Страницы 1 2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения репродуктивного поведения сельской молодёжи
1.1. Понятие и факторы репродуктивного поведения
1.2. Анализ основных тенденций репродуктивного поведения сельской молодёжи
1.3. Методология и техника социологического исследования репродуктивного поведения сельской молодёжи
Глава 2. Эмпирическое изучение репродуктивного поведения сельской молодёжи
2.1. Социологический анализ типов и стратегий репродуктивного поведения сельской молодёжи
2.2. Экспертная оценка типов и стратегий репродуктивного поведения сельской молодёжи (анализ оценки экспертов)
2.3. Визуальный метод
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность.
В российском обществе на сегодняшний день начинает преобладать «европейский» тип репродуктивного производства, в особенности это касается больших городов. Однако, преобладающим является сельское население, где социальные установки более традиционны, поэтому, можно полагать, что репродуктивное поведение молодежи будет отличаться.
Проблема репродуктивного поведения сельской молодежи стоит довольно остро. Это объясняется следующими факторами. Во-первых, село в современной России в целом переживает непростую социально-демографическую ситуацию. Если еще в позапрошлом веке Россия представляла собой преимущественно аграрную страну, где большая часть населения проживала в сельской местности, то сейчас ситуация диаметрально противоположная — численность сельского населения в Российской Федерации на начало 2017 г. составляла 37,8 млн человек. Ежегодно (начиная с 2012 г.) она сокращается на 100 тыс. человек. Доля сельского населения в трудоспособном возрасте (55%) существенно ниже, чем в городе (58,3%) и сокращается быстрее. Причём этот процесс имеет долговременный характер. По прогнозу Росстата, к началу 2020 г. численность сельского населения сократится до 35,5 млн, а доля населения в трудоспособном возрасте снизится до 49,3%. Российская молодежь концентрируется в городах. Так, в 2014 году численность молодежи в городах России составила 23,8 млн человек (75,6%), а в сельской местности – 7,7 млн человек (24,4%).
Перед сельской молодежью остро встают следующие социально-экономические проблемы: отсутствие жилья, так как в сельской местности преобладает малоэтажное строительство, институт аренды развит слабо, а постройка собственно жилья требует значительных финансовых средств; в селах зачастую слабо развита инфраструктура – нет медицинских учреждений, детских садов, школ; существует проблема с рабочими местами и низкая заработная плата. Все это приводит к тому, что традиционные для России среднедетные и многодетные семьи уступают место малодетным и бездетным, особенно это актуально для сельской молодежи.
Объект исследования: репродуктивное поведение.
Предмет: репродуктивное поведение сельской молодёжи
Цель: выявить особенности репродуктивного поведения сельской молодёжи.
Гипотеза: репродуктивное поведение сельской молодежи отличается установкой на среднедетный тип семьи, установкой на более ранее вступление в брак.
Задачи:
1) Рассмотреть репродуктивное поведение с точки зрения социологии;
2) Провести анализ имеющихся исследований по проблеме;
3) Разработать программу социологического исследования;
4) Провести качественный анализ результатов;
5) Провести визуализацию.
База исследования: исследование проводилось…, в нем приняли участие
Методы: анализ научной литературы, опрос, экспертное интервью, визуальный метод, методы количественной и качественной обработки результатов.
Глава 1. Теоретические основы изучения репродуктивного поведения сельской молодёжи
1.1. Понятие и факторы репродуктивного поведения
Одним из видов демографического поведения населения также как и матримониальное, самосохранительное и миграционное, является репродуктивное поведение. Репродуктивное поведение — вид демографического поведения, оно является ведущим фактором рождаемости в современных условиях. Под репродуктивным поведением понимается система действий, отношений и психологических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения ребенка независимо в браке, находится человек или нет. Закономерности функционирования репродуктивного поведения привлекают внимание многих ученых, в том числе и социологов .
«Прокреация» (лат. procreatio – рождение, произведение на свет) буквально означает «воспроизведение потомства» и является синонимом терминов «репродукция», «репродуктивный». Но термин «репродуктивное образование», который, например, использует А. П. Багирова, А. М. Илышев, в педагогическом контексте ассоциируется не с демографическими процессами, а с репродуктивным уровнем усвоения знаний, т.е. действием по образцу .
Кроме того, следует учитывать, что термин «репродуктивное» в приложении к поведению – «репродуктивное поведение» – предполагает не только рождение детей, но и обратные усилия, направленные на сдерживание способности продолжения рода, тогда как в названии рассматриваемого направления образования мы хотели бы подчеркнуть трансляцию именно пронатального (продетного) вектора репродуктивного поведения, в этом смысле термины «прокреация», «прокреационный» более однозначны .
Можно выделить несколько основных социологических подходов к изучению репродуктивного поведения. С его точки зрения биологизаторского подхода репродуктивные потребности и мотивы носят иррациональный характер, их основой выступают инстинкт «размножения». Иррациональная природа потребности в детях тесно связанна с биологическими целям, а природа, управляя инстинктами, применяет механизмы действующие в обход сознательному контролю на подсознательном уровне .
В социально-экономическом подходе репродуктивные поступки личности обусловлены рядом экономических условий, извне воздействующих на поведение вообще и репродуктивного поведения в частности. В данном подходе репродуктивное поведение приравнивается к экономическому и рассматривается, как частный случай рационального поведения, согласно которому субъект всегда ведёт себя экономически рационально. В рамках данного подхода основные факторы рождаемости носят объективный характер, это могут быть материальнобытовые условия, уровень доходов, покупательская способность, дефицит свободного времени и т. п. В экономическом подходе рассматривается «стоимость» ребёнка, которая приравнивается к стоимости товара, предполагаемые на него затраты являются основным фактором при принятии решения о его рождении .
Однако при экономическом подходе ученые затрудняются в объяснении относительно природы стоимости ребёнка, а также «спроса» или «потребности» в детях. Существуют попытки построить модель спроса на детей, в соответствии с которой эластичность спроса на очередного ребёнка прямо пропорциональна стоимости совокупных затрат на всех детей, но эта модель не находит своегоподтверждения в реальности. Потребность в детях, не всегда имеет ярко выраженный экономический характер, желание завести ребёнка не может оцениваться разницей между биологической потребностью и экономической возможностью. Однако, экономический подход является односторонним и практически не учитывает воздействие других факторов на репродуктивного поведение .
С точки зрения аксиологического подхода основным фактором формирования репродуктивного поведения являются культурные доминанты и ценности. Репродуктивные установки и мотивы имеют аксиологический характер, это объясняет эволюцию репродуктивного поведения от традиционных патриархальных ценностей к современным эгалитарным и либеральным. В рамках данного подхода изменения репродуктивного поведения исследуются в рамках модернизации семейных ценностей, снижения религиозности общества, распространения индивидуализма и эгоцентризма, отказ от традиционных семейных ценностей, изменение традиций, образа жизни .
В социально-психологическом подходе рассматривается психологическую обусловленность репродуктивного поведения и его зависимость от социальных норм рождаемости. В данном подходе полагают, что потребность в детях, формируется под влиянием социальной среды, её норм и ценностей, а затем переходит в разряд психологических потребностей личности. При этом биологический инстинкт продолжения рода подпитывает психологическое желание личности, однозначно действуя на повышение рождаемости, непосредственно «заставляет» человека иметь детей .
В свою очередь феноменологический подход, рассматривает репродуктивное поведение, как результат коллективного истолкования повседневной жизни. В данном подходе акцент делается на исследовании репродуктивных установок с точки зрения действующего индивида, который в состоянии определять и оценивать ситуацию и действовать в соответствии со своими представлениями о ней. Ученые опираются на изучение типичных обыденных представлений о репродуктивных намерений самих участников семейных взаимодействий. При этом репродуктивные установки представляют собой субъективное отношение к ценности детей или отказа от них, являющееся продуктом взаимного согласования смыслов и значений между действующими индивидами. Исследователи конструируют субъективные социальные нормы рождаемости, оформляя их в теоретические рамки, пытаясь тем самым придать им статус объективных .
В конструкционистском подходе репродуктивное поведение изучается, посредствам репродуктивных установок, как элементов символической реальности. В рамках данного подхода репродуктивные установки, нормы и мотивы определяются не реальными потребностями, а функциями образа семьи, образа родителей, образа ребенка, заимствуемых индивидами у масс-медиа. Именно средства массовой информации являются создателями и распространителями большинства современных образов, в том числе и образов семьи, родителей, ребенка. СМИ создают и транслируют образ на рынок делая его инструментом воздействия на общественное сознание.
Необходимо отметить, что именно применение методологии социального конструкционизма, разработанной П. Бергером и Т. Лукманом, придало особое направление в исследование репродуктивного поведения и установок, а также позволило избежать психологизации данного феномена. В структуру конструирования репродуктивных установок входит три уровня его репрезентации первый уровень это общественное мнение о демографических процессах, второй уровень конструируемый экспертным сообществом, третий уровень конкретная модель репродуктивного поведения .
С точки зрения системно-деятельностного подхода в исследовании репродуктивного поведения основным направлением является исследование жизненного пути личности, т.е. историю смыслового построения жизненного мира и его развития, изучение формирования и развертывания его различных типов и видов, посредством которых реализуются жизненные смыслы и ценности личности, где единицей анализа является «жизненное событие». Основным фактором репродуктивного поведения является построение и реализация репродуктивных сценариев и стратегий, которые включены в систему жизненного пути личности. В данном подходе репродуктивное поведение личности рассматривается как сложный, интегральный, многоуровневый феномен имеющий две составляющие – биологическую и психологическую. Репродуктивные события занимают значительное место в жизненном пути личности и оказывают влияние, как на репродуктивное поведение, так и на реализацию всего жизненного сценария. При этом создание репродуктивного сценария начинается в детском возрасте совершенствуется и корректируется на протяжении всей жизни .
Рассматривая эволюцию рождаемости, можно констатировать, что его снижение происходило в основном на фоне повышения уровня жизни и социальной защиты населения. Объяснить это противоречие, с точки зрения одного подхода сложно, здесь необходимо использовать комплексный подход. Который показывает роль сознательного в репродуктивном поведении, для объяснения снижения рождаемости как влияние социального на биологическое, а также как приоритет экономического над социальным, в рациональной модели репродуктивного поведения.
В объяснениях репродуктивного поведения семей, индивидов долгие годы преобладает экономический детерминизм. Экономическая теория рождаемости, в рамках которой работал
Г. Беккер, считается наиболее разработанной. По его мнению, как только страны становятся более производительными, происходит рост изобилия товаров, что приводит к тому, что более ценным становится время. Время, потраченное на уход за детьми, требования экономики вкладывать капитал в образование детей приводят к росту их стоимости, что и служит причиной сокращения больших семей. Г. Беккер отрицает понятие иррационального, непоследовательного поведения, объясняя подобное поведение неполнотой информации или наличием трансакционных издержек.
Г. Беккер в работе «Экономический анализ и человеческое поведение» допускает, что семьи стремятся к максимизации полезности при стабильной структуре предпочтений и при ограничениях, которые задаются ценами и наличными ресурсами, и при этом признается, что цены и объем ресурсов в определенной мере зависят от сроков достижения детородного возраста и прочих неэкономических переменных .
Г. Беккер придерживался мнения, что решение иметь детей аналогично инвестиционным решениям. Согласно его трактовке дети – это своего рода «блага длительного пользования». Одним из первых рассмотрев связь между количеством детей и их качеством (уровень образования, состояние здоровья и т.д.), он резюмировал, что сокращение спроса на количество детей повышает спрос на их качество .
Общества с ограниченным человеческим капиталом выбирают большие семейства и вкладывают незначительный капитал в каждого члена; а общества с обильным человеческим капиталом делают наоборот. Значительную роль в изучении рождаемости сыграла работа «Социальная структура и рождаемость: аналитическая схема» американских демографов К. Дэвиса и Дж. Блейк. Они считали, что изменение типа рождаемости в большей степени зависит от социально-экономических преобразований, формирующих индустриальный тип организации общественного производства.
Ученые предложили модель «промежуточных переменных» («intermediate variables»), через которые должны действовать социальные факторы, влияющие на процесс рождаемости. К ним отнесли: период начала половой жизни, постоянное безбрачие, раздельное проживание супругов, развод, вдовство, частоту половых сношений, использование контрацептивов, аборты, воздержание, бездетность, выкидыши. Представленные в модели «промежуточные переменные» американские демографы расположили между рождаемостью и блоком социальных и экономических факторов, указав на наличие причинных связей .
Представителями концепции исторического ослабления социально-психологической потребности семьи в детях и теории ценностноинституционального кризиса семьи являются А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.Н. Архангельский, В.М. Медков, А.Б. Синельников. Основная идея заключается в том, что негативные явления в демографическом развитии современного общества являются результатом разрушения семьи как социального института. Признавая существование понятия «потребность в детях» (отличное от понятия «потребность в материнстве»),
А.И. Антонов определяет его как социально-психологическое свойство социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность .
Согласно мнению представителей данной концепции, потребность в детях является одной из социальных потребностей личности, определяющей специфику репродуктивного поведения. Потребность в детях выявляется посредством репродуктивных установок и мотивов. Определяя репродуктивные мотивы как психологическую дефиницию (психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей ), авторы концепции выделяют экономические, социальные и психологические мотивы. По результатам эмпирических исследований ими был сделан вывод, что для потребности в 5 детях и более ведущими являются экономические мотивы рождаемости, для потребности в 3-4 детях – социальные и для потребности в 1-2 детях – психологические. Основная причина уменьшения потребности семьи в детях – уменьшение посреднической роли семьи в системе «общество – семья – личность» . Отмечается, что более полная реализация имеющихся установок детности зависит от соотношений семейных и внесемейных ценностей. При увеличении значения внесемейных ценностей даже объективно благоприятные условия жизни будут восприниматься как недостаточно хорошие для полной осуществимости потребности в детях.
Близким по взглядам к представителям концепции институционального кризиса семьи является американский социолог А. Карлсон, который характеризует демографическое развитие современного общества сквозь призму глобального кризиса семьи. Рассматривая историю американской семьи и начавшийся ее упадок еще в начале XIX века, А. Карлсон аспектуально характеризует каждое десятилетие второй половины XX века. Им отмечается, что в девяностые годы ХХ века традиционная семья в американском обществе превращается в меньшинство со своей субкультурой и системой ценностей. Предлагаемые меры по искоренению возникших признаков депопуляции в американском обществе видятся им в сфере религиозных верований и в активизации полифункциональной при роды семьи через проект домашнего обучения .
Российский социолог С.И. Голод, признавая связь между падением рождаемости и социально-экономическим положением, настаивает на том, что процесс прокреации обусловлен историческим типом семьи. Придерживаясь мнения, что семья – это совокупность индивидов, он выделяет три идеальных исторических типов семьи: патриархальный (или традиционный), детоцентристский (или современный) и супружеский (или постсовременный) . По его мнению, именно тип семьи определяет репродуктивное поведение супругов.
Представители факторной концепции (Х. Лейбенштейн, Э. Коул, Б.Ц. Урланис и др.) придерживались мнения о связи репродуктивного поведения с ростом распространенности контрацепции и абортов. Поиск факторов, повлиявших на уровень рождаемости, привел ученых к мысли, что противозачаточные средства оказали влияние на уровень рождаемости. Появление новых, эффективных средств контрацепции дало основание французским исследователям (Х. Леридон, П. Чарбит и др.) назвать его «второй противозачаточной революцией». Нельзя не отметить замечание Ф. Ариеса, который отмечал, что усовершенствование контрацептивов явилось вторичным, а более значимым и решающим явились изменения в умах людей, что подвигло их на использование этих средств .
Теоретической разработкой, созданной на основе социально-психологических характеристик, является теория планируемого поведения . Основатель этой теории А. Айзен исходил из предположения, что поведение человека всегда носит рациональный характер. Людям свойственного обдумывать последствия своего поведения. Согласно его взглядам поведение человека зависит от соотношения трех компонентов: установки на поведение, социальной нормы и возможности осуществить данное поведение. В последние годы получила распространение гендерная концепция. Так, П. Макдональд связывает изменение рождаемости с изменениями в гендерных отношениях в семье и обществе в разных культурах и на различных исторических этапах развития. Он считает, что в странах, где отношение к семейству приближено к мужской модели кормильца, где социальные нормы мешают комбинировать работу и семью или где система налоговой передачи остается приспособленной к мужской модели кормильца, нормы рождаемости не изменяются .
В целом, представители гендерной теории доказывают, что гендерное неравенство является причиной сложившейся неблагополучной демографической ситуации в европейских странах. Британский социолог К. Хаким разработала теорию преференций, в которой акцентируется внимание на индивидуальных ценностях и принятии решения на микроуровне. Одно из утверждений названной теории – женщины не являются гомогенной группой при выборе жизненного стиля. К. Хаким выделяет и дает характеристику трем образам жизни, выбираемые женщинами: ориентированные на семью; ориентированные на работу; адаптивные. Наиболее распространенный тип – адаптивный. Женщины, относящиеся к данной категории, совмещают рабочие и домашние обязанности. Больше всего их среди учителей и преподавателей, так как эта работа позволяет им успешнее совмещать деятельность в семье и на работе. Эти группы, выделенные по предпочтительности образа жизни, отличаются по ценностным ориентациям, целям и устремлениям. Характеристика социальной политики определяется с учетом ценностных ориентаций, предпочтений и жизненных планов женщин, при этом в первую очередь, обращается внимание на женщин, сосредоточенных на семье и доме .
История развития теоретических основ изучения репродуктивного поведения показывает, что проблема остается актуальной. Хотя все вышеизложенные подходы отличаться друг от друга, однако они взаимосвязаны между собой.
1.2. Анализ основных тенденций репродуктивного поведения сельской молодёжи
Социально-экономические условия и глобальная трансформация ценностных ориентаций общества, системный экономический кризис на селе ведут к тому, что постепенно меняются семейно-брачные, репродуктивные ценности и установки сельчан, их отношение к браку, детям, родителям, родственникам. При этом в сознании и поведении представителей сельских молодых семей сочетаются разнонаправленные тренды. С одной стороны, в сельской молодой семье, по сравнению с городской, доминирует приверженность к традиционным ценностям.
С другой стороны, эти ценности существенно меняются, что отражается в распространении разводов, сожительств, уменьшении количества детей в семье. Структура сельской молодой семьи, ее состав, образ жизни и ценности, определяющие реализацию гендерных ролей, постепенно приближаются к городской модели семьи. Однако среда обитания, род занятий, особенности ведения крестьянского хозяйства вступают в противоречие с урбанизирующимся стилем и образом жизни значительной части сельской молодежи. Снижение ценности традиционной расширенной семьи, желание и стремление молодых людей отделиться от родителей ведут к тому, что современная структура молодой сельской семьи не дает в полной мере реализовать ее основные функции. Она становится очень неустойчивой, что негативно сказывается как на взрослых ее членах, так и подрастающем поколении.
Например, исследователь Г.А. Якупова считает, что молодые сельские семьи испытывают противоречивое воздействие социальной среды. С одной стороны, это влияние традиций, обычаев, негласных правил, с другой стороны, очень сильно воздействие телевидения, социальных сетей, моды, интернета, которые являются распространителями иного, противоположного привычному для села образу жизни. Ценности индивидуализма, автономии, сексуальной раскрепощенности вступают в конфликт с традиционными представлениями о семейно-брачных отношениях, что ведет не только к противоречиям в установках и поведении молодежи, но и к дестабилизации молодой сельской воспроизводства репродуктивной, воспитательной, хозяйственной функций, изменению их содержания и методов реализации .
В сельской семье желание молодых женщин получить образование и построить свою карьеру приводит к их массовому оттоку в города и вследствие этого к деформации поло-возрастной структуры села. Это, в свою очередь, отражается на количестве и качестве заключенных браков в сельской местности. Высокая безработица, вынужденное отходничество компенсируются усилением экономической и социальной активности женщин в сельских семьях. Они все чаще выполняют роль основного или равного кормильца. Молодая сельская семья находится в процессе утверждения установок на эгалитарное распределение обязанностей супругов.
Значимым фактором, действующим на глобальном уровне на современную сельскую семью, является урбанизация. Во-первых, массовый отток населения в город, в особенности молодого, приводит к депопуляции сельских территорий, вымиранию деревни, усилению социально- демографических проблем и дальнейшему упадку сельского хозяйства. Во- вторых, сельские молодые семьи активно приобщаются к городскому образу жизни, городским стандартам поведения и межличностного взаимодействия, городским ценностям досуга.
В-третьих, урбанизация существенно расширяет «жизненный мир», трудовые практики и возможности для заработков сельчан. Это способствует переходу сельских молодых жителей с постоянной работы на земле на подработки в городе и вахту. Из года в год растет доля сельских жителей, не имеющих земельных участков. Происходят процессы раскретьянивания и обезземеливания сельских жителей.
Не менее важным фактором является комплекс социально- демографических процессов, называемых вторым демографическим переходом. В сельской местности он на сегодняшний день проявляет себя в снижении рождаемости, росте среднего возраста заключения брака и рождения первого ребенка, увеличении интервалов между родами, доли рожденных вне официального брака детей, числа людей, никогда не вступающих в зарегистрированный брак и не имеющих детей.
Сельская молодежь мигрирует из села, что отражется на социально-демографической структуре сельского населения, приводит к его старению. В условиях безработицы, падения уровня и качества жизни сельские женщины и мужчины сознательно избегают дополнительной ответственности и обязательств, боятся создавать семью и рожать детей. Безработица на селе порождает такое явление как отходничество, ведет к маргинализации оставшегося сельского населения, зачастую лишенного постоянного источника доходов. Регулярные перемещения трудовых мигрантов приводят к появлению «эффекта длительного отсутствия родителя», что отражается на отношениях в семье и воспитании детей.
Г.А. Якупова сделала выводы о сохранении традиционных представлений сельской молодежи о семье: респонденты отрицательно относятся к ранней (до 16 лет) сексуальной жизни; приобретают сексуальный опыт в более позднем по сравнению с горожанами возрасте. Так, 67% городских респондентов указали, что приобрели первый сексуальный опыт в возрасте до 19 лет (среди сельчан таковых – 37%). У большинства сельчан сексуальный дебют произошел в 19– 22 года (39%). Также отмечается более негативное отношение к незарегистрированным союзам, сожительству: полностью согласны с утверждением, что «нормальным является, когда пара живет в гражданском браке и не планирует узаконить свои отношения», 31% представителей сельских и 41% городских молодых семей. Например, в Башкирии рождаемость на селе в регионе выше, чем в городе: в 2014 г. суммарный коэффициент рождаемости для села составил 2,532, что соответствует расширенному типу воспроизводства населения; для города – 1,737. Однако в дальнейшем ожидается сокращение рождаемости, которое в большей степени проявится именно в сельской местности .
Среди как сельчанок, так и горожанок происходит сдвиг рождаемости в старшие возраста, который обусловлен влиянием нескольких факторов, в числе которых ведущими являются позднее вступление молодежи в брак и, соответственно, рождение первенцев, установка на малодетность. Социологические исследования показали снижение репродуктивных установок современной молодежи: большинство горожан и сельчан ориентированы на двухдетную семью (66 % сельских и 59 % городских молодых семей). Однако потребность в детях и их ценность остаются более значимыми для сельских молодых респондентов: среднее ожидаемое число детей для сельского населения составило 2,29, а для горожан – 2,15. Сельские семьи, решившиеся рожать более трех детей, как правило, относятся к категории неблагополучных семей .
Cельская молодежь, декларируя традиционные ценности, демонстрирует противоположное им поведение. Это вызвано особенностями воспитания и среды, в которой она формировалась, социально-экономическими условиями жизнедеятельности. Среди жителей села происходит отход от прежнего жесткого контроля и отношения к внебрачным половым связям, рождению детей без оформления брака, признанию отцовства, что повлияло на рост рождений детей незамужними женщинами.
Как свидетельствует ряд исследований, в настоящее время в городской местности в целом по РФ показатель рождения первого ребенка превышает значения в сельской местности, поскольку в городе наибольшие показатели рождаемости приходятся на более старшие возраста. В сельской местности возраст рождения первого ребенка и последующих детей несколько ниже, чем в городе. В сельских населенных пунктах до сих пор значительная часть молодежи вступает в брак и заводит детей в возрасте от 15 до 19 лет. Так, в 2016 году среди молодых женщин в возрасте 15-19 лет, проживающих в сельской местности, было зарегистрировано 6,6% рождений среди всех детей, рожденных в сельской местности, а в городской местности – всего 2,8 % от общего количества родившихся в городе.
C 1965 года показатели рождаемости у женщин 25- 35 лет существенно снижались до 2000 года, а далее рождаемость именно у этих возрастных групп постепенно увеличивалась и в 2014 году доля рождений у возрастной группы женщин 25-29 составила 35,5 % от общего количества рождений, а доля возрастной группы женщин 30-34 – 24,6 %. Возрастные коэффициенты 15-19- летних женщин в 2 раза снизились в 2000 году по сравнению с 1990 годом и далее продолжают снижаться – в 2014 году данные коэффициенты в 2,1 раза ниже уровня 1990 года.
Таким образом, нами выделены следующие детерминанты репродуктивного поведения сельской молодежи:
1) Социально-экономические факторы развития села в целом: плохо развитая инфраструктура, отсутствие жилья, безработица, низкий уровень зарплат, недоступность качественной медицины и образования;
2) Социальные факторы: ментальность жителей села более консервативна, патриархальна, сельская молодежь большей степени, чем городская, разделяет традиционные ценности: это семья, дети.
1.3. Методология и техника социологического исследования репродуктивного поведения сельской молодёжи
I. Методологическая часть программы исследования
Описание проблематики. Проблема репродуктивного поведения сельской молодежи является актуальной по нескольким причинам. Во-первых, Россия имеет огромные территории с очень большим количеством поселений сельского типа, однако, доля сельского населения неуклонно сокращается: если в еще в начале прошлого века сельское население представляло собой подавляющее большинство, в 1960-х годах доли сельского и городского населения были примерно равны, то в 2010 году доля сельского населения сократилось до четверти от целого. Такое сокращение связано не только с особенностями репродуктивного поведения, но и с миграционными процессами, однако, следует учитывать, что сельское население имеет свой отличительный менталитет, поэтому сельская молодежь, даже переезжая в города, продолжает сохранять специфические установки, в том числе и в области репродуктивного поведения.
Основное противоречие заключается в том, что, исторически, село является более патриархальным, консервативным, семья и дети занимают большое место в системе ценностей сельского населения, поэтому традиционно сельские семьи являются более многодетными, дети чаще рождаются у молодых родителей. С другой стороны, село испытывает различные негативные социальные и экономические изменения, что также влияет на репродуктивное поведение молодежи.
Цель: выявить особенности репродуктивного поведения сельской молодёжи.
Объект исследования: репродуктивное поведение.
Предмет: репродуктивное поведение сельской молодёжи
Гипотеза: репродуктивное поведение сельской молодежи отличается установкой на среднедетный тип семьи, установкой на более ранее вступление в брак.
Задачи:
1) Выявить основные репродуктивные установки сельской молодежи;
2) Выявить отношение к детям и семье у сельской молодежи;
3) Определить основные репродуктивные стратегии;
4) Выявить основные социальные, экономические и культурные факторы, которые влияют на репродуктивное поведение сельской молодежи.
Интерпретация и операционализация основных понятий.
И.С. Кон дал следующее определение понятию “молодежь”: “Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации” .
В.Т. Лисовский определял молодежь, как “поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет” .
Молодежь − это специфическая социально-демографическая группа, которая характеризуется, присущими ей психо-физиологическими особенностями, осуществлением деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, имеющая внутреннюю дифференциацию, соответствующую социальному делению общества, и свою субкультуру.
Репродуктивное поведение — вид демографического поведения, оно является ведущим фактором рождаемости в современных условиях. Под репродуктивным поведением понимается система действий, отношений и психологических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения ребенка независимо в браке, находится человек или нет.
Репродуктивное поведение (по В. А. Борисову ) имеет свою структуру, определяющуюся соответствующими потребностями, установками, мотивацией, интересами, планами, решениями, действиями и их результатами в виде рождения или отказа от рождения детей. А. И. Антонов добавил в эту цепочку репродуктивные нормы и ценности .
Репродуктивная установка — предрасположенность индивидов и социальных групп к рождению определенного числа детей или отказу от рождения ребенка.
Репродуктивную стратегию мы понимаем как обобщенный план действий субъекта по достижению цели, состоящей в рождении и воспитании детей, что выражается в способах изменения условий, жизненных ситуаций в соответствии с репродуктивными ценностями, установками и мотивами.
Методы сбора информации.
Онлайн-опрос среди молодых людей, проживающих в сельской местности по заранее составленной анкете. Генеральная совокупность исследования – сельская молодежь. Объем выборки 300 человек. Выборка целевая. География опроса – . Время проведения исследования февраль 2019 г. Методы обработки эмпирической информации. В качестве метода обработки данных выбран с помощью компьютерной техники (программа SPSS), так как он позволяет оперативно и точно обрабатывать большой массив информации.
Экспертное интервью. Были проведены интервью со специалистами в области демографии, репродуктивного здоровья, социологии, психологии. Объем выборки: 6 человек.
Визуальный метод.
Анализ фотографий из всемирной социальной сети Instagram, дающий наглядное представление о сельских молодых семьях. Количество анализируемых фотографий: 12.
Таблица 1.1 — Категории анализа для построения опросного листа.
№ п/п | КАТЕГОРИИ АНАЛИЗА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ОПРОСНОГО ЛИСТА |
1 | Социально-демографические характеристики |
2 | Репродуктивные установки |
3 | Репродуктивные стратеги |
4 | Факторы, влияющие на репродуктивное поведение |
Структурно-композиционная схема анкеты
Таблица 1.2 — Структурно-композиционная схема анкеты.
Блоки базисных данных | Блоки вопросов | Формулировка вопросов |
Социально-демографические данные | 1 | Ваш возраст, пол. |
Есть ли у вас дети? | ||
Количество детей в вашей семье?
| ||
Репродуктивные установки | 2 | Планируете ли вы иметь детей? |
Сколько детей вы планируете иметь? | ||
Все ли ваши дети являются запланированными? | ||
Если вы не планируете детей в принципе, каковы причины для этого? | ||
Репродуктивные стратегии | 3 | Допускаете ли аборт в случае незапланированной беременности? |
Делали ли вы аборты? | ||
Пользуетесь ли вы средствами контрацепции? | ||
Если вы используете средства контрацепции, то какие? | ||
Какой минимальный возраст для рождения ребенка вы допускаете? | ||
Какой максимальный возраст для рождения ребенка вы допускаете? | ||
Допускаете ли вы возможность усыновления ребенка? Если да, то при каких условиях? | ||
Какой возраст для рождения первого ребенка вы считаете самым благоприятным? | ||
Какой возраст для рождения детей вы считаете благоприятным? | ||
Допускаете ли вы возможность ЭКО при наличии проблем с естественным зачатием ребенка? | ||
Согласны ли вы с тем, что дети обязательно должны быть запланированными? | ||
Факторы, влияющие на репродуктивное поведение | 4 | При каких условиях вы готовы завести еще одного ребенка? |
Готовы ли завести ребенка в незарегистрированных отношениях? |
Логическая структура анкеты
Таблица 1.3 — Логическая структура анкеты.
№ п/п | Операциональное понятие | Индикаторы | Тип шкалы измерения | Номер вопроса в анкете |
Социально-демографические характеристики
1. | Общие характеристики | Пол, возраст | номинальная | 1 |
2. | Количество детей | дети | номинальная | 2,3 |
Репродуктивные установки
3. | Желаемое количество детей | дети | номинальная | 4,5 |
Репродуктивные стратегии
4. | Роль планирования рождения детей | Планирование | Номинальная | 6, 20 |
5. | Отношение к аборту | Меры планирования | Номинальная | 7,8 |
6. | Использование средств контрацепции | Меры планирования | номинальная | 9,10 |
7. | Возраст рождения ребенка | возраст | номинальная | 13,14,17,18 |
8. | Отказ от рождения | причины | номинальная | 15 |
9. | Альтернативные методы обзаведения потомством | Усыновление, ЭКО | номинальная | 16,19 |
Факторы репродуктивного поведения
10. | Условия рождения ребенка | Причины | Номинальная | 11 |
11. | Социальные отношения | Брачное состояние | номинальная | 12 |
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф