Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретическое исследование феномена созависимости и психологических границ
- 1.1. Созависимость – определение, характеристика, формы
- 1.2. Современные исследования созависимости
- 1.3. Этиология созависимого поведения
- 1.4. Психологические границы личности в психодинамической теории Г.Аммона
- 1.5. Выводы по теоретической части
- Глава 2. Эмпирическое исследование границ личности у женщин с высоким уровнем созависимости
- 2.1. Организация исследования
- 2.2. Материалы и методики исследования границ личности и выявления лиц с высоким уровнем созависимости
- 2.3. Статистическая обработка результатов
- 2.4. Интерпретация полученных результатов
- 2.5. Выводы эмпирической части
- Заключение
- Использованная литература
Введение
Актуальность исследования. Термин «созависимость» появился в конце 1970-х годов и первоначально использовался для описания лиц, у которых развились нездоровые способы преодоления жизненных трудностей в результате того, что они были вовлечены во взаимоотношения с химически зависимым человеком. Результаты исследований, проведенные по этому вопросу, показали, что у многих не злоупотребляющих химическими веществами, но близких, например, к алкоголику людей развиваются физические, психические, эмоциональные и духовные состояния, напоминающие похожие при алкоголизме [Обухова].
Созависимые стремятся управлять поведением другого человека, не заботясь при этом об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей. И несмотря на кажущийся положительный образ созависимых, старающихся исправить своих зависимых мужей, исследования говорят о том, что внутрисемейные конфликты часто являются пусковым механизмом приобщения к алкоголю. В интервью с несколькими респондентами, злоупотребляющими на момент опроса алкогольными напитками, прозвучало единое для всех объяснение поведения жены: беспрерывные придирки, упреки, критика практически всех действий мужа. Нежелание участвовать в систематических скандалах часто вынуждает мужчин уходить из дома, сопровождая такой уход выпивкой. Таким образом, жена является в ряде случаев активным участником процесса хронической алкоголизации мужа, даже если она по своим убеждениям трезвенница [Потребление алкоголя в России].
И в настоящее время термин «созависимость» употребляют не только в связи с химическими зависимостями. Выделяют и другие проблемы, которые могут вызвать созависимость у близкого окружения, такие, как переедание и недоедание, игромания, инвалидность и некоторые виды сексуального поведения. При этом созависимость не только сама по себе является серьезным заболеванием, приводя к нарушениям на физическом, эмоциональном, поведенческом, социальном и духовном уровнях, но и способствует поддержанию зависимости значимого другого [Обухова].
Практическая значимость: полученные результаты позволят выделить точки психотерапевтического воздействия для проведения более эффективной коррекционной помощи и профилактики созависимого поведения.
Цель исследования: выявить особенности регуляции границ у женщин с высоким уровнем созависимости.
Объект исследования: созависимость.
Предмет исследования: границы у женщин с высоким уровнем созависимости.
Гипотезы исследования заключаются в предположении, что у женщин с высоким уровнем созависимости в сравнении с контрольной группой отмечается более выраженное нарушение границ личности:
1) в большей степени выражены дефицитарные внешние границы;
2) в большей степени выражены дефицитарные и деструктивные внутренние границы.
Задачи исследования.
- Провести теоретическое исследование по проблеме созависимости.
- Рассмотреть теорию динамической психиатрии Г. Амона в ее отношении к внутренним и внешним границам (бессознательное и сознательное).
- Разработать программу экспериментального исследования взаимосвязи границ и склонности к созависимости.
- Подобрать методики, адекватные поставленной цели.
- Провести эмпирическое исследование по изученной взаимосвязи.
- Проанализировать данные и сформулировать выводы.
Методы исследования: изучение учебной, научной и научно-исследовательской литературы по проблеме, анализ теоретических материалов, системный подход к исследованию объекта изучения, психодиагностическое тестирование, статистические методы обработки информации, анализ полученных данных.
Эмпирическая база исследования: женщины в возрасте от 25 до 55 лет.
Глава 1. Теоретическое исследование феномена созависимости и психологических границ
1.1. Созависимость – определение, характеристика, формы
В научной литературе еще около 50 лет назад были описаны реакции семьи на алкоголизм, как серия адаптационных стадий, соответствующих прогрессированию заболевания. Тогда же ввели термин «ко-алкоголизм», обозначающий состояние родственников, который затем стали называть созависимостью [Москаленко].
Существует множество определений созависимости, ниже приведены некоторые из них.
Американский исследователь Смоли: «Созависимость – это паттерн усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь болезненной. Это зависимость от людей и явлений внешнего мира, сопровождающаяся невниманием к себе до такой степени, что мало остается возможностей для самоидентификации» [Москаленко – Зависимость. Семейная болезнь].
Другой американский исследователь Уэкшайдер-Круз: «Это постоянная концентрация мысли на ком-то или на чем-то и зависимость (эмоциональная, социальная, иногда физическая) от человека или объекта. Иногда эта зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на все другие взаимоотношения» [Москаленко – Зависимость. Семейная болезнь].
Исследователь Янг: созависимость – это «плохое здоровье, нарушение адаптации и проблемы поведения, связанные с совместным проживанием с больным алкоголизмом» [Москаленко – Зависимость. Семейная болезнь].
Чермак считает, что созависимость – это «нарушение личности, основанное на: необходимости контроля ситуации во избежание неблагоприятных последствий; невнимании к своим собственным нуждам; нарушении границ в области интимных и духовных взаимоотношений; слиянии всех интересов с дисфункциональным лицом. Другие проявления – отрицание, депрессия, вызванные стрессом соматические заболевания» [Москаленко – Зависимость. Семейная болезнь].
Meнденгол определяет созависимость как «вызванную стрессом концентрацию мысли на чьей-либо жизни, что приводит к нарушению адаптации» [Москаленко – Зависимость. Семейная болезнь].
Сабби считает, что созависимость – «это эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развившееся в результате подверженности длительному стрессу и использования набора подавляющих правил – правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличные проблемы» [Москаленко – Зависимость. Семейная болезнь].
Большинство исследователей сходятся во мнении, что созависимость, во-первых, является результатом адаптации к семейной проблеме – алкоголизму или другим формам зависимости одного из членов семьи [Запесоцкая; Москаленко – Зависимость. Семейная болезнь]. А во-вторых, это болезненное состояние, сопровождающееся нарушениями в отношении к себе и в отношениях с другими людьми. Как пишет Москаленко В. Д., созависимый человек «полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей». [Москаленко – Зависимость. Семейная болезнь]
Однако, по мнению Емельяновой Е. В., созависимость в семье пристрастившегося к наркотикам или алкоголю, – это только частный случай созависимых отношений. «В широком смысле слова, созависимость – это эмоциональная зависимость одного человека от значимого для него Другого». [Емельянова]
Некоторая доля эмоциональной созависимости есть в любых значимых отношениях. Но в зрелых отношениях всегда остается достаточно пространства для удовлетворения своих собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личности.
В созависимых же отношениях созависимый живет не своей жизнью, а жизнью Другого. Он перестает различать свои и Его потребности и цели. У него нет собственного развития. [Емельянова]
Москаленко В. Д. так же отмечает, что созависимыми являются не только лица, находящиеся в браке или в любовных взаимоотношениях с больным зависимостью, родственники больного, но и лица, выросшие в эмоционально репрессивных семьях [Москаленко – Зависимость. Семейная болезнь]
В книге «Освобождение от созависимости» Берри и Дженей Уайнхолдов [Уайнхолды] приводятся следующие симптомы созависимости:
— ощущение зависимости от людей;
— ощущение пребывания в ловушке унижающих, контролирующих взаимоотношений;
— низкая самооценка;
— потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других, чтобы чувствовать, что все идет хорошо;
— ощущение собственного бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях;
— потребность в алкоголе, пище, работе, сексе или в каких-либо других внешних стимуляторах для отвлечения от своих переживаний;
— неопределенность психологических границ;
— ощущение себя в роли мученика;
— ощущение себя в роли шута;
— неспособность испытывать чувство истинной близости и любви.
Москаленко В. Д. тоже пишет, что проявления созависимости касаются всех сторон психической жизни, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья [Москаленко – Зависимость. Семейная болезнь]. И описывает следующие характеристики созависимости:
— страдания, высокий накал негативных эмоций и частые психосоматические болезни;
— отказ от себя, как защитная реакция, чтобы не соприкасаться с болезненной проблемой;
— искажение чувств, разрешение испытывать лишь приемлемые, «разрешенные» чувства, сокрытие негативных чувств – стыда за собственное поведение и поведение близких, гнева и ненависти;
— психологические защиты в виде рационализации, минимизации, вытеснения, отрицания (игнорирование проблемы – «ничего серьезного не происходит»);
— различные страхи — боязнь неудачи, провала, ошибок, страх своей слабости, страх, что подумают другие, страх успеха, страх остаться наедине с самой собой (и наедине со своими страхами);
— затянувшееся отчаяние;
— навязчивые мысли – ситуация не меняется, а постоянный поток мыслей на тему о ситуации как бы замещает движение;
— склонность к резким суждениям, дихотомичному мышлению.
Емельянова Е. В. описывает четыре формы созависимых отношений в терминах Другой, Родитель, Сверх-Я, Идеальное Я, наполненность Я [Емельянова].
- Любовь через отказ от собственного суверенитета и растворение своей психологической территории в территории партнера.
В этом случае человек живет интересами партнера, перенимает его взгляды, вкусы, систему ценностей и систему представлений о себе без критики и осмысления. При этом партнер играет роль Родителя, полностью ответственного за жизнь созависимого. Партнер используется как материнская утроба, среда обитания, источник всего необходимого, как способ выживать.
- Любовь через поглощение психологической территории партнера, через лишение его суверенитета.
Здесь уже партнер выступает в роли ребенка, а созависимый – в роли Родителя, и его поведение управляется его собственным Сверх-Я с помощью долженствований. Он считает себя полностью ответственным за жизнь партнера и собственные желания, цели, стремления рассматривает только через призму их полезности для партнера. Любая самостоятельность партнера опасна, поскольку может разрушить сооруженное Я.
- Любовь через абсолютное владение и разрушение психологической территории объекта любви.
Это может производиться двумя способами.
1) Желая наполнить собственное Я, он проецирует это желание на партнера. И начинает заполнять партнера собственными представлениями о своем Идеальном Я. А так как структура Я партнера занята, то созависимый разрушает, опустошает ее, чтобы увидеть в партнере возможного себя.
2) Человек способен только разрушать, как когда-то это делали с ним. При этом он испытывает некоторое удовлетворение, поскольку получает подтверждение того, что: во-первых, он не единственный, кто пережил такие страдания, во вторых, он имеет власть и может контролировать окружающее, в-третьих, он получает представление о себе как о человеке сильном, самостоятельном и значимом, поскольку партнер продолжает слушаться его и демонстрировать свою покорность и любовь.
- Любовь через отражение в значимом Другом.
Созависимый перекладывает на партнера ответственность за собственное благополучие и заполнение опустошенного Я его любовью. Партнер является зеркалом, которое должно отражать портрет Идеального Я и при этом сопровождать это отражение словами любви и действиями, доказывающими преданность. Если этого не происходит, то возможно четыре варианта действий:
1) партнер может быть покинут ради поиска нового «зеркала»;
2) поиск одновременно развивающихся нескольких отношений, либо постоянная смена партнеров (чаще противоположного пола), которые могли бы взять на себя функцию заполнения пустующего Я;
3) на партнера усиливается давление с помощью различных манипуляций – взывание к жалости, демонстрация беспомощности, призывы к справедливости, шантаж или прямые мольбы о любви;
4) предпринимаются попытки заслужить любовь и внимание партнера ценой любых жертв и унижений.
Сверх-Я в данном случае не столько карает, сколько бесстрастно холодно. Оно наполнено уничтожающим презрением, спастись от которого можно только заглушив голос Сверх-Я восхищением и знаками обожания окружающих.
Во всех рассмотренных способах взаимодействия проявляется отличительная черта созависимых отношений – это ненасыщаемая потребность в подтверждении своей целостности и значимости со стороны других людей.
В принципе любой человек испытывает базовые потребности в любви, уважении, значимости, контроле, необхдимые для выживания. Но в случае опустошенного Я потребность в непрерывном насыщении никогда не иссякает, поскольку такое Я не способно поддерживать свою структуру самостоятельно.
Созависимые люди не могут переживать одиночество, для них непереносима неопределенность в отношениях – им нужны гарантии того, что их Я будет непрерывно поддерживаться. И при этом они никогда не бывают удовлетворены.
Также для созависимых общим является обесценивание самого партнера, который по-настоящему полюбил их, или обесценивание его чувства [Емельянова].
1.2. Современные исследования созависимости
В современных исследованиях проблемы созависимости в основном дается объяснение механизмов, лежащих в основе созависимого поведения, а также производится поиск психологических мишеней, на которые может быть направлено терапевтическое воздействие.
Например, в [Мазурова] выявлено, что адаптивно-защитные стили у женщин с проявлениями семейной созависимости отличаются большей деструктивностью от показателей в норме. Для них характерны специфичные защитные комплексы, такие, как «реактивное образование», «регрессия», «интеллектуализация», что может быть связано с наличием большего эмоционального напряжения и тревоги в результате хронического стресса. Стереотипный защитный комплекс, становясь ригидным, а затем и патологизирующим, снижает возможность проявления более конструктивных способов совладания с реальностью.
Там же отмечено, что у лиц с проблемами семейной созависимости снижены компенсаторные возможности. Низкие показатели стратегии «альтруизм» у созависимых могут свидетельствовать о повышении эго-направленности. А сочетание с высокими показателями психологической защиты «реактивное образование» приводит к формированию черствости и бездушия.
В когнитивной сфере у созависимых женщин, по сравнению с нормой, выявлены более высокие показатели стратегии «игнорирование». В сочетании с «отрицанием» это свидетельствует о неэффективности адаптивно-защитного стиля, отсутствии уникальности каждого из уровней адаптивно-защитной системы и формировании дублирующих друг друга защитных механизмов.
Было выявлено, что в группе созависимых выражено стремление разрешать трудные ситуации, перекладывая ответственность на других или получая сочувствие от окружающих. Также созависимыми используется стратегия «подавление эмоций», приводящая к нарушению здоровья. И для них характерна позиция обвинения, направленного вовне: жизненные обстоятельства, окружение, делегирование другим разрешения собственных проблем и избегание собственного соучастия [Мазурова].
В другом исследовании [Стоянова] так же установлено, что у большинства женщин с проблемами созависимости адаптивно-защитный комплекс характеризуется неустойчивостью с переменным преобладанием невротических и психопатических форм реагирования.
В качестве психокоррекционной мишени определен дезинтегрированный образ «Я», который опосредованно проявляется в особенностях защитных стилей и копинг-стратегиях. Такой адаптивно-защитный комплекс авторы определили как «жертва-преследователь». Это «хождение по кругу» без разрешения личностных и межличностных, в первую очередь, семейных, проблем [Стоянова].
В [Запесоцкая] приведены результаты эмпирического исследования особенностей состояния созависимости как метаиндивидного уровня реализации состояния зависимости. Показано, что состояние зависимости не только изменяет самого «носителя», но и подстраивает под себя ближайшее социальное окружение. При этом состояние родственников зависимого представляет собой специфический симптомокомплекс, системообразующим компонентом которого является отношение к самому зависимому и объекту зависимости.
Для близких родственников характерно снижение эффективности психического реагирования и взаимодействия с окружающей средой, повышенная ригидность и диссоциативность, жестко фиксированные когнитивные установки, способы эмоционального реагирования, программы поведения. Выявлено, что эйфорические и рефрактерные эмоциональные реакции зависимых значимо связаны с отрицательными и дисфорическими реакциями их близких. Активность близких родственников зависимого направлена либо на него самого, либо на объект зависимости, либо на себя в контексте переживания данной ситуации. Автономность близких родственников зависимого и самих зависимых конструктивно схожа: все они демонстрируют жесткие внутренние границы, то есть закрываются от внешнего мира, однако у близких зависимых можно наблюдать выраженную конформность, ядром которой является ориентация на самого зависимого [Запесоцкая].
В [Нагорнова] явление созависимости рассматривается с социально-психологической точки зрения в ракурсе устойчивого развития, под которым авторы понимают процесс изменений, где развитие, ориентация, поведение личности и её психологические изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал личности для удовлетворения её потребностей и устремлений.
Авторы говорят о понятии «мания»-структура созависимости и приводят схему ее возникновения, в которую входят зависимость одного из членов семьи, осознание себя зависимым, обращение к специалисту, лечение, здоровье семьи, воспринимаемое и желаемое здоровье семьи, а также положительные и отрицательные связи между этими конструктами. Как пишут авторы, «мания»-структура возникает, если проблема зависимости отрицается как нечто негативное для остальных членов семьи, или она считается преодолимой в рамках семьи. Это своеобразный «порочный круг» созависимости, выход из которого видится авторами в осознании «мании»-структуры своего поведения членами семьи зависимого при помощи практикующего психолога и последующем переходе к адаптивному кольцу.[Нагорнова мания]
В [Нагорнова исследование] приведены данные по эффективности социального консультирования, проведенного с членами семей алкоголиков. Значительную пользу такой работы отметили все категории респондентов (дочь – 77%, другие родственники – 66%, мать – 64%, жена – 57%, бабушка и отец – 53%, сын – 49%, дедушка – 43%, муж – 41%).
Социальное консультирование предполагает использование таких методов работы, как: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, консультационный инструктаж и др. Работа проводится согласно определенным этапам и на завершающей стадии обязательно включает мини-тренинг, позволяющий сформировать у членов семьи алкоголиков необходимые им навыки изменения поведенческих реакций путем кратковременных тренировок.
В другом исследовании [Николаев] для реабилитации созависимых рекомендуются групповые методы работы, в частности, психодрама. Сделан акцент на полном информировании родственников по вопросам созависимости на первых этапах работы с ними. И для достижения максимальных результатов рекомендуется участие всех членов семьи.
Там же приводятся результаты исследования дисфункциональных отношений в семьях больных алкогольной зависимостью и возможности их передачи последующим поколениям как через самих зависимых, так и совместно проживающих с ними созависимых. Авторы пришли к выводу, что основы алкогольной зависимости и созависимости закладываются в детстве в родительской семье, где усваиваются основные методы реагирования, например, запрет на выражение эмоций.
Также в семье больного алкогольной зависимостью часто используются негармоничные стили воспитания детей, которые вызывают у ребенка различного рода нарушения. Причем, со стороны зависимого и созависимого влияние на ребенка одинаково негативно. Данные дисфункциональные механизмы усваиваются ребенком и часто репродуцируются в собственной семье по отношению к собственным детям. А понятие дисфункциональной семьи используется для объяснения причин появления созависимости, о чем подробно будет сказано далее.
1.3. Этиология созависимого поведения
Как пишет Москаленко В. Д., созависимость является результатом жизни в дисфункциональной семье, признаками которой являются [Москаленко – Созависимость при алкоголизме и наркомании]:
- Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
- Вакуум интимности.
- Замороженные правила и роли.
- Конфликтные взаимоотношения.
- Недифферениированность «Я» каждого члена.
- Смешанные либо слишком жесткие границы.
- Все держат секрет семьи, поддерживая фасад псевдоблагополучия.
- Склонность к полярности чувств и суждений.
- Закрытость системы.
- Абсолютизирование воли, контроля.
Воспитание в такой семье подчиняется определенным правилам:
- Взрослые – хозяева ребенка.
- Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно.
- Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых.
- Родители держат эмоциональную дистанцию.
- Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее [Москаленко – Созависимость при алкоголизме и наркомании].
В [Уайнхолды] такая семья называется созависимой семьей, в которой каждая отдельная личность не в состоянии идентифицировать себя или заявить о своих правах. Созависимую семью создают родители, не испытавшие собственного психологического рождения. Такой тип симбиотической семейной системы поощряет убеждения, ценности, суждения и мифы, поддерживающие эту структуру, и обеспечивает внешнее впечатление, фасад. Бунт или другие попытки стать независимым от этой системы, как правило, пресекаются физическим наказанием, унижением, стыдом, угрозами отказа в любви и оставления [Уайнхолды].
Емельянова Е. В. пишет о том, что людей, строящих созависимые отношения, характеризуют понятия «обладание утратой», «сломанное Я», «фрагментарное Я», «опустошенное Я». При этом каждый созависимый пережил дефицит любви, слишком холодное и отчужденное, слишком контролирующее и доминирующее, слишком критическое и уничижительное или слишком непоследовательное отношение родителей. Это приводит к повреждению или опустошению системы представлений о себе, и затем бесконечным поискам любви, которая была необходима, но так и не была получена.
«Человек с опустошенным Я стремится его заполнить с помощью тех людей, с которыми он вступает в значимые отношения. Тревожность, неустойчивость, амбивалентность чувств, которые он испытывает благодаря непрерывному внутреннему конфликту между потребностью получить любовь и уверенностью, что он ее не стоит, делает его стремление к получению любви Другого и наполнению им своего Я главной и навязчивой целью его существования» [Емельянова].
С точки зрения Уайнхолдов причиной созависимости является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии, необходимой для развития собственного “Я”, отдельного от родителей [Уайнхолды].
Важность отделения от матери отмечает Маргарет Малер. Она предложила концепцию в терминах «сепарации-индивидуации», где отношения мать-дитя рассматриваются как динамическое единство противоположных стремлений – к тесной привязанности к матери, с одной стороны, и усилий ребенка по установлению четких разделений и границ своего Я в этих отношениях – с другой.
В процессе сепарации у ребенка развивается внутреннее чувство возможности нормального и полноценного психического функционирования независимо от матери. Индивидуация же означает усилия маленького ребенка по построению собственной уникальной идентичности. Отношения матери и ребенка проходят несколько стадий, каждая из которых обслуживает витальные потребности обоих. В терминологии Малер эти стадии называются аутизм, симбиоз, собственно сепарация и индивидуация с подфазами. Рассмотрим их далее.
- Аутистическая фаза длится с момента биологического рождения в течение 3-4 недель. Аутистичность младенца заключается в неспособности увидеть персонального другого. Младенец не осознает наличия внешнего мира и других людей вокруг себя, не дифференцирует Я и не-Я, хотя и жизненно нуждается в Другом. Мать и ребенок пребывают в глубоком единении друг с другом, но не тревожно-навязчивом. Если период аутизма спокойно прожит, мать предоставляет в распоряжение ребенка соответствующий образец отношений для интернализации, в котором присутствует дифференциация репрезентаций Я и объекта.
- В фазе нормального симбиоза, на которую мать и ребенок переходят приблизительно со второго по шестой месяц, в число нужд младенца все больше начинают включаться интерактивные элементы общения — материнская улыбка, звук материнского голоса, прикосновения и различные манипуляции с его телом. Малер описывала нормальный симбиоз как «иллюзорное переживание общих границ», в патологии доходящее до «галлюцинаторного, соматопсихического, основанного на всемогуществе, слиянии без границ» [Тайсон – С. 117].
Соколова добавляет в развитие идей М. Малер: для нормального формирования образа телесного Я младенца важно, чтобы материнское обращение с его телом, телесными отправлениями и органами как можно более точно совпадало с ее душевным отношением, буквально передавалось посредством ее рук и тела в целом, т.е. в том смысле, чтобы они были конгруэнтны. В исследованиях Соколовой удалось показать, к каким массивным искажениям образа телесного Я и самоидентичности в целом приводит дефицит или разрушение тесных эмоциональных связей между матерью и ребенком, в анамнезе имевшие место у пациентов с такими серьезными психическими расстройствами, как пищевые аддикции, аффективные и ипохондрические расстройства (Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.).
- Фаза сепарации-индивидуации.
А. Началом подфазы дифференциации М. Малер считает возраст 6-10 месяцев, когда ребенок способен к перцептивному различению и усложнению дистантной сенсорики. Он начинает выделять материнское лицо, отличая его от незнакомых и чужих лиц, а также открывает различие между миром, доступным его протянутым ручкам, и миром недосягаемым, как к нему ни тянись.
Б. Подфаза практикования (10-11 месяцев – 1,5 года) отличается развитием локомоторных движений, активным освоением пространства посредством ползания и первых шагов. Этот период М. Малер называет началом «психологического рождения» ребенка. Ребенок начинает более активно вовлекаться в игры с другими детьми, он способен физически отдаляться и возвращаться к матери, пространство их взаимодействия за счет этого существенно расширяется. Ребенок пробует себя в самостоятельном управлении физической дистанцией, а мать получает большую свободу перемещения. При этом эмоционально ребенок остается очень зависимым, поддерживая уверенность сохранением зрительного контакта.
В. Ключевой и решающей, от которой зависит нормальное здоровое чувство уверенности, считается подфаза сближения, или фаза воссоединения (15-18 месяцев – 2,5 года). Жизненное пространство расширяется за счет овладения языком и членораздельной речью. В отношения матери и ребенка включаются третьи лица, при этом особо важно полноценное более активное участие отца. В результате всех этих изменений усиливается чувство уверенности в себе и настойчиво отстаивается желание существовать «отдельно», независимо и одновременно возникает, ясно оформляясь, острая потребность в сохранении поддержки и положительной эмоциональной связи с матерью. Мать должна обеспечить ребенку и инициацию автономии, и оказание поддержки в то время, когда ребенок и нуждается в поддержке, и отталкивает ее.
М. Малер привлекает внимание к важности наличия «либидного», а не отталкивающе-агрессивного, материнского отношения к детской потребности «возвращения к неизменно хорошей маме» на этом отрезке достижения взаимного взросления. Если же мать в своем реальном поведении или фантазии окажется не готовой принять ребенка вместе с его противоречивыми чувствами и отношениями в «свой дом», последствия для развития дефицитарного и нарциссически уязвимого образа Я будут весьма вероятны.
Подобные тупиковые паттерны фиксируются и воспроизводятся, особенно при встрече с неопределенностью или в ситуациях, генерализованно воспринимаемых как угроза потери самоуважения, независимости, привязанности и т. д.
Г. Последняя подфаза максимально связана с образованием внутреннего стабильного и позитивного образа самого себя и позитивного образа матери в их отдельности друг от друга. При условии, что эта важная задача развития успешно реализуется, ребенок оказывается способным переносить физическое отсутствие матери, внутренне ощущая ее поддерживающее отношение, сохраняя устойчивый и поддерживающий образ самого себя и паттерн стабильных надежных поддерживающих человеческих отношений.
Достижение «либидной константности» означает также, что достигнута и интеграция позитивных и негативных материнских интроектов, т.е. в значительной степени преодолено примитивное расщепление; если интеграция не полностью завершилась, велика вероятность, что взрослеющий ребенок сохраняет два прямо противоположных и чередующихся паттерна отношения к себе и другим – либо чрезмерно зависимый, нереалистический, идеализированный, либо столь же нереалистический, но враждебно-отвергающий, порицающий и карающий. Подобные паттерны Я- и объект-репрезентаций, фиксируясь, ведут к серьезным нарушениям объектных отношений во взрослом возрасте и увеличивают риск личностной психопатологии. [Соколова]
Проблема отделения ребенка от родителей, его автономия, подразумевает под собой проблему обозначения психологических границ у созависимой личности. Поэтому для объяснения причин возникновения созависимости важно рассмотреть вопрос нарушения формирования границ с теоретической точки зрения.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф