Меню Услуги

Правовое регулирование расторжения брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Общие положения участия иностранных граждан и лиц без гражданства в семейных правоотношениях
  • Глава 2. Правовое регулирование заключения брака с участием иностранных граждан
  • Глава 3. Расторжение брака с участием граждан и лиц без гражданства.Особенности.
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Прекращение брака всегда является трудной психологической темой. Прекращение брака всегда связано с существенными изменениями, сложившихся в семье правоотношений. Оно влечет не только изменение правового статуса собственности, но влияет на дальнейшую судьбу детей. Поэтому прекращение брака и цепочка личных и имущественных последствий этого шага подробнейше регулируется законом.В тоже время существует множество заблуждений по поводу прекращения брака. Так, например, в быту ходит убеждение, что отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака является непреодолимым препятствием. В действительности, ни один суд не может заставить ни одного человека состоять в браке с другим человеком против его воли.

По данным Федеральной службы государственной статистики за истекшие 15 лет произошло увеличение миграционного прироста населения. Еще более внушительны объемы миграции населения в Астраханскую область: с 2010 по 2013 увеличение прироста миграционного потока возросло почти в семь раз/

Современное состояние человеческого общества, научного и технического потенциала, экономических реалий приводит к тому, что люди ведут все более активный образ жизни и значительно чаще перемещаются в пространстве. Причем это пространство для каждого конкретного человека значительно расширилось. Если раньше человек жил в пространстве отдельного населенного пункта или региона, намного реже страны, то теперь его жизненным пространством является практически весь мир. Это, в свою очередь, приводит к росту контактов между людьми разных стран

Однако все обстоит далеко не так просто. За прошедший век Российское семейное законодательство, а вслед за ними и моральные представления о бракоразводном процессе кардинально менялись несколько раз. Если в начале 20 века расторжения брака не просто считалось крайней мерой, но и происходило крайне редко, а фактически не допускалось, то по приходу к власти Советов, расторжение браков стало «всеобщим правом». Однако, уже в середины 40-х гг. 20 века порядок расторжения брака серьезно усложняется и только в современном законодательстве бракоразводный процесс снова упрощается. Какое же законодательство справедливо?

А сколько вопросов должно быть учтено при расторжении брака: гарантии прав сторон после расторжения брака; морально-этический аспект и др. Не зря семейный закон РФ традиционно закрепляет: «Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивает на расторжении брака». Однако, как показывает исследование судебной практики, суды зачастую пренебрегают данным правилом, и в практике уже появился термин «фиктивное расторжение брака», не имеющий пока законодательного определения.

Сохранение брака имеет смысл, только если у супругов была крепкая, морально здоровая семья, основанная на любви и уважении, способная пережить все невзгоды, выпавшие на нее. В некоторых случаях семья перестает благотворно влиять на ее членов и даже вызывает негативные реакции. Поэтому действующим семейным законодательством предусматривается возможность прекращения брака. Однако, как показывает история развития семейного законодательства в России, прекращение брака не всегда было возможно.

В патриархальной России, такая форма прекращения брака как развод рассматривался православной церковью как тягчайший грех и разрешался только в исключительных случаях. Поэтому разводы вплоть до 1914 г. были большой редкостью. Тем не менее, по мере изменения общественных условий, постепенной эмансипации женщин, уже в дореволюционное время менялись взгляды на ценности супружества, отношение к разводу.

В настоящее время порядку прекращения брака посвящены статьи 16-25 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ).

Наряду с Семейным кодексом порядок прекращения брака урегулирован рядом иных законодательных и подзаконных нормативных актов, международно-правовых соглашений.

По юридической силе эту иерархию можно представить так:

  1. Законодательные акты и межправительственные акты;
  2. Подзаконные нормативные акты (акты президента РФ и правительства РФ);
  3. Ведомственные нормативные акты.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры судебной практики по делам, связанным с прекращением брака. В настоящее время действует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. №15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Изменившиеся моральные принципы в обществе не укрепляют брачный союз, очень распространенным явлением стали гражданские браки, то есть браки, не зарегистрированные официально. Такие браки не предполагают ответственности супругов за будущее семьи и детей. Существующий в законе порядок заключения и прекращения брака регулирует сложные брачные_отношения.

Исходя из этого, можно сказать, что тема браков и разводов актуальна сегодня с точки зрения Российского законодательства и международного частного_права.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в сфере семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Соответственно предмет исследования- нормы, регулирующие отношения, связанные с бракоразводным процессом, что и определяет цель работы.

Цель работы — комплексное исследование и обобщение нормативной базы современного законодательства, регулирующего порядок прекращения брака. Данная цель достигается путем решения следующих задач:

1) рассмотрение общих вопросов участия иностранных граждан и лиц без гражданства в семейных правоотношениях;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2) анализ вопросов правового регулирования заключения браков с иностранным элементом.

 

Глава 1. Общие положения участия иностранных граждан и лиц без гражданства в семейных правоотношениях

Термин «иностранный элемент» закреплен законодательно в п. 1 ст. 1186 Гражданского Кодекса Российской Федерации (указанный термин широко применяется в международном частном праве). Данная норма предусматривает, применение права «к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей». Таким образом, иностранный элемент гражданского правоотношения может выражаться:

1) в иностранном гражданстве либо иностранной регистрации в случае юридических лиц его участников;

2) в нахождении объекта гражданских прав за границей;

3) в иных характеристиках.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Так, в семейных правоотношениях в качестве иностранного элемента может выступать то обстоятельство, что юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение отношения, имел место за границей (например, заключение или расторжение брака между российскими гражданами было произведено на территории иностранного государства).

Иностранными гражданами, о которых идет речь в разделе VII Семейного Кодекса, согласно ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. По закону иностранными гражданами, о которых идет речь в данном разделе Семейного кодекса, признаются в России лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства(речь идет о государствах с монархическим строем).

Как уже было отмечено, в России иностранные граждане и лица без гражданства в семейных правоотношениях пользуются так называемым национальным режимом, т.е. им предоставляется тот же правовой режим, какой существует для российских граждан. Правда, это общее положение может иметь исключения. Так, усыновление ребенка — российского гражданина иностранцем допускается лишь при определенных условиях, предусмотренных п. 4 ст. 124 СК. Согласно указанной статье усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Есть и другие исключения, которые будут рассмотрены ниже.

Лицо без гражданства (апатрид) — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

В отношении лиц без гражданства закон учитывает территориальный момент — здесь решающим является не гражданство, а место постоянного жительства лица (например, согласно п. 4 ст. 156, п. 1 ст. 165 СК РФ применяется в соответствующих случаях закон страны, где лицо имеет постоянное место жительства). ГК РФ личным законом лица без гражданства считает право страны, где лицо без гражданства имеет место жительства (п. 5 ст. 1195). Указание в ст. 1195 ГК РФ на место жительства, а не на постоянное место жительства, можно рассматривать как техническую ошибку. В данном случае речь идет о постоянном месте жительства. Аналогичный принцип действует в отношении лиц без гражданства и в иностранных государствах (Венгрия, Португалия, Румыния, Швейцария и др.).

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Статья 62 Конституции Российской Федерации допускает возможность приобретения гражданами Российской Федерации одновременно и гражданства иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При таких обстоятельствах гражданин — обладатель двух гражданств формально обязан исполнять законодательство обоих государств, гражданство которых он имеет. Как гласит п. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации: «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В Семейном Кодексе РФ, как это уже было отмечено, не содержится специальной нормы о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России в брачно-семейных отношениях, как это было ранее в ст. 160 Кодекса о браке и семье РСФСР. Это объясняется тем, что их правовое положение определено Конституцией Российской Федерации (п. 3 ст. 62).

Вместе с тем при регулировании семейных правоотношений допускается и применение семейного законодательства других стран. Это обусловлено наличием коллизионных норм в СК РФ. Но, конечно, учитывается и то, что это не российское, а иностранное право, требующее особого подхода к установлению его содержания и толкованию. Признается, что, поскольку решение суда, основанное на применении иностранного права, направлено на признание тех субъективных прав, которые возникли под действием данной иностранной системы права, отсылка коллизионной нормы к иностранной правовой норме требует применения последней так, как она применяется у себя на родине.

В результате от судов РФ, органов записи актов гражданского состояния и иных органов требуется установление содержания норм семейного законодательства иностранного государства, норм иностранного семейного права. При этом суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы должны устанавливать содержание этих норм не только исходя из их буквального изложения в конкретном акте законодательства иностранного государства, но также основываясь на их официальном толковании, практике их применения и доктрине в данном иностранном государстве.

Следует учитывать различия между двумя правовыми системах в развитых правопорядках — англосаксонской системы, для которой характерно прецедентное право и так называемой континентальной. К последней относится и российская правовая система.

В соответствии со ст. 166 СК при применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Коллизионные нормы семейного законодательства России и иностранных государств ставят перед работниками судов, органов записи актов гражданского состояния и иных органов, применяющих иностранное право, непростые задачи. Если российское законодательство они обязаны знать, то требовать от них знания иностранного права нельзя. Тем не менее, это право в силу отсылки соответствующей коллизионной нормы должно быть применено.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 установлены полномочия Министерства юстиции РФ по взаимодействию с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к его компетенции, и осуществлению обмена правовой информацией с иностранными государствами. Так, согласно п.п. 2 и 7 п. 7 упомянутого указа Минюст РФ взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами. Таким образом, информация о толковании норм иностранного права, практике и доктрине, если ее не предоставят стороны, может быть получена в Министерстве юстиции Российской Федерации, которое осуществляет организационное руководство работой судов и органов записи актов гражданского состояния и на которое возложены функции предоставления информации о праве во всех договорах России о правовой помощи и в Конвенции стран СНГ от 22 января 1993 г.

В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд, органы записи актов гражданского состояния и иные органы могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции Российской Федерации и в другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь экспертов.

Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права.

По смыслу п. 1 статьи 166 СК РФ обязанность применения иностранного семейного права, если это следует из коллизионных норм раздела VII СК РФ, существует независимо от того, ссылаются ли стороны на это иностранное право. Применяющий иностранное право орган делает это по своей инициативе, если только в самом законе не установлено иное.

Содержание соответствующей нормы иностранного права устанавливается в соответствии с ее официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. В определенных случаях информацию можно получить и в соответствующих консульских учреждениях России за рубежом.

Неустановление содержания иностранного семейного права ведет к применению российского законодательства. Это правило, однако, установлено на случай действительной невозможности получить информацию, оно может быть применено, лишь, если все пути такого получения исчерпаны. Следует также иметь в виду, что неправильное применение коллизионной нормы и иностранного семейного права, к которому она отсылает, может послужить основанием для отмены или изменения судебного решения.

Согласно ст. 167 СК нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется законодательство Российской Федерации. В международном частном праве зарубежных государств, как и в российском, закреплен принцип ограничения применения иностранного права. Его общепринятое название — оговорка о публичном порядке (ordre public). Действие коллизионной нормы, иными словами, применение иностранного права, может быть ограничено путем использования данной оговорки. Иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, не может быть применен, если такое применение противоречило бы публичному порядку данного государства. Под противоречием публичному порядку очевидно следует понимать противоречие основным принципам, на которых базируется та или иная правовая система.

Более или менее конкретно оговорка о публичном порядке сформулирована во Вводном законе к ГГУ (ст. 6). Согласно указанной норме правовая норма иностранного государства не подлежит применению, если ее применение приведет к результату, который явно несовместим с существенными принципами немецкого права. Она не подлежит применению, в частности, если применение несовместимо с основными правами.

В данном случае речь идет об «оговорке о публичном праве» такой термин применяется в международном частном праве. По существу в этой статье воспроизводится статья 1193 ГК, которая гласит: «Норма иностранного права, подлежащая применению… в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права».

Тем не менее, если, несмотря на все предпринятые усилия, установить содержание иностранного права все же оказалось невозможным, применяется российское законодательство, поскольку в противном случае право лица, обратившегося в компетентный российский орган, осталось бы без защиты. Если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на предпринятые выше меры, не будет установлено, суд применяет законодательство Российской Федерации (п. 2 ст. 166 СК РФ).

Такое правило вряд ли можно признать удачным, поскольку его применение ставит под угрозу интересы усыновляемого ребенка и делает само усыновление рискованным. Например, в Италии до недавнего времени усыновление, произведенное в России, признавалось только по истечении года. При этом суд мог отказать в признании усыновления.

В некоторых случаях, несмотря на то, что содержание иностранного права установлено, его применение может вступить в противоречие с публичным порядком Российской Федерации. В этом случае вместо иностранного права применяется законодательство России. На основании правила о публичном порядке может, например, быть запрещено применение иностранного семейного законодательства, дискриминирующего женщин или лиц определенной национальности,

В случаях семейных правоотношений с иностранным элементом решающее значение приобретает вопрос: законодательство какого государства применять к таким отношениям? Это связано с тем, что, как уже было отмечено, нормы семейного права различных государств очень разнообразны, поскольку унификацию законодательства в этой сфере международного частного права осуществить очень трудно. Значительное влияние на регулирование семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения. Поэтому для конкретных случаев возникновения, изменения или прекращения семейного правоотношения с иностранным элементом требуется определить принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства. Такая принадлежность семейного правоотношения с иностранным элементом может быть установлена только в рамках процедуры определения применимого права.

В ряде государств семейные правоотношения регулируются исключительно нормами, принятыми высшими законодательными органами светской власти. В других странах имеет место их регулирование как светским, так и религиозным или каноническим правом.

В третьих государствах, население которых исповедует ислам, превалирующее значение имеют нормы обычного и религиозного права, называемые нормами адата и шариата. Ясно, что при таком разнообразии невозможно полное совпадение норм, регулирующих вступление в брак, его расторжение, личные и имущественные отношения между супругами, а также аналогичные отношения между родителями и детьми. При этом, чем больше государств, тем больше столкновений или, употребляя латинское слово «collisio», — коллизий между нормами, регулирующими брачно-семейные отношения.

Так, коллизионные нормы, используемые в различных государствах при определении права, применимого к имущественным отношениям супругов, могут существенно различаться. Например, может применяться:

  • — право государства общего гражданства супругов или гражданства одного из супругов;
  • — право страны совместного места жительства;
  • — право страны последнего совместного места жительства;
  • — право страны местонахождения имущества;
  • — право страны, выбранное по соглашению супругов (автономный статут);
  • — право страны постоянного проживания ребенка;
  • — личный закон ребенка.

В качестве дополнительного средства, если привязка к иностранному праву не позволяет достичь должных правовых последствий, может применяться закон суда.

Коллизионные нормы, содержащиеся в Семейном кодексе РФ, Минской конвенции и двусторонних договорах, часто отличаются друг от друга. В связи с этим возникает вопрос об их соотношении. В случае расхождения между коллизионными нормами, являющимися частью внутреннего российского семейного законодательства и нормами международной конвенции или договора, применяются нормы конвенции или договора.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Это вытекает из общего правила, закрепленного в ст. 6 СК, о том, что в случае расхождения между российским семейным законодательством и международным договором, в котором участвует Россия, применяются нормы международного договора. Кроме того, сама цель создания национальных коллизионных норм заключается в том, чтобы они применялись только в случае отсутствия международной конвенции или двустороннего соглашения.

В настоящее время в коллизионном семейном праве России место привязки к российскому праву в некоторых нормах занимает привязка к закону страны гражданства лица. Связь с гражданством признана решающей при определении права, подлежащего применению к условиям заключения брака, к установлению отцовства, усыновлению.

Коллизии в области брачно-семейных отношений, в свою очередь обусловливают существование некоторых отношений, не имеющих четкого правового регулирования. Так, согласно п. 1 ст. 165 СК усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином России, осуществляется в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. Когда же приходится иметь дело с установлением и оспариванием отцовства (материнства), то в соответствии с п. 1 ст. 162 СК применяется законодательство государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Другими словами вполне возможна ситуация, когда прежде чем произвести усыновление, необходимо оспорить или установить отцовство (материнство). Соответственно будут применяться различные правовые системы.

Следует иметь в виду, что даже в рамках правовых систем стран, основанных на одинаковых принципах регулирования семейных правоотношений, могут наблюдаться определенные различия. Нормы семейного права этих стран также не являются унифицированными хотя бы потому, что семейное право США и Англии относится к англо-саксонской системе права, характеризующейся тем, что наряду со статутным правом в ней существенное значение имеют нормы обычного, или общего права. Что касается семейного права Франции, ФРГ и Италии, то их семейное право относится к так называемой континентальной системе, где нормы обычного или общего права не применяются. Названные страны различаются между собой и по вероисповеданию населения. Так, в Италии господствующим вероисповеданием является католицизм, в Англии — англиканство, сохранившее до сих пор свое влияние на нормы брачно-семейных отношений. В ФРГ позиции католицизма наиболее сильны в Баварии. Что касается остальных ее Земель, то там господствующее положение занимает протестантизм в форме лютеранства.

 

Глава 2. Правовое регулирование заключения брака с участием иностранных граждан

В различные исторические периоды в России отношение к бракам россиян с иностранцами было неодинаковым, в том числе и негативным, что находило свое отражение ив семейном законодательстве. Во многом это было обусловлено церковной формой заключения брака и предрассудками религиозного характера. Впервые браки православных христиан с христианами иных конфессий были разрешены Петром I в 1721 г. Однако при этом предусматривалось существенное ущемление прав и законных интересов лиц, не исповедовавших православие, и их потомства. Определенные ограничения при заключении подобных браков продолжали действовать и в последующем — в XIX в. и начале XX в.

Неоднозначно решался этот вопрос и после 1917 г., когда браки советских граждан с иностранными гражданами не только не поощрялись, но зачастую являлись основанием для политических репрессий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 г. «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» они вообще не допускались. На протяжении длительного времени в РСФСР фактически не допускалось и применение норм иностранного семейного права. Так, согласно ст. 161 КоБС при заключении на территории РФ браков советских граждан с иностранными гражданами и браков иностранных граждан между собой разрешалось использовать только советское семейное законодательство. Безусловно, это ущемляло права иностранных граждан и не могло не сказаться на динамике браков с их участием, которые в СССР были нераспространенным явлением.

Свобода выезда граждан за пределы Российской Федерации, закрепленная п. 2 ст. 27 Конституции и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы и трудоустройство граждан Российской Федерации за границей существенно сказались на расширении контактов российских граждан с иностранцами и, как следствие, на увеличении количества «интернациональных» браков. По данным Федеральной миграционной службы России сейчас в нашей стране работает более 280 тыс. иностранных граждан и обучается около 70 тыс. иностранных студентов. Не случайно, что каждые два-три года количество браков, заключенных гражданами Российской Федерации с иностранными гражданами, удваивается. Указанная тенденция прежде всего касается браков, заключаемых на территории Российской Федерации. Только в Москве их регистрируется около полутора тысяч в год.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории Российской Федерации в брак по собственному усмотрению как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами Российской Федерации. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории Российской Федерации по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является. Вместе с тем при этом следует учитывать особенности национального законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак, предусматривающего иные, чем в Российской Федерации, условия вступления в брак, или даже не исключающего возможности многоженства (полигамии). В этой связи для защиты законных прав и интересов граждан Российской Федерации существенное значение имеют положения ст. 156 СК об условиях, форме и порядке заключения браков с иностранными гражданами на территории Российской Федерации.

Если иностранное законодательство устанавливает более жесткие по сравнению с российским требования, эти требования должны быть выполнены. Например, в ряде стран не допускаются браки между двоюродными братьями и сестрами, разрешенные в России. Это означает, что на территории России брак между лицами, национальное законодательство одного из которых запрещает такие браки, заключен быть не может.

Вместе с заявлением о заключении брака, лица, вступающие в брак, должны предъявить :

— документы, удостоверяющие личность каждого из них. Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, должен быть снабжен заверенным переводом на русский язык;

— квитанцию об уплате госпошлины;

— разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста, если будущий супруг – российский гражданин является несовершеннолетним (в некоторых случаях письменное согласие будущего супруга  иностранца на вступление в брак);

— справку о том, что иностранный гражданин не состоит в браке. Справку выдает компетентный орган иностранного государства (посольство (консульство). Любое государство вправе установить иные дополнительные органы для выдачи справок);

— документ о прекращении предыдущего брака, если один из супругов ранее состоял в браке. Этот документ обязательно нужно заверить в консульстве, и сделать перевод на русский язык. В документе должны быть указаны такие данные, как имя и фамилия. При этом его срок действия всего 3 месяца;

Отказ органа загса в государственной регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак. Из правила о том, что порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяется российским законодательством, имеется одно исключение, предусмотренное п. 2 ст. 157 СК. Оно касается заключения браков между иностранными гражданами на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств. Такие браки признаются действительными в Российской Федерации на условиях взаимности, если вступившие в брак лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.


Страницы:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!