отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, что ведет к некоторой унификации понятия стабильности в обществе.

В-четвертых, политические отношения оказывают существенное влияние на формирование порядка.

На современном этапе развития политический процесс фактически является определяющим в социуме. Политический отношения сосредоточены вокруг множества факторов, ведущими из которых являются центры социально-политического или экономического напряжения. Одновременно с этим определенные политические процессы и события даже в незначительной для мировой стабильности стране могут стать причиной острого столкновения интересов всего социума страны. Политические отношения во многом определяют и стратегические ориентиры социальной безопасности.

В целом, приоритетом развития направлений сотрудничества РФ и ЕС на современном этапе является решение значимых для двусторонних отношений проблем и устранение факторов препятствия развитию данных отношений. Однако, помимо тенденций к сотрудничеству все более явно просматриваются тенденции к противостоянию, которые связаны с геополитическими устремлениями обоих стран к расширению. Для России важным является сохранение территорий и партнерских отношений, выгодных для экономического развития с сохранением системы безопасности страны. Для ЕС важной составляющей представляется расширение на Восток с включением в свой состав бывших экономических и политических партнеров РФ. Тем самым ЕС ставит вопрос об ослаблении РФ за счет включения в свой состав экономически и политически значимых территорий, одновременно сохраняя для себя значимость партнерских отношений с Россией, как с сырьевым придатком.


Страницы:   1   2   3   4   5   6