Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….
1.1.Понятие «творческие способности»………………………………………………….
1.2.Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………..
1.3.Возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей………………………………………………………………………………………
2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………………………
2.1.Диагностическое исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы………………………………………………………………………………………………………….
2.2.Содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разностороннем развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественные способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной.
Современный взгляд на развитие творческих способностей предполагает единство формирования отношения к окружающему миру средствами разных видов изобразительного искусства.
В процессе всех видов изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изо навыков, умениями, учится осознанно их использовать.
Однако при многообразии педагогических и психологических исследований проблема развития творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности остается открытой, наименее изученной в теории недостаточно представлена в практике воспитания детей.
Флерина Е.А. одна из первых дала определение детского творчества [49]. Детское творчество – процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями. Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Выгодский Л.С. отмечал, что изобразительная деятельность – самый первый, самый доступной и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка [14].
Комарова Т.С. исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста и детям разных возрастных групп, разработана методика их формирования [27].
Дошкольный возраст — это период, когда изобразительная деятельность становится устойчивым увлечением многих детей. Педагогу необходимо использовать это увлечение для того, чтобы заинтересовать ребенка миром искусства, развивать воображение, фантазию, способности.
Проблемы развития творческих способностей дошкольников обусловлена противоречием требований, в которых отсутствует специально-разработанная система занятий по изобразительной деятельности с детьми, материально-техническая база, недостаточная оснащенность предметно-пространственной развивающей среды, наиболее способствующей раскрытию творческого потенциала ребенка.
Проблема исследования: являются ли занятия по изобразительной деятельности эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практического комплекса занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Определить содержание понятия «творческие способности»;
2.Выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
3.Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей;
4.Провести диагностическое исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно — поисковой работы;
5.Разработать комплекс занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования предполагает, что уровень изобразительного творчества детей дошкольного возраста повысится, если будут созданы такие условия для его развития, как: широкий подход к решению данной проблемы; организация содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении; обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта; комплексное и системное использование методов и приемов обучения; учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.
Методы исследования: теоретические анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, изучение передового педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, опытно – поисковая работа, анализ результатов опытно – поисковой работы.
Практическая значимость работы состоит в разработке и апробации методики развития творческих способностей детей дошкольного возраста при обучении рисованию.
Творческое развитие детей дошкольного возраста рассматриваются в психологических и педагогических исследованиях как одна из наиболее актуальных проблем, авторами данный процесс признается достаточно сложным. Особое внимание к проблеме развития творческих способностей дошкольников уделяли такие исследователи какЕ.А. Флерина [49], А. Адлер [2], Б.Г. Ананьев [4], А.Н. Леонтьев [31], Л.С. Выготский [14], А.В. Запорожец [20], Н.Н. Поддьяков [41], Н.В. Ветлугина [12] и др.
Развитию творческих способностей ребенка посредством изобразительной деятельности рассматривались в работах следующих авторов: Н.В. Ветлугина [11], С.Э. Бозгунчиева[8], Т.А. Нечухрай[38] и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Давликеевский детский сад» село Давликеево, Апастовский района Республики Татарстан.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Понятие «творческие способности»
В настоящее время существует огромное количество понятий и определений способностей. Одни характеризуют способности как индивидуально-психологические особенности личности. Другие считают, что способности — это не абсолютно все особенности человека, а только те, которые имеют отношение к достижению результата деятельности.
Ученые рассматривают творчество, как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности. Детское творчество – основной способ существования и развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, особенности восприятия, представлений, интересов, способности.
Внимание к творческим способностям дошкольников всегда уделялось особое внимание, среди первых были такие как Е.А. Флерина[49], А. Адлер [2], Б.Г. Ананьев [4], А.Н. Леонтьев [33] и др.
Е.А. Флерина является одним из авторов кто первый дал определение детского творчества. Автор считает, что детское творчество является процессом овладения дошкольника под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями [49, с.49].
Анализ научных исследований позволяют констатировать, что авторы рассматривают природу творческих способностей с различных позиций. Так Л.С. Выготский [13], А.В. Запорожец [20], Н.Н. Поддьяков [40], Н.В. Ветлугина [12] подтверждают, что творческие способности дошкольников имеют определенные особенности:
1) заинтересованность процессом деятельности, а не ее результатом;
2) новый подход к изобретению дошкольника, находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей.
По словам Р.С. Немова, творческие способности дошкольников, определяется связью творчества и интереса ребенка к реализуемой деятельности [36, с.201].
Н.Н. Поддьяков считает, что творчество дошкольников является системой развития деятельности ребенка, накопления определенного опыта, личностного роста [41, С.76].
Б.М. Теплов считал, что «способность — это индивидуально — психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой — либо деятельности или многих деятельностей». Он выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
1. Способность — это индивидуально — психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
3. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения [47].
С.Л. Рубинштейн трактовал способности как «Сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [44].
Наибольшей вклад в изучение способностей внесен С.Л. Рубинштейном [44], Б.М. Тепловым [47], Н.С. Лейтес [30].
«Творческие способности — это индивидуальные способности личности, проявляющие нечто качественно новое, оригинальное». Творческие способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.
Н.С. Лейтес отмечал, что условиями развития любой деятельности, в том числе и творческой, является активность и само регуляция. Автор подтверждает, что творческие способности зависят не только от ума, но и от определенных его качеств. [30, с.45].
Изучив подходы авторов, можно констатировать, что творческие способности дошкольника состоят из различных компонентов, среди которых следующие умения:
1.Выявление событий и фактов, которые не замечают другие дошкольники;
2.Предложение собственных идей за небольшой промежуток времени;
3.Желание все время познавать что-то новое;
4.Самостоятельно находить ответы для решения вопросов.
Наличие данных компонентов у дошкольника свидетельствует о креативном мышлении и воображении., на которых основывается творческие способности.
По мнению Н.А. Рачковской творческие способности детей можно развивать с помощью разнообразных способов, например, исследование, наблюдение; словесные и наглядные методы и т.д., то есть все, которые помогут ребенку мыслить. В дошкольном возрасте дети способны найти множество вариантов для решения определенной задачи [43, с.57].
По мнению Н.А. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством воспитателя. Показателями, которые определяют отношение дошкольников к творчеству, по мнению автора, являются:
— искренность, непосредственность переживаний;
— увлеченность, «захваченность» деятельностью;
— активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;
— специальные художественные способности, позволяющие успешно решать творческие задачи [11, с.140].
По мнению Г.В. Жидких творческие способности — это индивидуальные способности личности, проявляющие новое, оригинальное [19, С.6]. Творческие способности проявляются в генерации нестандартных решений, которые отличаются от традиционного мышления.
А.М. Матюшкин отмечает, что творческие способности – это персональные особенности человека, позволяющие ему благополучно выполнять задания различной направленности. Творчество может быть проявлено в любой деятельности: в художественной, математической и др. [34, с.72].
Т.А. Барышева считает, что творческие способности являются сочетанием индивидуальных личностных особенностей, которые проявляются в деятельности. В сознании человека творческие способности представлены в виде умения рисовать, способность сочинять поэзию, создавать музыкальные произведения и др. Так, способности делятся на те которые связаны с мотивацией и связанные с темпераментом [6, с.145].
Г.И. Вергелес дает следующее определение творческим способностям– возможности личности, которые даны при рождении, но не раскрыты в нем. Так автор отмечает, что основным является именно врожденные характеристики человека [10, с.10].
Н.В. Казакова считает, что именно темперамент человека влияет на развитие творческих способностей. Темперамент позволяет усваивать и производить идеи, которые свидетельствуют о высоком уровне творческих способностей [21, с.68].
По мнению Т.Э. Уметова главной творческой способностью является креативность, поскольку основным показателем является способность к нестандартным решениям при решении задачи [48, с.71].
Таким образом, развитие творческих способностей детей один из наиболее важных вопросов в педагогике и психологии, которые ставят главную задачу в воспитании и обучении – формирование творческой личности, которая способна изменить жизнь к лучшему в будущем. Можно согласиться с мнением Г.В. Жидких, который считает, что творческие способности — это индивидуальные способности личности, проявляющие нечто качественно новое, оригинальное. Так опираясь на данное определение и проведя анализ теоретических исследований можно определить собственное понятие, что творческие способности дошкольника — это индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации творческой деятельности.
1.2.Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В условиях ФГОС ДО проблемы развития творческих способностей дошкольников занимает особое значение, поскольку в дошкольном детстве формируются основы для творческого начала личности. Кроме того, современное общество предъявляет будущему поколению высокие требования к сформированности у них творческих особенностей. Старший дошкольный возраст замечательное время для формирования и развития творческих способностей. Взрослея, дети утрачивают данную возможность, поэтому важно направлять и развивать творческие способности как можно раньше [1, с. 18].
И. А. Лыкова [33] говорит о том, что именно через творчество человек может раскрыться как личность. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность. Эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина, глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем и открытия себя. Изобразительное деятельность является способом развития мышления, восприятия и моторики, а также развивает ребенка эмоционально и творчески.
А.И. Савенков считает, что мышление человека и способность к творческой деятельности является большим даром. Мышления ребенка основано на прошлом опыте, однако формируется на протяжении всей жизни. Основным фактором являются особенности усвоения полученного опыта [45, с.8].
Творчество дошкольника имеет свои характерные особенности. В дошкольном возрасте дети способны на создание оригинального нестандартного продукта творчества, в виде рисунка, аппликации и т.д. Особенность их состоит в том, что продукт детского творчества субъективен. В процессе деятельности ребенок эмоционально вовлечен в создание своего творения, стремиться искать различные решения, при этом испытывая огромное удовольствие, не стремясь получить конечный результат [42, с.120].
По мнению Н.В. Александровой важной особенностью детского творчества является то, что существенное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. Вопрос ценности сотворенного ребенком произведения искусства отступает на второй план. Творчество является непременным элементом гармоничного развития личности ребенка, необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления ребенка, творчество может стать его основной деятельностью [3, с.22].
Л.С. Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Существенным является понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка [14, с.24].
В состав творческих способностей, которые необходимы для осуществления творческой деятельности дошкольников, входят: способность к восприятию; творческое воображение; творческое мышление; комбинаторские способности; образная и сенсорная память; творческая самостоятельность и другие [6, с.62].
По мнению Т.С. Комаровой у детей старшего дошкольного возраста восприятие протекает целенаправленнее, дети могут более детально и разностороннее познавать окружающую действительность и воспроизводить с помощью творчества. У детей старшего дошкольного возраста развиваются главные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма. Кроме того, на основе усвоенных знаний, умений и навыков у детей формируются особенности творчества, и данное творчество приобретает индивидуальный характер. На этом этапе дошкольника важно хвалить, поддержать, поощрять во всех видах творческой деятельности [26, с.61].
По мнению Е.А. Лобанова воспитателю в своей работе по развитию творческих способностей, важно опираться на следующие особенности:
− задания-ступеньки должны способствовать опережающему развитию дошкольников;
− творческие игры необходимо подбирать разнообразные по своему содержанию, формируя атмосферу свободного и радостного творчества;
− придерживаться выполнение закона гуманности: воспринимать другого человека как личность;
− соблюдать выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию;
− создавать ситуации успеха;
− создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей и мнений;
− создавая развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия педагогов и детей ДОУ [32, с.57].
Креативное мышление является важнейшим условием для формирования творчества дошкольников. Кроме того, особое значение имеет разнообразие средств и методов на занятиях по творчеству в ДОО. Разнообразие пространственной среды, использование различных материалов, занимательные задания все это способствует развитию творческих способностей детей. Необходимо, чтобы педагог выстраивал занятия таким образом, чтобы у дошкольников была возможность применить накопленный опыт в своей деятельности. Такая работа позволит ребенку заниматься в положительной обстановке и в эмоциональном комфорте [9].
Проведя анализ научной литературы и представленных в ней исследований, можно выделить следующие условия для развития творческих способностей:
— создание благоприятной психологической обстановки для формирования необходимых способностей;
— раннее развитие дошкольника;
— креативное и нестандартное решение задач;
— предоставление самостоятельного выбора ребенком;
— помощь и поощрение взрослого в решении сложных для дошкольника задач.
По мнению Н.А. Рачковской творческие способности детей можно развивать с помощью разнообразных способов, например, исследование, наблюдение; словесные и наглядные методы и т.д., то есть все, которые помогут ребенку мыслить. В дошкольном возрасте дети способны найти множество вариантов для решения определенной задачи [43, с.57].
Задача педагога ДОУ и родителей заключается в возможности дать дошкольнику различные инструменты для творческой деятельности, формировать воображение, побуждать к воспроизведению нестандартных образов, поощрять экспериментирование и прочее. Все это реализуемо в доверительной обстановке, доброжелательной атмосфере с педагогом и сверстниками, поскольку развитие творческих способностей связано с благоприятным психологическим фоном.
Раскрывая особенности дошкольника важно учить проявлять собственные чувства и эмоции. Воспитателю необходимо поддерживать желания дошкольника, обучать способам проявления собственных чувств средствами творчества, а также установить доброжелательные и доверительные отношения с детьми. Материал, который педагог использует на занятиях должен быть содержательным и креативным, мотивирующие на нестандартное решение поставленной задачи и развития творчества детей.
Отсюда, с опорой на рассмотренные труды авторов, рассматривающих проблему развития творческих способностей, можно сделать следующие выводы:
1.В период старшего дошкольного возраста формируются психические процессы, в том числе развиваются творческие способности. В процессе создания творческого образа, явления или события у детей формируется воображение. В старшем дошкольном возрасте ребенок контролирует и выявляет характер своего воображения, воссоздающего или творческого. На данном этапе детства ребенок способен фантазировать, придумывать и выбирать средства для проявляется своего творчества;
2. Старшим дошкольникам свойственна активизация функции воображения: сначала – воссоздающего, затем – творческого. Благодаря фантазии, рождаются идеи, которые выходят за пределы окружающего реального мира. Воображение с помощью деталей превращает идею в зримый, ощущаемый образ. Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности и отражаются в потребности в поисковой деятельности, стремлении к новизне, необычному, непредсказуемому, оригинальному.
Таким образом, особенностями развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста являются то, что в дошкольном возрасте дети способны на создание оригинального нестандартного продукта творчества, в виде рисунка, аппликации и т.д. Особенность их состоит в том, что продукт детского творчества субъективен. В процессе деятельности ребенок эмоционально вовлечен в создание своего творения, стремиться искать различные решения, при этом испытывая огромное удовольствие, не стремясь получить конечный результат.
1.3.Возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей
Творческие способности детей имеют свои характерные особенности. В дошкольном возрасте дети способны на создание оригинального нестандартного продукта творчества, в виде рисунка, аппликации и т.д. Особенность их состоит в том, что продукт детского творчества субъективен. В процессе деятельности ребенок эмоционально вовлечен в создание своего творения, стремиться искать различные решения, при этом испытывая огромное удовольствие, не стремясь получить конечный результат.
Необходимо отметить, что именно в дошкольном возрасте изобразительная деятельность может стать увлечением как для одаренных и способных к рисованию детей, так и остальных, которым просто нравится сам процесс, независимо от полученного результата [18, с.12].
Как считает И.А. Лыкова человек через творчество способен выразится как личность. Наиболее доступным и простым способом творческой деятельности является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность занимает второе место после игровой деятельности в жизни дошкольника. В процессе изобразительной деятельности дошкольники рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина, глины, соленого теста и т.д. [33, с.72].
В процессе изобразительной деятельности можно наблюдать отношение ребенка к собственной личности и окружающей действительности, а в результате изменения создаваемого изображения и развития координации движения при освоении метода изобразительной деятельности формируется регулятивная сторона осознания себя и мира, понимание и принятие себя и мира [39, с.83].
Важно, чтобы изобразительная деятельность была связанна с жизнью. Для этого дошкольнику нужно представлять, что он будет изображать, поэтому необходима сформированность впечатлений об окружающем. Представления ребенка о животном мире, природе, предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Отсюда, главным условием развития творческих способностей дошкольника является развитие восприятия, формирования сенсорного опыта [26, с.54].
Занятия по изобразительной деятельности выступают средством художественного образования и эстетического воспитания дошкольников. Важно обучить дошкольников замечать красоту вокруг, ценить произведения искусства, оберегать природу. Планирование педагогической деятельности должно осуществляться с помощью различных технологий, средств и методов, соответствующих особенностям возраста [37, с. 96].
Основой творческих способностей дошкольника посредством изобразительной деятельности является следующее:
— точка зрения и взгляд дошкольника, а также желание к самовыражению;
— формирование способностей к творческой деятельности, в том числе изобразительной;
— создание образа, посредством личного участия и через эмоциональный отклик, самостоятельность в выборе средств изображения;
— создание изображения через эмоциональное сопереживание герою [17, с.61].
По мнению Н.Г. Конышевой старшие дошкольники отличаются от раннего возраста тем, что они более свободны в самостоятельном поиске темы для творчества. В старшем дошкольном возрасте дети обладают выразительностью и чувствительностью, самостоятельны в поиске методов изображения по замыслу. Замысел детей старшего дошкольного возраста отличается оригинальностью и нестандартностью. [28, с.304].
В.А. Сухомлинский отмечал, что «истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [46, с.80]. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
В ДОУ занятия по изобразительной деятельности входят о образовательную область программы «Художественно — эстетическое развитие» в виде рисования, лепки, аппликации и конструирования. На каждом из этих занятий у ребенка есть возможность раскрыть свои творческие способности и представить свой взгляд об окружающем мире. Поэтому поставленные задачи, которые стоят перед изобразительной деятельностью, определяются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ними.
Используя нетрадиционные техники рисования в своей изобразительной деятельности, дети не только осуществляют свои творческие замыслы, но и расширяют кругозор, приобретают способность находить красоту, а также развивается зрительная память и воображение, они приучаются творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Наиболее познавательных для детей данного возраста является занятие по рисованию, которое дает возможность для проявления фантазии. Изображая объект, дошкольник проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки [25, с.108].
По словам Т.Ю. Гросс, тема для рисунков может быть любая, поскольку детям нравиться изображать как отдельные предметы, природу, так и образы из их жизни и опыта. Цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах [15, с.90].
Чаще всего в ДОУ дети используют карандаши и краски. С помощью карандаша создается линейная форма, которая затем закрашивается. В такой последовательности ребенку проще ориентироваться. Изображая часть рисунка, дошкольник видит, где необходимо рисунок доработать. Линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, показывая границы частей. При использовании красок на рисовании у дошкольника формируется понятие цвета и формы, однако требуются развитые навыки. На занятиях также возможно использование цветных мелков, которые расширяют творческие способности детей. Мелки позволяют закрашивать большие объемы поверхности и передать различные оттенки цвета [35, с.49].
Овладевая разной техникой рисования, дети приобретают индивидуальную манеру изображения, свой стиль. Занятия рисованием повышают самооценку ребенка, уверенность в своих силах и возможностях.
Творческий характер на занятиях по изобразительной деятельности возможен, когда в свободной форме могут изображать предмет, который привлек их внимание. Если на занятиях дети испытывают чувство радости, то формирование творческих способностей будет проходить наиболее благоприятно.
Также необходимо наглядность во время занятии по рисованию. Перед занятием рисования надо продумывать и подбирать иллюстративный материал, на котором можно будет показывать средства выразительности рисунка [23, с.29].
В практике применяются следующие типы занятий рисованием:
В педагогической деятельности ДОУ применяются следующие типы занятий по рисованию:
— усвоение нового материала;
— закрепление ранее приобретенных знаний и умений;
— творческое применение знаний и умений;
— по контролю и коррекции знаний и умений.
По методу изображения:
— по представлению;
— по замыслу;
— по памяти;
— на свободную тему;
— с натуры.
Изобразительное деятельность по представлению. Строится на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опята, впечатлений и создается новый образ. Чем больше старшие дошкольники будут работать самостоятельно, тем нужнее предварительная работа, направленная на получения детьми ярких впечатлений. Анализируя детские работы, выполненные по представлению, обязательно нужно обращать внимание на их выразительность, разнообразия, оригинальность образов.
Изобразительная деятельность по памяти. Строится на основе представления определенного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются изобразить. Изображение по памяти предоставляет детям возможность для проявления самостоятельности и творчества. Этот способ изображения и вид занятия должны занимать ведущее место во всех возрастных группах, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Изобразительная деятельность с натуры. Создание образа на основе и в процессе восприятия предмета, явления. Этот вид деятельности начинает формироваться тоже в старшем дошкольном возрасте.
По характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком.
По источнику: литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); музыкальные темы, на темы окружающей действительности.
По содержанию изображения различают: предметное; сюжетно-тематическое (отображающая действий, событий); декоративное рисование (включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить предметы).
Предметное рисование — это реалистическое изображение предмета, в рисунке, который передает характерную форму и деталей, объема, движения и цвета. Овладение техникой рисовальных умений детьми старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способностей создавать образы, используя различные средства изображения.
Расширяется сенсорный опыт; они приобретают новые знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению литературы, рассказам взрослых и другие для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели.
Старший дошкольник рисует простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета. Он понимая передает в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека.
Сюжетно-тематическое рисование. Цель сюжетного рисования — развивать у детей умение передавать свои впечатления от окружающей действительности. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. При изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, но и увеличение или уменьшение предметов в расположении в пространстве.
Содержание сюжетных рисунков старших дошкольников обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети рисуют в своих рисунках не только предметы, но и окружающую их обстановку. Темы сюжетного рисования определяются впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности.
В декоративном рисовании произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей России, педагог воспитывает в детях любовь к Родине, уважение к труду людей. Воспитатель развивает у детей умение видеть взаимосвязь между компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, учатся представлять себе, что такое ритм и симметрия. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.
В качестве элемента узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (мазки, точки, круги, разные линии) и более сложные формы — растительные (ягоды, цветы, листья), которые очень трудные. Воспитатель показывает детям новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти. Полученные отпечатки в форме лепестка красиво выглядят в узоре из листьев, цветов.
В дальнейшем дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора меняют свое положение. Дошкольники старшей группы составляют узор на круглых и прямоугольных формах, в дальнейшем они составляют узор на новых формах и различных плоскостных формах предметов. Затем они усваивают прием заполнения формы — в шахматном порядке.
Для развития творческих способностей детей используются в работе такие виды техники рисования, которые доступны для детей старшего дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: цвет, линия, сюжет. Это возможность для детей искать, думать, экспериментировать, а самое главное — само выражаться, это:
— пальчики — палитра: ребенок рисует пальчиками, а не кистью. Пальчиковый приём позволяет почувствовать изобразительный материал, его свойства. Ребенок опускает в гуашь палец и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краски разного цвета;
— печать от руки — рисование всей ладонью, можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев;
— печатка — эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции;
— набрызг — это разбрызгивание капель с помощью зубной щетки и стеки, обычно эту технику используют для создания фона рисунка;
— кляксография — на листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю в разных направлениях;
— оттиск смятой бумагой — ребенок прижимает смятую бумагу к палитре с краской и наносит оттиск на бумагу;
— восковые мелки (свечи) и акварель — ребенок рисует мелками (свечой) на белой бумаге, затем закрашивается акварелью в один или несколько цветов, рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным. Эта смешанная техника сочетает рисование разными материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями изобразительного материала;
— цветные ниточки — окрашенные нитки располагаются на одной половине листа, а второй половиной прижимаются, потом нити выдергиваются и затем лист разворачивается и другие.
Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в педагогической литературе различно. Одних привлекает прежде всего непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений, ярко выраженная декоративность [29, 7, 22]. Другие рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков [5, 16, 24]. В своем анализе детских рисунков мы сделаем акцент на характере выразительности образа и тех средствах выражения его содержания, которые доступны детям старшего дошкольного возраста.
Используя нетрадиционные техники рисования в своей изобразительной деятельности, дети не только осуществляют свои творческие замыслы, но и расширяют кругозор, приобретают способность находить красоту, а также развивается зрительная память и воображение, они приучаются творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Постоянное обучение детей разнообразным техникам рисования с помощью различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника: он может выбрать содержание рисунка (декоративный узор, предмет, сюжет), материал и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного. Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков.
Рисование оригинальным способом вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, настраивает на проявление фантазии и воображения. Обучаясь применять новые техники рисования, дети обогащают свой внутренний мир и развивают творческие способности.
Таким образом, определяя возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей можно отметить, что творчество в изобразительной деятельности – это способность к идеям в различных ситуациях, наличие нестандартного мышления, умение придавать предметам новые формы. Изобразительная деятельность позволяет раскрыть в дошкольнике индивидуальные особенности. Процессе данной деятельности можно наблюдать отношение ребенка к собственной личности и окружающей действительности. Творческий характер на занятиях по изобразительной деятельности возможен, когда в свободной форме могут изображать предмет, который привлек их внимание. Если на занятиях дети испытывают чувство радости, то формирование творческих способностей будет проходить наиболее благоприятно. Разнообразные техники рисования способствуют развитию у детей эмоциональной выразительности в готовых работах по рисованию, сюжетной разработанности отдельных деталей и сюжета в целом, оригинальности изображения в умении использовать разные техники рисования и материалы, а значит развитию творческих способностей детей.
Страницы: 1 2
