Скоро защита?
Меню Услуги

Религиозно-конфессиональный фактор в этнонациональных конфликтах

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Содержание

Введение
Глава 1. Формулирование и обоснование проблемы религиозно-конфессионального фактора в этнонациональных конфликтах
1.1. Сущность этнонациональных конфликтов
1.2. Понятие религиозно-конфессионального фактора
1.3. Возможные влияния религиозно-конфессионального фактора на этнонациональные конфликты
Выводы по 1 главе
Глава 2. Социологическое исследование роли религиозно-конфессионального фактора в этнонациональных конфликтах
2.1. Цели исследования
2.2. Анализ социальных сетей для выявления роли религиозно-конфессионального фактора в этнонациональных конфликтах.
2.3. Оценка экспертов
2.4. Результаты исследования роли религиозно-конфессионального фактора в этнонациональных конфликтах
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования связана с тем, что на современном этапе развития человечество существует в той или иной форме государств, различающихся по размеру территории, численности населения, уровню экономического развития, характеру политического общества и типу культуры. Все вместе они представляют собой мировое сообщество, или систему различных способов и форм взаимодействия и объединения людей.
Несмотря на явную целостность человечества, обусловленную единой природой его членов, а также деятельностью и общностью целей перед лицом глобальных задач и проблем цивилизации, наиболее устойчивой крупной социальной группой, обладающей единством языка, территории, экономической жизни, культуры, характера, национального самосознания, является суверенное государство.
Неповторимое своеобразие каждого государства исторически формировалось под воздействием совокупности социальных факторов, среди которых далеко не последнюю роль играет фактор религиозный, оказывающий воздействие на такую жизненно важную характеристику любой системы, как безопасность.
С образованием национальных государств и возникновением необходимости защиты их целостности и суверенитета особое значение приобретает национальная безопасность как «состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества» и категории, которое «характеризует состояние нации как целостной системы». Проблема безопасности становится приоритетным направлением деятельности государств, общественно-политических объединений, их союзов и блоков, международных организаций и движений, в том числе и различных религиозных.
Современный этап мирового развития опровергает распространенные представления о том, что роль мировоззренческих предпосылок человеческого поведения снижается. На фоне размывания идеологического компонента политики существенно возросла роль религиозных установок. Противоречия глобализации повсеместно затормозили процесс ухода религии в область «личной духовности». Как показывает международный опыт, религия все больше определяет образ жизни приверженцев ислама, а религиозный ренессанс в разных формах ощущается среди христианских и других религиозных общин. Религиозные деятели активно высказываются по вопросам международной политики. Их встречи, предшествующие началу официальных конференций «Г-20», стали важным публичным элементом этого формата.
Современная конфессиональная динамика характеризуется не только активизацией религиозной жизни. Существенно изменилась численность основных конфессиональных групп населения земли. Теперь среди них преобладают мусульмане, главным образом суннитского толка. Значимость количественных изменений в ведущих религиозных общностях усиливается в свете интенсификации миграционных процессов. Главные миграционные потоки идут из зоны распространения ислама в зону стран, чья культура сложилась под влиянием христианских ценностей. Фактически это означает экстенсивный рост численности мусульман и необходимость качественно менять деятельность всех ветвей христианства.
Цель исследования: исследовать влияние религиозно-конфессионального фактора на этнонациональные конфликты.
Объект исследования: религиозно-конфессиональный фактор в этнонациональных конфликтах.
Предмет исследования: влияние религиозно-конфессиональный фактора на этнонациональные конфликты.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие религиозно-конфессионального фактора.
2. Определить и изучить сущность этнонациональных конфликтов.
3. Проанализировать тенденции возможного влияния религиозно-конфессионального фактора на этнонациональные конфликты.
4. Провести социологическое исследование влияния роли религиозно-конфессионального фактора на этнонациональные конфликтаы.
5. Сделать выводы о роли влияния религиозно-конфессионального фактора на этнонациональные конфликты.
Гипотеза исследования: религиозно-конфессиональный фактор играет существенную роль в этнонациональных конфликтах. Основной составляющей любого межнационального конфликта является кризис этнического самосознания.

Методы исследования: анализ документов, анализ социальных сетей. Описание,объяснение данных и проверка гипотезы.

Глава 1. Формулирование и обоснование проблемы религиозно-конфессионального фактора в этнонациональных конфликтах

1.1. Сущность этнонациональных конфликтов

Для выявления определения термина этнонациональные конфликты следует объяснить такие понятия, как «этнос», «нация». Этнос определяет группу людей, имеющих историческое происхождение, основанное на общей территории, где реализовывалась хозяйственная и культурная деятельность людей: использование единого языка, соблюдение традиций и обычаев независимо от того, где проживают данные этнические общности. Существуют два подхода к выявлению этноса: примордиалистский и конструктивистский.
Сторонники примордиализма считают основными признаками этноса самосознание, идентичность, стереотип поведения, язык, культуру, психику. Это то, чем люди дифференцируют себя от других и осознают единство в своей этнической группе. Конструктивисты рассматривают этнос как некий результат исторических, социальных, экономических, политических и культурных воздействий на него. По мнению норвежского этнолога Фредерика Барта, существуют границы между этими категориями, которые носят договорный характер.
Для данного подхода важным аспектом является выявление границ, отличающих одни этносы от других. Примордиалисты же считают нацию новой ступенью в развитии и эволюции этноса. Конструктивистский подход не рассматривает этнос как первичную характеристику, это результат многовекового существования этноса. Также, данный подход определяет нацию как воображаемое политическое сообщество, которое ограничено от мира; не учитывает опыт культуры прошлых поколений в формировании нации.
В передовых странах мира нация отражает общество людей, обладающих правом гражданства, включающее в себя гражданские права, а именно, политические, социальные, экономические, т.е. существует связь человека-гражданина с данным государством. Нация стирает границы этнического различия, она создает некий общий национальный дух, объединяющий людей в единое общество. Как правило, это общие интересы, стремления, менталитет, образ жизни, язык, национальная идея.
Этнонациональный конфликт — специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку. Многие ученые обращают внимание на различные аспекты причин этих конфликтов. Так Л. М. Дробижева подчеркивает, что основа этнонационального конфликта — это социальные проблемы, возникающие на этнической основе.
По своей природе этнонациональный конфликт является этническим конфликтом с политическим фактором. В этом конфликте одна из этногрупп руководствуется идеологией национализма и требует своего политического признания в одном из двух видов: политическая автономия или, что чаще, политическая независимость этногруппы в виде национального государства; политическое преобладание этногруппы относительно иноэтнического населения.
В обоих случаях конфликт происходит по этнической линии, и выполнение требований одной из сторон означает изменение государственного устройства общества [10]. История показывает то, что этнонациональные конфликты могут длиться десятилетиями, сопровождаясь эскалацией и ростом напряженности в зоне конфликта. В результате этого конфликт становится продолжительным и носит затяжной характер. Впервые в социологию термин «затяжной этнический конфликт» ввели Э. Азар и Н. Фарах в статье «Структура неравенства и затяжной социальный конфликт».
Это понятие стало применяться западными и российскими исследователями. В более поздней работе «Затяжной международный конфликт» Э. Азар называл типичные признаки повторяющегося конфликта:
1) отсроченность его окончания; «он кажется нерешаемым и вызывает повышенную озабоченность участников борьбы и окружения, например, конфликт в Ливане»;
2) чередование соглашений и насильственной борьбы в одной и той же структурной ситуации, например, «неразвитость отраслей производства, в которых заняты члены этногруппы, неинтегрированность социальной и политической систем».
Э. Азар отмечает распространенность затяжных конфликтов во второй половине XX в.: «Они не являются уникальным событием. Они кажутся таковыми внешним наблюдателям, которые не прослеживают ход событий в течение длительного времени и склонны принимать соглашения лидеров за окончание конфликта». Следовательно, затяжной этнический конфликт – это возобновляющаяся насильственная борьба в неизменяющейся структурной ситуации.
Этнонациональный конфликт отличается нелинейной динамикой, чередованием насильственной конфронтации и сосуществования сторон [14].
Таким образом, этнонациональный конфликт отличается тем, что этногруппа руководствуется политическими требованиями для осуществления борьбы. Политический аспект характеризуется признанием: политическая автономия или, что чаще, политическая независимость этногруппы в виде национального государства; политическое преобладание этногруппы относительно иноэтнического населения. В обоих случаях конфликт происходит по этнической линии, и выполнение требований одной из сторон означает изменение государственного устройства общества.
Учитывая различные цели и мотивационные причины участников конфликта, выделяют следующие основные типы затяжных этнонациональных конфликтов: защитные; статусные, которые, в свою очередь, включают в себя несколько форм – сецессию, ирредентизм, энозис; гегемонизм, включающие в себя следующие формы этнического принуждения – ассимиляцию, институциональный расизм, резервацию, апартеид и геноцид; элитарный.
Таким образом, можно выделить такие виды этнонационального конфликта, как статусные, которые в свою очередь включают в себя несколько форм – сецессию, ирредентизм, энозис; гегемонистские, включающие в себя следующие формы этнического принуждения – ассимиляцию, институциональный расизм, резервацию, апартеид и геноцид; элитарный. Данная классификация позволяет анализировать степень этнического насилия в конфликте, определить пути его развития для успешного разрешения.

1.2. Понятие религиозно-конфессионального фактора

Важность конфессионального фактора определяется системообразующей ролью религии в процессе формирования менталитета, т. е. системы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа.
Включение религиозных организаций в международное сотрудничество характерно не только для постбиполярного периода. Однако эта практика получила особое развитие под влиянием таких крупных инициатив, как «Диалог цивилизаций» (иранский проект) и «Партнерство цивилизаций» (российский проект), а также усилий Ватикана по установлению взаимодействия с мусульманами и иудеями. Существенную роль играет и политика РПЦ по развитию межцерковных связей.
Однако четких представлений о координации усилий, которые предпринимаются церковными и гражданскими организациями, пока не сложилось. Частичная формализация идеи о роли религии в контексте «Диалога цивилизаций» отражена в тексте «Родосской декларации 2009». В ней указывается, что мировые религии способны играть особо важную роль в укреплении духовных и гуманистических ценностей, напоминая людям об их ответственности за общее благо человечества. Другими словами, религии и религиозные структуры рассматриваются в качестве посредника стратегических гражданских инициатив.
Практическое участие религиозных организаций в развитии международного сотрудничества особенно заметно на таких направлениях деятельности, как искоренение бедности и борьба с ВИЧ/СПИДом в Африке, где во многом благодаря программам католической и протестантских церквей удалось замедлить распространение этого заболевания.
Мобилизация усилий и повышение нравственного авторитета религиозных организаций рассматривается и как важнейший элемент антитеррористической борьбы. Речь идет об объединении представителей всех религиозных традиций в совместном осуждении действий террористов, которое последовательно проводится пока только христианскими и буддистскими религиозными структурами.
Религиозные организации только начинают координировать свои международные инициативы. Переход к совместным масштабным проектам будет происходить много времени и усилий.
В этой связи важнейшей целью межконфессионального сотрудничества является преодоление взаимного отчуждения религиозных элит, которые играют заметную роль в общественной и политической жизни.
Роль религиозного фактора в международных отношениях продолжает оставаться дискуссионной. Тем не менее, из всего вышесказанного можно сделать несколько практических выводов:
1. Фундаменталистские течения в ведущих конфессиях создают серьезные препятствия на пути преодоления фрагментации глобального гуманитарного пространства, а в ряде случаев и пространства международной безопасности.
Политическая роль фундаментализма не ограничивается идеологической подпиткой радикализма. Так, в мусульманских странах современный исламский фундаментализм трансформировал глубинный протестный заряд в потенциально полномасштабные политические программы.
Размах этого процесса делает исламский фундаментализм влиятельным субъектом мировой политики. Это влияние, в частности, ярко проявляется в регионах постсоветского пространства.
2. Идея международного межконфессионального сотрудничества выступает не только как альтернатива глобальным прогнозам апокалиптического толка, но и как важная основа урегулирования локальных конфликтов. Вместе с тем она остается скорее факультативным фактором, значимость которого зависит от политических условий.
3. Внешнеполитическое планирование с учетом межконфессионального сотрудничества позволяет говорить о включении новых элементов в регулирование международных отношений. В практическом смысле это значит, что религиозные структуры смогут играть более весомую роль в определении проблем, их анализе и непосредственном воплощении принятых и согласованных решений.
Религия в свою очередь взаимообусловлена этносом, их тесная связь приводит к тому, что принадлежность противостоящих сторон в этноконфликтной ситуации к различным конфессиональным культурам создает много шансов для ее развития в полномасштабный, затяжной, а нередко и насильственный конфликт, так как:
а) в этом случае возникают условия, позволяющие использовать религию в целях этнополитической мобилизации, для подготовки этнонациональной общности к противоборству с подлинным или мнимым противником, для дегуманизации и демонизации его образа.
В священных текстах и в исторических фактах отыскивается аргументация, способствующая поддержанию накала страстей на высоком уровне. При этом подчас используются сюжеты прошлых веков, которые не имеют никакого отношения к этносам, участвующим в данном конфликте.
Таким образом, межнациональный конфликт существенно отягощается, приобретая также черты межконфессионального противоборства, еще более сокращая возможности рационализации поведения противодействующих сторон;
б) увеличению продолжительности конфликта и усилению его ожесточенности может способствовать и способствует солидарность с конфликтующими сторонами единоверцев из других стран, их моральная и материальная поддержка (в том числе поставками оружия и направлением боевиков);
в) принадлежность противоборствующих сторон в этнополитическом конфликте к различным конфессиям резко уменьшает пространство для использования возможностей религий и их институтов в целях урегулирования конфликта или хотя бы минимизации насилия в нем. По похожей схеме развивались кровопролитные арабо-израильский, хорватско-мусульманский, сербско-мусульманский, сербско-хорватский, армяно-азербайджанский и многие другие конфликты.
Следовательно, когда речь идет о межнациональных конфликтах, раз они уж возникли, необходимо добиваться того, чтобы они ни в коем случае не приняли религиозную окраску. Конфликтующие стороны должны стараться смотреть в будущее, а не в прошлое. Мысли о будущем помогут участникам конфликта осознать, что в любом случае им придется жить вместе и искать пути к согласию.
Некоторые аналитики делают вывод о том, что международные отношения грядущего века будет характеризовать и определять столкновение цивилизаций, «нарезка» которых производится на основе общности культуры и вероисповедания.
Однако история не дает основания говорить о действии правила, согласно которому религия выступает главным, тем более единственным фактором расслоения человечества на соперничающие общности, а именно:
а) сами конфессии ни в социальном, ни тем более в политическом отношении не представляют собой монолитный организм.
Внутри них сосуществуют различные, нередко соперничающие, а то и непримиримо враждебные течения (ереси, старообрядчество в православии, ваххабизм в исламе и т.д.). В силу этого религия может быть причиной внутриэтнического конфликта;
б) религиозная общность не размывает нации и государства, не устраняет обусловленные ими особенности и интересы народов. Она не обеспечивает ни бесконфликтное развитие отношений между ними, ни мирное урегулирование возникающих конфликтов.
Подтверждением этому может служить ирано-иракская война и конфликт между Израилем и Палестиной, Индией и Пакистаном, события в Югославии, Северной Ирландии, в Китае. Кроме того, многочисленные гражданские войны, имевшие место в истории, свидетельствуют о том, что религия не гарантирует социальное согласие и мир внутри нации или государства, где она является господствующей;
в) нередки случаи, когда религиозные различия, связанные с ними общественные идеалы и настроения, отступают на второй план перед угрозой жизненно важным интересам людей. Народы и государства, относящиеся к разным конфессиям, способны объединяться во имя общих, вне религии лежащих целей.
Именно этим объясняется тот факт, что в современном мире наблюдаются процессы не только соперничества и размежевания конфессий, но и их сотрудничества, сближения объединению Русской Православной Церкви в России с зарубежной; выступление в Страсбурге Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II).
Удельный вес этнических и конфессиональных факторов не является постоянной величиной не только в каких бы то ни было конфликтах, но и на разных этапах развития одного и того же конфликта. Однако главное состоит в том, что в любом случае конфликт является следствием и формой реакции людей на действительное или мнимое ущемление их религиозных прав и свобод.
Это ущемление может действительно иметь место, когда религиозные различия определяют (фактически или юридически) социальные и материальные возможности людей, но может быть и результатом неадекватной оценки действительности, завышенных ожиданий и т.п. («конфликты недоразумений»).
Рассматривая причины этого положения, важно учитывать:
а) геополитические и исторические условия, определившие неравномерность развития различных народов, их переход от традиционного к современному обществу;
б) государственную политику «внутреннего колониализма», которая направлена на обеспечение преимуществ преобладающей группы;
в) естественное или искусственное смешение этнических и религиозных групп, имеющих различные взгляды и проявляющих верность различным идеалам. Совместное существование многих наций и конфессий в одном государстве создает между ними не только отношения солидарности, но и соревнования, борьбы.
Борьба же порождает различия в этнодемографическом развитии народов, которое нарушает сложившиеся пропорции в расселении, что порождает тенденции в одном случае к экспансии, в другом – к самоизоляции.
Причиной этого конфликта и содержанием требований национальных и религиозных движений могут быть:
— власть (суверенитет, государственная независимость или автономия территории, или населения, правовой статус и политическое участие конфессий);
— территория (национально-государственная принадлежность земель, начертание границ);
— социально-экономическое положение национальных и конфессиональных групп и правовой статус их представителей и создаваемых ими организаций;
— образ жизни и культура (возможность сохранять, развивать национальные ценности и традиции, соблюдать религиозные нормы и правила);
— положение соотечественников и соплеменников за рубежом и др.
Конфликтный характер этноконфессиональным процессам могут придать как центробежные, так и центростремительные силы – действия и тех, кто стремится изменить существующее статус-кво, и тех, кто хочет сохранить или восстановить былое положение. Не всякий этноконфессиональный конфликт обретает конфронтационную форму. Его развитие и разрешение может иметь троякую форму – идти по правилам дискуссии, игры или борьбы.
Но и в последнем случае борьба не обязательно развертывается по принципу немедленной и полной победы «любой ценой».
Тем не менее, в современных условиях этнические и религиозные конфликты характеризуют:
• возросшая жестокость действий организаторов и участников религиозных беспорядков;
• использование религиозных лозунгов и требований с ярко выраженной националистической направленностью;
• профессионализация, высокая степень организации, тактики действий и технической оснащенности;
• нарастающая милитаризация борьбы, в которой все больший размах приобретают террористические и военные действия.
Степень вероятности перерастания религиозных конфликтов в вооруженную борьбу и механизмы нарастания или ослабления военной опасности определяют четыре условия:
1) накопление у населения оружия и его неконтролируемое распространение в «горячих точках»;
2) создание неконституционных военных и военизированных структур, нередко ведущееся соперничающими политическими силами, часто криминальными группировками;
3) психологическая готовность людей к возможности военных столкновений, общественные настроения «ожидания» вооруженной борьбы;
4) политическая, религиозная воля лидеров, организующих вооруженные акции.
В зависимости от возможного характера и размаха используемых средств и методов борьбы этнополитическое, религиозное противостояние может приобрести разные формы, типы, уровни, фазы, вылиться в разные виды вооруженного насилия.
При определенных обстоятельствах религиозное противостояние может вылиться в разные виды вооруженного насилия:
— национальный бандитизм, то есть вооруженные нападения криминальных групп на государственные и общественные учреждения, хозяйственные предприятия и т.д., осуществляемые под видом борьбы за восстановление национальной религиозной справедливости;
— национальный экстремизм политических организаций правого и левого толка, сторонники которого ориентируются на вооруженное насилие как способ утверждения желательного положения своей этнической общности среди других народов страны или как средство «регулирования» межнациональных отношений;
— межнациональные и межконфессиональные конфликты, развивающиеся по сценариям гражданской войны;
— межгосударственные войны различной интенсивности.
Особо следует сказать об интернационализации этноконфессиональных конфликтов. Внешние действующие силы вовлекаются во внутренний этноконфессиональный конфликт по ряду причин и условий. В их числе:
— наличие этнических сородичей за рубежом (их политическая и материальная поддержка);
— идеологическая общность, которая может связывать одну из сторон конфликта с внешними действующими лицами;
— геополитические соображения государств традиционного и нового зарубежья;
— включение во внутригосударственные конфликты мирового сообщества в лице ООН, СБСЕ и других структур, а также единственной оставшейся сверхдержавы, ратующей за утверждение «нового мирового порядка»;
— миграции и связанные с ними нарушения демографического равновесия в некоторых регионах, побуждающие родину мигрантов проявить на международном или двустороннем уровне заботу о своих соотечественниках.
Таким образом, конфликты между этническими общностями почти всегда имеют и конфессиональную окраску. Целью борьбы, развертывающейся под религиозными знаменами, как правило, объявляется и национальное возрождение.
В этой связи правомерно говорить об этноконфессиональных конфликтах как об одной из форм социально-политических столкновений в современном мире. И здесь очень важно рассмотреть механизм, пути, способы, направления урегулирования этноконфессиональных конфликтов и их воздействия на общество.
В мировой истории, особенно самых последних лет, накоплен разнообразный опыт урегулирования этноконфессиональных конфликтов. Механизм, обеспечивающий это урегулирование, представляет собой сложную систему, компонентами которой являются:
— организационные структуры (институты власти и другие государственные учреждения, политические партии и движения, общественные организации, религиозные объединения и самодеятельные образования населения и т.п.);
— установления, регулирующие поведение индивидов, социальных групп и их институтов (международное право, национальное законодательство, общественная мораль, религиозные заповеди, профессиональная этика, идеологические установки, обычаи, традиции и др.);
— характер и способы действия (побуждение, сдерживание, принуждение конфликтующих сторон или – по другому основанию классификации – предупреждение, локализация, прекращение);
— принимаемые практические меры (декларации и заявления, санкции к одной или обеим противоборствующим силам, миротворчество, налаживание переговорного процесса, подавление и т.д.).
В зависимости от характера и степени напряженности конфликта его урегулирование может осуществляться на четырех уровнях – глобальном, региональном, национальном (страновом), местном (локальном).
В любом случае политика по обеспечению межнационального, религиозного мира и гражданского согласия решает три группы задач, связанных с предупреждением, локализацией и разрешением конфликтов во благо национальной безопасности.
На первом месте находится комплекс мер политического и экономического, идеологического и психологического, организационного и административного характера по предупреждению конфликта.
Большое значение имеет твердость и последовательность государственной власти, ее способность понять и правильно решать общезначимые проблемы. «Безвластие власти» провоцирует региональный сепаратизм отдельных территорий и групп населения в его местнической религиозной или националистической форме.
Ослаблению конфликтности служат также сокращение и устранение основных источников социальных бед, нестабильности и напряженности в семье и обществе: нищеты, алкоголизма и наркомании, инфекционных и хронических заболеваний, организованной преступности и коррупции, терроризма, нетерпимости, национального и религиозного экстремизма. Большую роль может сыграть развитая система раннего предупреждения конфликтов, организация специальной социологической службы.
Она призвана обеспечить сбор и обработку информации о потенциальных конфликтах, прогнозирование конфликтных ситуаций на ранних стадиях их зарождения, выработку заключений и рекомендаций по смягчению напряженности.
Если же предупредить этноконфессиональный конфликт не удалось, возникает задача его локализации. В данном случае имеются в виду меры по гуманизации конфликта, смягчению остроты и сокращению масштабов противостояния, количественному и качественному ограничению применяемых средств вооруженной борьбы и на этой основе – уменьшению числа возможных жертв и разрушений. Локализация конфликта не дает его полного и окончательного разрешения, установления прочного гражданского мира.
На достижение этой цели направлено прекращение конфликта. Оно предполагает восстановление в регионах, истерзанных конфликтами, институтов и инфраструктуры, заинтересованных и способных содействовать предотвращению рецидивов конфликта и установлению мирных взаимовыгодных отношений между враждовавшими социальными и национальными группами. На основе достигнутых соглашений, прекращающих гражданский конфликт, происходит установление и поддержание мира.
Прекращение конфликта может включать в себя:
• разоружение ранее враждовавших сторон;
• восстановление порядка;
• хранение и возможное уничтожение оружия;
• репатриацию беженцев; консультационную поддержку персонала по обеспечению безопасности и поддержку его подготовки;
• надзор за проведением выборов;
• содействие усилиям по защите прав человека и национальных меньшинств; реформирование или укрепление правительственных учреждений;
• содействие формальным и неформальным процессам политического участия.
Достижение согласия является довольно трудной задачей, требующей не только доброй воли обеих сторон, но и достаточной степени их политической, экономической, культурной подготовленности. Все это объективно сохраняет в арсенале политики метод подавления как средство прекращения кровопролития.
Таким образом, теория и практика урегулирования этноконфессиональных конфликтов позволили выработать принципы деятельности правительства в условиях, когда назревает или возникает конфликт, а также конкретные рекомендации, следование которым позволяет уменьшить накал и последствия противоборства. Этому служат целенаправленные усилия по экономическому и социальному развитию всех народов, национальных и религиозных меньшинств и этнических групп страны при полном уважении их самобытности, традиций, форм социальной организации и культурных традиций.
Религиозный конфликт обладает способностью «осваивать» области и сферы других типов конфликтов. В эмпирическом исследовании практически невозможно обнаружить его в чистом виде. Нередки случаи, когда конфликт, на ранних этапах которого преобладали экономические, религиозные или другие противоречия, перерастает в этнический конфликт и наоборот. Иногда такие трансформации являются следствием целенаправленного управления конфликтом.
Современное международное право предусматривает возможность проведения мировым сообществом операций по принуждению к миру силой, в том числе с использованием полицейских и воинских контингентов. В любом случае, если конфликты остаются неурегулированными, то это происходит не потому, что неизвестны методы мирного урегулирования споров или их недостаточно.
Причиной тому является, во-первых, отсутствие у сторон политической воли добиваться урегулирования своих разногласий и, во-вторых, отсутствие у третьей стороны, если выбрана такая процедура урегулирования, соответствующих рычагов. Любой межрелигиозный конфликт может разрастись, вобрав в свою орбиту новые территории или перекинуться в другие районы.
Едва ли не в каждом из них отрабатывается боевой опыт, формируются кадры, способные разнести его по всей стране или регионам мира. Все это дестабилизирует военно-политическую обстановку, усиливает напряженность и создает неведомые ранее очаги военной опасности. Знание всех этих обстоятельств позволит составить все мыслимые сценарии возможного возникновения вооруженного конфликта на этнической и религиозной основе и, соответственно, выработать меры по его предупреждению.
Только так можно создать условия, при которых общество контролирует обстоятельства, а не обстоятельства подчиняют себе общества.
Таким образом, подводя итог анализа религиозного фактора, как основы межконфессиональных конфликтов, можно утверждать, что недооценка в современных условиях религиозного фактора приводит к фактическому игнорированию важных стимулов и пружин как внешней, так и внутренней политики. Понимание и адекватный учет религиозного фактора в политике позволили бы России проводить более эффективную государственную политику как внутри страны, так и на международной арене, значительно снизить межконфессиональную напряженность и как следствие вероятность возникновения религиозных конфликтов.

1.3. Возможные влияния религиозно-конфессионального фактора
на этнонациональные конфликты

Неизменная теоретическая модель влияния религии на жизнь общества — содействие его интеграции, сплочению. Реальный исторический опыт говорит о более сложном воздействии религии на процессы, происходящие в обществе. Он может способствовать возникновению и обострению социальных и межнациональных конфликтов. Но может привести к сглаживанию противоречий, выступать как сила интегрирующая.
Характер этого влияния во многом зависит от исторического опыта взаимодействия вероисповедных сообществ, от особенностей государственной политики по отношению к религии, религиозным объединениям и верующим, от позиции религиозных центров, мирян и национальных элит.
Переход от тоталитаризма к демократии в полиэтническом и поликонфессиональном обществе — а российское общество является именно таковым — чреват усилением этнонациональных противоречий, ростом национальной и конфессиональной нетерпимости.
Усилению межконфессиональной и межнациональной напряженности способствуют, наряду с экономическим кризисом и переделом государственной собственности:
• стремление властных структур и национальных элит использовать религии и их институты в своих политических интересах;
• нарушение государственными органами и должностными лицами конституционных принципов отделения религиозных объединений от государства и равенства религий перед законом;
• сильная тенденция к превращению русской православной церкви в государственную церковь;
• активизация исламского фундаментализма.
Принадлежность противостоящих сторон в этноконфликтной ситуации к различным конфессиональным культурам создает много шансов для ее развития в полномасштабный, затяжной, а нередко и насильственный конфликт.
Во-первых, в этом случае возникают условия, позволяющие использовать религию в целях этнополитической мобилизации, для подготовки этнонациональной общности к противоборству с подлинным или мнимым противником, дегуманизации и демонизации его образа. В священных текстах и исторических фактах отыскивается аргументация, способствующая поддержанию накала страстей на высоком уровне. При этом подчас используются сюжеты прошлых веков, касающиеся соответствующих деноминаций, которые не имеют никакого отношения к этносам, участвующим в конфликте.
Таким образом, межнациональный конфликт существенно отягощается, приобретая черты межконфессионального противоборства, еще более сокращая возможности рационализации поведения противодействующих сторон.
Во-вторых, увеличению продолжительности конфликта и усилению его ожесточенности могут способствовать и способствуют часто на деле солидарность с конфликтующими сторонами единоверцев из других стран, их моральная и материальная поддержка (в том числе поставками оружия и направлением боевиков).
В-третьих, принадлежность противоборствующих сторон в этнополитическом конфликте к различным конфессиям резко уменьшает пространство для использования возможностей религий и их институтов в целях урегулирования конфликта или хотя бы минимизации насилия в нем.
Исторический опыт свидетельствует, что одной из многих существенных причин возникновения конфликтов является непонимание национальных и культурных особенностей соседних народов; обострение межнациональной и религиозной ненависти и розни, нередко восходящей к предрассудкам вековой давности; религиозная нетерпимость и ксенофобия, вызывающие конфронтацию, экспансионизм и агрессию.
Очевидно, что религия, которую используют в своих целях и правящие элиты, и оппозиция, может выполнять и выполняет функцию инструмента и политической мобилизации, и социальной консолидации.
По похожей схеме развивались кровопролитные арабо-израильский, хорвато-мусульманский, сербскохорватский, армяно-азербайджанский и многие другие конфликты.
Опасность использования религий в политической борьбе особенно велика и сегодня, когда главной угрозой гражданскому миру, межнациональному согласию, целостности российского государства является радикализм. Поддержка религиозными организациями той или иной политической группировки может способствовать усилению конфронтации.
Для достижения гражданского и межнационального согласия необходимы: реальные плюрализм и многополярность, а не унификация, соблюдение этнических, национальных, религиозных и лингвистических прав меньшинств.
Вклад в оздоровление нравственного климата могут привнести реальные экономические реформы, образование новых рабочих мест, повышение уровня жизни и освобождение людей от язв нищеты и голода.
Очевидна крайняя необходимость постоянного продвижения культуры мира в мире, включая образовательные программы в духе толерантности, взаимного уважения, понимания и доверия, умения вести переговоры, способности не только говорить, но и слушать, понимать, сопереживать и принимать участников диалога со всеми их различиями. А также широкое распространение идеи единения и интеграции, сочетающихся с ощущением национальной идентичности.
Успехи в борьбе с терроризмом достигаются при опоре на местное население. Американское командование в Ираке опиралось на суннитские «Советы пробуждения» (Ас-сахва). На Северном Кавказе положительная динамика возможна лишь при учете специфики традиций ее жителей, а также обращения к духовенству и старейшинам [19].
Опыт показывает, что одними силовыми методами победить терроризм невозможно. Точечные бомбардировки в Афганистане и даже поимка и убийство харизматического лидера Аль-Каиды Бен Ладена уничтожили только малую часть этой организации, которая в 60 странах сохранила ячейки, разделяющие ее идеологию, но далеко не всегда связанные с ней организационно.
Необходимы продуманные и хорошо взвешенные действия по систематическому решению накопившихся проблем, использованию сложного комплекса не только разведывательных и военных, но и политических, экономических, юридических, социальных и идеологических инструментов, предупреждающих агрессивный национализм. Преодолению последнего способствуют: коалиция в центре с правом меньшинства на наложение «вето»; федерализм с автономией и пропорциональным распределением мест в государственных структурах; развитие региональной интеграции как основы объединения при сохранении различий [20].
В XXI веке, когда речь идет о выживании человечества в условиях гуманитарного и экологического кризисов, многие Церкви напоминают, что мы все находимся на одном корабле: Земля у нас одна на всех, и сегодня продолжение земной жизни возможно только в условиях мирного сосуществования.
Поэтому особую важность приобретают подкрепленные духовным и моральным авторитетом многочисленные миротворческого характера инициативы священноначалия различных Церквей, осуждение ими злодеяний террористов, в том числе и спекулирующих на религиозных верованиях, а также призывы к взаимоуважению, покаянию и примирению при решении национального вопроса.
Таким образом, анализ религиозной ситуации в мире позволяет предложить некоторые рекомендации теоретического и практического характера, которые, по нашему мнению, могут значительно снизить возможность возникновения межконфессиональных конфликтов, обеспечить диалог между религиями на территории Российской Федерации и в мире вначале XXI в.
Рекомендации теоретического характера связаны с выделением направлений специальных исследований в гуманитарных науках для изучения отдельных аспектов воздействия религиозного фактора на ту или иную сторону национальной безопасности, что обусловливает также необходимость введения в научный оборот понятия «религиозная опасность».
Религиозная опасность – категория, фиксирующая наличие в религиозной сфере жизни общества негативных условий и тенденций внутреннего развития, препятствующих нормальному функционированию и развитию общества в соответствии с присущими ему закономерностями. Природа этой опасности может крыться:
— в обострении межрелигиозных противоречий;
— в усилении религиозного экстремизма;
— в росте числа и активности социально опасных религиозных организаций;
— в широком распространении в стране оккультизма;
— во втягивании религиозных организаций в борьбу светских (политических и даже преступных) группировок и т.д.
Помимо вышеперечисленных открытых угроз для национальной безопасности страны религиозная сфера жизни современного бурно меняющегося российского общества таит в себе и определенную скрытую угрозу. Эта угроза связана с некоторыми аспектами проблемы адаптации религии, консервативной по своему существу, к бурной динамике современного общественного развития в России.
Дело в том, что адаптация, которую большинство религиозных конфессий России так или иначе, но вынуждены проходить, в силу своей объективной включенности в процесс общего глубокого перелома в развитии нашего общества может протекать только в двух направлениях (или в их комбинации):
— первое направление – через изменения в самой организации конфессионального пространства государства и приспособление ее к изменившемуся обществу;
— второе направление – через противодействие (скрытое или открытое) со стороны религиозной организации изменениям в обществе.
Именно от того, в каком соотношении находятся между собой эти направления адаптации религии, зависит потенциал скрытой, внутренней угрозы общества со стороны религиозной сферы. На сегодняшний день самая крупная религиозная организации России – Русская Православная Церковь – не становится на путь изменений в самой себе, несмотря на призывы некоторых ее рядовых священников.
Таким образом, открытого противодействия изменениям в обществе с ее стороны, по крайней мере, со стороны ее руководства нет. Подобная ситуация и настроения имеют место и среди мусульман. Напомним, что именно православно-мусульманский блок во многом определяет общий вектор развития религиозной ситуации в России и ее влияние на процесс модернизации страны.

Выводы по 1 главе

В гуманитарных науках могут быть выделены специальные направления исследования проблемы воздействия религиозного фактора на процесс предупреждения межконфессиональных конфликтов.
Такими направлениями исследований могут быть:
— в области политологической науки – исследование изменений воздействия религиозного фактора на процесс предупреждения возникновения межконфессиональных конфликтов в России в зависимости от изменений в политической структуре российского общества и ситуации в приграничных странах;
— в области правовой науки – исследование путей правовой защиты личности, общества и государства от вызовов и угроз конфессионального пространства;
— в области исторической науки – исследование генезиса и развития воздействия религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в ходе процесса модернизации России в разные периоды ее истории;
— в области социологической науки – исследование тенденций изменения роли религиозного фактора в системе общественных отношений в зависимости от степени и особенностей клерикализации населения;
— в области психологической науки – исследование особенностей восприятия на психологическом уровне общественного сознания воздействия религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в ходе модернизации страны, с учетом особенностей, которые отражают проблемы развития государства в сознании верующих и в сознании неверующих.
Таким образом, можно утверждать, что недооценка в современных условиях религиозного фактора приводит к фактическому игнорированию важных стимулов и пружин как внешней, так и внутренней политики. Понимание и адекватный учет стратегической роли религиозного фактора позволили бы России проводить более эффективную внутреннюю и внешнюю политику, значительно снизить межконфессиональную напряженность и, как следствие, вероятность развития религиозных конфликтов.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф