Меню Услуги

Совершенствование законодательства о режиме в исправительных учреждениях. Часть 2.


Страницы:   1   2   3


Уголовно-исполнительный кодекс регулирует свидания осужденных и телефонные переговоры (ст. 89, 92), которые обеспечивают сохранение социально полезных связей, смягчают их физической изоляции и используются администрацией исправительного учреждения в целях оказания на них воспитательного воздействия. Именно этим обусловливается увеличение количества свиданий, предоставляемых осужденными, особенно несовершеннолетним.

Свидания осужденных подразделяются на три вида: краткосрочные, длительные на территории исправительного учреждения и длительные с проживанием вне исправительного учреждения.

Статья 89 Уголовно-исполнительного кодекса определила их длительность. Поэтому администрация этих учреждений не вправе сокращать их время, например, краткосрочное свидание до двух часов.

Краткосрочные свидания предоставляются продолжительностью четыре часа не только с родственниками, но и с иными лицами в присутствии представителя администрации.
Длительные свидания продолжительностью до трех суток с правом совместного проживания предоставляется с близкими родственниками: супругами (супругой), родителями, детьми, усыновителями, дедушками, бабушками, родными братьями и сестрами, внуками. В исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения – с иными лицами.

Длительное свидание с правом проживания вне исправительного учреждения предоставляется осужденным продолжительностью до пяти суток.

Сроки свиданий могут быть сокращены по желанию лиц, находящихся на свиданиях. Кроме того, осужденным предоставляется право заменить длительные свидания краткосрочными, краткосрочные или длительные свидания – телефонным разговором. В воспитательных колониях длительные свидание с правом проживания вне исправительного учреждения может быть по их желанию заменено краткосрочным с выходом за его пределы. Объединение свиданий либо разделение одного свидания на несколько не допускается. На период длительных свиданий осужденные, как правило, освобождаются от работы с последующей отработкой.

Проведение длительных свиданий обусловлено определенными правилами. Лица, прибывшие на свидание, сдают деньги, а также предметы, не разрешенные к использованию в исправительных учреждениях, на хранение. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, прибывшее на свидание, намерено передать осужденному предметы, изделия или вещества, хранение которых не разрешено, начальник исправительного учреждения объявляет такому лицу, что свидание будет предоставлено лишь при согласии на досмотр принадлежащих ему вещей и одежды. При отказе длительное свидание не разрешается, однако оно не может быть заменено краткосрочным. При нарушении прибывшими на свидание лицами порядка проведения свидания оно немедленно прерывается.

На длительные свидания могут проноситься продукты питания, вещи гражданского образца для переодевания осужденных, а также предметы изделия и вещества, хранение которых осужденным не запрещено.

Первое свидание может быть предоставлено, осужденному сразу же по прибытию в исправительное учреждение не зависимо от того, когда имел предыдущее свидание в местах предварительного заключения. При наличии права на краткосрочное и длительное свидание вид первого из них определяет осужденный. Последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному отделения двенадцати месяцев на количество свиданий данного вида, полагающихся осужденному в год. В случае тяжелой болезни осужденного, ставящей в опасность его жизнь, начальник исправительного учреждения предоставляет возможность близким родственникам осужденного посетить его.
Осужденным дано право на четыре телефонных разговора в год продолжительностью до 15 минут каждый, которое оплачиваются за счет собственных средств. При отсутствии технических возможностей телефонный разговор может быть заменен краткосрочным свиданием.

Кроме того, дополнительный телефонный разговор может быть разрешен по прибытии в исправительное учреждение, а также при исключительных личных обстоятельствах.
Уголовно-исполнительный кодекс устанавливает ограничение на телефонные разговоры (ч. 3, 4 ст. 92). Если осужденные содержатся на строгих условиях отбывания наказания, а также в штрафном или дисциплинарном изоляторе, в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен, лишь при исключительных личных обстоятельствах. Запрещаются телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, телефонные разговоры контролируются персоналом этих учреждений.

Особое место занимают свидания осужденных с адвокатами или иными лицами, имеющими право оказывать юридическую помощь. Они не включаются в регламентируемое число свиданий, не ограничиваются количеством часов, но проводятся во внерабочее время или в выходные дни. Такие свидания могут проводиться наедине и предоставляются по письменному заявлению осужденного или его родственников.

Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает право осужденных на переписку без ограничений. Лишь переписка между лицами, содержащимися, в исправительных учреждениях не являющимися родственниками допускается с разрешения администрации. Наконец, осужденные могут получать денежные переводы, а также отправлять их близким родственникам, а с разрешения администрации – иным лицам.

Духовное воздействие общества на осужденных обеспечивается просмотром ими кинофильмов и телепередач, прослушиванием радиопередач, а также приобретением литературы (ст. 94, 95 Уголовно-исполнительного кодекса).

Кинофильмы осужденным демонстрируются не реже 1 раза в неделю, кроме отбывающих наказания в тюрьме или содержащихся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Телепередачи разрешается смотреть, а радиопередачи прослушивать в свободные от работы часы. Ограничения установлены для осужденных, содержащихся в штрафных изоляторах и соответствующих помещениях камерного типа.

Получение осужденными посылок, передач и бандеролей. В Уголовно-исполнительном кодексе (ст. 90, 121, 123, 125, 131, 133) в отличие от Исправительно-трудового кодекса(ст. 28, 62-65, 75, 76) бандероли не включены в число посылок и передач. Соответственно число последних увеличено на количество бандеролей, которые осужденные имеют право получать, например, в колониях общего режима – на шесть.

Количество посылок (передач) и бандеролей зависит от вида исправительного учреждения, где осужденные отбывают наказания, а также их поведения. Их число увеличивается при переводе на облегченные условия и, напротив сокращается при переводе на строгие условия.

Осужденным женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, разрешается получение посылок, передач и бандеролей без ограничения их количества (ст. 90).
Больные осужденные, инвалиды I и II групп, осужденные беременные женщины и женщины, чьи дети находятся в домах ребенка исправительных учреждений, получают дополнительные посылки, передачи и бандероли в количестве и ассортименте, определяемых администрацией этих учреждений в соответствии с медицинским заключением. Если эти посылки (передачи) и бандероли содержат лекарства и предметы медицинского назначения, получаемые в соответствии с медицинским заключением, то они не включаются в общее число, устанавливаемое для осужденных мужчин ст. 121, 123, 125, 131, 133 Уголовно-исполнительного кодекса. Они направляются в медицинскую часть и используются для тех осужденных, для которых предназначались.

Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами, а вес одной передачи не может превышать установленного веса одной посылки.
В счет посылки не засчитываются: посылка или передача с одеждой и обувью для осужденного, получаемая не ранее чем за месяц до его освобождения (она хранится на складе и выдается день освобождения), бандероли, полученные по заказу осужденного из книготорговой сети.

Посылки, передачи и бандероли осужденные могу получать по прибытии в исправительное учреждение, а при поступлении их в адрес лиц, не имеющих право на их получение, посылки, передачи, бандероли возвращаются отправителям. Осужденные, не имеющие родственников и иных лиц, которые могли бы направить посылку или передачу, вправе за счет средств, имеющихся у них, приобрести продукты питания и предметы первой необходимости через магазины исправительных учреждений.

Посылки, передачи, бандероли осужденным, содержащимся в штрафных и дисциплинарных изоляторах, вручаются после отбытия ими взыскания. Между предыдущей и последующей посылками (бандеролями, передами) устанавливается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на их общее количество, полагающееся осужденному в год, но без учета полученных в порядке поощрения. С разрешения администрации исправительного учреждения осужденные могут отправлять посылки и бандероли.

Переписка осужденных к лишению свободы (ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса) – важное средство поддержания их полезных социальных связей. Поэтому они могут получать и отправлять письма и телеграммы за счет собственных средств без ограничения их количества. Переписка между содержащимися в местах лишения свободы осужденными, не являющимися родственниками, допускается только с разрешения администрации исправительного учреждения.

Отправление и получение осужденными писем производится только через администрацию исправительного учреждения. Вручение писем осужденным, а также их отправка осуществляется не позднее в трехдневный срок со дня их поступления или сдачи. Вручение телеграмм производится незамедлительно. Письма, исполненные тайнописью, шифром или с применением других условностей или жаргона, а также носящие циничный характер, адресату не направляются. Об этом объявляется осужденному, после чего письмо уничтожается.

Передвижение осужденных без конвоя и без сопровождения (ст. 96 Уголовно-исполнительного кодекса). Этот институт уголовно-исполнительного права имеет двойное назначение. Во-первых, он призван обеспечить нормальную хозяйственную деятельность исправительного учреждения и материально-бытовое обслуживание осужденных. Во-вторых, имеет важное воспитательное значение, поскольку существенно сужает требования изоляции осужденных и, следовательно, стимулирует их исправление, создает возможности для адаптации к условиям свободы.

В ст. 96 Уголовно-исполнительного кодекса определены основания предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения, категория лиц, к которым не допускается применение этой меры.

Право передвижения предоставляется только положительно характеризующимся осужденным, находящимся в данном учреждении не менее шести месяцев и содержащимся в исправительных (воспитательных) колониях, а также оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах.

Не допускается передвижение без конвоя или сопровождение за пределами охраняемой территории: осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве; осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных, имеющих не снятые или непогашенные взыскания; осужденных за особо тяжкие преступления; осужденных, находящихся на строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, не прошедших полного курса лечения от алкоголизма, токсикомании, наркомании, туберкулеза в открытой форме или венерического заболевания; ВИЧ–инфицированных; страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Право передвижения без конвоя или без сопровождения предоставляется по решению начальника исправительного учреждения. Осужденным, которым дано это право, указывается маршрут движения и время выхода их колонии. Расконвоированные осужденные размещаются в колонии, как правило, в отдельных помещениях.

Однако им может быть разрешено проживание в общежитиях за пределами охраняемой территории, но в границах, установленных администрацией исправительного учреждения.
Правила поведения осужденных, которым разрешено передвижение без конвоя или без сопровождения за пределами колонии, устанавливаются начальником колонии по согласованию с органами местного самоуправления. В случае нарушения осужденным режима, правил поведения или при изменении характера работ передвижения без конвоя или сопровождения отменяется по постановлению начальника колонии.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Важный элемент режима отбывания наказания – выезды осужденных за пределы мест лишения свободы. Введение указанного института позволяет смягчать изоляцию от общества, укреплять полезные социальные связи осужденных.

В ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливается два вида выездов осужденных за пределы исправительного учреждения: краткосрочные (продолжительностью до семи суток) и длительные (на время ежегодного оплачиваемого отпуска).

Краткосрочный выезд в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжкая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье) может быть разрешен осужденным постановлением начальника исправительного учреждения на срок до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Кроме того, такой краткосрочный выезд может быть разрешен для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства (п. «а» ч. 1 ст. 97).

Заявление осужденного о срочном выезде подлежит рассмотрению в течение суток. Отказ в разрешении на краткосрочный выезд должен быть мотивирован. Время нахождения осужденного вне пределов учреждений включается в срок отбытого наказания. За время выезда заработок не начисляется, стоимость проезда осужденного оплачивается им лично или его родственниками.

Длительные выезды предоставляются осужденным ежегодно на время отпуска (ч. 4 ст. 104). Этим правом и на тот же срок пользуются не только работающие осужденные, но и те из них, которые освобождены от участия в труде по возрасту, по состоянию здоровья (ч. 2 ст. 103), а также не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам.
Краткосрочный выезд может быть разрешен осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний для устройства их у родственников или в детском доме. Кроме того, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительных колоний, краткосрочный выезд для свидания с ними предоставляется раз в год. Время таких краткосрочных выездов устанавливается до семи суток, не считая времени в пути.

В исключительных случаях осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также инвалидам I, IIгрупп и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе, а также несовершеннолетним выезд разрешается в сопровождении родственника или иного лица.

При решении вопросов о выездах осужденных учитываются характер и тяжесть совершенного осужденным преступления, отбытый срок наказания, его личность и поведение.
В ч. 3 ст. 48 Уголовно-исполнительного кодекса предусматривается еще один вид краткосрочного выезда из исправительного учреждения. Осужденным, которым не отбытая часть лишения свободы заменена ограничением свободы, администрация исправительного учреждения может разрешить краткосрочный выезд на срок до пяти суток без учета времени нахождения в пути с последующим самостоятельным прибытием, а исправительный центр.

Определенным категориям осужденных выезды за пределы исправительных учреждений не разрешается. К их числу относятся осужденные, совершившие преступления при особо опасном рецидиве; лица, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденные к пожизненному лишению свободы; ВИЧ — инфицированные, а также не завершившие лечение от алкоголизма, токсикомании, наркомании, венерического заболевания, больные открытой формы туберкулеза, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также в случае проведения противоэпидемических мероприятий.

По прибытии осужденного к месту назначения он должен зарегистрироваться в суточный срок в местном органе внутренних дел, а в день убытия или истечения срока сделать отметку об убытии. В случае задержки прибытия в исправительное учреждение по уважительным причинам осужденный обязан известить телеграфом начальника исправительного учреждения с предоставлением по прибытии оправдательных документов. Если осужденный не явился для регистрации или не выехал к месту отбывания наказания по неуважительным причинам, а также при установлении фактов уклонения от отбывания наказания, он подлежит задержания органом внутренних дел на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или о привлечении к уголовной ответственности.

При возникновении непредвиденных обстоятельствах, затрудняющих обратный выезд осужденных в установленный срок, по представлению начальнику органа внутренних дел срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до 5 суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации этого учреждения.

Особое место в системе режима отбывания наказания занимают нормы, обеспечивающие социальную защищенность осужденных. Хотя такие нормы не обязательно могут находиться в главах Уголовно-исполнительного кодекса, регулирующих режим в исправительных учреждениях, они по своему содержанию призваны нормативно обеспечивать правовую защиту этих лиц в условиях осуществления государственного принуждения. К ним относятся положения о запрещении жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения (ч. 2 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса); право на заявление, жалобы и обращения (ч. 4 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса); право на личную безопасность (ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса); право на охрану здоровья (ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса).

Один из элементов социальной защиты осужденных во время отбывания наказания – запрещение законом применять к ним некоторые меры дисциплинарного воздействия и меры безопасности.

Законом предусмотрено создание более мягких, чем для других, условий отбывания наказания для женщин.

Они не содержатся в колониях особого режима. Для беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка создаются, улучшенные жилищнобытовые условия, как и для несовершеннолетних, а также инвалидов I и II групп.

В Уголовно-исполнительном кодексе впервые на базе трудового законодательства решен такой важный вопрос социальной защиты осужденных, как обязательное государственной страхование и пенсионное обеспечение (ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса), а также получение пособий (ч. 7 ст. 12).

Согласно ч. 1 ст. 98 осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ.

Правила режима, относящиеся к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориях. На территории исправительных учреждений могут находиться различные категории граждан. Уголовно-исполнительный кодекс перечисляет многих из них: священнослужители (п. 4 ст. 14); судьи (ст. 20); прокуроры (ст. 22); представители общественных объединений (ст. 23); депутаты; представители средств массовой информации (ст. 25); лица, прибывшие на свидания с осужденными (ст. 89); лица, оказывающие юридическую помощь осужденным (ст. 89); вольнонаемный персонал исправительных учреждений и предприятий, где работают осужденные, и т.д. Все они обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, порядок взаимоотношения с осужденными. В случае их нарушения к ним применяются установленные меры воздействия: вольнонаемному составу и иным гражданам может быть запрещен доступ на производственные и иные объекты исправительных учреждений; к лицам, прибывшим, на свидания могут быть приняты меры административного воздействия.

Данные полномочия, предоставленные администрации Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому они имеют право требовать соблюдения Правил внутреннего распорядка, применять меры принуждения, составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 14).

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.1. Особенности изменения условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания

Отбывание наказания осужденными в местах лишения свободы основывается на двух важнейших принципах: содержание осужденных в течение всего срока наказания в одном исправительном учреждении (ст.81 Уголовно-исполнительного кодекса) и изменение условий их содержания во время отбывания наказания (ст.78, ч 1 ст. 82).

Первый принцип направлен на создание благоприятных условий для изучения личности осужденных и применения к ним средств исправления с учетом их индивидуальных особенностей, а также для обеспечения групповых форм воздействия. Второй — на активное стимулирование их положительного поведения в период отбывания наказания.

Сущность института изменения условий содержания осужденных в местах лишения свободы заключается в изменении их правового статуса, в частности, объема прав, как в сторону ослабления правоограничений, так и в сторону усиления последних. Законодатель рассматривает такой институт как меры поощрения и взыскания (ст.113, 115 Уголовно-исполнительного кодекса), и как меры воздействия более широкого характера. Изменение условий содержания осужденных реализуется в двух формах: в пределах одного вида исправительного учреждения (ст.87, 120,122,124,127,130,132 Уголовно-исполнительного кодекса); путем перевода из одного исправительного учреждения в другое (ст.78 Уголовно-исполнительного кодекса).

Под изменением условий содержания в пределах одного исправительного

учреждения понимается, одновременное увеличение или сокращение всех предусмотренных законом льгот, связанных с переводом на улучшенные условия или более строгое содержание в колониях общего, строгого и особого режимов в тюрьмах, в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. С этой целью Уголовно-исполнительный кодекс предусмотрел в исправительных колониях трехступенчатую систему отбывания наказания (обычные, облегченные и строгие условия содержания – ч.1 ст.87), а в воспитательных колониях – четырехступенчатую (обычные, облегченные, льготные и строгие условия содержания – ч.1 ст.132). В тюрьмах – общий и строгий виды режима. В колониях общего режима все вновь поступившие осужденные содержатся на обычных условиях. В зависимости от поведения и отношения к труду они могут быть переведены на облегченные или строгие условия содержания по решению комиссии исправительного учреждения.

Допускается перевод осужденных, признанных злостными нарушителями режима, с облегченных условий содержания не только на обычные, но и строгие условия.

В колониях строгого режима, как правило, все вновь поступившие осужденные содержатся на обычных условиях. На строгие условия направляются осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы.

В колониях особого режима устанавливается еще большая дифференциация при поступлении осужденного к месту отбывания наказания. На строгие условия направляются не только совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы, но и осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. В колонии особого режима для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы на строгие условия направляются все вновь поступающие лица. Особенности изменения условия содержания осужденных в воспитательных колониях рассматриваются в самостоятельной главе.

Обычные условия являются базовыми. В зависимости от поведения осужденных возможны их перемещения на облегченные условия, где им предоставляется право дополнительно расходовать средства на приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, получать посылки передачи, бандероли, а также краткосрочные и длительные свидания; или на строгие условия, где, напротив сокращается объем перечисленных прав, осужденных одновременным содержанием их в запираемом помещении. Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 7 ст. 120, ч. 7 ст. 122 и др.) допускает повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные, из обычных в облегченные условия.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Таким образом, изменения условий содержания – результат оценки не только разового поступка (ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса), но и системы поведения: отсутствие взысканий и добросовестное отношение к труду в течение шести месяцев (ч. 2 ст. 120).

Анализ ст. 115, 117, 118 Уголовно-исполнительного кодекса, регламентирующих основания применения к осужденным таких мер взыскания, как перевод в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры и изменения условий содержания в них, дает основание для вывода о том, что они представляют самостоятельную ступень отбывания наказания. Их можно назвать как особо строгие условия, так как они аналогичны условиям содержания осужденных в тюрьме. О том, что перечисленные меры воздействия – один из элементов изменения условий содержания, свидетельствует основание их применения – признание осужденного злостным нарушителем режима, т.е. то же основание, что и при переводе этих лиц на строгие условия.

Как отмечалось, изменение условий содержания в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных может осуществляться путем изменения вида исправительного учреждения с более льготными или более строгими условиями содержания (ч. 1 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса).

Положительно характеризующие осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию – по отбытии осужденными не менее половины срока, назначенного приговором суда;

б) из исправительной клони особого режима в исправительную колонию

строгого режима – по отбытии осужденными не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

в) из исправительных колоний общего и строгого режима в колонию – поселение – по отбытии осужденными, находящимися на облегченных условиях содержания, не менее одной трети наказания. Если осужденный совершил особо тяжкие преступления или ранее досрочно освобождался от наказания в виде лишения свободы и совершил новое преступление в период неотбытой части наказания, то он может быть переведен в колонию поселения по отбытии не менее двух третей срока наказания.

Не подлежат в колонию поселение следующие категории осужденных:

а) при особо опасном рецидиве преступлений;

б) приговоренные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) смертная казнь которым заменена наказанием в виде лишения свободы в порядке помилования;

г) не прошедшие курсы обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) не давшие письменного согласия на перевод в колонию поселение.

Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного

порядка отбывания наказания (ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса), переводятся в исправительные учреждения с более строгими условиями содержания:

а) из колонии поселения в колонию, вид которой был ранее определен судом (общий или строгий режим);

б) из колонии поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в колонию общего режима;

в) из колонии общего режима и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет.

УИК не предусматривает перевод осужденных из колонии особого режима в колонии строгого режима. Такое решение обусловлено необходимостью исключить помещение в колонии этого вида режима осуждены, судимых за особо тяжкие преступления и при особо опасном рецидиве преступлений.

Таким образом, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ сделана попытка создать разветвленную систему изменений условий содержания осужденных, повысить ее эффективности.

2.2. Правовые средства обеспечения режима и режим особых условий в исправительных учреждениях

Материальные нормы, определяющие содержания и признаки режима, а также его основные требования предполагают наличие комплекса процедурных норм, регулирующих правовой механизм реализации режима. В систему процедурных норм входят также нормы, устанавливающие средства обеспечения режима в исправительных учреждениях, они адресованы всем субъектам уголовно-исполнительных отношений, но, прежде всего администрации этих учреждений.

Средства обеспечения режима не входит в его содержание, их назначение – обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства можно разделить на две группы общего характера и специальные. Средствами общего характера служат меры воспитательного воздействия, обеспечивающие правопослушное поведение, соблюдение требований законности субъектами и участниками правоотношений; специальные средства – предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством методы воздействия, обеспечивающие профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и их правонарушений в исправительных учреждениях.

Средства обеспечения режима общего характера. Режим обеспечивается прежде всего соблюдением его требований персоналом исправительных учреждений, который в своей деятельности должен создавать условия для предупреждения нарушений правопорядка и законности в местах лишения свободы, прав и законных интересов осужденных. Строгое выполнение предписания закона корректное поведение и педагогический такт создают необходимые предпосылки для обеспечения режима, соблюдения его требований со стороны осужденных. Уголовно-исполнительный кодекс акцентирует внимание персонала этих учреждений на том, что государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их правовую защиту и личную безопасность (ч. 1 ст. 10), а осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала; запрещается подвергать осужденных жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2 ст. 12). Одновременно работники этих учреждений должны осуществлять контроль за соблюдением режима, требовать от осужденных выполнение правил внутреннего распорядка, применять по отношению к правонарушителям мер воздействия и принуждения (ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Обеспечение режима зависит также от лиц, посещающих исправительные учреждения, которые по характеру своей деятельности вступают в контакт с осужденными. Они должны соблюдать установленные для них правила поведения на объектах исправительных учреждений и правила внутреннего распорядка.

В целях обеспечения режима на предприятиях и на производственных объектах других организаций, где имеют место контакты осужденных с гражданами, находящимися на свободе, ограничивается число вольнонаемных административных и инженерно-технических работников, а также квалифицированных рабочих.

В целях соблюдения надлежащего порядка на производственных объектах администрация исправительных учреждений должна принимать меры к тому, чтобы вольнонаемный состав работников был предварительно ознакомлен с установленными правилами поведения на производственных объектах с точки зрения общения с осужденными. Об ознакомлении с такими правилами эти лица дают подписку.

Запрещается передавать какие – либо вещи, продукты питания, деньги и особенно предметы, запрещенные к использованию в исправительных учреждениях. В целях предупреждения подобных передач и выноса от осужденных каких-либо предметов разрешен досмотр производственных объектов, вещей и одежды лиц, входящих на производственные объекты, где работают осужденные, а также выходящие их них.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Уголовно-исполнительным кодексом и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусмотрены специальные средства обеспечения режима. К ним относятся: охрана осужденных и надзор за ними, меры безопасности, применяемые к осужденным, и меры обеспечения их личной безопасности, оперативно-розыскная деятельность, меры дисциплинарного воздействия, применяемые к осужденным.

В связи со своей многофункциональностью специальные средства обеспечения режима могут применяться и для достижения иных задач. Например, оперативно-розыскная деятельность проводится в целях выявления и раскрытия преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Меры дисциплинарного воздействия – одновременно одно из средств их исправления. Не случайно в этой связи перечень мер взыскания, основания и порядок их применения излагаются во главе 15 Уголовно-исполнительного кодекса, регулирующий воспитательное воздействие на осужденных.

Охрана осужденных и надзор за ними осуществляется персоналом исправительных учреждений. Его задача состоит в обеспечении безопасности объектов исправительных учреждений, предупреждении и пресечении преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, а также иных лиц, находящихся на объектах этих учреждений, обеспечении соблюдения установленных правил внутреннего распорядка. Организация охраны и надзора за осужденными регулируется нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством и Министерством юстиции РФ.

К мерам безопасности, применяемым к осужденным, относится физическая сила, специальные средства и оружие. Основаниями применения этих мер согласно ч. 1 ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса являются:
оказание осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений; злостное неповиновение законным требования персонала; проявление буйства; участие в массовых беспорядках; захват заложников; нападение на граждан или совершение иных противоправных действий. Кроме того, эти меры применяются при побеге осужденных, а также при задержании бежавших. Меры безопасности направлены на предотвращение причинения этими лицами вреда окружающим или самим себе. Порядок применения физической силы, специальных средств и оружия регулируются Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (гл. 5).

В соответствии с задачами, решаемыми исправительными учреждениями в настоящее время нашло широкое применение устройств и приборов, называемых техническими средствами охраны и надзора (далее – ТСОН).

Применение приборов (датчиков), аппаратуры ТСОН позволило с высокой степенью достоверности и надежности обнаруживать противоправные действия лиц, содержащихся в учреждениях, фиксировать и документировать эти события для своевременного и правильного реагирования на них сотрудниками учреждений.

Первой аппаратурой такого класса была система обработки информации «Ночь-12 (М)», выпускавшиеся в 70-80-х годах. Простота обслуживания и ремонта делали ее незаменимой для охраны периметров. Дополнительные датчики обнаружения, подключаемые к ней делали ее многофункциональной.

С задачей обнаружения нарушителей на больших расстояниях с успехом справлялись радиолучевые датчики «Луч», «Василек-О», «Пион-Т (ТМ)».

В конце 90-х годов в связи со стремительным развитием новых видов систем безопасности и охраны, видеонаблюдения встал вопрос о замене устаревшей аппаратурой нового поколения на базе ПВМ.

Достоинства новой аппаратуры очевидно: невысокая стоимость в сочетании с высокой надежностью, возможность интеграции и модернизации, а главное сведение к минимуму человеческого фактора. Система охраны периметров учреждений «Сова» полностью отвечает этим требованиям, а подсистема видеонаблюдения к ней «Сова-В» делает ее всевидящей.

Одновременно обновился и парк датчиков обнаружения, улучшив свои качественные показатели. Это такие радиолучевые датчики: «Василек-ОМ», «Арбалет-Б», лазерные датчики «Рагира-БМ», прибороэлектрические: «Багульник-М», «Крот-Б-300», «Крот-Б-200».

Аналогом «Совы» в следственных изоляторах является «Рубин-08», сочетающий в себе, кроме того еще и систему контроля доступа в режимные помещения .
Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса осуществляется путем создания условий личной безопасности осужденных, персонала этих учреждений и иных лиц; выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в местах лишения свободы преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Порядок проведения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях регулируются Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года.

Меры безопасности осужденных как средства обеспечения режима определены в ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Обеспечению режима отбывания наказания служит применение к осужденным мер поощрения и взыскания, которые стимулируют их положительное поведение,предостерегают от нарушений порядка отбывания наказания.

В местах лишения свободы отбывают наказание лица, осужденные в основном опасные для общества преступления и запущенные в социально-нравственном и
криминальном отношении. Даже во время отбывания наказания они могут совершать преступления, которые создают в исправительных учреждениях экстремальные ситуации (массовые беспорядки, групповые неповиновения, дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, и т.д.).

В районе дислокации исправительных учреждений могут произойти стихийные бедствия (землетрясения, пожары, наводнения). Наконец, может быть объявлено в соответствии с законом чрезвычайное положение в целом по стране или в районе расположения этого учреждения. На случай возникновения таких чрезвычайных ситуаций Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает возможность введения в исправительном учреждении режима особых условий (ст. 85).

В ч. 1 ст. 85 Уголовно−исполнительного кодекса дается исчерпывающий перечень оснований для введения режима особых условий, поскольку это влечет за собой существенное ограничение прав и свобод не только осужденных, но и в определенной мере граждан, находящихся на объектах исправительных учреждений и территориях, к ним прилегающих. Режим особых условий вводится, когда в районе расположения исправительного учреждения установлено чрезвычайное, военное и особое положение, а также при возникновении массовых беспорядков в исправительном учреждении или групповых неповиновениях осужденных. Таким образом, можно выделить две группы оснований введения режима особых условий: внешние (чрезвычайное, военное или особое положение) и внутренние (совершение преступлений с участием большой группы и осужденных).

Внешние основания введения режима особых условий. Условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения раскрываются в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» (2001 год), военного положения – в Федеральном конституционном законе «О военном положении» (2002 год).

Основаниями введения, например, чрезвычайного положения, служат попытки насильственного изменения конституционного строя; массовые беспорядки; межнациональные конфликты; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера: стихийные бедствия; эпидемии; крупные аварии и т.д.

Введение чрезвычайного или военного положения влечет за собой ограничение ряда конституционных прав и свобод граждан (введение комендантского часа, ограничение свободы печати, ограничение продажи отдельных товаров, проверку документов, личный досмотр и досмотр вещей и т.д.).

Внутренние основания введения режима особых условий: массовые беспорядки или групповые неповиновения осужденных в исправительных учреждения.

Массовые беспорядки – это грубые нарушения общественной безопасности, совершаемые большой группой осужденных, сопровождающиеся насилием над другими осужденными, персоналом исправительных учреждений и лицами, находящимися на их территориях, уничтожением имущества, применением оружия, взрывчатых веществ или взрывчатых устройств, оказание вооруженного сопротивления представителям власти.

Групповое неповиновение осужденных представляет собой публичный отказ от исполнения обращенных к ним законных требований представителя администрации исправительного учреждения и представителя органов власти, которые в силу своего должностного положения имели право предъявлять такого рода требования, а осужденные были обязаны и могли их выполнить, но умышленно не выполнили. Примером такого неповиновения служит отказ осужденных приступить кработе или отказ от работы, несмотря на обоснованные требования представителя администрации. Отказ от работы рассматривается ч.6 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса как злостное нарушение порядка отбывания наказания.
В период действия режима особых условий может быть приостановлено действие некоторых прав осужденных предусмотренных ст. 88 – 97 УИК: приобретение осужденными продуктов питания; представление им свиданий; получение посылок и передач; переписка; телефонные переговоры и т.д. Одновременно водиться усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты исправительного учреждения, может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, медико-санитарных и иных служб.

Особые условия распространяются и на территории, прилегающие к исправительному учреждению, на которых действуют режимные требования. На них могут быть ограничены или запрещены движение транспорта, допуск граждан на эти территории или, напротив, граждане могут быть оставлены там, а также удалены с целью соблюдения режимных требований, защиты их жизни и здоровья (п. 13 ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Решение о введения режима особых условий принимается Министром юстиции РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ.

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц в местах лишения свободы начальник исправительного учреждения может вводить режим особых условий самостоятельно. В этом случае немедленно уведомляются должностные лица, правомочные принимать такое решение, которые должны в течение трех суток принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток и в исключительных случаях может быть продлен дополнительно на 30 суток по указанным выше основаниям.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!