2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И БЕЛОРУССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
2.1. Социально-экономические аспекты Евразийского экономического союза
Развитие ЕАЭС невозможно представить без социальной политики и экономики. Основные социально–экономические цели и принципы, на которых основан и действует Евразийский экономический союз:
– уважение общепризнанных принципов международного права, в том числе принципов суверенного равенства государств–членов и их территориальной ценности;
– соблюдение особенностей политической структуры государств–членов;
– обеспечение взаимовыгодного сотрудничества и равенства с учетом национальных интересов сторон;
– соблюдение принципов рыночной экономики и честной конкуренции;
– функционирование таможенного союза без исключений и ограничений после окончания переходных периодов.
Следует отметить, что данные цели должны быть осуществлены через реализацию следующих задач:
–уменьшение транспортных издержек, направленных на снижение цен товаров;
–стимулирование конкуренции на общем рынке стран ЕАЭС;
–стимулирование эффектной экономики за счет уменьшения издержек, повышая производительности труда, наращивания производства и внедрения новых технологий;
–увеличение потребительского спроса;
–повышение уровня благосостояния населения стран ЕАЭС.
Договор 1996 года об увеличении экономической и гуманитарной интеграции обеспечил создание постоянного органа для надзора за интеграцией государств, которые в будущем станут частью Евразийского экономического союза. В 2015 году с вступлением в силу Соглашения ЕАЭС единый рынок был расширен, включая Армению и Кыргызстан. Страны представляют рынок около 183 миллионов человек и совокупный ВВП около 4 триллионов долларов.
Основной долгосрочной целью ЕЭК в области экономики и финансовой политики является создание благоприятных условий для ведения бизнеса в наших странах, сведение к минимуму административных барьеров. В конце концов, именно бизнес должен стать главной движущей силой интеграций экономик членов Евразийского экономического союза.
В этой связи важной стратегической целью ЕЭК в долгосрочной перспективе является создание единого рынка Евразийского экономического
союза, который обеспечит свободу передвижения товаров, услуг, инвестиций, труда. Для достижения этой цели необходимо создать общий финансовый рынок, в том числе банковский сектор, рынок страхования и рынок ценных бумаг, поскольку тесная координация финансовой, денежно– кредитной, фискальной политики станет предпосылкой для реализации принципа свободы передвижения товаров, услуг и капитала. Создание общего финансового рынка государств–членов обеспечит эффективное распределение капитала, диверсификацию рисков, усиление конкуренции на финансовом рынке, устранение барьеров для взаимного доступа и обеспечение доступа бизнеса к более дешевым кредитам.
Также, одной из ключевых целей ЕАЭС является введение общего рынка труда. Для достижения этой цели необходимо разработать общую политику в области трудовой миграции, включая обеспечение социальной защиты, здравоохранение трудящихся – граждан стран ЕАЭС и их семей в других странах союза, экспорт пенсий и признание работы, полученной в другом государстве, входящего в состав союза.
Еще одной важной задачей Комиссии является проведение в некоторых отношениях скоординированной политики защиты и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности на всей территории Евразийского экономического союза. Это явно повысит привлекательность государств–членов для инвесторов, особенно в наукоемких секторах. Внедрение согласованной политики в предпринимательской и инвестиционной деятельности в государствах–членах с участием деловых кругов позволит устранить чрезмерные административные барьеры, улучшить качество правил ведения бизнеса, улучшить бизнес–климат, включая инвестиционную деятельность и взаимную торговлю услугами в странах ЕАЭС.
Постепенное внедрение рынка единых услуг в рамках союза также является приоритетом для деятельности Комиссии. Договор об ЕАЭС определяет основные принципы либерализации торговли услугами с постепенным сокращением ряда ограничений и исключений, что значительно расширяет возможности для предпринимательской деятельности в наших странах. В области налоговой политики ведется работа по созданию налоговых условий для плодотворной недискриминационной работы бизнеса на единой экономической территории, устраняя все препятствия на пути. На переднем плане находится запланированная конвергенция ставок акцизного налога на наиболее потребляемые продукты.
В 2000–х годах члены ЕАЭС переживали экономический рост. С 2000– 2007 гг. ВВП в среднем вырос с 6%–8%. В 2007–2008 гг. произошел финансовый кризис, после которого вновь произошел рост ВВП. В 2010 г., когда был создан ТС, торговля между участниками возросла и уже к 2011 году составила 63,1 млрд. долл. США, экспорт составил – 593,7 млрд., а импорт – 340,9 млрд. Первый этап интеграции заключался прежде всего в расширении торговли между государствами–членами, укреплении экономики и создании правовой и институциональной основы для государств–членов .
Второй этап включает свободное перемещение товаров, людей, услуг и капитала. Достижение «Четырех свобод» является одной из главных целей ЕЭП. Сюда входят: свобода движений товаров, услуг, людей и капитала. Они вступили в силу в день создания ЕАЭС, а именно 01.01.2015 г. ЕАЭС считается энергетической державой, которая производит почти 21% от мирового природного газа, а также 14% от нефтегазового конденсата. Такие показатели делают его ведущим производителем. Вдобавок к этому, на территории ЕАЭС производится 9% мировой электроэнергии и 5,9% мирового угля, что делает его третьим и четвертым производителем в мире, соответственно.
В соответствии со второй частью Соглашения об ЕАЭС в рамках государств-членов:
1) функционирует внутренний рынок товаров;
2) применяются Единый таможенный тариф (ЕТТ) и другие меры по регулированию внешней торговли с другими странами;
3) существует единый режим торговли в отношениях с третьими странами;
4) осуществляется единое таможенное регулирование;
5) осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенной декларации и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных в Договоре.
В настоящее время единый товарный рынок является наиболее развитой и успешной мерой интеграции в рамках ЕАЭС, регулирование которой осуществляется в целом на наднациональной основе. На наднациональном уровне были подняты вопросы таможенного и тарифного
регулирования, в частности, такие вопросы, как:
1) введение единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа (ЕТТ);
2) установление ставок ввозных таможенных пошлин, в том числе сезонных;
3) установление случаев и условий предоставления тарифных льгот;
4) определение порядка применения тарифных льгот;
5) определение условий и порядка применения системы тарифных
преференций союза;
6) Установление тарифных квот, распределение объемов тарифных.
Квот между государствами-членами, определение метода и порядка распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности.
Так же следует выделить ряд проблем, которые препятствуют развитию свободы передвижения товаров. Прежде всего, это сохраняющиеся барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС, которые оказывают негативное влияние на развитие единого рынка товаров внутри союза. Далее следует выделить плохую диверсификацию экономики стран-участниц ЕАЭС, что приводит к зависимости от ситуации в мировой экономике. Еще стоит сказать о разнице в экономике в странах-участницах, что тоже является в своем роде препятствием. На данный момент Россия является крупнейшим поставщиком товаров на единый рынок союза, обеспечивая тем самым 62,4% экспорта в рамках организации, а также является вторым по величине потребителем товаров в рамках Единой энергетической системы (34,1% импорта). Это говорит о том, что внутренний рынок стран напрямую зависит от экономики других государств, входящих в состав ЕАЭС.
Договор об Евразийском экономическом союзе (ЕЭС) позволяет расширить круг своих государств-членов. В настоящее время существует два возможных варианта сотрудничества отдельных государств с ЕАЭС: либо полное членство в ЕАЭС (Кыргызстан, Армения, Таджикистан), либо создание зоны свободной торговли (Вьетнам, Турция) с ЕАЭС. В настоящее время есть заинтересованные стороны для обоих вариантов.
Как Кыргызстан, так и Армения заявили о своем намерении присоединиться к ЕАЭС. Несмотря на то, что даты вступления в ЕАЭС во время встречи на высшем уровне в мае 2014 года в Астане были установлены
в июле 2014 года для присоединения к ЕАЭС Армении и в январе 2015 года для Кыргызстана, обе страны в настоящее время не могут полностью присоединиться к ЕАЭС благодаря их экономическим проблемам. Они требуют либо переходного периода, либо связанного с ним членства, чтобы присоединиться к ЕАЭС. Каждая страна имеет свое экономическое положение, а это означает, что представляется невозможным говорить о стандартизованной, с учетом времени и законодательства, интеграции обеих стран.
В ходе переговоров Кыргызстан запросил материальную помощь и предоставил льготный период для своих рынков «Дордой» и «Кара-Суу». По этим вопросам мнения различных государств-членов ЕАЭС.
Для Еревана интеграция Армении в ЕАЭС создает новые возможности в сферах экономического развития и улучшения социальных стандартов. К ним относятся не только быстродействующие положительные эффекты снижения цен на газ (около 140 миллионов долларов США в год), но и повышение таможенных тарифов, отмена экспортных пошлин на необработанные алмазы и потенциальные инвестиции в нефтеперерабатывающие заводы; а также более долгосрочные последствия, такие как изменение перспективы Армении в направлении торговли, транспорта, транзита и реконструкции промышленных предприятий с прилагаемыми результатами в социальном развитии.
Вместе с тем существуют, однако, ряд объективных факторов, которые тормозили присоединение Армении к союзу. Эти факторы в значительной степени носят политический характер и действительно касаются отношений между Россией и Грузией, а также проблем Нагорного Карабаха.
Еще одним социальным аспектом ЕАЭС является вопрос миграции. Соглашение ЕАЭС и сопровождающие его документы включают ряд положений, направленных на обеспечение свободы передвижения в странах- членах ЕАЭС, когда граждане этих стран работают на территории другого государства-члена, а также для членов их семей.
Стоит сказать об еще одном аспекте – транспортно-логистический комплекс, без которого невозможно расширение интеграции. Развитая транспортно-логистическая инфраструктура ЕАЭС будет способствовать созданию новых производственных мощностей, мобильности рабочей силы и росту транзитных перевозок по территории союза в системе международных транспортных коридоров (MTК) «Восток-Запад» и «Север-Юг».
Главная цель этого аспекта — формирование согласованной транспортной политики членов Евразийского экономического союза, направленной на обеспечение экономической интеграции, последовательного и постепенного формирования единого транспортного пространства на основе принципов конкуренции, прозрачности, безопасности, надежности, доступности и устойчивости. Прежде всего, предполагается создание общего рынка транспортных услуг, принятие согласованных мер по обеспечению взаимных преимуществ в области транспорта и инфраструктуры, внедрение передовой практики, интеграция транспортных систем стран союза в мировой транспортной системе, эффективное использование транзитного потенциала государств-членов, повышение качества транспортных услуг, обеспечение транспортной (технологической) безопасности. С глобализацией растет объем трафика между странами, предоставляя новые возможности союзу для реализации общей пропускной способности, создавая сухопутную связь между Европой и Азией. Использование синергии в этой области является одним из основных преимуществ интеграции.
Что касается уровня синхронизации регионального сотрудничества в области транспорта и логистики, то ЕАЭС сравнивается только с ЕС, который имеет полную единую транспортную политику для всех видов транспорта, в то время как страны АСЕАН, МЕРКОСУР и НАФТА ограничены к декларативным заявлениям о необходимости его проведения. Одним из наиболее перспективных направлений международного сотрудничества с целью развития транспортной инфраструктуры является проект «Экономического пояса Шелкового пути», предлагаемого Китаем. Этот проект все еще является неоформленной инициативой, но он будет выгодным для обеих сторон, т.к. обе стороны заинтересованы в создании транспортной инфраструктуры для региона на маршруте АТР до ЕС. Вклад Китая в региональную интеграцию проявляется в финансировании крупномасштабного строительства инфраструктуры, в котором крайне нуждается ЕАЭС, а роль ЕАЭС заключается в создании благоприятных условий для транспортировки на своей территории в соответствии с критериями скорости, стоимости, безопасности, обслуживания и стабильности. Таким образом, уже достигнутый уровень транспортно- логистического сотрудничества стран ЕАЭС в МТК «Восток-Запад» позволяет наземным перевозкам товаров из Китая в ЕС в среднем в 3-3,5 раза быстрее, чем морские перевозки по Южному морскому пути.
Таким образом, расширение союза не должно идти ради самого расширения, оно должно преследовать цель качественного укрепления, а не только количественного увеличения. В настоящее время можно утверждать, что ЕАЭС скорее всего будет решать геополитические проблемы, чем будет представлять собой экономическую альтернативу ЕС на постсоветском пространстве. Необходимо учитывать, что ключом к успеху ЕАЭС является обеспечение экономического роста и повышение благосостояния населения стран-членов, сокращение разрыва в развитии между отдельными странами и активное сотрудничество с другими интеграционными объединениями, прежде всего с ЕС и ЭПШП .
Также, ЕАЭС является новой площадкой для инвесторов. Так как создан общий рынок на территории пяти государств, дающий возможность работать практически из любой точки. При всем текущем несовершенстве механизма работы союза он уже представляет собой единое экономическое пространство с достаточно четкой дорожной картой развития и перспективами роста.
2.2. Экономические отношения России и Белоруссии в контексте развития Евразийского экономического союза
Для того, чтобы верифицировать факт кризисных явлений в российской и белорусской экономике, следует обратиться к статистическим показателям рисунок 1.
Уровень ВВП на душу населения в 2021 г. упал в России до 9100 долларов США, в Республике Беларусь до 5644 долларов США. В рекордные годы наблюдались показатели 15569 и 8010 долларов США соответственно. В абсолютной величине уровень ВВП обвалился в 2021 г. в 1,5 раза в РФ, в 1,41 раза в РБ. Определённую роль в этом сыграло падение курса национальной валюты.
Показатели ВВП отражены в долларах США для сопоставимости во времени, т. к. официальным данным по инфляции трудно доверять. Однако даже официальные заниженные показатели инфляции отражают кризисные явления в экономике.
В России с 2019-го по 2021 г. наблюдается рост инфляции на 112–116%, несмотря на все заявления ЦБ об инфляционном таргетировании, действия по сжатию денежной массы, изменения кредитной политики (повышение ставки). В Республике Беларусь инфляция в 2021 г. снизилась, однако до этого РБ показывала высокие уровни роста потребительских цен (особенно в 2017 г. – рост в 2 раза – и в 2018 г., что связано с падением курса
национальной валюты в этот период).
Таблица 1 Инфляция – индексы потребительских цен
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Республика Беларусь | 109,9 | 208,7 | 121,8 | 116,5 | 116,2 | 112,0 |
Российская Федерация | 108,8 | 106,1 | 106,6 | 106,5 | 111,4 | 112,9 |
Рост процентных ставок наблюдается в обеих странах. Это неизбежно ведёт и к росту инвестиционных рисков и финансовым потерям участников Союза.
В программе Союзного государства указан ряд направлений экономического сотрудничества: выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики, единой налоговой политики, единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, единой политики в области ценообразования, формирование общего рынка ценных бумаг, объединение энергетической и транспортной систем, рынка услуг связи – вплоть до введения единой денежной валюты.
Таблица 2 – Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, выданным юридическим лицам в национальной валюте
Республика Беларусь | Российская Федерация | |||
КК* | ДК* | КК | ДК | |
2016 | 14,2 | 7,6 | 10,8 | 12,0 |
2017 | 26,7 | 16,8 | 8,5 | 10,4 |
2018 | 39,9 | 25,2 | 9,1 | 11,2 |
2019 | 36,3 | 23,4 | 9,5 | 11,5 |
2020 | 35,3 | 22,4 | 11,1 | 11,6 |
2021 | 38,6 | 27,6 | 16,4 | 15,4 |
Эти задачи дублируются в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), но в Союзном государстве осуществляются в более тесном и оперативном сотрудничестве. Экономики стран стали так связаны, что, по мнению экспертов, каждый процент негативного роста ВВП РФ автоматически приводит к снижению роста тех же показателей в Республике Беларусь на 0,63%.
Независимо от ЕАЭС РФ и РБ осуществляют свои программы научно-технического сотрудничества и разработки инновационной продукции в рамках Союзного государства.
Республика Беларусь видит для себя следующие эффекты экономической интеграции:
Экономия за счёт льготных цен на российские энергоносители. Так, по расчётам ИЭ НАН РБ, в 2012 г. РБ получила эффект от этого около 10 млрд. долларов США (около 16% ВВП РБ за этот год). При этом в данном случае РБ на 100% зависит от импорта РФ.
Финансовый эффект от получения кредитов на льготных условиях из Антикризисного фонда (в настоящее время – Единый фонд стабилизации и развития, оператором которого выступает ЕАБР). Так, в 2011–2013 гг. Республика Беларусь получила кредит из этого источника на общую сумму в 3 млрд. долларов США. Большую часть этих средств предоставила именно Россия. В марте 2016 г. одобрено выделение Республике Беларусь кредита в объёме 2 млрд. долларов США, перечисление средств уже началось. Помимо ЕФСР Россия подписала соглашение с РБ о предоставлении долгосрочного целевого кредита в размере около 10 млрд. долларов США на строительство АЭС.
Эффект роста товарооборота в связи со снятием барьеров во внешней торговле в Таможенном союзе и затем в ЕАЭС. Так, по состоянию на конец 2010 г. после запуска Таможенного союза товарооборот между РБ и РФ вырос примерно на 50%.
Эффект стимулирования развития промышленности. Республика Беларусь заинтересована в восстановлении общих технологических и кооперационных связей с предприятиями стран ЕАЭС, в частности в энергетике, нефтепереработке, АПК и пищевой промышленности, машиностроении, что в настоящее время и происходит, обеспечивая эффект масштаба.
Эффект обеспечения экономической стабильности. Финансовая поддержка со стороны ЕФСР и России даёт возможность не только инвестировать в проекты, но и возвращать кредиты МВФ, погашать обязательства по выпущенным РБ евробондам, обеспечивать сбалансированный бюджет и пенсионный фонд, поддерживать социальные выплаты.
Российская экономика имеет свои интересы в процессе экономической интеграции с РБ:
Использование РБ как транспортного коридора России в Калининградскую область, Центральную и Западную Европу (до 70% экспорта России в страны Европейского союза и примерно столько же российского импорта из этих стран). Экономически выгодно прокладывать новые линии газопроводов на Запад: газопровод Ямал – Западная Европа, проходящий через Республику Беларусь, на 480 км меньше украинской трассы.
Эффект от долгосрочного тесного взаимодействия предприятий ВПК РФ и РБ. Поставки из РБ занимают 15% в оборонном заказе России, в том числе это авианавигационные приборы, средства спутниковой и космической связи, т.е. продукция высоких технологий. Это служит серьёзным подспорьем для обеспечения политической и военной безопасности в рамках ОДКБ и Союзного государства .
Обеспечение импортозамещения российской экономики в условиях западных санкций и её диверсификации на основе расширения импорта товаров из РБ (пищевой промышленности, сельского хозяйства, химической продукции), совместного производства товаров, замещающих импорт из стран-санкционеров.
Интерес в инвестициях в экономику РБ (высококвалифицированные кадры, наличие технологического опыта, материальных ресурсов, положительный таможенный режим).В настоящее время в Республике Беларусь 5 млрд. долларов США накопленных российских инвестиций, более 2000 предприятий с российским капиталом, около 40 совместных предприятий с высокими технологиями .
Промышленная кооперация для развития стратегических отраслей: атомной, авиаприборостроительной и автомобилестроительной промышленности, машиностроения, тракторостроения, нефтехимической переработки и т. д. – на основе объединения финансовых и материальных активов, научно-технической и промышленной кооперации. Всего кооперацией охвачено более 8000 предприятий РФ и РБ.
2.3. Проблемы внешнеэкономического сотрудничества России и Белоруссии
Развитие внешнеэкономических связей России и Белорусси не лишено проблем. Так, весомым по значимости для российской и белорусской экономик стал европейский долговой кризис, начавшийся весной 2010 г. с проблем по обслуживанию греческого государственного долга, распространившийся затем на Ирландию, Португалию, Испанию, Италию, а с 2012 г. – и на европейскую экономику в целом (со второго квартала 2012 г. началось падение реального ВВП ЕС, по итогам 2012 г., он сократился на 0,3%).
Воздействие европейского кризиса на российскую экономику прослеживается по нескольким каналам: торговому, инвестиционному (под которым мы понимаем исключительно прямые инвестиции) и финансовому. Действие торгового канала было связано с сокращением спроса со стороны ЕС сначала на нефть (в 2011–2012 гг.), а затем – на природный газ (в 2013 г.). Действие инвестиционного канала проявилось слабо, главным образом в виде оттока российского капитала из стран ЕС в 2012 г.
Влияние финансового канала отразилось на рынке акций, валютном рынке и межбанковском рынке. И все же в целом говорить о значительном воздействии европейского кризиса (по сравнению с тем, которое могло бы ожидаться исходя из масштаба взаимных связей) не приходится.
На наш взгляд, это объясняется рядом причин. Во-первых, европейский кризис затронул в основном страны, не являющиеся основными внешнеэкономическими партнерами России (проблемы в Италии не приняли масштабного характера, а кризис на Кипре разразился уже в начале 2013 г.). Во-вторых, на начальном этапе кризиса (вплоть до весны 2011 г.) продолжался рост цены на нефть.
Этому способствовал достаточно уверенный экономический рост в Китае и США, а также сохранявшиеся проблемы на стороне предложения (политические потрясения в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки). В-третьих, значительный объем формально трансграничных российских инвестиций, связанных с ЕС, носил возвратный характер (round-tripping investments). Хотя большая их часть проходила через Кипр, проблемы в банковской системе острова сказались на этих потоках уже в 2013 г.Тем не менее, наблюдалось устойчивое снижение темпов экономического роста России по кварталам с начала 2012 г. до середины 2013 г., которое может объясняться отложенным действием европейского кризиса.
Следующим значительным внешним шоком, затронувшим многие страны с формирующимися рынками в 2013 — 2014 гг., стала неопределенность относительно перспектив денежно-кредитной политики США. Сделанное в мае 2013 г. заявление о постепенном сворачивании политики количественного смягчения привело к возникновению ожиданий роста процентных ставок в развитых странах и к оттоку капитала (прежде всего спекулятивного) из многих стран с формирующимися рынками. Основным последствием этого заявления стало снижение курсов валют стран из данной группы летом 2013 г .
Первый этап снижения валютных курсов произошел в мае — августе 2013 г. За июнь — август 2013 г. паевые инвестиционные фонды вывели из стран с формирующимися рынками 64 млрд долл. В России за это время номинальный эффективный курс рубля сократился на 5,9%, тогда как курс турецкой лиры и южноафриканского ранда упал на 7,3%, бразильского реала – на 12,3%, индийской рупии – на 12,4%.
В 2013 г. начались серьезные негативные изменения в экономике России, но они были вызваны в большей степени внутренними причинами. Основная проблема была связана с замедлением, а затем и сокращением инвестиционной активности. Падение валового накопления началось уже в последнем квартале 2012 г. (по отношению к аналогичному периоду предшествующего года), а в 2013 г. валовое накопление сократилось уже на 6,1%. При этом основное сокращение происходило за счет товарно-материальных запасов, валовое накопление основного капитала в 2013 г. осталось практически на уровне предыдущего года .
Показательно, что при этом в 2013 г. наблюдалась ускоряющаяся динамика экспорта в реальном выражении (до третьего квартала). Общим итогом стало существенное замедление темпа прироста реального ВВП до 1,3%, который был обеспечен главным образом за счет прироста конечного потребления домашних хозяйств и экспорта. Действие внешних факторов в целом нельзя было назвать благоприятным (продолжался кризис в зоне евро, который начал преодолеваться лишь во второй половине 2013 г., цена на нефть не демонстрировала устойчивой тенденции роста). Оно скорее было нейтральным, и на этом фоне основными причинами замедления экономики следует все же признать внутренние факторы, в том числе отсутствие активной политики государства по оживлению экономической активности.
Начало 2014 г. было отмечено очередным давлением на валютные рынки стран с развивающимися экономиками, связанным со сворачиванием политики количественного смягчения в США. Если изменения поведения инвесторов в 2013 г. в основном были связаны с их ожиданиями относительно будущей политики Федеральной резервной системы, то с декабря 2013 г. началось сокращение покупок государственных ценных бумаг.
Падение курсов валют стран с формирующимися рынками зимой 2013/2014 гг. не было столь стремительным, как летом 2013 г., по всей видимости, в силу того, что инвесторы во время реакции на предыдущие новости уже учли будущие риски. Тем не менее, валюты ряда стран существенно пострадали. Среди достаточно больших по величине экономики стран с формирующимися рынками в наибольшей степени во время второй волны падения курсов валют обесценился аргентинский песо (в феврале 2014 г. по сравнению с ноябрем 2013 г. его номинальный эффективный курс упал на 22,3%).
В числе существенно пострадавших также оказались российский рубль (номинальный эффективный курс которого за тот же период упал на 7,4%) и южноафриканский ранд (6,8%). Вслед за этим на фоне внутренних проблем экономического развития Россия испытала значительный внешний шок, связанный с проблемами в российско-украинских отношениях (присоединение Крыма, вооруженный конфликт в Донецкой и Луганской областях).
В ответ США и ЕС и ряд других развитых стран (менее значимых внешнеэкономических партнеров России) ввели экономические санкции. Санкции начали вводиться с 17 марта. До июня они затрагивали отдельных российских политиков, компании (не являющиеся системно значимыми для российской экономики) и один банк («Россия») и были связаны с замораживанием активов отдельных лиц и компаний. С июля началась новая стадия санкций, связанная с ограничением доступа к иностранному капиталу отдельных крупнейших российских банков (Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Банк Москвы, Газпромбанк, Россельхозбанк) и компаний (прежде всего крупнейшей нефтяной компании «Роснефть» и ряду других) .
Затрагиваемым санкциями банкам и компаниям перекрывается доступ к привлечению акционерного капитала, а также долгового капитала на срок более 90 дней. Россия в ответ с 1 августа 2014 г. ввела запрет на импорт широкого круга продовольственных товаров из США, ЕС, Норвегии, Канады и Австралии Отток капитала из страны в самом начале 2014 г. под воздействием первых шагов по постепенному сворачиванию политики количественного смягчения в США, а затем – ситуации на Украине и введенных санкций со стороны в первую очередь США и ЕС вызвали существенное давление на валютный курс.
За первые три квартала 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. номинальный курс рубля к доллару упал на 10,7%, а к евро – на 13,2%. Вместе с тем падение курса рубля (наряду со снижением динамики реальных доходов) привело к сокращению импорта товаров в первом полугодии 2014 г. в долларовом выражении на 5,1% (при увеличении экспорта на 2%).
В результате улучшилось сальдо внешней торговли. По итогам второго квартала 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., сальдо торгового баланса выросло на 27,3%. Однако это улучшение не перекрыло негативный эффект для платежного баланса от оттока капитала, что отразилось в динамике изменения валютных резервов. Если в первом полугодии 2013 г. валютные резервы увеличились на 0,5 млрд долл., то за первое полугодие 2014 г. снизились на 37,7 млрд долл. Падение курса рубля стало также одним из факторов ускорения инфляции в 2014 г. После приближения в начале 2014 г. темпа инфляции к отметке 6% к середине года он вырос до 7,5-7,8%.
Экономическая политика, с помощью которой правительство и денежные власти реагировали на внешние шоки, не способствовала оживлению экономики. Бюджетно-налоговая политика сохранялась умеренно жесткой, а денежно-кредитная политика ужесточалась. По итогам января — августа 2014 г., имел место профицит федерального бюджета в 2% ВВП, что было больше, чем показатель за аналогичный период предыдущего года (1,1% ВВП).
В 2014 г. трижды была повышена ключевая процентная ставка денежно-кредитной политики: c 5,5% на начало года до 8% с конца июля 2014 г. Кроме того, проведение валютных интервенций, направленных на сдерживание падения курса рубля, вызывало сокращение денежной базы, не компенсировавшееся в полной мере поддержкой банковского сектора со стороны центрального банка. В результате на 1 сентября 2014 г. прирост денежной массы в национальном определении по сравнению с началом 2014 г. был отрицательным и составил –2,3%, а темпы прироста денежной массы по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года снизились с 12,7% в январе 2014 г. до 6,6% в августе 2014 г. Сочетание действия внешних факторов с недостаточно активной внутренней экономической политикой привело к критической ситуации с точки зрения экономического роста в России. По итогам первого полугодия 2014 г. ВВП в реальном выражении вырос всего на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года .
Таким образом, начиная с 2010 г. внешний шок 2014 г. является наиболее серьезным вызовом для российской экономики, принимая во внимание, что к началу его действия внутреннее экономическое положение уже серьезно ухудшилось. Кроме того, с июня 2014 г. началась очередная волна понижения цен на нефть. В сентябре 2014 г. цена нефти марки Brent опустилась ниже психологически важного рубежа в 100 долл. за баррель, в результате чего резко возросло давление на валютный курс. При дальнейшем падении цен на нефть ситуация в российской экономике может существенно ухудшиться.
Кроме того, экономическая ситуация в России в ближайшей перспективе будет зависеть от других внешних факторов.
Во-первых, важно, насколько длительными по сроку действия окажутся введенные против России санкции. Продолжение их применения в условиях снижения цен на нефть вызовет ускорение оттока капитала из страны и ухудшит ситуацию с инвестиционным спросом.
Во-вторых, мировая экономика не вышла на траекторию устойчивого экономического роста в 2014 г., как это ожидалось ранее. Международный валютный фонд прогнозирует рост мировой экономики на 3,3% (на уровне 2013 г.), при этом экономика еврозоны вырастет всего на 0,8% (по сравнению с рецессией в прошлом году), прирост реального ВВП США останется на уровне прошлого года (2,2%), темп прироста реального ВВП Китая замедлится до 7,4%. В подобной ситуации рассчитывать на существенное расширение внешних рынков для российской продукции не приходится.
В-третьих, существует угроза надувания и схлопывания очередного финансового пузыря на мировом финансовом рынке, прежде всего в сегменте фондового рынка.
Исходя из существующих внешних угроз для экономики России, на наш взгляд, крайне важно в текущем периоде проводить более активную экономическую политику, содействующую восстановлению экономического роста, а также, с одной стороны, создать условия для прекращения обмена санкциями, а с другой – ограничить возможности для влияния спекулятивных потоков капитала на экономику страны.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф