Экзаменационные ситуационные задачи
ситуация № 1
У Даши пушистые светлые волосы и внимательный взгляд, ямочки на щеках и родимое пятно на левом плече. Даша любит розовый цвет и футболки Hello Kitty. А о чём она мечтает, чего хочет и кого боится, психолог не знает, и не уверена, что сможет узнать — Даша с ней не разговаривает.
И не только с ней. Даша не разговаривает в школе с учителями и одноклассниками, во дворе с соседями, в поликлинике с врачом и медсестрой. Даша разговаривает только дома и только со своей семьёй — с мамой, папой и бабушкой.
Мама не видит проблемы в Дашином молчании. Мама не хочет вести Дашу к врачу. У девочки хорошее здоровье и нормальное развитие. Но школа обеспокоена — уже второй класс, а от Даши до сих пор никто не слышал ни слова, школа теребит маму, мама приводит Дашу к психологу «чтобы в школе отстали».
Даша разговаривала до школы. Она ходила в садик два года перед школой, там была маленькая группа и хорошие воспитатели, и Даша со всеми общалась. Не было проблем и во дворе, и в других местах. Замолчала девочка летом перед школой, и в школе уже не разговаривала. На вопрос, случилось ли что-то в это время в семье или с самой Дашей, мама пожимает плечами: «Ничего не случилось, всё как всегда».
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 2
Действие происходит в центре психологической помощи, где квалифицированные психологи проводят индивидуальную и групповую работу. Рамиль пришёл на консультацию и рассказал о себе следующее:
«Мне 22 года. У меня большие трудности с речью, страх общения с другими людьми, спазмы в гортани, нехватка воздуха. Проблемы начались с раннего возраста. Моя мама — вспыльчивая, властная, раздражительная, своим поведением стремится обратить на себя внимание окружающих, у неё наблюдаются частые аффектные срывы. Отец по характеру очень мягкий, безвольный. Старшая сестра часто подавляла меня, насмехалась над моей застенчивостью, с разрешения матери жестоко наказывала меня за малейшие провинности. У меня такое чувство, что я нежеланный ребенок, и от этого чувства еще больше замыкаюсь.
Впервые почувствовал спазмы в горле и нехватку воздуха, когда после очередного скандала мать заявила: «Ты проклятье на нашем роду». Сестра часто обрывала меня, когда я пытался возражать, такими словами, как: «Ты — дурак», «Что умного ты можешь сказать». В играх со сверстниками я стремился к лидерству или полу-лидерству, но, приходя домой, опять ощущал подавляющую власть сестры и замыкался в себе. Уже учась в школе, когда отвечал урок, почувствовал страх сказать что-то не так, появились спазмы, стал заикаться. С тех пор эти явления повторялись всякий раз, я пытался вступить в диалог или выступить на публике».
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 3
«Я боюсь пауков и разной мелкой живности, не то, чтобы это фобия, скорее неприязнь, отвращение. За собой начала замечать данное обстоятельство в возрасте 7-9 лет, при виде букашек-таракашек, меня охватывал страх, наступало некое оцепенение, а, в следствии, мощный выплеск эмоций в виде слез и криков. Сейчас мне 20, и ситуация не изменилась, мне все так же страшно при виде некоторых видов насекомых, разве что на публике я стараюсь сдерживать свои эмоциональные проявления. Не помню, с какого момента начался отсчет данного страха, но логического объяснения для себя я так и не нашла, не могу понять, с чем это связано, меня ни кусали насекомые, я понимаю, что съесть или нанести серьезные увечья они мне не смогут, и все же это живет со мной.
Помню в детстве, родственница пыталась устранить мою проблему путем «клин клином вышибает», предложила подержать маленького паучка, помнится эксперимент прошел удачно, но, все же, это не исчезло, думаю, данный подход следовало систематизировать и провести в несколько этапов, что было бы эффективнее.
Стоит отметить, что даже, если во сне я вижу паучков или других насекомых, мне становиться жутко и неприятно. Моя мама тоже боится пауков.
Я хочу избавиться от этого страха, потому что он доставляет мне дискомфорт. И в дальнейшем хочу избавить от страха маму».
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 4
Екатерина (25 лет) два года встречается с молодым человеком (он старше на пару лет). Около трех месяцев назад он предложил ей выйти замуж, она ответила, что ей необходимо подумать. Спустя эти месяцы она так ничего не решила. Они пробовали жить вместе, но часто конфликтовали из-за пустяков, а также быта и общего времяпрепровождения (свободное время он проводил с друзьями или за играми). Они решили, что некоторое время лучше жить, как прежде, отдельно друг от друга. Теперь необходимо принять решение: согласиться на предложение (она его любит) и попытаться заново строить совместный отношения или ничего не измениться и ей стоит отказать ему и разорвать отношения.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 5
Настя,18 лет. «Я зачастую за собой замечаю неудачливость своего рода. Постоянно что-то да идет не так. Взять, к примеру, мои неудавшиеся отношения с близким для меня по сей день человеком. С самого начала все было идеально, впрочем, как и у всех. Ну, а спустя какое-то время, моя «доблестная» ревность и собственничество начали ставить свои рамки, ограничивающие его в чем-либо. В конечном итоге это надоело ему, и он решил, что будет лучше отдохнуть от отношений. То, что ему хоть месяц, хоть день без меня лучше, чем со мной — это удар хороший. Когда тебе говорят, что от тебя устали, что без тебя весело, когда ты выкрикиваешь о своих чувствах, а тебя игнорируют просто так, когда ты стараешься что-то предложить, а тебя прогоняют. Это мешает мне нормально проводить свои будни. Мысли не дают покоя. Самая настоящая депрессия, думаю. Аппетит утрачен, сон тоже по минимуму, учеба провалилась. Ссоры с родителями, бесспорно, тоже появились, поскольку моя мама всегда чересчур заботится о каждой мелочи, особенно, когда дела касаются моего настроения или проблем.
Я хочу, чтобы мой молодой человек уделял мне больше времени, хотел проводить время вместе так же часто, как хочу этого я».
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 6
За помощью к психологу обратилась молодая женщина Лена, и рассказала о своей проблеме следующее:
«Мне 27 лет, я замужем, моему мужу Сергею 29 лет, он работает в компьютерной фирме. Мы женаты уже 5 лет. У меня есть высшее образование по специальности иностранных языков. Я работаю переводчиком в одной фирме. В финансовом плане мы хорошо обеспечены. Мы с мужем целый день работаем, видимся только по вечерам и в выходные дни. Последний год мы очень часто ссоримся по пустякам, он говорит, что я достала его «пилить», что я цепляюсь к нему из-за всякой ерунды. Меня, в свою очередь, выводит из себя его любовь к работе, даже дома он за компьютером, он берёт работу на дом. Сергей приходит домой с работы уставший, подолгу молчит.
Мне обидно, что он мало уделяет мне внимания, ведь я тоже работаю и тоже устаю. Он разбрасывает одежду, не моет посуду за собой, не помогает мне по дому. Мой муж зациклен только на себе, как будто, всё хорошо. Он вечерами сидит за компьютером или смотрит телевизор, а я либо делаю домашние дела, либо читаю. Если я начинаю его заставлять что-то делать по дому, то сразу наш разговор превращается в ругань. Мне надоедает такое его поведение, временами он меня выводит из себя, я больше не чувствую любви к нему, иногда он мне даже противен из-за своего поведения. Я хочу завести ребёнка, но как мы будем жить, когда родиться малыш, если у нас сейчас в отношениях такой хаос. Я хочу, чтобы всё нормализовалось, но я не знаю, как мне с ним говорить? Как мне себя вести, ведь он ничего не предпринимает».
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 7
По натуре я очень ранимый человек и у меня высокое чувство эмпатии. Могу расстроиться из-за пустяка, а, порой, даже не сдержать слез. Иногда близкие люди очень сильно задевают меня, могут сказать что-то обидное и т.д. Адекватной реакцией любого другого человека было бы что-то грубое в ответ, ну или хотя бы какое-то негативное послание в сторону оппонента, но я со своей стороны не могу ничего ответить, не потому, что нечего сказать, или я теряюсь, а потому что я сталкиваюсь с некоторым внутренним барьером. Я боюсь, если я скажу что-то, то я могу обидеть человека, даже, несмотря на то, что человек обидел меня, я продолжаю думать о благополучии другого.
Я осознаю, что нельзя все копить в себе и что это вредно для организма, но не могу «перепрыгнуть» через внутренний барьер. Обиды, которые я коплю, часто выходят наружу, как извержение вулкана, в самые неподходящие моменты. Мне очень бы хотелось разобраться с тем, что сдерживает меня внутри, и научиться высказывать свое мнение людям, которые меня задевают, в нужные моменты.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 8
Мальчик 10 лет, из неполной семьи (проживает с бабушкой, младшей сестрой и матерью). В семье постоянные ссоры между бабушкой и матерью. Мать устраивает свою личную жизнь и не очень интересуется детьми, поэтому ребенка воспитывает бабушка. Ребенок, по оценке преподавателей, груб, агрессивен вербально и физически, плаксив. При беседе с бабушкой выяснено, что ребенок агрессивен со всеми домашними, бьет младшую сестру, плохо спит.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 9
«В какой-то момент я почувствовала вину перед сыном. Читая литературу по аутизму, периодически мне попадались неправильные и ненужные мне книги, про то, что аутизм — это навсегда, или о том, что виновата холодность матери… Я не считала и не считаю, что виновата в болезни сына, но присутствовало чувство того, что я сделала не все, что можно, когда ребенок был младенцем и на втором году жизни, имелась вина за несколько падений сына, которые случились в моем присутствии, и я не успела помочь. Меня это волнует и беспокоит.
Я сравнивала своего ребенка с другими детьми, я требовала от него соответствия, я расстраивалась тому, что он другой, я им недовольна. Был нарушен контакт между нами. И сейчас мне очень тяжело вновь читать сыну книги и рассказывать про природу и птичек. В моем мозгу сидит мысль, что Максим не понимает, что ему не интересно. Сын отверг мои потешки, охладил мой пыл учить его. Оттолкнул, между нами встала стена, он утратил доверие ко мне, я потеряла веру в себя и в свою нужность малышу.
Я чувствую неуверенность и пустоту там, где должно быть понимание и близость».
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 10
Женщина 55 лет, два месяца назад ушла на пенсию, работала инженером в конструкторском бюро. На работе пользовалась уважением сотрудников, к ней часто обращались за помощью как новички, так и опытные, она никому не отказывала в совете и дружеском расположении.
Имеет двух взрослых детей (дочь и сына) у которых есть свои собственные семьи. Она – бабушка трех внуков.
Муж умер два года назад, живет одна.
Описание ситуации. После выхода на пенсию наблюдается пониженное настроение, ощущение пустоты, ненужности в этом мире, неинтересности того, что происходит вокруг, будущее воспринимается в мрачных красках. Усилился страх смерти. Возникло чувство одиночества, которое не зависит от физического присутствия людей. Женщина стала замкнутой, не общается ни с бывшими сотрудниками, ни с друзьями. Общение с внуками и детьми не приносит, как раньше, столько радости.
Часто вспоминает о своем умершем муже.
Забросила свои любимые занятия: шитье, вязание и выращивание домашних растений.
Обратиться к психологу ей посоветовала дочь, которую беспокоит состояние матери.
Черты характера: отзывчивость, доброта, жизнерадостность, общительность, впечатлительность.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 11
Женщина, 31 год.
Замужем.
Разводится с мужем. Думает о том, идти ей на такой ответственный шаг или взвесить все «за» и «против». Развод происходит по причине неудовлетворенности браком, т.к. муж не обеспечивает, все деньги тратиться на игровые автоматы, выпивки, друзья… Она много раз задумывалась над тем, какие у них раньше были отношения: большая взаимная любовь, доверие друг к друг, взаимопонимание и совместное время провождения. И что происходит сейчас? В ней борются два чувства: вернуть то, что было или свести все на «нет». Клиент находится в состоянии беспомощности, удрученности, переживание за судьбу некогда близкого человека.
Она пыталась всеми силами сохранить брак, разговаривала, уговаривали его, чтобы не ходил в подобные заведения. Пыталась организовать совместный семейный отдых, привлечь общих знакомых, друзей.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 12
Женщина 56 лет.
Замужем, педагог по образованию, на пенсии.
Причиной обращения стали плохие отношения с внучкой. Девочке 14 лет. Два года назад маму девочки убили, с папой они находились в разводе. Воспитанием стали заниматься бабушка с дедушкой.
Клиент: «Внучка тяжело переживала смерть мамы, но не отдалялась, а наоборот всегда и везде была с нами, не замыкалась в себе. Сейчас все изменилось. Ухудшились отношения с одноклассниками, пропал интерес к учебе; стала резкой и грубой; все больше замыкается в себе. Попросила перевести в другую школу. Любые разговоры по поводу школы заканчиваются ссорами. Чтобы добиться желаемого результата по делам идет к дедушке, т.к. он не в чем ей не отказывает. На ней нет ни каких обязанностей и дел по дому, но и если даже что-то попросить сделать, сделано не будет».
Запрос: желание выстроить правильные отношения с внучкой.
Эмоциональное состояние клиента: взволнована, расстроена, чувствует свою беспомощность в этой ситуации. Испытывает чувство вины за то, что не смогла правильно выстроить отношения с внучкой.
Пыталась поговорить с внучкой, но результата не получилось. Пыталась некоторое время не контролировать ее поступки, и не поддавалась на ее провокации (поспорить). Пробовала воздействовать через дедушку.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 13
Женщина, 32 года.
Образование – высшее.
Семейное положение – замужем, двое детей (5, 12 лет).
Работает главным экономистом в одном из предприятий города.
Запрос: постоянное нервное напряжение. Стремиться быть хорошей матерью и женой и при этом стремиться к карьерному росту. По словам клиентки, проблема в том, что она иногда бывает неорганизованна и не успевает выполнять некоторые из своих обязанностей. Даже шуточные замечания мужа по поводу ее обязанностей воспринимается ею как критика.
Женщина испытывает волнение, тревогу, ее мучает бессонница. Возникающее напряжение она сдерживает в себе, чтобы не вызывать конфликтных ситуаций с мужем, детьми и сотрудниками на работе. Доминирующая эмоция – тревога, связанная с завышенными требованиями к себе. Со слов клиентки она переживает такое состояние довольно длительный срок (около трех месяцев). При этом испытывает чувство вины за то, что не справляется со всеми своими обязанностями.
Женщина видит решение проблемы в правильной организации времени, по ее мнению, ей необходимо научиться правильно его организовывать.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 14
Женщина, 52 года.
Семейное положение – разведена, двое детей: старший – 28 лет, женат, имеет дочку двух лет, живет отдельно; младший – 25 лет, не женат, не работает, учиться в университете, живет с ней.
Проблема двусторонняя, с одной стороны не может найти общих интересов со старшим сыном и его семьей, они практически не общаются, не интересуются ее здоровьем. Во время беседы возникло предположение, что во всем виноват отец, который настраивает их против матери и с которым они очень часто общаются. С другой стороны, младший сын не работает, живет на «маминой шее», постоянные загулы, нет постоянной девушки, нет определенной цели.
Психоэмоциональное состояние: поначалу была слишком перевозбуждена, ее рассказ переходил на крик, потом неожиданно молчала. Под конец беседы женщина заплакала.
Сама пыталась поговорить и со старшим и с младшим сыном, но ни к какому результату это не привело.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 15
Семья: муж – 27 лет, жена – 25 лет. В браке – 2 года. Детей нет. Живут в собственной квартире. Родители мужа живут в этом же городе, родители жены – в другом.
Обращение к психологу поступило от жены. Ситуация, с которой обратилась женщина, состояла в следующем. Каждый приход родителей мужа к ним в дом сопровождался конфликтной ситуацией со свекровью, которая чувствовала себя полноценной хозяйкой в их доме. Начиналось всё с советов жене сливочное масло какой фирмы покупать и заканчивалось указаниями по поводу расстановки мебели в зале. При этом муж в присутствии своей матери занимал её сторону, но стоило ей уйти, как он сразу же говорил жене, что они поступят (в той или иной ситуации) так, как решат сами.
Запрос женщины состоял в желании выработать стратегию поведения в общении с матерью мужа и справиться с возникающим в подобных ситуациях чувством раздражения.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 16
Семья: муж – 28 лет, жена – 26 лет, оба с высшим образованием, работают в частных фирмах. Три года назад в семье родилась девочка, и весь этот период жена находилась в отпуске по уходу за ребёнком. Прошло полгода с того момента как дочка пошла в детский сад.
С запросом к психологу обратилась мать девочки. Причиной явилось ухудшение работоспособности, плохое самочувствие в течение рабочего дня, связанные с непрекращающимся чувством беспокойства по поводу нахождения дочери в детском саду. Чувство тревоги и беспокойства сопровождалось представлением различных негативных ситуаций, которые могут произойти в группе детсада. Воображение женщины рисовало картины падений и травм ребёнка из-за невнимательности воспитателей. Однако до периода обращения ничего подобного не случалось.
Запрос клиента. Преодоление чувства беспокойства, тревоги за дочь.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
ситуация № 17
Мужчина 33 года обращается к психологу со следующей ситуацией.
«Я развожусь со своей женой (как выясняется из дальнейшего хода, беседы причиной развода является измена жены). У нас есть сын, ему 7 лет, в этом году он пойдёт в школу. Вопрос развода является уже делом решённым. У меня нет никаких материальных претензий к бывшей (в речи клиента это слово особенно подчёркивается, хотя формально они ещё состоят в браке) жене. Единственное чего я хочу, так это – сын! Я пытался говорить с ней спокойно, говорил, что оставляю ей нашу квартиру, а она должна отказаться от сына. Он не достоин такой матери как она! Я знаю, что суд будет на моей стороне: я уже купил квартиру в хорошем районе, во дворе дома расположена школа, рядом есть спортивная секция – это самые лучшие условия для моего сына, для того, чтобы он был счастлив со мной! А что может дать ему такая мать?!»
Запрос клиента: «Я не хочу, чтобы для моего сына это было травмой. Как мне сделать так, чтобы он захотел жить со мной?!»
Дополнительная информация. В браке живёт 7,5 лет. Имеет высшее образование, работает в престижной консалтинговой фирме (является руководителем одного из отделов), материально обеспечен. Жене 30 лет, имеет высшее образование, работает менеджером по рекламе.
Черты характера клиента. Карьерист, уверен в себе, прагматичный, волевой, настойчивый, целенаправлен.
Проанализируйте проблемную ситуацию, выделите структурные единицы (локус жалобы, запрос, скрытое содержание жалобы) выполните психологический анализ проблемы и сформулируйте терапевтическую задачу, укажите способы психологической помощи.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
