3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ.
3.1 Объект исследования
Объектом исследования является икона Божией матери «Скоропослушница». Написанная в 19 веке на Афоне. Данная икона является чудотворной и не раз спасала людей. Нашли ее в прошлом году, один из жителей, в заброшенном доме на горе Афон.
Икона поступила в работу в очень плачевном состоянии, отсутствовали некоторые фрагменты, отслоение красочного слоя, который держался на слое скотча, так же внизу иконы посередине она была прожжена лампадкой.
3.2 Реставрационные материалы
• Дистиллированная вода (ГОСТ 6709-72) H20=18
• Спирт этиловый (ГОСТ 56389-2015) C2H5OH
• Скипидар (ГОСТ 1571-82) C10H16
• Пентахлорфенолят натрия (ГОСТ 2387.12-81) C6Cl5ONa x H2O
• Канифоль (ГОСТ 19113-84) C19H29COOH
• 10% водный раствор ПАВ (ГОСТ 32442-2013)
• Желток куриного яйца (ГОСТ 30363-2013)
• Воск пчелиный (ГОСТ 21179-2000) C15H32COOC30H61
• 5% Желатин (ГОСТ 11293-89)
• Димексид (ГОСТ 6824-76) (CH3)2SO
• Белое сухое вино (ГОСТ 32030-2013) С2Н5ОН, С6Н12О6, Н20
• Темпера (ГОСТ 30884-2003)
• Сухой пигмент (ГОСТ 19487-74)
• Олифа (ГОСТ 7931-76)
• Мел (ГОСТ 17498-72) CaCO3
3.2.1 Другие материалы
• Кисть из щетины (разных размеров)
• Пинцет
• Шприц с иглой(небольшой)
• Хирургический зонд
• Валик
• Калька
• Папиросная бумага
• Флейц
• Пробка от вина
• Влажный ватный тампон
• Сухой ватный тампон (состоит из ваты и марли)
• Наждачная бумага
• Суконка
• Утюг
• Беличья кисть
3.3 Описание
1. Размер-60,2 х 45,6 х 3.7
2. Основа состоит из 4 частей
3. Порода дерева-Кипарис (Его не берет жук. Порода характерна для средиземноморья)
4. Доски-строганные
5. Врезные шпонки
6. Виды креплений: Основные ласточкины хвосты, карасики или сковородники. (что характерно для 19 века)
7. Грунт гипсовый-1 мм (хрупкий, сыпучий)
8. Кракелюры кругло-сетчатые
9. Вид вздутия-сферический
10. Красочный слой-желтковая темпера
11. Мелкие вздутия с грунтом-открытые
12. Виды посторонних наслоений и загрязнений-сенная труха, пыль, воск, мушиные за-сиды
13. Задняя сторона закрашена масляной краской. Спереди гипсовый левкас-растресканный.
14. Так же наблюдаются ожоги древесины внизу иконы посередине, вследствие того, что стояла лампадка под иконой.
15. Покрывной слой-утраты, царапины, наличие кракелюров, ожоги.
Имеются следы предыдущей реставрации:
Сзади покрыта маслом
Спереди нанесена олифа, дырки заклеены скотчем
Старой профилактической заклейки не имеется.
3.4 Проведённые реставрационные работы
1. Очистка и обеспыливание
Снять скотч нужно как можно медленней и аккуратней снять скотч, чтобы не повредить красочный слой, так как он отслоился от доски.
Снятие пыли с помощью кисти,
Необходимо предварительно смочить мягкую кисть в растворе ПАВ. Поверхность обрабатывается последовательно, по небольшим участками, поступательными движениями кисти. Затем необходимо протереть сухим тампоном. Уплотнённые загрязнения очень аккуратно удаляются механическим путём, чтобы не повредить покрытие.
2.Склеивание отслоившегося левкаса
Необходимо склеить отслоившийся левкас. Для этого нужно набрать в шприц 5% желатин и понемногу вводить под отслоения. После через кальку поставить сверху тёплый утюг — 40 градусов. Чтобы проверить подходящую температуру, надо приложить руку к утюгу, если не горячо и можно держать руку не отрывая пальцев-температура подходит (изначально выставляем самую низкую температуру). Утюг оставляем на ночь до полного высыхания. Выполняем эту процедуру, пока не склеим все фрагменты.
3.Укрепление красочного слоя и левкаса
Укрепляемую поверхность пропитать спиртом с помощью беличьей кисти.
После полного высыхания поверхность обрабатывается пятипроцентным рыбьим клеем. Температура 40°С. необходимо добавить пчелиный мед (состав раствора смотрите в рецепте 1). Клей следует наносить до тех пор, пока слой краски им не насытится.
По прошествии нескольких часов после испарения влаги повторяется процедура нанесения рыбьего клея с использованием пчелиного меда. Концентрация раствора аналогична вышеназванной процедуре. Одновременно с этим необходимо следить за насыщением слоя краски клеем. Конечный этап – использование профилактической заклейки.
4.Нанесение защитного покрытия
Так как у меня гипсовый грунт, буду использовать рыбий (осетровый) клей 5-6%. Далее необходимо нарезать листочки из папиросной бумаги размером 10х15 см, так как у меня икона большого размера. В месте где произошло больше деформаций стоит использовать листочки небольшого размера.
На лоскутки папиросной бумаги с помощь флейца наносится рыбий клей.
Обработанный клеем лоскут накладывается на поверхность и выравнивается легким движением, без давления, с помощью валика. Во избежание пузырьков проколоть их хирургическим зондом. Края листиков должны заходить друг на друга примерно на 0,5 см. Укладывать необходимо в шахматном порядке. Далее на стол кладём мягкую ткань и лицевой стороной кладем на ткань.
5. Снятие краски с деревянной основы
Снятие краски с применением раствора старого красочного слоя. С поверхности удаляется пыль и загрязнения. Основа обрабатывается концентрированным раствором этилового спирта (60-80%) на водной основе. Фронтальная часть иконы вдоль трещины покрывается защитной заклейкой. Для проклейки этого участка можно использовать рыбий клей (12-15%) или ПВА (33%). После утраты основы восполняются с помощью древесной муки. Эти манипуляции проводятся поэтапно. Каждый слой высыхает на протяжении суток.
Необходимо зачистить наждачной бумагой, покрыть мастикой (как вазелин) на 2 части скипидара 1 часть натурального воска. После наносится канифоль для твёрдости. Нанести кистью на ночь. На следующий день натереть суконкой.
6.Снятие профилактической заклейки
Удаление профилактической заклейки, нанесённой с использованием рыбьего клея удалять с помощью влажного тампона (икона должна находится в горизонтальном положении)
Благодаря тому, что я наносила клей очень тонко заклейка отходит сама, прилипая к тампону (так же можно удалить заклейку и выровнять влажной винной пробкой).
7.Снятие старого красочного слоя
Для этого понадобится раствор димексид с водой 1:1, маленьким ватным тампоном, смоченным в растворе (хорошо отжатым), убираем старый слой краски.
8.Восстановление утрат красочного слоя
Приготовление левкаса (мелового грунта)
Понадобится:
5% желатин
Мел
Глицерин
Олифа
Всё необходимо смешать в равных пропорциях на глаз. Олифа нужна для замедления застывания грунта, а глицерин для пластичности. Консистенция грунта должна получиться как жидкая сметана. Убираем в холодильник на 30 мин. После грунт готов для нанесения на поверхность. Наносим шпателем. Оставляем до полного затвердевания на 24 часа.
Рецепт яичной эмульсии:
Разбейте яйцо так, чтобы отделить белок от желтка. Процесс отделения лучше осуществлять так: желток, покрытый оболочкой, перемещают на ладонь и начинают его высушивать, переводя его с одной руки на другую. С помощью этого способа вы очистите желток и освободите его от остатка белка. Продолжая держать желток на ладони, аккуратно проткните оболочку и слейте содержимое мешочка в мерную емкость. Добавьте в стакан такой же объем белого сухого вина. Продолжайте мешать содержимое кистью. Аналогичным образом добавьте воды. Объем жидкости должен соответствовать объему используемого желтка. Полученный раствор необходимо процедить через марлю.
Высыпьте пигмент в порошковом виде в емкость. Добавьте небольшой объем дистиллированной воды. Образовавшиеся комки растворите. Необходимо выпарить жидкость при естественных условиях. Порошок следует растереть до получения яичной эмульсии.
Краску разведите на белой палитре. Тон и цвет проверяется на накраске. В случае если краска начинает застывать, нужно разбавить ее необходимым количеством дистиллированной воды.
Перед работой над восстановлением красочного слоя понадобится использовать 2-х кратную лупу большого диаметра (без лупы невооружённым глазом вы не увидите неоднородность слоя). Поверхность изделия обрабатывается острым концом кисти. С ее помощью наносятся небольшие капли краски. Все этапы необходимо выполнять аккуратно и последовательно. Участки между точками краски следует заполнять только после высыхания полотна. Это позволит получить на выходе однородное тонируемое покрытие.
В случае если участок, которые опоясывает утрату иконы, состоит из большого количества слоев, требуется несколько раз повторить процедуру окрашивания. В противном случае завершающий оттенок не будет соответствовать оригинальному цвету.
9.Нанесение олифы
Ватный диск предварительно смачиваем в лаке. Остатки состава устраняем отжимом диска. Наносим компонент на горизонтальную поверхность быстро, круговыми движениями. Равномерно нажимаем на ватный диск, прижимая лак к обрабатываемому участку. Повторяем процедуру каждый 15 минут. Остатки лака аккуратно устраняем.
3.5 После реставрационное описание
I. Проведённые исследования
Были восстановлены утраченные фрагменты
Восстановлены надписи
Восстановлен красочный слой
Устранены трещины и сколы
II. Консервационно-реставрационные операции
1. Укрепление: (Выполнено полное укрепление, устранено защитное покрытие, укрепление дало эффективный результат).
2. Реставрация деревянной основы: (Убраны все трещины и сколы, основа была обработана мастикой и канифолью, была убрана старая масляная краска, нанесён воск, Крепления и шпонки не удалялись, размеры не поменялись).
3. Раскрытие авторской живописи: Удален старый красочный слой, нанесен новый грунт, восстановлены все надписи, утерявшие свой цвет).
4. Покрытие реставрационным грунтом: использовался грунт, в котором отсутствовали пороки. Покрытие осуществлялось с помощью нового грунта, наносимого на утраченные участки. Использовалась мастика воскосмоляного состава.
5. Тонирование: была сделана тонировка.
6. Применение защитного покрытия: была использована олифа
7. Реставрационные работы оклада: Оклад не присутствовал изначально.
III. Советы по дальнейшему хранению: необходимо предпринять соответствующие меры при перевозке; желательно хранить под стеклом. Соблюдать температурно-влажностный режим.
3.6 Рецепты
1.Рыбий клей с мёдом
Состав:
1.Рыбий пятипроцентный клей — 20
2.Пчелиный мед – 1
Рецепт:
Пчелиный мед необходимо разбавить подогретой водой; добавить в клей.
Способ хранения:
Не подлежит хранению: использовать сразу после приготовления.
2.Желатин 5%
Состав:
1.Желатин
2.Вода
Желатин погружаем в холодную воду на несколько часов до полного набухания. Затем нагреваем водяную баню (очень важно чтобы вода не закипала)
Способ хранения: Употреблять только после приготовления.
3. Мастика воско-канифольного состава
Воско-канифольная мастика подходит для обработки кракелюра в процессе реставрационных работ
Содержание:
Пчелиный воск — 2, 3
Канифоль — 1,1
Рецепт:
Воск и смолу изначально нужно раскрошить и после расплавить в разных емкостях на закрытом пламени. Затем расплавленные воск и смола смешиваются, снимаются с огня.
Способ хранения:
В закрытой емкости, в естественной среде.
4. Раствор пентахлорфенолята натрия на спиртовой основе
Используют для восстановления изделий на деревянной основе, которые хранились в помещении с высокой влажностью.
Содержание:
Пентахлорфенолят натрия — 1 г
Спирт этиловый — 70 мл
Вода дистиллированная — 29 мл
Рецепт:
Пентахлорфенолят натрия необходимо растворить в воде, а после смешать со спиртом.
Как хранить:
В закрытой емкости, в естественной среде.
3.7 Реставрационный паспорт
Год
Поступления
2020 Вид
памятника
1 № по книге поступления
№ инвентарный памятника
ПАСПОРТ
реставрации памятника истории и культуры
(движимого)
1.Типологическая принадлежность памятника
Вид памятников
Определение, характер п-ка Памятники изобразительного искусства Памятники прикладного и изобр-го искусства Археологические памятники Документальные памятники Прочие памятники истории и культуры
Икона
Обвести кружком цифровое обозначение вида
2.Место постоянного хранения, владелец памятника:
3. Каталожные данные о памятнике Примечания, уточнения
Наименование: икона Божией матери «Скоропослушница»
Авторство: н. х.
Время создания: XIX в
Материал, основа: дерево, грунт, красочный слой Кипарис гипсовый грунт
Техника исполнения: смешанная Темпера, масляная краска.
Размеры: 65,2 х 40,6 х 3.7
4.Основание для реставрации: Приведение в экспозиционное состояние.
Памятник передан в реставрацию « 20 » октября 2020 г.
Акт о передаче №___________ от « 20 » октября 2020 г.
5.Основные сведения по истории памятника, условиям хранения, предшествовавшим реставрациям и исследованиям, с указанием источника сведений.
Икона Божией Матери Скоропослушница считается чудотворной иконой, место происхождения- гора Афон, монастырь Дохиар на полуострове Айон-Орос на северо-восточном побережье Греции, между заливами Айон-Орос и Иерисос Эгейского моря.
В конце 2019 году икона была пожертвована кем-то в Брянскую епархию Русской Православной церкви (епархиальное училище). Принял Варламов Михаил Владиславович.
В сентябре 2020 года икона поступила в мастерскую Брянской епархии.
16 октября 2020 года икона передана на диплом студентке 4 курса Гончаровой Анастасии Сергеевне, обучающейся в РГУ им. А. Н. Косыгина, научный руководитель Бокина М. С.
6. Состояние памятника при поступлении в реставрацию.
а) по визуальным наблюдениям:
Основа. Щит иконы состоит из 4 досок, материал-кипарис (характерно для Средиземноморья). Размер досок-65,2х10,2х3,2 см.; 65,2х14,8х3,2 см.; 65,2х7,8х3,2 см.; 65,2х72х3,2 см. Цвет-светло-коричневый. По правой стороне цвет темно-серый из-за копоти. Обработка досок: гладко-строганные. На 2 и 4 доске имеются сучки (сидят неподвижно). На 3 доске справа имеется небольшая утрата древесины, так же по всей поверхности имеются небольшие сколы древесины. Все доски закрашены масляной краской.
Шпонки: имеются шпонки-9 шт., размер-8,3х2,6х2,1. Расположение шпонок на обороте иконы. Тип шпонок-врезные. Вид шпонок-Ласточкины хвосты. Все шпонки сидят неподвижно.
Лицевая сторона:
В нижней части посередине имеется ожог-4.2 см вследствие того, что под иконой стояла лампадка.
По всей поверхности иконы имеются трещины(незначительные) вдоль волокон древесины.
Края и углы имеют незначительные потёртости.
Грунт. Вид: гипсовый (классический грунт на Афоне, его отличие от мелового-толщина, гипсовый более толстый и хрупкий), белого, немного сероватого цвета, размер 65,2х40,6 см. толщина 0,1см, хрупкий, сыпучий. Отставание левкаса от основы в местах больших утрат в середине. Утрата на плече Божией Матери 3,4х0,7х1,6 см., утрата между младенцем и Божией Матерью 4,6х2,8х1,2 см., утрата по левому краю (слишком тонкий грунт) 15,2х3,6х1,3 см. Кракелюры-кругло-сетчатые. Вид вздутия-сферический.
Красочный слой. Техника живописного слоя: желтковая темпера, масляные краски. Слой зелено-охристого цвета, свинцовые белила- масло. Шелушения красочного слоя и красочного слоя с грунтом. Имеются мелкие вздутия с грунтом-открытые. В середине иконы между младенцем и божией матерью имеются утраты красочного слоя (возле левого глаза младенца)-2.8х3.1 см., 1.9х0.7 см.
Покрывной слой.
Характеристика слоя: Олифное покрытие, потемнение, утраты, царапины, наличие кракелюров (кругло-сетчатые), ожоги, вздутия (сферические).
Посторонние наслоения и загрязнения-сенная труха, пыль, мушиные засиды, воск, пух, перья.
Надписи:
1.Обр Пре Бцы Скоропослушницы – Образ пресвятой богородицы Скоропослушницы.
2. МР ОУ – Матерь Божия.
3.ИС ХС – Иисус Христос.
4.Надпись под иконой: «эта святая икона написана и залевкашена на Афоне в Ските святого Апостола Андрея Первозванного»
Следы прошлой реставрации:
Тыльная сторона: вся поверхность покрыта маслом.
Лицевая сторона: нанесена олифа, утраты заклеены скотчем.
б) по данным лабораторных исследований:
№№п/п | Цель и вид исследования | Описание и результат исследования | Место хранения. № и дата заключения | Исполнитель, должность (ф., и., о.) |
. |
в) общее заключение о состоянии памятника
Икона находится в аварийном состоянии: Отставания, вздутия грунта (закрытие и открытые). Шелушения красочного слоя. Авторская живопись лежит под неравномерной лаковой плёнкой, утраченные фрагменты заклеены скотчем. Икона нуждается в восполнении утрат, удалении фона, утоньшении и выравнивании лаковой плёнки.
Дата « 22 » октября 2020 г. __________
подпись
Программа проведения работ и её обоснование
а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
- Фото фиксация до реставрации.
- Очистка и обеспыливание.
- Укрепить красочный слой и левкас.
- Профилактическая заклейка.
- Очистка деревянной основы.
- Заделка трещин.
- Снятие профилактической заклейки.
- Удаление поздних наслоений.
- Восстановление утрат красочного слоя.
- Покрытие олифой.
- Фотофиксация после реставрации.
б) Особые условия: Нет
Изменения программы и их обоснования:
Нет
Дата « 23 » октября 2020 г. ___________
подпись
Проведение реставрационных мероприятий
№№ п/п | Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов, выполнения сопровождающих иллюстративных материалов
| Даты начала и окончания операции | Подписи руководителя и исполнителя работ |
1 | Фотофиксация экспоната до реставрации | 22.10.2020 | |
2 | Снятие скотча (Аккуратными медленными движениями, чтобы не повредить красочный слой) | 23.10.2020 | |
3 | Очистка и обеспыливание (сначала пройтись мягкой кистью, протирание спиртовым раствором с водой в равном соотношении) | 23.10.2020 | |
4 | Укрепление красочного слоя (пропитка спиртом, нанесение рыбьего клея(5%) с добавлением пчелиного мёда) Клей должен равномерно насытить всю поверхность. Так тёплый клей, проникая не глубоко, насыщает верхний шелушащийся слой и закрепляет частицы красочного слоя на поверхности. Через 1-2 часа повторяют пропитку укрепляемой поверхности рыбьим клеем (5%-ной концентрации при температуре 60°С). Так более тёплый клей, не скапливаясь на поверхности, проникает в глубину красочного слоя. | 26.10.2020 | |
5 | Повторное укрепление (рыбий клей 5% и пчелиный мёд) Данная методика дала положительный результат. | 26.10.2020 |
|
6 | Нанесение профилактической заклейки с помощью рыбьего клея 5-6%, папиросная бумага, нанесение клея флейцем и укладывание бумаги на всю поверхность. | 2.11.2020 — 9.11.2020
| |
7 | Обеспыливание и очистка деревянной основы (обработка водным раствором этилового спирта 60-80%-ной концентрации) | 12.11.2020 | |
8 | Заделка трещин с помощью клея ПВА 33% (клей ПВА Tytan Professional WB 33 D3 для древесины) (Утверждено реставрационным советом) заполнение древесной мукой. Данный метод дал положительный результат. | 16.11.2020-19.11.2020
| |
9 | Зачистка наждачной бумагой и покрытие мастикой (на 2 части скипидара 1 часть натурального воска) | 23.11.2020 | |
10 | Нанесение канифоли (для твёрдости) Автор данного метода Варламов М. В. Применение в реставрации по решению реставрационного совета. | 25.11.2020 | |
11 | Натирание суконкой | 27.11.2020 | |
12 | Снятие профилактической заклейки с лицевой стороны с помощью влажного тампона. Ватный тампон погрузить в теплую воду, отжать, затем смочить небольшой участок заклейки. Когда клей под бумагой размягчится, осторожно удалить бумагу. Затем отжатым ватным тампоном тщательно смыть с поверхности весь клей и тут же насухо вытереть обработанный участок. Нельзя допускать попадания влаги. | 3.12.2020 | |
13 | Удаление позднейших наслоений (фон) (раствор димексид с водой 1:1) маленьким ватным тампоном, смоченным в растворе (хорошо отжатым). | 7.12.2020 — 16.12.2020
| |
14 | Нанесение левкаса на утраченные области (наносится синтетической плоской кистью). Нанесение полуотжатой кистью(излишки снять о бумажный лист) | 12.01.2021 — 15.01.2021
| |
15 | Восстановление утрат красочного слоя (приготовление яичной эмульсии и смешивание с пигментами) Данный метод выбран по требованию заказчика.
| 2.02.2021 — 25.02.2021
| |
16 | Покрытие олифой | 2.03.2021 | |
17 | Фотофиксация иконы после проведения реставрационных работ | 10.03.2021 | |
18 | Монтирование (икону поместили в деревянный оклад со стеклом) | 15.03.2021 | |
19 | Составление реставрационной документации. После проведения реставрационных работ был составлен реставрационный паспорт.
| 16.03.2021 — 18.03.2021 |
Иллюстративный материал (фотография, картограммы, схемы и пр.)
№№ п/п | Дата | Наименование иллюстративного материала; характер и условия выполнения | Количество | Место хранения и архивный № |
1
2
3 | 22. 10. 2020
28. 10. 2020
10. 03. 2021 | Фотографии до реставрации: 1.Общий вид лицевой стороны иконы. 2.Фрагмент утраты красочного слоя (в середине иконы между Божией Матерью и Иисусом). 3.Фрагмент с прожжённым красочным слоем внизу иконы посередине. 4.Фрагмент с утраченным красочным слоем под скотчем. 5.Общий вид деревянной основы. 6.Фрагмент утраты на деревянной основе.
Фотографии во время проведения реставрационных работ: 1. Укреплённый красочный слой в месте вздутия его и утрат. 2. Удаление фона (позднейший слой) и наложение грунта в места утраты. 3. Фрагмент после нанесения нового грунта в места утраты.
Фотографии после реставрации: 1. Общий вид лицевой стороны иконы. 2. Общий вид деревянной основы. 3. Фрагмент иконы между Божией Матерью и Иисусом после нанесения красочного слоя. 4. Фрагмент надписи на иконе в левом верхнем углу. 5. Фрагмент надписи на иконе в правом верхнем. углу. 6. Фрагмент надписи на иконе внизу посередине. 7. Фото иконы в деревянной раме под стеклом |
6
3
7 |
Результаты проведённых мероприятий
(описание изменений технического состояния, внешних изменений памятника после реставрации, уточнение атрибуций и пр.)
Проведена очистка и обеспыливание иконы
Восстановлены утраченные фрагменты
Устранены трещины и сколы
Укреплен грунт и восстановлен красочный слой: обновлен фон, восстановлены надписи, в местах утрат восстановлен потерянный фрагмент.
Консервационно-реставрационные операции:
Укрепление: (Выполнено полное укрепление, устранено защитное покрытие, укрепление дало эффективный результат).
Реставрация деревянной основы: (Убраны все трещины и сколы, основа была обработана мастикой и канифолью, была убрана старая масляная краска, нанесён воск, Крепления и шпонки не удалялись, размеры не поменялись).
Раскрытие авторской живописи: Удален старый красочный слой, нанесен новый грунт, восстановлены все надписи, утерявшие свой цвет).
Покрытие реставрационным грунтом: использовался грунт, в котором отсутствовали пороки. Покрытие осуществлялось с помощью нового грунта, наносимого на утраченные участки. Использовалась мастика воскосмоляного состава.
- Тонирование: была сделана тонировка.
- Применение защитного покрытия: была использована олифа
Руководитель работы Бокина М. С.
__________________ « 18 » марта 2021г.
Подпись
- Заключение реставрационного совета (выписка из протокола)
- Рекомендации по условиям хранения памятника
1)Соблюдение температурно-влажностного режима (температура 18 — 22 градуса, влажность 50-65 %).
2)Предохранять от длительного светового воздействия прямого солнечного освещения.
3)Хранение иконы желательно в раме под стеклом.
4)При перевозке придать устойчивое положение.
Руководитель работы Бокина М. С.
__________________ « 18 » марта 2021 г.
подпись
14. Приложения к паспорту (иллюстрации, акты, схемы и т.п.)
Рис.1 Общий вид лицевой стороны иконы
Рис.2 Фрагмент утраты красочного слоя (в середине иконы между Божией Матерью и Иисусом)
Рис.3 Фрагмент с прожжённым красочным слоем внизу иконы посередине.
возможное место клапана
для материалов Приложения
Рис.4 Фрагмент с утраченным красочным слоем под скотчем.
Рис.5 Общий вид деревянной основы.
Рис.6 Фрагмент утраты на деревянной основе.
Рис.2.1 Укреплённый красочный слой в месте вздутия его и утрат.
Рис.2.2 Снятие красочного слоя и наложение грунта в места утраты.
Рис.2.3 Фрагмент после нанесения нового грунта в места утраты.
Рис.3.1 Общий вид лицевой стороны иконы.
Рис.3.2 Общий вид деревянной основы.
Рис.3.3 Фрагмент иконы между Божией Матерью и Иисусом после нанесения красочного слоя.
Рис.3.4 Фрагмент надписи на иконе в левом верхнем углу.
Рис.3.5 Фрагмент надписи на иконе в правом верхнем. углу.
Рис.3.6 Фрагмент надписи на иконе внизу посередине.
Рис.3.7 Икона в деревянной раме под стеклом.
После реставрации памятник передан физическому лицу. 5.04.2021
название организации, № и дата акта о передаче
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Копии паспорта в 2-х экз.
Переданы в _________________________________________________________
название организации, № накладной и дата передачи паспортов
ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТ:
Руководитель организации Варламов Михаил Владиславович
Руководитель работы к.т.н. Бокина М.С., зам. Директора ГОСНИИР
Реставраторы и
другие исполнители Гончарова А. С., студентка 4 курса
Варламов М. В., преподаватель-реставратор епархиального училища
Наблюдения за состоянием памятника после реставрации
Дата осмотра Состояние памятника Должность,
фамилия, имя, отчество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что ознакомление с опытом наших предшественников полезно по многим причинам. Но самое важное, пожалуй, состоит в том, что многое из того, над чем думали и работали ранее, не утратило своего значения и сегодня. Мы видим, что развитие принципов реставрации не являлось ровным движением к совершенству. Здесь и большие приобретения, которые в силу разных причин были потом утрачены, и значительные неудачи, о которых можно лишь сожалеть. Основной урок, который преподносит нам прошлое — должно не только помнить о достижениях, но и изучать и анализировать ошибки.
1. В результате проделанной работы я выявила классификацию и виды икон
2. Исследовала состав икон и причины их разрушений.
3. Изучила в общем историю икон, школы и стили характерные для них.
4. Детально изучила историю и стили написания иконы Божией Матери «Скоропослушница».
5. После длительного изучения и анализа, успешно завершила работу над объектом реставрации и составила реставрационный паспорт.
Была проведена очистка и обеспыливание иконы, склеен отслоившийся левкас, укреплён грунт и красочный слой. Восстановлена деревянная основа-заделаны трещины и утраты. Восстановлен красочный слой. После реставрации икона была помещена в деревянную раму под стеклом, для её дальнейшего хранения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1997
2. Кн. Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. Ymca Press. Paris. 1965. EBook, 2013. —152 с.
3. Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века ; Описание фейерверков и иллюминаций. — [С.-Петербург], 1903. —272 с.
4. Монахиня Иулиания (Соколова М. Н.) Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. —347 с.
5. Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе. Издано по заказу Православного братства во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Москва 1997. —53 с.
6. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. С. 94-209.
7. Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М. 1910. [Репринт: М., Русскiй Хронографъ, 2002] С. 31-81.
8. Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., «АЗБУКА-КЛАССИКА», 2004 С. 119-184.
9. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). Монография. — М.: Искусство, 1970. — 235 с.
10. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Под ред. и с предисл. Н.К.Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1993. — 342 с.
11. Лепахин В.В. Икона и Иконичность. СПб., 2002. — 215 с.
12. Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX–XX веках. История, проблемы: учебное пособие — М.: Академический проект, 2008. — 605 с.
13. Гнедич, П. П. История искусств / П. П. Гнедич. — М.: Директ-Медиа, 2012. — 2832 с.
14. Евсеева, Л. М. Аналойные иконы в Византии и Древней Руси. Образ и литургия / Л. М. Евсеева. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2013. — 560 с
15. Тальберг, Н. Д. История русской церкви / Н. Д. Тальберг. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 924 с.
16. Трубецкой, Е. Н. Умозрение в красках. Два мира в Древнерусской иконописи. Россия в ее иконе / Е. Н. Трубецкой. — М.: Директ-Медиа, 2004. — 181 с.
17. Кыбукевич, С. С. Технология создания икон: история и современность / С. С. Кыбукевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1219-1222. — URL: https://moluch.ru/archive/88/16868/ (дата обращения: 12.04.2021).
18. Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне. /Сост. О.В. Орлова – М.,1997 – С.42
19. Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с.
20. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. / ред. Т. В. Моисеева. М.: «АРТ-БМБ», 2002. 290 с.
21. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. М. — 83 с.
22. «Паломникъ». 1999. 224 с. Репринт. Санкт-Петербургъ. Товарищество Р. Голике и А. Вильборгъ. 1910.
23. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб.: «Лига Плюс», 2000. — 412 с.
24. Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М. «Северный паломник», 2006. —53 с.
25. Монахиня Иулиания (Соколова). Труд иконописца. Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999. — 347 с.
26. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М.: «Наука», 1980. 288 с.
27. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. С. 127-219.
28. Стародубцев О. В. Русское церковное искусство X-XX веков. М.: Лепта Книга, Издательство Сретенского монастыря, 2007. — 344 с.
29. Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
30. ФИЛАТОВ В. В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Кн. для учащихся. — М. — Просвещение, 1996. — 224 с.
31. Гальченко М. Г. Надписи на древнерусских иконах XII—XV вв.: палеографический и графико-орфографический анализ. — М.: Наука, 1997. — 172 с.
32. Саблина Н. П. Слова под титлами: Словник. Надписи на Кресте Господнем и святых иконах. — СПб. : Ижица, 2001. — 44 с.
33. Гальченко М. Г. Книжная культура: книгописание. Надписи на иконах древней Руси. Избранные работы. — СПб.: Алетейя; СПб., 2001. — 490 с.
34. Надписи на иконах // Моисеева Т. В. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. — М., «АРТ-БМБ», 2002. — 290 с.
35. Филатов В. В., Камчатнова Ю. Б. Наименования и надписи на иконных изображениях: справочник для иконописцев. — Москва: Православная педагогика, печ. 2004. — 349 с.
36. Жельнинская З. М. Химический качественный анализ минеральных пигментов, используемых в масляной, темперной и фресковой живописи. // Сообщения. У ВЦНИЛКР. — 1966. — Т. 17-18. — С. 37-71.
37. Зандерманн В. Природные смолы, скипидары, талловое масло (химия и технология). Л.: Лесная промышленность, 1964. — 53 с.
38. Исследования, требующие отбора проб. // Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. / Под ред. Ю. И. Гренберга. — М., 1987. — Гл. III. — С. 127-219.
39. Кисилёв B. C. Краски, масла и лаки. Краткие сведения об их приготовлении, свойствах, исследовании и применении в малярном деле. — М.: Т-во И. Д. Сытина, 1912. — 320 с.
40. Комшилов Н. Ф. Канифоль, её состав и строение смоляных кислот. — М.: Лесная промышленность, 1965. — 38 с.
41. Гагман Н. А. О некоторых проблемах реставрации древнерусской живописи. // Памятники русского искусства: исследование и реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. — 1987. — С. 86-101.
42. Томашевич Г. Н. Новое в реставрации темперной живописи. // Вопросы консервации произведении изобразительного искусства. — М.: Академия художеств СССР, 1960. — С. 49-64.
43. Капитанчук В. А., Архангельский В. Е. Растворители для удаления олифных покрытий и записей, содержащие лавандовое масло. // Древнерусское искусство: исследование и реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. — 1985. — С. 119-122.
44. Виннер А. В. Лаки и их применение в живописи. — М.: Изогиз, 1934.
45. Беленький Е. Ф., Рискин И. В. Химия и технология пигментов. — Л.: Химия, 1974. — 87 с.
46. Еремина И. М., Тимофеева Н. И. О свойствах мелового левкаса в зависимости от вида мела. // Памятники русского искусства: исследования и реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. — 1987. -С. 115-120.
47. Косцова А. С. Побединская А. Г. Русские иконы ХVI — начала XX века с надписями, подписями и датами. — Л., 1990. -С. 117-123.
48. http://art-cons.ru/
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф