Страницы: 1 2
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностическое исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы
Исследование развития творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Давликеевский детский сад» села Давликеево, Апастовского района Республики Татарстан. Для исследования были отобраны 14 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование процесса развития творческих способностей у старших дошкольников проводился с помощью следующих методов:
— беседа с педагогами, родителями и детьми;
— наблюдение;
— диагностическая методика Н.В.Шайдуровой для определения творческого развития (Приложение 1);
— диагностическая методика О.М.Дьяченко «Дорисуй фигуру» (Приложение2);
— тест Е. Торренса «Неполные фигуры» (Приложение 1).
Основными критериями при подборе диагностических методик для проведения исследования были следующие:
- Подобранные диагностические методики должны соответствовать возрастным и личным характеристикам ребенка;
- Наличие диагностической ценности в выявлении уровня развития творческих способностей у старших дошкольников;
- Возможность адаптирования диагностических методик с учетом развития дошкольников.
Исследование развития творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности осуществлялось в естественной для них обстановке.
Диагностическое исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось в два этапа.
1 этап – диагностический – направлен на определение у дошкольников способности к творчеству и выявление показателя уровня развития. Целью диагностики является выявление первоначального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Выявить особенности организации деятельности по развитию творческих способностей в МБДОУ «Давликеевский детский сад»;
Подобрать методы диагностики для определения уровня развития творческих способностей старших дошкольников;
2.Запланировать и провести диагностическое исследование и сделать выводы.
2 этап – развивающий – разработка программы, направленной на развитие творческих способностей через изобразительную деятельность. На втором этапе исследования определены следующие задачи:
- Развивать способность ориентировки в пространстве;
- Развивать эмоциональную сферу дошкольников;
- Обучать различным средствам выразительности в рисунке;
- Учить последовательному отображению замысла;
- Развивать воображение;
- Развивать самостоятельность и инициативность.
Планируя программу занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческих способностей дошкольников, провели беседу с педагогами ДОУ и выяснили особенности построения занятий, практику подготовки к ним и т.д. В результате беседы, получены следующие сведения:
- Для проведения эффективных занятий по изобразительной деятельности воспитатель должен владеть знаниями методики проведения. В большинстве своем занятия проводятся фронтально. Кроме того, заранее подготавливается материал для деятельности дошкольников, а также для показа воспитателем;
- При отборе занятий по изобразительной деятельности педагог руководствуется следующими особенностями:
— необходимо учитывать, как общеразвивающие задачи, так и определенное направление творческого развития детей;
— организация занятий должна быть основана на мотивационном компоненте. Изобразительная деятельность должная быть построена в игровой форме;
— в использовании игровых приемов важно руководствоваться следующими особенностями: игровые приемы должны быть связаны с учебно-воспитательными задачами, должны служить повышению интереса и внимания ребенка к решению поставленных задач и повышению умственной активности детей; характер игровых элементов должен изменяться по содержанию и форме в зависимости от возраста и развития детей, от задач и содержания программного материала;
— на занятиях использовать специальные изобразительные методы и приемы развития творческих способностей
— поддерживать интерес к занятиям используя разнообразные игры и упражнения.
На начальном этапе рассмотрим особенности организации деятельности по развитию творческих способностей в МБДОУ «Давликеевский детский сад». Проведя наблюдение в группе, с которой проводилось последующее исследование можно констатировать, что в ДОУ работает творческий педагог, который уделяет большое внимание творческим способностями дошкольников, организацией современной предметно-пространственной развивающей средой для реализации изобразительной деятельности детей в группе.
В создании предметно-развивающей среды группы родители дошкольников принимают непосредственное участие. Родители оказывают помощь в создании красочных и полезных атрибутов, которые создают своими руками.
Далее были выявлены особенности развития творческих способностей. Для определения творческого развития нами использована адаптированная методика Н.В. Шайдуровой [50, с.47], которая разработала критерии и показатели уровня художественно-творческого развития:
- Способность верно передавать пространственное положение предмета и его частей;
- Разработанность содержания изображения;
- Эмоциональность созданного образа, предмета, явления;
- Самостоятельность и оригинальность замысла;
- Умение отразить в изображении сюжет в соответствии с планом;
- Уровень развития воображения.
Основываясь на представленные критерии, выделяются три уровня развития творческих способностей:
— высокий. Выполняя задание, дошкольник самостоятелен, его решения творческие, а качество выполненной работы на высоком уровне;
— средний. При выполнении заданий дошкольник испытывает определенные трудности, требуется помощь педагога в создании рисунка в последовательности и образцу. Качество выполненной работы удовлетворительное;
— низкий. Дошкольник даже с помощью педагога затрудняется в выполнении задания, не самостоятелен и не проявляет особого творчества. Качество работы можно оценивать, как низкое;
Для определения уровня развития творческих способностей дошкольникам предлагались следующие задания:
- Дорисуй геометрическую фигуру;
- Нарисуй какой хочешь узор;
- Веселые картинки (рисование при помощи открыток);
- Сказочная птица.
Первое задание проводится по методике Е. Торренса «Неполные фигуры», который направлен для диагностики креативных (творческих) способностей детей, выявления уровня развития творческого воображения. Подобранная методика дает возможность достаточно определить особенности творческого воображения детей и проследить специфику этого процесса.
Для организации исследования были подготовлены листы бумаги, на которых изображены геометрические фигуры и цветные карандаши. Дошкольникам предлагалось дорисовать изображенные на листе фигуры: квадрат, треугольник, круг – так, чтобы получился предмет. Детям давал инструкция, что дорисовывать можно как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры.
В результате проведенного исследования получены следующие данные:
Таблица 2.1.1
Результаты исследования («Неполные фигуры» Е. Торренс)
| Характеристика | Уровень развития творческих способностей | ||
| высокий | средний | низкий | |
| Количество детей | 2 | 9 | 3 |
| % детей | 14,2 | 64,2 | 21,4 |
При проведении данной диагностики учитывался замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения новых, неожиданных идей, отличающихся от широко известных, общепринятых, т.е. оригинальность изображения. Дети с высоким уровнем отличались оригинальностью представленных рисунков 14,2%, дети со средним уровнем изображали часть рисунков, которые можно считать оригинальными, а дети с низким уровнем представляли не оригинальные изображения.
Чаще всего дети представляли схематичные изображения. В ряде случаев дополняли некоторыми деталями и давали комментарии к рисунку, например, «Домик большой», «Собака бежит по дороге» и т.п. Основная часть детей из квадрата рисовали дом, некоторые предметы мебели, другие телевизор. Работая с кругом, дети изображали солнце, мяч, воздушный шар. Треугольник дети преображали в елочку, дом, девочку. Среди оригинальных работ детей с высоким уровнем можно отметить такие рисунки как трактор, пицца, покрывало, корабль и т.д.
Задание «Нарисуй, какой хочешь узор» направлено на выявление способности ребенка придумывать узор и перенести его на фигуру. В ходе задания детям предлагалось подумать какую фигуру и каким узором ему бы хотелось украсить.
В результате выполненного задания «Нарисуй, какой хочешь узор» получены следующие результаты:
Таблица 2.1.2
Результаты задания «Нарисуй, какой хочешь узор»
| Характеристика | Уровень развития творческих способностей | ||
| высокий | средний | низкий | |
| Количество детей | 4 | 6 | 4 |
| % детей | 28,5 | 42,8 | 28,5 |
Результаты задания показали, что высокий уровень получили 28,5% детей, средний уровень – 42,8% детей, а низкий – 28,5%. Узоры детей с низким уровнем отличаются примитивным рисунком и, стандартными узорами, в тоже время дети с высоким уровнем изображали разнообразные узоры на фигурах, пользовались различными цветами, на рисунках детей можно отметить богатое воображение.
Следующее задание было «Веселые картинки» целью которого — проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения. В ходе задания детям предлагается посмотреть на изображения, придумать и нарисовать сюжет к данной картинке.
Таблица 2.1.3
Результаты задания «Веселые картинки»
| Характеристика | Уровень развития творческих способностей | ||
| высокий | средний | низкий | |
| Количество детей | 3 | 6 | 5 |
| % детей | 21,4 | 42,8 | 35,7 |
Результаты задания показали, что высокий уровень получили 21,4% детей, средний уровень – 42,8% детей, а низкий – 35,7%. Сюжет детей с высоким уровнем отличается богатой фантазией и нестандартностью воображения, дети придумывают и изображают интересный сюжет для своего героя. Дети с низким уровнем изображают стандартные элементы, такие как травка, солнышко, в рисунках таких детей слабо читается сюжет.
Задание «Сказочная птица» направлено на выявление способности детей создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения. В ходе задания детям предлагается украсить птицу красивыми и необычными перьями.
Таблица 2.1.4
Результаты задания «Сказочная птица»
| Характеристика | Уровень развития творческих способностей | ||
| высокий | средний | низкий | |
| Количество детей | 4 | 7 | 3 |
| % детей | 28,5 | 50 | 24,4 |
Результаты задания показали, что высокий уровень получили 28,5% детей, средний уровень – 50% детей, а низкий – 24,4%.
В результате проведенного исследования по выявлению уровня развития творческих способностей получены следующие данные:
Таблица 2.1.5
Результаты исследования уровня развития творческих способностей
(Н.В. Шайдурова)
| Характеристика | Уровень развития творческих способностей | ||
| высокий | средний | низкий | |
| Количество детей | 3 | 6 | 5 |
| % детей | 21,4 | 42,8 | 35,7 |
Анализ диагностики уровня развития творческих способностей показал, что в дети с высоким уровнем составляют 21,4% от общего числа. Средний уровень развития творческих способностей показали 42,8%. Количество детей с низким уровнем показали 35,7%.
Кроме количественного анализа результатов был проведен также качественный анализ. В результате констатировали, что дети с низким и средним уровнем развития творческих способностей испытывают определенные сложности при выполнении заданий диагностики:
— способность правильно передавать пространственное положение предмета и его частей: части предмета расположены неверно; отсутствие ориентировки изображения;
— разработанность содержания изображения: изображение не детализировано; отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла;
— эмоциональность созданного образа, предмета, явления: изображение лишено эмоциональной выразительности;
— самостоятельность и оригинальность замысла: замысел стереотипный; дошкольник изображает отдельные, не связанные между собой предметы; выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности;
— умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом: существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нем;
— уровень развития воображения: рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»).
В результате проведения диагностики нами отмечено, что при наличии интереса к выполняемым заданиям у детей слабо сформировано воображение, которое проявляется выполнением однотипных рисунков.
Далее для выявления уровня развития творческих способностей исследования оригинальности решения задач на воображение нами использована методика «Дорисуй фигуру» (О.М.Дьяченко). Для проведения исследования были использованы карточки с фигурами, геометрические фигуры, карандаши и белая бумага. Дошкольнику предлагалось дорисовать фигуру и получить красивый рисунок. Результаты данной методики разделяются на низки, средний и высокий уровень. При низком уровне дети не принимали поставленную задачу, изображая беспредметные рисунки. Дети со средним уровнем также характеризуются схематичными изображениями, хотя и дорисовывают основную часть фигурок. Дети с высоким уровнем изображают оригинальные рисунки с определенными деталями, рисунки данных детей не повторяются.
В результате проведенного исследования получены следующие данные:
Таблица 2.1.6
Результаты исследования («Дорисуй фигуру» (О.М.Дьяченко)
| Характеристика | Уровень развития творческих способностей | ||
| высокий | средний | низкий | |
| Количество детей | 4 | 8 | 2 |
| % детей | 28,5 | 57,1 | 14,2 |
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития творческих способностей и оригинальности воображения, который составляет 57,1%. При изображении одного или нескольких объектов данные дети придумывали еще и воображаемый сюжет к данному объекту. Низкий уровень показали 14,2% детей, а высокий только 28,5% детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, исследование развития творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Давликеевский детский сад» села Давликеево, Апастовского района Республики Татарстан. Для исследования были отобраны 14 детей старшего дошкольного возраста. Выявлены следующие особенности: в ДОУ работает творческий педагог, который уделяет большое внимание творческим способностями дошкольников; в ДОУ педагоги и родители совместно с детьми демонстрируют свои творческие способности.
Анализ диагностики уровня развития творческих способностей по методике Н.В. Шайдуровой показал, что в дети с высоким уровнем составляют21,4% от общего числа. Средний уровень развития творческих способностей показали 42,8%. Количество детей с низким уровнем показали 35,7%. В результате констатировали, что дети с низким и средним уровнем развития творческих способностей испытывают определенные сложности при выполнении заданий диагностики.
Анализ диагностики уровня развития творческих способностей по методике «Дорисуй фигуру» О.М. Дьяченко позволяет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития творческих способностей и оригинальности воображения, который составляет 57,1%. При изображении одного или нескольких объектов данные дети придумывали еще и воображаемый сюжет к данному объекту. Низкий уровень показали 14,2% детей, а высокий только 28,5% детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
По результатам исследования становится очевидным, что дошкольникам необходима специально организованная работа по развитию творческих способностей. Результаты исследования позволили определить направления развивающей работы, направленной на развития творческих способностей у дошкольников средствами изобразительной деятельности. С целью развития творческих способностей у старших дошкольников разработана программа.
Целью программы является раскрытие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Занятия необходимо проводить 2 раза в неделю, в течение 30 минут, в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10:30 – 11:00. На каждом занятии необходимо решать определенные задачи по развитию творческих способностей. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяется 2-3 раза, но с заданиями аналогичными основному занятию. Дыхательные упражнения проводятся в зависимости от степени эмоционального состояния дошкольников после изобразительной деятельности.
На занятиях необходимо стараться повысить интерес к творческой деятельности дошкольников используя педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности детей. На занятиях важно создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества, положительный настрой к деятельности, заинтересованность детей, желание выполнить задание.
На занятиях по изобразительной деятельности необходимо создавать творческую атмосферу, которая дает возможность дошкольнику проявить свои возможности, что имеет большое значение для развития творческих способностей. Дошкольникам в интересном формате важно рассказывать о теме занятия, стимулировать к выполнению практической деятельности. Затем информировать о структуре работы и мотивировать дошкольников к составлению плана работы. Далее дети должны выполнить задание самостоятельно.
В рамках работы нами разработан проект с целью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Талица 2.2.1
Паспорт проекта
| Наименование проекта | «Развитие творческих способностей детей старшего Дошкольного возраста» |
| Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагог. |
| Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста |
| Вид проекта | Творческий, среднесрочный |
| Актуальность проекта
| Изобразительная деятельность является основным средством эстетического воспитания дошкольника. В процессе рисования, лепки, конструирования, аппликации формируются необходимые условия для развития детей, положительного восприятия искусства, что способствует формированию творческих способностей |
| Цель проекта
| Положительная динамика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста |
| Проблемный вопрос | При каких условиях и каких занятиях по изобразительной деятельности будут развиваться творческие способности у дошкольников? |
| Задачи проекта | 1. Сформировать у дошкольников интерес к творческой деятельности; 2. Сформировать личностные умения и навыки, которые будут способствовать развитию творческих способностей; 3. Развить творческие способности старших дошкольников средствами изобразительной деятельности. |
| Продукт проекта | Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий по изобразительной деятельности |
| Сроки реализации | 3 недели Среднесрочный
|
Продолжение таблицы 2.2.1
| Ресурсы проекта | Технические: компьютер, проектор, экран Материальные: наглядно-демонстрационный материал, художественная литература |
| Итоги проекта | 1. У дошкольников сформирован интерес к творческой деятельности; 2. Личностные умения и навыки, которые будут способствовать развитию творческих способностей у дошкольников достаточно сформированы; 3. Прослеживается положительная динамика развития творческих способностей у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности. |
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап
2.Основной этап
3.Заключительный этап
Талица 2.2.2
Подготовительный этап
| № | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Результаты |
| 1 | Подбор необходимого материала для проекта | Наглядный материал, изображения рыб, деревьев, птиц, животных Фильмы и ролики о природе, рыбах, птицах и др. | Подбор интересного материала по теме проекта |
| 2 | Разработка конспектов занятий | Наглядный материал, изображения рыб, деревьев, птиц, животных Фильмы и ролики о природе, рыбах, птицах и др. | Подбор интересного материала по теме проекта |
Талица 2.2.3
Основной этап. Дорожная карта основного этапа проекта
| № | Место в режиме дня | Мероприятия | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Цели |
| 1 | Первая половина дня | Игра-фантазия «Нарисуй теплую картину» | Дети старшего дошкольного возраста | — уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; — продолжать учить составлять картинку по памяти, |
| 2 | Первая половина дня | Рисование пальчиками «Ветка рябины» | Дети старшего дошкольного возраста | — помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство; — учить анализировать натуру, выделять их признаки и особенности; — запретить прием вливания одного цвета в другой. |
| 3 | Первая половина дня | Рисование цветным клейстером «Медвежонок» | Дети старшего дошкольного возраста | — развивать у детей интерес к изобразительной деятельности; — продолжать знакомить их с разными техниками и материалами, развивать изобразительные умения и навыки, ориентировку на листе, моторику рук. |
| 4 | Первая половина дня | Рисунки из ладошки «Зимний лес» | Дети старшего дошкольного возраста | — развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое
|
Продолжение таблицы 2.2.3
| восприятие зимнего пейзажа; — обогатить словарь; — учить рисовать зимний лес, используя метод тычка | ||||
| 5 | Первая половина дня | Рисование веревочкой | Дети старшего дошкольного возраста | — развивать воображение и творческий подход; — формировать умение выкладывать контур предмета из веревочки |
| 6 | Первая половина дня | Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | Дети старшего дошкольного возраста | — вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа;-закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем; -развивать аккуратность |
| 7 | Первая половина дня | Снегири на ветке (метод тычка) | Дети старшего дошкольного возраста | — формировать у детей обобщенное представление о птицах; — пробуждать интерес детей к известным птицам; — расширять знания о перелетных птицах; — учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
| 8 | Первая половина дня | Волшебная страна – подводное царство | Дети старшего дошкольного возраста | — учить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу; — учить передавать композицию в сюжетном рисунке; |
Продолжение таблицы 2.2.3
| — воспитывать воображение и творчество | ||||
| 9 | Первая половина дня | Превращение ладошки | Дети старшего дошкольного возраста | — совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа; — развивать воображение и творчество |
| 10 | Первая половина дня | «Улицы моего города» | Дети старшего дошкольного возраста | — учить детей рисовать различные дома с опорой на собственные представления, используя для этого различные приемы рисования дома и навыки работы с изобразительными средствами; — развивать воображение и творчество детей, воспитывать любовь к родному городу |
| 11 | Первая половина дня | Аппликация «Чайный сервиз будущего» | Дети старшего дошкольного возраста | — учить составлять аппликативный образ чайной посуды по представлению, придумывать посуду разной формы, закреплять навыки ее украшения; — самостоятельно выбирать технические способы создания аппликации (обрывная, силуэтная, раздвижная, симметричная…) и количество необходимого материала; |
Продолжение таблицы 2.2.3
| — развивать творческое воображение | ||||
| 12 | Первая половина дня | Рисование «Одежда для девочек и мальчиков» | Дети старшего дошкольного возраста | — закреплять знания детей о сезонной одежде, различать одежду для мальчиков и девочек; — закреплять навык рисования карандашами, мелками, украшать изделие в соответствии с его структурными частями; — воспитывать эстетический вкус |
| 13 | Первая половина дня | «Подводный мир» | Дети старшего дошкольного возраста | — учить переносить в рисунок пропорциональные соотношения между всеми изображаемыми объектами; — учить передавать выразительность образа через колористические и композиционные решения; — совершенствовать глазомер и движения руки |
| 14 | Первая половина дня | Рисование «Сказочные домики» | Дети старшего дошкольного возраста | — развивать воображение и творчество детей; — формировать навыки самостоятельной творческой деятельности |
| 15 | Первая половина дня | Нетрадиционные техники рисования «Зимний лес» | Дети старшего дошкольного возраста | — способствовать развитию творческих способностей детей посредством использования различных приемов и техник рисования |
Талица 2.2.4
Заключительный этап
| № | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Обобщение педагогического опыта |
| 1 | Групповой рисунок детей дошкольного возраста | Проект может быть реализован при незначительных рисках | Презентация результата деятельности для педагогов, родителей и детей |
Таким образом, в рамках работы нами разработан проект с целью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности. В результате внедренного проекта в педагогическую деятельность воспитателя предполагаем, что использование изобразительной деятельности будет эффективным средством развития творческих способностей при соблюдении следующих условий:
— систематического использования изобразительной деятельности, способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Данное условие реализуется на протяжении всего проекта;
— использования эффективных приемов, способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Предполагается реализация условия во время изобразительной деятельности посредством использования следующих приемов: рассказа о природе, животных, птиц и др., демонстрация роликов, игровые методы и т.д.
Мы предполагаем, что после реализации цикла развивающих занятий удастся отследить значительную положительную динамику в развитии творческих способностей дошкольников. В результате проведенных мероприятий можно будет констатировать, изобразительная деятельность служит эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накопления знаний с помощью бесед и проведения индивидуальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
- Развитие творческих способностей детей один из наиболее важных вопросов в педагогике и психологии, которые ставят главную задачу в воспитании и обучении — формирование творческой личности, которая способна изменить жизнь к лучшему в будущем. Можно согласиться с мнением Г.В. Жидких, который считает, что творческие способности — это индивидуальные способности личности, проявляющие нечто качественно новое, оригинальное. Так опираясь на данное определение и проведя анализ теоретических исследований можно определить собственное понятие, что творческие способности дошкольника — это индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации творческой деятельности.
- Особенностями развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста являются то, что в дошкольном возрасте дети способны на создание оригинального нестандартного продукта творчества, в виде рисунка, аппликации и т.д. Особенность их состоит в том, что продукт детского творчества субъективен. В процессе деятельности ребенок эмоционально вовлечен в создание своего творения, стремиться искать различные решения, при этом испытывая огромное удовольствие, не стремясь получить конечный результат.
- Определяя возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей можно отметить, что творчество в изобразительной деятельности — это способность к идеям в различных ситуациях, наличие нестандартного мышления, умение придавать предметам новые формы. Изобразительная деятельность позволяет раскрыть в дошкольнике индивидуальные особенности. Процессе данной деятельности можно наблюдать отношение ребенка к собственной личности и окружающей действительности. Творческий характер на занятиях по изобразительной деятельности возможен, когда в свободной форме могут изображать предмет, который привлек их внимание. Если на занятиях дети испытывают чувство радости, то формирование творческих способностей будет проходить наиболее благоприятно. Разнообразные техники рисования способствуют развитию у детей эмоциональной выразительности в готовых работах по рисованию, сюжетной разработанности отдельных деталей и сюжета в целом, оригинальности изображения в умении использовать разные техники рисования и материалы, а значит развитию творческих способностей детей.
- Исследование развития творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Давликеевский детский сад» села Давликеево, Апастовского района Республики Татарстан. Для исследования были отобраны 14 детей старшего дошкольного возраста. Выявлены следующие особенности: в ДОУ работает творческий педагог, который уделяет большое внимание творческим способностями дошкольников; на территории ДОУ организован детский клуб «Творческая мастерская», в котором педагоги и родители совместно с детьми демонстрируют свои творческие способности.
Анализ диагностики уровня развития творческих способностей по методике Н.В. Шайдуровой показал, что в дети с высоким уровнем составляют 21,4% от общего числа. Средний уровень развития творческих способностей показали 42,8%. Количество детей с низким уровнем показали 35,7%. В результате констатировали, что дети с низким и средним уровнем развития творческих способностей испытывают определенные сложности при выполнении заданий диагностики.
Анализ диагностики уровня развития творческих способностей по методике «Дорисуй фигуру» О.М. Дьяченко позволяет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития творческих способностей и оригинальности воображения, который составляет 57,1%. При изображении одного или нескольких объектов данные дети придумывали еще и воображаемый сюжет к данному объекту. Низкий уровень показали 14,2% детей, а высокий только 28,5% детей старшего дошкольного возраста.
В рамках работы нами разработан проект с целью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности. В результате внедренного проекта в педагогическую деятельность воспитателя предполагаем, что использование изобразительной деятельности будет эффективным средством развития творческих способностей при соблюдении следующих условий:
— систематического использования изобразительной деятельности, способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Данное условие реализуется на протяжении всего проекта;
— использования эффективных приемов, способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Предполагается реализация условия во время изобразительной деятельности посредством использования следующих приемов: рассказа о природе, животных, птиц и другие, демонстрация роликов, игровые методы и т.д.
Мы предполагаем, что после реализации цикла развивающих занятий удастся отследить значительную положительную динамику в развитии творческих способностей дошкольников. В результате проведенных мероприятий можно будет констатировать, изобразительная деятельность служит эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накопления знаний с помощью бесед и проведения индивидуальной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдуллажонова Д.Р. Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста / Д.Р. Абдуллажонова. // Проблемы педагогики. — 2019. — № 6 (45). — С. 17-20.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. — М.: Изд-во-Института Психотерапии, 2019. -№5. — 212 с.
- Александрова Н.В. Особенности творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Александрова. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2020. — №8. – С.22-23.
- Ананьев Б.Г. Очерки психологии / Б.Г. Ананьев. — М.: Просвещение. — 1945. – 432 с.
- Багаутдинова Р.Р. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / Р.Р. Багаутдинова. // Ru. — 2021. — № 31. — С. 232-234.
- Барышева Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник. // Т.А. Барышева. — СПб.: Изд-во. ВВМ, 2018. — 380 с.
- Биссирова А.Ш. Использование нетрадиционных видов и техник рисования в детском саду / А.Ш. Биссирова. // В сборнике: Студенческие научные достижения. сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. — 2019. — С. 121-127
- Бозгунчиева С.Э. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, как основа формирования личности / С.Э.
Бозгунчиева. // В сборнике: студенческие научные достижения. сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. — 2019. — С. 110-113. - Величко Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю.В. Величко. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2018. — № 2-3. — С. 629-631.
- Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии / Г.И. Вергелес // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2019. — №100. – С.10-13.
- Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок. / Н.А. Ветлугина. — М.: Педагогика, 2020. — 240 с.
- Ветлугина Н.О. О теории и практике художественного творчества детей / Н.О. Ветлугина // Дошкольное воспитание. – 1965. – №5. – С.6–10.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М. – Ленинград: Госиздат, 1930. — 164 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: кн. для учителя / Л.С. Выготский. — 3-е изд.– М.: Дрофа, 2021. – 93 с.
- Гросс Т.Ю. Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей детей / Т.Ю. Гросс. // В сборнике: Традиции и инновации в педагогическом образовании. сборник научных трудов V Международной конференции. Научный редактор: Ю. Н. Галагузова. — 2019. — С. 89-91.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. / Г.Н. Давыдова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2018. — 80 с.
- Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учеб. и практикум для среднего профессионального образования / Е.А. Дубровская и др.; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. – 179 с.
- Дубровская Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2023. — 179 с.
- Жидких Г.В. Творческие способности. От чего они зависят? / Г.В. Жидких // Журнал Методист. — 2018. — №4. – С.5-7.
- Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка / А.В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника. – 1966. – №2. – С. 5–10.
- Казакова Н.В. Формирование творческих способностей у детей-дошкольников / Н.В. Казакова. // В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика. сборник материалов X Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 67-70.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. / Р.Г. Казакова // Нетрадиционные техники. — М.: «Сфера», 2019. — 128 с.
- Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. -М.: Карапуз – Дидактика, Сфера, 2020. — 192 с.
- Карпенко В.Н. Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста / В.Н. Карпенко, Д.С. Тарасова. // Символ науки: международный научный журнал. — 2018. — № 6-2 (18). — С. 159-161.
- Колесов В.И. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста как основа формирования личности / В.И. Колесов. // Инновационные научные исследования. — 2021. — № 1-2 (3). — С. 106-113.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова.-М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 160 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. — М.: Мозайка-Синтез, 2019. – 136 с.
- Конышева Н.Г. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста / Н.Г. Конышева. // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. — Нефтекамск, 2022. — С. 303-306.
- Корсунова Н.М. Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду / Н.М. Корсунова. // Проблемы педагогики. — 2020. — № 5 (50). — С. 56-57.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. -М.: Знание, 1984. — 80 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981. – 447 с.
- Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. — Балашов.: Николаев, 2018. — 376 с.
- Лыкова И.А. Парциальная программа художественно – эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. — М.: ИД Цветной мир, 2018. — 144 с.
- Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. — М.: Педагогика, 2018. – 206 с.
- Методика обучения изобразительной деятельностью: учеб. пос. для пед. училищ/под ред. д.п.н Т.С. Комаровой. — М.: Просвещение, 2018. – 260 с.
- Немов Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2018. – 428 с.
- Нурова М.А. Психолого-педагогическая работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста / М.А. Нурова. // В сборнике: Наука и современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2022. — С. 96-98.
- Нечухрай Т.А. Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте / Т.А. Нечухрай. // Трибуна ученого. — 2019. — № 11. — С. 267-270.
- Обухова Л.Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. / Поддъяков Н.Н. — М.: Просвещение, 1977. – 326 с.
- Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н. Подъяков. – Волгоград: Перемена, 2019. – 251 с.
- Полежаева Т.В. Формирование и развитие творчества у старших дошкольников / Т.В. Полежаева. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2022. — № 38. — С. 117-121.
- Рачковская Н.А. Психологические особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста / Н.А. Рачковская, Н.А. Иванова. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения»: в 3-х томах. Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. — 2020. — С. 287-292.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л.Рубинштейн. – С.-Пб., 2011.-376 с.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет / А.И. Савенков. – Самара: Дом Федорова, 2019. – 32 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. / В.А. Сухомлинский. — М.: Просвещение. — 2018. – 309 с.
- Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий/ Б.М. Теплов.-М.: МОДЭК, 2014.-640 с.
- Уметов Т.Э. Творческое развитие детей дошкольного возраста / Т.Э. Уметов, С.Э. Бозгунчиева. // В сборнике: прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 4 частях. — 2019. — С. 70-74.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. – М.: Просвещение,1956. – 129 с.
- Шайдурова Н.В. Управление эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. / Н.В. Шайдурова. – Барнаул: БГПУ, 2022. – 105 с.
Страницы: 1 2
