Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- Теоретический анализ литературных источников.
- Педагогический эксперимент
- Педагогическое наблюдение
- Педагогическое тестирование
- Математическая обработка данных
Теоретический анализ литературных источников использовался на всех этапах исследования. На основе анализа научно-методической литературы было выявлено влияние рекреационного туризма на физиологические и психологические показатели работоспособности школьников 12 – 13 лет.
Педагогический эксперимент проводился с целью проверки выдвинутой гипотезы и оценки влияния рекреационного туризма на физиологические и психологические показатели работоспособности школьников 12 – 13 лет.
Педагогическое тестирование проводилось с целью выявления воздействия рекреационного туризма на физиологические и психологические показатели работоспособности школьников 12 – 13 лет.
Организация исследований
Проходило в три этапа:
1 этап сентябрь – ноябрь 2017 проводилась аналитическая работа с научно-методической литературой и определялась база для исследований. Велась работа над написанием 1 главы и подбору методик исследования.
2 этап с декабрь 2016 по 2017 велась подготовка к походам. Заключались договора, определялись ответственные и разрабатывались маршруты. Проводилось тестирование.
3 этап с марта по май 2017 проводились походы с анализом результатов. Готовили материал и оформляли выпускную квалификационную работу
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Однодневные и трехдневные походы преимущественно оздоровительной направленности в учебной деятельности.
Основываясь на исследованиях С.И. Галушко (1976), мы видим значительные изменения физической и умственной работоспособности под воздействием походов оздоровительной направленности. Однодневные походы преимущественно оздоровительной направленности проводятся со школьниками, как в лагерях отдыха, так и в режиме учебного года. Их цель — активный отдых. Здесь деятельность участников связана с передвижением по маршруту на расстояние 10-12 км со скоростью 3-3,5 км/час по относительно ровной местности и переноской груза до 2-3 кг. В программу похода входит также посещение какого-либо экскурсионного объекта (продолжительностью до 1-1,5 часа) и, кроме того, приобретение прикладных умений и навыков.
При этом двигательная активность (табл. 6) превышает умственную в два раза, а пребывание на свежем воздухе составляет 48,4 % от всего времени суток.
Для занимающихся туризмом в специальных кружках данные нагрузки привычны, а для школьников, эпизодически участвующих в подобных походах, их можно охарактеризовать как нагрузки средней интенсивности.
Обычно распорядком дня походов оздоровительной направленности осуществляются следующие мероприятия:
С 8 до 10 часов — зарядка, туалет, прием пищи, подготовка к выходу на маршрут;
С 10 до 13 часов — передвижение по маршруту до 6-7 км, при этом через 45-50 минут
ходьбы — отдых на 10-15 минут;
С 13 до 14.30 часов — приготовление обеда на костре, купание (летом), наблюдения за природой и ознакомление с различными правилами походного быта; С 14.30 до 15.30 — прием пищи и отдых, уборка бивака, подготовка к дальнейшему передвижению по маршруту;
С 15.30 до 18.00 — передвижение по маршруту с посещением экскурсионных мест и
прослушиванию объяснений по данному объекту;
С 18.00 до 19.30 — устройство бивака (летом), приготовление ужина;
С 19.30 до 20.00 — прием пищи и самообслуживание;
С 20.00 до 22.00 — проведение бесед, подготовка художественной самодеятельности, подведение итогов дня и т.п.
С 19.30 до 20.00 — прием пищи и самообслуживание;
С 20.00 до 22.00 — проведение бесед, подготовка художественной самодеятельности, подведение итогов дня и т.п. С 22.30 до 8.00 — сон.
Таблица 6 — Хронометраж двигательной, умственной деятельности и отдыха на свежем воздухе школьников-подростков в режиме дня в различные периоды года.
В режиме дня | Количество часов на разные виды деятельности | ||
I | II | III | |
Недельного цикла 1-го учебного полугодия | 4,5-5 | 8,5-9 | 1,5-2 |
Недельного цикла 2-го учебного полугодия | 4,5-5,5 | 8-9 | 2-2,5 |
Осенних каникул | 6,5 | 7 | 6 |
Зимних каникул | 4 | 6 | 3 |
Весенних каникул | 7 | 5,5 | 5 |
Летних каникул (пионерские лагеря) | 7-8 | 2-3 | 7-8 |
Походов познавательной направленности | 5,5-6 | 9 | 6 |
Походов оздоровительной направленности | 9 | 4-5 | 11 |
Походов спортивной направленности | 11 | 2,5 | 14 |
Примечание:
Графа I — двигательная деятельность подростков (ходьба, занятия физическими упражнениями, уроки труда, танцы, занятия в кружках художественной самодеятельности и т.п.).
Графа II — умственная деятельность (учеба в школе, приготовление домашних заданий, чтение книг, просмотр телепередач, занятия иностранным языком, математикой и т.п.). Графа III — пребывание на свежем воздухе с целью активного отдыха.
Анализ ответов 141 подростка показал, что в походах и после них у большинства опрошенных (96%) хорошее самочувствие, отсутствие усталости, хороший аппетит, у небольшой части отличное самочувствие. Наблюдения показали, что после обеда ребята быстро и организованно собирались для дальнейшего передвижения по маршруту, принимали активное участие в осмотре экскурсионных объектов. С большим вниманием и интересом слушали объяснения экскурсоводов, задавали вопросы. К концу дня, особенно перед сном, у школьников наблюдалось некоторое возбуждение. Многие из опрошенных (80%) отмечали, что в полевых условиях в первую ночь им трудно было быстро заснуть. Однако у ребят, занимающихся туризмом, сохранялся хороший сон, а утром — бодрое настроение.
Время исследований | |||||
Показатели | 9.00 | 13.00 | 15.30 | 18.30 | 21.00 |
Вес тела /кг/ | 42,3±0,9 | 41,6±0,9 | 42,7±0,9 | 42,5±0,9 | 43,1±0,9 |
ЖЕЛ /мл/ | 2610±77,3 | 2770±71 | 2673±71 | 2690±61,4 | 2647±65 |
Сила правой кисти /кг/ | 26±1,3 | 27,5±1,4 | 27±1,3 | 26,4±1,2 | 26,3±1,3 |
Сила левой кисти /кг/ | 25±0,9 | 26,4±1,1 | 25,3±0,9 | 25,2±0,9 | 25±0,8 |
Становая сила | 75,3±4,4 | 77,6±4 | 74,1±5,1 | 73,7±5,3 | 75,1±4,7 |
Результаты обследования 24 участников походов (табл. 7) выявили, что показатели веса тела, жизненной емкости легких, силы правой и левой кисти, становой силы в течение дня изменяются незначительно.Это свидетельствует о хорошей приспособленности организма школьника к нагрузкам в данных походах. Наиболее отчетливо выражены изменения показателей сердечно-сосудистой системы (табл. 8).
Таблица 8 — Изменение показателей частоты сердечных сокращений у мальчиков 12-13 лет в однодневных походах оздоровительной направленности.
Статистические параметры | Время исследований | |||||
8.00 | 10.00 | 13.00 | 15.30 | 18.30 | 21.0 | |
М±т | 76±1.4 | 92±2.3 | 96±2.4 | 80±1.3 | 80±1.2 | 97±2.1 |
t | 4.4 | 5.5 | 5.5 | |||
Р | 0.001 | 0.001 | 0.001 |
Так, частота сердечных сокращений к моменту выхода на маршрут существенно увеличилась (р < 0,001) и сохранялась на этом уровне до прихода на большой привал. После отдыха на привале, во второй половине дня (15.30) наблюдалось восстановление показателей до исходного уровня. В конце дня с приближением сна значительное повышение ЧСС (р < 0,01).
Таким образом, восстановление показателей ЧСС после отдыха на большом привале, и малая изменчивость их под влиянием физической нагрузки после второго перехода свидетельствует, что сердечно-сосудистая система адаптировалась к данным нагрузкам, которые оказались приемлемы для организма школьников. Повышение ЧСС к моменту выхода на маршрут и в конце дня с приближением времени сна, надо полагать, связаны с эмоциональным настроением участников похода.
Динамика показателей психических процессов участников похода (табл. 9) отражает их психическое состояние под влиянием различных видов деятельности.
Таблица 9 -Динамика показателей психических процессов мальчиков 12-13 лет под воздействием однодневных походов оздоровительной направленности.
Показатели | Время исследований | ||||
8.30 | 13.00 | 15.00 | 19.00 | 21.00 | |
Продуктивность внимания | 315±6,2 | 375±9,8 | 330±8,2 | 392±8,6 | 328±8,6 |
Ошибки внимания | 0,2 | 00 | 0,3 | 0,2 | 0,3 |
Объем памяти | 5,1±0,21 | 4,5±0,34 | 4,3±0,31 | 5,2±0,31 | 5,2±0,36 |
Ошибки памяти | 1,3±0,13 | 1±0,1 | 2,6±0,2 | 2,3±0,2 | 2,2±0,3 |
Время решения задач /сек/ | 85±5,7 | 56±6,3 | 89±4,9 | 98±4,7 | 83±6,3 |
Количество исправлений (интеллектуальная активность) | 1,5±0,2 | 1±0,1 | 1,6±0,3 | 2±0,2 | 1,8±0,4 |
К 13 часам после нагрузки улучшились количественные и качественные показатели внимания (р < 0,001), незначительно повысилась скорость решения задач (с 85 до 56 секунд) при одновременном улучшении интеллектуальной активности. Через 2 часа после приема пищи и отдыха на большом привале существенно снизились показатели объема памяти (р < 0.01) и возросло количество ошибок (р < 0.01).
Во второй половине дня к 19 часам после второго перехода продуктивность внимания улучшилась (р < 0,001). Объем памяти восстановился до исходного уровня. В то же время качество запоминания существенно ниже исходного (р < 0.01). В конце дня с приближением времени сна показатели психических процессов восстанавливаются до исходных. Это свидетельствует о том, что нагрузки однодневных походов оздоровительной направленности способствует интенсификации психофизиологических функций.
Показатели физического развития 66 мальчиков — участников трехдневных походов, нагрузки в которых представляют в первый день — переход до 12 км, во второй -13 км, в третий — 12 км со скоростью передвижения до 3,5 км/час и весом носимого груза в рюкзаке в первый день — до 4,5 кг, во второй — 4,5 кг, в третий — 5кг, незначительно колебались относительно исходного уровня в течении трех дней (табл. 10).
Таблица 10 — Показатели физического развития мальчиков 12-13 лет под влиянием трехдневного похода оздоровительной направленности.
Показатели | Время исследований | ||||
До похода | 1 день | II день | III день | Спустя 2 дня после похода | |
Вес тела /кг/ | 44,8±1,2 | 44,4±1,2 | 44,8±1,2 | 45±1,2 | 45,3±1,2 |
ЖЕЛ/мл/ | 2670±71 | 2700±67 | 2800±71 | 2800±56 | 2800±63 |
Сила правой кисти /кг/ | 26,8±1,4 | 27,8±1,4 | 27,7±1,3 | 29,6±1,2 | 27,8±1,3 |
Сила левой кисти /кг/ | 26±1,1 | 26,7±1,2 | 27,1±1,1 | 27±1,1 | 27,4±1,2 |
Становая сила | 75,7±5,3 | 72,9±5,6 | 77,5±4,4 | 79,4±3,1 | 77,4±3,3 |
Показатели частоты сердечных сокращений (табл. 11.) в первый день значительно повысились, на второй и третий день наблюдается постепенное снижение и восстановление до исходных.
Таблица 11 — Изменения показателей сердечно-сосудистой системы у мальчиков 12-13 лет под влиянием трехдневного похода оздоровительной направленности.
Показатели | Время исследований | ||||
До похода | I день похода | II день похода | III день похода | После похода спустя 2 дня | |
ЧСС /уд.мин/ | 82±2,2 | 98±2,2 | 92±2,4 | 88±2,5 | 76±2,4 |
Максимальное давление /мм/ | 96±2,8 | 105±3,4 | 102±4,1 | 96±3,1 | 94±3,8 |
Минимальное арт. давление /мм/ | 58±1,9 | 60±2,6 | 60±1,9 | 59±2,4 | 59±1,9 |
После похода спустя 2 дня показатели частоты сердечных сокращений несколько ниже чем до похода.
Показатели артериального давления изменялись незначительно. Так, в первый день похода имелась тенденция к повышению показателей максимального давления, а в последующие дни наблюдалось снижение до исходного уровня и после похода спустя два дня их восстановление.
Показатели физической подготовленности после трехдневного похода несколько улучшились (табл. 12).
Таблица 12 — Изменения скоростно-силовых показателей у мальчиков 12-13 лет после трехдневного похода оздоровительной направленности.
Показатели | Время исследований | ||
До похода | После похода | Спустя 2 дня после похода | |
Бег 30м /сек/ | 5,3±0,09 | 5,2±0,09 | 5,18±0,09 |
Тройной прыжок с места /см/ | 609±6,1 | 619±6,4 | 622±4,3 |
Метание мяча /см/ | 982±9,7 | 1037±8,3 | 1080±9,3 |
Спустя 2 дня после похода сохранялось устойчивость показателей физической подготовленности. При этом в метании мяча обнаружилось их существенное улучшение (р < 0,001).
Таблица 13 — Динамика психических процессов под влиянием трехдневных походов оздоровительной направленности.
Показатели | Время исследований | ||||
До похода | I день | II день | III день | Спустя 2 дня после похода | |
Продуктивность внимания | 280±9,8 | 303±8,9 | 298±10,7 | 366±11 | 324±10,4 |
Ошибки внимания | 1,6±0,6 | 1,5±0,2 | 1±0,1 | 0,6±0,1 | — |
Объем памяти | 6,1±0,2 | 5,6±0,1 | 5,6±0,21 | 6,5±0,2 | 5,5±0,2 |
Ошибки памяти | 1,1±0,1 | 0,6±0,1 | 1,5±0,2 | 1,2±0,1 | 1,5±0,2 |
Время решения задач /сек/ | 22±16,3 | 90±5,1 | 87±4,7 | 76±4,7 | 86±5,3 |
Количество исправлений | 2±0,6 | 2±0,2 | 2,0±0,1 | 1,3±0,1 | 1,7±0,1 |
Это свидетельствует, что такого типа походы способствуют улучшению скоростно-силовых показателей у подростков 12-13 лет.
Влияние трехдневного похода существенно отразилось на динамике психических процессов его участников (табл. 13).
Перцептивная функция незначительно изменялась в течение первых дней, на третий день существенно улучшилась по показателям продуктивность внимания (р < 0,01). После похода на второй день показатели несколько снизились. Однако уровень их остался выше чем до похода (р < 0,01). Аналогично изменение и мнемической функции во время похода, но после него объем памяти ухудшился, несколько ниже исходного уровня. Мыслительные процессы улучшились в первый день похода и стабилизировались к его концу (р < 0,001). После похода спустя 2 дня показатели мыслительных процессов сохранялись на высоком уровне (ВРЗ — р < 0,001).
Полученные данные свидетельствуют, что под влиянием трехдневного похода оздоровительной направленности незначительное ухудшение показателей становой силы, сердечно-сосудистой системы и памяти в первый день похода можно рассматривать, как приспособление организма к непривычным нагрузкам. А улучшение показателей на третий день следует, видимо, считать адаптацией к нагрузкам. Последействие, сказывающееся спустя два дня после похода, свидетельствует о повышении физической и умственной работоспособности участников похода.
Таким образом, результаты исследований влияния однодневных и многодневных походов оздоровительной направленности на работоспособность подростков, говорят о том, что оказываемое ими действие положительно отражается на умственной и физической работоспособности и способствует ее повышению в период последействия.
Оптимальными для всестороннего развития подростков 12-13 лет являются походы преимущественно оздоровительной направленности, включающие естественные движения на свежем воздухе (подвижные игры, метание, бег, прыжки и т.п.) с использованием элементов познавательного характера. Полученные данные показывают, что подобные походы обладают широким комплексным воздействием на все функции организма. Изучение умственной и физической работоспособности участников оздоровительных походов выявило их преимущество перед познавательными по длительности сохранения и улучшения показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов.
Кроме того, в ходе исследования не выявлено отрицательных сдвигов в показателях ЧСС. Наблюдалось положительное влияние на развитие физических качеств, уровень внимания, памяти и оперативного мышления. Анкетный опрос участников показал, что такие походы удовлетворяют потребности подростков в отдыхе, стремлении увидеть новые места, путешествовать, проявлять самостоятельность и в то же время действовать коллективно.
Оздоровительный характер похода не исключает воспитательно-образовательного момента. Более того, чередование различных видов деятельности позволяет эффективно решить как оздоровительные, так и воспитательные задачи.
Однодневные походы, преимущественно оздоровительной направленности, обеспечивают подержание высокого уровня умственной и физической работоспособности в течение всего дня.
Содержанием однодневного похода может быть прохождение маршрута в день до 12 км со скоростью передвижения 3,5 км/час и переноской груза до 2 кг (в трехдневных до 4-5 кг) с посещением экскурсионных объектов во второй половине дня длительностью до 1-1,5 часов.
Длительные походы оздоровительной направленности положительно отражаются на сохранении высокого уровня работоспособности в период последействия в течение недели.
3.2. Туристские мероприятия с целью активного отдыха в учебной деятельности.
Необходимость данных мероприятий можно обосновать на примере педагогического эксперимента, проведенного СИ. Галушко (1976). Назначением педагогического эксперимента данного направления явилась опытная проверка возможности включения в учебный режим туристских мероприятий с целью активного отдыха для ускорения восстановительных процессов. Заключалось это в корректировке нагрузок и времени проведения походов с учетом особенностей физического и психического состояния испытуемых.
3.2.1. Результаты использования ежедневных туристских мероприятий (2-х часовых прогулок) в режиме учебного дня школьников 12-13 лет.
Данный эксперимент построен на получении информации о динамике умственной работоспособности школьников в режиме учебного дня с последующими рекомендациями для использования туристских мероприятий как средства активного отдыха.
В содержание экспериментальной программы входило:
В недельном цикле — ежедневные 2-х часовые пешие и лыжные прогулки до 6 км после учебных занятий с15.30до17.30 часов.
Результаты проведенного эксперимента (конец февраля и начало марта) показали, что 2-х часовые прогулки в течение всей недели оказывали положительное влияние на учебно-воспитательный процесс. Учителя отмечали существенные сдвиги в поведении учащихся, их успеваемости, настроении, отношении друг к другу и к общественным поручениям.
Наблюдение за подростками и их опрос свидетельствовали, что после ежедневных 2-х часовых прогулок на свежем воздухе самочувствие учащихся улучшалось. Специальный опрос позволил выяснить, что большинство участников (87%) после туристских мероприятий затрачивали меньше времени на приготовление домашних заданий и при этом трудностей не испытывали.
В опытной группе спустя полчаса после 2-х часовых прогулок наблюдалось некоторое снижение показателей психических процессов. По отношению к контрольной группе различий не наблюдалось. Через 1-1,5 часа показатели внимания и оперативного мышления в опытной группе были лучше. Анализ полученных данных в режиме всего учебного дня также выявил существенные различия в психических процессах между школьниками опытной и контрольных групп.
В опытной группе на первом уроке внимание было значительно выше чем в контрольной. К пятому уроку уровень продуктивности внимания существенно возрос и оставался намного выше до конца дня по сравнению с контрольной группой (р < 0,01).
Объем памяти у ребят опытной группы возрастал к четвертому уроку и был существенно выше, чем в контрольной, также и на пятом уроке (р < 0,01).
Мыслительные процессы после первых двух уроков снижались (в контрольной после первых трех), а затем улучшались к третьему уроку (р < 0,01). К концу учебных занятий эти показатели (по времени решения задач) снижались до исходного уровня и незначительно отличались от показателей в контрольной группе. Однако интеллектуальная активность в опытной группе в конце дня была существенно выше, чем в контрольной (р < 0,05).
Ежедневные прогулки положительно отразились на недельной динамике психических процессов. Так, в опытной группе показатели внимания повысились от понедельника до четверга (р < 0,01), а концу недели снизились, но уровень показателей выше исходного. При этом показатели продуктивности внимания в опытной группе с середины недели и до конца выше, чем в контрольной группе (р < 0,01). Показатели памяти в течение недели незначительно колебались относительно исходных, однако с четверга и до субботы объем памяти был существенно выше, чем в контрольной группе (р < 0,01).
Мыслительные процессы улучшались от понедельника к среде, к концу недели существенно ухудшались по всем показателям (р < 0,001). Однако в пятницу и субботу скорость решения задач и интеллектуальная активность лучше в опытной группе, чем в контрольной (р < 0,01).
Полученные данные убедительно доказывают, что ежедневное проведение 2-х часовых прогулок в течение недели существенно изменяет динамику умственной работоспособности школьников, которая в опытной группе более устойчива к влиянию умственных нагрузок в режиме дня и всей недели.
Сохранение высокого уровня работоспособности в опытной группе обеспечивается, по-видимому, правильным режимом дня. Так анализ опроса выявил, что у большинства школьников (87% из 31 опрошенного) сон по длительности соответствовал гигиеническим нормам — 9 часов (37% от всего времени суток), пребывание на свежем воздухе — 3 часа (12,7%). При этом они ежедневно занимались утренней гимнастикой. Надо полагать, что нормальный по длительности сон, прогулки и достаточный двигательный режим снимали дневное утомление и препятствовали его накоплению в течении недели. В контрольной группе при опросе выявились нарушения режима недостаточное пребывание на свежем воздухе до 1-1,5 часа (3,7-4,5%), укороченный сон на 1-1,5 часа, нерегулярное занятие физкультурой и длительное приготовление домашних заданий от 3 до 4 часов. Все это не может не сказаться на более быстрой утомляемости к концу учебного дня, а также недели, а следовательно, и на умственной работоспособности.
Таким образом, уже начальные формы туристской подготовки в виде 2-х часовых пеших прогулок с играми с играми и экскурсиями на местности положительно воздействуют на организм школьника, на его умственную работоспособность. Об этом свидетельствуют и результаты проведенного исследования.
3.2.2. Результаты использования однодневных походов преимущественно оздоровительной направленности в физкультурно-оздоровительной работе с учащимися 12-13 лет в учебном году.
О положительном влиянии походов выходного дня на работоспособность подростков и целесообразности их включения в физкультурно-оздоровительную работу с ними в течение учебного года свидетельствует следующий педагогический эксперимент (СИ. Галушко, 1976). Данный педагогический эксперимент проводился с целью выяснения влияния однодневных походов при использовании как средства активного отдыха на поддержание высокого уровня работоспособности школьников-подростков в учебном году.
Обследованию подвергались участники пеших и лыжных походов протяженностью 13-14 км, скорость продвижения 3,6-4,1 км/час, вес носимого груза 1-2 кг.
Походы проводились в воскресные дни. В течение учебного года запланированные походы проводились дважды в каждой учебной четверти: в середине ее и за две недели до завершения. Всего было проведено 8 походов: 2 лыжных и 6 пеших.
Беседы с 24 учителями показали, что однодневные походы играют существенную роль в учебно-воспитательной работе с подростками. Педагоги отмечали у школьников опытной группы после походов более серьезное отношение к учебе, к общественным поручениям, указывали также на эмоциональный подъем у ребят, как перед походами, так и после них.
Обследование школьников принимавших и не принимавших участие в туристских мероприятиях в течение учебного года выявило, что физическое развитие их достоверно улучшилось по всем изучаемым показателям, кроме становой силы в контрольной группе. В конце учебного года существенно возросли и показатели физической подготовленности (в метании — р < 0,01; в прыжках — р < 0,01). Показатели скорости бега на 30 м в опытной группе изменились незначительно относительно исходных данных, но уже со второй четверти и до конца учебного года по отношению к контрольной группе были достоверно выше (р < 0,01).
Таким образом, улучшение показателей физической подготовленности к концу учебного года свидетельствует о повышении скоростно-силовых качеств, что, вероятно, обусловлено расширением функциональных возможностей организма школьника под влиянием походов.
Учет состояния здоровья опытной группы в течение учебного года позволил установить, что наибольшее количество заболеваний в этой группе приходится на конец второй и начало третьей четверти, а в контрольной — в третьей и четвертой четвертях. Так, в опытной группе зарегистрировано 20 случаев заболеваний у 33 шестиклассников, что составило 60% от количества детей в группе. В первой четверти выявлено — 3 (9%), во второй — 5 (15%), в третьей — 9 (27%), в четвертой — 3 (9%) случаев заболеваний. В контрольной группе зарегистрировано 43 случая заболеваний из группы в 47 человек (91% от всей группы детей), при этом в первой четверти — 5 случаев (10%), во второй — 8 (17%), в третьей 18 (38%), в четвертой — 12 (26%).
Таблица 13 — Учет состояния здоровья опытной группы в течение учебного года
Группа | Начало эксперимента (I ч) | II четверть | III четверть | IV четверть |
Контрольная | 5% | 8% | 18% | 12% |
Эксперименталь — ная | 3% | 5% | 9% | 3% |
Наиболее распространенными являлись заболевания простудного характера. В опытной группе отмечено 14 случаев (42%); в первой четверти — 2 (6%), во второй — 4 (12%), в третьей — 6 (18%), в четвертой — 2 (6%). В контрольной группе зарегистрировано 33 случая простудных заболеваний (65%); в первой четверти — 3 (6%), во второй — 8 (16%), в третьей — 16 (31%), в четвертой — 6 (12%). В первой и второй четвертях в опытной и контрольной группах число простудных заболеваний было, в общем-то, одинаковым. Однако в третьей и четвертой четвертях эти показатели удваиваются в контрольной группе.
Анализ психического состояния подростков показал, что динамика психических процессов школьников в учебном году отличается гетерохронностью. При этом было обнаружено, что показатели в опытной группе были лучше, чем в контрольной. Так, продуктивность внимания во второй четверти была существенно выше (р < 0,01), мыслительные процессы по показателям времени решения задач с первой по третью четверть (р < 0,01), меньше количество ошибок памяти в четвертой четверти (р < 0,05). Это свидетельствует о более высоком уровне умственной работоспособности школьников, участвующих в походах.
Анализ 118 данных анкетного опроса участников похода выходного дня выявил, что большинство из них (74%) после похода имели хорошее самочувствие, а остальные -отличное.
Значительная часть участников похода (67%) отметили, что после похода ложились спать на 1-1,5 часа раньше обычного времени. При этом дети указывали, что спали крепко, без сновидений, а на следующий день ощущали бодрость и подъем настроения.
Хронометрирование деятельности школьников в походах позволило установить, что пребывание детей на свежем воздухе составляет 29% от всего времени суток, двигательная деятельность — 37%, познавательная — 18,5%.
Анализ 72 анкетных данных и опроса учащихся контрольной группы свидетельствует, что у большинства школьников (86%) в выходной день бывает нарушение режима дня (поздно встают, много времени теряют на просмотр телепередач, посещение родственников, знакомых, приготовление уроков, мало времени бывают на свежем воздухе: осенью — 16% от суток, зимой — 12,7%, кроме того поздно ложатся спать. При этом двигательная деятельность составляет 25-29%, умственная — 26-29%.
Иначе говоря, воскресенье не является полноценным днем активного отдыха. Вместе с тем, оно вносит изменения в уже установившийся за учебную неделю ритм, нарушает динамический стереотип. Именно этим можно объяснить более низкий уровень показателей психических процессов в течение недели, а следовательно, и умственной работоспособности у школьников контрольной группы.
Таким образом, однодневные туристские походы, проводимые в течение учебного года, оказывают положительное влияние на здоровье, физическое развитие и психическую сферу школьников и их целесообразно включить в план физкультурно-оздоровительных мероприятий как средство активного отдыха, обеспечивающее восстановление и поддержание на оптимальном уровне работоспособность подростков в учебном году.
3.2.3. Обсуждение результатов исследования.
Результаты исследования данного этапа экспериментальной работы подтвердили, что для успешного использования походов с целью активного отдыха большую роль играет рациональное соотношение различных видов деятельности, а также такие факторы, как физическая подготовленность школьников-подростков, время проведения походов, дозировка нагрузок и многое другое. Для благоприятного воздействия на школьников двухчасовых прогулок до 6 км с играми на местности и ознакомлением с экскурсионными объектами и однодневных походов до 12-14 км в воскресные дни, необходимо решение целого комплекса педагогических задач. Однако, в первую очередь, надо учитывать их оздоровительную направленность.
Наиболее правильным для достижения этой цели является путь, при котором применяется чередование различных видов деятельности при доступности упражнений и рациональной двигательной активности.
Во время туристских мероприятий влияние на организм школьника оказывает не столько движение, сколько его характер, связанный с выполнением определенной физической нагрузки. Переключение умственной деятельности на активную двигательную создает положительный фон ощущений, от которого, по выражению Сеченова, зависит «здоровый тон во всем, что делается в теле».
Туристские мероприятия обладают сильным рефлекторным воздействием и оказывают разнообразное физиологическое влияние на организм подростка. В результате возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все органы, системы, ткани. Походы и прогулки позволяют рассредоточить доминантный очаг возбуждения, способствуя разрядке напряжения после учебной деятельности в школе. Благодаря этому повышается работоспособность коры больших полушарий, вероятно, в результате роста энергетического потенциала подкорковых. Это, в свою очередь, способствует и активизации психических процессов, а следовательно, и более быстрому восстановлению и даже повышению умственной работоспособности.
Изменения, возникающие в психическом состоянии школьников, участвующих в туристских походах в течение учебного года, можно рассматривать как специфические реакции организма, обеспечивающие более тонкое приспособление двигательной функции к влиянию физической нагрузки, а сопутствующие им изменения в умственной работоспособности школьников — как неспецифические реакции в развитии процесса адаптации.
На это указывали ряд исследователей, изучавших влияние различных физических упражнений на организм подростков (Г.П. Сальников, 1955; А.А. Гужаловский, 1962; В.Г. Спектров, 1967; Р.В. Сила, 1968; А.Д. Савельев, 1973 и другие).
Повышение дееспособности детского организма под влиянием туристских мероприятий, видимо, происходит на фоне некоторой общей напряженности его отдельных функциональных систем. На это, в частности, указывает то обстоятельство, что после двухчасовых прогулок несколько снижается память.
Результаты исследований дают основание полагать, что туристские мероприятия, повышая двигательную активность школьников, их эмоциональный настрой, способствуют активизации их общей работоспособности.
Отсюда следует, что двухчасовые пешеходные прогулки до 6 км, проводимые в свободное время в режиме школьников, способствуют повышению их умственной работоспособности к моменту приготовления домашних заданий и в период учебных занятий в школе. В значительной мере повышается внимание и оперативное мышление; однодневные походы (продолжительностью 6-7 часов и протяженностью до 12-14 км, проводимые в воскресные дни, обладают длительным последействием и положительно отражаются на психических процессах в течение недели, обеспечивая высокую и устойчивую умственную работоспособность; а проводимые дважды в каждой четверти, способствуют улучшению деятельности психофизиологических функций. Они благотворно влияют на рост показателей физического развития и повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. При этом улучшается физическая подготовленность и тем самым обеспечивается высокий уровень физической и умственной работоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- На основе изученных литературных источников нами установлено, что походы, преимущественно оздоровительной направленности, оказывают наибольший положительный эффект на организм подростков, обеспечивая высокий уровень работоспособности в течение дня и на протяжении всего похода. Последствие таких походов отражается на длительном сохранении высокого уровня работоспособности.
- В результате исследований нами установлено, что в течение однодневного похода восстановление показателей ЧСС после отдыха на большом привале, и малая изменчивость их под влиянием физической нагрузки после второго перехода свидетельствует, что сердечно-сосудистая система адаптировалась к данным нагрузкам, которые оказались приемлемыми для организма школьника. К 13 часам после нагрузки улучшились количественные и качественные показатели внимания, незначительно повысилась скорость решения задач при одновременном улучшении интеллектуальной активности. Через 2 часа после приема пищи и отдыха на большом привале существенно снизились показатели объема памяти и возросло количество ошибок.
Под влиянием трехдневного похода оздоровительной направленности незначительное ухудшение показателей становой силы, сердечно-сосудистой системы и памяти в первый день похода можно рассматривать, как приспособление организма к непривычным нагрузкам. А улучшение показателей на третий день следует, видимо, считать адаптацией к нагрузкам. Последействие, сказывающееся спустя два дня после похода, свидетельствует о повышении физической и умственной работоспособности участников похода.
Дети, занимающиеся туризмом в течение года значительно меньше болеют, быстрее выздоравливают. Динамика психических процессов школьников в учебном году под влиянием походов выходного дня отличается гетерохронностью. При этом было обнаружено, что показатели в опытной группе были лучше, чем в контрольной. Так, продуктивность внимания во второй четверти была существенно выше, мыслительные процессы по показателям времени решения задач с первой по третью четверть улучшились, меньше количество ошибок памяти в четвертой четверти. Это свидетельствует о более высоком уровне умственной работоспособности студенческой молодежи, участвующих в походах.
После похода дети ложатся спать на 1-1,5 часа раньше обычного времени. При этом спят крепко, без сновидений, а на следующий день ощущают бодрость и подъем настроения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Подготовка юных туристов в годичном цикле может быть условно представлена в три периода. В первом учебном полугодии оптимальное соотношение физической (общей и специальной) и теоретической подготовки выражается как 1:1, во втором — 3:1, а в летний период -5:1.
Основываясь на результатах наших исследований можем предложить следующие формы включения занятий рекреационным туризмом в организацию жизнедеятельности школьников-подростков и студенческой молодежи.
V Двухчасовые ежедневные прогулки (пешие и лыжные) после уроков в будни с включением игр, экскурсий и тематических занятий (до 6 км)
V Однодневные походы в выходные дни за пределами города (расстояние 12-14 км, скорость передвижения 3,5 км/ч и груз до 2 кг)
V Двух-, трехдневные походы в период осенних, зимних и весенних каникул (в день два перехода по 6 км, груз 4,5 кг)
V Семи-, десятидневные походы в период летних каникул (нагрузка 4- 4,5 кг, расстояние в день 6-8 км, два перехода)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Плахтиенко В.А. Общая характеристика, основные Закон об основах туристской деятельности в РФ. — М., 1995.
- Бгатов А.П. Безопасность в туризме. Учебное пособие/ А.П. Богатов . – 2 –е изд. перераб. и доп. – Высшее образование. Гриф, 2017.
- Большая Советская Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — т. 21. — с. 616.
- Большая Советская Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1977. — т. 26. — с. 332.
- Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование/Педагогическое образование, 2014.
- Булашев, А.Я. Специфика организации питания в лыжных и пешеходных сложных туристских походах: учебное пособие / А.Я. Булашев, Л.И. Каплина, Ю.Л. Шальков. М.: 2007.
- Виноградов М.И. Руководство по физиологии труда. — М, 1969.
- Выдрин В.М. Деятельность специалистов по физической рекреации/ Деятельность специалистов в сфере физической культуры. — СПб, 1997. — с. 60-61.
- Выдрин В.М. Культура, физическая культура, спорт // Спорт в современном обществе. Под общ. ред. В.М. Выдрина. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — с. 9-45.
- Выдрин В.М., Джумаев А. Физическая рекреация — вид физической культуры//Теория и практика физической культуры. — 1989. — №3. — с. 2-4.
- Газенко О.Г. Физиология человека в условиях высокогорья. — М., 1987.
- Галушко СИ. Туризм в общеобразовательной школе и его влияние на работоспособность подростков в учебной и спортивной деятельности: Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук/ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. — Л., 1976.
- Государственный общероссийский стандарт ГОСТ Р50690-94. — М., 1994.
- Грантынь К.Х. Туризм в физическом воспитании // Теория и методика физического воспитания / под ред. Харабуги Г.Л. — М.: Ф. и е. — 1974. — гл. 4.
- Доскин В. А. и Лаврентьева НА. Физиологические ритмы и работоспособность человека//Гигиена и санитария. — 1973. — №8.
- Ерегина С. Физическая культура в летнем оздоровительном и спортивном лагере // Народное образование. — 2000. — № 4-5. — с. 218.
- Загрядский В.П., Егоров А.С Гигиена труда и профессиональных заболеваний // Гигиена и санитария. — 1971. — № 4. — с. 21.
- Захаров И.С. Экспериментальное обоснование методики физической подготовки учащихся старшего школьного возраста к многодневным пешим походам // Автореф. канд. дис. — Саратов, 1973.
- Зюрн М. Место спорта и физической рекреации в свободном времени городского населения // Спорт и образ жизни. — М.: Ф. и с, 1979.
- Косилов С.А. Очерки по физиологии труда. — М., 1965.
- Космодамианская Д.М. Влияние расписания учебных занятий на утомление школьников // Гигиена и санитария. — 1973. — № 3. — с. 115.
- Крапивинцева СИ. Активный отдых.-М., 1971.
- Крупская Н.К. Большое внимание физкультуре в школе // Физкультура в школе. -1931.-№8.
- Леман Г. Практическая физиология труда. — М., 1967.
- Леонова Л.А., Тищенко Л.Д. Туризм — лучший отдых. — М, «Медицина» 1967.
- Лесгафт П.Ф. Прогулки. Глава VII / Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. — 1901.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения М.: АПН СССР. — 1949. — вып. I.
- Маринов Б. Проблемы безопасности в горах: сокращенный перевод с болгарского Коренькова A.M. -М.: Ф. и с, 1981.
- Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры / Учебное пособие для институтов физической культуры. — М., 1983.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Учебник для институтов физической культуры. — М.: Ф. и с, 1991.
- Матюшонок М.Т., Турик Г.Г., Кракова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. -Минск: Наивысшая школа, 1975.
- Муравов И.В., Амосов Н.М. Сердце и физические упражнения. — М., 1982.
- Махов И.И. Туризм на уроках физической культуры для 5-8 классов . – Белгород: ИПК НИУ «БелГу», 2012.
- Нагорный А.Г. Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм нагрузки в туристских походах старших школьников // Автореф. канд. дис. — М., 1970.
- Нелюбин В.В. Рекреационная сущность санаторно-курортного дела // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 8. — с. 50.
- Николаев Ю.М. Об объекте и предмете теории физической культуры // Современные проблемы теории и практики физической культуры / Сб. науч. тр. — СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — 1997. — с.62-64.
- Понамарев Н.И. Предмет теории физического воспитания. — Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1975.
- Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов/ М.:Профиздат, 2007.
- Рабле Ф., Монтень М. Мысли о воспитании. — М., 1959.
- Романова З.Е. Семейные физкультурно-оздоровительные группы — эффективная форма физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. — 1987. — № 12. — с. 11-12.
- Рыжкин Ю.Е., Самсонов Ю.И. Физическая рекреация — как форма совершенствования учащихся школы // Современные проблемы теории и практики физической культуры / Сб. науч. тр. — СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — 1997. — с. 83-85.
- Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена «физической рекреации» // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 4. — с. 55-57.
- Рындач М.А. Основы туризма: Учебное пособие/ М.А. Рындач, С.Н. Смоленский. – М.: Дашков и К, 2015
- Савельев А.Д. Влияние различных объемов двигательной деятельности на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся // Научные труды. — М., 1973 — т. 1, за 1971.
- Сергеев В.М. Туризм и здоровье. — М.: Профиздат, 1987.
- Силуянова В.А. Времена года и ритм движения (Оздоровительная роль туризма) // Спорт и жизнь России. — 1976. — № 9. — с. 26-27.
- Солодухина И.В. Современные формы и средства занятий оздоровительной физической культурой // Сб. науч. тр. молодых ученых / СГИФК. — Смоленск, 1997. -с. 81-83.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Избранные педагогические сочинения. — М. — Л.: АПН РСФСР. — т. 8. — 1950.
- Федотов Ю.Н. Спортивный туризм. — СПб, 1999.
- Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм. — СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001.
- Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. — М.: Советский спорт, 2009
- Филиппова СО. Место физической рекреации в оптимизации учебно-воспитательного процесса дошкольных учреждений // Современные проблемы теории и практики физической культуры / Сб. науч. тр. — СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — 1997. — с. 87-88.
- Шаруненко Ю. М. Рекреационный туризм; МАБИВ — Москва, 2014
- Шпагин Ю.А. Общие определение и структура понятия «физическая работспособность человека» // Вопросы общей и специальной работоспособности спортсменов. — Л., 1974.
- Шихалиев Ш.С Исследование эффективности экскурсионно-туристских мероприятий в физическом воспитании школьников 12-14 лет // Автореф. канд. дис. — М., 1973.
- Якобсон М.А. Социологические проблемы физической культуры / Сборник: Социальные исследования. — М.: Наука, 1971. — вып. 7.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф