Заявка на расчет
Меню Услуги

Родительские права и обязанности по воспитанию детей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Оглавление

Введение
1 Общая характеристика прав и обязанностей родителей по воспитанию детей
1.1 Исторические этапы эволюции представлений о родительских правах и обязанностях по воспитанию детей
1.2. Понятие и особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей
2 Реализация прав и обязанностей родителей по воспитанию детей
2.1 Особенности реализации личных неимущественных отношений родителей по воспитанию детей
2.2 Ответственность родителей за нарушение родительских прав и обязанностей по воспитанию детей
Заключение
Список использованных источников
Приложения

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что защита детства является важнейшей государственной задачей. Для ее реализации требуются усилия различных ведомств и всех ветвей власти. Улучшение положения детей в обществе, их надлежащая социальная защита и охрана безопасности, создание благоприятных условий для жизни и развития является обязательным условием демократического правового государства.
В настоящее время существует ряд вопросов, требующих повышенного внимания в области обеспечения ненадлежащего воспитания несовершеннолетних родителями или законными представителями.
Так, в частности, остаются не решенными проблемы, связанные с обеспечением обязанностей родителей заботится о своих детях. Конкретный порядок реализации данного права в законодательстве РФ не предусмотрен.
В силу ст. 71 (п. «в») и ст. 72 (п. «б», «к» ч. 1) Конституции РФ федеральный законодатель должен осуществить дальнейшее правовое регулирование конституционной обязанности родителей заботиться о детях, то есть установить в отраслевом законодательстве определенные правила, вытекающие из конституционных предписаний и соответствующие конституционным целям и принципам.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Предмет исследования составляет совокупность правовых норм, регулирующий порядок исполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, а также основания и порядок привлечения за неисполнение или не надлежащее исполнения родителями своих обязанностей.
Целью настоящей работы является анализ теоретических и практических аспектов исполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей; выявление проблем функционирования института исполнения родительских обязанностей и разработка на основе проведенного анализа рекомендаций по усовершенствованию законодательства.
Задачи исследования:
1. Изучить исторические этапы эволюции представлений о родительских правах и обязанностях по воспитанию детей;
2. Выявить понятие и особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей;
3. Проанализировать современное российское законодательство, регулирующее вопросы исполнения родителями своих обязанностей.
4. Изучить правовые принципы исполнения обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей.
5. Изучить ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
6. Выявление проблем функционирования института исполнения обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей и разработка рекомендаций по их разрешению.
Методологические основы исследования. В исследовании использованы, наряду с логическими операциями: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, формализация, аналогия и другие, применяются специальные методы познания: герменевтический, экзистенциально–ценностный, формально– юридический (догматический).
Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, нормы семейного законодательства (СК РФ), уголовного и административного законодательства (УК РФ, КоАП РФ) федеральные законы (Федеральный закон от 15.11.1997 № 143–ФЗ «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 19.05.1995 № 81–ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Эмпирическую базу исследования составляют материалы судебной практики, опубликованная практика Верховного суда РФ, статистические данные информационного центра МВД РФ, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда «Общественное мнение».
Теоретическую основу работы составляют учебные пособия, монографии, публикации в научных журналах. В основу работы положены труды ученых, занимающихся проблемами исполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей: М.В. Антокольская, С.Л. Банщикова, Г.В. Богданова, Л.Н. Вахрамеева, В.В. Виноградов и др. Вопросы правовой охраны интересов несовершеннолетних от преступных посягательств изучались в трудах И.Н. Туктарова, А.С. Мордовец, А.Я. Тупица и др.
Структура работы соответствует логике исследования, включая введение, две главы, заключение, список литературы.

1 Общая характеристика прав и обязанностей родителей по воспитанию детей

1.1 Исторические этапы эволюции представлений о родительских правах и обязанностях по воспитанию детей

Такой проблеме, как личностное становление детей, в нашей стране на данный момент уделяется значительное внимание; при этом в случае преступных действий в отношении несовершеннолетних со стороны лиц, на которых возложены обязанности по их воспитанию и уходу за ними, виновные несут ответственность, в т.ч. уголовную. Следует отметить, что институт нормативного регулирования родительских обязанностей в отношении детей прошёл долгий путь развития.
На начальном этапе общественного развития, в первобытной общине, абсолютным правом в отношении новорожденного ребенка обладал его отец; по сути, именно отец решал, жить ребёнку или умереть (следует отметить, что убивали преимущественно девочек, как менее полезных общине). В древности наши предки, славяне, продавали (или отдавали даром) своих детей в чужие семьи, если не могли обеспечить их необходимым. [39, с. 452] Жизнь ребёнка была признана большей ценностью с точки зрения общества, когда социальная жизнь стала подчиняться законам христианской церкви; так, в одном из документов XII столетия преступлением объявляется даже неумышленное убийство ребёнка (в том случае, если родители, будучи пьяны, «заспали» дитя, т.е. случайно удушили во сне собственным весом). [41, с. 189] Кроме того, на родителей, в соответствии с христианскими догмами, возлагались обязанности по воспитанию своих детей; при этом наиболее действенным педагогическим средством считались физические наказания. Вместе с тем, церковь считала заслуживающими суровой кары такое деяние, как изгнание плода (или попытка такового), которое, фактически, приравнивалось к детоубийству. Запрет налагался и на любые действия, направленные на предотвращение беременности.
Согласно одному из положений Ярославова устава, родители были не вправе препятствовать желанию своих детей вступить в брак; тот же источник предусматривал наказание за блуд между детьми и родителями (вертикальный инцест).
В позднем Средневековье на Руси основными нормативными источниками были Русская Правда, а также различные Судебники, последний из которых относится к концу XVI века; эти акты содержали некоторые статьи, регулирующие наследственные права детей, однако уголовно-правовая защита их прав и интересов в Судебниках не предусматривалась.
Относительно наследственных прав нормы т.н. Пространной Русской Правды устанавливали порядок наследования детьми за отцом в отсутствие завещания, правила сохранения имущества, полагающегося малолетнему наследнику, до его совершеннолетия, а также порядок наследования за отцом в случае повторного брака матери. Аналогичные положения были закреплены также в Судебниках 1497-го и 1550-го гг.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что, согласно русскому законодательству XI–XIV веков, при совершении родителями преступных действий в отношении своих малолетних детей последние не рассматривались законом как потерпевшие.
Все отрасли русского светского права, сформированные к тому времени, нашли своё развитие в изданном в сер. XVII в. известнейшем нормативном акте своей эпохи – Соборном Уложении; согласно его положениям, под государственную юрисдикцию перешло рассмотрение многих преступлений, до этого момента подсудных только церковным судам. В Уложении впервые в отечественной истории была предусмотрена уголовная ответственность для родителей за убийство ребёнка (или посягательство на таковое); в частности, самые суровые санкции (смертная казнь без права помилования) налагались за убийство матерью внебрачного ребёнка (как и соответствующее поручение от матери тому или иному лицу). [40, с. 97] Вместе с тем, интересы родителей нормативное право той эпохи защищало в большей степени, чем права и интересы детей; в частности, смертной казнью «безо всякия пощады» каралось родителеубийство. За обращение в суд с челобитной на собственных родителей была предусмотрена такая мера ответственности, как т.н. «торговая казнь» (при последующей выдаче родителям пожаловавшегося на них ребёнка); то же наказание предусматривалось за следующие преступления в отношении родителей: нанесение побоев, непочтение, отказ содержать престарелого родителя, присвоение имущества родителей и т.д. [39, с. 70] Однако отличие Соборного уложения от нормативных документов, которые действовали ранее, состояло также и в том, что оскорбление детей отныне также причислялось к преступлениям. Так, за оскорбление чести и достоинства девушки (незамужней) ей полагалось возмещение морального ущерба в размере 4-х окладов её отца; значительно меньшая сумма выплачивалась за оскорбление несовершеннолетнего сына.
Изданный в 1715-м году, уже в петровскую эпоху, Воинский артикул был, безусловно, значительно более развитым в правовом отношении нормативным актом, нежели Соборное уложение; в нём уже 2 главы предусматривали ответственность за преступные деяния, направленные против личности. В частности, были выделены в отдельный вид преступления против половой неприкосновенности, а в главе об убийстве предусматривались квалифицирующие признаки в соответствии с объектом преступления – убийство малолетнего ребёнка, убийство родителей или одного из них, причём именно за эти преступления предусматривалось наиболее суровое наказание.
Фактически, это был первый случай в истории развития отечественного законодательства, когда одни и те же санкции были предусмотрены в интересах уголовно-правовой защиты родителей и детей; ещё одним специфическим отличием указанного акта от предшествующих было то, что, в соответствии с ним, предусматривалась ответственность за половое насилие над детьми обоих полов.
В дальнейшем развитие анализируемой правовой сферы характеризуется очередным расширением прав родителей в отношении детей; в частности, в 70-х гг. XVIII Екатериной Великой был издан Указ о принятии особого нормативного документа – Учреждения для управления губерний, согласно которому родители наделялись правом заключать в т.н. «смирительные дома» своих детей, которые вели себя ненадлежащим образом; т.е., фактически, власть родителя над своим ребёнком стала неограниченной.
Уголовная ответственность для родителей была предусмотрена исключительно за убийство малолетнего ребёнка (либо покушение на него), и такое положение вещей сохранялось в российском законодательстве до позапрошлого столетия. Вместе с тем, половая неприкосновенность несовершеннолетних, а также их честь и достоинство также по-прежнему подлежали правовой защите. )–у
Очередное совершенствование отечественного уголовного права пришлось на период между серединой XIX и началом XX века; так, расширение дифференциации правовых норм отразилось в изданном в 1845-м году «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных», которое подразделялось, прежде всего, на Общую и Особенную части, поделенные, в свою очередь, на разделы, главы и т.д. В данном нормативном акте внимания заслуживает также введение положений, предусматривающих защиту прав и интересов малолетних детей (в частности, от правонарушений со стороны лиц, несущим обязанности по воспитанию этих детей); кроме того, в 11-м разделе («О преступлениях против прав семейственных») закреплялись права ребёнка на половую неприкосновенность, обеспечение нормального воспитания и развития и пр.
Для законотворчества рубежа XIX и XX вв. характерны процессы усиления уголовно-правовой защиты несовершеннолетних лиц, а также криминализации правонарушений, совершаемых родителями в отношении детей (в т.ч. связанных с процессом воспитания).
Например, в вышеупомянутом Уложении 1845-го года были закреплены положения, в соответствии с которыми злоупотребления в ходе воспитания ребёнка рассматривались как преступление; но наказание за жестокое обращение с детьми впервые было предусмотрено только в Уложении 1903-го года, что подтверждает несомненное развитие анализируемой правовой сферы в сравнении с предыдущими периодами.
Всё законодательство РИ было пересмотрено после Октябрьской революции 1917-го года; в первые годы советской власти основные правовые положения были выражены в издаваемых новым правительством декретах. Декрет, принятый Совнаркомом весной 1920-го года и посвящённый обвинению несовершеннолетних в преступлениях, а также Постановление Наркомпросвета, изданное в июле того же года и содержащее руководство для комиссий по делам несовершеннолетних, закрепляли за указанными органами обязанность по немедленному привлечению в ряде случаев взрослых граждан к судебной ответственности, а именно:
1) за побуждение несовершеннолетних лиц к совершению преступлений;
2) за попустительство преступной деятельности несовершеннолетних, а также за соучастие в данной деятельности;
3) за сводничество в отношении малолетних детей, за склонение их к занятиям проституцией;
4) за незаконное использование труда несовершеннолетних лиц;
5) за проявление жестокости в отношении несовершеннолетних.
Отсюда можно сделать вывод о том, что в первые годы советской власти отечественное право опиралось в анализируемой сфере на уголовно-правовые нормы, действовавшие до Революции; отличие первых советских декретов, на которое указывал, в частности Швеков Г.В., состояло в том, что предусмотренные в них санкции были крайне неопределёнными.[49, с. 133] В послереволюционный период первым кодифицированным нормативным актом в уголовном праве выступил вступивший в силу в 1922-м году Уголовный кодекс РСФСР; структурный раздел, посвящённый преступным посягательствам на семейные права и права несовершеннолетних, в данном УК отсутствовал, т.е. отсутствовали и положения, касающиеся защиты прав несовершеннолетних в ходе воспитательного процесса. При этом по другим разделам Кодекса были достаточно бессистемно разбросаны нормы, предусматривающие ответственность за нарушения указанных прав; например, в рамках раздела, посвящённого нарушениям норм, касающихся отделении церкви от государства, была размещена статья, согласно которой под угрозой наказания в форме принудительных работ налагался запрет на преподавание несовершеннолетним учащимся образовательных учреждений любых элементов религиозных учений. В данной норме, как представляется, в полной мере был отражён принцип свободы совести в применении к подрастающему поколению.
Следует отметить также 148-ю статью Кодекса, предусматривавшую ответственность за склонение несовершеннолетнего (либо недееспособного) лица к суициду (в том случае, если последовала, как минимум, попытка такового); таким образом, обеспечивалась законодательная защита права несовершеннолетнего на жизнь, учитывая, что под чужим влиянием человек с неокрепшей психикой и недостаточным опытом может совершить непоправимое.
В 162-й статье предусматривалась ответственность за подмену (похищение) чужого ребёнка из любых побуждений (из личной выгоды, мести, неприязни и пр.), в 163-й – оставление несовершеннолетнего лица в опасности, в ст. со 166-й по 168-ю и в 171-й – за посягательства на половую неприкосновенность несовершеннолетнего.
В 1922-м году положения вышеупомянутого Кодекса были внесены определённые изменения, относящиеся к защите прав детей, в соответствии с принятым в Совнаркомом и ВЦИК Декретом; в число указанных изменений, в частности, вошли такие, как лишение родительских прав в качестве меры социальной защиты по 46-й статье; та же мера в случае злоупотребления родительскими правами по статье 49-а; возможность ужесточения наказания в том случае, если потерпевший по тем или иным причинам зависел от виновного, в т.ч. как находящийся на попечении несовершеннолетний, по статье 26-а, и т.д. В данном случае нововведения были объединены таким признаком, как несовершеннолетие потерпевшего в качестве квалифицирующего признака, обуславливающего ужесточение наказания. [45, с. 14] В соответствии с Постановлением ВЦИК от 16.10.1924 г., Кодекс был дополнен новой статьёй 165-а, предусматривавшей для недобросовестных родителей уголовное наказание в виде штрафа, принудительных работ или лишения свободы за отсутствие надлежащего материального содержания своих детей, в т.ч. за отказ выплачивать алименты, а также за отсутствие надлежащей поддержки детей, что подразумевало, в частности, пренебрежение родительскими обязанностями (со стороны обоих родителей или одного из них), обуславливающее безнадзорное положение детей. Впрочем, здесь можно усмотреть стремление советского законодателя, скорее, не к защите прав несовершеннолетних, а к сокращению беспризорности, а также детской и подростковой преступности.
В 1926-м году была принята новая редакция Уголовного кодекса, однако в анализируемой сфере практически никаких изменений внесено не было.
Следующая редакция Кодекса вступила в законную силу только с начала 1961-го года; положение об ответственности за ненадлежащее исполнение родителями и опекунами своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в данной редакции также не было предусмотрено, однако увеличилось число статей, предусматривающих защиту прав и интересов детей.
Например, в 3-ю главу Кодекса, посвящённую преступным преступлениям против личности, в период 1970-1995 гг. были включены новые статьи, в соответствии с которыми уголовная ответственность наступала в следующих случаях: по статье 124.1 – за разглашение тайны усыновления, по статье 125.2 – за торговлю малолетними.
Были внесены соответствующие изменения также в главы, посвящённые хозяйственным преступлениям, а также преступлениям против здоровья населения, общественного порядка и безопасности – в них включены статьи, предусматривающие ответственность за незаконное усыновление, за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и одурманивающих средств и т.д. В 70-80 гг. прошлого столетия развитие в нашей стране данной правовой сферы было предопределено принятыми на себя государством в области защиты семейных прав и прав детей международными обязательствами.
В частности, Трофимовым Н.И. было внесено предложение о выделении в уголовном законодательстве специального раздела, посвящённого преступным посягательствам на права и интересы семьи и несовершеннолетних детей[44, с. 5]; в свою очередь, Савельева В.С. и Тупица А.Я. полагали, что наименование такого раздела следует сформулировать с учётом также преступлений против подрастающего поколения (молодёжи). [46, с. 7] Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в советский период развитие отечественного законодательства в части, касающейся ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, характеризуется сужением, в сравнении с дореволюционным периодом, перечня правонарушений, направленных против несовершеннолетних (в частности, из законодательства была исключена норма об ответственности за жестокое обращение с детьми).
Следует отметить, что на первоначальном этапе развития данного правового института, с точки зрения государства, обеспечение правовой защиты соответствующих общественных отношений представляла собой, в сравнении с другими вопросами (например, необходимостью снижения подростковой преступности), незначительный интерес. В дальнейшем, ввиду того, что наша страна вступила в определённые международные соглашения, относящиеся к обеспечению прав ребёнка и семьи, соответствующие задачи были включены государством в число приоритетных, а в уголовном праве было увеличено число составов, предусматривающих ответственность за нарушения указанных прав, однако ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей всё равно не была законодательно закреплена.
В дальнейшем распад Советского Союза обусловил необходимость радикального пересмотра всей правовой системы в целом, что было связано с существенными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
В сфере обеспечения и защиты прав несовершеннолетних были приняты такие нормативные акты, как президентский Указ № 543 от 1-го июня 1992-го года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», а также правительственное Постановление № 610 от 21-го августа 1992-го года «О неотложных мерах по улучшению положения детей»; в указанных документах предусматривались, в частности, такие меры, как улучшение качества питания детей, предоставляемых несовершеннолетним медицинских услуг, обеспечение надлежащей социальной защиты детей с неизлечимыми заболеваниями, многодетных семей и т.д.
В 38-й статье принятого в 1993-м году Основного закона страны была закреплена обязательная защита со стороны государства в отношении интересов семьи, материнства и детства; в том же году была начата масштабная работа, направленная на систематизацию и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу охраны прав, свобод и охраняемых законом интересов детей. В данной сфере разрабатывалось и принималось множество нормативно-правовых актов – как законодательных, так и подзаконных.
Следует также отметить тенденцию к усилению значимости обеспечения несовершеннолетнему правовой защиты от злоупотреблений лиц, на которых возложены обязанности по уходу за ним и его воспитанию (включая не только родителей и педагогов общеобразовательных учреждений, но также персонал лечебных, воспитательных и прочих организаций, выполняющий функции по надзору за детьми); в соответствующих законодательных положениях была предусмотрена уголовная ответственность за недобросовестное выполнение указанных обязанностей, в том случае, если таковое сопровождается жестоким обращением с ребёнком.
Таким образом, по результатам анализа исторического развития в отечественной правовой системе рассматриваемого института, можно выделить в данном процессе три основных этапа:
— 1-й этап (рубеж XIX-XX вв.), для которого характерно развитие юридических средств и инструментов защиты прав несовершеннолетнего (в т.ч. – в ходе воспитательного процесса), включая его физическую неприкосновенность, а также криминализация определённых действий в отношении несовершеннолетних со стороны родителей и опекунов;
— 2-й этап (1917-1996 гг.), характеризующийся сужением перечня преступлений в отношении несовершеннолетних, а также, фактически, декриминализацией жестокого обращения с детьми; в УК РСФСР, несмотря на существенное расширение института защиты прав несовершеннолетних, не была предусмотрена ответственность за пренебрежение обязанностями по воспитанию детей;
— 3-й этап (1996 год – наст. вр.), характеризующийся повышением общественной значимости обеспечения правовой защиты несовершеннолетних, в т.ч. от злоупотреблений со стороны лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию и уходу за ребёнком; преступления против семьи и детей выделяются в самостоятельный раздел отечественной уголовно-правовой системы, причём в УК РФ введена статья, предусматривающая ответственность за неисполнение (либо ненадлежащее исполнение) обязанностей, связанных с воспитанием детей. Вместе с тем, указанная законодательная норма по-прежнему нуждается в уточнении и развитии.
Логично предположить, что для каждого из этапов исторического развития рассматриваемого правового института характерны те приоритеты, которые были основополагающими с точки зрения правящих классов и ведущих политических сил. Введение в законодательство норм, касающихся ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, действующих на настоящий момент, обусловлено тем, что в РФ, начиная с сер. 90-х гг. прошлого века, декларируется становление правового государства.
Итак, по итогам исторического анализа отечественного законодательства в части, касающейся ответственности родителей (опекунов) за пренебрежение обязанностями по воспитанию несовершеннолетнего, можно назвать две определяющие тенденции в данной сфере – 1) к уголовно-правовой защите несовершеннолетнего от злоупотреблений со стороны родителей (опекунов); 2) к повышению общественной значимости обеспечения уголовно-правовой защиты прав несовершеннолетнего лица, включая его право на физическую неприкосновенность и нормальное развитие.

1.2. Понятие и особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей

Под конституционной обязанностью подразумеваются закреплённые в Основном законе императивные предписания, касающиеся правил поведения в той или иной сфере, предусмотренные в интересах всего общества и государства в целом. [40, с. 54] К таковым относится и конституционная обязанность родителей по отношению к детям, под которой подразумевается необходимость содержать и воспитывать детей, обеспечивать их здоровье, безопасность, необходимый уровень образования и надлежащие условия жизни; данная обязанность является одной из приоритетных гражданских конституционных обязанностей, поскольку именно в результате выполнения родителями закреплённой в Конституции обязанности заботиться о своих детях обеспечивается воспитание членов демократического общества, осознающих собственные обязанности перед социумом и государством, уважающих законность, способных считаться с правами и интересами окружающих.
Реализация указанной конституционной обязанности обеспечивается за счёт системы определённых политических, социально–экономических и правовых гарантий, а именно:
1) разработка и внедрение на государственном уровне эффективной политики в области защиты прав семьи и ребёнка;
2) достойный уровень жизни семьи;
3) определённая система материального стимулирования семей с детьми;
4) функционирование на федеральном уровне системы органов и структур, ведущих с семьями и детьми работу, направленную на профилактику таких негативных явлений, как социальное сиротство, беспризорность и безнадзорность, подростковая преступность и пр.;
5) обеспечение юридической грамотности родителей;
6) законодательное закрепление ответственности родителей (опекунов) за пренебрежение своими обязанностями по воспитанию детей.
Необходимость реализации рассматриваемой обязанности обусловлена потребностью в обеспечении полноценного личностного развития ребёнка. [41, с. 243] Законодатель при этом не даёт никаких объяснений относительно конкретных действий по личностному развитию ребёнка, а также основных его направлений; это одновременно можно расценивать и как положительный фактор, и как отрицательный, поскольку, обеспечивая родителям и опекунам известную свободу выбора, данный фактор в то же время способен привести к нежелательным результатам воспитания. Это обуславливает целесообразность внесения в текст соответствующей конституционной статьи необходимых положений не императивного, но рекомендательного характера.
Обязанность родителей по воспитанию детей, закреплённая Конституцией, представляет собой явление социального характера, зародившееся в ходе развития общественных отношений, вследствие которого сформировалась определённая взаимозависимость между обществом и индивидом, обусловившая необходимость первичной передачи определённого комплекса социальных знаний.
Наиболее значимым родительским правом является право на воспитание детей.
Данное право, по мнению Антокольской М.В выражается в совокупности действий, направленных на оказание определенного положительного влияния на ребенка. [34, с. 129] Долгов Ю.Г. при этом отмечает, что родительские права связаны с соблюдением интересов самих детей, при учёте также общественных интересов. [42, с. 11] По мнению Ахметьяновой З.А., сама дефиниция «правообязанности» (т.е. права, соединённого с обязанностью) в актуальных правовых реалиях является ошибочной; т.е. речь может идти либо о праве, либо об обязанности, тогда как введение подобных нежизнеспособных понятий может привести только к недопониманию законодательных норм, что препятствует их правильному применению. [36, с. 233] Как полагают Чефранова Е.А., Казанцева А.Е. и некоторые другие авторы, совпадение между собой родительских прав и обязанностей невозможно уже потому, что правовые плоскости, в которых они действуют различны – так, они могут действовать как между детьми и родителями, так и между родителями и государством. [39, с. 84] На обязанность родителей в отношении государства (применительно к воспитанию детей) указывает также Богданова Г.В. [26, с. 125] Государство при закреплении основного круга прав и обязанностей указанных субъектов, определении их правомочий, а также инструментов правовой защиты исходит из необходимости обеспечения максимально возможной защиты их прав и законных интересов; все императивные распоряжения и налагаемые запреты предопределены именно указанной необходимостью.
Самой логичной, по мнению автора настоящей работы, можно назвать точку зрения, предусматривающую концепцию «симметричных» прав и обязанностей, гармонично объединённых друг с другом (хотя и не во всех случаях совпадающих, по причине участия в соответствующих правоотношениях различных правовых субъектов).
Специфика правоотношений в анализируемой сфере обусловлена ещё и тем, что данные отношения формируются между самыми близкими людьми; при этом правовое регулирование практически не может охватывать внутреннее содержание родительских прав, ограничиваясь установлением пределов их реализации.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
Родительские обязанности должны исполняться с самого рождения ребёнка и до возникновения следующих обстоятельств:
а) достижения детьми совершеннолетия;
б) вступления несовершеннолетних детей в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ);
в) объявления несовершеннолетнего дееспособным;
г) усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия по решению суда (эмансипация) в соответствии со ст. 27 ГК РФ.
В Конституции РФ установлен приоритет семейного воспитания. Это означает, что все необходимые условия для жизни и развития ребенок получает именно в семье. И некоторые другие условия не могут полноценно заменить ребенку семью.
Обратимся к правовой природе основных обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей.
В России вопросы воспитания детей регламентируются прежде всего Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ).
Так, в подп. 1 п. 2 ст. 54 СК РФ указывается, что ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства.
В то же время в подп. 1 п. 1 ст. 63 СК РФ закреплено положение о том, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, имея при этом преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
В п. 1 ст. 61 СК РФ установлено, что оба родителя наделяются равными правами и обязанностями по воспитанию ребенка.
Таким образом, важным принципом семейного воспитания является равенство родителей.
Данный принцип основывается на том, что только совместное воспитание обоими родителями ребенка позволяет обеспечить соответствующий результат в реализации прав и интересов ребенка [38, с. 176].
Отсюда следует, что родитель не должен препятствовать второму родителю принимать участие в воспитании общего ребенка. При этом за каждым родителем сохраняется обязанность в осуществлении контроля над действиями второго родителя.
Таким образом, можно сделать выводу, что между подп. 1 п. 2 ст. 54 СК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 63 СК РФ имеется непосредственная взаимосвязь.
Взаимность личных неимущественных прав и обязанностей у субъектов родительского правоотношения, отсутствует, тем более, что гл. 11 СК РФ, даже не упоминает, о каких-либо обязанностях детей в отношении своих родителей.
В ст. 1 СК РФ указывается, что семейные отношения должны основываться на взаимном уважении, любви, взаимопомощи и ответственность всех членов семьи.
Исследуя ст. 1 СК РФ, можно выдвинуть предположение о том, что родители вправе претендовать на взаимные обязанности со стороны детей.
Закрепив в Семейном Кодексе данное положение, законодатель тем самым поможет укреплению семьи и построению семейных отношений.
В ст. 29 Конвенции о правах ребенка определено, что воспитание детей прежде всего должно быть направлено на формирование уважения к самим родителям ребенка, к культурной самобытности, языку и национальным ценностям.
Таким образом, на основе анализа Конвенции, можно прийти к выводу, что родители должны привить детям чувство уважения к самим себе, к родителям, другим людям и в целом ко всему обществу.
В ст. 61 СК РФ определены взаимные права и обязанности родителей по воспитанию своих детей.
В подп. 1 п. 1 ст. 63 СК РФ законодатель возлагает ответственность на родителей за воспитание и развитие своих детей.
Следовательно, можно предположить, что если хотя бы один из перечисленных выше элементов не реализуются, то обязанность по воспитанию не осуществляется родителями в должной мере. В таком случае нарушаются права и интересы ребенка, он не получает возможность на всестороннее развитие (подп. 1 п. 2 ст. 54 СК РФ).
Говорить о полном и всестороннем развитие и воспитание ребенка можно только в том случае, если реализуются все его законные права и интересы.
Также обратим внимание на то, что российское семейное законодательство, на основании ст. 1 СК РФ исходит из принципа построения семейных отношений на чувствах любви и уважения.
Принцип уважения субъектами семейных отношений заложен в п. 3 ст. 31 СК РФ. Данный принцип выражается в личном неимущественном отношении членов семьи на основе равенства.
Взаимоуважение зарождается в семье.
Стоит отметить, что каждый родитель в воспитании своих детей имеет одинаковые права и обязанности. Родители должны быть примером своим детям. Дети не будут достойно воспитаны, если между родителями нет взаимоуважения и взаимопонимания.
В настоящее время существует статья Семейного кодекса, где указывается, что родители обязаны уважать друг друга.
Существуют управленческие органы, которые контролируют охрану прав и свободу несовершеннолетних, как до их нарушений, так и после [14, с.71].
С нашей точки зрения при злоупотреблении или невыполнения обязанностей взрослых по содержанию детей, ребенок может сам принять некоторые решения, по его благополучию. То есть обратиться в органы опеки и попечительства, а если ребенку уже исполнилось четырнадцать лет, то и в суд.
Таким образом, в заключении отметим, что отечественное законодательство в части, касающейся ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей за весь период своего существования претерпело значительные изменения. В советский период оно характеризуется сужением, в сравнении с дореволюционным периодом, перечня правонарушений, направленных против несовершеннолетних (в частности, из законодательства была исключена норма об ответственности за жестокое обращение с детьми).
На первоначальном этапе развития данного правового института, с точки зрения государства, обеспечение правовой защиты соответствующих общественных отношений представляла собой, в сравнении с другими вопросами, незначительный интерес. В дальнейшем, ввиду того, что наша страна вступила в определённые международные соглашения, относящиеся к обеспечению прав ребёнка и семьи, соответствующие задачи были включены государством в число приоритетных, а в уголовном праве было увеличено число составов, предусматривающих ответственность за нарушения указанных прав, однако ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей всё равно не была законодательно закреплена.
В настоящее время обязанность родителей по воспитанию детей, закреплённая Конституцией, представляет собой явление социального характера, зародившееся в ходе развития общественных отношений, вследствие которого сформировалась определённая взаимозависимость между обществом и индивидом, обусловившая необходимость первичной передачи определённого комплекса социальных знаний.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф