Глава 2 Анализ политики импортозамещения в условиях реализации Энергетической стратегии России
2.1 Анализ и алгоритмы оценки показателей импортозамещения
Импортозамещение, по своей сути, может быть реализовано в двух основных направлениях:
1) прямая замена импортной продукции ее отечественными аналогами;
2) производство в РФ товаров, которые ранее только импортировались.
Второе направление представляет собой процесс локализации производства. Локализация представляет процесс покупки технологии и внедрение ее на отечественных предприятиях.
Кроме данного типа локализации возможно также
1) создание дочернего российского предприятия;
2) создание совместного предприятия с российским производителем.
Кроме того, для реализации политики импортозамещения в части локализации производства государством предусмотрены и другие режимы, которые позволяют преодолевать определенные ограничения в планах закупок, а также предоставляют определенные налоговые льготы. Сюда относятся[1]:
— Специальный инвестиционный контракт (СПИК);
— Региональный инвестиционный проект (РИП);
— Индустриальный парк;
— Промышленный кластер.
Если говорить об общих макроэкономических показателей импортозамещения, то наиболее общим является показатель отношения стоимости импорта за определенный временной период к ВВП, который выражается в процентах. Его анализ в динамике показывает снижение или рост зависимости от импорта.
Также используется индекс импортозамещения, рассчитываемый как отношение прироста продаж отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке к приросту спроса внутреннего рынка является громоздким и не позволяет получить комплексную оценку, поскольку он предполагает полную взаимозаменяемость соответствующих видов отечественной и импортной продукции, хотя в реальной действительности, это не всегда так.
Например, производится и поставляется за границу оборудование для переработки пластика одной мощности, а импортируется аналогичное изделие другой мощности, которое в стране не производится. Поэтому данный индекс может применяться только к товарам, однородным по своим характеристикам (продовольствие) и, по сути, неприменим к такой отрасли как электроэнергетика.[2]
Еще одним показателем импортозамещения является коэффициент самообеспеченности товарами. Данный коэффициент характеризует производство конкретного вида продукции за определенный промежуток времени. Коэффициент рассчитывается по следующей формуле на основе не стоимостных, а натуральных показателей[3]:
=(П−Э)/П−Э+И×100, где
где П – производство, тонн;
Э – экспорт, тонн;
И – импорт, тонн.
По данной формуле можно рассчитать импортозамещение продукции за какой-либо промежуток времени по следующей формуле:
Δ= − 0, где
– показатель импортозамещения в отчетном периоде;
0 – показатель импортозамещения в базовом периоде.
Обратным показателем импортозамещения является показатель импортозависимости, он рассчитывается по следующей формуле[4]:
=И/(П−Э+И)×100, где
П – производство, тонн;
Э – экспорт, тонн;
И – импорт, тонн.
Сумма показателей и должны равняться 100%, т.е. при правильном расчете достигается баланс между импортозамещением и импортозависимостью, что можно выразить следующим уравнением[5]:
+=100
Минэкономразвития РФ использует коэффициент сбалансированности торгового оборота, который представляет собой отношение сальдо торгового баланса к внешнеторговому обороту, но не для внешней торговли в целом, а для отдельных товарных групп.
Значение коэффициента может варьировать от 0% до 100%. Положительное значение коэффициента показывает, что экспорт преобладает над импортом. Соответственно, при его отрицательном значении преобладает импорт. Нулевое значение коэффициента означает равенство экспорта и импорта.
Расчет данного коэффициента несбалансированности торгового оборота осуществляется по следующей формуле[6]:
[(−)/(+)]∗100, гдеE − экспорт, тонн;
I − импорт, тонн.
Данный коэффициент используется для получения представления о реализации процессов импортозамещения в разрезе товарных групп. Значение данных коэффициентов в разрезе отдельных товарных групп представлены на сайте ФТС РФ[7]. При этом, в электроэнергетике основным спросом пользуются машины оборудование (трансформаторы, измерительные приборы, шунтирующие реакторы и многое другое).
Именно по этой товарной группе (машины и оборудование) значения коэффициента несбалансированности было отрицательным (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 Значения коэффициента несбалансированности по группе машины и оборудование за 1998 – 2017 гг.
Товарная группа | Коэффициент сбалансированности внешнеторгового оборота | ||||
1998 | 2008 | 2012 | 2015 | 2017 | |
Машины и оборудование, их части | -46,1 | -76,5 | — 77,5 | -71,5 | -72,2 |
Как видно из таблицы, данный коэффициент для машин и оборудования, часть из которых используются в энергетической отрасли, находится на очень низком уровне. Многие эксперты связывают такое положение дел с технологической отсталостью промышленной базы для производства машин и оборудования в РФ. В этих условиях основным направлением импортозамещения может быть именно локализация производства с использованием западных технологий.
По данным Минэнерго (презентация за 2016 год[8], данные за другие периоды на официальном электронном ресурсе министерства отсутствуют) для оценки импортозамещения использует показатель процентной доли импортного оборудования в ее общем количестве. Эти данные следующие (см. таблицу 2.2)
Таблица 2.2 Доля оборудования иностранного производства, эксплуатируемого на объектах электроэнергетики. Источник: Минэнерго РФ[9]
Как видно из приведенных в таблице данных, доля импортного оборудования таких объектов как газовые турбины и трансформаторы составляет более половины всего используемого оборудования. Доля импортного оборудования других объектов электроэнергетики также чрезвычайно высока и составляет в среднем более 30%.
В годовом отчете ПАО «ФСК ЕЭС» при этом фигурируют куда более радужные цифры. При этом используется показатель доли закупок отечественного оборудования в общем объеме закупок. Как мы понимаем, под отечественным оборудованием подразумевается также оборудование и иностранное, но с достаточной степенью локализации производства в РФ (см. рисунок 2.1)
Рисунок 2.1 – Доля закупок отечественного оборудования в общем объеме закупок ПАО «ФСК ЕЭС». Источник: годовые отчеты ПАО «ФСК ЕЭС»[10]
Существуют и другие показатели оценки импортозамещения. Они обобщены в таблице 2.2.[11]
Таблица 2.2 Показатели оценки эффективности реализации политики импортозамещения
Показатель | Методика расчёта | |
На микроуровне | ||
Коэффициент импортозависимости производства натуральный | Удельный вес наименований импортных деталей (видов сырья), необходимых для производства промышленного товара, в общем количестве наименований деталей (видов сырья) | |
Коэффициент импортозависимости производства стоимостный | Отношение общей стоимости импортных деталей (сырья) к общей стоимости всех деталей (сырья), формирующих калькуляционную стоимость изделия | |
Фактический коэффициент импортопокрытия натуральный | Соотношение количества отечественных деталей (видов сырья и материалов), используемых для производства промышленного изделия, количества импортных деталей (видов сырья и материалов) | |
Фактический коэффициент импортопокрытия стоимостной | Соотношение стоимости отечественных деталей (видов сырья и материалов), используемых для производства промышленного изделия, и стоимости импортных деталей (видов сырья и материалов) | |
Потенциальный коэффициент импортопокрытия фактический | Соотношение количества отечественных деталей (видов сырья и материалов), возможных к замене при производстве промышленного изделия, и количества импортных деталей (видов сырья и материалов) | |
Потенциальный коэффициент импортопокрытия стоимостной | Соотношение стоимости отечественных деталей (видов сырья и материалов), возможных к замене при производстве промышленного изделия, и стоимости импортных деталей (видов сырья и материалов) | |
Коэффициент импортозамещения натуральный | Соотношение количества отечественных деталей (видов сырья и материалов), используемых для производства промышленного изделия, и общего количества деталей (видов сырья и материалов) | |
Коэффициент импортозамещения стоимостной | Соотношение стоимости отечественных деталей (видов сырья и материалов), используемых для производства промышленного изделия, и общей стоимости деталей (видов сырья и материалов) | |
На макро- и мезоуровне | ||
Коэффициент импортной нагрузки | Соотношение объёма импорта данного вида промышленной продукции и величины ВВП | |
Коэффициент импортного приоритета | Соотношение темпов изменения импорта данного вида промышленной продукции и темпов изменения экспорта данного вида промышленной продукции | |
Коэффициент импортозамещения | Соотношение стоимости отечественных ресурсов (трудовых, финансовых, материально-технических и пр.), используемых для производства промышленного изделия, и общей стоимости ресурсов | |
Коэффициент ценового превосходства внешней торговли | Соотношение экспортных и импортных цен на данный вид промышленного товара | |
Индекс промышленного производства стоимостной | Соотношение стоимости произведённой промышленной продукции в 2020 г. и стоимости произведённой промышленной продукции в 2016 г. | |
Индекс промышленного производства натуральный | Соотношение количества произведённой промышленной продукции в 2020 г. и количества произведённой промышленной продукции в 2016 г. | |
Инвестиционный индекс | Соотношение объёма инвестиций в основной капитал предприятий и организаций в 2020 г. и объёма инвестиций в основной капитал предприятий и организаций в 2016 г. | |
Объём экспорта во внешнеторговом обороте | Соотношение объёма экспорта во внешнеторговом обороте в 2020 г. и объёма экспорта во внешнеторговом обороте в 2016 г. | |
Объем инвестиций предприятий, получивших меры господдержки на импортозамещ. видов продукции за 2015–2020 гг. | Соотношение объёма инвестиций предприятий, получивших меры государственной поддержки на освоение импортозамещающих видов продукции за 2015–2020 года и общего объёма инвестиций в основной капитал предприятий | |
Индекс специализации | Соотношение объёма экспорта отдельных групп товаров (лидеров) и общего объёма экспорта товаров | |
Индекс импортозависимости | Соотношение объёма импорта отдельных групп товаров (лидеров) и общего объёма импорта товаров | |
Алгоритм оценки показателей импортозамещения проиллюстрирован на рисунке 2.2[12]
Рисунок 2.2 – Алгоритм последовательности действий в процессе принятия решения о целесообразности реализации проектов импортозамещения в промышленности
Реализация концепции импортозамещения в реальном секторе промышленности базируется на структурно-иерархическом представлении процесса управления инновационным потенциалом микро- и макроуровне, а также на вложенности и взаимозависимости оценок эффективности проектов по производству продукции, способной замещать импортные аналоги на каждом из обозначенных уровней.
С целью исполнения требований Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р)[13], Стратегии развития энергетического машиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года (утв. приказом Минпромторга России от 22.02.2011 № 206)[14], а также поручений протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 08.04.2011 № ВП-П9-20пр, в ОАО «ФСК ЕЭС»[15] разработана и реализуется Программа импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем (далее — Программа). Одной из задач Программы является развитие на территории Российской Федерации производств электротехнического оборудования, материалов и систем, позволяющих заменить своей продукцией аналогичные изделия зарубежного производства.
В рамках исполнения Программы в ОАО «ФСК ЕЭС» практикуется заключение соглашений с производителями электротехнической продукции, предусматривающих, в частности, локализацию ее производства на территории Российской Федерации.
Для этих целей, в частности, была разработана Методика оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации. Как было указано выше, локализация производства импортного оборудования является, возможно, одним из самых перспективных направлений импортозамещения высокотехнологичной продукции, потребителями которой является также и энергоотрасль ввиду существенного технологичного отставания отечественной промышленной базы. В связи с чем, представляется важным кратко рассмотреть также и порядок расчета показателей локализации для производств, потребителями которых является энергетика.
Согласно методики фактический уровень локализации (УЛфакт) рассчитывается из трех факторов:
— уровня локализации производства (УЛ_пр);
— коэффициента науки (К_н);
— коэффициент сервиса(К_с).
При этом формула расчета фактического уровня локализации имеет следующий вид[16]:
УЛфакт = УЛ_пр × К_н × К_с
Ул_пр определяется в процентах как отношение приобретенных (импортированных) готовых изделий и стоимости выполненных работ на территории РФ.
К _н учитывает интеллектуальную составляющую производственного процесса (уровень наукоёмкости производства и локализации компетенций), определяется на основе прироста стоимости нематериальных активов предприятия.
К_с учитывает количество на территории РФ сервисных центров, обслуживающих выпускаемую продукцию.
Отметим, что существует и другие методы расчета локализации, которые применяются в других отраслях экономики РФ.
Локализация производства позволяет перенести часть создаваемой стоимости продукции в РФ, повышает энергетическую безопасность страны, а также сокращает технологический разрыв между отечественными производителями и мировыми лидерами.
На настоящий момент стоит задача повысить уровень локализации производства до 90%-100%. Хотя задача и амбициозная, она, как показывает практика, вполне выполнима. Например, ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» стремится увеличить локализацию до 90 %, чтобы получить возможность участвовать в программе модернизации энергомощностей в России (на данный момент уже достигнут уровень примерно 60 %).
2.2 Проблемы реализации политики импортозамещения
В условиях тройного шока – коронавирусного, нефтяного и санкционного – шансы России на реализацию программы импортозамещения, на наш взгляд, становятся труднореализуемыми. Но и до начала кризиса (коронавирусного и нефтяного) импортозамещение в стране зашло в тупик.
Рассмотрим основные проблемы на пути российского импортозамещения.
Технологическая примитивизация российской промышленности лишила значительную ее часть не только международной, но и внутренней конкурентоспособности. В частности, за 1994-2014 гг. доля отраслей пятого технологического уклада в России сократилась с 20% до 10% ВВП (в США — выросла с 50% до 60%), четвертого (машиностроение, приборостроение, органическая химия и пр.) — с 60 до 50%, шестого — не превысила 0,5% (в США достигла 6%). При этом доля третьего технологического уклада (добывающие отрасли, металлургия, строительство мегаполисов, доминировавшие в передовых странах во второй половине XIX в. в России выросла с 20 до 30% от ВВП, в США — составила менее 10%[17].
Негативные структурные сдвиги в инновационно-технологической сфере отбросили Россию на позиции СССР 1950-х. К началу 2010-х на долю России приходилось лишь 2,2% новых мировых исследований, а в инновационную деятельность были вовлечены только 6% научных организаций (в США — 75%). Менее 1% крупных российских компаний занимаются НИОКР (в США — 65%). В результате конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке с 1998 г. снизилась к 2010 г. в четыре раза.
При этом за 1998-2015 гг. доля импорта в станкостроении достигла 60%, в тяжелом машиностроении — 45%, в легкой промышленности — 40%, в радиоэлектронике — 58%, в фармацевтической и медицинской отраслях — 65%. Зависимость от ввоза транспортных средств выросла с 11,8 до 42,9%[18].
Из-за неинновационного развития российской экономики «цепь импортозависимости» берет начало в выпуске средств производства в базовых отраслях (четвертый технологический уклад), которые зависят от импорта в среднем на 60%, отрасли пятого уклада — на 70%, шестого — на все 100%.
Процесс импортозамещения в российской промышленности изначально попал в институциональные ловушки, поэтому попытки инициировать его административными методами (господдержка, прямые субсидии, запретительные пошлины, эмбарго) не принесли ожидаемого эффекта.
Одновременно, использование однобокой стратегии развития импортозамещения, ориентированной исключительно на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, чревато, прежде всего, утратой национальной промышленностью конкурентоспособности в связи с предоставлением ей национальными властями тепличных условий по сравнению с глобальной конкуренцией на мировых рынках. Кроме того, защита от внешней конкуренции позволяет крупным предприятиям занять доминирующее положение на внутренних рынках, что может привести к монополизации, необоснованному повышению цен и, как следствие, к ухудшению положения потребителей.
Примером неудачных протекционистских мер стала политика «импортозамещающей индустриализации», проводившаяся правительствами ряда стран Латинской Америки в 1950–1960-х гг. Если на первом этапе были достигнуты определённые успехи в развитии лёгкой и пищевой промышленности, то модернизация тяжёлой промышленности завершилась провалом, так как её продукция оказалась неконкурентоспособной по сравнению с импортными аналогами. В итоге произошёл отказ латиноамериканских стран от протекционистской политики. В конце 1960-х гг. был снижен уровень импортных пошлин, сокращены неэффективные производства, предприняты шаги к более тесной межгосударственной экономической интеграции.
В 1960-х гг. с аналогичными проблемами столкнулась китайская экономика, когда директивное создание малых металлургических предприятий в стране привело к переизбытку производства низкосортной стали и, соответственно, низкокачественной промышленной продукции, неконкурентоспособной на мировом рынке[19].
Неконкурентоспособность национальной продукции на внешних рынках имеет следствием существенное ограничение спроса на неё и, соответственно, снижение возможностей финансирования, что в ещё большей степени тормозит развитие отечественной промышленности.
Более эффективная стратегия импортозамещения 60-х гг. ХХ в. «новых азиатских индустриальных экономик» заключалась в сочетании внешнеторговых и налоговых механизмов по ограничению импорта с активным наращиванием экспортного потенциала, в том числе путём встраивания в технологические цепочки транснациональных компаний в качестве поставщиков комплектующих.
Использование такой стратегии позволило достичь существенного экономического роста в течение последовавших 30 лет. Ежегодные темпы прироста валового внутреннего продукта в тот период составляли 7–10%, что позволило в 3–4 раза сократить отставание от промышленно развитых стран Запада по основным макроэкономическим параметрам. Параллельно с активизацией экономической жизни решались социальные проблемы, в частности, был существенно снижен уровень бедности населения.
Успешная реализация экспортно-ориентированной стратегии предполагает не только активную государственную поддержку национальной промышленности, но и создание условий для интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, её открытость для иностранных инвестиций, включая локализацию на территории РФ иностранных производств[20].
В настоящее время вопросы разработки нормативной базы в области развития электротехнической промышленности, импортозамещения и локализации производства электротехнического оборудования решаются параллельно различными министерствами и ведомствами, зачастую фрагментарно и не согласованно друг с другом. Консолидированная позиция органов власти в данной области нередко не доводится до компаний ТЭК, что вынуждает их разрабатывать собственные нормативные документы и методологический аппарат. В результате отсутствует целостное единое видение перспектив развития отрасли.
С целью формирования единого центра компетенций в области развития отечественной электротехнической промышленности представляется целесообразным объединить усилия компаний ТЭК и других крупных потребителей электротехнического оборудования с целью выработки консолидированной позиции по вопросам развития электротехнической промышленности, синхронизации технических политик, программ инновационного развития и импортозамещения.
Эта деятельность позволит создать в стране новый институт развития, способный обеспечить участие инвесторов в реализации инновационных проектов, а также предоставить поддержку отечественным предприятиям в обеспечении доступа их продукции на мировые рынки. С точки зрения потребителей электротехнической продукции наличие этого института даст возможность снизить уровень внешнеэкономических и внешнеполитических рисков при реализации инвестиционных программ, что, в конечном счёте, укрепит энергетическую безопасность государства.
Фактором, препятствующим проведению импортозамещения является также недостаток финансирования, точнее – нехватка для этого достаточно дешевых и длинных кредитных ресурсов. Санкции, наложенные ЕС и США в адрес многих российских компаний, не позволяют осуществлять займы за рубежом, которые во многом выручали в прошлом[21].
В свою очередь, кредиты внутри России сейчас не очень выгодны: несмотря на постоянное и планомерное понижение ключевой ставки ЦБ, она, тем не менее, остается выше, чем в ЕС и США, а банковские кредиты в РФ, соответственно, дороже. Кроме того, в РФ отсутствуют необходимые кредитные ресурсы, они еще более уменьшились в связи с падением цен на нефть.
Также на западных рынках было возможно привлекать долевое финансирование с помощью IPO на западных биржах, на российских биржах ввиду относительной неразвитости этих площадок и опять же отсутствия российских инвесторов такая возможность представляется сомнительной. Развивать, а тем более создавать с нуля производство с рентабельностью, превышающей кредитные платежи коммерческим банкам на таких условиях, весьма проблематично.
Другая проблема, которая сопровождает импортозамещение в России, – это недостаток квалифицированных кадров в целом ряде производств. Отрицательную роль сыграла так называемая утечка мозгов – процесс массовой эмиграции, при которой из страны по экономическим, политическим, религиозным или иным причинам уезжали учёные, специалисты, квалифицированные рабочие.
По утверждению бывшего министра образования и науки Д. Ливанова, за период с 1989 по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, еще 30 тысяч докторов и кандидатов наук работают за рубежом по временным контрактам и «это наиболее востребованные ученые, находящиеся в продуктивном научном возрасте». А согласно неправительственным источникам, только «за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, при этом прямые потери бюджета, затраченные на их подготовку, составили не менее 60 млрд долларов США[22].
По данным фонда «Открытая экономика», отъезд российских учёных за рубеж не только не уменьшается, но существенно возрос за последние годы. Директор по исследованиям фонда «Открытая экономика» И. Стерлигов утверждает, что после 2000-го года из страны в основном уезжают молодые исследователи и студенты – более 4000 человек в год[23].
К концу 2000-х годов из нашей страны в поисках лучших условий для работы, по некоторым данным ежегодно уезжало около 200 тыс. специалистов с высшим образованием. Вице-премьер России Ольга Голодец, курирующая социальный блок, сообщила, что «по разным оценкам, за пределами Российской Федерации трудится более 1,5 миллиона россиян, имеющих российские паспорта, хорошую подготовку, совершенно конкурентные кадры».
Сегодня трудно найти в мире университет, компанию, где не присутствуют россияне, где не работают россияне, и это опасная тенденция». Как сообщил в интервью изданию «Новые Известия» в начале марта глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, уезжают также представители бизнеса, «которые уже состоялись, достигли успеха, прочувствовали, как работать, попробовали себя в некоторых вещах.
За рубежом они находят себя и, соответственно, увозят свой опыт и предпринимательский талант». Согласно информации из ежегодных докладов The Wealth Report компании Knight Frank, в 2014-2016 годах из России уехали около 6 тысяч долларовых миллионеров. В результате во многих сегментах реального сектора российской экономики сейчас испытывается дефицит кадров. В то же время опытные российские специалисты участвуют в производстве современных товаров и технологий в странах Евросоюза, США, других государствах[24].
Таким образом, опираясь на международный опыт реализации стратегий импортозамещения, можно сделать следующие выводы:
- В настоящее время осуществление полного импортозамещения электротехнической продукции в РФ экономически нецелесообразно и технологически неосуществимо. Для обеспечения энергетической безопасности приоритет следует отдавать созданию производств в секторах, характеризующихся значительным мультипликативным эффектом, а также критической зависимостью от импортных узлов и комплектующих.
- Развитие современных электротехнических производств невозможно в условиях политики изоляционизма, без обеспечения международного разделения труда, трансфера технологий и освоения зарубежных рынков сбыта. Промышленность, развитие которой замкнуто пределами внутреннего рынка, в отсутствии международной конкуренции обречена на деградацию и утрату конкурентоспособности.
- Перспективная стратегия развития импортозамещающих производств должна быть нацелена на стимулирование внутреннего спроса параллельно с созданием высокотехнологичных наукоёмких отраслей, продукция которых стала бы конкурентоспособной на мировом рынке.
Последнее требует формирования в стране институциональной структуры, обеспечивающей инвестиционную привлекательность развития инновационных производств. Деятельность этой структуры должна соответствовать комплексной государственной политике по развитию энергетического машиностроения, должна быть тесно увязана со стратегиями, технической политикой, инновационными программами и программами импортозамещения основных потребителей электротехнической продукции, в первую очередь – крупных компаний ТЭК с государственным участием.
Создание объединения основных потребителей электротехнической продукции помогло бы сформировать консолидированную позицию по вопросам развития электротехнической промышленности, синхронизации стратегических документов в отрасли, а также оказать поддержку отечественным производителям в реализации инновационных проектов и выводе продукции на мировые рынки и стало бы существенным подспорьем в разработке и реализации такой политики.
Приоритетным способом импортозамещения является именно локализация иностранных производств, за исключением создания действительно инновационных продуктов собственными силами.
2.3 Характеристика угроз национальной энергетической безопасности в ходе реализации политики импортозамещения (на примере АО «ТЭК Мосэнерго»)
Акционерное Общество «ТЭК МОСЭНЕРГО» — крупнейшая российская энергетическая организация, работающая на рынке уже 11 лет. Компания обеспечивает теплом практически всю столицу. Основными акционерами являются «Газпром» и «Интер РАО». Основным бенефициаром компании считается Игорь Ротенберг, который занимает 122 место в рейтинге самых богатейших людей России, по версии Форбс.
Местонахождение: 127015, г. Москва, ул. Правды, д. 23[25]
Почтовый адрес: 127137, г. Москва, а/я 54
На сегодняшний день АО «ТЭК Мосэнерго» представляет собой современную инжиниринговую компанию, которая сохраняет за собой лидирующие позиции во всех сегментах энергетического строительства.
В приоритетах компании непрерывный рост, постоянное развитие и освоение новых рынков промышленного строительства.
АО «ТЭК МОСЭНЕРГО» занимает 0.2336% рынка инжиниринговых компаний, основным направлением деятельности которой является проектирование и строительство объектов тепловой, гидро- и атомной генерации, объектов электросетевого хозяйства как в России, так и за рубежом, а также реализация крупнейших проектов в промышленном строительстве.
Среднесписочная численность по состоянию на 01.01.2019г. – 3704 человека, из них 1666 женщин, 107 работающих инвалидов и 1048 работающих, занятых на работах с вредными производственными факторами.
Размер уставного капитала общества составляет 114 900 000 рублей[21].
Организационная структура АО «ТЭК Мосэнерго» представлена на рисунке 2.3.
Организационная структура предприятия является линейно-функциональной, в которой функции руководителей подразделяются на несколько больших групп. Линейно-функциональная ОСП подразумевает наличие генерального директора и начальников подразделений, которые разделяют свое воздействие на сотрудников в соответствии с поставленными перед ними задачами[25].
Рисунок 1.1 – Организационная структура АО «ТЭК Мосэнерго»[26]
Основными достоинствами такой организационной структуры является то, что:
-принятие решений осуществляется оперативно, есть возможность быстрого реагирования в нестандартных ситуациях;
-существует быстрый рост профессионализма руководителей, исполняющих функциональные роли;
-существует полная персональная ответственность за результат своей работы.
Однако у подобной системы управления существуют и недостатки: сложно координировать действия всех подразделений, которые входят в общую систему предприятия, существует большая нагрузка на руководителя и его помощников по ключевым вопросам управления и производства.
Основной задачей в настоящее время является формирование преференций для собственных производителей в любых отраслях, где технически возможно импортозамещение. При Минпромторге России в 2016 году создано Агентство по технологическому развитию (АТР), для содействия российским предприятиям по внедрению технологических решений мирового уровня с целью достижения конкурентоспособности отечественной продукции.
Для консолидации усилий по направлениям импортозамещения в 2019 году Минэнерго России совместно с Минпромторгом России создали Центр компетенций технологического развития ТЭК (ЦКТР ТЭК) на базе ФГБУ «РЭА» Минэнерго России. В свою очередь министр финансов Антон Силуанов подчеркивал, что Россия будет продолжать программу импортозамещения и развития собственных критически важных для страны технологий даже в случае отмены антироссийских санкций и ограничений, так как опыт, который страна получила за последние годы, научил правительство точнее оценивать внешние риски[27].
В 2019 году Минпромторгом России уже заключены государственные контракты, в результате реализации которых планируется получить уже не опытные образцы, а готовое к масштабированию оборудование взамен иностранных аналогов. По ожиданиям министерства, к 2021 году будут получены конкурентоспособные промышленные комплексы. В целом в 2025 году отечественные производители должны решить амбициозную задачу — сократить долю иностранного оборудования и технологий на шельфовых проектах с 85 до 50%, в частности за счет поддержки Минпромторга России.
Еще одной важной темой для государства по линии импортозамещения является создание собственных газовых турбин большой мощности. На поддержку данной программы в бюджете РФ на 2019–2021 годы предусмотрено 7 млрд рублей в виде субсидий на НИОКР. Конкурс на получение субсидии проводит Минпромторг России. Помимо этого, предусматривается субсидирование НИОКР для головных образцов газовых турбин средней и большой мощности в диапазоне 60–80 МВт и 150–180 МВт, а также разработок технологий сервиса компонентов горячего тракта турбин иностранного производства, которые эксплуатируются в России[28].
Для эффективной работы программы импортозамещения в энергетической отрасли необходимы единые подходы к стандартизации и сертификации производимого оборудования и оказываемых услуг. Новым звеном в этой области может стать создаваемый в России Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ). Предполагается, что деятельность этой организации поможет повысить конкурентоспособность и технологичность отечественной продукции, а также оптимизировать затраты на ее разработку, производство и продвижение.
Несмотря на определенные трудности, отрасли есть чем похвастаться в части создания отечественного оборудования. Наибольший вклад в импортозамещение за счет масштаба бизнеса вносят крупнейшие игроки.
Стабильный интерес государства к импортозамещению наглядно демонстрирует ряд правовых актов в поддержку утвержденных Правительством РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р)[29] и «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р)[30], в том числе ФЗ РФ от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (введен в действие с 01.01.2015)[31], «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р[32] и т. д. Интерес бизнеса пока в основном демонстрируется структурами федерального уровня, что вполне закономерно, поскольку решения проблемы такого масштаба должны инициироваться и начинаться «сверху».
Ближайшая перспектива импортозамещения в целом просматривается в «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», где поддержка импортозамещения заявлена одним из ключевых направлений действий Правительства РФ в течение ближайших месяцев, причем решение некоторых других ключевых задач Правительства (например, снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости) de facto напрямую связано с эффективностью импортозамещения, стимулирующего развитие отечественного производства и создание новых рабочих мест[33].
Среди мероприятий по достижению поставленных в «Плане» задач докапитализация банковских институций с целью расширения кредитной политики, предоставление из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам предприятиям промышленности, реализующим проекты импортозамещения, формирование механизма заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции, государственное регулирование планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом, в том числе для структур с долей участия Российской Федерации более 50 процентов, предоставление грантов малым инновационным предприятиям, расширение права на применение 2-летних «налоговых каникул» на всех впервые зарегистрированных ИП и т.д. и т.п., а также утверждение и обеспечение реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения.
Программа АО ТЭК «Мосенерго» в целом ориентирована на создание и развитие российских производств электротехнического оборудования, а также содействие инновационному развитию/модернизации предприятий российской электротехнической промышленности с формированием на территории РФ конкурентного рынка электротехнического оборудования.
Для оценки эффективности реализации своей программы АО ТЭК «Мосенерго» будет ориентироваться на показатели увеличения доли отечественного электротехнического оборудования в закупках по отношению к 2014 году, повышения уровня локализации производства электротехнического оборудования на территории РФ и прироста числа внедренных в производство инновационных продуктов и технологий, разработка которых велась в рамках совместных проектов АО ТЭК «Мосенерго» и российских производителей. Причем уровень локализации производства в нашей стране федеральная компания будет рассчитывать по формулам, приведенным в разработанной «Методике оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации»[34].
К безусловным достоинствам Программы импортозамещения АО ТЭК «Мосенерго» можно отнести достаточно четкий алгоритм действий по решению проблемы импортозимещения, определенные фиксированные временные этапы импортозамещения с указанием доли отечественного оборудования в закупках и впечатляюще полную информационную поддержку реализации Программы, в том числе изложенную в методике оценки относительно терминов/обозначений (локализация компетенций, локализация производства, локализованное изделие, локализованная работа и т.д.) и порядка расчета уровня локализации производства электротехнической продукции.
К условным недостаткам — ограниченность охвата импортозамещения, в целом обусловленную балансовыми границами федеральной сетевой компании — так, АО ТЭК «Мосенерго» интересуют только силовые трансформаторы, автотрансформаторы, кабели, разъединители, выключатели, средства релейной защиты, автоматики и пр. сетей напряжением 110-750 кВ, а импортозамещение электротехнической продукции для сетей средне-низкого и низкого напряжения, в том числе востребованные сегодня комплектующие и установки компенсации реактивной мощности сетей 6-10 кВ и ниже по факту делегировано сетевым организациям и бизнес структурам, предприятия которых подключены к сетям напряжения 0.4-10 кВ[35].
Вместе с тем, учитывая не ослабевающий интерес государства к импортозамещению и вполне объяснимую необходимость решения проблемы «сверху вниз» в ближайшей перспективе, причем возможно и к концу текущего года следует ожидать вытеснения импортных комплектующих, установок и оборудования с отечественного рынка электротехнической продукции с заменой их чисто российскими продуктами, благо наработки и потенциал у наших компаний есть, а многие отечественные компоненты и/или установки (например, пленочные конденсаторы и/или установки компенсации реактивной мощности) и без государственных/отраслевых программ импортозамещения уже не один десяток лет составляют успешную конкуренцию импортной электротехнической продукции.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф