Скоро защита?
Меню Услуги

Реализация политики импортозамещения как инструмент повышения национальной энергетической безопасности России

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


Оглавление

Введение
Глава 1 Концептуальные основы импортозамещения и энергетической безопасности страны
1.1 Понятие и сущность импорта, экспорта и импортозамещения
1.2 Механизмы и предпосылки реализации импортозамещения с целью обеспечения энергетической безопасности
1.3 Нормативно-правовая база по проведению политики импортозамещения с учетом угроз энергетической безопасности
Глава 2 Анализ политики импортозамещения в условиях реализации Энергетической стратегии России
2.1 Анализ и алгоритмы оценки показателей импортозамещения
2.2 Проблемы реализации политики импортозамещения
2.3 Характеристика угроз национальной энергетической безопасности в ходе реализации политики импортозамещения (на примере АО «ТЭК Мосэнерго»)
Глава 3 Совершенствование политики импортозамещения с целью обеспечения национальной энергетической безопасности
3.1 Оценка приоритетных направлений импортозамещения в энергетике
3.2 Прогноз развития импортозамещения в энергетической отрасли и оценка рисков
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Актуальность выбора темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что если до 2014 года в топливно-энергетической сфере между РФ и странами Евросоюза и США существовали тесные связи, сотрудничество между государствами было взаимовыгодным, и когда до 80% всего закупаемого оборудования компаниями ТЭК были импортными, то после введения санкций, которые существенно повлияли на поставку необходимого оборудования, деталей, программного обеспечения для ТЭК, перед нашей страной остро встал вопрос масштабного импортозамещения, так как зависимость от поставок вчерашних «партнеров» поставила под угрозу энергетическую безопасность РФ.
В свою очередь, очевидно, что глобальный кризис, вызванный распространением коронавирусной инфекции COVID-19 – это не обычный циклический спад, а шок, способный привести к серьезному изменению организации мировой экономики, общественного устройства и энергетических рынков. Аналитики затрудняются предсказать последствия мирового экономического кризиса, вызванного COVID-19, так как мировое сообщество до сих пор не сталкивалось с подобной проблемой, и поэтому не может прогнозировать, как именно данный кризис может в дальнейшем повлиять на топливно-энергетический комплекс нашей страны, что также снижает национальную экономическую безопасность.
Импортозамещение в ТЭК основано на мощном технологическом рывке национальной промышленности, что означает, что оно должно включать не только оборудование и технологии, но и квалифицированный и современный инжиниринг, которого на сегодняшний день не хватает на внутреннем рынке РФ. Кроме того, в рамках реализации главной новой энергетической стратегии России до 2035 года предусматривается переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию топливно-энергетического комплекса РФ.
В связи с вышесказанным, на сегодняшний день актуальность изучения проблем реализации политики импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе РФ, и ее влияния на национальную энергетическую безопасность в РФ очевидна.
Теоретические и практические аспекты импортозамещения рассмотрены в трудах таких ученых, как: Мансурова С. А., Немеш, Е. А., Половинкин, В. Н., Семыкин, В. А., Федосеева Г. А., и др.
Вопросы энергетической безопасности топливно-энергетического комплекса России рассмотрены в работах Андрианова В. Д., Зильберштейна О. Б. Швец Н. Н., и др.
Предметом данной выпускной квалификационной работы являются механизмы и предпосылки реализации импортозамещения с целью обеспечения национальной энергетической безопасности.
Объектом – процесс реализации политики импортозамещения в АО «ТЭК Мосэнерго».
Целью данной выпускной квалификационной работы является прогноз развития импортозамещения в энергетической отрасли и оценка возможных рисков на основе анализа и характеристики угроз национальной энергетической безопасности в ходе реализации политики импортозамещения в АО «ТЭК Мосэнерго».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
–раскрыть понятие и сущность импорта, экспорта и импортозамещения;
–рассмотреть механизмы и предпосылки реализации импортозамещения с целью обеспечения энергетической безопасности;
–изучить нормативно-правовую базу по проведению политики импортозамещения с учетом угроз энергетической безопасности;
–проанализировать алгоритмы оценки показателей импортозамещения;
–выявить проблемы реализации политики импортозамещения;
–дать характеристику угроз национальной энергетической безопасности в ходе реализации политики импортозамещения (на примере АО «ТЭК Мосэнерго»);
–дать оценку приоритетных направлений импортозамещения в энергетике;
–построить прогноз развития импортозамещения в энергетической отрасли и сделать оценку рисков.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что при написании данного исследования нами были проанализированы труды ученых, систематизирована теоретическая база и сделаны соответствующие выводы по теме исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать на практике для совершенствования процесса импортозамещения в энергетической отрасли РФ для достижения национальной энергетической безопасности.
Методология и методы исследования:
Теоретической основой данного исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области энергетической безопасности и импортозамещения
Также в процессе исследования применены общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, моделирование и др.), статистический анализ.
Информационной базой исследования явились документы и материалы, опубликованные в открытой печати, документация АО «ТЭК Мосэнерго».
Цель и задачи определили структуру данной дипломной работы, которая состоит из введения, основной части, которая включает три главы, списка использованной литературы, заключения, и приложений.

Глава 1 Концептуальные основы импортозамещения и энергетической безопасности страны

1.1 Понятие и сущность импорта, экспорта и импортозамещения

В эпоху становления и развития мирового хозяйства и с учетом глобализации в экономике важную роль играют международные экономические отношения. Одной из древнейших форм международных экономических отношения является международная торговля. Товарные потоки имеют два взаимопротивоположных направления – из страны и в страну. Движение товара из страны называется экспортом.
Экспорт – это продажа за рубеж произведенного стране товара.
Импорт – это приобретение иностранных товаров для реализации внутри страны .
Оба варианта движения товара должны иметь место в экономике государства. Экспорт обеспечивает приток иностранной валюты, расширяет рынки сбыта государства, служит для обеспечения государственного долга. Импорт обеспечивает поступление в страну продукции, которая на данный момент нем производится в стране или ее производство имеет высокую себестоимость.
При формировании экспортно-импортной политики необходимо соблюдать торговый баланс. Превышение импорта грозит оттоком из страны национальной валюты, повышением конкуренции со стороны иностранных производителей отечественным предприятиям. Но самым важным фактором является то, что импорт и экспорт товаров могут стать инструментом международной политики и влиять на характер международных отношения в регионе и в мире.
В современных условиях национальное хозяйство каждой страны в той или иной степени связано с экономиками других стран. Это выражается в том числе и в экспортно-импортных операциях. Но экспортно-импортные операции могут быть использованы в качестве экономического инструмента в международной политике для оказания давления на какую-либо страну. Особенно важно это, если экономика государства зависит от импортных товаров, особенно – комплектующих частей и сырья.
Импортозависимость экономики – это такое состояние национальной экономики, при котором значительная часть предприятий зависят от поставок импортных товаров (сырья и энергоносителей, средств производства и товаров потребления).
Поэтому каждое государство стремится обеспечить свою экономическую независимость. Таким образом оно гарантирует себе и политическую независимость и самостоятельность. Достигается это развитием собственного производства и повышением качества отечественной продукции. Это дает возможность снизить долю зависимости от поставок продукции извне .
Импортозамещением называется процесс замены импорта товарами отечественного производства. Для осуществления данного процесса используются протекционистские методы регулирования экономики. Они предполагают как тарифные, таки нетарифные методы воздействия.
Однако в настоящее время в отечественной литературе нет единого тщательно выверенного и точного определения понятия «импортозамещение», можно говорить об импортозамещении отдельных видов товаров и услуг на уровне предприятий и организаций, отдельных регионов, государства в целом, а также об импортозамещении в каких-либо сферах производства и предпринимательской деятельности (например, в промышленности, сельском хозяйстве). Рассмотрим основные определения в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Основные определения понятия «импортозамещение»

Автор [источник] Определение Основной акцент
Б.А. Райзберг[1] Это уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров
А.Н. Матанцев[2] Это процесс замены на рынке импортных товаров отечественными
В.А. Семыкин[3] Это процесс оптимизации структуры экономики страны и региона путем создания дополнительных производств и отраслей, способных заменять импорт и позволяющих делать экономику независимой от внешних рисков, внешнеэкономических связей, внешних сговоров монополий и группировок стран, способных наносить ущерб странам-импортерам путем подрыва их стабильности и устойчивости, удорожания поставок комплектующих товаров, сырья, продовольствия Преодоление зависимости экономики страны и регионов от внешних рисков
В.Н. Половинкин[4] Это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства (стимулирование технологической модернизации производства, повышение его эффективности и освоение новых конкурентоспособных видов продукции) Защита внутреннего производителя

 

Первый подход рассматривает импортозамещение как регулируемый процесс, в результате которого происходит прекращение или поэтапное уменьшение импортируемой продукции отечественными аналогами (Б. А. Райзберг, А. Н. Матанцев).

Второй подход трактует данное понятие с более широких функциональных позиций. С одной стороны, как тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на замену импорта товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства (В. Н. Половинкин). С другой стороны, как процесс оптимизации структуры экономики страны и региона путем создания дополнительных производств и отраслей, способных заменять импорт, позволяющих делать экономику независимой от внешних рисков, связей и сговоров (В. А. Семыкин). Согласно данным определениям процесс импортозамещения представляет собой выстроенную программу действий.

Итак, в данной работе, под импортозамещением будем понимать тип промышленной политики государства, направленный на замещение импортируемых товаров конкурентоспособными товарами национального производства, посредством использования определенного набора экономических инструментов.

Иными словами, при импортозамещении приоритетным направлением промышленной и экономической политики становится развитие не только национального производства, но и конкурентоспособной продукции, которая может полноценно заменить импортируемые товары для удовлетворения внутреннего спроса[5].

Политика импортозамещения является частью государственной политики многих развитых государств мира. Большинство стран мира проходили такую фазу своего развития, когда требовалось ограничить импорт иностранной продукции. Это наблюдается при отставании уровня развития национального хозяйства от уровня развития других стран-участников международных торговых отношений.

Причинами введения политики импортозамещения могут быть:

–отсталая национальная промышленность;

–низкий уровень доходов населения;

–защита внутренних рынков страны;

–политический курс руководства страны на поддержку отечественного производителя;

–опережающие темпы роста экономики в сопредельных государствах;

–дефицит валюты в стране;

–резкое повышение цен на импортные товары;

–принятие мер в качестве экономического воздействия на страну-экспортера (ограничение ее рынка сбыта).

Проведение импортозамещения в различных отраслях экономики страны приводит к росту отечественного производства и созданию новых рабочих мест. Но проводить ее необходимо с учетом возможных потерь в международной торговле и специализации. Для этого следует развивать и внутренний рынок (см. рис. 1.1).

Рисунок 1.1 – Особенности процесса импортозамещения

В России политика импортозамещения проводилась несколько раз:

–в середине XIX века, когда усилился приток импортных товаров, а многие страны отказались от российского экспортного сырья, многие заводы и фабрики России были разорены. Тогда с помощью протекционистских мер были налажены добыча российской нефти, производство отечественного керосина, зеркал и пр.

–в постсоветское время экономика России (как и других постсоветских государств) попала в зависимость от импортной продукции, поэтому промышленность страны нуждается в государственной поддержке и реконструкции.

Внешнеэкономическая и внешнеполитическая конъюнктура, сложившаяся с 2014 г., с особой остротой поставила перед государством и обществом вопросы обеспечения устойчивости экономики к неблагоприятным внешним условиям, повышения её независимости и самодостаточности.

Секторальные экономические санкции, введённые развитыми странами Запада, потенциально могут привести к перебоям в поставках комплектующих и оборудования, обеспечивающих надёжность функционирования объектов электроэнергетики. Неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация и девальвация национальной валюты уже привели к существенному удорожанию продукции зарубежного производства и, соответственно, сокращению возможностей по реализации инвестиционных и ремонтных программ компаний в ряде отраслей экономики, в том числе в топливно-энергетическом комплексе[6].

В связи с этим вопросы развития на территории РФ импортозамещающих производств высокотехнологичного электротехнического оборудования, а также его узлов и комплектующих приобретают новое измерение, будучи неразрывно связаны с обеспечением бесперебойного функционирования инфраструктуры страны и, как следствие, её энергетической безопасностью.

Итак, накопленный международный опыт показывает, что импортозамещение представляет собой многомерный процесс, протекающий в контексте включённости страны в международное разделение труда, а также той огромной роли, которую играет межгосударственная кооперация в современном глобализованном мире.

Основные измерения этого процесса проходят в координатах специализация – диверсификация экономики и ориентация развития национальной промышленности на внутренние либо внешние рынки.

Производственная специализация стран рассматривается классическими экономическими теориями как естественная реакция на расширение возможностей международной торговли, предоставляемых глобализацией.

Считается, что нахождение собственной ниши в международной торговле благотворно сказывается на развитии национальной экономики. В качестве примеров этого традиционно приводятся так называемые «национальные бренды» – продукция мировых марок, ассоциируемых с отдельной страной: швейцарские часы, французские вина, германская сталь и т.д.[7]

В то же время, ряд исследований в области международной торговли показывают, что в реальной экономике применимость этого тезиса сильно ограничена. Динамический характер современных мировых рынков выдвигает на первый план требования гибкости и адаптивности национального производства, что достигается расширением доступных технологий и производственных возможностей. Анализ данных по международной торговле показывает, что наиболее развитые страны обладают одновременно наиболее диверсифицированным производством и экспортом[8].

Итак, явно прослеживаются следующие основные тенденции:

  1. Отсутствие специализации стран в международной торговле, кроме той, которая обусловлена технологическими ограничениями. Каждая страна имеет тенденцию производить и экспортировать все возможные товары, производство которых доступно при заданном уровне развития технологий.
  2. Взаимосвязь диверсификации производства и уровня развития. Наиболее специализированные страны, экспортирующие небольшое число товаров, одновременно являются наименее развитыми. Как правило, такие страны экспортируют в основном сельскохозяйственную продукцию, а также продукцию ресурсодобывающих отраслей.

Таким образом, в качестве одного из неденежных измерителей уровня развития национальной экономики и её конкурентоспособности на мировой арене может быть использована структурная сложность экономики, характеризуемая диверсификацией национального производства.

 

1.2 Механизмы и предпосылки реализации импортозамещения с целью обеспечения энергетической безопасности

 

Энергетическая безопасность определяется в Энергетической стратегии России как «состояние защищённости страны, регионов, граждан, экономики от угроз надёжному энергообеспечению, обусловленных как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и состоянием и функционированием энергетического сектора страны»[9].

В выступлениях высших руководителей Российской Федерации подчёркивается, что энергетическая безопасность – это одна из ключевых гарантий суверенного развития страны, непосредственно влияющая на решение социально-экономических задач, конкурентоспособность России на глобальных рынках и рост её международного авторитета[10]. Устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним угрозам, в том числе экономическим, представляет собой важнейший компонент, формирующий состояние энергетической безопасности государства.

Реализация государственной промышленной политики, параметры которой определяются в современных условиях, будет задавать ближайшие перспективы развития основных фондов электроэнергетики, а значит, и надёжность функционирования системы энергоснабжения в целом.

В связи с этим актуальная проблема заключается в определении границ, до которых целесообразно развивать импортозамещающие производства. С одной стороны, необходимо обеспечить устойчивость экономики и энергетики к неблагоприятным внешним условиям, принимая во внимание значительные социальные эффекты, сопровождающие реализацию таких проектов. С другой стороны, вложения значительных инвестиционных средств несут в себе риски невозврата.

Существуют два механизма импортозамещения: административный и рыночный.

Под административным механизмом подразумевается государственное регулирование импорта, начиная от введения ограничений до полного запрета поставки в страну из-за рубежа отдельных видов продуктов и технологий. Подобный подход к импортозамещению оправдан и применяется в стратегических областях экономики (военной, продовольственной и др.).

Его недостатком является, как правило, отсутствие или слабая конкуренция среди отечественных производителей, вследствие чего возникают избыточные затраты на производство, и имеет место недостаточно высокое качество производимой продукции. На практике это означает «приобретать то, что предлагают, т. к. другого просто нет».

Административный механизм импортозамещения на практике в РФ выразился в августе 2014 г. в виде указа, который запретил либо ограничил осуществление внешне-экономических операций, предусматривающих ввоз на территорию РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, которое приняло решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению[11].

В 2013 г. страны, попавшие под действие российского эмбарго в 2014 году (ЕС, США, Австралия, Канада и Норвегия) ввезли в Россию товаров, запрещенных в 2014 г. на сумму в 9058,2 млн. долларов США. Страны, попавшие в 2015 г. под вторую волну эмбарго (Исландия, Черногория, Албания и Лихтенштейн) ввезли в 2013 г. в РФ запрещенных по эмбарго товаров на общую сумму в 170,8 млн. долларов (почти вся эта сумма пришлась на Исландию). Украина, попавшая по российское эмбарго в 2016 г., ввезла в Россию в 2013 г. запрещенных товаров на сумму в 727,5 млн. долларов. Таким образом, суммарная стоимость подпадающих под все волны эмбарго товаров составила на 2013 г. около 10 млрд. долларов в год. По оценке экономиста В. Узуна на долю России пришлось только 4-5 % сельскохозяйственного экспорта стран, попавших под эмбарго[12].

По итогам 2014 — 2016 гг. стало ясно, что продовольственное эмбарго имело целый ряд последствий для России. Позитивным моментом стало увеличение собственного производства некоторых продуктов питания. Негативными последствиями были значительный рост цен на продукты питания, расширение практики замещения натурального продукта суррогатами (цельного молока сухим молоком, молочного жира пальмовым маслом), увеличение реэкспорта из третьих стран (например, яблок из Белоруссии).

Рыночный механизм импортозамещения подразумевает создание отечественных продуктов и технологий в условиях конкурентной среды. В этом случае имеет место «естественный отбор» т. е. потребитель предпочтет продукты, обладающие лучшим качеством (совокупностью потребительских свойств), лучшим сервисным послепродажным обслуживанием, более низкой ценой и более привлекательным брэндом. Одним из наиболее эффективных механизмов реализации программы импортозамещения, необходимого для активизации экономической среды РФ, содействия развитию предприятий, являются государственные закупки.

Минпромторгом было предложено оказывать помощь предприятиям на этапе разработки новой продукции за счет субсидий на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

В 2014 г. на субсидии в 2,6 млрд. руб. было заключено около 30 контрактов в 12 секторах. До конца 2016 г., при вложении 2,6 млрд. руб., было привлечено порядка 17 млрд. руб. частных инвестиций. При наличии поддержки со стороны государства компании стали заинтересованы вкладывать свои средства в развитие производства.

Основным источником финансирования программы по импортозамещению стал Фонд развития промышленности, созданный в августе 2014 г. В капитал фонда были перечислены 20 млрд. руб. Исходя из параметров, заложенных в бюджете на 2015-2017 гг., дополнительно поступили еще 16 млрд. руб. Фонд стал рассматривать заявки на получение льготных кредитов – по ставке 5-6% годовых. В первую очередь льготные кредиты получили проекты, ориентированные на экспорт и импортозамещение, также была важна инновационность производства.

Основной задачей Фонда развития промышленности стала выдача займов промышленным предприятиям на этапе предбанковского финансирования с целью подготовки технико-экономических и финансово-экономических обоснований, проведения проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Важнейшую роль играют и регуляторные механизмы: поправки к 44-ФЗ и к 223-ФЗ, а также ФЗ «О промышленной политике»[13], в рамках которого разработан такой инструмент, как специнвестконтракт. Специнвестконтракт, как инструмент содействия импортозамещению, востребован при реализации проектов локализации производств, при создании и развитии инфраструктуры, необходимой для интенсификации процессов импортозамещения и модернизации российской промышленности. Он предоставляет льготы по налогам на прибыль и на имущество.

Важным шагом стало принятие закона о стандартизации, который позволяет при осуществлении госзакупок отдавать предпочтение продукции, отвечающей требованиям национальных стандартов. Что касается финансовых механизмов реализации, то выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и со-финансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

Так, осенью 2014 г. правительством была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования[14]. Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях.

В рамках программы финансировались только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 г. в определенных секторах экономики:

– сельское хозяйство;

– обрабатывающая промышленность;

– химическое производство;

– машиностроение;

– жилищное строительство;

– транспорт;

– связь и телекоммуникации;

– энергетика.

В соответствии с условиями программы государственную финансовую поддержку получают инвестиционные проекты стоимостью от 1 млрд до 20 млрд руб. Важным условием программы является требование о размещении производственной площадки реализуемого проекта на территории России.

Аналогичной мерой финансовой поддержки импортозамещения стало выделение правительством, за счет средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению, в частности, деятельность Фонда развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии. Фонд предоставляет промышленным предприятиям заем на срок от пяти до семи лет по ставке 5% годовых.

Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. В рамках подготовленных программ были запланированы мероприятия в таких отраслях промышленности, как:

– фармацевтическая промышленность;

– тяжелое машиностроение;

– программное обеспечение;

– авиастроение;

– судостроение и т. д.

Предполагается реализация этих программ позволит даже в самых чувствительных секторах сократить импортозависимость с 88% в 2015г. до 40% в 2020 г.

По нашему мнению, здесь стоит упомянуть то, что в современных условиях таможенные органы являются непосредственными участниками государственной политики импортозамещения. Это связано, с одной стороны, с реализацией ими таможенно-тарифной политики, оказывающей воздействие на внешнюю торговлю России. С другой стороны, ФТС России является достаточно крупным государственным заказчиком, осуществляющим закупки товаров для обеспечения своей деятельности.

Таможенный механизм импортозамещения представляет собой совокупность мер, позволяющих активизировать производство российских товаров, и является одним из направлений таможенной политики, а не средством ее реализации. Его можно рассматривать с позиций:

– осуществления таможенно-тарифной политики;

– проведения государственных закупок в соответствии с Федеральным законом 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Элементы таможенного механизма импортозамещения представлены на рисунке 1.2.

Импортозамещение как часть таможенно-тарифной политики прослеживается в социально-экономической политике России. Это видно в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики страны.

Основным направлением бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2018 и последующих 2019-2021 годах стала реализация принципа эскалации таможенного тарифа, предполагающего установление минимальных пошлин на материалы, сырье, комплектующие и максимальных – на готовые изделия.

Рисунок 1.2 –Таможенный механизм политики импортозамещения

 

Этот подход направлен на защиту производителей российских товаров от зарубежных конкурентов и, как следствие, способствует импортозамещению.

Социально-экономическая политика России включает в себя также реализацию обязательств перед ВТО. Так, в 2016 г. в рамках очередного этапа выполнения достигнутых договоренностей изменение ставок ввозных таможенных пошлин затронуло 15,2% всего таможенного тарифа (около 1,8 тысяч десятизначных подсубпозиций ТН ВЭД ЕАЭС).

В части вывозных пошлин в сторону понижения в 2016 г. были скорректированы ставки вывозных таможенных пошлин в отношении 201 тарифной линии[15].

Дополнительно осуществлялись меры по либерализации импортного тарифа, содействующие развитию национальных экономик за счет расширения доступности сырьевой базы, удешевления компонентной базы, проведения модернизации технологических производств.

Таким образом, стратегически таможенно-тарифная политика России направлена на улучшение товарной структуры внешней торговли страны, защиту отечественных производителей, стимулирование инвестиционных процессов.

Таможенные органы как администраторы таможенной политики применяют определенные инструменты: таможенные импортные пошлины; квотирование импорта; лицензирование импорта; прямой запрет наимпортные товары.

 

1.3 Нормативно-правовая база по проведению политики импортозамещения с учетом угроз энергетической безопасности

 

На сегодняшний день правовое обеспечение импортозамещения охватывает систему отношений государства и экономических субъектов, способных это направление экономической политики реализовать. Указанные отношения выстраиваются на основе принципов государственного содействия и поддержки в соответствии с общей стратегией обеспечения национальной безопасности и развития производственного потенциала (в рамках идеи устойчивого социально-экономического развития).

Политика импортозамещения в РФ регулируется рядом нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, а также программами по импортозамещению в различных секторах экономики.

Основные законодательные акты, относящиеся к политике России по импортозамещению можно увидеть на рисунке 1.3.

 

Рисунок 1.3 – Основные законодательные акты, относящиеся к политике России по импортозамещению

 

В свою очередь, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, установлено, что осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции призвано способствовать укреплению экономической безопасности РФ.

Министерством промышленной торговли разработана дорожная карта «План содействия импортозамещению в промышленности»[16]. Одновременно с этим планом были утверждены 20 отраслевых планов. Успешность реализации проектов по данным планам зависит от получения долгосрочных заказов, которые сегодня возможны только по линии госзаказов.

Министерство поддержало принятие поправок в 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (от 7 июня 2017 г.)[17]. С Министерством экономического развития были проработаны и внесены в ГД поправки в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[18].

Выводы по 1-й главе:

Впервые с таким понятием как «импортозамещение» история столкнулась уже давно, но до сих пор учёные не пришли к единому мнению относительно определения данного понятия, его необходимости в силу его неоднозначности. В данной работе под импортозамещением будет пониматься тип промышленной политик государства, при котором импортные товары заменяются отечественными, но достаточно качественными и конкурентоспособными, способными удовлетворять внутренний спрос.

Для России понятие «импортозамещение» неново, впервые о нём заговорили ещё в середине 19 века, но сейчас оно снова стало как никогда актуально. Многолетний опыт, к сожалению, так и остался пыльными страницами в истории, и даже недавняя практика 90-х годов не смогла подготовить российскую экономику к текущей ситуации. Лишь кризис в международных отношениях, санкции способствовали активному развитию мысли об импортозамещении. В связи с этим были выделены такие задачи как: переход от экспортно-сырьевой и товарно-импортной модели экономики к модели преимущественно самодостаточной, инновационной, товарно-экспортной, достижение технологической независимости в критических областях и т.д.

На данный момент в России используют оба подхода к импортозамещению. Административный выразился в виде эмбарго, рыночный же поддержке национального производителя. Здесь стоит ещё раз упомянуть и субсидии на НИОКР, и льготное кредитование инновационного производства, налоговые льготы и т.д. Государство всеми способами пытается стимулировать производство качественной конкурентной продукции и выход её на международный рынок. Для этого на законодательном уровне принимаются законы и госпрограммы. На данный момент механизмов реализации политики импортозамещения существует немало, поэтому для достижения результатов необходима корректировка их по мере необходимости и разработка новых в случае неудач.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф