Страницы 1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………..…
ГЛАВА 1. УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ОС-НОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИ-КОВ.
1.1. Уроки изобразительного искусства как основа развития творческих навыков учеников начальной школы
1.2. Развитие творческих навыков и способностей у школьников начальных классов на уроках изобразительного искус-ства
1.3. Современные тенденции в методике обучения изобразительному
искусству
Выводы по первой гла-ве
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБ-РАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУС-СТВУ
2.1. Методика развития творческих навыков младших школьников на ос-нове применения интерактивных средств обучения……………………………..…38
2.2. Реализация педагогического эксперимента по апробации методических подходов к применению интерактивных средств обучения на уроках изобазительного искусства в начальной школе ………
Выводы по второй главе………………………………………
Заключение……………………………………
Список использованных источников……………
Приложение 1……………………………………………
Приложение 2…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что уроки началь-ной школы по изобразительному искусству относятся к тем учебным дис-циплинам, которые направлены на развитие творческих навыков учеников. Школьники начальных классов являются той важной платформой, на ко-торой и для которой определяется весь учебный процесс образовательного учреждения.
Уроки изобразительного искусства являются многоцелевыми в связи с тем, что направлены на развитие образовательных, мыслительных, твор-ческих навыков, укрепление в личности школьников младших классов спо-собности саморазвития и социального контроля. Особенностью предмета выступает сочетание в себе и развитие ребенка как одного из участников процесса обучения в школе, получения новых знаний, становления его личности, но и возможности развития и проявления у него индивидуаль-ных качеств посредством художественных достижений и пристрастий. Обучение на уроках ИЗО следует проводить не только по классической школьной программе, но и с добавлением нововведений в художественном направлении, с элементами программирования, приданием игрового под-текста учебного занятия.
Исследование, представленное в работе, по теме «Развитие творче-ских навыков учеников начальной школы с использованием интерактив-ных средств обучения на уроках изобразительного искусства» имеет при-кладное значение, прослеживаемое в современном подрастающем поколе-нии, навыках и привычках, азах культурно-социального общения, постро-ения отношений в социуме. Дети и подростки нашего времени рождены и воспитаны не только книгами и мультипликационными изданиями, но и виртуальным миром, знакомым им с самого детства. Они легко управля-ются не только с играми, но и их установками, программами закачивания, обновления и удаления.
Особенность работы прослеживается в том, что на примере обучения детей начальной школы изобразительному искусству мы попытаемся определить те интерактивные средства наряду с применением классических форм обучения, которые максимально направлены на развитие творческих навыков, саморазвития и духовного воспитания школьников младших классов.
Основу исследования составляют учебные пособия, научные труды, издания периодической печати, посвященные урокам изобразительного искусства в начальной школе. Наш анализ направлен на изучение образо-вательного процесса этой учебной дисциплины с возможностью использо-вания интерактивных средств обучения, а также определение их влияния на творческие способности учеников. Представленный материал включает краткое обобщение, анализ и оценку изложенных в литературе теоретиче-ских концепций, научных положений и иных важных прикладных аспектов рассматриваемой темы.
Степень разработанности проблемы. Ряд авторов учебных посо-бий по направленности изобразительного искусства для учащихся началь-ных классов, на которых ориентировался материал нашего исследования: Ермолинская Е.А., Ершова Л.В., Коротеева Е.И., Неменский Б.М., Савен-кова Л.Г., Селиванова Т.В., Шпикалова Т.Я. и др. По направлению совре-менных инновационных технологий на уроках изобразительного искус-ства, по нашему мнению, актуальны учебные и научные труды таких авто-ров, как Попова Е.И., Величко Ю.В., Дьяченко О.М., Туник Е.Е. и др.
Объект исследования: образовательный процесс в области изобра-зительного искусства в начальной школе.
Предмет исследования: Развитие творческих навыков младших школьников на уроках изобразительного искусства на основе применения интерактивных средств обучения.
Целью исследования является разработка методических подходов к применению интерактивных средства обучения на уроках изобразительно-го искусства, способные развивать творческие навыки у учащихся началь-ной школы.
Для реализации поставленной цели нами сформулированы следую-щие задачи исследования:
1. Выявить современное состояние научно-педагогических и учебно-методических исследований в области изучения изобразительного искусства в начальной школе;
2. Определить место уроков изобразительного искусства в системе преподаваемых учебных дисциплин, в основу которых положено развитие творческих навыков учеников младших классов;
3. Выявить современные тенденции в методике обучения изобрази-тельному искусству;
4. Разработать методические подходы к применению интерактивных средства обучения на уроках изобразительного искусства с целью развития творческих навыков младших школьников;
5. Провести педагогический эксперимент про проверке предложенных методические подходов.
Основной гипотезой в работе выступает предположение о том, что творческие навыки учеников начальной школы могут развиваться при ис-пользовании интерактивных средств обучения в процессе проведения уро-ков изобразительного искусства. Автор направил свою исследовательскую работу на обнаружение истинности своего предположения либо доказыва-нии и утверждении его ложности.
Для решения поставленных задач использовались следующие мето-ды исследования: теоретический анализ и обобщение научно-педагогической и учебно-методической литературы, нормативных доку-ментов и опыта по проблеме исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ работы обучающихся.
Теоретико-методологическую основу исследования наряду с нор-мативными правовыми документами в сфере образования составили пуб-ликации и фундаментальные исследования в области:
‒ информатизации образования (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт, Н.И. Рыжова, Е.С. Полат, Е.К. Хеннер и др.);
‒ теории и методике обучения предмету «Изобразительное искусство» (О.В. Божок, А.Н. Власьева, О.М. Дияженко, Д.А. Закамалдин и др.);
‒ развития творческих навыков младших школьников (Т.В. Бояринце-ва, И.Е. Мухутдинова, Н.Н. Поддъяков и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявле-на и теоретически обоснована педагогическая целесообразность примене-ния интерактивных средств обучения на уроках «Изобразительного искус-ства».
Практическая значимость исследования состоит в разработке ме-тодики развития творческих навыков младших школьников на уроках «Изобразительного искусства» с применением интерактивных средств обучения.
Эмпирической базой исследования выступили результаты прове-денного в общеобразовательной школе с учениками младших классов на уроках изобразительного искусства творческо-практического эксперимен-та. Также основой выступили результаты проведенного анкетирования ро-дителей и иных законных представителей детей 7 – 11 лет, обучающихся в начальной школе. Результаты наших исследований изложены в вопросе об интерактивных средствах обучения на уроках изобразительного искусства как основе развития творческих навыков учеников начальной школы.
Представленная нами работа свидетельствует, что развитие изучае-мых процессов, таких как использование интерактивных средств обучения изобразительному искусству учеников начальных классов, нуждается в теоретическом осмыслении и практическом регулировании в современных условиях образовательного процесса. В связи с этим выпускная квалифи-кационная работа рассматривает возможные варианты решения пробле-мы, и, тем самым, имеет теоретическую и практическую значимость.
Структура исследования представлена вводной и заключительной частью, основной частью, состоящей из двух глав. Первая из них освещает вопросы об уроках изобразительного искусства как основе развития твор-ческих навыков учеников начальной школы, тенденциях зарубежных и отечественных творческих подходов проведения уроков изобразительного искусства. Вторая глава посвящена видам интерактивных средств обуче-ния изобразительному искусству и рассматривает современные виды ин-терактивных средств обучения изобразительному искусству, а также ин-терактивные средства обучения на уроках изобразительного искусства как основу развития творческих навыков учеников начальной школы.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Захаровская средняя общеобразова-тельная школа (МБОУ Захаровская СОШ) (Московская область, Одинцов-ский городскогой округ, поселок «Летний отдых»).
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты ис-следования были представлены на:
– Международной научно-практической конференции №Начальное образование в эпоху цифровых перемен» Герценовские чтения и опубли-кованы в журнале «Герценовские чтения. Начальное образование» 2020. Т.11. № 2.
С. 114-121;
– Всероссийской научно-практической конференции с международ-ным участием и опубликованы в сборнике «Педагогика, психология, об-щество: новая реальность» и опубликованы в сборнике материалов Все-рос.
науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 22 января 2021 г.)
– Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С.181-183.
ГЛАВА 1. УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК
ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Уроки изобразительного искусства как основа развития
творческих навыков учеников начальной школы
Наряду с общеобразовательными учебными дисциплинами, состав-ляющими основу современного образовательного процесса со школьни-ками, проводятся уроки изобразительного искусства. Они сопровождают школьников начальных классов с первого года обучения в школе. Уроки изобразительного искусства входят в учебный план всех образовательных учреждений на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации, в нашем государстве устанавливаются федеральные государственные образова-тельные стандарты, которые охватывают поддержку различных форм об-разования, включая самообразование граждан. Так, согласно положениям указанных образовательных стандартов, они призваны обеспечивать пре-емственность основных программ в образовательной сфере начального общего образования, наряду с дошкольным, основным общим, полным общим образованием, включая начальное, среднее и высшее профессио-нальное образование. Стандарты разрабатываются высшим государствен-ным органом исполнительной власти Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основными целями федеральных государственных образовательных стандартов являются: единство образовательного пространства в Россий-ской Федерации, духовно-нравственное развитие и воспитание обучаю-щихся. Соответственно все преподаваемые учебные дисциплины в началь-ных классах, включая изобразительное искусство, входят в предмет регу-лирования образовательными стандартами российского государства.
Актуально отметить при рассмотрении вопроса об уроках изобрази-тельного искусства как основе развития творческих навыков учеников начальной школы, что указанные выше федеральные стандарты в образо-вательной сфере учитывая форму обучения, устанавливают и формы обра-зовательных технологий.
Начальная школа для обучающего представляет собой определен-ный этап, уровень образования, на котором ему предоставляются опреде-ленные необходимые знания с привитием уважения и любви ко всему ду-ховному и нравственному, а также умение логически мыслить.
Согласно действующему в России законодательству, государствен-ным стандартам в сфере образования на федеральном уровне обязатель-ными для изучения в начальных классах всех российских образовательных учреждений устанавливаются такие предметы, как русский и иностранный язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразитель-ное искусство, технология, музыка, физическая культура. К дополнитель-ным часам в 4-ом классе добавляется урок по основам религиозных куль-тур или светской этике.
Рабочая программа по изобразительному искусству в начальных классах по федеральным государственным стандартам создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понима-ния требований к результатам обучения . Соответствующие требования программы являются результатом целостного комплексного проекта, представленного на основе системной исследовательской работы. Смысло-вая и логическая последовательность программы обеспечивает целост-ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе по изобра-зительному искусству, младший школьник:
1. имеет первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии.
2. знаком с основами художественной культуры, в том числе на ма-териале художественной культуры родного края, имеет эстетическое от-ношение к миру, понимает красоту как ценность, испытывает потребность в художественном творчестве, в общении с искусством.
3. владеет практическими умениями и навыками в восприятии, ана-лизе и оценке произведений искусства.
4. владеет элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (живописи, рисунке, скульптуре, художественном конструировании), а также в тех формах ху-дожественной деятельности, которые базируются на ИКТ (видеозапись, цифровая фотография, элементы мультипликации) .
Наиболее значимым, на наш взгляд, для рассмотрения вопроса о важности уроков изобразительного искусства с учениками начальной школы в целях развития у них творческих навыков является определение итогов, результатов изучения данного курса. Персональные результаты ребенка должны отразиться в его индивидуальных свойствах, чертах лич-ности. Так, мы ведем речь о таких характеристиках школьника младших классов, как чувство гордости за культурное и исторически сложившееся искусство своей Родины и уважение к культуре и искусству других стран, понимание искусства в каждом человеке и в целом в обществе, сформиро-ванность наблюдательности, фантазии, художественно-творческого, эсте-тического и иного мышления, развитие доброжелательности и сопережи-вания к окружающим людям и окружающему миру, потребности на обще-ние с искусством, эмоционально-нравственную отзывчивости, владение навыками коллективной творческой работы и анализ собственной художе-ственной деятельности. Указанные навыки прививаются школьникам младших классов с целью привития им духовно-нравственных и социаль-но-культурных качеств, которые помогут им сформироваться как самосто-ятельным личностям и, как людям, способным к коллективной деятельно-сти в любой сфере. И все эти качества, по нашему убеждению, достигают сознания ребенка посредством проведения уроков изобразительного ис-кусства как в классической форме, так и посредством инновационных тех-нологий.
Определяя понятие изобразительного искусства, следует отметить, что оно является собирательным. Так, в области общеобразовательной си-стемы под ним понимается учебная дисциплина, которая направлена на формирование эстетического развития личности. Такая сущность изобра-зительного искусства рассматривается личностно ориентированной педа-гогикой, где важным направлением выступает коллективное и индивиду-альное воспитание и развитие личности. Изобразительное искусство как самостоятельная учебная дисциплина имеет определенные задачи, напри-мер, такие как развитие физиологических навыков у младших школьников, корректировка психологических особенностей личности.
По содержательной составляющей изобразительного искусства сле-дует рассматривать его основной компонент (так называемый стержень, основу) и функции (назначение, цели). Итак, изобразительное искусство представляется таким учебным предметом, в котором ведущим компонен-том выступает эмоциональное отношение человека к миру, включая детей младшей школьной группы. Ключевой же функцией обучения на уроках является формирование и привитие учащимся открытого эмоционального и ценностного отношения к себе, другим людям, искусству, природе, объ-ектам культурного достояния и наследия народов России, а также архитек-турному пространству, созданному предыдущими поколениями.
Мы поддерживаем мнение Бочкаревой А.Н., написавшей в научно-методической работе, что в процессе творческой деятельности на уроках изобразительного искусства формируется эмоционально-смысловое виде-ние мира. И, значит, основное назначение предмета – формирование лич-ностной системы ценностей . Таким образом, можно отметить, что смыс-лом в образовании становится развитие способностей ее освоения, приоб-щение школьников к культуре, стремление принимать участие в формиро-вании культуры,
а также искусства.
Основная цель современной школы в данной сфере – создавать уме-ние функционировать и быть успешным в современном обществе, институ-тов государства и правил социума, в котором находится ребенок. Основ-ной задачей нашей работы выступает уяснение методики, применения ил-люстративного материала, программных возможностей в целях наиболее результативного процесса обучения изобразительному искусству детей начальной школы.
Для реализации этого необходимо применить определенные педаго-гические инновации. В целях повышения качества обучения можно отме-тить намеренное качественное или количественное изменение практики пе-дагогов. Как справедливо отмечает Закамалдин Д.А.: «Очевидно, что не-возможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные ин-новационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, «портфолио ученика», модульное обуче-ние и т.д., а также применение этих инноваций трудно представить без тех-нологии мультимедиа» .
Итак, в подтверждение изложенного, следует обратиться к классифи-кации педагогических технологий, имеющих игровую основу, содержащих имитацию и реальных событий, и действительности, жизнедеятельности учащихся, и совмещение с этим учебного процесса. Здесь справедливо привести мнение учителя Ульяновской области Саловой В.Ф., которая от-мечает, что под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию, ребенок учится на основе своих переживаний, в опоре на свой жизненный опыт и свои индивидуальные качества, учится искать и находить свое решение заданий по теме урока. И, тем самым, его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры, то есть позитив-ной истории формирования человечности в человеке .
Проведение уроков изобразительного искусства позволяет педагогу формировать определенные навыки, умения, способности учащихся. Все это формирование происходит последовательно при правильно выстроен-ной методике проведения занятий с учетом возрастных особенностей вче-рашних дошколят. В процессе проведения учебных занятий ученики должны научиться наблюдать за окружающей их жизнью. Возможно, это происходит из-за эмпатических и эстетических переживаний, посредством отличий трагического и комического, прекрасного и безобразного. Дети должны быть способны проводить такие отличия самостоятельно, должны сами оценивать происходящие явления и, как следствие этого у них сфор-мируются ценностно-смысловые жизненные ориентации. Это сможет про-изойти на основе заданных педагогом моральных правил, когда за счет творческого поиска человек становится способным понимать отношения человек-человек, человек-природа, человек-культура, человек-социум. Ос-нову таких отношений составят личностные переживания каждого ученика. При этом изобразительному искусству отводится роль не только позитив-ного интереса к собственной жизни конкретной маленькой личности, но и эмоциональной основы его будущего созидательного действия.
Изобразительное искусство, являясь самостоятельной учебной дис-циплины детей младшей школы позволяет совершенствовать такие каче-ства мышления как ассоциации. Это является важным и действенным меха-низмом для творческой мобильности мышления. Ребенок быстрее научится образовывать неожиданные связи, быстрее отметит основное в определен-ном событии и явлении. Учащийся сможет развивать способности самосто-ятельной активности, понимая при этом и характер материала, и свойства-ми результата, который получается за счет таких материалов.
Важной составляющей на уроках изобразительного искусства явля-ется развитие у детей младшего школьного возраста способности действо-вать в обстоятельствах, для которых не установлены правила и стереотипы поведения. Тут подключается смекалка, вырабатывается выдумка и, как следствие этого, появляется (развивается) неординарность решений.
Нам следует отметить, что в учебной программе юного школьника не так много имеется учебных предметов, где школьник мог бы владеть, по сути, безграничной свободой мысли и способности настоящего воплоще-ния в определенных видимых результатах, где имеет место конструктивная игра, а впоследствии — коммуникативная значимость результата творче-ских усилий ребенка.
Изобразительное искусство как учебный предмет формирует не только способы культурной самоиндентификации ребенка, но и способы ориентации растущего человека в различных аспектах. Например, в исто-рии, в национальных и глобальных аспектах культуры. Такие способности помогают человеку впоследствии определять свое поведение, корректиро-вать важные компоненты материальной культуры. Это становится для де-тей бесспорно необходимым условием личной свободы, такой актуальной для современного человека, когда вопросы «личного пространства», «со-циальной дистанции» у всех на устах. Важным следствием назначения уроков изобразительного искусства в конечном итоге становится право маленького человека на самоопределение, выбора своего места в жизни, в обществе, в социальной группе посредством развития в себе уникальности и идентичности.
Указанное выше позволяет нам подытожить, что важной стороной в сегодняшнем содержании учебного предмета — изобразительное искусство, — сформулировано метапредметное значемость в контексте такого предме-та, как визуально — пространственное представление общества.
При рассмотрении данного вопроса невозможно не констатировать, что самой важной фигурой в школьном образовании по изобразительному искусству выступает учитель. Изначально он должен понимать цели пре-подаваемой дисциплины, быть творческой личностью и иметь соответ-ствующие знания и навыки. Учитель такого направления должен владеть художественными программами, реализуемыми в начальной школе. В частности, речь идет о рисовании с натуры, тематическом рисунке, декора-тивном виде рисования. Педагог должен свободно изъясняться об искус-стве, живописи, культуре.
Современный учитель изобразительного искусства должен не просто ориентироваться в информационных технологиях, виртуальном простран-стве, но и осознанно применять эти знания и навыки при проведении уро-ков. Тогда можно с уверенностью говорить об осознанном отношении учеников к учебному процессу, повышении тем самым их интеллектуаль-ного и творческого логического уровня. Если учитель сможет заинтересо-вать учеников не только стандартным (классическим) подходом к проведе-нию уроков по изобразительному искусству, но и с применением мульти-медийного сопровождения, презентационного материала, наглядных ин-терактивных средств, то соответственно это простимулирует активность и повышенную внимательность обучающихся. В этом случае естественным результатом станет более деятельный подход и отношение детей к учебно-му процессу и увеличит объем учебной информации.
В этом случае будут развиты основные общеобразовательные уме-ния (воспринимать и воспроизводить полученные знания), а также у уча-щихся будет развиваться самопознание. Например, И.М. Раджабов утвер-ждает, что при этом сформируется мотив для достижения цели и само-оценка собственной работы.
Итак, художественное образование в младших классах имеет такие ценностные ориентиры как духовно-нравственное развитие ученика, раз-витие представлений об истинной человечности, о добре и культурной полноценности при восприятии мира.
Изобразительное искусство включает и культуросозидающее значе-ние, то есть воспитание у подрастающих граждан России гражданственно-сти и патриотизма. Программа уроков ориентирована на принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Это отмечено в ра-боте учителя из Норильска Бояринцевой Т. В. Природа и жизнь — основа сформировавшегося мироотношения. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни, в жизни общества, значение искус-ства в развитии каждого ребенка – основное смысловое ядро курса .
Жизненный процесс взаимодействия искусства и жизни каждого че-ловека изначально исходит из основ программы изобразительного искус-ства. Уроки, ориентированные на актуальные государственные стандарты в области образования в начальных классах, включают в себя примеры из окружающей действительности. Учитель в процессе проведения уроков пытается привлечь собственный детский опыт за счет наблюдений, эстети-ческих переживаний реальности, окружающей действительности. Образное мышление учащихся 7 – 11 лет положено в основу программного матери-ала изобразительного искусства школьного образования 1 – 4-х классов.
На уроках изобразительного искусства осуществляются междисци-плинарные связи с такими предметами, как литература, музыка, общество-знание, иностранный язык. Такие уроки по своей форме имеют интегриро-ванный и комбинированный вид.
По нашему мнению, уроки изобразительного искусства являются ос-новой развития творческих навыков у учеников начальной школы, потому что при их проведении ребенок развивает интерес к внутреннему миру са-мого себя и окружающих его людей (в частности, детей) через свои внут-ренние переживания и ощущения. Большинство тем по этому предмету ориентированы не только на их изучение школьником, по сути, ознаком-ление, но и на прохождение их через его внутренние ощущения, развитие творческого опыта, через деятельность.
Только тогда знания и умения в искусстве становятся личностно зна-чимыми, связаны с реальной жизнью и эмоционально окрашены, развива-ется личность ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особая природа художественной информации не может быть выражена в чистом виде, а иногда и адекватно словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, может быть постигнут только через собственный опыт-переживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо овладеть художественно-образным языком, средствами художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному усвоению лежит в основе эстетической от-зывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства – его содержание должно быть усвоено ребенком как его собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, развитие художественного опыта поколений, эмоционально-ценностных критериев жизни.
1.2. Развитие творческих навыков и способностей у школьников начальных классов на уроках изобразительного искусства
Уроки по изобразительному искусству относятся к основным дисци-плинам получения школьного образования. Это не только основной пред-мет, относящийся к художественной дисциплине, но и важный компонент общечеловеческой культуры в целом. Благодаря учебной дисциплине в си-стеме образования ученики, в частности, начальных классов, развивают в себе миропонимание, осознание духовной культуры.
Поэтому важно начинать временные рамки преподавания в школе изобразительного искусства как школьного предмета с первого класса и сопровождать максимально долго, до пребывания учеников в школе. Это связано с возможностью на уроках ИЗО развивать и воспитывать в лично-сти художественное мышление. У школьников на уроках изобразительно-го искусства активизируются человеческие чувства, происходит поисковая работа интеллектуальной деятельности человека.
Эйнштейн признавался, что эстетическое начало в его научном твор-честве и имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Утвержде-ние, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства, представляется в этом отношении вполне обоснованным. Блок «Искусство» должен стать ведущим в образовании, влиять на методы и приемы работы учителя, спо-собствовать раскрытию эстетических аспектов различных учебных дисци-плин. При сознательном овладении теоретическим и практическим худо-жественным творчеством дети младшего школьного возраста начинают развивать свои творческие способности, логику мышления, расширение своего мировоззрения.
Опять же отметим, что начальная школа выступает фундаментом эс-тетического воспитания любого человека, основой его художественного образования. Многие дети через интерес к искусству получают реальный интерес к своей жизни. Они знакомятся с различными видами художе-ственной деятельности. Впоследствии же в средней школе подростки изу-чают искусство в его синтезе с временными и пластическими учебными дисциплинами. К временным относятся музыка и литература, а к пластиче-ским – телевидение, кино, цирк, театр.
Итак, у школьников на уроках изобразительного искусства развива-ются не только творческие навыки, но и художественные и иные способно-сти. Творческие навыки — это активный творческий компонент деятельности человека, проявляющийся в повторении либо доведенный до автоматизма выполнения при минимуме усилий за счет человеческой памяти. Творче-ские способности — это способность человека принимать творческие реше-ния, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Вопросы творческих способностей современных детей любого воз-раста являются жизненно важными и актуальными для педагогического состава всех среднеобразовательных школ. Об этом мы высказываемся не случайно. Речь идет о таких ситуациях, когда родители дошкольника, уви-дев в нем художественные таланты, иные проявления к искусству, художе-ственному мастерству, пристрастиям с живописи помогают развивать эти интересы. Это прослеживается в предоставлении ребенку возможности на дому заниматься художественным самообразованием либо посредством посещения художественной школы. В иных же случаях по различным причинам даже заинтересовавшегося художественным мастерством ребен-ка, да и просто рисованием, родители не направляют его для дальнейшего развития таких навыков, не прививают ему художественных способностей. Поэтому такая важная задача как развитие творческих навыков должна восполняться педагогическим работником изобразительного искусства. И этой базовой функцией наделяется учитель изобразительного искусства, работающий с детьми начальной школы. Именно от этого конкретного пе-дагога непосредственно зависит не только привитие художественной и эс-тетической культуры маленькой личности, но и развитие в нем миропони-мания, созидания, красоты мира, уважение к человеку, обществу и приро-де.
При этом учителю необходимо учитывать психическое восприятие учеников младшей школы, их готовность к получению знаний, развитию новых способностей, привитию быть открытым для неизведанных ранее открытий. Педагогу изобразительного искусства, как никакому другому учителю начальных классов, следует брать в расчет современные тенден-ции социума, общества, таких как креативность, творческое мышление, творческое воображение, творческие способности, мыслительные иннова-ции.
Для рассмотрения таких понятий, мы обратились к научной статье Ю.В. Величко, в которой рассматривается соотношение понятий «креа-тивность», «творческие способности», «творческое воображение», «твор-ческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психоло-гов. Так, в ее работе приводятся следующие суждения. Творческий про-цесс рассматривается как переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации . В исследованиях В.Н. Козленко креативности понима-ется как потребности в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса. Н.Н. Поддъяков, исследуя творческие способности, выделяет в качестве основ-ного их структурного компонента проблемность мышления, которая вы-ражается в открытости ребёнка новому, в поиске несоответствий и проти-воречий, в собственной постановке вопросов и проблем .
Воображение — основа всякого творчества. Творческое воображение-это создание новых образов, идей, которые впоследствии воплощаются в произведениях. Таким образом, творческое воображение является основ-ным компонентом творческих способностей . Мышление творческое пред-полагает наличие у субъекта развитых интеллектуальных способностей, интеллектуальных навыков и умений, необходимого запаса знаний. В ре-зультате творческого мышления создаётся уникальный оригинальный ин-теллектуальный продукт определённой сферы культуры .
Важным условием социализации человека выступает его художе-ственно-эстетическое развитие. Его каждая личность может получить в пе-риод обучения в начальных классах. В это время ученик самопознает себя, самоидентифицирует посредством вхождения в обширный мир человече-ской культуры. Художественное развитие возможно только в реальной практической деятельности, когда каждого ребенка поглощает или хотя бы затрагивает процесс художественного творчества.
Дети начальной школы должны приобщаться к художественной культуре в связи с тем, что она выступает духовно-нравственной основой развития личности, что выступает целью художественного образования. В современное время это должно содержать в себе комплексный подход: от визуального образа к средству познания с последующей коммуникацией.
Однозначно мы можем утверждать, что творческие навыки у учени-ков начальной школы могут развиваться при использовании на уроках изобразительного искусства интерактивных средств обучения. Это обу-словлено тем, что изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, то есть она включает в себя разные виды визуально-пространственных искусств. К таким видам относится живо-пись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных искусствах, экранное искусство.
Для визуально- пространственных искусств характерен систематизи-рующий метод, который составляет основу трех видов художественной де-ятельности. Во-первых, это изобразительная художественная деятельность (самый наиболее доступный вид познания мира ребенком: рисование, ап-пликация, лепка). Во-вторых, декоративная художественная деятельность (развивает творческую деятельность, в процессе которой создаются худо-жественные изделия с эстетическим качеством: одежда, мебель, ювелирные изделия). И, в-третьих, конструктивная художественная деятельность (раз-вивает нравственные, умственные, трудовые, эстетические способности че-ловека: конструирование, техническое и художественное моделирование).
Соответственно следует выделить три основных способа художе-ственного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Все эти виды актуальны для детей начальной школы, по-тому что они в возрасте семи лет уже им знакомы, доступны, понятны, ин-тересны. Они уже представляют, что такое украшение, изображение, по-стройка. И соответственно дети приобщаются тем самым к миру искусства и им определенным образом прививаются творческие качества личности.
Рассматриваемые виды художественной деятельности, направленные на творческое и культурно-нравственное развитие учеников начальной школы, имеют определенные социальные функции. Через изображение де-ти познают окружающий мир и эстетические его переживают. Через деко-ративную деятельность ученики осваивают организацию общения людей между собой в обществе. Посредством конструктивной работы школьники закрепляют познания предметно-окружающей среды. Особенностью уро-ков изобразительного искусства в начальных классах является проведение указанных трех видов художественной деятельности в игровой форме.
Как прямо предусмотрено образовательной программой по изобра-зительному искусству для начальной школы общеобразовательных учре-ждений, утвержденной федеральными государственными образователь-ными стандартами: «Тематическая цельность и последовательность разви-тия курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром ху-дожественно — эмоциональной культуры» .
Уроки изобразительного искусства включают практические виды ху-дожественно-творческой деятельности учащегося и учитывают его воспри-ятие окружающего мира, красоты произведений искусства. Ребенок высту-пает в роли художника и потому сам творит такую деятельность. Он вы-полняет какое-либо задание по восприятию искусства, осваивая и приме-ряя на себя опыт художественной культуры, реализует тем самым творче-ский характер.
Практический вид художественно-творческой деятельности просле-живается в используемом материале, например, это акварель, гуашь, ка-рандаши, пластилин, различные виды бумаги, ткани, мелки, уголь, при-родные материалы. При этом учеником осваивается художественная тех-ники (лепка, аппликация, бумажная пластика, коллаж и др.). Ребенком ис-пользуются различные инструменты, такие как ножницы, кисти, стеки и т. д. Чем больше используется видов деятельности, тем интереснее ученику заниматься этим предметом, тем больше стимулируется желание изучать искусство, что становится предпосылкой формирования личности.
Отметим выдержки из положений Федерального государственного стандарта общего начального образования. Восприятие произведений ис-кусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприя-тия произведений искусства и собственной творческой практической рабо-ты происходит формирование образного художественного мышления де-тей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творче-ских проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима рабо-та со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнооб-разной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодей-ствия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жиз-ненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реально-сти является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления .
Развитие творческих навыков и способностей у школьников началь-ных классов на уроках изобразительного искусства определяется применя-емым в системе знаний методом. Метод выступает тем способом, который позволяет прийти, продвинуться к ожидаемому результату. Методика проведения уроков по изобразительному искусству – это система научных знаний, которые тесно связаны с общенаучными науками. Ими выступают: философия, педагогика, теория и практика изобразительного искусства, психология.
Основу методологии проведения уроков ИЗО составляет эмпириче-ский подход к получению истинных знаний. При этом один из основопо-ложников классического идеализма Г. Гегель говорит о том, что диалекти-ка выступает всеобщим методом познания. В современных методологиче-ских исследованиях раскрываются некоторые важные механизмы позна-ния: закономерности преемственности и изменения научных теорий и ме-тодов их построения (дедуктивный, генетический) .
В педагогике, как в теории обучения, так и в реальной педагогиче-ской практике, проблема методики обучения остается весьма актуальной. Метод обучения изобразительному искусству учеников младшей школы включает: задача преподавания, метод освоения также вид взаимодействия субъектов преподавания, подобных равно как учитель и ученик. Это включает различные методологические формы: конкретные действия, при-емы и организационные формы. К средствам обучения ребенка изобрази-тельному искусству относятся и различные виды деятельности, и предметы духовной и материальной культуры. Прикладные виды деятельности имею учебную, трудовую, игровую направленность, которая определяется педа-гогом, проводящим уроки в младших классах.
При использовании методов обучения, получаемых в источниках информации, важным направлением выступает содержание деятельности учителя и ученика. Изначально это словесные методы, которые ориенти-рованы на изучение истины, выявление исходной информации, так сказать мыслительные зарисовки. Далее это наглядные методы, заключающиеся в наблюдении определенной демонстрации материала, источников, состав-ляющих наглядность. Впоследствии мы говорим о практических методах, когда ребенок выполняет конкретные практические действия, демонстри-руя свои зарисовки или предоставляя выполненную практическую работу.
Сведения теоретических исследований учителей и психологов свиде-тельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трёх уровнях: осознанного восприятия и запоминания, проявляющегося в точном или близком воспроизведении учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу; на уровне твор-ческого применения знаний и способов деятельности .
Определяя содержание деятельности учителя и ученика начальных классов, обучающегося изобразительному искусству, определим методы обучения, в основу которых положена познавательная деятельность. Базо-вую конструкцию такой деятельности составляет иллюстративная инфор-мация, направленная на осмысление и усвоение дидактических средств. Это объяснительный метод основанный на слове, наглядной информации, материале. Репродуктивный метод направлен на формирование умений, выполнение задач, овладение навыками, в основу которого заложено научное программирование. Исследовательский метод может применяться учителем при овладении учеником основной проблемы материала, поста-новке самостоятельного научного познания, развитие исследовательских свойств, основу их составляет творческое развитие деятельности ученика. Данные метод, как никакой другой, включает в себя эмоциональное вос-приятие художественной информации и обучающийся может получить знание, но при этом понимание к нему не придет. Поэтому закон художе-ственного уподобления является основным законом художественного вос-приятия.
Отдельно выделяемый педагогикой частично-поисковый метод при проведении уроков по изобразительному искусству, на наш взгляд, не яв-ляется ключевым. Он заключается в эвристическом исследовании доказа-тельств и выражается в проверке фактов с последующим выводом.
Для достижения на уроках изобразительного искусства развития у учеников 7 – 11 лет творческих навыков, способностей и умений учителю необходимо увлечь ребенка в процессе урока, создавая атмосферу реаль-ной радости при получении художественной информации. Педагогу необ-ходимо направить свою деятельность на целостность ее эмоционального освоения и познания ребенком, творческую интерпретацию, применить при этом принцип постоянства связи с жизнью. Последнее возможно, как в индивидуальной работе с учеником посредством реализации визуального, эмоционального, бытового опыта, так и в коллективной среде.
Итак, отметим, что немаловажным в достижение творческих успехов выступает принцип создания детской потребности в приобретении ими знаний и навыков в области художественной культуры и искусства. Это достигается в коллективной деятельности, групповой работе, посредством проведения деловых игр, сочетания изобразительного искусства с музыкой и литературой.
Для достижения цели эстетического воспитания учеников 7 – 11 лет как части творческого развития, изобразительное искусство должно иметь многоуровневую систему, состоящую из общеобразовательной направ-ленности учебных предметов во время проведения уроков, так и во вне-урочной деятельности. Кружки и факультативные занятия развивают про-фессиональные знания и навыки, прививают вариативность поведения. Ос-нову такой системы составляет наличие у учащегося минимума знаний и духовной культуры.
Воспитание личности, развитой культурно и эстетически, является приоритетной задачей обучения понимания искусства в обще образова-тельной школе и вне ее. Эстетическое образование школьника, в частности, начальной школы, объединяет все сферы его жизни и деятельности. При этом обще образовательная школа выполняет миссию раскрытия и приви-тия ребенку эстетических и общекультурных компонентов искусства.
В начальной школе дети углубляются в различные виды художе-ственной деятельности, продолжают расширение своих навыков, им при-вивается интерес к реальной жизни через искусство. Нам следует указать, что начальная школа выступает главным фигурантом основ эстетического образования школьника, получения им художественного образования. Впоследствии же в средней школе, как мы рассматривали в предыдущем вопросе, изучение искусства, его видов, осуществляется через синтез с временными, такими как музыка, литература, а также пластическими, к ко-торым относится телевидение, театр.
В завершении вопроса отметим, что важную роль в достижение цели развития творческих навыков и способностей у школьников начальных классов на уроках изобразительного искусства, занимает наглядность или так называемый зрительный ряд. Наглядность выступает необходимой предпосылкой результативной деятельности педагога на ИЗО, достижение которой возможно лишь при наличии следующих условий. Для начала это соответствие учебному материалу и отсутствие перегруженности ученика зрительными впечатлениями. Кроме этого необходимым критерием явля-ется не только наличие готового решения поставленной на уроке цели, но и активное использование современных видов специального технического оборудования.
1.3. Современные тенденции в методике обучения изобразительному
искусству
Современные дети, подрастающее поколение, обучаясь в школе не просто впитывают получаемую информацию, но и укореняют ее в себе по-средством социального, семейно-бытового и иного общения. К иному об-щению современных людей следует отнести социальные сети, общение де-тей посредством компьютерных игр, получения информации через сред-ства массовой связи.
Различные воззрения и появления новых художественных, творче-ских, культурных тенденций учитываются школьным курсом при ведении уроков по изобразительному искусству. Учитель базирует навыки препо-давания, выстраивает методику проведения занятий с детьми начальной школы с учетом классических познаний художественной культуры, новых отечественных и зарубежных веяний в этой сфере, применения специаль-ных технических средств, что делает ее актуальной, интересной и перспек-тивной для изучения. У детей таким образом выстраивается линия пози-тивной активности и познавательной деятельности изобразительного ис-кусства и в дальнейшем. Творческие навыки, укоренившиеся у младших школьников, проявляются на уроках и в средней школе.
Положительным воздействием можно считать только классическую методику общеобразовательного направления и содержания при проведе-нии уроков изобразительного искусства, но и рассмотрение различных модных и актуальных тенденций мирового художественного цикла, его стилей, жанров, харизматической наполненности.
Отметим, что методика преподавания учителя ИЗО в начальной школе обычно является объектом повышенного внимания у учителей и ученых методистов. Это связано со многими причинами. «Изобразитель-ное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки твор-ческой личности. Изобразительное искусство должно помочь учащимся найти ответы на волнующие сегодня вопросы: Каким должен быть совре-менный человек? Какими художественными эстетическими ценностями жи-вет современное общество? Нередко подход к эстетическому воспитанию средствами искусств носит созерцательный, а не активно-деятельный ха-рактер. Современные школьные программы в большей степени ориенти-рованы на искусство как основные средство эстетического воспитания, не учитывая воспитательные возможности традиционной культуры, орнамен-тального творчества народов РФ». Сегодня очень важно увеличения часов по ИЗО в школах. Как обучать ИЗО учащихся, чтобы добиться осознанно-го и глубокого усвоения художественного образования, и эстетического воспитания, предусмотренного программой общеобразовательных школ, лицеев, гимназий?» .
Современным художественным искусством следует признавать все-возможные художественные направления и течения, появившиеся к концу XX века. Так, в послевоенный период оно стало своеобразным видом от-влечения от человеческих тягот, трудностей жизни, некоей отдушиной, ко-торая помогла людям научиться заново мечтать, думать о возвышенном и культурном, стремиться к изобретению новых жизненных реалий.
Итак, рассмотрим отдельные виды мировых, но актуальных и для России, тенденций творческих подходов изобразительного искусства, ко-торые являются актуальными и для проведения уроков с учениками младших классов.
В искусстве XXI века появилась трехмерная графика, представленная людям в виде необычных картин в графике формата 3D. С появлением и развитием современных компьютерных технологий, программных воз-можностей у художников появились возможности их использования при творении своего искусства. Трехмерная графика по своей сути представля-ет создание изображений при моделировании объектов за счет помещения их в трехмерное пространство. Трехмерную графику, так называемый формат 3 D, используют при создании компьютерных программ, про-граммного обеспечения, игр и иных видео изображений посредством ком-пьютера.
Трехмерная графика актуальна при проведении уроков изобрази-тельного искусства, потому что образы станут насыщеннее, ярче, позитив-нее, что создаст необходимый контраст заинтересованности такими произ-ведениями у детей 7 — 11 лет.
Формат изображения в 3 D стал стилистической формой подачи ху-дожественного искусства на улицах, когда графические рисунки наносятся на фасады зданий, стены домов, тоннелей, заборных сооружений, асфаль-тного покрытия дорог. Картины получаются довольно реалистичными за счет объемных изображений. Трехмерная графика, по сути, является ви-дом уличного искусства.
Уличное художественное искусство получило свое распространение в Нью-Йорке в 70-х годах прошлого столетия. Соперничая в надписях на стенах, добиваясь большей креативности в рисунках, группы молодежных авангардистов расширяли постепенно территорию распространения. И в 1990-х годах такое творчество перенеслось за океан. Так, уличный худож-ник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити .
Родоначальником следующего вида художественного течения явля-ется Марсель Дюшан. Реди-мейд – это направление, не являющееся созда-нием чего-либо нового материального, а изменение восприятия человека в зависимости от того или иного предмета, находящегося в его окружении.
Анаформозой – отдельным видом техники создания изображений признают в связи с тем, что полностью увидеть желаемый образ можно только под определенным углом. Француз Бернард Прас представляет это течение и создает свои произведения, используя все, что попадает под ру-ку.
Одним из самых спорных в настоящее время течений, отметим, что официально не признанным, но, по нашему мнению, все же существую-щим, является рисунок, выполненный человеческими жидкостями (напри-мер, кровь, моча, иные вещества). Автор ряда произведений Герман Нич использует столь неожиданные в качестве материалов кровь и мочу жи-вотных.
Итак, отметим, что конец XX века стал важным периодом многих признанных культовых художников, пытавшихся и стремившихся открыть новые возможности и грани художественного искусства.
Так, Казимира Малевича принято считать основоположником су-прематизма, когда при передаче изображения искусство должно быть освобождено от всего внехудожественного. Это способ очищения произве-дений искусства от любых излишеств.
Поп – арт, получивший распространение в США, представляет ис-пользование символов в картинах. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и дру-гие в произведениях возводят людей в культ, а продукты потребления – в важные символы. Футуризм, открытый в 1910 году, включает особые воз-можности техники, такие как резкие штрихи, пересечения, соединения, наплывы. Его яркие представители — Маринетти, Северини, Карра и др.
Искусство XXI века многими авторами признается иронично-саркастичным, циничным, демократичным и всеядным. Постмодернисты попали в ситуацию, когда все сказано до них. И им остаётся пользоваться созданным, смешивать стили, создавать, пусть не новый, но узнаваемый арт… .
Самыми яркими направлениями художественной стилистики принято считать: 1. неореализм; 2. минимальный арт; 3. постмодерн; 4. гиперреа-лизм; 5. инсталляция; 6. энвайронмент; 7. видеоарт; 8. граффити; 9. трансавангард; 10. боди-арт; 11. стакизм; 12. неопластицизм; 13. стрит-арт; 14. мейл-арт; 15. нет-арт.
Неореализм объединил в один фронт работы абстракционизм и реа-лизм, когда работы выполнялись монументально ярко и экспрессивно. В этом стиле известны: Эрнесто Треккани, Диего Ривера. Минимальный арт представлен направлением авангардизма, когда применяются простые формы и исключаются ассоциации. Это актуальный стиль для помещений промышленных, музейных, транспортных помещений. Минималисты это-го стиля: Марсель Дюшан, Казимир Малевич. Постмодерн – это произве-дения нереалистического содержания, порождение эпохи новейших техно-логий, включающий сочетание различных образов, стилей, субкультур. Известный автор: Ванчеги Муту.
Гиперреализм выступает в качестве искусства, подражающего фото-графии. Распространен в Америке и Европе. Известные авторы: Чак Кло-уз, Дон Эдди, Ричард Эстес и др. Это искусство, максимально точно копи-рующее сюжеты современного мегаполиса. Инсталляция представляет со-бой композицию, расположенную в галерее, включающую главным обра-зом подтекст и идею. Инсталляторы: Дайн, Раушенберг, Бойс, Куннелис и Кабаков. Энвайронмент – это создание трехмерной композиции, эмитиру-ющей реальную среду за счет тех предметов, которые не пригодны не для чего, кроме их созерцания. Актуальны работы в этом жанре: Эдварда Кинхольца и Джорджа Сигела (Стокгольм, Швеция), чьи произведения имели элемент шокирующей фантазии.
Видеоарт – это произведения, созданные при помощи компьютерной техники, видео камер и пр. Известны работы Джун Пайка, Билла Виолы, которые сделали это направление искусства в виде поля деятельности для экспериментов. Они положили начало «видеоскульптурам», «видеоин-сталляциям» и «видеооперам». Граффити представлено рисунками на зда-ниях улиц, сочетающие элементы городской и этнической субкультуры. Здесь известны имена: Кейт Херинг, Жан-Мишель Баския, Джон Матом, Кенни Шарф. Трансавангард – это направление постмодерной живописи, включающей сочетание живописи и экспрессивности. Трансавангардисты: Александр Ройтбурд, Бонито Олива, Сандро Киа, Энцо Кукки, Миммо Паладино, Николо де Мариа.
Боди-арт является направлением акционизма, где холстом выступает тело человека. Особенностью таких творений признается то, что выполня-ются они перед зрителями или камерой, впоследствии транслируются в га-лерее. Этот вид творчества извстен современным детям, когда они еще бы-ли дошколятами и активно подставляли свои лица, руки, шеи для нанесе-ния рисунков.
Стакизм представляет видом британского арт-объединения фигура-тивной живописи, который выступает против концептуалистов. Известны лондонские работы Чарли Томсона, Билли Чайлдиша, Трейси Эмин.
Неопластицизм выступает видом абстрактного искусства, созданного путем нанесения пересеченных перпендикулярных линий 3-х цветов. Поль-зуется популярностью у дизайнеров и промышленных графиков. Напри-мер, работы в Муниципальном Музее Гааги Пита Мондриана и Тео Ван-ной Дусбурга. Стрит-арт, упоминаемый ранее, представляет искусство, для которого город — это выставка, холст. Цель стрит-артиста: моменталь-но вовлечь прохожего в диалог при помощи своей инсталляции, скульпту-ры, постера либо трафарета. В Европе сейчас популярны «шуфити» — ин-сталляции из ботинок, развешенных на проводах или деревьях. Мейл-арт – такое движение, которое использует электронную и обычную почту для распространения арта. По сути это передвижение по почте посредством пересылки определенного художественного произведения. Коллажем изве-стен американский художник Рэй Джонсон.
Нет-арт стиль представлен существующими исключительно в сети «Интернет» определенными проектами. Авторы проектов работают с про-фессиональными программами, которые отличаются драйвом и скоро-стью, незамысловатостью и прямолинейностью.
В современном интернет пространстве можно встретить такой стиль как лавизм, представляющий современное художественное искусство, ко-гда изображение пейзажей на полотнах осуществляется неординарно с применением абстракции и мощных, четко промазанных, мазков.
Для того, чтобы ученики младших классов заинтересовались идеями мировых тенденций в изобразительном искусстве необходимы творческие подходы при проведении уроков. Творческие подходы могут выражаться в применяемых учителем методах. Например, при абстрагировании ребе-нок способен стилизировать природные формы. В этом случае актуально предложить ребенку выполнить беспредметные композиции при помощи точек, линий либо поэкспериментировать с цветом. Такой подход будора-жит сознание и проявляется в хаотичных формах живописи.
Творческие воззрения при реализме также считаем актуальными при работе с детьми младшей школы, так как при таком творчестве макси-мально отражаются действительность и достоверность. Такое искусство признано объективным для художественного творчества. Реалистичное ис-кусство в XX веке имеет явные национальные признаки. Такое художе-ственное отражение действительности прослеживается в работах М. Б. Грекова, А.А. Пластова, А. М. Герасимова, Т. Н. Яблонской и др.).
На фоне мировых тенденций, российские творческие подходы прове-дения уроков изобразительного искусства учитывают следующие перио-ды. Термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. Тогда и воз-никли подобные тенденции, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессио-низм, абстракционизм. В период 60-70-х годов появляются новые разно-видности абстракционизма — различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Произведения авангардных направлений порой теряют свое визуаль-ное происхождение и приравниваются к объектам окружающей действи-тельности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства .
Итак, современная авторская живопись и графика в своем нынешнем виде, как вид современного искусства, сформировалась в 60 — 70-ее гг. прошлого столетия, когда, как альтернатива модернизму, французскими философами был введен термин «постмодернизм». К этому стилю при-мкнули многие европейские художники . На фоне развивающихся миро-вых воззрений художественного творчества в эти годы в области художе-ственной культуры в России возникла необходимость создания концепции, которая в полном объеме нацелена на формирование художественной культуры учащихся 1 – 9-х классов как неотъемлемой части культуры ду-ховной. Такая концепция была разработана народным художником РСФСР Б.М. Неменским в начале 70-х годов, в рамках которой была реа-лизована программа «Изобразительное искусство и художественный труд» . Ее главной идеей было формирование художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Концепция, вошедшая в про-грамму, включала в себя опыт предшествующих концептуальных положе-ний, в том числе теории художественного обучения учеников. Теоретиче-ское наследие составили труды П.П. Блонского, А.В. Бакушинского, С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского и др. особенностью таковой стало выдви-жение личности ребенка на первый план при формировании его художе-ственной культуры. Основные задачи были определены следующие: фор-мирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости в жизни, искусстве, привитие художественно-творческой активности, овладение языком изобразительного искусства, формирование художественных зна-ний, умений и навыков. Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например, I класс — Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя; II класс -Ты и искусство; III класс — Искусство вокруг нас; IV класс — Каждый народ — ху-дожник и т. д. Общение с искусством через постижение специфики его язы-ка происходит в различных видах художественной деятельности — изобра-зительной, декоративной, конструктивной .
В настоящее время, если учитывать тенденции прошедшего 2020 го-да, следует констатировать, что и впоследствии сохранится мода на аб-страктную живопись. Это обусловлено тенденциями современных стилей и различных интерьеров, окружающих людей. Актуальны многокомпонент-ные объекты, которые сочетают в себе множество параллельных и пересе-кающихся линий, иных символов с яркими цветовыми контрастами. Дан-ные образы обусловлены позицией освобождения чувствительности чело-века от шаблонов восприятия. Соответственно и уроки с детьми начальных классов по изобразительному искусству должны следовать актуальным тенденциям современного общества в области культуры, живописи, нацио-нальных традиций, потому что подрастающее поколение выступает неотъ-емлемой частью будущего России.
Выводы по первой главе
Развитие творческих навыков и способностей на уроках изобрази-тельного искусства у школьников младшего возраста осуществляется за счет культуросозидающего значения этого предмета. Творческие воззре-ния распространяются на многие личные качества подрастающего поколе-ния, такие как гражданственность, ответственность, патриотизм, уважение истории и отечественных традиций, а вместе с тем и общечеловеческой культуры. Россия выступает частью целостного мира, которые постепенно познает ребенок. Связь искусства и жизни каждого человека и жизни об-щества является приоритетной задачей при проведении уроков изобрази-тельного искусства.
Особенностью избразительного искусства как учебного предмета с учениками 7 – 11 лет является сочетание и развития ребенка как одного из участников процесса обучения в школе, получения новых знаний, станов-ления его личности, но и возможности развития и проявления у него инди-видуальных качеств посредством художественных достижений и пристра-стий, а также иных эстетических познаний. Проведение уроков изобрази-тельного искусства позволяет педагогу формировать определенные навы-ки, умения, способности учащихся. Все это формирование происходит по-следовательно при правильно выстроенной методике проведения занятий с учетом возрастных особенностей детей.
Изобразительное искусство как самостоятельный учебный предмет в достижение цели развития творческих навыков учащихся представляет со-бой сотворческую взаимосвязь учителя и обучающихся. Такое взаимодей-ствие в процессе совместной творческой деятельности направляет конкрет-ную личность, которой является школьник младших классов, на импрови-зированный поиск важных и значимых смыслов за счет приобретения но-вых навыков и ознакомления с традициями художественной культуры.
Современное время требует от учителя ИЗО и современных актуаль-ных методик преподавания, чтобы учебный процесс также шел в ногу с социальным развитием и мироощущением обучающихся. Им должны применяться новые методики, основанные не только на классических осно-вах обучения изобразительному искусству ребенка, но и актуальные в XXI веке игровые формы, интерактивные материалы, компьютерные возмож-ности, виртуальные программы.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф