ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РИТУАЛОВ И ТРАДИЦИЙ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста
Исследование проходило на базе…, в нем приняло участие 14 учащихся 3 А класса, 8 девочек и 6 мальчиков. Возраст учащихся 8-9 лет.
Были использованы методики:
1 Методика Анкета для учителя «Признаки конфликтности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)
Оценка результатов:
Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл.
Подсчитать, сколько утверждений, по мнению учителя, может быть отнесено к ребенку.
15 – 19 баллов – высокий уровень конфликтности.
7 – 14 баллов – средний уровень конфликтности.
1 – 6 баллов – низкий уровень конфликтности.
Критерии выявления конфликтного поведения (оценка производится родителями) (М. Алворд и П. Бейкер)
Родителям предлагается следующая инструкция:
Пронаблюдайте за ребенком. Оцените по следующим критериям:
0 – 2 балла – высокий уровень конфликтности.
3 – 5 баллов – средний уровень конфликтности.
6 – 8 баллов – низкий уровень конфликтности.
Наблюдение – это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта [40]. Наблюдение является одним из основных методов при проведении психолого–педагогической диагностики детей младшего школьного возраста. Нами использовалось открытое наблюдение. Наблюдение проводилось по карте наблюдения.
— тест руки Вагнера, детский вариант. Исследование проводилось путем предъявления испытуемым серии картинок и их интерпретации.
— фрустрационный тест Розенцвейга, детский вариант. Исследование проводилось путем предъявления испытуемым серии картинок и их интерпретации.
— проективная методика «Дом-дерево-человек». Используется для диагностики личностного развития человека, может быть применима, начиная с дошкольного возраста. Анализировался симптомокомплекс агрессии, враждебности и конфликтности. Максимальный балл враждебности — 15 баллов.
Анкетирование проводилось с родителями и воспитателями.
Перечень вопросов для родителей:
- Какие агрессивные реакции характерны для Вашего ребенка?
- Когда Ваш ребенок бывает конфликтным?
- Какие ситуации способны вызвать у Вашего ребенка агрессивную реакцию?
Также с детьми была проведена нестандартизированная беседа
- Когда ты сердишься, как ты себя ведешь? Как ты сердишься?
- Что нужно сделать, чтобы тебя рассердить?
- Когда возникают ситуации, что тебе хочется кричать или топать ногами?
- Что тебя раздражает больше всего?
- Что делают родители, когда ты сердишься?
- Зачем нужно сердиться?
Наблюдение за поведением и общением обучающихся 3 класса проводилось во время их внеучебной деятельности, т.е. во время перемен и во второй половине дня. Метод наблюдения позволил выявить наличие межличностных конфликтов обучающихся и определить, что причинами их возникновения является споры и недопонимание. Из 14 человек в межличностных конфликтах участвует 8 человек: инициатором этих межличностных конфликтов являются 3 человека в классе. Возникают межличностные конфликты из–за споров, недопонимания, агрессивного поведения у 2 обучающихся. Они не только обзывают друг друга, но и могут подраться. Так же 8 человек постоянно участвует в межличностных конфликтах, 6 человек не участвует (рис.1).
Рис. 1. Результаты наблюдения
Беседа проводилась с педагогами, работающими с данным классом: классным руководителем, воспитателем, учителем: математики, русского языка, окружающего мира (5 педагогов).
В ходе беседы педагогам задавалось шесть вопросов. На первый вопрос «как часто возникают межличностные конфликты?»
4 человека – каждый день; раз в неделю – 1 человек (рис.2).
Рис. 2. «Как часто возникают межличностные конфликты?
На второй вопрос, «по каким причинам возникают межличностные конфликты?» из–за споров ответили– 4 человека; недопонимания – 3 человека, агрессивного поведения – 4 человека, не умения общаться – 1 человек (рис.3).
Рис. 3. По каким причинам возникают межличностные конфликты?
На третий вопрос «умеют ли они предупреждать межличностные конфликты?»– 5 человек – ответили «нет» (рис.4).
Рис. 4. Умеют ли дети предупреждать межличностные конфликты?
На четвертый вопрос «умеют ли дети разрешать межличностные конфликты?»– 5 человек – ответили «нет».
На пятый вопрос, «кто выступает зачинщиком межличностных конфликтов?» два мальчика из данного класса– 4 человека; один мальчик из данного класса– 1 человек.
На шестой вопрос, «сколько человек участвует в межличностных конфликтах?» 8 человек из класса – 4 человека, 6 человек из класса – 1 человек, 4 человека из класса – 1 человек.
Следует обратить внимание, что все респонденты высказались о наличии межличностных конфликтов в классе. Большая их часть связана с общением между детьми. Большая часть педагогов сталкивается с межличностными конфликтами каждый день. Причинами возникновения межличностных конфликтов является: недопонимание, споры, агрессивное поведение 3 обучающихся, при этом участниками проявляется в основном вербальная агрессия. Физическая агрессия наблюдается у 1 человека, в редких случаях.
Анализ результатов констатирующего этапа показывает, что в экспериментальной группе по Анкете для учителя высокий уровень конфликтного поведения показывают 7 детей (35%), средний уровень – у 9 детей (45%). Низкий уровень конфликтных проявлений – у 4 детей — 20%.
Высокий уровень конфликтности в экспериментальной групп по оценке родителей показали 6 детей (30%).
Средний уровень – у 11 детей (55%). Низкий уровень отмечается у 3 детей (15%).
Результаты по отдельным появлениям агрессивности представлены на рис. 5.
Рис. 5. Проявления агрессивного поведения школьников, средние показатели
У агрессивных школьников более выражена физическая агрессия (удары, драки, шипки, порча предметов и т.д.), аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из группы и т.д.), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить и т.д.), негативизм в физических действиях (все делает наоборот, мешает работать и т.д.), отказы от занятий, конфликтность.
У 7 детей зафиксированы самые высокие баллы по вербальной агрессии – 21%, у 7 детей – высокие показатели физической агрессии – 21%, у 6 детей – показатели негативизма в речи – 18%, у 3 детей – показатели аутоагрессии – 9%, у 4 детей – высокие показатели негативизма в физических действиях – 12%, у 2 детей высокие показатели негативизма в речи – 6%, у 4 детей – высокие показатели по шкале «отказы», у 2 детей зафиксированы высокие баллы вспыльчивости в речи – 6%, у 4 детей – высокие показатели вспыльчивости в физических действиях – 12%, у 6 детей повышенная конфликтность – 18%.
Далее мы исследовали проявления враждебности была использована карта наблюдений Стотта, 2 блока – враждебность по отношению к взрослым и враждебность по отношению к сверстникам. Результаты отображены на рис. 6-7.
Рис. 6. Уровень враждебности по отношению к взрослым
Как можно видеть на рис. 6, выраженная враждебность по отношению к взрослым у школьников встречается редко, всего у 6% из группы.
Рис. 7. Уровень враждебности по отношению к сверстникам
Как можно видеть на рис. 7, процент детей, у которых выражена агрессия по отношению к сверстникам, уже намного выше – четверть детей часто бывают агрессивны по отношению к другим детям.
3 Социометрический опрос Дж. Морено. В классе проводилась социометрия по методу Дж. Морено. Социометрический опрос – это способ изучения малых социальных групп с применением математических методов [35]. Задачи социометрического опроса:
1 Измерение степени сплоченности–разобщенности в группе.
2 Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии–антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые).
3 Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Социометрическое исследование показало следующие результаты, которые зафиксированы в социоматрице (Приложение) и в социограмме (рис. 5).
Рис. 8. Социограмма
Получены следующие результаты: в классе выявлено: «Социометрические звезды» – 1 человек; «Предпочитаемые» – 5 человек; «Принимаемые» – 6 человек; «Изолированные» – 2 человека (рис.9).
Рис. 9. Результаты социометрии
Мы можем сделать вывод, что уровень благополучия взаимоотношений в классе – низкий. Социометрический опрос показал, что зачинщиками являются те же самые дети, о которых сказали педагоги, во время беседы.
4 Тестирование. Для проведения тестирования использовались проективные техники. Проективные техники – это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт [1]. Проективная методика «Кактус» (Приложение).
Для проведения тестирования использовалось проективная методика «Кактус» автором является М.А. Панфилова. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Были получены следующие данные (рис. 10)
Рис. 10. Результаты методики «Кактус»
У 53% детей выявлен средней уровень выраженности зависимости и неуверенности в себе.
У 33% — средний уровень импульсивности, у 20% — ярко выраженная импульсивность.
У 27% детей – средняя выраженность демонстративности, у 33% — ярко выраженная демонстративность.
У 33% детей – средняя выраженность скрытости, у 27% — ярко выраженная скрытность.
У 33% детей – средне выраженная агрессивность, 40% — ярко выраженная агрессивность.
У 53% детей – средне выраженная тревожность, у 30% — ярко выраженная тревожность.
У 33% — средне выраженная экстраверсия, 40% — яркая экстраверсия.
У 53% — средне выраженное стремление к домашней защите, у 13% — ярко выраженное стремление к домашней защите и единению.
У 53% детей – средне выраженное одиночество.
Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, были сделаны следующие выводы: у 6 детей выявлена высокая степень агрессивного поведения (сильный нажим карандаша, наличие иголок, большое количество длинных иголок, иголки друг к другу близко расположены). При этом агрессивность была выявлена у детей, которые являются зачинщиками межличностных конфликтов в классе.
Второй тестовой методикой был проведен тест руки. Наглядно его результаты представлены на рис. 11.
Рис. 11. Результаты теста руки
Как видно на рис. 11, агрессивные ответы имеют наибольший процент среди всех остальных (32%), далее идут зависимость (18%), демонстративность (17%), активная безличность (14%), 10% — указание, 5% — коммуникация, 1% — увечность.
Таким образом, для испытуемой группы характерен довольно высокий уровень агрессивности.
Далее рассмотрим результаты теста Розенцвейга. Наглядно результаты представлены на рис. 12.
Рис. 12. Направленность реакции по тесту Розенцвейга
Как можно видеть на рис. 12, у большинства детей доминируют импунитивные реакции, то ситуация фрустрации в целом воспринимаются спокойно. У 25% доминируют экстрапунитивные реакции, то есть реакции, направленные на причину фрустрации, нередко агрессивные. 6% в ситуации фрустрации считают виноватыми себя.
Рис. 13. Тип реакции по тесту Розенцвейга
По типу реакции у большинства детей – необходимо-упортствующие (48%), то есть стремление добиться удовлетворения потребности констуктивным путем, у 34% — препятствено-доминантные, то есть агрессия на препятствие, у 18% реакции самозащитного типа.
Результаты методики «Дом-дерево-человек» представлены на рис. 14.
Рис. 14. Средние показатели по методике «Дом-дерево-человек»
Враждебность может проявляться в постоянном соперничестве, желании превзойти других, недоброжелательном отношении к другим, жадности, закрытости, раздражительности, нетерпении.
Качественный анализ показывает, что высокие показатели враждебности зафиксированы у 4 детей, то есть у 34%.
Конфликтность выражена у 40% детей.
Далее нами были обработаны результаты нестандартизированной беседы и беседы с родителями. Для удобства обработки была сразу выбрана классификация форм и типов агрессии, за основу взята классификация Басса-Дарки. Результаты представлены на рис. 15.
Исследование причин агрессивности младших школьников также проводилось с помощью нестандартизированной беседы и анкетирования родителей.
Были выделены такие причины агрессивного поведения:
— агрессия со стороны взрослого;
— агрессия со стороны других детей;
— агрессия как игровое действие;
— ущемление самостоятельности детей;
— отказы в чем-либо.
— недостаток внимания.
Результаты представлены на рис. 15.
Рис. 15. Причины агрессии и конфликтов младших школьников
Чаще всего агрессия возникает в ответ на удовлетворение желаний ребенка – 36%, далее – ущемление самостоятельности ребенка – 25%, далее – как ответ на агрессию других детей – 23%, далее – как элемент игры – 18%, и у 12% детей агрессия вызывается агрессией взрослых и недостатком внимания с их стороны.
Далее мы провели анализ корреляционных связей между формами и видами агрессивного поведения школьников и причинами. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Корреляционный анализ
агрессия со стороны взрослого | агрессия со стороны других детей | агрессия как игровое действие | ущемление самостоятельности детей | отказы в чем-либо | недостаток внимания | |
Агрессия (тест руки) | 0,54* | 0,41* | 0,23 | 0,31 | 0,54* | 0,15 |
Экстрапунитивные реакции | 0,21 | 0,19 | 0,05 | 0,56** | 0,43* | 0,17 |
Препятственно-доминантные | 0,22 | 0,33 | 0,03 | 0,47* | 0,53* | 0,30 |
враждебность | 0,56** | 0,57** | 0,15 | 0,13 | 0,05 | 0,61** |
физическая агрессия | 0,60** | 0,17 | 0,59** | 0,09 | 0,22 | 0,35 |
вербальная агрессия | 0,62** | 0,58** | 0,45* | 0,53* | 0,45* | 0,51* |
аутоагрессия | 0,38 | 0,12 | 0,65** | 0,11 | 0,25 | 0,45* |
вспыльчивость в физических действиях | 0,44* | 0,47* | 0,54** | 0,63** | 0,54* | 0,56** |
вспыльчивость в речи | 0,63** | 0,10 | 0,27 | 0,26 | 0,38 | 0,14 |
негативизм в физических действиях | 0,15 | 0,18 | 0,24 | 0,18 | 0,21 | 0,32 |
негативизм в речи | 0,54** | 0,19 | 0,17 | 0,55** | 0,43* | 0,41* |
отказы | 0,32 | 0,15 | 0,24 | 0,18 | 0,18 | 0,27 |
конфликтность | 0,54** | 0,23 | 0,16 | 0,27 | 0,43 | 0,21 |
Враждебность по отношению к взрослым | 0,52* | 0,15 | 0,03 | 0,46* | 0,62** | 0,58** |
Враждебность по отношению к сверстникам | 0,21 | 0,47* | 0,07 | 0,28 | 0,32 | 0,15 |
*р=0,5, **р=0,01
Были обнаружены следующие положительные корреляции:
— агрессивное поведение положительно коррелируется с такими причинами как агрессия со стороны взрослых и детей, отказы в удовлетворении желаний, чем выше уровень агрессивности, тем чаще она проявляется по этим причинам.
— показатели экстрапунитивных и припятственно-доминантных реакций положительно коррелируются с такими причинами как ушемление самостоятельности и отказы;
— враждебность положительно коррелируется с агрессией со стороны взрослых и детей, недостатком внимания;
— физическая агрессия наиболее часто проявляется в ситуации агрессии со стороны других детей и в агрессивных играх;
— вербальная агрессия проявляется во всех ситуациях – агрессия со стороны взрослых и детей, агрессивных играх, ущемлении самостоятельности, отказах, недостатке внимания;
— аутоагрессия проявляется в агрессивных играх и при недостатке внимания;
— вспыльчивость в физических действиях проявляется во всех ситуациях – агрессия со стороны взрослых и детей, агрессивных играх, ущемлении самостоятельности, отказах, недостатке внимания;
— вспыльчивость в речи проявляется в ситуации агрессии со стороны взрослых;
— негативизм в речи проявляется в ситуации агрессии со стороны взрослых, ущемлении самостоятельности, отказах, недостатке внимания;
— конфликтность проявляется в ситуации агрессии со стороны взрослых;
— Враждебность по отношению к взрослым проявляется в ситуации агрессии со стороны взрослых, ущемлении самостоятельности, отказах, недостатке внимания;
— Враждебность по отношению к сверстникам проявляется в ситуации агрессии со стороны других детей.
Таким образом, по результатам проведённого диагностического исследования было установлено, что межличностные конфликты в данном классе возникают каждый день. При этом инициаторами межличностных конфликтов являются одни и те же обучающиеся– 6 человека. Причинами возникновение межличностного конфликта является агрессивное поведение, споры, недопонимание. Для того, чтобы снизить уровень межличностных конфликтов, а также агрессивность двух обучающихся, следует провести комплекс мероприятий, направленный на вторичную профилактику межличностных конфликтов младших школьников.
2.2. Комплекс ритуалов и традиций, влияющих на снижение уровня конфликтности младших школьников
Вначале рассмотрим, что представляют из себя ритуалы и традиции в общем. Ритуал – «(от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религиозный обряд, торжественная церемония) одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения» [21, с. 76].
Важность ритуала была осознана еще на самых ранних этапах развития цивилизации и человеческого общества. Без ритуалов инициации невозможно представить себе жизнь древнейших племен и некоторых современных малоразвитых обществ. Таинство родов, достижение мальчиками 7-летнего возраста, а потом юношеского, переход девушки в статус невесты, становление главы семьи, племени или рода, смерть человека, обряд захоронения – все эти архетипические события сопровождались определенными ритуалами, несущими важный трансформационный смысл. До ритуала и после были совершенно разные реальности, но важным фоном любого ритуала была вписанность в систему общественных отношений. Смысл ритуалов – в упорядочении жизни, возможности внести в нее иное, неявное, архетипическое значение. Лишенные утилитарной функции, ритуалы ценны как вехи психологической жизни общества.
Сегодня, после революций, войн и потрясений, ниспровержения религиозных ценностей ритуал оказался вытесненным из жизни общества в своей классической форме – как таинство. Он сохранился в жизни религиозных сообществ и отдельных народностей. Но если взять среднестатистического европейца, то его жизнь бедна классическими ритуалами. Однако, потребность в них столь сильна, что человек привнес новые ритуалы в свою повседневность. Они не столь символичны, лишены помпезного сопровождения и осуществления, но, изменив форму, все еще продолжают существовать и даже активно влиять на повседневную жизнь.
Кроме сакральной функции, ритуалы также всегда выполняли и социализирующую роль, являясь регуляторами поведения.
В организационной психологии ритуалы и обряды являются важной частью корпоративной культуры.
Условием организации любой коммуникации является ее ритуальный характер, специфическая пространственная среда, соблюдение определенных конвенций, опора на национальные, профессиональные традиции и нормы общения. Коммуникативные формы могут быть торжественными, рамочными, ритуальными актами (различные церемонии, праздники, посвящения, чествования, презентации, торжественные собрания и пр.) [1]. Более того, элементы ритуала обнаруживаются практически во всех разновидностях дискурса. Под ритуалом принято понимать повторяющиеся, систематические действия, постепенно становящиеся привычными, имеющие значение для всех участников взаимодействия; а также ожидаемое поведение, распределение ролей, которые участники избирают добровольно и преднамеренно [2].
Подробное описание отличительных признаков ритуала представлено в работах американского психолога Э. Эриксона. Подлинные ритуалы определяются следующими признаками:
− их общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами;
− развитие по стадиям определенного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий на более поздних этапах приобретают символическое значение;
− игровой характер ритуала, т. е. способность сохранять новизну при многократных повторениях [36].
Выделяют несколько типов коммуникативных ритуалов: приветствия и прощания, представления кого-либо, извинения, оправдания, обвинения, защиты, переговоры, утверждения, подтверждения и исправления ошибок и пр. Коммуникативные ритуалы играют особую роль в идентификации личности в коллективе, определяют статус и иерархичность участников ситуации общения. Участники ситуации общения не могут вести себя произвольно, не соблюдая определенных правил, которые и обеспечивают нормальное течение коммуникации. Иными словами, участники придерживаются определенной социальной практики, которая может быть специфичной для разных институтов.
Ритуалы и традиции, которые могут быть применимы в начальной школе мы также относим к коммуникативным.
Ритуалы и традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Каждая традиция, соответствующая возрастным особенностям детей решает определенные образовательные и воспитательные задачи.
Ритуалы и традиции можно разделить на три категории:
— групповые традиции-ритуалы
— общекультурные традиции
— праздники
В качестве наиболее известного коммуникативного обряда примирения в детском сообществе можно привести мирилки – короткие забавные стишки, которые используются детьми для того, чтобы помириться.
Мы предположили, что в начальной школе также необходимо ввести ритуалы, которые обозначают выход из конфликта:
- Кубик примирения. Поссорившиеся дети встают вместе на гимнастический куб и стоят так 5 мин., помогая друг другу удержаться.
- Кукла-мирилка. Игрушка – мирилка «Доброе солнышко», представляет собой вязанную мягкую игрушку с разноцветными ладошками, где желтый круг — символ доброты, тепла, единения, целостности; разноцветные лучи – ладошки (с целью обратить внимание детей на то, что «все мы разные, и поэтому нужно стараться понимать друг друга и прощать»), а сердце с обратной стороны солнышка – символ любви к ближнему.
«Мирилку» располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из – за чего у них произошла ссора. После этого дети прикладывают руки на любую ладошку солнышка и вместе проговаривают мирилку.
Ежедневные ритуалы приветствия: «Пожелай доброго дня», «Скажи комплимент соседу по парте».
Групповые традиции-ритуалы
«Утреннее приветствие»
Перед началом уроков педагог собирает детей вместе в круг и проводит утренний ритуал приветствия (посредством игры, стихов с действиями, выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день.
Например:
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
— Ребята, давайте улыбаться друг другу и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день (затем, любая хороводная игра)
Также можно использовать как физкультминутку.
В ритуал может включаться обсуждение планов на предстоящий день. Педагог внимательно выслушивает пожелания детей, делится с ними своими планами, и принимает согласованное решение на основе обсуждения всех предложений.
«Поговорим о хорошем»
День прошел, подкрался вечер,
Скоро мы домой пойдем
Сядем рядом мы друг к другу
И итоги подведем.
Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Затем педагог предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня. После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей.
«Умелые ручки»
Изготовление подарков к празднику, выполнение коллективных работ своими руками. Эта традиция помогает осознавать ребенку собственную значимость, устанавливает в группе благоприятный климат, развивает творческие навыки.
- Общекультурными традициями являются следующие формы:
«День рождения»
Празднование Дня рождения развивает способность к сопереживанию радостных событий, вызывать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе. С детьми проводится традиционная хороводная игра «Каравай»; поются величальные песенки для мальчика или для девочки.
Традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф