ГЛАВА 2 Исследование практических основ ресурсного обеспечения реализации образовательных программ в системе дошкольного и школьного образования на примере школы № 1095 г. Москва
2.1. Анализ существующих образовательных программ в системе дошкольного и школьного образования на примере школы № 1095 г. Москва
ГБОУ «Школа № 1095» — многофункциональный образовательный комплекс, реализующий программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования для детей и взрослых.
Органы управления ГБОУ «Школа № 1095»:
— Управляющий совет;
— Педагогический совет;
— Общее собрание трудового коллектива.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция каждого органа управления определены в соответствии с уставом ГБОУ «ШКОЛА № 1095».
Предметом деятельности ГБОУ «ШКОЛА № 1095» является оказание услуг (выполнение работ) по реализации предусмотренных федеральными законами, законами Московской области, нормативными правовыми актами РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в сфере образования.
Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Организационная структура руководящей системы сформирована из четырех уровней руководства (см. рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Организационная структура ГБОУ «ШКОЛА № 1095»
В качестве одного из ресурсного обеспечения ГБОУ «Школа № 1095» выступают кадровые ресурсы. Проанализируем численность сотрудников ГБОУ «Школа № 1095», которая представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Численность сотрудников ГБОУ «Школа № 1095»
| Показатель | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
| Численность сотрудников, чел | 139 | 139 | 142 |
| Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 3878,7 | 4150,7 | 4633 |
Динамику численности сотрудников ГБОУ «Школа № 1095» представим на рисунке 2.2.

Данные рисунка 2.2 показывают, что в динамике численности сотрудников школы в 2022 году произошли изменения: были приняты два учителя. Из 142 педагогических работников 138 человека имеют высшее образование, 1 имеет среднее профессиональное образование и обучается в вузе.
Результаты аттестации педагогических работников представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Результаты аттестации педагогических работников
Процент педагогических работников, подлежащих аттестации, имеющих высшую и первую категории, составляет 87%.
В 2021 году 100% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации.
Динамика количества проведенных мероприятий ГБОУ «Школа № 1095» за анализируемый период представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика количества проведенных мероприятий ГБОУ «Школа № 1095»
Как показывают данные рисунка 2.4, в 2021 году количество проведенных мероприятий значительно снизилось по причине действия ограничений ввиду пандемии.
В нормативном поле, помимо закона «Об образовании в Российской Федерации» и действующих ФГОС, появились новые документы — федеральные образовательные программы:
— начального общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 992 от 16.11.2022);
— основного общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 993 от 16.11.2022);
— среднего общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 1014 от 23.11.2022).
Основные цели деятельности ГБОУ «ШКОЛА № 1095» представлены на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 — Основные цели деятельности ГБОУ «ШКОЛА № 1095»
ГБОУ «ШКОЛА № 1095» оказывает платные услуги. Виды платных услуг МБОУ «Школа №2» представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Виды платных услуг ГБОУ «ШКОЛА № 1095» в 2022–2023 году
| Название услуги/количество часов в год | Стоимость часа/дня | Возраст обучающихся/ класс | Период реализации |
| Группа продленного дня. Присмотр и уход | 49,82 руб. в день 996,4 руб. в месяц | 6.5–11 лет | Сентябрь 2022 г. – май 2023 г. |
| Организация курсов по подготовке детей к обучению в школе | 120 руб. | 6 лет | Сентябрь 2022 г. — Май 2023 г. |
| Кружок физкультурно – спортивной направленности для детей «Самбо» (90 мин) | 150 руб. | 1–11 класс | |
| Кружок физкультурно – спортивной направленности для детей (90 мин) | 150 руб. | 1–11 класс | Сентябрь 2022 г.– Май 2023 г. |
| Кружок естественно – научной направленности для детей | 150 руб. | 1 класс | |
| Обучение спортивным танцам | 150 руб. | 23 сентября 2022 г. — 30 мая 2023 г. |
Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФООП и разработаны в соответствии с ФГОС.
Для каждой ступени предусмотрен перечень предметов, по которым предполагается непосредственное применение федеральных рабочих программ учебных предметов (то есть не разрабатываются свои рабочие, а используются готовые федеральные программы):
— для начального общего образования при реализации обязательной части образовательной программы используются федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир»;
— для основного общего и среднего общего образования — по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
2.2. Оценка эффективности ресурсного обеспечения реализации образовательных программ в системе дошкольного и школьного образования
В целях оценки эффективности ресурсного обеспечения реализации образовательных программ в системе школьного образования ГБОУ «Школа № 1095» проанализируем динамику поступлений в разрезе различных источников за период с 2020 по 2022 год (см. таблицу 2.3).
Таблица 2.3 – Динамика поступлений ГБОУ «Школа № 1095», тыс рублей
| Поступления | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Темп роста, % | |
| 2021 год | 2022 год | ||||
| Собственные доходы учреждения | |||||
| Доходы всего | 814,89 | 21552,8 | 24915,4 | 2644,87 | 115,60 |
| доходы от оказания платных услуг (муниципальное задание) | 768,69 | 20945,8 | 24292,5 | 2724,87 | 115,98 |
| прочие доходы | 46,27 | 607 | 622,91 | 1311,87 | 102,62 |
| Субсидии на выполнение муниципального задания | |||||
| Доходы всего | 22615,4 | 6072,66 | 597,33 | 26,8519 | 9,84 |
| субсидии | 0,791 | 3900,09 | 597,33 | 493058 | 15,32 |
| Субсидии на иные цели | |||||
| Доходы всего | 2878,31 | 2870,83 | 4306,57 | 99,74 | 150,01 |
| субсидии | 2878,31 | 2870,83 | 4306,57 | 99,74 | 150,01 |
Представим графически динамику поступлений ГБОУ «Школа № 1095» на рисунке 2.6.
Данные таблицы 2.3 и рисунка 2.6 показывают возрастающую тенденцию в величине собственных доходов учреждения: темп роста в 2022 году составляет 15,60%, а в 2021 году рост составляет более 100%.
Рисунок 2.6 – Динамика поступлений ГБОУ «Школа № 1095», млн рублей
Рост обусловлен главным образом ростом доходов от оказания платны услуг, а так же прочих доходов (на 2,62% в 2022 году относительно 2021 года).
Стоит отметить значительный рост субсидий, предоставленных на иные цели: на 50,01% в 2022 году в сравнении с 2021 годом, что обусловлено расходами на запланированный капитальный ремонт основного здания ГБОУ «Школа № 1095».
Далее рассмотрим структуру поступлений ГБОУ «Школа № 1095» за 2020 –2022 год (см. таблицу 2.4).
Таблица 2.4 – Структура поступлений ГБОУ «Школа № 1095», %
| Поступления | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |
| Собственные доходы учреждения | ||||
| Доходы всего | 3,10 | 70,67 | 83,55 | |
| доходы от оказания платных услуг (муниципальное задание) | 2,92 | 68,68 | 81,47 | |
| прочие доходы | 0,18 | 1,99 | 2,09 | |
| Субсидии на выполнение муниципального задания | ||||
| Доходы всего | 85,96 | 19,91 | 2,00 | |
| субсидии | 0,00 | 12,79 | 2,00 | |
| Субсидии на иные цели | ||||
| Доходы всего | 10,94 | 9,41 | 14,44 | |
| субсидии | 10,94 | 9,41 | 14,44 | |
Представим графически структуру поступлений ГБОУ «Школа № 1095» за 2022 год на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Структура поступлений ГБОУ «Школа № 1095» за 2021 год, %
Данные таблицы 2.4 и рисунка 2.7 показывают, что в структуре поступлений наибольший удельный вес занимают собственные доходы учреждения – в анализируемом периоде более 80%.
Далее проанализируем динамику выплат ГБОУ «Школа № 1095» за период с 2020 по 2022 год (см. таблицу 2.5).
Таблица 2.5 – Динамика выплат ГБОУ «Школа № 1095» за счет собственных доходов учреждения, тыс руб.
| Поступления | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Темп роста, % | ||
| 2021 год | 2022 год | |||||
| Расходы всего | 26535,23 | 28550,71 | 24317,86 | 107,60 | 85,17 | |
| Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда | 18899,42 | 19183,11 | 16011,71 | 101,50 | 83,47 | |
| Приобретения работ, услуг | 3882,16 | 6051,88 | 4794,74 | 155,89 | 79,23 | |
| Социальное обеспечение | 776,98 | 893,93 | 818,72 | 115,05 | 91,59 | |
| Прочие расходы | 729,04 | 137,02 | 157,68 | 18,79 | 115,08 | |
| Расходы по операциям с активами | 2247,61 | 2284,76 | 2526,5 | 101,65 | 110,58 | |
Рисунок 2.8 наглядно отражает динамику выплат ГБОУ «Школа № 1095» в 2020 – 2022 гг.
Рисунок 2.8 – Динамика выплат ГБОУ «Школа № 1095», тыс рублей
Данные таблицы 2.5 показывают, что темп снижения расходов учреждения, осуществляемых за счет собственных доходов в 2022 году составляет 14,83%, по результатам 2021 года величина расходов выросла – на 7,60%. Так же данные таблицы показывают, что в 2020 и 2021 году за счет собственных средств учреждения производилась оплата труда и начислений сотрудникам ГБОУ «Школа № 1095», а так же приобретались работы и услуги.
Ресурсы, полученные от оказания платных образовательных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение ГБОУ «Школа № 1095» и в дальнейшем используются в соответствии с уставными целями. Для оказания платных образовательных услуг необходимо заключения соответствующего договора с гражданином или организацией.
Образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги как организациям, так и гражданам, в том числе иностранцам. Подобные услуги оказываются на тех же финансовых условиях, что и образовательные услуги, предоставляемые в соответствии с соглашением на предоставление субсидии на выполнение государственного задания.
То есть, стоимость платных образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением не может быть ниже бюджетного финансирования аналогичной услуги. Договор об оказании платных образовательных услуг относят к договорам возмездного оказания услуг, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик, в свою очередь, оплатить их. В данном случае в качестве исполнителя выступает ГБОУ «Школа № 1095», а в качестве заказчика — организация или гражданин. В договоре, заключенном сторонами, должны быть прописаны следующие данные:
– сведение о гражданине, планирующем проходить обучение (при условии, что не он является заказчиком услуг):
— фамилия, имя, отчество;
— адрес места жительства;
— контактный телефон;.
– сведения о заказчике:
— фамилия, имя, отчество;
— адрес места жительства;
— контактный телефон в случае, если заказчик физическое лицо или наименование, адрес, контактный телефон, если это организация;.
– сведения об исполнителе:
— полное наименование образовательной организации;
— адрес;
— информация о наличии лицензии;
– стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;
– права, обязанности и ответственность участников договора;
– вид, уровень и направленность образовательной программы;
– форма обучения;
– срок обучения;
– вид документы, выдача которого предполагается при успешном прохождении обучения;
– порядок изменения и расторжения договора;
– другие условия, связанные со спецификой платных образовательных услуг.
Порядок определения платы за образовательные услуги ГБОУ «Школа № 1095» установлен учредителем в части услуг, являющимися основными видами деятельности учреждения и оказываются в пределах или сверх утвержденного государственного задания.
В случае, если оказываемые платные образовательные услуги не являются основными видами деятельности, то бюджетное учреждение имеет право определять цены (тарифы) на подобные услуги по своему усмотрению.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Объектом исследования в работе выступает ГБОУ «Школа № 1095» — многофункциональный образовательный комплекс, реализующий программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования для детей и взрослых. В динамике численности сотрудников школы в 2022 году произошли изменения: были приняты два учителя. Из 142 педагогических работников 138 человека имеют высшее образование, 1 имеет среднее профессиональное образование и обучается в вузе.
Ресурсное обеспечение для реализации общеобразовательных программ ГБОУ «Школа № 1095» составляют финансовые средства, полученные из бюджета, в соответствии с муниципальным заданием, а также собственные доходы, полученные от оказания платных услуг.
Стоит отметить, что ГБОУ «Школа № 1095» имеет целый перечень платных образовательных услуг, получение которых осуществляется по договору об оказании платных услуг.
Полученный доход используется ГБОУ «Школа № 1095» в соответствие со своими потребностями, а также в направлениях, которые не противоречат уставу образовательного учреждения.
Алгоритм и стоимость платы за образовательные услуги ГБОУ «Школа № 1095» установлены в соответствии с действующим законодательством путем коллегиального решения учредителей.
Оценка эффективности ресурсного обеспечения реализации образовательных программ ГБОУ «Школа № 1095» проводилась при помощи анализа динамики поступлений и расходов учреждения.
Результаты анализа показали возрастающую тенденцию в величине собственных доходов учреждения: темп роста в 2022 году составляет 15,60%, а в 2021 году рост составляет более 100%. Рост обусловлен главным образом ростом доходов от оказания платны услуг, а так же прочих доходов (на 2,62% в 2022 году относительно 2021 года).
Стоит отметить значительный рост субсидий, предоставленных на иные цели: на 50,01% в 2022 году в сравнении с 2021 годом, что обусловлено расходами на запланированный капитальный ремонт основного здания ГБОУ «Школа № 1095». В структуре поступлений наибольший удельный вес занимают собственные доходы учреждения – в анализируемом периоде более 80%.
