Меню Услуги

Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности


Страница:   1   2   3   4


Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.1 Понятие туристской деятельности и туристского продукта
  • 1.2 Субъекты туристской деятельности
  • 1.3 Источники правового регулирования туристской деятельности
  • 2.1 Формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров
  • 2.2 Договор страхования риска ответственности туроператора
  • 2.3 Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств туроператора
  • 3.1 Система договорных отношений при осуществлении туристской деятельности
  • 3.1.1 Гражданско-правовая характеристика договора о реализации туристского продукта
  • 3.1.2 Договоры, определяющие взаимоотношения туроператора и турагента
  • 3.2 Некоторые аспекты гражданско-правовой ответственности субъектов туристских правоотношений
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Тема выпускной квалификационной работы — «Гражданско-правовое регулирование в туристской деятельности». На выбор темы диплома в первую очередь повлияла актуальность вопроса. В соответствии со ст. 3 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» туристская деятельность провозглашена одной из самых приоритетных отраслей экономики, что объясняется важной ролью туризма в системе экономических отношений России.

Туризм оказывает стимулирующее влияние на такие отрасли экономики, как производство потребительских товаров, транспорт, связь, торговля, предоставление гостиничных, бытовых услуг, и может способствовать развитию других отраслей, а также задействует огромное количество рабочих мест в нашей стране. То, как регулирует законодательство туристскую деятельность целиком и полностью зависит от построения деятельности и поведении субъектов туристского рынка.

Прошедший 2014 год стал для туристического рынка самым тяжелым. С июля по октябрь более 10 туроператоров приостановили свою деятельность и тысячи туристов остались без своего законного отдыха. Причем, что интересно, почти все туроператоры осуществляли свою деятельность более 15 лет и мне захотелось углубиться в законодательство туристской сферы и разобраться в причинах.

После краха ряда туроператоров правительство тут же отреагировало на происходящее и начало работу по внесению поправок в действующее законодательство, что говорит о его несовершенстве. Было предложено несколько проектов закона, многие из которых критически осуждались туристической общественностью и в случае принятия данного закона предвещали крах всего туристского рынка.

Таким образом, актуальность темы обусловлена ролью туристической отрасли для экономики страны в целом, и существующими предпосылками для совершенствования законодательства в сфере туризма.

Цель работы — раскрыть понятия туристской деятельности и туристского продукта, подробно рассмотреть субъекты и источники туристской деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Проанализировать понятие, субъекты, объекты и источники гражданско-правового регулирования туристской деятельности в РФ;
  2. Рассмотреть вопрос государственного регулирования туристской деятельности;
  3. Проанализировать гражданско-правовое регулирование туристской деятельности.

Объект исследования – Законодательство РФ в области туристкой деятельности.

Предмет исследования – государственное и гражданско-правовое регулирование туристкой деятельности в РФ.

Первая глава работы содержит анализ понятия туристской деятельности и туристского продукта. Здесь рассмотрены субъекты туристской деятельности, а также источники правового регулирования туристской деятельности.

Во второй главе диплома проанализировано правовое регулирование деятельности туроператоров. Здесь рассматриваются такие понятия, как  формирование и ведение единого реестра туроператоров, а также Договор страхования риска ответственности туроператора и Банковская гарантия, как способ обеспечения исполнения обязательств туроператора.

Третья глава работы содержит анализ системы договорных отношений при осуществлении туристской деятельности. В заключительной главе представлена гражданско-правовая характеристика договора о реализации туристского продукта. Проанализированы договоры, определяющие взаимоотношения туроператора и турагента.

Заключение содержит основные выводы по работе.

В библиографическом списке отражены источники, которые были использованы в ходе подготовки работы.

Методологической основой дипломного проекта послужили правовые документы и Законы РФ, зарубежная практика, судебная практика в Российской Федерации, работы авторов Яковлева Г.А., Биржакова М.Б., Зорина И.В., Дуровича А.П. и др.

При выполнении работы использовались профильные Интернет-ресурсы  туристкой отрасли cons-plus.ru, rg.ru, www.russiatourism.ru, www.rmat.ru, tourdom.ru, hotline.travel.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты будут оказывать содействие расширению теоретической и методологической базы, используемой для совершенствования туристского законодательства.

1.1 Понятие туристской деятельности и туристского продукта

За последние годы в Российской Федерации сфера туризма активно развивается, в следствие чего произошли значительные изменения  в данной области. Следует также отметить, что терминология туристской деятельности не стоит на месте.

В 2014 году был вынесен на всеобщее обсуждение проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации», в котором также были затронуты понятия и терминология и предложена новая редакция, данные предложения мы рассмотрим в ходе подготовки диплома.

Итак, в соответствии со статьей 1 ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ» в редакции от 05.02.2007 года туристская деятельность – это туроператорская и турагентская деятельность,а также иная деятельность  по организации путешествий. Исходя из этого определения также приводится содержание его составляющих:

  • турагентская деятельность – это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент);
  • туроператорская деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее- туроператор).

Исходя из данного определения следует вывод, что деятельностью по организации путешествий могут заниматься любые юридические лица или индивидуальные предприниматели.  В 2006 году были одобрены и внесены изменения в статью 18 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в котором утратил силу пункт об обязательном лицензировании туроператорский и турагентской деятельности в соотствии с чем и были внесены изменения в терминологию ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации», а именно в определение турагентской и туроператорской деятельности.

На мой взгляд такое определение туристской деятельности далеко от совершентства, возникает вопрос о какой «иной» деятельности по организации путешествий идет речь.

Цель деятельности туризма можно обозначить следующим образом: туроператор (или турагент) и турист заключают между собой  договор на оказание услуг в котором прописаны требования двух сторон. Требования туриста состоят в том, чтобы ему предоставили услуги, входящие в тур, а требования туроператора – получить вознаграждение за предоставленные услуги.

Понятие туристской деятельности можно найти не только в законодательстве Российской Федерации, но и в научной литературе. Например, Зорин И.В. туристскую деятельность понимается как «проявление социальной политики государства, профсоюзов, предприятий в целях реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий».

Туристская деятельность не может существовать без туристского продукта, поэтому следуюет рассмотреть что это такое и какую роль он играет в сфере туризма.

Статья 1 ФЗ «О туристской деятельности» дает следующее определение туристского продукта — туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Свое определение туристического продукта дал Г.А. Яковлев в учебном пособии «Экономика и статистика туризма». «Туристский продукт — это совокупность вещественных и невещественных потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием».

По его мнению сущность туристского продукта, сводиться к тому, что туристский продукт — это совершенно любая услуга, которая удовлетворяет те или иные потребности туристов и подлежит оплате с их стороны. К этим услугам можно отности гостиничные, экскурсионные, транспортные и другие услуги.

В предыдущей редакции закона туристский продукт определялся как право на тур, предназначенное для реализации туристу. На мой взгляд новое определение туристского продукта гораздо точнее и  правильнее формулирует его суть.

Биржаков М.Б. выделяет основные составляющие туристского продукта, с которыми можно согласиться:

  • комплекс туристских услуг (услуги организаторов туризма — туроператоров и туристских агентств, услуг перевозчиков, услуг системы гостеприимства и общественного питания, услуг предприятия системы аттракций, других услуг, относящихся к категории туристских);
  • товары, потребляемые в путешествии, и товары, потребляемых вне рамок путешествия;
  • работы, сопровождающие процесс потребления туристских услуг.

1.2 Субъекты туристской деятельности

В формировании, реализации и продаже туристского продукта принимают участие туроператоры и турагенты. В научной литературе и нормативных актах существует несколько понятий сущности туроператора.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В Законе «О туристской деятельности» не закреплено понятие ни туроператора, ни турагента, а лишь сформулированы понятия туроператорской и турагентской деятельности. В частности под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Более подробное, на мой взгляд, дано определение в Энциклопедии туризма: туроператор — туристская организация, которая занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для продажи путевок. Другими словами, туроператор осуществляет деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Хотелось бы рассмотреть данное определение подробнее, поскольку оно не полностью отражает сущность и функции туроператоров.

Основные деятельность туроператора — формирование, продвижение и реализация туристского продукта.

Закон о туристской деятельности  в 2007 году дал определение формированию туристского продукта – это деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, гиды, экскурсоводы  и другие).

Биржаков М.Б. под формированием тура понимает составление упорядоченной и взаимоувязанной по срокам, целеполаганию,’ согласованной по стоимости и качеству, последовательности услуг и работ, заключение договоров на их предоставление, надлежащее бронирование и резервирование. Согласно действующему законодательству, туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, которые предоставляют отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, которые обеспечивают предоставление всех видов услуг, входящих в тур.

Туристический продукт является результатом исследования структуры туристического рынка, также отражает пожелания и требования самого туриста, заказчика данного продукта. Турист, подбирая себе тур, в обязательном порядке фиксирует свои требования и договоренности о составе услуги путем подписания соглашения в письменной форме с турагентом или туроператором. С практической точки зрения, данный функционал туроператора может быть идентифицирован как организаторский. Получается, что туроператор, кроме фактических, осуществляет еще и юридические действия по формирования турпродукта. Кроме того, все предпринимаемые действия носят системный характер, взаимосвязаны и представляют собой единый процесс, итогом которого становится готовая туристическая поездка, планируемая в четко определенный период с прописанным маршрутом, полным перечнем входящих в пакет услуг. Туроператор обязан на выходе предоставить заказчику весь тур пакет, который не просто будет состоять из разрозненных услуг, а будет представлять собой единый комплекс – туристический продукт, каждая составляющая которого взаимосвязана и последовательна с другими его составляющими. С учетом вышеизложенного, делаем вывод, что деятельность туроператора подразумевает собой организацию и осуществление массовых (групповых), а также индивидуальных туров, которые предлагаются по определенной цене и в которые заблаговременно заложен комплекс услуг, таких как: перевозка, размещение, определенный тип питания, трансфер, экскурсионное обслуживание, услуги сопровождающих, а также любые другие услуги, которые могут быть необходимы заказчику в рамках планируемого тура. Данное положение нашло отражение в статье 1212 ГК РФ.

Также в Законе приводится определение продвижения туристского продукта – это комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).

Дурович А. П. дает свое определение продвижению туристского продукта — это комплекс работ по генерации мотивации у потенциального потребителя к их приобретению или рекламе туристского продукта6.

Определение в Законе реализации туристского продукта как «деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором», на мой взгляд имеет двоякое толкование: как продажа и как исполнение. Определение в Законе реализации туристского продукта как «деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором» имеет двоякое толкование: как продажа и как исполнение. Как указано ранее, договор возмездного оказания туристских услуг – это основа деятельности туроператоров.

Для того, чтобы выполнять эту функцию туроператор заключает договоры с третьими лицами, это могут быть перевозчики, гостиницы, гиды и так далее. Заключая подобный договор туроператор возлагает на третьих лиц исполнение части, а иногда и всех, своих обязательств по договору (статья 313 ГК РФ). В соответствии со статьей 780 ГК РФ этот пункт обязательно должен быть отражен в договоре с туристом. По стандартной схеме работы туроператор формирует и продает туристский продукт  турагентам, которые в свою очередь распределяют и продают турпродукт конечному потребителю – туристу, они же и заключают договор с туристом. Но бывают случаи, когда туроператор сам создает особое подразделение – туристское агентство по реализации туров, которое занимается реализацией турпродукта туристу, а также координирует агентскую работу.

Помимо вышеизложенного, туроператор также занимается обеспечением контроля за надлежащим исполнением третьими лицами (гостиницами, перевозчиками, гидами) своих обязательств в соответствии с условиями заключаемых с ними договоров.

На туристическом рынке преобладает более количество туристских агентств, нежели туроператора. По статистике это соотношение примерно 95% к 5%. Стремительное развитие туристской индустрии, а также возникновение конкуренции сильно влияют на структуру, специализацию и формат работы туроператоров, в соответствии с чем можно выделить несколько типов туроператоров:

  • операторов массового рынка — продающих большое число туров с включением услуг чартерных авиаперевозок в определенные места назначения массового туризма;
  • специализированных операторов — котороые специализируются на определенном виде туров или сегменте рынка (определенная страна, вид туризма и т.п.).

По направлению деятельности принято разделять туроператоров на рецептивных и инициативных.

Инициативные туроператоры — это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями.

Рецептивные туроператоры — это туроператоры на приеме, комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг.

Четкое выделение функций как туроператора, так и турагента в связи с определением в Законе «О туристкой деятельности» затрудняется в связи фактическим смешением обозначенных в Законе видов деятельности.

Раньше в России, чтобы осуществлять туроператорскую или турагентскую деятельность необходима была специальная лицензия и был установлен специальный формат лицензирования данной деятельности, а также деятельности по продаже прав на клубный отдых (таймшер). Но с 1 января 2007 года были внесены поправки в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которые отменяли лицензирование туристской деятельности. Возможно отмена лицензирования туристкой деятельности не совсем оправдана, так как входной порог в данную сферу резко снижается и контролировать деятельность становится сложнее.

В европейской практике лицензирование действует в независимости от других механизмов правового регулирования. Если рассматривать Италию, то там туристская деятельность туроператоров и туристсических агентств регулируется благодаря лицензированию. В Великобритании органом, осуществляющим лицензирование является управление авиации, которое выдает лицензии только для организаторов авиатуров.

В мировой практике туроператору дают определение «организатора». В п.2.3 статьи 2 Директивы Совета ЕЕС №90/314/ЕЕС «О путешествиях, отпусках, и поездках, включающих все» используется термин «организатор», заменяя понятие «туроператор».

Организатор, в соотетствии с этой Директивой — это лицо, организующее «услуги, включающие все», которое продает или предлагает эти услуги само или же через продавца. Подобные определения содержатся в Международной конвенции по контракту на путешествие.

Например во Франции нет понятия турагента и туроператора, тут речь идет об агентствах, заключающих договоры от имени клиента, либо  от своего имени.

В Германии (п. 651т) субъектами туристского рынка являются организаторы путешествий и Бюро путешействий. Организаторы путешествия – это компании, предлагающие «совокупность туристических услуг в качестве собственно услуги».

Сложно не согласиться с мнением Сирик Н.И. о том, что для только оптовой реализации тура, (как функции туроператора) необходимы экономические предпосылки и  должны быть созданы крупные туроператорские организации, имеющие большой оборотный капитал, что для России, на данном этапе ее развития довольно сложно и законодательное ограничение деятельности туроператора не будет способствовать развитию туризма. Во многих странах мира туроператоры сами занимаются и формированием турпродуктов и их реализацией конечному потребителю. Например в соответствии с итальянским законодательством туроператоры могут осуществять все виды туристской деятельности,   такие же функции у туроператоров в Нидерландах. В соответствии с законодательством Нидерландов, «туроператор от своего имени предлагает широкой публике или группе лиц заранее подготовленный отдых».

На отношения туроператоров и лиц, которые предоставляют услуги, распространяется положения статьи 430 ГК РФ о договоре в пользу третьего лица, если иное не предусмотрено договором.

Туристическое агентства также является основным субъектом и важным звеном в цепи участников процесса реализации туристкого продукта, который должен быть донесен до потенциального потребителя — туриста и иметь при этом надлежащее качество.

Законом «Об основе туристской деятельности в РФ» не рассматривается туристическое агентство исключительно как посредник, действующий в интересах туроператора. В соответствии со статьей 1 Закона о туристской деятельности турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент). Таким образом,  турагент может реализовывать потребителю (туристу) туристский продукт, как от своего имени, так и от имени туроператора. На мой взгляд данное определение не раскрывает особенности деятельности турагента на рынке туристических услуг.

М.Б. Биржаков, И.В. Зорин и В.А. Квартальное  дают свое определение туристского агента.

В сфере агентирования различаются турагенты, которые занимаются следующими видами деятельности:

  1. Турагенты, которые реализуют тур от лица и по поручению туроператора.
  2. Турагенты, которые реализуют тур от своего лица, но с указанием принадлежности тура к определенному туроператору.
  3. Турагенты, которые реализуют тур от своего лица (без упоминания принадлежности его к туроператору).

Определенные степени ответственности деятельности турагента, схемы финансовых расчетов и принципы налогообложения возникают в зависимости от выбранной схемы.

Помимо этих градации туристических агентств, предложенных Биржаковым М.Б., существует и ряд других классификаций .

Писаревский Е. определял турагентскую деятельность в содействии туроператору в заключении с туристами (заказчиками) договоров на туристское обслуживание, а также осуществление продвижения услуг туроператора, оказание иных услуг, связанных с туристским обслуживанием, за исключением организации самого путешествия.

Турагент — это лицо, которое действует в чужих интересах и осуществляет посредничество между участниками туристской индустрии (туроператорами, гостиницами, перевозчиками, страховщиками и др.) в реализации турпродукта. По общему правилу, объем ответственности агента определяется только стоимостью фактически оказанных услуг, за исключением случаев, когда он при нарушет договор с туроператором и выходит за пределы своих обязанностей.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Турагент, в отличие от туроператора, не может нести ответственности за качество тура.

Учитывая, что туроператорская и турагентская деятельность плотно взаимосвязаны между собой и их отношения носят различный договорной характер, рассмотрим основные виды договоров заключаемые между ними. На основании анализа договоров, используемых в практике турбизнеса, я пришла к выводу, что правоотношения между туроператорами и турагентствами в основном строятся на основе агентского договора, договора комиссии, договора поручения, а также существуют и смешанные договора, которые одновременно включают в себя модели вышеперечисленных договоров.

В случае, если заключается договор поручения,  то турагент действует от имени туроператора, а туроператор выступает как доверитель — поручающий турагенту деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

В агентском договоре, туроператор выступает как принципал, дающий поручение туристическому агентству на совершение юридических (или иных) действий от имени турагента, но за счет туроператора. В этом случае возникновение у турагента обязательств перед потребителями зависит от того, от чьего лица действует турагент — от имени туроператора или от своего имени. В случае, когда в отношениях между турагентом и туроператором действует договор комиссии, то обязательства перед туристом возлагаются на туристическое агентство, поскольку  в этом случае он заключает сделки с туристами.

Существуют также смешанные договора, которые включают в себя элементы договора поручения и договора возмездного оказания услуг.

В связи с вышеизложенным, юридические отношения между туроператором и туристическим агентством могут регулироваться договорам поручения, агентским договором по типу поручения, смешанным договором, включающего в себя элементы договора поручения и возмездного оказания услуг.

Среди практиков  и ученых в сфере туризма до сих пор не сформировалось единого мнения в понимании сущности и соотношения функций туроператора и турагента. Разграничение деятельности на туроператорскую и турагентскую существует не во всех странах. К примеру, Закон Мальты «О путешествиях и туризме» от 19 сентября 1999 года разделяет туристские фирмы на следующие категории:

  1. агент путешествий (travel agent) — специализируется на организации всех видов услуг по выездному туризму;
  2. агент по въездному туризму (incoming tourism agent)- занимается въездным туризмом;
  3. компания по управлению дестинацией (destination management company) — организует и предоставляет услуги в области развлекательного, делового (конгрессного) туризма, а также осуществляет организацию высокоспециализированных и высокомотивационных программ.

Называя основных участников туристской деятельности и их функции, не будемт забывать основную цель туристкой деятельности — реализация туристских услуг их конечному потребителю — туристу. Формирование, продвижение и реализация туристкого продукта направлено на основного потребителя комплекса туристских услуг — туриста. Именно турист является основным стимулирующим фактором, для которого разрабатываются новые направления в туризме и формируется туристский продукт.

Туристские услуги их развитие целиком и полностью зависят от спроса туриста.

Поэтому на мой взгляд, несмотря на то, что турист не относится к субъектам туристской деятельности, он имеет прямое отношение к ней выступая заказчиком на этапе реализации тура по договору.

При реализации туристского продукта одной стороной в отношениях всегда является турист. Поэтому хотелось бы раскрыть его сущность как  субъекта туристских отношений.

Сам термин «турист» прошел очень длительную эволюцию, которая к настоящему времени все еще не окончена.

Первое определения туриста было сформировано в 1937 году комитетом Лиги Наций, а позже в Риме в 1963 году на конференции ООН по международному туризму были рассмотрены вопросы туристских дефиниций, там же и было принято понятие туриста — «это временный посетитель, находящийся в посещаемой стране, по меньшей мере, 24 часа; цели путешествия туриста могут быть сгруппированы следующим образом: а) ради удовольствия: отдых, отпуск, здоровье, образование, религия, спорт; б) с деловыми целями, по семейным обстоятельствам, командировки и участие в конференциях». Также в данной конференции было достигнуто соглашение о том, что определение «посетитель» должно охарактеризовать любого человека, посещающего страну. А турист всегда нерезидент — житель другого места. При этом человек имеет право находиться в стране с любой целью визита, в том числе и с целью работы, а доход, который он получает в этой стране, не должен исключаться из ресурсов страны. Данное определение охватывает два вида путешествующих:

  1. Туристы – это люди, посещающие страну временно и останавливающиеся в ней более 24 часов не только с целью развлечения, но и с целью получения рабочего места, оздоровления, ведения профессиональной деятельности, образования, участия в конференциях, встреч со знакомыми и родственниками, с религиозными и спортивными целями. Также туристами считаются экипажи самолетов или судов, которые прибывают в стране более 24 часов.
  2. Экскурсанты – это люди, посещающие страну с любыми целями и остаются в ней менее 24 часов. Например, пассажиры круизных судов, экипажи, пребывающие в страну менее чем на одни сутки и так далее. Это определение не охватывает ряд других категорий: — рабочих, которые проживают в местах, расположенных недалеко от границы, и работают в приграничной зоне;
  • транзитных пассажиров;
  • лиц, не имеющих постоянного места проживания;
  • беженцев;
  • военный контингент, перемещающийся из страны проживания в страну, где расположена военная база;
  • представителей консульств, которые путешествуют из совей страны в место, где расположен офис;
  • дипломатов;
  • временных иммигрантов;
  • постоянных иммигрантов.

Также вышеуказанное определение «туриста» не включает в себя туристов, путешествующих внутри страны.

Опираясь на нормы международного права ФЗ о туристской деятельности дал определение туриста — «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания» (Ст. 1).

Похожее понятие туриста было дано Межпарламентской ассамблеей государств — участников стран СНГ, согласно которой, туристом является «гражданин любого государства, временно прибывший в страну, определенную местность в пределах страны либо конкретный населенный пункт в пределах определенной местности на срок от 24 часов до 6 месяцев, путешествующий ради удовольствия или с деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания».

В предыдущей редакции Закона «Об основах туристкой деятельности» было дано определение «туриста» как «гражданина» и вызывало множество споров относительно правильности данного определения.

Из ФЗ «О защите прав потребителей» вытекает, что турист является потребителем. Согласно этому Закону потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к гражданам РФ, так и к иностранным гражданам, лицам без гражданства.

Учитывая ряд вышеизложенных определений «туриста», стоит обратить внимание что термин «гражданин» включает в себя как права, так и обязанности человека и государства, в частности, в Конституции РФ четко проводиться различие между гражданином России  и человеком. В соответствии с этим получалось, что права на «туристский отдых» были ограничены в зависимости от гражданства и получалось, что лицо без гражданства не могло быть туристом.

М.Б. Биржаков раскрыл определение туриста применительно в полном виде. Согласно его термину: «Турист — это потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг — временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 6 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.».

Законом «Об основах туристкой деятельности» дается определение заказчику туристкого продукта – это турист или иное лицо, заказывающее туристкий продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста. Согласно требованиям гражданского законодательства РФ, гражданин, заключающий договор оказания туристских услуг, должен быть дееспособным. Но субъектом договорного обязательства по оказанию туруслуг, возникшего на основании данного договора, может быть и другое лицо . Учитывая, что сфера туристских услуг рассчитана на разные возрастные категории, то актуальным становиться вопрос о правовом положении малолетних детей и несовершеннолетних в данном случае.

Право на свой отдых имеют и инвалиды, признанные ограниченно дееспособными. По-видимому договор об оказании туристских услуг в пользу этих лиц заключают опекуны или попечители с согласия органов опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ).

Заключить договор в пользу третьего лица могут  граждане в пользу свои знакомых и родственников, а также и работодатели в пользу своих сотрудников. Здесь применима статья 430 Гражданского Кодекса РФ о конструкции договора в пользу третьего лица, в соответствии с которой,   должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства.

1.3 Источники правового регулирования туристской деятельности

Российское законодательство, которое регулирует туристскую деятельность, начало активно формироваться относительно недавно и пока говорить о законченности данного процесса на мой взгляд рано, поскольку и в настоящее время идет процесс по доработке и внесению новых поправок в Закон «О туристкой деятельности». Как справедливо заметил Писаревский Е.Л. «Процесс формирования российского национального законодательства в сфере туризма по существу только начинается».

Баргазова Э.Г. определила законодательство о туристской деятельности, как «..систему нормативно-правовых актов, регламентирующих правовое положение субъектов туристской деятельности (туроператоров, турагентов и иных организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма), а также порядок осуществления туристской деятельности».

Если бы туристская деятельность регулировалась нормами только отрасли права, то с данным определением можно было бы согласиться. Но говорить о системности нормативных актов, регулирующих туристскую деятельность, спорно.

Щенникова Л. В., еще в 1983 году исследовавшая гражданско-правовое регулирование туризма в Советском Союзе, отмечала «…туризм трудно полностью «уложить» в рамки принятого определения отрасли народного хозяйства, как качественно однородных групп хозяйственных единиц. Туризм порождает сложную цепь разнообразных экономических отношений….». Она неоднократно подчеркивала комплексность туристских услуг.

Такого же мнения придерживаются многие специалисты в сфере туризма. Волошин Н.И. подчеркивал, что правовая база туризма формируется:

  • Из юридически разнородных, но объединенных по предметным и целевым признакам норм различных отраслей права (государственного, гражданского, предпринимательского, административного, финансового, таможенного и пр.), оказывающих регулирующее воздействие на сфер туризма;
  • Из актов и норм, непосредственно регулирующих туристскую деятельность субъектов туристской индустрии: федеральных и региональных законов о туризме, актов о деятельности по продаже прав на клубный отдых, государственных стандартов группы «Туристское обслуживание», актов и норм о туристских формальностях, страховании в туризме др.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере туристской деятельности, подтверждает обе точки зрения.

Итак, прежде всего актуальная нормативно-правовая база в туристской деятельности в России основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 37 Конституции «каждый имеет право на отдых». Согласно статье 27 Конституции РФ «каждый, кто законно находиться на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.  Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».

Следующим важнейшим актом в системе законодательства о туристской деятельности является Гражданский Кодекс РФ, который своими нормами охватывает сферу туристских услуг. В ГК РФ услуги рассматриваются как один из объектов гражданских прав, а туристское обслуживание конкретно названо в числе услуг, предусмотренных в договоре возмездного оказания услуг (статья 779 ГК РФ).

Также некоторые общие нормы Гражданского Кодекса РФ о договоре подряда могут способствовать решению ряда правовых вопросов, возникающих при оказании туристских услуг. Большое значение имеют для сферы туризма положения о порядке заключения договоров (глава 28 ГК РФ), исковой давности (глава 12 ГК РФ), о прекращении обязательства и договоров (главы 26,29 ГК РФ), об ответственности за нарушение обязательств (глава 25 ГК РФ).

Некоторые законоведы, выделяют гражданское законодательство об услугах отдельно, как составную часть гражданского законодательства Российской Федерации в целом. Cреди главных федеральных законов, определяющих отношения по оказанию услуг в целом, следует назвать Закон РФ «О защите прав потребителей» и изданные в соответствии с ним Правила оказания отдельных видов услуг. К ним относятся Правила предоставления гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ № 490 от 25.04.1997г.), Правила бытового обслуживания населения (Постановление Правительства РФ №1025 от 15.08.1997г.), Правила оказания услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ №1036 от 15.08.1997г.).

Наряду с Гражданским Кодексом РФ правовое регулирование сферы туристской деятельности осуществляется  нормами достаточно большого количества законов, регулирующих другие отрасли права. В связи с тем, что регулирование туристской деятельности осуществляется различными правовыми методами, эти правовые акты относятся также и к административному, финансовому, аграрному, экологическому законодательству.

Так, Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года, регулирует порядок создания и деятельности иностранных туристских организаций на российском рынке.

Положения законодательства о туристской деятельности также содержатся в следующих законах Российской Федерации: «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» , «О международных договорах в РФ», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О рекламе», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О гражданстве Российской

Федерации», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О государственной границе Российской Федерации», «О техническом регулировании», Таможенном Кодексе РФ, Воздушном Кодексе РФ, Налоговом Кодексе РФ, Земельном Кодексе.

Важным периодом становления законодательства в туристской сфере стал Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». Этим Указом была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в РФ. С учетом названной Концепции была разработана и утверждена (26.02.1996г.) постановлением Правительства РФ Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». Это распоряжение положило начало государственному регулированию туристской деятельности и определила основные курс развития туристской отрасли в нашей стране.

Также, важнейшую роль в становлении специального законодательства в туристской сфере сыграл рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма», который был принят межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ. Этот акт и стал базой для принятия в РФ основополагающего закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» был принят 4 ноября 1996г. Он является основным нормативным актом в специальном законодательстве, регулирующем туристскую деятельность. Основной целью данного нормативного было, прежде всего, создание и укрепление в России цивилизованного и конкурентоспособного туристского рынка, который может внести весомый вклад в развитие экономики и создание соответствующей мировому уровню инфраструктуры сферы туризма.

Принимая специальное законодательство по туризму, Россия пошла по пути многих зарубежных стран, имеющих внутреннее законодательство о туризме.

Однако, изменившиеся социально-экономические условия, наработанный опыт функционирования туристического рынка, а также результаты правоприменительной практики Закона «Об основах туристкой деятельности в РФ», показывают необходимость изменений в действующем законодательстве. Рассмотрим несколько этапов и поправок в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ».

Итак, с 1 января 2007 года вступил в силу закон, отменяющий лицензирование туристской деятельности.

Стандартизация и сертификация туристских услуг также претерпела ряд существенных изменений.

С вступлением в силу Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация услуг в сфере туриской деятельности носит исключительно добровольный характер.

В 2007 году внесены существенные поправки в Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», принятый 17 января 2007 г.

На мой взгляд  основное изменение 2007 года в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» — это введение финансового обеспечения ответственности туроператоров, перед потребителями туристских услуг.1

В качестве финобеспечения предусматриваются страхование ответственности туроператоров или банковская гарантия для обеспечения надлежащего исполнения обязательств туроператора по договорам, заключаемым с потребителями туристских услуг. Вторым обязательным условием осуществления туроператорской деятельности, является включение туроператоров в Единый федеральный реестр туроператоров, что обусловлено прекращением с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. Незначительные изменения статьи 17 (размера финансового обеспечения) прошли в 2009 году. Эта редакция федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» предусматривает обязательное финобеспечение для всех туроператоров. Для  внутреннего туризма  в размере 500 тыс. руб., для туроператоров выездного туризма введена дифференциация — 30, 60 или 100 млн руб. в зависимости от денежного оборота компании и ряда других факторов. Биржаков Михаил Борисович, вице-президент Международной Туристкой Академии, в свой статье «Финансовое обеспечение туроператора — защита интересов потребителя или способ перераспределения финансовых потоков с решением задач передела туристского рынка» дает следующее определение Финансового обеспечения туроператора- это центральное условие включения предприятия в Единый федеральный реестр туроператоров, дозволяющий легитимную деятельность в сфере туроператорства в международном и внутреннем туризме в России.

Также существенные изменение коснулись туристическую сферу и в 2012 году, когда вступил в силу закон от 3 мая 2012 года №47 «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты РФ». Основное изменение коснулось туроператоров, а именно их обязанность вступить в объединение туроператоров в сфере выездного туризма («Турпомощь») и вносить взнос в компенсационный фонд экстренной помощи туристам в случае прекращения деятельности (неисполнения обязательств) одним из членов объединения. Причем фонд должен пополняться ежегодно.

Но в 2014 году, когда ряд крупнейших туроператоров потерпели крах и тысячи туристов остались без своего отдыха, этот вопрос вновь стал актуален. Были предложены очередные поправки и изменения, но по словам экспертов и владельцев бизнеса предложенные изменения только усугубят и «задушат» туристическую отрасль. В интервью туристическому порталу Tourdom.ru вице президент РСТ (Российский Союз Туриндустрии) Юрий Барзыкин сказал: «Законопроект состоит из завышенных, бьющихся друг с другом норм. Это касается и нижнего порога финобеспечения для туроператоров (50 млн рублей), и персонального фонда ответственности. Вероятно, Минкультуры хочет показать себя сторонником самых жестких мер регулирования, но предлагаемые изменения нереализуемы экономически и нуждаются в смягчении».

Если поправки, которые были одобрены Правительством, пройдут через Государственную Думу и будут одобрены, на туроператоров ляжет неподъемная финансовая нагрузка. Новый законопроект под эгидой «Турпомощи» помимого того фонда, который уже существует, предлагает создать отдельные фонды персональной ответственности для туроператоров выездного туризма. Туроператор должен будет декларировать сколько клиентов он собирается отправить заграницу в очередном году и сдать в свой фонд по 100 рублей на каждого туриста. Компенсационный фонд «Турпомощь» предлагается переименовать в «резервный» и туда туроператоры должны вносить суммы, в зависимости от своих объемов. Для тех туроператоров, чей годовой тур потом составляет от 300 тысяч до 500 тысяч человек предусмотрен взнос в размере 300 000 рублей,  для компаний с объемом до 300 тысяч человек – 100 000 рублей. Для крупных туроператоров, чей объем превышает 500 тысяч туристов в год взнос будет – 500 000 рублей. Я рассмотрела на примере туроператора «Библио Глобус» финансовые затраты в случае принятия законопроекта. По данным туроператора они обслужили в 2013 году 1 979 868 туристов. Если в 2015 году они захотят сохранить свои объемы потока туристов, то им необходимо будет заморозить почти 200 миллионов рублей в фонде персональной ответственности, а также сделать взнос в «Турпомощь» в размере 500 000 рублей.

Смысл нескольких фондов видят в следующем: если туроператор прекращает свою деятельность, то экстренную помощь туристам оказывают из средств персонального фонда, если же этих денег не хватает, тогда задействуют резервный.

Новым законопроектом и предусмотрен тот случай, если туроператор перед началом года предоставил  в «Турпомощь» заниженные цифры планового количества туристов. В таком случае в конце второго квартала он может внести корректировки. Но если по итогам года туристический поток превысит на 10: задекларированной цифры, то «Турпомощь» должна будет предоставить эти данные в Ростуризм для последующего принятия решения об исключении туроператора из государственного реестра. На мой взгляд эта схема предложена для того, чтобы регулировать и контролировать потоки выезжающих за рубеж граждан РФ.

Еще с одной проблемой, с которой столкнутся туроператоры – это оформление финансовых гарантий. Привожу цитату законопроекта «500 тысяч рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма; три процента (на 2015 год), а с 2016 года пять процентов общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 миллионов рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма». Если раньше сумма финансовых гарантий туроператора исчислялась от туроператорской маржи, то сейчас она должна будет исчисляться от всех денег, поступающих от клиентов.

Сегодня страховые компании отказываются выдавать финансовые гарантии туроператорам, поскольку считают этот бизнес  непредсказуемым, а как мы знаем без финансовых гарантий туроператор не имеет права осуществлять свою деятельность. Но предложенный законопроект не предусматривает механизма, который позволил бы страховым компаниям работать с туроператорами без огромных финансовых рисков. Председатель комитета ВСС (всероссийского союза страховщиков) в сфере туризма Галина Гуляева в своих интервью не раз прямо заявляла, что эксперты Всероссийского союза страховщиков не видят путей эффективного сотрудничества с туроператорами по финансовым гарантиям.

У туроператоров есть также возможно в качестве фингарантий иметь банковские гарантии, но банкири, учитывая критическую ситуацию в отрасли, готовы выдавать гарантии только при условии стопроцентного фин.обеспечения. – Материал с портала Hotline.Travel

Говоря об источниках  правового регулирования стоит отметить межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, которые направлены, на укрепление связей между туристическими ассоциациями, организациями, предприятиями обеих стран. В настоящее время, по данным официального сайта Федерального агентства по туризму РФ, Россия заключила подобные соглашения с 59 странами, среди последних Болгария (08.05.2007г.), Индонезия (01.12.2006 г.), Иран (13.12.2007г.), Исландия (25.10.2011г.) и Египет (15.03.2008г.).

Сфера туристской деятельности регулируется и на уровне регионов РФ. Законы о туристской деятельности приняты в Республике Башкортостан, Краснодарском крае, а также в других регионах.

Однако анализ применения данных законов в регионах показал, что их практическое значение незначительно. Как пишет Е.Л. Писаревский «Субъекты Федерации не вправе создавать законы, регулирующие туристскую деятельность, тем самым, вторгаясь в сферу гражданско-правового регулирования».

Если говорить об источнике правового регулирования туризма на международном уровне, то следует назвать Общую резолюцию Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, которая признала туризм как важнейший фактор, вносящий большой вклад в укрепление экономики стран путем расширения форм экономической деятельности, создании новых источников занятости, а также призывала правительства к содействию и поощрению развития туризма.

Направления развития международного сотрудничества  в сфере туризма, можно сказать неограниченны. Такое сотрудничество наиболее плодотворно реализуется в системе международных туристских организаций. Например, при активном участии ВТО, чьим членом является и Российская Федерация, были проведены международные мероприятия в сфере туризма, а также приняты ряд важных деклараций в области туризма, которые имеют большое значение и способствуют всемирному сотрудничеству и повышают значимость туризма:

  • Гаагская декларация по туризму, принята Межпарламентской конференцией по туризму в 1989 году (Гаага, Нидерланды), провозгласившая 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере туризма;
  • Манильская декларация по мировому туризму, которая была принята Всемирной конференцией по туризму в 1980 г. (Манила, Филиппины), которая определила место туризма в современном обществе;
  • Глобальный кодекс этики туризма, принятый в Сантьяго (Чили) в 1999 г. на тринадцатой сессии Генеральной ассамблеи ВТО;
  • «Хартия туризма» и ее раздел «Кодекс туризма», одобренные в 1985 году на 6-й сессией Генеральной ассамблеи ВТО в Софии (Болгария);
  • Осакская Декларация по туризму (1994);
  • Осакская декларация тысячелетия (2002).

Большинство международных норм, которые также регулируют туристскую деятельность, содержаться в документах, чьей участницей Россия не является. К таким документам относятся:

  • Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (1970 г.);
  • Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа (1974 г.);
  • Международная гостиничная конвенция (1979 г.),
  • Международная конвенция по контракту на путешествие (1970 г.), принятая Генеральной ассамблеей ФУААВ (Всемирная Федерация ассоциаций туристских агентств.

Современное законодательство, регулирующее туристскую деятельность, представляет собой комплекс нормативно-правовых актов РФ, а в ряде случаев и субъектов РФ. Данный комплекс формируется из норм гражданского права, финансового права, административного права, международного частного права, земельного, водного, и  норм уголовного права и т.п. Теперь я более подробно остановлюсь на государственном регулировании туристской деятельности.


Страница:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!