Страницы: 1 2
Глава 2. Анализ финансирования и обеспечения отчетности по итогам избирательных кампаний в субъектах РФ (на примере г.Москва)
2.1. Анализ смешанной модели финансирования избирательных кампаний в Москве
Выборы в Москве являются удобным для наблюдения маркером политической жизни Москвы, состояния ее управленческой системы. С июня по сентябрь 2022 года в Москве проводились выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), голосование на которых проходило три дня — с 9 по 11 сентября.
До присоединения «новой» Москвы в 2012 году Москва была разделена на 125 районов (теперь ставших муниципальными округами, м. о.), сгруппированными в 10 административных округов. После присоединения территорий «новой» Москвы в систему местного управления добавились два городских округа и 19 поселений, которые формально располагаются на территории двух новых административных округов, координируемых одной префектурой).
В 2022 году избирались Советы депутатов муниципальных образований в 124 муниципальных образованиях «старой» Москвы (во всех, кроме м. о. Щукино), а также Совет депутатов городского округа Троицк.
Местное самоуправление в Москве, как городе-регионе, имеет существенно урезанные полномочия, и соответственно финансирование. Реальное управление городским хозяйством на местном уровне осуществляет региональная исполнительная власть — Правительство Москвы — через систему территориальных органов: префектур (на уровне административных округов) и управ (на уровне муниципальных образований). Депутаты избирают главу муниципального округа, однако реальной властью на уровне района обладает управа и назначаемый исполнительной властью региона ее глава.
Отбор и утверждение будущих «административных» кандидатов обычно проводится в течении зимы, а с начала весны начинается видимый этап предварительной агитационной кампании. Так, в апреле началось распространения районных газет с брендированным логотипом и названием «Мой район». Тогда же начали проводиться регулярные дворовые праздники и иные мероприятия с брендом программы мэра «Мой район», организаторами которых выступали будущие административные кандидаты.
Логотип предварительной кампании будущих административных кандидатов в газетах и визуальных материалах по форме совпадал с зарегистрированным логотипом многолетней городской программы благоустройства «Мой район». Заявку на регистрацию этого логотипа в качестве товарного знака подавала автономномное некоммерческое общество «Мой район» (АНО «Мой район»), созданное распоряжением Правительства Москвы в 2018 году. Непосредственным учредителем при этом является Департамент территориальных органов исполнительной власти.
После официального объявления муниципальных выборов во второй половине июня стартовал процесс выдвижения кандидатов. Этот этап не вызвал системных претензий к системе избиркомов.
Всего в 125 муниципальных образованиях выдвинулось 7323 кандидата. Без учета повторных выдвижений и выдвижения в разных районах пассивное избирательное избирательное право пытались реализовать 7002 граждан. Распределение по субъектам выдвижения см. в таблице 1.
«Административные» кандидаты на московских муниципальных выборах 2022 года были выдвинуты от партии «Единая Россия» (1261 кандидатов) и от РОО «Мой Район» (158 кандидатов), что полностью покрыло 1417 распределяемых в ходе выборов депутатских мандатов. Выдвижение через РОО «Мой Район» в основном происходило в оппозиционных избирательных округах 26 районов, где на прошлых выборах оппозиция показала сильные результаты.
Таблица 1. Выдвижение и регистрация кандидатов
* с учетом множественного выдвижения кандидатов (дублирование выдвижения кандидатов внутри муниципального округа: 2% для самовыдвиженцев и менее 1% для партий. Множественность выдвижения кандидатов в разных районах одновременно в заметном количестве встречается среди кандидатов КПКР, РПСС и самовыдвиженцев)
** количество зарегистрированных кандидатов на момент начала голосования
*** процент зарегистрированных кандидатов от числа выдвинувшихся (для данного субъекта)
Наиболее полно команды административных кандидатов выдвигались через РОО «Мой Район» в оппозиционных избирательных округах районов Дорогомилово, Крылатское, Кунцево, Можайский, Очаково-Матвеевское, Проспект Вернадского, Раменки, Тропарево-Никулино, Филёвский парк, Фили-Давыдково Западного административного округа, районах Академический, Гагаринский, Коньково, Ломоносовский, Обручевский, Черемушки Юго-Западного административного округа, районах Молжаниновский и Ховрино Северного административного округа, а также в районе Куркино Северо-Западного округа. Перед началом избирательной кампании в Москве традиционно проводилось широкое социологическое исследование настроений избирателей, что в совокупности с результатами муниципальных выборов 2017 года определило выбор таких районов и избирательных округов.
В соответствии с Избирательным кодексом города Москвы, частями 2, 3 статьи 7 Закона города Москвы «О Московской городской избирательной комиссии», решением Московской городской избирательной комиссии от 18 июня 2021 года № 150/1 «О назначении дополнительных выборов депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам» Московская городская избирательная комиссия утвердила Календарный план мероприятий по финансированию дополнительных выборов депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам 19 сентября 2021 года (приложение).
Таблица 2. Календарный план мероприятий по финансированию дополнительных выборов
| № п/п | Содержание мероприятия | Срок исполнения | Исполнители |
| 1 | Распределение средств бюджета города Москвы, выделенных на подготовку и проведение выборов | Июль | Московская городская избирательная комиссия |
| 2 | Опубликование предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата | Не позднее 7 июля | Московская городская избирательная комиссия |
| 3 | Регистрация уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам | В течение пяти дней со дня поступления документов о назначении уполномоченных представителей кандидата по финансовым вопросам | Окружные избирательные комиссии |
| 4 | Открытие специального избирательного счета кандидата для формирования своего избирательного фонда | После письменного уведомления о выдвижении кандидата и до представления документов для его регистрации | Кандидаты |
| 5 | Создание собственного избирательного фонда | После письменного уведомления о выдвижении кандидата и до представления документов для его регистрации | Кандидаты |
| 6 | Представление в окружную избирательную комиссию итогового финансового отчета и прилагаемых к нему документов | Не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов | Кандидаты |
| 7 | Передача в средства массовой информации копий финансовых отчетов кандидатов | Не позднее чем через пять дней со дня их получения | Окружные избирательные комиссии |
| 8 | Направление в средства массовой информации (в т.ч. указанные в части 14 статьи 46 Избирательного кодекса города Москвы) сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов | Не реже одного раза в месяц | Окружные избирательные комиссии |
| 9 | Возврат жертвователю добровольного пожертвования, внесенного с нарушением Избирательного кодекса города Москвы | В течение 10 дней со дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет | Кандидаты |
| 10 | Перечисление в доход бюджета города Москвы пожертвований, внесенных анонимными жертвователями | В течение 10 дней со дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет | Кандидаты |
| 11 | Перечисление неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, пропорционально вложенным средствам (за вычетом расходов на пересылку) | После дня голосования и до предоставления итогового финансового отчета | Кандидаты |
| 12 | Перечисление денежных средств, оставшихся на специальном счете избирательного фонда кандидата, в доход бюджета города Москвы | После 17 ноября | Филиалы публичного акционерного общества «Сбербанк России» |
| 13 | Представление в вышестоящую территориальную избирательную комиссию отчета о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы, выделенных соответствующей участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов | Не позднее 29 сентября | Участковые избирательные комиссии |
| 14 | Представление в Московскую городскую избирательную комиссию отчета о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы, выделенных соответствующей территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов | Не позднее 9 октября | Территориальные избирательные комиссии |
| 15 | Представление в Московскую городскую избирательную комиссию отчета о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы, выделенных соответствующей окружной избирательной комиссии на проведение выборов, а также сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов | Не позднее чем через 40 дней со дня официального опубликования данных о результатах выборов в одномандатном избирательном округе | Окружные избирательные комиссии |
| 16 | Представление в Московскую городскую Думу и передача в средства массовой информации отчета о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы, выделенных на проведение выборов, а также сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов | Не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов | Московская городская избирательная комиссия |
Кандидат обязан создать свой собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании.
Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату.
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды в период после письменного уведомления избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации.
Кандидат открывает специальный избирательный счет для создания своего избирательного фонда в филиале Сбербанка после получения в избирательной комиссии разрешения на открытие счета.
Специальный избирательный счет открывается лично кандидатом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата.
Кандидат не позднее трех дней со дня открытия специального избирательного счета сообщает в избирательную комиссию реквизиты открытого специального избирательного счета.
Плата за услуги банка по открытию специального избирательного счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на специальном избирательном счете, проценты банком не начисляются и не выплачиваются.
Кандидат обязан закрыть специальный избирательный счет до дня представления итогового финансового отчета в избирательную комиссию.
Все финансовые операции по специальному избирательному счету кандидата, за исключением возврата в избирательный фонд неизрасходованных средств и зачисления на указанный счет средств, перечисленных до дня голосования, прекращаются в день голосования.
После дня голосования продление срока проведения операций по специальным избирательным счетам кандидатов осуществляется филиалом Сбербанка по письменному извещению соответствующей избирательной комиссии.
Соответствующая избирательная комиссия на основании ходатайства кандидата вправе дать письменное разрешение на продление срока проведения операций по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до даты прекращения операций по соответствующему специальному избирательному счету, при условии представления кандидатом соответствующих документов, обосновывающих необходимость такого продления, но не более чем на 15 дней после даты прекращения операций.
Неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, в течение 15 дней после дня голосования кандидат обязан перечислить гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, пропорционально вложенным ими средствам.
Возврат денежных средств производится в следующем порядке: кандидат сначала определяет в процентах долю каждого поступления (включая и внесенные собственные денежные средства) в избирательный фонд и, приняв неизрасходованные денежные средства за 100 процентов, высчитывают в абсолютных цифрах (до одного рубля) суммы возврата исходя из доли каждого поступления, затем перечисляет данные денежные средства гражданам и юридическим лицам.
Остаток неизрасходованных средств, которые не могут быть возвращены жертвователям в указанном порядке, подлежит перечислению в доход соответствующего местного бюджета.
2.2. Особенности финансирования избирательных кампаний кандидатов-самовыдвиженцев
Самовыдвижение кандидата производится путем подачи письменного заявления о согласии баллотироваться и иных документов в избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата.
Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно выдвинут избирательным объединением на одних и тех же выборах.
При самовыдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию должны быть представлены следующие документы:
1) заявление кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата;
2) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных ЦИК России) или иного документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная кандидатом;
3) документ о принадлежности кандидата к политической партии либо не более чем одному иному общественному объединению;
4) копия документа о профессиональном образовании кандидата, подтверждающего сведения, указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, заверенная кандидатом. Если у кандидата нет профессионального образования, это обстоятельство указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться («нет», «отсутствует»);
5) копия трудовой книжки, либо выписка из трудовой книжки, либо сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, или иные документы для подтверждения сведений об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (в соответствии со статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации), а при отсутствии основного места работы или службы — копии документов, подтверждающих сведения о роде занятий кандидата (о деятельности, приносящей ему доход или о статусе неработающего кандидата (пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования образовательной организации), домохозяйка (домохозяин), временно неработающий);
6) справка (копия документа) из законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования об исполнении кандидатом обязанностей депутата на непостоянной основе, если эти сведения кандидат указал в заявлении о согласии баллотироваться;
7) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, — копии соответствующих документов;
8) две фотографии (цветные или черно-белые, на глянцевой или на матовой бумаге, размером 3×4 см, без уголка), на которых с обратной стороны указываются фамилия и инициалы кандидата.
Окружная избирательная комиссия регистрирует факт получения ею от кандидата указанных документов и выдает кандидату письменное Подтверждение получения документов. Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов.
После приема документов кандидату выдается разрешение на открытие специального избирательного счета, либо кандидат пишет заявление об отказе финансирования своей избирательной кампании.
Все документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в окружную избирательную комиссию.
Для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу в окружную избирательную комиссию наряду с ранее представленными документами по выдвижению (самовыдвижению) кандидата, должны быть представлены лично кандидатом, в случае если кандидат на выборах депутатов представительного органа муниципального образования со средней нормой представительства избирателей не более одной тысячи не представлял заявление об отказе финансирования своей избирательной кампании, и комиссия выдала ему разрешение на открытие специального избирательного счета:
1) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении;
2) первый финансовый отчет по установленной Избирательной комиссией форме. К первому финансовому отчету прилагается выданная филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» выписка (справка) об остатке денежных средств на специальном избирательном счете.
После приема документов, представленных для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу, ему выдается соответствующее Подтверждение получения документов. Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов.
В случае выявления факта отсутствия какого-либо из необходимых документов или их ненадлежащего оформления в Подтверждении об этом делается соответствующая отметка.
2.3. Риски в сфере обеспечения финансирования избирательных кампаний и пути их устранения
Избирательное законодательство Российской Федерации ограничивает размер собственных средств в процентах от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда. Для кандидатов в Президенты Российской Федерации согласно п. 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» это составляет 10%, при повторном голосовании — 15%.[1]
Для политической партии сумма расходов таких средств согласно п. 2 ст. 71 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не более 50%[2].
Граждане, жертвующие средства в избирательный фонд осуществляют такое пожертвование непосредственно (лично) на специальный счет через отделение связи, кредитную организацию Российской Федерации из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Когда граждане делают добровольное пожертвование, платежный документ должен содержать слово «пожертвование» следующие сведенья о жертвующем: имя гражданина; фамилия гражданина; дата рождение гражданина; адрес гражданина; номер телефона гражданина; паспортные данные или данные иного документа, заменяющего паспорт.
В случае если жертвующим лицом является организация, то такое пожертвование производятся строго безналичным способом. По запросу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и по запросу кандидатов или компетентных представителей по финансовым вопросам политической партии отделение Сбербанка России обязан представлять заверенные копии первичной финансовой отчетности, подтверждающей получение и расходование средства из избирательного фонда в течение 3 дней, а за 3 дня до дня выборов – немедленно.
Российский законодатель создал определённые ограничения в сфере участия в финансовой поддержке кандидатов и политических партий для определенной категории лиц. Указанные ограничение установлены нормой п. 6 ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[3].
Таким образом, выделяют следующие группы, возможности которых ограничены в рассматриваемом аспекте:
- ввиду приоритета национальных интересов иностранным и международным лицам и организациям запрещено принимать участие в финансировании кандидатов, политических партии и объединений на территории Российской Федерации, а также их деятельности.
- ввиду принципа равенства участников, рассматриваемых правоотношений, запрещено участие в финансировании кандидатов, политических партий и объединений публично-правовым лицам;
- ввиду иных обстоятельств различного рода ограничения наложены на отечественные организации и граждан Российской Федерации (например, действия, влекущие за собой признание жертвующего лица анонимным).
- ввиду приоритета национальных интересов действует запрет на внесение денежных сумм на счета кандидатов, политических партий, а также объединений избирателей в отношении некоммерческих организаций, получившим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования денежные средства от иностранных лиц.[4]
Имеющиеся ограничения, таким образом, отражают государственные и иные интересы в рассматриваемой сфере и представляют собой международный стандарт финансирования избирательного характера. Представленные ограничения являются своеобразным фактором, производным от принципа невмешательства в выборный процесс. В доктрине отмечается, что одной из ключевых проблем современного избирательного процесса выступает необходимость противодействия политическому экстремизму, обусловленному иностранным спонсированием политических сил в государстве.
Представленная проблема напрямую коррелирует проблеме реализации национального интереса и принципа демократии так как спонсор и спонсируемы посягают на основы конституционного строя и обеспечения национальной безопасности.
Следует отметить, что правовое регулирование организации и проведения выборов должно быть направлено на обеспечение законности финансирования избирательной кампании. Указанное о связано с тем, что в период выборов операции с денежными средствами и иным имуществом отдельных кандидатов и политических партий нередко сопряжены с отмыванием доходов, полученных преступным путем или в результате взносов экстремистских организаций.
В избирательной практике даже появилось понятие «выстраивать очередь», под которым понимают один из способов создания избирательного фонда, при котором практически невозможно установить, а тем более доказать, что вносимое гражданином пожертвование предварительно было вручено ему специально для этих целей.[5]
Еще одна проблема в финансировании кампании — это использование «административных ресурсов». Например, неправомерное использование служебного автомобиля во время выборов. Конечно, приведенный выше пример не самый амбициозный с точки зрения незаконного финансирования избирательных кампаний. Некоторые кандидаты получают от частных лиц, корпораций или их филиалов для финансирования избирательных штабов или общественных приемных различное оборудование для организации работы «штаба».[6]
Специалисты и сотрудники соответствующих компаний привлекаются к выполнению определенных задач, связанных с кампанией. Все это так называемые каналы «черного финансирования», и, к сожалению, даже жесткими санкциями их невозможно полностью остановить. Таким образом, в настоящее время можно отметить существование множества проблем финансирования избирательных фондов избирательных объединений и кандидатов, что обуславливается стремление законодателя ввести конкретные ограничения и запреты.
Система финансирования избирательных кампаний и политических партий в Российской Федерации прописана на законодательном уровне довольно подробно, однако проведенный анализ показывает, что существует значительный разрыв между нормами и реальной практикой их применения. Тем более, что и само законодательное регулирование может серьезно отличаться от региона к региону и, как правило, не в лучшую сторону в сравнении с нормами, принятыми на федеральном уровне. Кроме того, зачастую даже прямо прописанные в законодательстве нормы могут просто не выполняться. Например, финансовую отчетность, которую избирательные комиссии обязаны публиковать на своих официальных сайтах, нередко просто невозможно там найти.
Ситуация усугубляется тем, что официальная отчетность во многих случаях значительно искажена и мало соответствует действительности: огромная часть средств, привлеченных для финансирования политических кампаний, просто не отображается в официальных отчетах. При этом органы, организующие выборы не имеют никаких реальных полномочий для эффективного контроля над такими поступлениями – этим должны бы заниматься следственные органы. Фактически на сегодняшний день единственным методом борьбы с этим явлением, на эффективность которого можно хоть сколько-нибудь надеяться, остается повышение предельных размеров пожертвований и размеров избирательных фондов. Кроме того, следует рассмотреть возможность облегчения отчетности по расходованию средств политическими акторами.
На наш взгляд, в интересах избирателей фокус контроля должен быть смещен с расходов политических партий и кандидатов на источники поступления этих средств, тем более что именно они и представляют реальную проблему и вызывают неподдельный интерес со стороны избирателей, представителей экспертного сообщества и СМИ.
Источники даже официальных поступлений финансовых средств в фонды партий и кандидатов действительно не всегда можно установить. Это связано как с особенностями российского законодательства, так и сложившейся практикой пожертвований через подставных лиц.
Однако самой большой проблемой на сегодня является использование административного ресурса и непрямой государственной поддержки конкретным политическим силам. Такая поддержка осуществляется за счет публичных средств, из кармана налогоплательщиков. Она может заключаться в формировании искаженной информационной картины через СМИ, подконтрольные государству или отдельным должностным лицам, в покупке услуг политических консультантов и социологов за бюджетный счет или ином использовании должностного положения вплоть до прямого участия должностных лиц в агитационных мероприятиях или оказании давления на избирателей, кандидатов или членов избирательных комиссий. Такое нарушение принципа политического нейтралитета публичных должностных лиц ведет к серьезнейшему искажению всего политического поля и является очевидным проявлением политической коррупции.
К сожалению, очевидно, что для изменения этой ситуации недостаточно поправок в существующее законодательство. Гораздо важнее наличие политической воли, потребности самих лиц, формирующих правила игры, изменить сложившуюся удручающую ситуацию. Однако возникновение такой потребности возможно лишь при наличии четко артикулированного общественного запроса и соответствующего давления «снизу», со стороны самих граждан.
С учетом всего вышесказанного представляется возможным внести ряд рекомендаций для решения сложившихся сегодня в рассматриваемой сфере проблем:
- Больше внимания уделить выявлению административного ресурса и теневого бюджетного финансирования и борьбе с ним. Для этого может потребоваться пересмотреть функции и полномочия избирательных комиссий вплоть до разделения функций организации выборов и финансового контроля. В мировой практике наработан большой опыт и разные способы реализации этой идеи. Например, в ряде стран, включая Норвегию, Великобританию, Францию, Бельгию и др., для этих задач создан специальный орган, занимающийся проверкой финансовой отчетности партий и кандидатов. Примерно так же работает система в США, где Федеральная избирательная комиссия занимается только проверкой финансовых отчетов. Другой моделью является возложение функций финансового контроля над соблюдением установленных правил и запретов на органы государственного аудита (такие полномочия есть у соответствующих органов в Австрии, Исландии и Израиле). На наш взгляд, такой подход позволит избирательным комиссиям сосредоточиться исключительно на организации выборов, а финансовый контроль будет осуществляться более профессионально;
- Внедрить в российское законодательство понятие «бенефициарного собственника» («конечного собственника») компании, которое позволит окончательно закрыть возможность для финансирования российских избирательных кампаний иностранными лицами или компаниями с государственным участием, а также не допустить обхода запретов на предельные пожертвования со стороны крупных холдинговых компаний;
- Увеличить предельные размеры избирательных фондов и пожертвований в них в тех случаях, где они излишне занижены. Это приведет к выводу значительной части «политических» денег из тени;
- Обязать некоммерческие организации, оказывающие финансовую поддержку партиям или кандидатам, раскрывать обществу информацию о собственных жертвователях (название компании или имя физического лица, индивидуальный номер налогоплательщика, регион, сумму пожертвования). Публиковать такие отчеты на сайте Министерства юстиции Российской Федерации;
- Установить запрет на пожертвования со стороны получателей государственных контрактов и различных форм государственной поддержки (субсидий, грантов и т.д.);
- Создать механизмы стимулирования финансовой поддержки партии со стороны их членов и рядовых граждан. Например, внести поправки в Налоговый кодекс, позволяющие гражданам направлять часть уплаченного НДФЛ (не более 1%) на поддержку конкретной общественной организации, в том числе политической партии. Это, кроме того, позволит отказаться от государственного финансирования крупных партий. В случае сохранения официальной государственной поддержки политических партий следует увязать ее не только с количеством голосов, полученных на федеральных выборах, но, прежде всего, с выполнением определенных критериев, подталкивающих партии к развитию (например, количество депутатов местного уровня, соблюдение гендерного баланса в списках кандидатов и т.п.);
- Создать единую общедоступную базу данных спонсоров кандидатов и политических партий всех уровней. Публиковать в машиночитаемом виде все финансовые отчетные документы региональных отделений и кандидатов-«одномандатников» на выборах в Госдуму на сайте Центральной избирательной комиссии по единым стандартам, включая обязательное опубликование индивидуального номера налогоплательщика юридических лиц-жертвователей.
Заключение
Из рассмотренных соответствий международного и российского избирательного права, можно сделать вывод о том, что российское избирательное законодательство в целом соответствует общепризнанным нормам о демократических выборах. Однако подобные выводы следует относить только к наиболее общим и основополагающим принципам, не затрагивая национальные особенности избирательного законодательства каждой страны, включая Российскую Федерацию.
Финансирование избирательных кампаний представляется как совокупность действий, заключающихся в предоставлении каких-либо материальных средств или финансов организаторам и участникам избирательного процесса в целях обеспечения надлежащей организации и проведения выборов, а также формирования и функционирования избирательных кампаний партий и кандидатов в президенты.
Необходимо отметить высокую необходимость постоянного усовершенствования российского законодательства в вопросах финансирования избирательных кампаний, разработку инновационных правовых средств, препятствующих совершению преступлений в данной сфере. Одним из важнейших направлений в деятельности законодателя на данный момент, как нам кажется, является установление определенной правовой и организационной системы, защищающей проведение избирательных кампаний от воздействия лиц, представляющих бизнес и участвующих в финансировании избирательных кампаний с целью лоббирования своих интересов, а также разработка правового инструментария, позволяющего гражданам Российской Федерации получать достоверную и полную информацию об источниках финансирования той или иной избирательной кампании.
Российское законодательство также содержит ряд ограничений по источникам финансирования предвыборных кампаний. В частности, федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. От 05.04.2016 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит запреты для определенного круга лиц и организаций, которым нельзя вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума.
В соответствии с Законом города Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» Московская городская избирательная комиссия по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва определяет порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов в органы местного самоуправления в городе Москве.
Следует отметить, что правовое регулирование организации и проведения выборов должно быть направлено на обеспечение законности финансирования избирательной кампании. Указанное о связано с тем, что в период выборов операции с денежными средствами и иным имуществом отдельных кандидатов и политических партий нередко сопряжены с отмыванием доходов, полученных преступным путем или в результате взносов экстремистских организаций.
Список литературы
- Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 45.
- Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. № 6. 2003. № 6.
- Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 23.05.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002–№ 24. – Ст. 2253.
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция). – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/ (Дата обращения 08.04.2023).
- Алексеев Р. А. Избирательная система как фактор становления и развития российской демократии (сравнительное политико-правовое исследование): монография / Р.А. Алексеев. М.: ИНФРА-М, 2021. С. 70.
- Босова Е. Н. Об одной проблемной сфере развития российского избирательного права в свете современного международного права // Евразийский юридический журнал. 2017. № 11(114). С. 32–34.
- Досакаев А.Б. Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. –2019. – № 1. – С. 17–20.
- Глечян С.А. Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации // Новый юридический вестник. – 2021. – № 1 (25). – С. 17–18.
- Городецкая Е. А. Международные избирательные стандарты как гарантия избирательных прав граждан: имплементация в национальное законодательство на примере Приднестровья // Избирательное законодательство и практика. 2020. № 3. С. 24–28.
- Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебное пособие / М.С. Савченко, Т.Ю. Дьякова [и др.]; под общей редакцией М.С. Савченко. Краснодар: КубГАУ, 2018. — С. 40.
- Избирательное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К.К. Гасанов [и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, К.К. Гасанова, Е.Н. Хазанова. Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — С. 278.
- Избирательные процессы в России: система комиссий, стандарты, технологии: учебно-методическое пособие / В. В. Бакушев. — Москва: Реал Принт, 2019. — 344 с.
- Козлова К. О., Круглова Д. С., Николаева Е. В. Международные стандарты в российском избирательном праве // Избирательная система Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра: мат. межрег. науч.- прак. сем. (Санкт-Петербург, 5 дек. 2018 г.) / редкол.: Седлецкая Т. В. (отв. ред.) [и др.] / СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), 2019. 126 с. С. 74–76.
- Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017) // СПС КонсультантПлюс.
- Тавадов, Г.Т. Политология: Учебник для студентов вузов. Москва, 2019. — С. 345.
- Финансирование политических партий и избирательных кампаний. Руководство по финансированию политической деятельности. — Стокгольм: International Institute for Democracy and Electoral Assistance, 2016. — С. 13, 53.
- Худолей Д. М. Международные источники избирательного права и процесса // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты: сб. ст. / редкол.: Елохов А. М. (пред.) [и др.] / Пермь, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Западно-Уральский институт экономики и права», 2014. С. 213–221.
- Цахоева О. Ч. К вопросу об имплементации норм международного избирательного права в законодательство России // Актуальные проблемы права: сб. ст. / редкол.: Койбаева Б. Г., Зураев А. М. [и др.] / Владикавказ, Северо-кавказский горно-металлургический институт, 2019. С. 328–331.
- Чучелина Н.Н. Основы финансирования избирательных кампаний в Российской Федерации // Право и власть. – 2002. – № 3. – С. 50–59.
- Шевердяев С.Н. Особенности имплементации международных антикоррупционных стандартов финансирования избирательных кампаний (на примере России) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2022. № 4. С. 3–25.
Страницы: 1 2
