Страницы 1 2
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2.1. Методика развития творческих навыков младших школьников на основе применения интерактивных средств обучения
Для рассмотрения вопроса об эффективном и продуктивном обуче-нии учащихся начальных классов, как и школьников средней школы, изобразительному искусству необходимо определить те интерактивные формы и виды средств обучения, которые на современном этапе образова-тельного процесса являются наиболее актуальными. Их актуальность определяется как собственно целью проведения уроков ИЗО – развитие у обучающихся творческих, морально-нравственных, духовно-эстетических навыков, так и реальными возможностями образовательных учреждений, и их материально-технической базой. Также следует учитывать и разви-тость нынешнего общества всеобщей информатизации и компьютерной коммуникации.
Отсюда следует необходимость обязательно учитывать интересы, увлечения, потребности обучающихся, их социально-бытовой опыт обще-ния в группе, стремление развить коммуникативные способности. Как ра-нее нами отмечалось, современные дети, пришедшие в первый класс уже владеют минимальными навыками обращения с техникой. Это сотовые те-лефоны разных моделей, ноутбуки и планшеты. Дети легко обучаются компьютерно-техническим навыкам, причем зачастую они более постижи-мы и доступны, чем обучение счету и рукописное изложение информации на бумаге.
Соответственно применение на школьных уроках интерактивных ме-тодик продиктовано собственно временем, социальными пристрастиями общества в целом и его непосредственными представителями – подраста-ющим поколением. Интерактивные средства актуальны при проведении многих учебных дисциплин, как для малышей начальных классов, так и для более старших учеников. Для изобразительного искусства, которое сопровождает ребенка в стенах школы с первого по восьмой класс вклю-чительно, интерактивно-программный компонент просто необходим. И особенностью его применения в процессе проведения уроков с детьми начальной школы выступает придание такой деятельности игровой фор-мы.
Игровая форма проведения учебных занятий по ИЗО имеет познава-тельно-творческую направленность. Позволяет выработать и развить в школьнике творческую и активную личность.
Итак, отметим, что методика проведения уроков изобразительного искусства опирается на такие научные знания в системе учебных дисци-плин, как философия, педагогика, теория и практика изобразительного ис-кусства. С позиций педагогического подхода в рассматриваемой дисци-плине реализуются три метода. В первую очередь им выступает пассивный метод, где ученик обучается азам, усваивает их и пробует воспроизвести полученный от учителя материал. Второй метод – активный, при котором обучающиеся выполняют художественно-творческие задания при обрат-ной связи и взаимодействии «учитель – ученик — учитель». Третьим мето-дом выступает интерактивный, когда происходит взаимодействие всех, за-действованных в образовательном процессе лиц, то есть и педагога, и обу-чающихся детей.
Указанные методы максимально соответствуют личностно – ориен-тированной цели, когда педагог и коллективно сотрудничающие обучаю-щиеся участвуют в учебном процессе. Учитель при этом выполняет груп-повую коммуникацию, создавая условия для инициативы учеников. Соот-ветственно определим, что методы обучения изобразительному искусству это способы действий учителя и ученика, направленные на достижение це-лей обучения данному учебному предмету.
Можно отметить, что методы реализуются в образовательной прак-тике в разных формах:
— действиях;
— приёмах;
— организационных формах;
К примеру, диалог способен быть эвристическим и осуществлять ча-стично-поисковый метод, а также может нести репродуктивный характер и способен быть нацелен на закрепление и запоминание. В учебной практике методы обучения, так же как и приёмы, выполняются разными способоми обучения . К средствам обучения изобразительному искусству относят та-кие виды деятельности как учебная, игровая и трудовая, поскольку это от-носится к предметам произведений материальной и духовной культуры. То, каким образом учитель выстраивает содержание учебного процесса, структура которого зависит от выбранного метода. От метода, в том числе зависят и применяемые средства, включая интерактивные возможности и иные технические ресурсы. Интерактивные средства, применяемые при проведении уроков изобразительного искусства, включают в себя источ-ник получения знаний, характер и содержание познавательной деятельно-сти.
В современных реалиях образовательного процесса применяются та-кие виды инновационных технологий, как дифференцированное обучение, метод проектов, технологии мультимедиа, обучение в сотрудничестве, мо-дульное обучение, портфолио обучающегося и др. Важной особенностью уроков изобразительного искусства является совмещение, теоретико-практическое сочетание азов творчества и демонстрации материала. Это могут быть презентации на уроках, слайды, видеоролики, музыка, филь-мы, интерактивные доски. Так уроки ИЗО ориентированы на зрительный ряд, когда учитель облегчает подготовку к учебному процессу (уроку) пу-тем использования возможностей мультимедийного оборудования. В этом случае демонстрируется наглядность материала и самого процесса обуче-ния.
При использовании инновационных технологий у детей появляется возможность стать художником, живописцем, архитектором, дизайнером. И, главное, что для всего этого не требуются материалы, которые в реаль-ной жизни недоступны, невозможны или затруднены к применению. Во всех этих комбинациях учебного процесса техника в виде проектора, ком-пьютера, интерактивной доски, не заменяет учителя, а дополняет его рабо-ту.
Цель педагога изобразительного искусства через игру на уроке, по-средством применения технологий мультимедиа, со временем привлечь ученика в значительную творческую деятельность, когда можно раскрыть личность ребенка.
На уроках изобразительного искусства в настоящее время педагоги реализуют применение следующих форм посредством компьютера. Это источник получения информации и поддержка идейности учителя, органи-зация проектной работы ученика и использование такого инструмента ху-дожественной деятельности как графические программы.
С учетом изложенного, современных достижений в преподавании изобразительного искусства и потребностей, вызванных временем, возни-кает необходимость в новых подходах к проведению занятий. Использова-ние инновационных технологий, визуально-пространственных программ позволит поддержать национальную культуру, восполнить народные тра-диции, сохранить музыку как регионально важный компонент.
Современные дети с большим интересом вовлекаются в сферу муль-тимедиа-технологий. У них активнее и эффективнее начинает развиваться самостоятельная исследовательская работа, активизируется творческая де-ятельность, появляется мотивация к поиску материала, открытию нового. С учетом типа проводимого урока учитель может использовать как филь-мы-презентации и слайд-фильмы, так и тестовые задания. Так, фильм – презентация может применяться во время лекций, бесед про искусство, вернисаж, живопись, сопровождается задаванием вопросов, пояснениями, коллективным обсуждением произведений и достояний искусства.
Слайд – фильм максимально жизнеспособен из всех интерактивных форм проведения уроков изобразительного искусства, потому что его можно применять на всех уроках и включать на любом этапе его проведе-ния. Его особенностью выступает то, что он максимально активизирует внимание учеников и дети сразу же включаются в работу с первого слайда. Например, для поэтапного рисования слайд – фильм подходит универ-сально. Для выполнения домашней работы ученик может использовать персональный компьютер, проявляя тем самым высокий уровень творче-ской самостоятельности.
Графический редактор «Paint», чаще всего встречается и использует-ся на уроках информатики при изучении тем по компьютерной графике. В результате чего дает возможность ученикам реализовывать свои творче-ские способности в новом варианте художества. Компьютер выступает как основное средство получателя информации и как мощный инструмент ху-дожественной деятельности.
Однозначны и очевидны преимущественные характеристики приме-нения компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства. Так, ознакомление с материалом по любой теме может сопровождаться демонстрацией видео, фото, репродукций, коллажей. На уроках можно в формате онлайн посетить музеи и выставки мира, галереи, погрузиться в атмосферу художественных экспонатов, в пространство и время. Иннова-ционные технологии активизируют и учебный процесс, и самостоятельную работу обучающихся.
В рамках данного вопроса также следует изложить самостоятельные виды направлений личностно-ориентированных технологий. Гуманно-личностным технологиям свойственно гуманистическое содержание и пси-хотерапевтическая направленность на поддержание личности и оказание ей помощи. Технологии сотрудничества реализуют партнерство, равенство и демократизм отношениях педагога и ребенка на уроках ИЗО. Далее тех-нологии свободного воспитания, которые делают акцент по предоставле-нию ребенку самостоятельности и свободы выбора. Эзотерические техно-логии опираются на учение о подсознательном (эзотерическом) знании.
Подрастающему поколению в современных условиях развития наше-го общества необходима эмоциональная поддержка, когда при этом необ-ходимо помочь ребенку научиться самостоятельно решать некоторые про-блемы и уметь ориентироваться в собственных чувствах и переживаниях. Урокам изобразительного искусства отводятся для этого колоссальные возможности, которые в процессе проведения урока пытается реализовать учитель.
В целях развития творческих навыков младших школьников, нами была разработана методика ее развития на основе применения интерак-тивных средств обучения.
Данная методика содействует развитию у учащихся мыслительных, творческих навыков, укрепление в личности школьников младших классов способности саморазвития, быстрому закреплению нового материала.
Главными задачами методики являются:
‒ формирование художественно-творческой активности школьника, развитие художественного вкуса;
‒ представить наглядно теоретический материал;
‒ развитие визуального мышления;
‒ развитие познавательных способностей обучающихся;
‒ освоение различных методов работы с данными: поиск, исследова-ние, понимание, хранение, предоставление, использование их в учеб-ной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии для методики были использованы в соответствии с предложенным на базе школы МБОУ Заха-ровская СОШ, а именно:
‒ интерактивная доска с мультимедийным проектором;
‒ информационные сети;
‒ специализированные планшеты;
‒ программы для практической деятельности.
Метод проведения уроков: интегрированный (объединенный) урок,
в нем совмещаются разнообразные занятия, такие как изучения нового ма-териала, закрепление пройдённого материала, урок с применение своих знания и умения. Методика внедрялась на базе 3 «Б» класса МБОУ Заха-ровская СОШ.
Во время реализации эксперимента в соответствии с разработанной методикой было проведено 4 урока с 26 января по 5 февраля 2021 года (2 раза в неделю – вторник, пятница) для изучения тем «Рыбки» и «Морское дно», «Елка зимой в лесу» и «Русская зима».
В таблице 1 представлено планирование уроков по предмету «Изоб-разительное искусство», которые были проведены с применением интерак-тивной доски и планшетов.
Планирование уроков по предмету «Изобразительное искусство»
Урок № п/п | Тема урока | Количество часов (мин) | Тип урока | Структура урока | Форма контроля | Ожидаемые результаты |
1 | «Рыбки» | 45 | Изучение нового материала | 1.Организационный момент. 2. Объяснение и изучение темы «Рыбки» с помощью демонстрации на интерактивной доске.
| Фронтальный опрос | Обучающиеся должны понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы и т.д.; различать основные и составные цвета. |
2 | «Морское дно» | 45 | Повторение пройденного материала и изучение нового материала | 1.Организационный момент. 2. Просмотр презентации и использованием интерактивной доски. 3. Практическая работа с использованием интерактивной доски. 3. Домашнее задание по пройденным темам в виде подготовки рисунка
| Комбинированная форма | Обучающиеся должны иметь общее представление о формах, цветах, размеров фигур. |
3 | «Елка в лесу» | 45 | Изучение нового материала | 1.Организационный момент. 2. Просмотр зимних пейзажей и видео уроков с использованием интер-активной доски.
| Групповая форма | Обучающиеся должны узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов. |
4 | «Русская зима» | 45 | Повторение ранее изученного материала, закрепление материала | 1.Организационный момент. 2. Выполнение заданий с использованием планшетов | Индивидуальный контроль | Обучающиеся должны применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
|
Классификация педагогических технологий имеет личностно-смысловую и эмоционально-психологическую основу. Так, личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоци-онально-психологических установок посредством ярких образов. Напри-мер, за счет демонстрации фотографий, инсталяции произведений художе-ственного творчества и искусства. Соответственно учебный процесс оказы-вается личностно ориентированным. Технология же включает создание эмоционально-психологического фона, на котором базируется проведение урока. Актуальным в таком случае выступает метод погружения. В этот момент характерны интеллектуальные и нравственные эмоции обучающе-гося.
Следует отметить, что современные виды интерактивных средств обучения изобразительному искусству опираются исключительно на ситу-ативно – игровую основу. Этот процесс немаловажен, так как имеет при-кладное значение, отражающее, что происходит имитация реальной дей-ствительности и совмещение учебного процесса с реальной жизнедеятель-ностью учащихся.
2.2. Реализация педагогического эксперимента по апробации методи-ческих подходов к применению интерактивных средств обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
На наш взгляд обучение изобразительному искусству в начальной школе обязано основываться на культурологическом подходе. Это опре-делено федеральным государственным стандартом основного общего об-разования Российской Федерации. Задача учителя — все эти теоретические положения обратить в современные уроки русского языка, истории, изоб-разительного искусства, математики. Урок ИЗО никогда не существовал без деятельностного и личностного подхода.
Для определения интерактивных средств обучения на уроках ИЗО, составляющих основу развития творческих навыков у учеников начальной школы, необходимо определить какими средствами можно увеличить ду-ховную необходимость в знаниях у детей, желание осваивать и улучшать их. В настоящее время следует отступать от общепринятых норм, необхо-димо находить свои методы и приёмы.
Индивидуализированной форме работы с учениками мы отдаем предпочтение на уроках изобразительного искусства. Пожалуй, одна из труднейших задач на сегодняшний день — это пробудить в каждом ребёнке желание, искать, экспериментировать и познавать.
Инновационная деятельность дает возможность внести изменения в учебную деятельность, способствует повышению у учеников интеллекту-альной активности, а, следовательно, из этого вытекает и эффективность урока. При подготовке к проведению уроков, предусматривается, что в значительной степени их результативность станет обеспечиваться при условиях, в случае если учитель хорошо обладает технологией их прове-дения, если учитель искусно совмещает традиционные и нетрадиционные формы обучения. Установлению метапредметных связей придается особое значение, учитываются при этом возрастные особенности учащихся – 7 – 11 лет, уровень их подготовленности и постоянно поддерживается интерес к выявлению этих связей.
Использование информационных технологий при преподавании изобразительному искусству является усиление наглядности, что позволяет ученикам вовлечься в активную работу, легче усвоить новый материал.
С применением мультимедийных презентаций на уроках ИЗО проис-ходит заинтересовать учеников, удержания внимания. Показ фильмов со-провождается лекцией или комментарием учителя, что также предполага-ется
активное общение учителя и учеников., возможность задавать сопровож-дающие вопросы и давать пояснения.
Игры-тренажеры активизируют у ребенка особый интерес к позна-нию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктив-но- изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Например тренажер «Жанры живописи» по изобразительному искусству для 3 — 4 класса создан для закрепления и проверки знаний по жанрам живописи. Для создания тренажера использован технологический прием «Анимиро-ванная сорбонка».
Так как у изобразительного искусства высокие возможности инте-грации, требуется основательно выбирать информацию из иных учебных предметов, а это не быстрое, но очень полезное в плане самообразования. На таких уроках можно достичь различных целей методического, педаго-гического и психологического характера. Общее качество подготовки учащихся отдельно взятой школы зависит от качества урока как единицы учебного процесса.
Мы согласимся с мнением учителя избразительного искусства г. По-ворино Воронежской области Ю.Н. Кирсаненко, что современный учитель направляет свою деятельность на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся . Урок неотъемлемо дополняется другими добавочными формами организации учебного процесса: экскур-сии, дополнительные занятия, консультации, и вспомогательное обучение, направленное на удовлетворение интересов и потребностей учеников в со-ответствии с их склонностями. К ним относятся занятия дополнительного образования.
То как технически оснащена школа, является одним из главных условий организации, на сегодняшний день, урока ИЗО. Интерактивные доски позволяют расширять возможности урока, что делает его более эф-фективным, грамотным, нестандартным и современным. Применение элек-тронных учебников, мультимедиа-библиотеки, презентаций позволяют сделать урок более мобильным. Такие уроки, где необходимо на доске чертить большое количество таблиц и схем, требуют большого затрата времени. Такая задача легко решается с помощью компьютера и интерак-тивной доски.
На уроках изобразительного искусства активно применяются интер-активные доски, имеющие огромный спектр функциональных возможно-стей для выполнения работ. В рамках недавно стартовавшего проекта МЭШ более актуальными следует признавать интерактивные панели с диа-гональю экрана более двух метров. Они являются полноценными компью-терами (большими планшетами) с операционной системой Microsoft Windows, имеющими доступ к Интернет. Управление панелью осуществля-ется при помощи встроенных кнопок или дистанционного пульта, панель реагирует на десять одновременных касаний поверхности экрана. Конечно такой вид ТСО безусловно удобен и полезен, а главное способен макси-мально концентрировать внимание ребенка, обучающегося изобразитель-ному искусству в возрасте 7 – 11 лет.
Работа в режиме «Доска» учитель и ученик могут взаимодействовать с графическим контентом на интерактивной панели, а также рисовать и за-писывать при помощи жестов или ручки (стилуса). Интерактивные панели позволяют выходить в Интернет. По мнению Е.П. Белинской ее труде «Психология интернет-коммуникации» интернет выступает платформой и пространством социальной практики человека, его возможности реализу-ют функции средств массовой информации .
Уроки с презентациями позволяют конкретизировать большой мате-риал, излагать свои мысли кратко и лаконично, систематизировать ин-формацию. В рамках просмотра презентации, у учащихся младших клас-сов проявляется познавательный интерес и задействованы все виды памя-ти, что является способностью легкого усвоения материала. Сеть интернета позволяет путешествовать по музеям мира, посещать онлайн-экскурсии. Для реализации творческих мыслей и идей от задуманного до реального может служить наличие 3d принтера в образовательном учреждении. Наличие на урок ИЗО элементов научности — одна из свойств современно-го урока.
Для реализации поставленной цели на уроке учителю необходимо провести огромную подготовительную работу, от поиска идеи, содержа-ния урока, форм, методов, приемов до получения результатов поставлен-ной цели. На уроке решается много разнообразных задач, но на одном уроке все вышеперечисленные требования вряд ли смогут быть реализо-ваны. Они выполняются в системе нескольких уроков.
На уроках ИЗО в начальной школе возможно использование раз-личных интерактивных методов обучения, таких как:
— метод проектов;
— исследовательский метод;
— дискуссии;
— тренажеры, игры;
— коллективно-творческие дела;
— информационно-компьютерные технологии;
— здоровьесберегающие технологии и др.
Применение интерактивных средствах обучения и информационных технологий на уроках ИЗО способствуют формированию познавательной и творческой активности, учебной мотивации, разнообразного художе-ственнго мышления учащихся, научиться самостоятельному поиску нуж-ной информации.
В целях повышения эффективности образовательного и воспитатель-ного процесса служит формирование способности и готовности учеников реализовывать универсальные учебные действия .
Во время прохождения курса обучения ученики знакомятся с произ-ведениями архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство раз-ных стран и эпох .
Изложенные выше положения, отраженные на протяжении всей нашей работы, бесспорно свидетельствуют о развитии творческих навыков у учеников начальной школы на уроках изобразительного искусства при использовании интерактивных средств обучения. Наше утверждение осно-вано не только на наблюдении за развитием таких способностей у млад-ших школьников, но и на эмперической базе исследования. Ее составили, во-первых, результаты проведенного творческо-практического экспери-мента с детьми и, во-вторых, результаты анкетирования родителей и иных их законных представителей.
Цель педагогического эксперимента и опроса заключалась в провер-ке необходимости предлагаемой методики обучения для учеников началь-ной школы с использованием интерактивных форм обучения для форми-рования творческих навыков у младших школьников.
Итак, подробнее о педагогическом эксперименте на уроках ИЗО. Эксперимент проведен с обучающимися параллели 3-х классов общеобра-зовательной школы по месту прохождения практики — МБОУ Захаровская СОШ (Московская область, Одинцовский район, Летний отдых). Для наглядности были взяты два класса: по 27 (3 А) и 25 (3 Б) человек (далее 1 и 2 группы).
1 группа (контрольная) обучалась по стандартной программе, где основой выступала доска и раздаточный материал, в свою очередь, как вторая (экспериментальная) группа – работала по разработанной методи-ке, то есть с использованием интерактивной доски и планшетов. Чтобы по-нять работает ли методика – в начале обучения и в конце, мы решили определить уровень успеваемости учеников этой параллели.
Так, в период с 26 января по 5 февраля 2021 года в 3 «А» классе учитель ИЗО применял наглядную технику путем нанесения пошаговых рисунков на школьной доске модели серии «Optima» темно- зеленого цве-та. При проведении уроков изобразительного искусства с учениками экс-периментального 3 класса «Б» активно использовались: демонстрация пре-зентационного материала и многофункциональная интерактивная доска модели «Classic Solution CS-IR-89T». С учениками другого параллельного класса интерактивные средства обучения в этот период не использовались. Целью проведения этого эксперимента выступили наглядные оценочные показатели учащихся А и Б классов школы как фактор эффективности и результативности применения интерактивных форм проведения ИЗО в до-стижение цели развития творческих и иных навыков, общекультурных ин-тересов детей, а также влияние их на общую успеваемость по данной учеб-ной дисциплине. В период проведения эксперимента в каждом учебном классе было проведено 4 учебных занятия.
При подготовке к экспериментальным видам занятий мы исходили из следующих правил формулировки заданий:
• задания должны соответствовать целям исследования;
• формулировка задания должна быть понятна для всех обучае-мых;
• суть задания должна быть сформулирована четко и полно;
• стремление к тому, чтобы испытания стимулировали учеников к активной творческой деятельности;
• соблюдение баланса возможных положительных и отрицатель-ных эмоций.
На проведение указанной методики с учениками 3 Б класса на уроках изобразительного искусства отведено 8 учебных занятий. Они ориентиро-ваны на развитие у детей творческо-познавательного интереса посред-ством использования интерактивной доски и планшетов. На примере темы «Рыбки» и «Морское дно» композиция рисунка включала изображение различных видов рыб и морского пространства. Фоном этих тем выступа-ет цветная поверхность. На теме «Рыбки» выбирается нужная картинка рыбки или краба из коллекции картинок доски. На доске размещены кон-туры различных видов морских рыбок, коньков, медуз и пр. Допускается изменение размера картинки, ее поворот или перенос на другой участок интерактивной доски. Композиция на доске дополняется рисунками обита-телей моря, выполненных самими учениками с помощью инструмента «Маркер». Если случайно была сделана ошибка, то простым прикоснове-нием маркера «Ластик» стирается неправильная часть и выполняется зано-во. По теме «Морское дно» используется следующее оборудование: для учителя — презентация в программе «Classic Solution CS-IR-89T», проек-тор, интерактивная доска «Classic Solution CS-IR-89T», магнитофон с за-писью музыки. Для учеников — восковые мелки, альбом. Посмотрите, как разнообразны рыбки, обитающие в море, как они отличаются друг от друга, какие формы, размеры и цвет характерны для разных морских оби-тателей. Например, императорская рыбаангел имеет форму треугольника, рыбаеж форму круга, а рыбазебра и морской конек форму овала, мавританский идол форму треугольника. Ребята определяют форму и по-казывают её на экране, рисуя прямо по слайду специальным карандашом, выбрав инструмент «Волшебное перо» в панели инструментов «Classic Solution CS-IR-89T» и установив нужную толщину линии. На основе за-данного овала и треугольника ребята на слайде делают варианты рисун-ков рыб. Подходят к доске по очереди 23 человека, дорисовывают плав-ники, жабры, глаза, чешую, стараясь не повторять ранее выполненные ва-рианты.
Пример указанного занятия можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1. Фрагмент программного обеспечения, представленного на
интерактивной доске
То, что ребята рисуют, обязательно проговаривают. Композиция «Морское дно» включает расположение элементов рисунка на листе. На слайде показан рисунок художника на данную тему. а) определим границу воды и дна б) выберем, каких рыб и морских обитателей нарисуем в) вы-полним композицию рисунка с передачей подводного пространства. Предлагалось детям разместить рисунки рыбки и рака на слайде. Ученик передвигает изображения на нужное место: рыбку на область воды, рака на область дна. Если недостаточно изображений на рисунке, детям пред-лагается увеличить количество рыбок, путём клонирования изображений, используя команды из меню объекта. Ученик клонирует пару рыбок и пе-редвигает их на область воды. Определив, что рыбки плавают не в одну сторону, что одни из них помещаются на передний и более дальний план, детям показано пространство большого водного мира. На переднем плане предметы изображаются крупно и четко, а на дальнем — меньше. Ученик, выполняет увеличение и уменьшение нескольких рыбок и размещает их на рисунке в перспективе. г) заканчивается композиция дополнительными де-талями. Ребята выходят к доске и рисуют с помощью инструмента «Перо» песок, водоросли (впереди крупнее сзади меньше), морских звезд и рако-вины, при необходимости дорисовывают ещё несколько рыб. При неудач-ной попытке ученики пользуются ластиком из панели инструментов и сти-рают погрешности. Учитель обращает внимание детей, что рисунок не стоит перегружать элементами.
После того как ученики выполнили задание, мы предлагаем сыграть в игру «Найди аквариум для рыбки».
На интерактивной доске представлен общий большой «аквариум», в котором находятся 20 рыбок красного, жёлтого и синего цветов. Для каж-дой из этих рыбок нужно найти «свой аквариум».
При этом необходимо с помощью электронного пера разместить рыбку в определённой последовательности, например, от красного до бе-лого цвета в порядке его расположения. В этом обучающимся помогает и форма рыбок: красные рыбки и их оттенки – одной формы, жёлтые рыбки и их оттенки – другой формы, синие рыбки и их оттенки – третьей формы.
Ученики делятся на команды и соревнуются между ними. Какая ко-манда справится за более короткое время, та и победила.
С учениками 1 группы (3 А класс) учитель выполняет методику про-ведения занятия за счет наглядной техники путем нанесения пошаговых рисунков на школьной доске (модели серии «Optima»), дети выполняют работу на обычном бумажном формате бумажного носителя альбомного листа.
По темам «Елка зимой в лесу» и «Русская зима» нами был выбран в качестве педагогического эксперимента рисунок по теме. Занятия включа-ли просмотр зимних пейзажей (картины, фото) и видео уроков по зимней теме. На экране демонстируется все богатство и красота этих пейзажей. На теме «Елка зимой в лесу» просмотр видео материала ориентирован на ель, как основной объект пейзажа, с тяжёлыми белыми шапками снега на вет-вях, вокруг которой глубокие сугробы. На доске детям предложено нари-совать заснеженную ёлку, в воздухе вокруг которой кружатся снежинки. Хлопья снега (снежинки) расположены так: на переднем плане изображены крупно и четко, а на дальнем — меньше. На уроках о русской зиме вначале необходимо наметить линию горизонта, расписать небо. Применить необ-ходимый цвет для этого. Далее изобразить по предложенным учителем наброскам, графически нанесенных на интерактивную панель, елочку, другие деревья, домик, тропинку. Потом последовательно, как на преды-дущих занятиях, изобразить маркером «Ластиком» снежинки, выбрав ин-струмент «Волшебное перо» в панели инструментов «Classic Solution CS-IR-89T», установив нужную толщину линии нанесения (рисунок 2).
Рис. 2. Фрагмент задания по теме: «Елка зимой в лесу»
На этих уроках ученикам предложено на доске «Classic Solution CS-IR-89T» нарисовать рисунок. При использовании интерактивных средств по теме актуально предложено детям поиграть с пазлами на интерактивной доске. Пазлы выступают удобным приёмом изображения деталей рисунка и заменяют, тем самым, выполнение фрагментов пейзажа на отдельных ли-стах.
Увязанное занятие представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Фото проведения занятия на уроке ИЗО с учениками 3 (Б) класса «Игра с пазлами».
С учениками 1 группы учебное занятие проводилось в виде выпол-нения ели и зимнего пейзажа в графике белой гуашью на бумажном аль-бомном носителе. Учениками использовались листы голубой бумаги, гу-ашь, кисти, стаканчик с водой, салфетка.
На учебных занятиях с использованием экспериментальных методик (ИСО, планшетов) дети чувствует себя более уверенно, так как посред-ством интерактивной доски они не боятся сделать ошибку при выполнении рисунка. Вместо «скучного» мела на доске можно рисовать цветными мар-керами.
После прохождения такого этапа как проведение уроков, происходит завершающий (контрольный) этап. При этом темы в обеих группах были пройдены одинаковые и теоретический материал дан обеим группам в полном объеме. Контрольный этап выразился в анализе оценочных пока-зателей за период проведения эксперимента. После изучения результатов очевидно, что увеличилось число обучающихся со высоким уровнем раз-вития визуального мышления во второй группе (классе), который прохо-дил обучение в рамках педагогического эксперимента.
Итогами экспериментов стал анализ оценок детей на уроках изобра-зительного искусства в период проведения педагогического эксперимента. Так, дети 3 «А» класса имели 36 % оценок «отлично», а ученики 3 «Б» класса – 61 % таких оценок. Оценки «хорошо» получили в 3 «А» классе – 64 % обучающихся, а в 3 «Б» – 39 %. Соответственно следует указать бо-лее высокую успеваемость учеников на уроках ИЗО в классе, где применя-лись интерактивные формы занятий, что способствовало большему инте-ресу, инициативности и активности детей 9 -10 лет. Данные итоги подтвер-дили цели проведенного педагогического эксперимента (приведено на ри-сунке 4).
Рис. 4. Анализ оценок классов 3 «А» и 3 «Б»
Вторым компонентом нашего исследования выступило анкетирова-ние родителей и других лиц, представляющих интересы обучающихся в начальной школе по месту прохождения практики. На родительских со-браниях, проведенных в сентябре 2020 года, где общая численность роди-телей детей начальной школы составила 86 человек, из которых в анкети-ровании приняли участие 62 человека. Из них 71% за применение интер-активных форм проведения уроков изобразительного искусства, 21 % — против, 8 % не ответили точно (пояснив, что не могут определиться из-за неопределенности навыков ребенка). При этом последние данные при-шлись на представителей детей 1-х классов. Цель опроса – выяснить мне-ние родителей об актуальности применения интерактивных средств обуче-ния на уроках ИЗО. Соответственно результатом анкетирования является однозначный вывод о необходимости применения педагогом ИЗО различ-ных наглядных интерактивных форм как цели развития творческих и мо-рально-нравственных, эстетических навыков и способностей у детей 7 – 11 лет при обучении в общеобразовательной школе.
Использование интерактивных средств обучения на уроках ИЗО, дают возможность преподать материал в доступной, интересной, красоч-ной и образной форме, помогают повысить уровень мотивации учебной и творческой деятельности; улучшить усвоение материала, вызывает заинте-ресованность к познанию, создает коммуникативную, индивидуальную, социальную, интеллектуальную ответственность.
Выводы по второй главе
Современный урок изобразительного искусства формируется из по-нимания его, как целой концепции при учете типологии также требований к его подготовке и проведению. В связи с чем, необходимо соблюдать та-кие требования при проведении урока ИЗО, чтобы он был эмоциональ-ным, пробуждал интерес к обучению, развивал потребность в знаниях. Также необходимо отметить, наличие контакта во взаимодействии ученика и учителя на уроке, при педагогической грамотности и компетентности. Требуется построить атмосферу доброжелательности и интенсивность творческой работы при этом изменять при необходимости виды деятель-ности учеников, приемлемо сочетать различные методы обучения, вклю-чая интерактивные формы.
Урок изобразительное искусство вносит особое вложение в развитие универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, лич-ностных, коммуникативных, через организацию совместной учебной дея-тельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учеников посредством применения ИСО.
Программа «Изобразительное искусство» как общеобразовательный школьный предмет для учащихся начальных классов предполагает чере-дование уроков индивидуального практического творчества и уроков кол-лективной творческой деятельности.
Коллективное творчество может быть разным, например: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, тогда каждый ученик вы-полняет свою часть работы для общего. Такая творческая деятельность позволяет научить детей договариваться, с уважением и интересом отно-ситься к работе товарища, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, а единый положительный итог предоставляет стимул для последу-ющего творчества и уверенность в своих силах. Подобная работа — это подведение результата какой-то большой темы также возможность наибо-лее полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сло-женные вместе, дают яркую и целостную картину. Такая работа наиболее быстро, а главное ярко и наглядно выполняется посредством интерактив-ных форм художественной деятельности.
В процессе проведения педагогического эксперимента, целью кото-рого выступила целесообразность предлагаемой методики обучения для обучающихся начальной школы с использованием интерактивных форм проведения занятий для развития творческих навыков у учащихся. Выво-дом проведенного эксперимента выступает утверждение о более высокой успеваемости учеников на уроках изобразительного искусства в классе, где применялись интерактивные формы занятий в виде демонстрации мно-гофункциональной интерактивной доски модели «Classic Solution CS-IR-89T». Это способствовало повышенному интересу, инициативности и ак-тивности детей 9 -10 лет.
На уроках посредством применения интерактивных средств нагляд-ности материала, возможности работы с интерактивной поверхностью, прослеживается наличие игровой драматургии по изучаемой теме, у детей прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начальная школа для обучающего представляет собой определен-ный этап, уровень образования, на котором ему предоставляются опреде-ленные необходимые знания с привитием уважения и любви ко всему ду-ховному и нравственному, а также умение логически мыслить.
Проведение уроков изобразительного искусства позволяет педагогу формировать определенные навыки, умения, способности учащихся. Все это формирование происходит последовательно при правильно выстроен-ной методике проведения занятий с учетом возрастных особенностей вче-рашних дошколят. В процессе проведения учебных занятий ученики должны научиться наблюдать окружающую их жизнь. Это происходит за счет эмпатических и эстетических переживаний, то есть посредством отли-чий трагического и комического, прекрасного и безобразного. Дети долж-ны быть способны проводить такие отличия самостоятельно, должны сами оценивать происходящие явления и, как следствие этого у них сформиру-ются ценностно-смысловые жизненные ориентации. Это сможет произойти на основе заданных педагогом моральных правил, когда за счет творче-ского поиска человек становится способным понимать отношения человек-человек, человек-природа, человек-культура, человек-социум. Основу та-ких отношений составят личностные переживания каждого ученика. При этом изобразительному искусству отводится роль не только позитивного интереса к собственной жизни конкретной маленькой личности, но и эмо-циональной основы его будущего созидательного действия.
Наиболее значимым, на наш взгляд, для рассмотрения вопроса о важности уроков изобразительного искусства с учениками начальной школы в целях развития у них творческих навыков является определение итогов, результатов изучения данного курса. Таким образом, успевае-мость учеников
на уроках ИЗО 3 Б класса увеличилась и составляет 61 % оценок «отлично
и 39 % «хорошо».
Персональные результаты ребенка должны отразиться в его индиви-дуальных свойствах, чертах личности. Так, мы ведем речь о таких харак-теристиках школьника младших классов, как чувство гордости за куль-турное и исторически сложившееся искусство своей Родины и уважение к культуре и искусству других стран, понимание искусства в каждом челове-ке и в целом в обществе, сформированность наблюдательности, фантазии, художественно-творческого, эстетического и иного мышления, развитие доброжелательности и сопереживания к окружающим людям и окружаю-щему миру, потребности на общение с искусством, эмоционально-нравственную отзывчивости, владение навыками коллективной творческой работы и анализ собственной художественной деятельности. Указанные навыки прививаются школьникам младших классов с целью привития им духовно-нравственных и социально-культурных качеств, которые помогут им сформироваться как самостоятельным личностям и, как людям, способ-ным к коллективной деятельности в любой сфере. И все эти качества, по нашему убеждению, достигают сознания ребенка посредством проведения уроков изобразительного искусства как в классической форме, так и по-средством инновационных технологий.
Методологическую основу нашей работы составили: анализ, синтез, обобщение, эксперимент, наблюдение, сравнение и анкетирование. Эмпи-рическая база исследования — результаты проведенного творческо-практического эксперимента в общеобразовательной школе с учениками младших классов на уроках изобразительного искусства. Также это ре-зультаты анкетирования родителей и иных законных представителей детей 7 – 11 лет, обучающихся в начальной школе.
Вопросы творческих способностей современных детей любого воз-раста являются жизненно важными и актуальными для педагогического состава всех среднеобразовательных школ. Об этом мы высказываемся не случайно. Речь идет о таких ситуациях, когда родители дошкольника, уви-дев в нем художественные таланты, иные проявления к искусству, художе-ственному мастерству, пристрастиям с живописи помогают развивать эти интересы. Это прослеживается в предоставлении ребенку возможности на дому заниматься художественным самообразованием либо посредством посещения художественной школы. В иных же случаях по различным причинам даже заинтересовавшегося художественным мастерством ребен-ка, да и просто рисованием, родители не направляют его для дальнейшего развития таких навыков, не прививают ему художественных способностей. Поэтому такая важная задача как развитие творческих навыков должна восполняться педагогическим работником изобразительного искусства. И этой базовой функцией наделяется учитель изобразительного искусства, работающий с детьми начальной школы. Именно от этого конкретного пе-дагога непосредственно зависит не только привитие художественной и эс-тетической культуры маленькой личности, но и развитие в нем миропони-мания, созидания, красоты мира, уважение к человеку, обществу и приро-де.
В результате анкетирования родителей и других лиц, представляю-щих интересы обучающихся в начальной школе МБОУ «Захаровская» СОШ выявлено, что 71% родитель за применение интерактивных форм проведения уроков изобразительного искусства, 21 % — против, 8 % не от-ветили точно (пояснив, что не могут определиться из-за неопределенности навыков ребенка). При этом последние данные пришлись на представите-лей детей 1-х классов.
Современное время требует от учителя ИЗО и современных актуаль-ных методик преподавания, чтобы учебный процесс также шел в ногу с социальным развитием и мироощущением обучающихся. Им должны применяться новые методики, основанные не только на классических осно-вах обучения изобразительному искусству ребенка, но и актуальные в XXI веке игровые формы, интерактивные материалы, компьютерные возмож-ности, виртуальные программы. Педагогу изобразительного искусства, как никакому другому учителю начальных классов, необходимо учиты-вать современные тенденции социума, общества, таких как креативность, творческое мышление, творческое воображение, творческие способности, мыслительные инновации.
Применение на школьных уроках интерактивных методик продикто-вано собственно временем, социальными пристрастиями общества в целом и его непосредственными представителями – подрастающим поколением. Интерактивные средства актуальны при проведении многих учебных дис-циплин, как для малышей начальных классов, так и для более старших учеников. Для изобразительного искусства, которое сопровождает ребенка в стенах школы с первого по восьмой класс включительно, интерактивно-программный компонент просто необходим. И особенностью его примене-ния в процессе проведения уроков с детьми начальной школы выступает придание такой деятельности игровой формы. Игровая форма проведения учебных занятий по ИЗО имеет познавательно-творческую направлен-ность. Позволяет выработать и развить в школьнике творческую и актив-ную личность.
В современных реалиях образовательного процесса применяются та-кие виды инновационных технологий, как дифференцированное обучение, метод проектов, технологии мультимедиа, обучение в сотрудничестве, мо-дульное обучение, портфолио обучающегося и др. Важной особенностью уроков изобразительного искусства является совмещение, теоретико-практическое сочетание азов творчества и демонстрации материала. Во всех комбинациях учебного процесса техника в виде проектора, компью-тера, интерактивной доски, не заменяет учителя, а дополняет его работу.
Современные дети с большим интересом вовлекаются в сферу муль-тимедиа-технологий. У них активнее и эффективнее начинает развиваться самостоятельная исследовательская работа, активизируется творческая де-ятельность, появляется мотивация к поиску материала, открытию нового.
Нам очевидны преимущественные характеристики применения ком-пьютерных технологий на уроках изобразительного искусства. Так, озна-комление с материалом по любой теме может сопровождаться демонстра-цией видео, фото, репродукций, коллажей. На уроках можно в формате онлайн посетить музеи и выставки мира, галереи, погрузиться в атмосферу художественных экспонатов, в пространство и время.
Цель нашего исследования подтвердила выдвижение гипотезы рабо-ты, составляющей предположение о том, что творческие навыки учеников начальной школы развиваются при использовании интерактивных средств обучения в процессе проведения уроков изобразительного искусства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 08.12.2020 г. № 429-ФЗ)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федерального перечня учебни-ков, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразова-тельных учреждениях»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учре-ждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004г. № 1312
4. Постановление от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изм. от 22.05. 2019 г.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требова-ния к режиму учебно-воспитательного процесса), СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29. 12. 2010 г.
6. Образовательная программа муниципального казенного общеобра-зовательного учреждения «Гирьянская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2020 у. г.
7. Письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13 «Рекомендации по ис-пользованию компьютеров в начальной школе»
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Федеральный государственный стандарт общего начального общего образования» с изм. от 11 декабря 2020 г.
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственно-го образовательного стандарта общего образования»
10. Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/aktual-nyie-probliemy-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos
11. Белинская Е.П. Психология Интернет – коммуникации: учеб. Посо-бие – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 192 с.
12. Божок О.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО. Образование и наука: современное состояние и перспективы разви-тия. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. С. 18 — 21.
13. Бочкарева А.Н. Развитие опыта творческой деятельности обучаю-щихся. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/05/04/razvitie-opyta-tvorcheskoy-deyatelnosti
14. Бояринцева Т.В. Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности. https://gigabaza.ru/doc/31545.html.
15. Величко Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в ис-следованиях отечественных и зарубежных психологов. Известия Самар-ского научного центра Российской академии наук, т. 16, № 2 (3), 2014. С. 26 – 34.
16. Власьева А.Н. Креативная педагогика в ИЗО: проблемы и методы. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № T. 17. С. 56 — 62. Виноградова Т.В. Развития мелкой моторики детей на уроках ИЗО. Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 34 частях. 2013. С. 38 — 39.
17. Дияженко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: 2008. – 89 с.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 3- е изд. – СПб.: 2007. – 399 с.
19. Еникеев М.Н. Психологический энциклопедический словарь. – М.: 2009. – 460 с.
20. Закамалдин Д.А. Современные методы и технологии обучения изоб-разительному искусству в художественных школах. https://www.pedacademy.ru/conference_notes/246.
21. Зиборова Д.А. Основные концепции обучения изобразительному ис-кусству. https://mydocx.ru/9-80467.html.
22. Изобразительное искусство. 1 класс. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. М., 2009 г. – 110 с.
23. Изобразительное искусство. 1 класс. Неменская Л.А. М.: Зерцало, 2011 г. – 111 с.
24. Изобразительное искусство. 1 класс. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. М., 2015 г. – 64 с.
25. Изобразительное искусство. 2 класс. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. М., 2015 г. – 66 с.
26. Изобразительное искусство. 2 класс. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Спб., 2016 г. – 175 с.
27. Изобразительное искусство. 3 класс. Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. М., 2014 г. – 112 с.
28. Изобразительное искусство. 3 класс. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. М., 2015 г. – 64 с.
29. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочно-тематическое плани-рование. Кашекова И.Э. М., 2014 г. – 112 с.
30. Изобразительное искусство. 4 класс. Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. М., 2014 г. — 114 с.
31. Изобразительное искусство. 4 класс. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. М., 2015 г. – 80 с.
32. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочно-тематическое плани-рование. Кашекова И.Э. М., 2014 г. – 128 с.
33. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Коротеева Е.И. М., 2017 г. – 144 с.
34. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников/Под ред. Б. М. Неменского. 1 — 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 128 c.
35. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 1 класс. Рабочая тет-радь. Неменская Л.А. М., 2012 г. – 40 с.
36. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс. Рабочая тет-радь. Неменская Л.А. М., 2008 г. – 48 с.
37. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: 2009. – 288 с.
38. Искусство 21 века. https://li-ga2014.livejournal.com/678705.html.
39. Кирсаненко Ю. Н. Новые подходы к организации урока изобрази-тельного искусства. https://multiurok.ru/files/novyie-podkhody-k-orghanizatsii-uroka-izobrazitiel.html
40. Классификация педагогических технологий. https://www.pedacademy.ru /conference_notes/246.
41. Котенко В.П. Методологические проблемы анализа научных теорий. Библиосфера, 2013, № 3, с. 29 – 38.
42. Кравченко Т.Н. Освоение нетрадиционной техники рисования на уроках ИЗО и в ИЗО студиях. Молодёжь XXI века: шаг в будущее. мате-риалы XVIII региональной научно-практической конференции. 2017. С. 379 — 380.
43. Масцевая И.К. Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/12/25/statya-problemy-obucheniya-izobrazitelnomu
44. Мухутдинова И.Е. Новые образовательные стандарты и уроки ИЗО в начальной школе. Педагогическая лаборатория. 2012. № 2 (2). С. 8 — 12.
45. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1- 4 классы. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.
46. Образовательная программа по изобразительному искусству 1-4 классов по ФГОС. https://infourok.ru/obrazovatelnaya-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-s-klass-fgos-2729418.
47. Основные направления и приемы современного искусства http://virtoo.ru/almanach/civilization/osnovnye-napravleniya-i-priemy-sovrem.html.
48. Основные направления современной живописи. https://www.livemaster.ru/topic/3308702-blog-osnovnye-napravleniya-sovremennoj-zhivopisi
49. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз-раста. Концептуальный аспект. – Волгоград: 1995. – 126 с.
50. Психологический словарь / под общ. науч. ред. П.С. Гуревича – М.: 2007. – 417 с.
51. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 1 класса. Куре-вина О.А., Ковалевская Е.Д. М., 2012 г. – 64 с.
52. Радужный мир. Изобразительное искусство и технология. 1 класс. В 2 ч. Проснякова Т.Н., Ларичева Е.И., Кубышева Е.С. М., 2013 г. – 208 с.
53. Салова В.Ф. Ориентация педагога на субъектный опыт учащихся как один из принципов личностно-ориентированного обучения. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/12/18/orientatsiya-pedagoga-na-subektnyy.
54. Современное искусство 21 века. https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/340853/sovremennoe-iskusstvo-veka-opisanie
55. Современные тенденции развития художественного образования. https://megalektsii.ru/s43025t6.html.
56. Теория и методика обучения изобразительному искусству. https://present5.com/teoriya-i-metodika-obucheniya-izobrazitelnomu-iskusstvu/
57. Томилина Е.Г. Специфика педагогической деятельности арт-студий (студий изо, музыкального образования, литературных студий). Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 6. С. 109 — 111.
58. Требования ФГОС по изобразительному искусству в начальной школе. https://www.virtualacademy.ru/news/trebovanija-fgos-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-v-nachalnoj-shkole/.
59. Уроки изобразительного искусства. 1-4 классы. Поурочные разра-ботки. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. и др. М., 2013 г. – 240 с.
60. Учебный курс ФГОС «изобразительное искусство» для 1-4 классов. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2017/01/16/rabochaya-programma-po-izo-dlya-1-4-klassov-fgos.
61. Шубина Н.А. Дружба искусств на уроках ИЗО. Образование в со-временной школе. 2010. № 6. С. 20 — 23.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф