Заявка на расчет
Меню Услуги

Финансово-правовое регулирование деятельности банка России: сравнительно-правовой анализ с банковской системой США. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2


2.3. Органы управления Банка России

Для эффективного осуществления стоящих перед центральным банком задач законодательство предусматривает определенную структурную организацию высшего уровня банковской системы.

Органами управления Банка России являются:

  • Национальный финансовый совет;
  • Председатель Банка России;
  • Совет директоров Банка России.

Рассмотрим порядок формирования каждого из названных органов и их полномочия.

Национальный финансовый совет (НФС) формально называется органом управления, но фактически им не является, поскольку формируется НФС из числа лиц, не работающих (за исключением Председателя Банка России) на профессиональной основе в Банке России.

НФС как коллегиальный орган Банка России состоит из 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое – Президентом Российской Федерации, трое – Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России (ст. 12 Закона о Банке России).

Отзыв членов НФС осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав НФС.

Все решения НФС принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов НФС при кворуме в семь человек. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании НФС является решающим.

Заседания НБС проводятся не реже одного раза в квартал. Заседания НФС назначаются Председателем НФС либо в случае отсутствия Председателя его заместителем, а также по требованию Председателя Банка России или не менее трех членов НФС.

В компетенцию НФС входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

  • общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
  • общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
  • общего объема капитальных вложений;
  • общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

  • реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • банковского регулирования и банковского надзора;
  • реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
  • организации системы расчетов в Российской Федерации;
  • исполнения сметы расходов Банка России;
  • подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды (ст. 13 Закона о Банке России).

Председатель Банка России является единоличным органом управления Банком России. Он назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Государственная Дума по представлению Президента РФ вправе освободить от должности Председателя Банка России. Основаниями освобождения его от должности являются:

  • истечение срока полномочий;
  • невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии;
  • подача личного заявления об отставке;
  • совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд (ст. 14 Закона о Банке России).

Согласно ст. 20 Закона о Банке России Председатель Банка России наделен следующими полномочиями:

1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

5) вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

8) обеспечивает реализацию функций Банка России и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом решения принимаются НБС или Советом директоров.

Председатель Банка России не вправе:

  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ, законодательством РФ, межбанковским соглашением, или случаев участия Банка России в капиталах и деятельности организаций;
  • совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ или межбанковским соглашением (ст. 20 Закона о Банке России).

Совет директоров Банка России также является коллегиальным органом Банка России. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

  • по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий — Председателем Банка России;
  • до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий — Государственной Думой по представлению Председателя Банка России ст. 15 Закона о Банке России).

Статья 19 Закона о Банке России на членов Совета директоров распространяются следующие ограничения, а именно, члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ, не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Согласно ст. 17 Закона о Банке России Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Его заседания назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России (ст. 16 Закона о Банке России).

Совет директоров наделен следующими функциями (ст. 18 Закона о Банке России):

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в НБС, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне», и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики РФ и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в НБС и Государственную Думу;

4) рассматривает и представляет в НБС на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года:

  • общий объем расходов на содержание служащих Банка России;
  • общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
  • общий объем капитальных вложений Банка России;
  • общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России;

5) рассматривает и представляет в НФС при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам;

6) утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных НФС общих объемов расходов Банка России не позднее 31 декабря предшествующего года;

7) при необходимости утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения НФС дополнительных объемов расходов Банка России;

8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

9) принимает решения:

  • о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
  • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • о величине резервных требований;
  • об изменении процентных ставок Банка России;
  • об определении лимитов операций на открытом рынке;
  • об участии в международных организациях;
  • об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
  • о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
  • о применении прямых количественных ограничений;
  • о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;
  • о порядке формирования резервов кредитными организациями;
  • об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • о размещении облигаций Банка России;
  • о составе, порядке и сроках раскрытия информации по сделкам, совершенным Банком России на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • об осуществлении операций и сделок, предусмотренных статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

11) утверждает порядок работы Совета директоров;

12) представляет в НФС для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

13) утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;

14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;

15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;

16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением Банка России;

17) готовит и представляет в НФС на утверждение:

  • предложения по правилам ведения бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
  • предложения по порядку формирования провизии Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;
  • отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;

18) утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, выполняет иные функции.

Решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Статья 2 Закона о Банке России гласит, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Уставный капитал Банка России составляет 3 млрд. руб. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Расходы Банка России осуществляются за счет собственных доходов.

Доходы Банка России формируются за счет проведения банковских операций и сделок, предусмотренных в ст. 46 Закона о Банке России, и от участия в капиталах кредитных организаций.

Банк России не вправе участвовать в капиталах других кредитных организаций, если иное не определено федеральным законом, не праве участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих. Исключение устанавливаются федеральными законами.

Банк России участвует в капитале Сберегательного банка РФ. Также он может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств. Сотрудничество с кредитными организациями иностранных государств осуществляется на основании международных договоров РФ, федеральных законов и межбанковских соглашений.

Можно констатировать, что структура органов управления Центрального банка РФ является четко регламентированной.

3.1. Правовое регулирование деятельности Федеральной резервной системы США

Федеральная резервная система США (ФРС) является центральным банком Соединенных Штатов. Как было сказано ранее, она была создана согласно Закону о Федеральной резервной системе от 23 декабря 1913 г.

ФРС была основана с целью стабилизации системы денежного обращения США, жестоко страдавшей от регулярных экономических кризисов. Тогдашнее руководство страны приняло решение создать единый государственный орган, чьей задачей стало поддержание финансовой стабильности путем регулирования денежного обращения и влияния на рынок ценных бумаг, а также банковского надзора.

С тех пор функции ФРС претерпели ряд изменений, что соответствовало веяниям времени и взглядам правящей элиты США на роль центрального банка.

Сегодня перед ФРС ставится четыре основные задачи:

  • реализация государственной монетарной политики путем влияния на условия денежного обращения и кредита, конечной целью которой является обеспечение полной занятости и стабильных цен;
  • контроль и регулирование деятельности банковских институтов для обеспечения безопасности и «прозрачности» национальной финансовой системы и защиты прав клиентов банков;
  • поддержание стабильности финансовой системы и сдерживание системных рисков, которые могут возникнуть на финансовом рынке;
  • оказание отдельных финансовых услуг правительству США, частным лицам и финансовым организациям, а также иностранным официальным учреждениям на основе управления государственной системой перевода платежей.

ФРС состоит из Совета директоров, собирающегося на регулярные заседания в столице страны Вашингтоне, и двенадцати Федеральных резервных банков, расположенных в основных городах страны. Совет директоров состоит из семи членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом (верхняя палата Конгресса США). Нынешним председателем Совета директоров ФРС является г-н Алан Гринспэн (занимает этот пост с 1987 г.). В штате аппарата Совета директоров ФРС насчитывается 1700 сотрудников.

Федеральная резервная система проводит денежную политику, используя следующие механизмы:

  • операции на открытом рынке — приобретение и продажа ценных бумаг правительства США на открытом рынке с целью контроля за размерами резервов в депозитарной системе;
  • нормативы обязательного резервирования — изменение показателей размеров сумм, которые коммерческие банки и другие депозитарные институты обязаны резервировать против депозита;
  • установление ставки рефинансирования — повышение или понижение показателя ставки рефинансирования, устанавливаемой для коммерческих банков и других депозитарных институтов при заимствовании денег у федеральных резервных банков.

Коммерческие банки в США делятся на три группы в зависимости от уровня их регистрации в государственных органах и членства в Федеральной резервной системе. Банки, зарегистрированные федеральным правительством (Министерством финансов), являются общенациональными банками и обязаны иметь статус члена Федеральной резервной системы. Банки, зарегистрированные в отдельных штатах, могут быть членами ФРС или не иметь такого статуса. Банки штатов не обязаны его иметь, но могут получить статус члена ФРС в случае, если удовлетворяют установленным самой Системой критериям. В 2004 г. примерно 40% от общего числа американских банков являлись членами ФРС. Банки-члены ФРС обязаны депонировать в региональном Федеральном резервном банке в качестве обязательных резервов 3% от своего капитала и остатков на счетах. За это они получают право участия в формировании Совета директоров регионального резервного банка.

Американская государственная платежная система сегодня является крупнейшей в мире. Каждый год в ней совершаются миллиарды сделок, суммарно составляющие триллионы долларов. В соответствии со своими полномочиями ФРС выступает посредником в прохождении денежных сумм и взаиморасчетах между банками. Федеральные резервные банки выполняют эту функцию, так как все основные депозитарные институты имеют в них свои резервы или клиринговые счета. Таким образом ФРС может эффективно справляться с этой функцией, дебетуя счета плательщиков и кредитуя счет получателя платежа.

ФРС предлагает депозитарным институтам широкий спектр услуг, связанных с осуществлением платежей. В частности, ФРС оказывает услуги по распространению банкнот и монет, а также выводу из обращения ветхих и не годных к обращению банкнот. Безналичные услуги включают в себя прием чеков, обработку электронных платежей и др.

Одной из важнейших функций ФРС как центрального банка является обеспечение сферы налично-денежного обращения США достаточным количеством банкнот и монет для удовлетворения насущных потребностей экономики. Спрос на наличные деньги со стороны общественности и банковских организаций варьируется в разное время. Спрос возрастает или сокращается в прямой зависимости от уровня экономической активности и времени года. Излишки наличности в обращении возвращаются коммерческими банками в ФРС, где заносятся на их счета. Если депозитарный институт испытывает потребность в дополнительном объеме наличных денег, то процесс протекает в обратном порядке.

Фактически, все банкноты, находящиеся в обращении в США — банкноты Федеральной резервной системы. Все двенадцать федеральных резервных банков наделены правом эмитировать банкноты. Банкноты обеспечиваются в основном ценными бумагами Министерства финансов США и федеральных агентств, находящимися в распоряжении ФРС. В отличие от банкнот монеты являются прямыми обязательствами Министерства финансов, поэтому ФРС платит Бюро по чеканке при Министерстве финансов номинальную стоимость монет, а не стоимость их изготовления.

Банкноты ФРС печатаются на производственных мощностях Бюро гравирования и печати (БГП), находящегося в ведении Министерства финансов (фабрики в Вашингтоне и Форт-Уорте). ФРС оплачивает БГП только стоимость изготовления банкнот. Например, в 2003 г. ФРС заплатила за изготовление банкнот 494,4 млн. долларов. БГП ежедневно производит около 35 млн. штук банкнот общей номинальной стоимостью около 517 млн. долларов. 48% всех производимых банкнот приходится на однодолларовые банкноты.

Банкноты эмитируются через региональные банки Федеральной резервной системы. При поступлении обратно в федеральный резервный банк монеты и банкноты пересчитываются и идентифицируются и затем этот результат сравнивается с данными, предоставленными депонирующей организацией. В случае разночтения разница либо дебитуется либо кредитуется на счет организации. После механического пересчета банкноты автоматически сортируются. В каждом федеральном резервном банке установлены высокоскоростные сортировщики, которые обрабатывают банкноты со скоростью около 1250 банкнот в минуту. Например, Резервный банк в г. Сан-Франциско имеет в своем распоряжении семь таких сортировщиков, шесть из которых работают в три смены для обеспечения бесперебойной обработки поступающих наличных денег. Машина «перехватывает» ветхие и негодные к дальнейшему обращению банкноты, которые сразу уничтожаются в шредерах, а также подозрительные банкноты. Последние несколько раз дополнительно прогоняются через небольшой сортировщик, после чего изучаются экспертом. В случае, если подозрение в фальсификации подтверждается, банкнота направляется в Секретную службу Министерства финансов США для проведения необходимых следственных и экспертных действий. Обычно большая часть фальшивок, выявляемых в США, не доходит до резервных банков и «перехватывается» на уровне коммерческих банков или розничной сети. Около 20% выявляемых фальшивок идентифицируются в резервных банках. В случае обнаружения фальшивки счет финансовой организации, от которой она поступила, дебетуется на соответствующую сумму.

В США установлены требования для признания банкноты негодной к дальнейшему обращению. В связи с широким распространением, которое в последние годы получили банкоматы, критерии годности банкнот к обращению были ужесточены. В 2004 г. эти критерии дважды пересматривались (в январе и в июле). Эти критерии призваны стать руководством для банков при сортировке банкнот и последующей отсылке негодных банкнот в банки ФРС. В настоящее время средний срок обращения банкнот номиналом в 1 доллар составляет 22 месяца, 5 долларов — 16 месяцев, 10 долларов — 18 месяцев, 20 долларов — 2 года, 50 долларов — 5 лет и 100 долларов — 8,5 лет. Более длительный срок обращения однодолларовых банкнот по сравнению с номиналами в 5 и 10 долларов объясняется использованием более долговечной бумаги, которая, например, не содержит водяных знаков.

В последние годы объем банкнот, выпущенный в обращение ФРС, существенно возрос. В 1980 г. в обращении находилось банкнот на общую номинальную сумму в 160 млрд. долларов. В 2000 г. эта цифра возросла до 690 млрд. долларов, а к 2004 г. — до 750 млрд. долларов.

В основном этот рост произошел за счет резкого увеличения количества банкнот высокого номинала в обращении (сто- и пятидесятидолларовых). Так, общий объем купюр в 100 долларов в обращении вырос за 20 лет (с 1980 г. по 2000 г.) на 465%, а в 50 долларов — на 150%. Для сравнения: число десятидолларовых купюр за тот же период возросло только на 25%. Две трети всех эмитированных долларов обращаются за пределами США. Рост количества банкнот в обращении во многом обусловлен началом использования долларов в качестве резервной валюты в начале 1990-х годов в странах бывшего СССР и Восточной Европы. При этом порядка 80% от общего количества долларовых купюр, находящихся в обращении за пределами территории США, составляют всем известные «Франклины» (100-долларовые банкноты. — Прим. ред.). Сегодня темпы прироста долларовых купюр в обращении уже не столь значительны, зато американские власти серьезно обеспокоены расширяющимся использованием евробанкнот в мире и укреплением некоторых других региональных валют, которые могут частично вытеснить доллар, как механизм сбережения.

В свете последних тенденций в сфере наличного денежного обращения такой консервативный институт как ФРС начал рассматривать возможность внедрения новых подходов к обработке наличных денег в своих банках. При этом ФРС делает акцент на использовании самых современных технологий. Этот путь призван снизить стоимость обработки наличных денег. В современных условиях, когда срок «жизни» одной серии банкнот приблизительно равен 7—10 годам, гибкие, легко настраиваемые системы обработки банкнот выходят на передний план. В конечном итоге, использование современных технологий должно привести к общей экономии и сокращению расходов банка на обработку банкнот.

Другим направлением политики ФРС в сфере обработки наличных денег является стремление снять с Центробанка часть второстепенных функций и передать их коммерческим банкам или внешним организациям. Конечная задача этой политики опять сводится к экономии (повышение расходов коммерческих банков при этом является темой для отдельного разговора). Одной из первых функций, которую ФРС стремится передать коммерческим банкам, станет возврат в обращение ранее выпущенных банкнот. ФРС несет значительные расходы из-за так называемого кросс-шиппинга, когда банки депонируют в федеральном резервном банке определенный объем наличных денег, а затем в течение той же недели снова заказывают аналогичное количество банкнот. Фактически, в этом случае федеральный резервный банк выступает в качестве сортировщика, который обрабатывает и тут же выпускает банкноты в обращение. Новая политика ФРС предполагает уменьшить зависимость коммерческих банков от поставок банкнот резервными банками и стимулировать обработку и выпуск банкнот в обращение самими коммерческими банками. Подобная политика уже была опробована Банком Англии и принесла положительные результаты.

В основу новой политики положены два момента — это программа подотчетных хранилищ (Custodial Inventory Program), предполагающая создание коммерческими банками собственных хранилищ для размещения банкнот перед выпуском их в повторное обращение, и взимание дополнительной платы с банков, посылающих резервному банку наличность и заказывающих у него же приблизительно аналогичное количество банкнот в течение непродолжительного периода времени. В подотчетных депозитариях, находящихся под управлением коммерческих банков или организаций, оказывающих последним услуги по хранению наличности, будут храниться банкноты, принадлежащие ФРС. Банки будут экономить на транспортировке банкнот в федеральный резервный банк и обратно. В такие хранилища коммерческие банки смогут помещать излишки денежной массы, которые в тот момент не востребованы банком. Тем не менее, банки будут вынуждены хранить в своих депозитариях значительный объем наличности для повторного выпуска в обращение, так как они получат право переводить в подотчетное хранилище не более 25% от находящихся в их распоряжении наличных средств. Эта схема будет работать только для банкнот низких номиналов, исключая одно- и двухдолларовые купюры (от 5 до 20 долларов). 50-ти и 100-долларовые банкноты пока будут обрабатываться по старой схеме. Такой порядок принят в связи с тем, что высокие номиналы подделываются чаще и ФРС хотела бы иметь точные сведения об их обращении. Размер штрафа для коммерческих банков, посылающих банкноты на обработку в центральный банк, составит около 5—6 долларов за пачку, что соответствует стоимости их обработки в ФРС. Ежегодная экономия от введения новой политики должна составить, по расчетам Совета директоров ФРС, около 35 млн. долларов. Новая система взаимоотношений коммерческих банков и ФРС пока не вступила в силу, но уже проходит «обкатку» в отдельных подразделениях резервных банков. Ожидается, что окончательно она будет внедрена к 2008 г.

Делегирование части функций центральными банками сторонним организациям, в т. ч. отказ от функций, не относящихся к ключевым, в пользу коммерческих банков, стало тенденцией в развитых западных странах. ФРС — не первый Центробанк.

3.2. Структура и компетенция Федеральной резервной системы США

Как уже было отмечено выше, в США Федеральная резервная система (ФРС), является, по сути, центральным банком страны. Структурно ФРС состоит из Совета управляющих (до 1935 г. – Федеральный резервный совет), в который входят 7 постоянных членов, назначаемых на 14 лет Президентом США с одобрения Сената с учетом обязательного представительства от различных округов ФРС (но без обязательной бипартийности состава как в большинстве государственных агентств). Совет управляющих возглавляют председатель и его заместитель.

Также в структуру ФРС входят 12 федеральных резервных банков, свыше 6 000 банков – членов ФРС, а также Федеральный комитет открытого рынка и Федеральный консультационный совет.

Территория США разделена на 12 банковских резервных округов, сформированных по экономико-географическому принципу так, что границы округов не совпадают с границами штатов. Во главе каждого округа стоит Федеральный резервный банк, президент которого с 1935 г. утверждается Советом управляющих ФРС.

Совет директоров федеральных резервных банков намечает и вырабатывает определенный уровень банковских учетных ставок, который представляется на рассмотрение и утверждение Совета управляющих ФРС. Также федеральные резервные банки вправе осуществлять общий контроль и инспектирование банков – членов ФРС, нескольких тысяч банковских холдинговых компаний, корпораций, филиалов и представительств иностранных банков в США. В их задачи входит кредитование банков, испытывающих временные финансовые затруднения, с целью обеспечения стабильности всей банковской системы и предотвращения возможного кризиса доверия со стороны вкладчиков. Федеральные резервные банки проводят денежную эмиссию, оказывают различные финансовые услуги, осуществляют продажу и хранение ценных бумаг федерального правительства. Каждый такой банк представляет еженедельный отчет об итогах своей деятельности в Совет управляющих ФРС. Для обеспечения связи между всеми банковскими учреждениями и ФРС был создан Федеральный консультационный совет, который осуществляет рекомендательные функции для ФРС.

Американская банковская система независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. Право «чеканить монету» и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее Федеральному комитету по операциям на открытом рынке. По закону каждый банк – член ФРС должен держать определенную долю привлеченных средств в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег, а частью – в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа. Не члены ФРС – коммерческие банки штатов – тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством, а во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешаются держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и т.д.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов, которые в свою очередь помогли провести сравнительный анализ порядков организации структуры органов управления Банковской системы России и Федеральной Резервной системой США.

Периоды зарождения банковских систем России и Соединенных Штатов, мы можем проследить схожесть исторического развития. Так же исходя из истории возникновения данных банковских систем, мы можем проследить элемент заимствования Соединенными Штатами опыта создания центральных банков у экономически развитых европейских государств, к которым относилась в начале XX века и Россия.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что российское законодательство четко регламентирует структуру органов Центрального банка РФ, закрепляя полномочия каждого органа управления непосредственно в Законе о Банке России. В то время как структура ФРС США, несмотря на свою регламентированность, предоставляет штатам (т.е. субъектам на местах) детализировать полномочия и функции входящих в ФРС органов. По сути, если сравнивать обе системы, то видно, что структура Банка России основывается на вертикальных отношениях, а для ФРС США характеры в большей мере горизонтальные отношения, хотя к элементам этой системы и предъявляются специальные особые требования.

Однако, несмотря на существующие сходства и различия, каждое государство оставляет за собой право сохранять индивидуальные черты своей банковской системы, выражающиеся в существовании различных органов, а так же осуществляющих регулирование банковской системы и надзор за ее субъектами, полномочия, которыми наделены центральные банки стран.

Список литературы

Нормативные правовые акты и судебные решения

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993 № 237. Ст. 71,75,90.
  2. Закон о Федеральной резервной системе от 23 декабря 1913.
  3. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 года № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 27. Ст. 356
  4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1990. № 27. Ст. 356.
  5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 // СЗ РФ. 1990. № 27. Ст. 357
  6. Федеральный закон « О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 29.07.2004 N 96-ФЗ (ред. от 28.07.2012) СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3232.
  7. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
  8. Указ Президента РФ от 14.06.1992 г. № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения».
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 года № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пп. 3 п. 2 ст. 13 ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» и п.п.1 и 2 ст. 26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами ряда граждан».

Монографии, учебная литература и комментарии

  1. Артёмов Н.М., Арзуманова Л.Л., Ситник А.А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллективная монография. М.: ООО «Изд-во «Элит», 2011.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2001.
  3. Банковское право Российской Федерации: учеб. пособие / отв. ред. Е.Ю. Грачева. – М.: Норма, 2008.
  4. Березина М Л , Крупное Ю. С Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России // Деньги и кредит. 1993. № 12.
  5. Вишневский А.А. Банковское право Англии. –М.: Статут, 2000; он же. Банковское право Европейского Союза. – М.: Статут, 2000.
  6. Вознесенский ЕЛ. Операции коммерческих банков // Банк. дело. СПб.; Пг., 1914.
  7. Голубев С.А., Гузнов А.Г., Козлачков А.А. О роли Банка России в построении современной экономики: некоторые экономические и юридические аспекты // Деньги и кредит. 1999. № 2.
  8. Государственный банк России // Финансово-кредитный словарь / Под ред. В.Ф. Гарбузова. М., 1994. Т. 1.
  9. Данько Н.Д. Банкир, биржевик, меценат // Деньги и кредит. 1993. № 8.
  10. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / С.А. Чернецов. – М.: Магистр, 2009.
  11. Ефимова Л.Г. Банковское право: учеб. и практич. пособие. С. 7; Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М.: Изд-во МНИМП, 1997.
  12. Кауфман И.И. Государственные долги России / / Вестн. Европы. 1885. Кн. II.
  13. Ключевский В.О. Сочинения. М., 1988. Т. 3.
  14. Левичева И.М. Реформа Канкрина //Деньги и кредит. 1993. № 4.
  15. Мишин В.С. К вопросу о правовом статусе Центрального Банка Российской Федерации // Деньги и кредит. 1999. № 11.
  16. Моисеев С.Р. Независимость центрального банка // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2009. №2.
  17. Печерин Я.К Исторически обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. СПб., 1904.
  18. Поллард А.М., Пассейк Ж.Г., Эллис К.Х., Дейли Ж.П. Банковское право США / пер. с анг. Г.А. Командина; под ред. Я.А. Куник. М.: Прогресс – Универс, 1992.
  19. Рождественская Т.Э. Банковское право: учеб. пособие / Т.Э. Рождественская; Гос.ун-т-Высшая школа экономики.-М.: Изд.дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.
  20. Роуз Питер С. Банковский менеджмент/пер. с англ. 2-го изд. – М.: Дело. 1997.
  21. Симагин Л.В. Из истории Санкт-Петербургских банков // Деньги и кредит. 1993. № 6.
  22. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М.: Юристъ, 2003.
  23. Тосунян Г.А., Викулин Ю.А. Деньги и власть. Теория разделения властей и современность. – М., 2000.
  24. Финансовое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – М.: Проспект, 2009.
  25. Финансовое право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Е.Ю. Грачёва, Г.П. Толстопятенко. – М.: Проспект, 2010.
  26. Яснопольский Л.Н. Зачатки коммерческого банковского кредита в России/ Банковая энциклопедия/Под ред. Л.Н. Яснопольского. Киев, 1914. Т. 1.

Электронные ресурсы

  1. Корнилов Г. Федеральная резервная система США: новые подходы [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Интер Крим Пресс, 2005. – Режим доступа: http://www.icpress.ru/information/articles/?ID=1019]], свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  2. Ритасов В. «Федеральная резервная система» США — государство в государстве [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Деньги: информационно-аналитическая газета, 2004. – Режим доступа: http://www.dengi-info.com/archive/article.php?aid=461, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Страница:   1   2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф