Меню Услуги

Совершенствование законодательства о режиме в исправительных учреждениях


Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  • 1.1 Понятие режима в исправительных учреждениях
  • 1.2 Содержание режима в исправительных учреждениях
  • ГЛАВА 2. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ О РЕЖИМЕ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
  • 2.1. Особенности изменения условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания
  • 2.2. Правовые средства обеспечения режима и режим особых условий в исправительных учреждениях
  • 2.3. Проблемы совершенствования законодательства о режиме в исправительных учреждениях
  • ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации активно проводится правовая реформа, в том числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний. Основными ее этапами являются принятие Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 г.) и Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации (1997 г.), урегулировавшего исполнение и отбывание всех наказаний, закрепленных в ст. 44 УК РФ, а также иных мер уголовно–правового характера.

Принятие Уголовно–исполнительного кодекса РФ позволило не только расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания. Напомню, что до 1 июля 1997 г. исполнение и отбывание наказания регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение о дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил СССР, Исправительно–трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно–трудового воздействия на осужденных, секретная инструкция МВД СССР о порядке исполнения смертной казни и другие довольно многочисленные нормативные правовые акты министерств и ведомств.

Уголовно–исполнительный кодекс РФ закрепил важнейшее положение уголовно–исполнительной политики Российского государства о направленности законодательства и практики его применения на решение задачи первостепенной важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление. Достижение именно этой цели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет с большой степенью вероятности рассчитывать на правопослушное поведение осужденного во время отбывания наказания, и после освобождения от него. Именно поэтому Уголовно – исполнительный кодекс РФ расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что они применяются практически в каждом наказании.

Принятие Уголовно–исполнительного кодекса РФ явилось не только этапом правовой реформы, но и одновременно стимулятором ее продолжения и углубления. В соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодекса были приняты многочисленные нормативные правовые акты в сфере исполнения наказания, этот процесс еще продолжается.
Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ не только устранил целый ряд пробелов и недостатков, свойственных предшествующему Исправительно–трудовому кодексу РСФСР 1970 г., но и в целом значительно расширил сферу законодательного регулирования исполнения уголовных наказаний, повысил ее качественный уровень.

Новейший этап реформы уголовно–исполнительного законодательства и права связан с реализацией Россией рекомендаций Совета Европы, принятых при вступлении в эту организацию в 1996 г. В соответствии с ними с 1 сентября 1998 г. уголовно – исполнительная система МВД России, исполнявшая наказания в отношении подавляющего числа осужденных, была передана в ведение Министерства юстиции РФ. Таким образом был сделан еще один шаг по гуманизации системы отбывания наказания, обеспечению ее демилитаризации и соответствия условиям демократического гражданского общества.

Только в 1997 г. утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положение о дисциплинарной воинской части, Положение об уголовно – исполнительных инспекциях, Примерное положение о попечительском совете воспитательной колонии и др.

Все эти изменения активизировали поиск путей повышения эффективности уголовно–исполнительной системы, ее дальнейшего развития в соответствии с интересами общества. С этой целью был принят ряд федеральных законов, внесших существенные изменения в порядок и условия отбывания наказания. Среди них следует назвать Федеральный закон от 9 марта 2001г. № 25 – ФЗ, положения которого были направлены на сокращение численности осужденных в местах лишения свободы, гуманизацию условий отбывания наказания. Для деятельности уголовно – исполнительной системы имеют значение положения Уголовно–процессуального кодекса, Трудового кодекса, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ряда подзаконных нормативных правовых актов.

Вопросы исполнения наказаний, на мой взгляд, не в достаточной мере освещены в существующей научной литературе: мало учебных пособий, монографий по рассматриваемой области, в основном научный анализ проблем проводиться в научных статьях а в специализированных журналах.

Теоретической основой для написания данной работы послужили труды таких авторов как Кириллов М.А., Зубарев С.В., Стручков Н.А., Селиверстов В.И., Южанин В.В.

1. Объектом исследования выступают правоотношения, связанные с исполнением наказания в виде лишения свободы.
2. Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие режим отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Целью данной дипломной работы является теоретический анализ режима в исправительных учреждениях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие режима в исправительных учреждениях;
2) проанализировать режим в исправительных учреждениях и его основные требования;
3) охарактеризовать содержание режима в исправительных учреждениях;
4) рассмотреть особенности изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания;
5) проанализировать проблемы совершенствования законодательства исполнения уголовного наказания.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В основу конкретной методологии положены специальные методы познания: формально-логический, сравнительно правовой, исторический, статистический, системный подход к рассматриваемым проблемам.

Указанные выше цели и задачи исследования обусловили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из настоящего введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Понятие режима в исправительных учреждениях

Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса).

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно. Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно четко очерчивает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как порядок и условия исполнения и отбывания наказания (ч. 2 ст.9, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обусловливает предмет и объем правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы.

Принципиальным является положение, сформулированное в ч.1 ст.82, о том, что режим в исправительных учреждениях устанавливается федеральным законом, иные нормативные правовые акты, определяющие те или иные элементы режима, должны соответствовать закону, т.е. Уголовно-исполнительному кодексу. Это положение предопределяет иерархию норм, регулирующих режим, их соподчиненность, устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима (см.ч.3,4,6,7 ст.83,ч.2 ст.84,ч.2 ст.86 Уголовно-исполнительного кодекса и др.).

Режим отражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем выражается кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.
Наконец, нормы режима создают необходимые предпосылки для применения к осужденным других средств исправления (ч.2 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса), а также для предупреждения совершения преступления и иных правонарушений, как осужденными, так и иными лицами (ч.1 ст.83, ч.1 ст.84).

Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены осужденные, отбывающие указанный вид наказания, администрация исправительных учреждений, администрация предприятий и организаций, где работают осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями; должностные лица государственных органов, посещающие эти учреждения и участвующие в уголовно-исполнительном производстве; граждане, находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним. Согласно ст.14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка.

В этой связи важное правовое значение имеет территориально сфера действия правил, устанавливаемых режимом. Согласно ч.6 ст.82 УИК их действие распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории, на которых установлены режимные требования. На этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы. Кроме того, УИК допускает предоставление осужденным длительного свидания с проживанием вне территории колонии (ч.1 ст.89), права проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия (ч.3 ст.121) и льготные условия в воспитательных колониях (ч.4 ст.133). При проживании осужденных за пределами исправительных учреждений также устанавливаются режимные требования.

Таким образом, правила режима необходимо разделять не только по субъектам воздействия, но и по применению в пространстве.

Согласно ч.2 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся такие нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламентирующие предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Они включают правила охраны и надзора за осужденными, применения мер безопасности, проведения различных профилактических мероприятий.

Нормы режима лишения свободы (с точки зрения их содержания) направлены на обеспечение реализации следующих его функций: карательной, воспитательной, обеспечивающей, социального контроля (профилактической) .Карательная функция реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают сферу их субъективных гражданских прав и свобод, определяемую изоляцией от общества. Это, прежде всего, касается социальных связей осужденных (свидания, получения посылок, передач, бандеролей, телефонных разговоров и т.д.). Однако эти правоограничения не всеохватывающие, так как не вторгаются во все субъективные права (например, имущественные, семейные, трудовые), но вместе с тем определяют специфику их реализации (например, права, обеспечивающие свободу совести осужденных, право на информацию).Карательная функция реализуется путем изоляции осужденных то общества, которая состоит в том, что они находятся под охраной, передвигаются под конвоем. Не допускается общение осужденных вне установленных правил с лицами, находящимися на свободе. Поэтому им запрещено нарушать границы жилых и производственных объектов, выходить без разрешения администрации за пределы изолированных участков. Однако физическая изоляция осужденных носит относительный характер. Осужденным предоставляются свидания и телефонные переговоры, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы, они ведут переписку. Степень изоляции осужденных существенно снижается в связи с использованием ими средств массовой информации, что обеспечивает постоянное духовное воздействие общества на осужденных с целью возвращения их к полезной деятельности. Как говорится в ст.61 Минимальных стандартных правил, «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами».Карательная функция режима выполняет задачу защиты общества, поскольку наказание служит средством самозащиты общества и его граждан. В Минимальных стандартных правилах (ст.58) указывается, что «целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является, в конечном счете, защита общества». Однако указанная функция должна иметь ограниченный характер. На определенном уровне возрастание карательного воздействия режима способно создавать сложности для успешной реализации его воспитательной функции.

Воспитательная функция режима осуществляется несколькими способами. Во-первых, путем реализации кары, поскольку принуждение воспитывает человека, приучает его к дисциплине, соблюдению правил отбывания наказания. Комплекс правоограничительных и правоустанавливающих мер, в которых выражается кара, формирует дисциплину воздержания или торможения. Таким образом, режим понуждает осужденных к общественно полезному поведению, к правопослушанию. Во-вторых, воспитательная функция осуществляется путем установления и реализации правил поведения, не являющихся по своей природе карательными. Так, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливаются правила поведения осужденных во время работы и отдыха, которые, в частности, включают требование бережно относиться к имуществу, добросовестно — к труду и учебе, быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками исправительных учреждений, содержать в чистоте жилые и служебные помещения, рабочие места, одежду,соблюдать правила личной гигиены и т.д. . В-третьих, воспитательная функция реализуется путем создания необходимых правовых предпосылок, содействующих успешному применению средств исправительного воздействия.Обеспечивающая функция режима — правовая опора для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Нормы режима устанавливают порядок материально-бытового обеспечения осужденных (порядок размещения в общежитии), медико-санитарного обслуживания (порядок оказания осужденным медицинской помощи).Если карательная и воспитательная функция режима касаются только осужденных, то обеспечивающая функция направлена и на других субъектов, в частности граждан находящихся на территории и объектов исправительных учреждений, а также территориях, прилегающих к ним.Так, ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» предоставляет право администрации исправительных учреждений требовать не только от осужденных,но и от иных лиц исполнения обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка .Функция социального контроля (профилактическая) направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений, как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях. Она сложна и многообразна.Применительно к осужденным функция социального контроля распространяется на трудовую сферу деятельности осужденного, его образ жизни в быту и на поведение в общественных местах. Основные формы такого контроля – государственный надзор за осужденными, установление специальных правил в период отбывания наказаний. Реализация социально-контрольной функции режима неразрывно связана с его воздействием на правовой статус осужденных. Прежде всего, установления контроля неизбежно влечет за собой определенное ограничение их субъективных прав и установление дополнительных обязанностей. Социальный контроль включает оценку поведения осужденных на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже режим отбывания ими наказания, тем интенсивнее реализуется социально-контрольные функция.Применительно к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях и его объектах, а также на прилегающих к нему территориях, социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдение ими внутреннего распорядка, правил взаимоотношений с осужденными. Администрации предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением режимных требований, применять по отношению к нарушителям предусмотренные законом меры воздействия, составлять протоколы об административных право нарушениях, проводить административные задержания и применять другие меры. Часть 6 ст. 82 УИК предоставляет администрации право подвергать досмотру производственные объекты, а также вещи и одежду лиц, входящих на эти объекты. Это право администрации распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории.

1.2. Содержание режима в исправительных учреждениях

Содержание режима лишения свободы определяется его основными функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания. Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся

1) к персоналу исправительных учреждений;
2) к осужденным;
3) к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях.

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима. К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пресечению с их стороны преступлений и иных правонарушений.

Изоляция от общества означает принудительное помещение осужденного на основании вступившего в законную силу приговора суда (ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса) в исправительное учреждение соответствующего вида, лишение его права свободного передвижения и ограничение социальных связей. Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание. Максимальная изоляция от общества имеет место в тюрьмах и колониях особого режима, минимальная – в колониях – поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденного. Она может снижаться (перевод на облегченные условия, предоставления права на передвижение без конвоя или без сопровождения, проживания осужденных в не колонии, выезды за пределы мест лишения свободы) или усиливаться путем водворения в штрафной изолятор, перевода в помещение камерного типа и т.д.

Изоляция осужденных осуществляется путем наружной охраны и надзора за ними. Охрана в исправительных учреждениях обеспечивается специальными подразделениями . Надзор за осужденными ведется службой безопасности исправительного учреждения. Он проводится в жилых помещениях и на производстве, в учебных помещениях, библиотеке, столовой, клубе, во время проведения воспитательных мероприятий.

На указанную службу возложены обязанности производства обысков помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и передач. Она осуществляет контроль за нахождением осужденных в жилых и производственных помещениях, пресекает с их стороны правонарушения.

В Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» детально урегулированы правила по обеспечению правопорядка и безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, граждан, находящихся на их территории . Согласно ст. 14 указанного Закона администрации предоставлено право: контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях; применения к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; административного задержания; досмотра и обыска осужденных и иных лиц, их вещей, транспортных средств на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним режимных территориях; изъятия запрещенных вещей и предметов.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях включает: порядок приема осужденных; правила их поведения во время работы и отдыха; перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных; перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе;порядок изъятия предметов, запрещенных к использованию; правила производства проверок свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным.

Как видно из приведенного перечня, правила, определяющие внутренний распорядок, в первую очередь адресованы администрации исправительных учреждений, поскольку она несет ответственность за состояние законности и правопорядка в этих учреждениях.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях детализируется в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемых Министерством юстиции РФ и согласованных с Генеральной прокуратурой РФ. В них подробно расписаны все элементы внутреннего распорядка, детализируется обязанности и права администрации исправительных учреждений, обязанности и права осужденных, определяются процедуры их реализации. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы (это компетенция Кодекса), а формулируют процедурные нормы, основная задача которых – детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания.

Важное значение для реализации режима исполнения наказания имеет нормативное обеспечение использования осужденными своих прав и выполнения, возложенных на них обязанностей, так как декларирование субъективных прав само по себе не создает условий для их использования. Поэтому многие статьи Уголовно-исполнительного кодекса, а также все нормы Правил внутреннего распорядка определяют порядок реализации прав осужденных. Так, ст. 96 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает условия и порядок передвижения осужденных без конвоя и сопровождения, т.е. определяет материальные нормы и процедуры их применения. Статьи 89 и 92 Уголовно-исполнительного кодекса предусматривают право осужденных на свидания и телефонные переговоры, соответственно в Правилах внутреннего распорядка определена процедура предоставления свиданий и телефонных разговоров. То же самое можно сказать о праве осужденных на получение посылок, передач, бандеролей (ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса).

Такие же правила действуют в отношении выполнения осужденными своих обязанностей. За нарушение требований режима к ним применяются меры взыскания (ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса), а в предусмотренных законом случаях – физическая сила, специальные средства и оружие (глава V Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в идее лишения свободы»).

Самостоятельную группу правил, обеспечивающих режим исполнения наказания, составляют нормы, направленные на предупреждение и пресечение и иных правонарушений со стороны осужденных. Их можно разделить на две основные категории: профилактические и пресекающие.

Большинство норм главы 13 Уголовно-исполнительного кодекса (ст. 82-86) по своему содержанию – профилактические. К ним относятся те из них, в которых зафиксированы запрещение использовать в местах лишения свободы деньги и ценные вещи, приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету.
Правила по организации контроля за осужденными направлены на профилактику преступлений и иных правонарушений. К ним относятся нормы, обеспечивающие надзор за осужденными, производство, обысков, досмотров и цензуру корреспонденции.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливают процедурные нормы профилактического характера: порядок изъятия у осужденных предметов, не разрешенных к использованию, порядок проверки наличия осужденных.

Правила, обеспечивающие пресечение преступлений и иных правонарушений, со стороны осужденных, сосредоточены в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса, регулирующий оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях, правила, предусмотренные ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса. Устанавливают основания и порядок введения режима особых условий в этих учреждениях. В Законе РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (ст. 26) персонал исправительных учреждений обязывается принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений. Глава 9 указанного Закона полностью посвящена порядку применения физической силы, специальных средств и оружия.

Правила отбывания наказания осужденными можно подразделить на правила, регулирующие поведение осужденных, устанавливающие распорядок дня, правила, обеспечивающие реализацию предоставленных им прав и выполнения, возложенных на них обязанностей, правила определяющие применение к ним средств исправительного воздействия, обеспечивающие социальную защиту осужденных.

Правила, регулирующие поведение осужденных и распорядок дня в конкретном исправительном учреждении, определяют образ их жизни во время отбывания наказания.
Нормы права устанавливают приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса). Обязательное условие реализации этого права: деньги должны быть заработаны трудоспособными осужденными в местах лишения свободы. Исключение делается для осужденных, получающих пенсии и социальные пособия (ч. 1 ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса).

Кроме заработанных, осужденные могут расходовать дополнительные средства на сумму, размер которой определяется видом исправительного учреждения, где они отбывают наказание (ст. 121, 123, 125, 131, 133 Уголовно-исполнительного кодекса). Например: в колонии общего режима они могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в объеме трех минимальных размеров оплаты труда (п. «а» ч. 1 ст. 121 Уголовно-исполнительного кодекса), а при переводе на облегченные условия содержания – без ограничения.

Для осужденных беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, эта сумма также не ограничена (ч. 5 ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса).

Кроме того, неограничен размер средств, разрешенным для расходования инвалидами I и II групп, лицами, находящимися в лечебных исправительных учреждениях (ч. 6 ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса). Для осужденных перевыполняющих нормы выработки или образцово выполняющих установленные задания, работающих в экстремальных условиях труда, органы власти субъектов РФ могут повысить размер средств, разрешенных для расходования (ч. 4 ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса).

Весьма важное нововведение Уголовно-исполнительного кодекса – предоставление осужденным права расходовать средства в последующие месяцы, если они не были реализованы в текущем месяце.

Учитывая большое воспитательное значение приобщения осужденных к обучению, а также к чтению, им разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях, а также без ограничения приобретать за счет средств, имеющихся на лицевых счетах, литературу через книготорговую сеть, письменные принадлежности, подписываться на газеты и журналы. Осужденному разрешается иметь при себе не более 10 экземпляров книг или журналов (ст. 95 Уголовно-исполнительного кодекса).

Осужденным запрещается получение, приобретение, хранение и распространение изделий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписка на них.

Ассортимент продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже, устанавливается Правилами внутреннего распорядка. Он состоит из продовольственных товаров, имеющихся в местной торговой сети. Более существенно осужденные ограничиваются в покупке промышленных товаров. Они могут приобретать в основном одежду, головные уборы, обувь, туалетные и канцелярские принадлежности и т.д.

Таким образом, сумма средств, которую осужденные могут использовать на личные нужды, зависит от вида исправительного учреждения, где они отбывают наказание, поведения, условий труда и состояния здоровья.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!