Заявка на расчет
Меню Услуги

Религиозные конфликты в России

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Проект

Тема: Религиозные конфликты в России

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях заметно усилился интерес представителей различных наук к проблеме конфликта. Он порожден коренными изменениями в нашей общественной жизни. Социальный конфликт – это сложное явление, которое сегодня изучается разными областями знаний: философией, социологией, правоведением, политологией, педагогикой, математикой, психологией и другими науками.

Нынешний этап развития мирового сообщества показывает, что конфликт – не только атрибут совместной деятельности людей, но и сущностной элемент развития как личности, так и группы. Если раньше говорили о предупреждении и предотвращении конфликтов, то сегодня речь идет об управлении ими. Причем важным условием достижения успеха в решении этой сложной задачи является систематизация знаний и взаимное обогащение подходов, сложившихся в различных научных дисциплинах. Не случайно поэтому, выделена новая область науки – конфликтология. Она объединяет усилия представителей различных наук и более системно подходит к решению проблемы социальных конфликтов.

Одним из видов социальных конфликтов является религиозный конфликт. В современной научно-популярной литературе  можно найти достаточно много заслуживающих внимания трудов, посвященных проблеме религиозного конфликта.

Все авторы указывают на масштабные многоаспектные изменения, происходящие в современном мире, в том числе и религиозной сфере, на взаимосвязь и определенную обусловленность необходимости учета межконфессиональных отношений в строительстве государства, а также рассматривают содержание и направленность геополитических процессов исходя из учета религиозного фактора.

Анализ научных трудов, а также процессов развития и урегулирования религиозных конфликтов показывает, что их предметом являются, как правило, религиозные нормы. Религиозные нормы – нравственный регулятор земного бытия людей. Люди (этносы) имеют разные идеалы, долгосрочные прогнозы, желанные цели, формирующие различные психологические доминанты (религии), порождающие межконфессиональные противоречия.

В рамках зарубежной и отечественной науки существуют следующие направления исследований, связанные с проблематикой межконфессиональных противоречий:

теоретическое осмысление интегрирующих и дезинтегрирующих общество функций религии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Бебер, Г. Зиммель, Р. Бэлла, П. Бергер, Н. Луман, Р. Мертон, С. Хантингтон), реализуемое и в исследованиях религиозной ситуации в России (, , , и др.);

анализ роли религиозного фактора в этнических конфликтах, в частности, в России и странах СНГ, Югославии (Г. Паверс, 3. Изакович), Польше (Р. Блобаум), Северной Ирландии (Дж. Фалтон), странах Азии и Африки (Р. Гауффик, К. Рао, А. Шарма, и др.);

изучение религиозной мотивации социально-политических конфликтов и движений социального протеста;

исследование религиозных конфликтов в семьях (, В. Дифендорф и др.);

анализ проблемы веротерпимости и перспектив диалога религий в поликонфессиональном обществе (Дж. Э. Вуд, С. Феррари, Дж. О Донелл, Р. Хаммель, А. Сковронек, Б. Фаликов, В. Шохин и др.);

разработка темы религиозного экстремизма — его содержания, форм и путей преодоления (В-Н. Арестов).

Проблемы конфликтности межконфессиональных отношений исследовались в трудах. Данные исследователи выделяют различные факторы, связанные с развитием мироустройства и борьбой различных сил за переделы сфер влияния. Среди множества факторов, оказывающих влияние на этот процесс, они выделяют, в том числе и религиозный фактор.

Уже в глубокой древности человек обратил внимание на тот факт, что религия, вера в Бога или богов — явление всеобщее. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду» — говорит как о само собой разумеющемся Гомер. «Ты можешь видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв» — указывал другой великий эллин — Плутарх. «Из всего множества разнородных тварей, — пишет Цицерон — нет ни одной, кроме человека, которая имела бы какое-либо понятие о Боге; между людьми нет ни одного народа такого дикого и грубого, который не сознавал бы, что он должен иметь Бога…».

Так, например, если проанализировать религиозную карту современной России, то можно утверждать, что конфессиональный фактор растет, религиозное самосознание российских граждан достаточно высокое.

Структурный анализ религиозных конфликтов показывает, что их субъектами могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.).

Изучая многообразие особенностей религиозных конфликтов современности, можно отметить, что общими особенностями религиозных конфликтов являются:«взрывной» характер их возникновения и возросшая жестокость действий организаторов и участни­ков гражданских беспорядков; тенденции к быстрой эскалации, тотальной мобилизации и использованию сторонами конфликта всех имеющихся средств и способов ведения борьбы, в том числе и запрещенных международным правом – геноцид, создание концлагерей, депортация, «этнические чистки», захват заложников, террористические акции, массовое мародерство, пытки и т. п.; использование политических лозунгов и требований с ярко выраженной религиозной направленностью; профессионализация, высокая степень организации, такти­ки действий и технической оснащенности; нарастающая милитаризация борьбы, в которой все больший размах приобретают террористические и военные действия.

Особое звучание в последние годы в религиозной сфере приобрела проблема экстремизма, связанная с деятельностью радикальных исламских фундаменталистов. Анализ данного явления был проведен в исследованиях Малашенко А. В, В приведенных ниже научных трудах проводится разделение по ряду выявляемых признаков между исламом, как мировой религией, и радикальным исламским фундаментализмом, как экстремистским искажением основ традиционной исламской культуры.

В 90-е годы ХХ века вышло несколько сборников материалов конференций, посвященных рассмотрению данной проблемы.

Отдельным вопросам религиозно-политического экстремизма и, прежде всего, радикального исламского фундаментализма были посвящены работы Сусловой Е. С.  Анализируя различные аспекты религиозной ситуации в России и, прежде всего, на Северном Кавказе, названные авторы показывают пути экспансии радикального исламского фундаментализма, методы деятельности, особенности проявления и трансформации на современном этапе.

С появлением в структуре религиозных конфессий новых религиозных движений на повестку дня вышел вопрос их взаимодействия и параллельного сосуществования с традиционными религиями.

Описание характера и особенностей новых религиозных движений можно найти в исследованиях Хвыли –  диакона А. Кураева и др.

В то же время, несмотря на длительный период существования научной мысли в сфере религиозных конфликтов, вопрос об их причинах возникновения до сих пор остается дискуссионным. Проведенная современными конфликтологами систематизация различных взглядов на происхождение религиозных конфликтов позволила выделить следующие обобщенные группы причин их возникновения: незавершенность процессов формирования «молодых этносов», исповедующих собственную религию; существенные различия уровней так называемого «религиозного статуса»; особая роль интеллектуальных и политических элит в «мобилизации религиозных чувств»; внутривидовая агрессивность человека.

Последствия религиозных конфликтов современности дает нам возможность сделать вывод, что на повестку дня сегодня вышел такой термин, как «интернационализации конфессиональных конфликтов». При этом внешние действующие силы вовлекаются во внутренний конфессиональный конфликт по ряду причин и условий. В их числе:

наличие религиозных сородичей за рубежом (их политическая и материальная поддержка);

идеологическая общность, которая может связывать одну из сторон конфликта с внешними действующими лицами;

геополитические соображения государств традиционного и нового зарубежья;

включение во внутригосударственные конфликты мирового сообщества в лице ООН, ОБСЕ и других структур, а также единс­твенной оставшейся сверхдержавы (США), ратующей за утверждение «нового мирового порядка»;

миграции и связанные с ними нарушения демографического равновесия в некоторых регионах, побуждающие родину мигрантов проявить на международном или двустороннем уровне заботу о своих соотечественниках.

Если в данном случае применить системный подход, то причины религиозных конфликтов можно представить как комплекс региональных противоречий исторического, территориального, политического, социально-культурного и иного свойства, способного, при определенных условиях, реализоваться в форме конфессионального конфликта с массированным применением насилия.

Исторические противоречия обычно выступают в виде глубоко укорененных в религиозном сознании, пристрастных по форме и агрессивных по содержанию представлений об «исторических врагах».

Территориальные противоречия обычно выступают в виде устойчивых претензий на так называемые «исконные территории», как проблема «разделенных народов», исповедующих одну религию, или вопрос о «территориальной реабилитации» ранее депортированных религиозных групп.

Политические противоречия обычно выступают как отсутствие суверенной государственности или политико-правовая неполноценность статуса национальных автономий и этнических меньшинств, имеющих только им присущую религиозную веру, в государствах, основанных на принципах этнического национализма.

Экономические противоречия обычно выступают в форме борьбы религиозных групп за «естественное право» на обладание ресурсами и собственностью.

Социально-культурные противоречия обычно выступают в виде противоречий, связанных с неравномерным социально-экономическим развитием территорий, неравной степенью свободы доступа различных религиозных групп к ресурсам и рынкам, с дискриминацией по расовому, этническому или религиозному признакам, с культурно-цивилизационными различиями и т. д.

Мировой опыт развития основных религий учит, что участвующие в религиозном конфликте стороны, даже при очень высокой интенсивности борьбы за власть и ресурсы, решаются открыто продекларировать религиозный характер конфликта и применить массированное насилие только при определенных условиях:

если в регионе по каким-то причинам дискредитирована стабилизирующая роль государства, резко нарушен общий режим устойчивого развития и возникла ситуация геополитического вакуума;

если хотя бы одному из субъектов конфликта (обычно с более низким религиозным статусом) удается получить реальную помощь и заручиться «гарантиями» относительно реализации своих амбиций со стороны достаточно влиятельных политических сил извне.

Практика протекания того или иного религиозного конфликта показывает, что соединение этих двух условий становится катализатором, побуждающим стороны конфликта к решительным агрессивным действиям: потенциал напряженности «взрывается» и основным средством «решения» проблемы становится насилие.

При этом степень вероятности перерастания религиозных конфликтов в вооруженную борьбу определяют четыре условия:

накопление у населения оружия и его неконтролируемое распространение в «горячих точках»;

создание неконституционных военных и военизированных структур, нередко ведущееся соперничающими политическими сила­ми, а то и криминальными группировками;

психологическая готовность людей к возможности силовых столкновений, общественные настроения «ожидания» вооруженной борьбы;

политическая воля лидеров, организующих вооруженные акции.

Основными формами вооруженного насилия, которые являются выражением религиозного противостояния и зависят от возможного характера и размаха используемых средств и методов борьбы, как показывает анализ прошедших межконфессиональных конфликтов, являются следующие из них:

Национальный бандитизм, то есть вооруженные нападения криминальных групп на государственные и общественные учреждения, хозяйственные предприятия и т. д., осуществляемые под видом борьбы за восстановление религиозной справедливости;

религиозный экстремизм политических организаций правого и левого толка, сторонники которого ориентируются на вооруженное насилие как способ утверждения желательного положения своей религиозной общности среди других религий страны или как средство «регулирования» межрелигиозных отношений;

межнациональные и межэтнические конфликты, развивающиеся по сценариям гражданской войны;

межгосударственные войны различной интенсивности.

Таким образом, мы видим, что в отечественной и зарубежной науке можно найти много научных трудов и их результатов, посвященных выбранной нами теме исследования. Однако процесс модернизации суверенной России все еще требует уточнения и обоснования решения проблемы взаимосвязи религии с государством, влияния межконфессиональных отношений на процесс модернизации современного государства. В существующих научных трудах отсутствует цельное видение проблемы, содержание и направленность необходимых мер противодействия возникновению новых межконфессиональных конфликтов, как в мире, в целом, так и в Российской Федерации, в частности.

Принципиальное изменение места и роли религии в процессе развития мирового сообщества связано, по мнению автора, с рядом причин. Важнейшими среди них выступают следующие: внутренние, политико-идеологические, внешние, геополитические.

К первым необходимо отнести развал единой, мощной державы Советского Союза, ослабление властной вертикали на уровне государственного управления страной, ослабление социально-экономической политики на местах, возникновение националистического сепаратизма, утрата прежних мировоззренческих идеалов и ориентиров, возникновение идеологического вакуума, поиск новых национально – политических и мировоззренческих идентичностей.

Вторая группа причин связана с возникшими на рубеже ХХ – ХХI веков новыми мировыми геополитическими реалиями, новым витком борьбы крупнейших держав за сферы влияния и контроля во всемирном масштабе.

Анализ современной ситуации показывает, что использование религиозного фактора зарубежными государствами создало в современной России комплекс проблем, связанных с возникновением новых угроз национальной безопасности на всех названных уровнях. Активная деятельность арабских и турецких эмиссаров, представляющих конкретные организации и движения радикального исламского фундаментализма, разнообразные новые религиозные движения зарубежного и отечественного происхождения, использующие религиозный фактор для достижения иных, нерелигиозных целей, оказывают существенное влияние на процесс модернизации России. Указанные проблемы являются, прежде всего, целями политическими, создающими угрозы сохранению целостности России, независимости ее внешней и внутренней политики, построению суверенной демократии в обществе, устойчивости и сбалансированности социальной жизни.

Особенностью современной международной ситуации является возрастающее противостояние светских идеологий и усиливающих свое влияние религиозно-политических идеологий. Прежде всего, это касается идеологий радикального исламского фундаментализма. С другой стороны, сюда можно отнести глобализационную идеологию Запада, выступающую в религиозной сфере в форме универсалистских коммерческих культов. Следовательно, в современном мире религиозный фактор выступает в качестве действенного оружия политического влияния.

Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и перспективы ее изменения

Конфессиональное пространство современной России чрезвычайно насыщенно, многообразно и разнородно. Сегодня самая распространенная конфессия в России – Православие. В субъектах Российской Федерации, по данным Минюста России, числится религиозных организаций: Русской Православной Церкви – 53%. На втором месте протестанты – 17,8%. Далее следуют: исламисты – 14,9%, католики – 1,3%, старообрядцы – 1,2%, иудеи – 0,9%, буддисты – 0,9%, прочих – 10,1%.

Такое многообразие конфессионального пространства нашей страны не является чем-то уникальным в мировой практике. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов. Это и продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедовавшими свои религии и культы, и развитие экономических связей России с зарубежными странами, в том числе культурный обмен, миссионерство. Очень важны в этом аспекте собственные духовные поиски россиян.

В научно-популярной литературой под религиозной ситуацией в Российской Федерацией понимается совокупность находящихся в постоянной динамике условий и факторов религиозной сферы жизни народов Российской Федерации, являющихся основой для построения и осуществления вероисповедной политики России.

Профессор , директор Центра «Религия в современном обществе» при Министерстве юстиции Российской Федерации в 2001 году привел следующие данные, характеризующие религиозную ситуацию в России: 40-45% россиян считают себя верующими в Бога или сверхъестественные силы; 20-25% – не могут однозначно назвать себя верующими или неверующими и примерно 30% относят себя к неверующим

Среди участников опроса, исповедующих ислам, число тех, кто чаще посещает храмы, выше, чем среди представителей прочих конфессий, – так чаще одного раза в неделю на богослужении присутствуют 10,3% граждан России. С другой стороны, среди мусульман выше число тех, кто практически никогда в храм не ходит (43,6%).

Результаты опросов общественного мнения подтверждают данные Центра профессора — постоянно исполняют культ (участвуют в богослужениях, соблюдают посты, читают молитвы) примерно 5-7% тех, кто считает себя верующими. Причем эти цифры остаются стабильными, по данным Центра, на протяжении последних 10 лет. Общий вывод Центра относительно религиозной ситуации в стране такой: с одной стороны, отмечается приостановление роста количества верующих, а с другой – повышение социального авторитета религиозных организаций.

По данным Агентства региональных политических исследований (АРПИ) в России каждую неделю посещают религиозные службы 3% от числа верующих людей, 6% — раз в месяц. 31% посещает службы несколько раз в год. Только на Рождество и Пасху ходят в церковь 11%. 15% посещают религиозные службы реже, чем раз в год. Эти цифры говорят о многом.

Таким образом, число граждан России, не просто заявляющих о своей принадлежности к определенной конфессии, а действительно живущих религиозной жизнью, что подразумевает регулярное посещение храма и богослужений, относительно невелико, и составляет 8-10% от числа опрошенных (считая тех, кто ходит в храм раз в месяц и чаще). Это говорит о том, что, хотя религия и играет большую роль в жизни граждан России, реальное число верующих пока относительно не велико.

Однако стремление подавляющего большинства граждан России соотнести себя с какой-либо религиозной конфессией позволяет говорить о возможном увеличении числа реально верующих в будущем, что, помимо прочего, приведет к усилению роли в социально-политической жизни страны религиозных организаций и прежде всего – Русской Православной Церкви.

Как видим, выводы из исследований, проведенных российскими учеными достаточно оптимистичны. Более жесткая оценка религиозной ситуации в России содержится в докладе Комиссии США по международной религиозной свободе (1.05.2000г.). В частности, в нем констатировалось: «В российском обществе весьма распространены отношения, которые подрывают развитие свободы религии и поощряют нетерпимость и дискриминацию на основе религии или веры. Сюда относится негативное отношение к мусульманам, евреям и неправославным христианам и взгляд, что Русская Православная Церковь и так называемые традиционные религии должны иметь привилегии и защиту, не предоставляемые другим религиозным сообществам».

В ежегодном докладе Госдепартамента США о состоянии в области прав человека в мире вновь фокусируется внимание на ограничениях религиозной свободы в различных субъектах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Республике Татарстан, Кабардино-Балкария, Башкортостан, Удмуртия, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Краснодарский и Хабаровский края, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Магаданская, Тверская, Ульяновская и Челябинская область). В очередной раз приводятся примеры несоблюдения законодательства местными органами власти при рассмотрении вопросов, связанных с регулированием деятельности таких религиозных организаций, как Армия Спасения, Мормонская церковь, Общество сознания Кришны, Орден иезуитов, Свидетели Иеговы, Украинская православная церковь, Церковь Муна, Церковь саентологии, Церковь Христа, а также в отношении некоторых католических, мусульманских, пятидесятнических и баптистских объединений.

Это, так сказать, взгляды ученых и государственных чиновников. В качестве другого примера рассмотрим взгляд на эту проблему работника религиозного культа протоиерея Владимира Федорова. Вот, как он оценивает отношение граждан России к религии: «Православными иерархами и светскими авторами часто дается следующая оценка религиозной ситуации: в России 80% верующих, 80% которых – православные. Иногда мы встречаем более скромные оценки: всего 50% верующих, половина – православные. Но, если мы посмотрим вокруг себя повнимательнее и искренне ответим на вопрос о количестве верующих, придется назвать другие цифры.

В Санкт-Петербурге в приходе, где мне довелось служить последние годы, каждое воскресенье храм переполнен. Это создает ощущение всенародной церковности. Но если задуматься, храм вмещает 400-500 верующих, а живет в округе примерно 600 тысяч человек. Даже пасхальное богослужение посещает менее 3% жителей Санкт-Петербурга (для пятимиллионного города 3% – это 150 тысяч человек) … . Также очень важно понять, почему остальные считающие себя православными (во всяком случае, заявляющие о себе так в ответ на вопрос социологической анкеты) не испытывают потребности прийти в храм даже на Пасху. Достаточно ли считать показателем религиозности факт принятия крещения в детстве? При этом следует учитывать, что очень многие из ныне живущих наших сограждан по понятным причинам в детстве крещены не были».

Приведем еще один пример — отрывок из статьи выдающегося православного богослова Оливье Клемана, француза по национальности, которая была опубликована в газете Монд в 1998 году, после его очередного посещения России: «Церковь России потеряла – я смог убедиться в этом лично и совсем недавно – весь ореол, на который могла рассчитывать в обществе. Она все больше отдаляется от общества, которое проявляет к ней полное безразличие, а иногда и враждебность. Крещено 55% россиян, но практикующих – 2% населения. Россия – более секуляризованная страна, чем Франция. На Пасху в Москве причащались всего 48 тысяч человек. Но под золой тлеет пламя. Молодые люди, интеллигенция отдаляются от Церкви как института или же она, эта Церковь, их изгоняет, но их влечет сокровище мудрости и красоты православия. Есть приходы, с осторожностью избегающие опасности и соблазна чрезмерной клерикализации и не делающие святыни из того, что святыней не является, то есть не превращающие религию в колдовство. Есть ответственные люди в Патриархии, которые начинают понимать, что консерватизм, даже парадоксальный и претендующий на культурность, может стать путем к самоубийству. Кто сеет ветер – пожинает бурю. Екатеринбургский скандал, быть может, напомнит епископам этой Церкви, что Россия – действительно поле деятельности, нуждающееся в миссионерах, ожидающее миссионерской проповеди и свидетельства».

Наконец, даже святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II вынужден иногда называть вещи своими именами. Вот цитата из его выступления на епархиальном собрании 2000 г.: «Незнанием, неумелостью, вялостью, леностью мы порочим, обессиливаем Православие. Там, где духовенство инертно, лениво, инициативу перехватывают и укрепляются неоязычники, сектанты, представители иных конфессий».

Как видим, мнения не достаточно совпадающие по конкретным позициям, однако, имеющие общую позицию в целом. В своем исследовании мы попытаемся разобраться именно с частностями, ибо в целом, как видно из приведенных выше данных картина ясна. В научно-популярной можно встретить мнение, что религиозная ситуация в сегодняшней России должна оцениваться только с учетом существеннейших особенностей как центрального, так и периферийного характера, без которых будет совершенно невозможна даже самая элементарная оценка секуляризационного процесса в его динамике и перспективе. Так, в частности А. Пятигорский видит две наиболее важные особенности этого процесса. Во-первых, резкое ослабление структур государственной власти и возрастающая аморфность структур общественной жизни в конце 90-х годов ХХ века привели к такому положению вещей, при котором религия (практически все религии) оказалась в совершенно новой для нее ситуации, когда традиционное российское противопоставление государства религии перестало играть решающую роль, и когда новые отношения религии и общества еще не сложились. Во-вторых, сегодня начинают намечаться принципиально новые отношения между религией и этносом, отношения настолько новые, что было бы методологически опрометчивым их описывать как с точки зрения традиционной западноевропейской модели, так и с точки зрения еще не сформулированной новой российской модели.

С этими выводами трудно не согласиться. Россия, во-первых, одно из крупнейших в мире поликонфессиональных государств, на территории которого действуют как традиционные конфессии, так и другие конфессии и отдельные религиозные объединения. Во-вторых, это страна, расположенная в 8 часовых поясах, поэтому понятно, что в разных регионах страны религиозная ситуация имеет свои особенности. Так, например, на Дальнем Востоке серьезное влияние на состояние религиозной ситуации оказывают как традиционные китайские религии (буддизм, даосизм, конфуцианство), так и новые религиозные культы. В частности, проректор Амурского университета профессор отмечает широкое распространение в последнее время движения фалуньгун, которое он охарактеризовал как «неэкстремистская, терпимая религия», последователи которой имеют высокий уровень образования (в основном это студенты и преподаватели вузов). Отмечается распространение православия, буддизма и шаманизма в Республике Тыва.

В связи с этим попытаемся выяснить частные особенности отношения граждан России к религии через анализ результатов социологических исследований, проведенных в нашей стране различными организациями.

В рамках проекта Voice of the People исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел в России опрос и выяснил, что 57% россиян считают себя людьми религиозными. Причем в Южном федеральном округе был зафиксирован самый высокий показатель – 62%. В городах с населением от 100 тысяч до 500 тысяч человек, респонденты несколько чаще называли себя религиозными (62%). Женщины в целом более религиозны по сравнению с мужчинами — 66% против 46% соответственно. Интересен тот факт, что среди молодых людей зафиксирован достаточно высокий уровень религиозности – 58%. Самые высокие показатели религиозности у пенсионеров – 65%, а самые низкие у респондентов в возрасте 25-34 лет (49%).

Исследование показало, что среди обладателей начального образования, а также респондентов с низким или средним уровнем дохода, количество людей, считающих себя религиозными, несколько выше (60%). 36% россиян считают себя людьми нерелигиозными. Чаще, чем в среднем по выборке об этом говорили жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов (40 и 41% соответственно), а также жители крупных городов с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек (42%). Мужчины несколько чаще называли себя людьми нерелигиозными – 43%, среди женщин этот показатель составил 30%. Респонденты в возрасте 25-34 лет в 4 случаях из%) говорили о том, что считают себя людьми нерелигиозными – это самый высокий показатель по выборке. Также часто об этом говорили обладатели высокого уровня доходов (41%). Убежденным атеистом считает себя каждый двадцатый россиянин (4%). Больше всего таких людей проживает в Северо-Западном федеральном округе (8%), а также в сельской местности (8%).

Прикрепленные файлы:

_konflikty

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф