Глава 3. Разработка предложений по повышению эффективности Банка России в обеспечении стабильности денежной системы
3.1. Направления оптимизации деятельности Банка России в обеспечении стабильности денежной системы
Банк России в 2020 году в соответствии с разработанным совместно с Правительством Российской Федерации Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019—2021 годов подготовил и направил на согласование в заинтересованные ведомства проект доклада Правительству Российской Федерации о мерах по развитию значимых (критических) российских финансовых индикаторов в связи с глобальной реформой финансовых индикаторов в рамках решений «Группы двадцати».
Далее подробно распишем направления оптимизации Банка России в обеспечении стабильности денежной системы.
1. Реализация функций администратора процентной ставки RUONIA.
Начиная с 2020 года Банк России является администратором процентной ставки RUONIA — безрискового эталонного индикатора, используемого при мониторинге и анализе эффективности достижения операционной цели денежно-кредитной политики Банка России. К ставке RUONIA привязано ценообразование части финансовых инструментов, таких как кредиты, облигации и деривативы.
Банк России в качестве администратора RUONIA отвечает за все этапы администрирования, включая методологию, формирование списка участников RUONIA, сбор данных, расчет и публикацию процентной ставки. Согласно Принципам IOSCO, администратор должен привлекать независимого внешнего аудитора, имеющего необходимую квалификацию и опыт, для периодической проверки и подготовки отчетов о соблюдении администратором Принципов IOSCO. В связи с этим был проведен внешний аудит организации процесса администрирования RUONIA в Банке России аудиторской компанией «Эрнст энд Янг».
В 2020 году в Банке России были выстроены процедуры администрирования с учетом рекомендаций внешнего аудитора. 22 июня 2020 года в Банке России создан Комитет по наблюдению за процентной ставкой RUONIA, который контролирует выполнение функций администрирования процентнойставки RUONIA в соответствии с Принципами IOSCO. Задачами Комитета являются:
– наблюдение за выполнением функций администрирования RUONIA;
– согласование документов и процедур, связанных с администрированием RUONIA;
– взаимодействие с пользователями RUONIA и другими заинтересованными лицами, в том числе Экспертным советом по индикаторам и ставкам СРО «Национальная финансовая ассоциация».
Обновленная методология RUONIA была утверждена 1 декабря 2020 года (с датой начала расчетов — 23 декабря 2020 года). Ключевые изменения касались отказа от фильтрации крупных сделок (поскольку бэктест показал низкую эффективность фильтра), замены MosPrimeRate как индикатора, не соответствующего международным нормам, и приведения формата публикации в соответствие требованиям Международной организации комиссий по ценным бумагам.
Таким образом, к завершению организации администрирования и внешнего аудита структура эталонного индикатора и его публикация были приведены в соответствие с международными нормами. В декабре 2020 года Банк России опубликовал заявление о соблюдении международных норм при администрировании процентной ставки RUONIA. В заявлении раскрывается информация об организационной структуре администрирования, действующих документах и процедурах. При сборе данных, их обработке, методическом сопровождении, расчете и публикации RUONIA Банк России придерживаетсястандартов Международной организации комиссий по ценным бумагам. Это позволяет обеспечивать прозрачность администрирования, его целостность и независимость. Аудитор «Эрнст энд Янг» подтвердил достоверность заявления Банка России во всех существенных отношениях.
2. Повышение уровня информационной открытости для населения и юридических лиц.
В 2020 году были проведены подготовительные работы для начала публикации на официальном сайте Банка России в сети Интернет набора показателей структуры кредитного портфеля российских кредитных организаций в разрезе эталонных процентных ставок в виде агрегированных динамических рядов. Кроме того, в 2020 году Банк России подготовил информацию о выпущенных долговых ценных бумагах в разрезе типов купонных ставок и видов базового показателя для долговых ценных бумаг с переменным купоном. Новые данные предоставят пользователям дополнительную возможность анализа формирования купонного дохода по выпущенным на внутреннем рынке долговым ценным бумагам в зависимости от вида базового показателя.
3. Оказание содействия при адаптации к реформе финансовых индикаторов.
В 2020 году Банк России оказывал поддержку участникам российского финансового рынка по адаптации к глобальной реформе финансовых индикаторов в части отказа от использования финансовых индикаторов семейства LIBOR2 и перехода на альтернативные эталонные финансовые индикаторы до конца 2021 года:
– участникам рынка направлены рекомендации по переходу к новым эталонным индикаторам;
– согласован План-график подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации соответствующих изменений в нормативные правовые акты в части замены индикатора LIBOR на альтернативные индикаторы, согласно которому Банк России принимает участие в подготовке ряда проектов федеральных законов и иных актов в качестве соисполнителя;
– определен перечень нормативных и иных актов Банка России, в которые требуется внести изменения в части замены LIBOR на альтернативные индикаторы.
Ставка LIBOR используется Банком России для принятия решения о максимальном размере процентной ставки, вводимой в качестве ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада в иностранной валюте, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения в соответствии с пунктом 7 части третьей статьи 74 Федерального закона № 86-ФЗ.
При участии Банка России подготовлены законопроектные предложения, предусматривающие замену ставки LIBOR ставкой, рассчитываемой Банком России для целей данной нормы. Планируется, что указанная ставка будет рассчитываться как среднее арифметическое из средневзвешенных процентных ставок по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам физических лиц в долларах США и евро. Для обеспечения единообразных подходов аналогичная замена на новый процентный индикатор, рассчитанный в рублях, предусмотрена в отношении ключевой ставки Банка России, которая используется при ограничении Банком России процентной ставки кредитной организации по вкладам в рублях.
Далее отдельно выделим основные направления оптимизации деятельности Банка России в обеспечении стабильности денежной системы:
1 — Установление постоянно действующей публичной количественной цели по инфляции.
В рамках стратегии таргетированияинфляции Банк России задает количественную цель по инфляции и публичноее объявляет, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Для достижения цели по инфляции Банк Россииреализует денежно-кредитную политику.
Целью денежно-кредитной политики является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно.
Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг 4%. Данные колебания носят естественный характер, учитывая, чтоэкономика представляет собой сложную систему взаимосвязей и цены формируются под влиянием множества факторов.
При этом денежно-кредитная политика воздействует на динамику цен не напрямую, а опосредованно через спрос и с существенными лагами, поэтому ее мерами возможно обеспечить достижение цели по инфляции лишь с течением.
Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением. Темп прироста потребительских ценопределяется на основе индекса потребительских цен (ИПЦ), рассчитываемого Росстатом по России. При этом на рынках отдельных товаров и услуг, а также в различных регионах может наблюдаться разброс в динамике темпов роста цен из-за действия специфических локальных факторов.
Банк России стремится поддерживать инфляцию вблизи 4% постоянно. В случае действия на прогнозном горизонте факторов, которые могут привести к отклонению инфляции от цели, Банк России оценивает их причины и продолжительность возможного влияния на инфляцию и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для недопущения ее отклонения от цели.
В ситуации же отклонения инфляции от цели скорость возвращения к ней выбирается Банком России с учетом масштаба отклонения и влияния решений по ключевой ставке на экономическую активность. Кроме того, принимая эти решения, Банк России учитывает риски для финансовой стабильности.
Необходимым условием эффективного влияния денежно-кредитной политики на экономику в рамках режима таргетирования инфляции является плавающий валютный курс. При низкой гибкости курсообразования валютные интервенции центрального банка, оказывая влияние на ликвидность банковского сектора, приводят к высокой зависимости состояния денежного рынка и других сегментов финансового рынка от изменений внешнеэкономической конъюнктуры. Это уменьшает возможности центрального банка по независимому управлению процентными ставками и снижает действенность денежно-кредитной политики.
Плавающий валютный курс действует как «встроенный стабилизатор», позволяя экономике подстроиться под изменение внешних условий и сглаживая их влияние. Следуя режиму плавающего валютного курса, Банк России не проводит интервенций на внутреннем валютном рынке в целях поддержания определенного уровня курса или скорости его изменения. При этом Банк России может проводить операции с иностранной валютой на внутреннем рынке для пополнения (использования) международных резервов в связи с применением Минфином России бюджетного правила, а также в целях противодействия факторам финансовой нестабильности.
В рамках режима таргетирования инфляции основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Ключевая ставка – это процентная ставка по основным операциям Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора. Изменение ключевой ставки используется при оценке направленности и характеристике денежно-кредитной политики. Совет директоров Банка России принимает решения по ключевой ставке регулярно – восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.
Изменяя ключевую ставку, Банк России через ставки рынка межбанковского кредитования воздействует на динамику процентных ставок в экономике, которая, в свою очередь, влияет на внутренний спрос и инфляцию. Для эффективного транслирования ключевой ставки на уровень процентных ставок финансового рынка необходимо, чтобы однодневные ставки денежного рынка формировались вблизи ключевой ставки. Это является операционной целью денежно-кредитной политики Банка России. Для достижения операционной цели Банк России использует стандартные инструменты управления ликвидностью, предоставляя или привлекая у банков денежные средства, а также коридор процентных ставок.
Принятие решений по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза. Решения по денежно-кредитной политике влияют на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей – трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики.
Основным каналом этого воздействия являются процентные ставки. Изменение ключевой ставки Банка России, а также сигнал о ее дальнейшей траектории воздействуют на рыночные процентные ставки, от которых, в свою очередь, зависит потребительская, сберегательная, кредитная и инвестиционная активность экономических субъектов. В зависимости от склонности к сбережению или расходованию средств (потреблению, инвестированию) формируется внутренний спрос в экономике, который влияет на динамику цен. Для того чтобы изменение ключевой ставки отразилось в значительной мере на процентных ставках по депозитам и кредитам на разные сроки, необходимо от двух месяцев до трех кварталов. Дополнительное время требуется для того, чтобы изменение денежно-кредитных условий в полной мере повлияло на спрос и инфляцию. С учетом этого влияние ключевой ставки на динамику спроса и цен в полной мере происходит за три-шесть кварталов.
Поэтому для выработки решения по ключевой ставке с учетом складывающейся ситуации в экономике и ее ожидаемого развития в будущем критически важным является макроэкономический прогноз.
Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. Ядро системы среднесрочного прогнозирования – это комплексные прогнозные модели, которые отражают основные взаимосвязи в экономике на макроуровне. Они служат основой для получения ключевых параметров среднесрочного макроэкономического прогноза. Эти параметры включают в себя динамику инфляции и экономического роста, показателей денежно-кредитной сферы и платежного баланса. Кроме того, модельный инструментарий позволяет рассчитывать сценарную траекторию изменения ключевой ставки.
2 — Информационная открытость.
Повышение понимания и доверия общества к проводимой денежно-кредитной политике Банка России в целях формирования предсказуемой экономической среды. Информационная открытость в области денежно-кредитной политики направлена на повышение понимания обществом и его доверия к проводимой денежно-кредитной политике, формирование предсказуемой экономической среды для всех участников экономических отношений. Понимание проводимой денежно-кредитной политики и доверие к ней, в свою очередь, способствуют повышению ее действенности и поддержанию ценовой стабильности. Если население и бизнес уверены в сохранении низкой стабильной инфляции, в способности и решимости центрального банка поддерживать ценовую стабильность постоянно, то в ответ на краткосрочные колебания цен или проявление проинфляционных либо дезинфляционных факторов они существенно не корректируют свои инфляционные ожидания. Кроме того, понимание решений центрального банка и его информационных сигналов ведет к более быстрому и корректному их учету субъектами экономики при формировании ожиданий относительно уровня процентных ставок, принятии решений о заимствованиях, сбережениях, индексации заработной платы и цен.
В результате повышается эффективность влияния денежно-кредитной политики на экономику и инфляцию, снижается масштаб и продолжительность отклонения инфляции от цели. С учетом той важной роли, которую играет информационная открытость, в современной практике центральныхбанков коммуникационная политика приобрела роль самостоятельного инструмента денежно-кредитной политики.
Для эффективного управления ожиданиями широкого круга участников экономики необходимо не только установление количественной цели по инфляции и ее стабильное достижение с помощью решений по денежно-кредитной политике, но и активные целенаправленные усилия по донесению информации об инфляции, балансе рисков для ценовой стабильности и денежно-кредитной политике до различных аудиторий.
Особенно важное значение коммуникация центрального банка имеет для формирования ожиданий населения и нефинансового сектора, так как у них, как правило, ниже стимулы и возможности для доступа к специализированной экономической информации и для ее обработки (в отличие от профессиональных участников финансовых рынков).
Таким образом, информационная политика центрального банка на современном этапе должна выстраиваться с учетом особенностей и потребностей различных целевых аудиторий.
В 2020 году вследствие распространения коронавируса во многих странах и введения сопутствующих ограничительных мер российская экономика столкнулась с беспрецедентной комбинацией внешних и внутренних шоков, влияние которых в настоящее время сложно оценить в полной мере. Пандемия продолжается, и распространение вируса все еще остается непредсказуемым. Макроэкономические прогнозы в значительной мере зависят от различных предпосылок относительно масштабов и сроков ее окончания, а также применения соответствующих мер контроля и профилактики.
Банк России, рассматривая возможные сценарии развития российской экономики, исходил из предпосылок о влиянии пандемии на скорость восстановления спроса и устойчивость этого восстановления, а также на глубину падения потенциального выпуска, в том числе с учетом возможных отложенныхэффектов из-за ограничений экономической активности.
Учитывая возможные комбинации этих предпосылок, Банк России представляет четыре сценария развития российской экономики на среднесрочном горизонте: базовый сценарий, а также три альтернативных, отражающих возможные риски для базового сценария (см. Матрицу сценариев макроэкономического прогноза Банка России в приложении 2). Следует подчеркнуть, что в отличие от предыдущих лет цена на нефть больше не является основной предпосылкой различия сценариев, а рассматривается в комплексе с другими факторами, в том числе с не менее значимым фактором – объемами добычи. В каждом из сценариев цель Банка России – поддержание ценовой и финансовой стабильности при инфляции вблизи 4% – остается неизменной.
3.2. Оценка эффективности предложенных направлений
В рамках оценки эффективности предложенных направлений рассмотрим различные сценарии.
1- Базовый сценарий.
Восстановление мировой экономики предполагается медленным и недостаточным для возвращения на потенциальный уровень выпуска до конца прогнозного горизонта. Темп прироста числа новых случаев заболевания коронавирусом в мире в целом замедлился, поэтому можно ожидать, что сохраняющиеся ограничительные меры будут умеренными и будут полностью отменены после появления эффективных лекарств и вакцины.
Траектория цены на нефть в базовом и альтернативных сценариях представлена на рисунке 8.

Ожидается, что ограничения будут сохраняться в некотором объеме до конца 2020 года и будут поэтапно отменены в дальнейшем. Экономическая активность в мире будет постепенно восстанавливаться, хотя темп восстановления будет умеренным вследствие неоднородности восстановления в регионах и отраслях, а также необходимости адаптации к новым бизнес-моделям и изменениям в потребительском поведении, которые с большой вероятностью будут наблюдаться и после снятия ограничений (поддержание социальной дистанции, большее использование цифровых сервисов, повышенный уровень сбережений). Как следствие, даже к концу прогнозного горизонта будет сохраняться отрицательный разрыв внешнего выпуска.
Риск-премии стран с формирующимися рынками прогнозируются на повышенном уровне до конца 2020 года и постепенно снизятся в 2021–2023 годах. Смягчение денежно-кредитной политики во многих странах и постепенное снятие ограничительных мер способствовали достаточно быстрому восстановлению финансовых рынков после существенного падения в марте 2020 года – рынки акций отыграли заметную часть падения, индекс волатильности снизился, риск-премии для стран с формирующимися рынками (СФР) сократились, и приток капитала в СФР возобновился.
В то же время сохраняющаяся неопределенность относительно скорости восстановления мировой экономики будет удерживать риск-премии для СФР на повышенных уровнях до конца 2020 года. По мере восстановления уверенности и возвращения экономики в привычный режим работы, риск-премии для СФР, в том числе и для России, будут в дальнейшем постепенно снижаться.
Цены на нефть стабилизируются на уровне 50 долларов США за баррель к концу 2022 года. Заключение сделки ОПЕК+ и возвращение к дефициту на рынке нефти будут способствовать росту среднегодовой цены на нефть до 50 долларов США за баррель к концу 2022 года и ее стабилизации на этом уровне.
При этом восстановление цен на нефть будет сдержанным в силу ожидаемого постепенного роста предложения нефти вне ОПЕК+ и ослабления ограничений по добыче в рамках договоренностей ОПЕК+. Российская экономика продолжит устойчивое восстановление в 2021–2022 годах и к III кварталу 2022 года достигнет потенциального уровня выпуска, оставаясь на нем до конца прогнозного горизонта. В конце 2019 – начале 2020 года российская экономика росла темпами, близкими к потенциальным темпам роста при околонулевом разрыве выпуска.
Пандемия привела к падению фактического выпуска до уровня, существенно ниже потенциального. Стоит отметить, что российская экономика меньше многих других стран пострадала от пандемии в силу отличающейся структуры: в ВВП большую долю занимает производство и меньшую – сектор услуг, столкнувшийся с наибольшим количеством ограничений.
Рис. 9. Траектория темпов прироста ВВПв базовом сценарии(% к соответствующему периоду предыдущего года)
Инфляция стабилизируется вблизи 4% при мягкой денежно-кредитной политике. Постепенное закрытие отрицательного разрыва выпуска будет обуславливать восстановление квартального темпа прироста цен в годовом выражении до 4% к середине 2021 года и его последующую стабилизацию вблизи 4% до конца 2023 года.
Рис. 10. Траектория инфляциив базовом сценарии(% к соответствующему периоду предыдущего года)
Направленность денежно-кредитной политики останется мягкой продолжительное время, в том числе с учетом пересмотренного значения реальной нейтральной ключевой ставки с 2–3% до 1–2% годовых.
По мере восстановления российской экономики и стабилизации инфляции вблизи 4% на прогнозном горизонте Банк России будет оценивать возможные сроки и скорость перехода от мягкой к нейтральной денежно-кредитной политике. Профицит счета текущих операций расширится, при этом отток капитала замедлится. Негативный эффект шока внешнего спроса на российскую экономику сохранится на всем прогнозном горизонте, поэтому восстановление экспорта будет обусловлено в большей степени восстановлением цен на нефть, чем повышением спроса со стороны торговых партнеров.
Сальдо счета текущих операций, после околонулевых положительных значений в 2021 году, в 2022–2023 годах будет постепенно расширяться. Однако профицит не превысит существенно 1% ВВП из-за влияния вносящего отрицательный вклад импорта, который в 2021–2022 годах будет расти темпами, сопоставимыми с ростом экспорта, а в 2023 году лишь несколько ему уступит. Сальдо финансового счета, как ожидается, сузится вследствие замедления оттока капитала частного сектора на фоне повышения инвестиционной привлекательности России и ускорения экономического роста.
В проинфляционном сценарии, как и в базовом, предполагается ослабление эпидемиологических рисков и постепенное восстановление мировой экономики. Однако предполагаемое более существенное влияние пандемии на мировую торговлю и неполное восстановление глобальных цепочек добавленной стоимости приведет к более глубокому по сравнению с базовым сценарием падению потенциального уровня выпуска мировой экономики.
Рис. 11. Траектория инфляциивпроинфляционномсценарии(% к соответствующему периоду предыдущего года)
Как следствие, цена на нефть в 2021 году, по прогнозу, снизится до 35 долларов США за баррель и, несмотря на соблюдение договоренностей в рамках сделки ОПЕК+, вырастет лишь до 42–43 долларов США за баррель к концу прогнозного горизонта. Более глубокое падение мировой экономики повлияет на настроения на финансовых рынках, способствуя снижению спроса на рисковые активы, что по сравнению с базовым сценарием приведет к несколько большему росту риск-премийдля СФР в 2020–2021 годах и более медленной их нормализации в 2022–2023 годах.
В дезинфляционном сценарии в отличие от базового сценария предполагается, что разрабатываемые вакцины не позволят в полной мере остановить распространение вируса в мировом масштабе, вынуждая правительства сохранять ограничительные меры продолжительное время.
Сложности с контролем распространения вируса, слабая потребительская и инвестиционная активность приведут к более существенному, чем в базовом сценарии, росту риск-премий СФР. Однако со второй половины 2021 года, по мере адаптации населения и бизнеса к пониженному уровню потребления и производства, риск-премии постепенно начнут снижаться, в то же время оставаясь на более высоком по сравнению с базовым сценарием уровне.
Восстановление российской экономики, согласно этому сценарию, будет слабым. Потребительская активность не вернется на докризисные уровни как в силу изменившихся за время пандемии предпочтений (отказ от потребления ряда продуктов и услуг), так и вследствие повышенной склонности к сбережению из-за боязни оказаться без средств в случае новых ограничительных мер и возможного сокращения трудовых доходов.
В качестве основных направлений оптимизации деятельности Банка России в обеспечении стабильности денежной системы в работе выделены: установление постоянно действующей публичной количественной цели по инфляции; информационная открытость (повышение понимания и доверия общества к проводимой денежно-кредитной политике Банка России в целях формирования предсказуемой экономической среды).
В рамках оценки эффективности предложенных направленийбыли рассмотрены различные сценарии.
Согласно базового сценария, ожидается, что ограничения будут сохраняться в некотором объеме до конца 2020 года и будут поэтапно отменены в дальнейшем. Экономическая активность в мире будет постепенно восстанавливаться, хотя темп восстановления будет умеренным вследствие неоднородности восстановления в регионах и отраслях, а также необходимости адаптации к новым бизнес-моделям. Направленность денежно-кредитной политики останется мягкой продолжительное время, в том числе с учетом пересмотренного значения реальной нейтральной ключевой ставки с 2–3% до 1–2% годовых.
В проинфляционном сценарии, как и в базовом, предполагается ослабление эпидемиологических рисков и постепенное восстановление мировой экономики.
В дезинфляционном сценарии в отличие от базового сценария предполагается, что разрабатываемые вакцины не позволят в полной мере остановить распространение вируса в мировом масштабе, вынуждая правительства сохранять ограничительные меры продолжительное время.
Заключение
Денежная система представляет собой совокупность различных денежных знаков, выраженных в одной и той же денежной единице, которая определяет их платежную силу.
Стабильная денежная система способствует финансово-экономическому росту и развитию хозяйственной инфраструктуры в государстве. Денежная система выполняет три важные функции: эмиссионную, контролирующую и регулирующую.
Эффективное функционирование денежной системы России обеспечивает Центральный банк. Основными задачами ЦБ России в денежной системе страны является укрепление и поддержание национальной валюты, создание благоприятных условий для развития банковской системы и экономики в целом.
Анализ стабильности денежной системы России показал ускорение роста денежной массы, которое наблюдаетсянесмотря на замедление экономической активности, в значительной степени определялось факторами, связанными с пандемией коронавирусной инфекции. Основной вклад в прирост денежной массы в 2020 году вносили наиболее ликвидные формы денег: наличные рубли и текущие счета, на которые приходилось свыше 90% ее прироста. Основным источником роста широкой денежной массы в 2020 году, как и в предыдущие годы, оставались требования к экономике со стороны банковской системы — их прирост составил 13,1% (или 10,9% с исключением валютной переоценки).
Оценка эффективности деятельности Банка России проводилась с точки зрения обеспечения стабильности денежной системы в рамках реализуемой денежно-кредитной политики.
Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является ценовая стабильность, то есть поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Одним из основных инструментов денежно-кредитной политики в рамках стратегии таргетирования инфляции является ключевая ставка.
Снижение ключевой ставки происходило в условиях существенного сокращения внутреннего и внешнего спроса, что создавало риски отклонения инфляции вниз от цели на среднесрочном горизонте. Факторы замедления инфляции действовали сильнее, чем ожидалось ранее, в связи с большей длительностью ограничительных мер в России и в мире.
Банк России на протяжении 2020 года с помощью своих инструментов эффективно достигал поставленной операционной цели денежно-кредитной политики: как в условиях значительного избытка ликвидности в начале года, так и в условиях переходного состояния к структурному дефициту в конце года ставки овернайт денежного рынка формировались вблизи ключевой ставки.
В качестве основных направлений оптимизации деятельности Банка России в обеспечении стабильности денежной системы в работе выделены: установление постоянно действующей публичной количественной цели по инфляции; информационная открытость (повышение понимания и доверия общества к проводимой денежно-кредитной политике Банка России в целях формирования предсказуемой экономической среды).
В рамках оценки эффективности предложенных направлений были рассмотрены различные сценарии.
Согласно базового сценария, ожидается, что ограничения будут сохраняться в некотором объеме до конца 2020 года и будут поэтапно отменены в дальнейшем. Экономическая активность в мире будет постепенно восстанавливаться, хотя темп восстановления будет умеренным вследствие неоднородности восстановления в регионах и отраслях, а также необходимости адаптации к новым бизнес-моделям. Направленность денежно-кредитной политики останется мягкой продолжительное время, в том числе с учетом пересмотренного значения реальной нейтральной ключевой ставки с 2–3% до 1–2% годовых.
В проинфляционном сценарии, как и в базовом, предполагается ослабление эпидемиологических рисков и постепенное восстановление мировой экономики.
В дезинфляционном сценарии в отличие от базового сценария предполагается, что разрабатываемые вакцины не позволят в полной мере остановить распространение вируса в мировом масштабе, вынуждая правительства сохранять ограничительные меры продолжительное время.
Список использованных источников
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета. – 2017. – № 237.
2. Российская Федерация. Законы. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Федер. закон принят 10 июля 2002 г. (с изм. И доп. от 11 января 2022 г.] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 07.02.22 г.
3. Российская Федерация. Законы. «Об обязательных резервах кредитных организаций» [Положение Банка России принято 01 декабря 2015 г. (с изм. И доп. от 30 августа 2019 г.] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 07.02.22 г.
4. Российская Федерация. Законы. «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» [Положение Банка России принято 04 августа 2003 г. (с изм. И доп. от 9 сентября 2015 г.] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 07.02.22 г.
5. Российская Федерация. Законы. «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» [Указание Банка России принят 11 декабря 2015 г.] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 07.02.22 г.
Учебники, монографии, брошюры
6. Балихина, Н.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. — М.: Юнити, 2018.
7. Герасименко, В.П. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. — М.: Инфра-М, 2018.
8. Гриднев, В.П. Денежная система России: становление через реформы: Учебное пособие / Д. Ю. Десятниченко, О. Ю. Десятниченко, Н. Н. Казанская, Я. А. Калугина, А. В. Кириллова, М. Н. Конягина. — Санкт-Петербург, 2022.
9. Деева, А.И. Финансы и кредит / А.И. Деева. — М.: КноРус, 2019.
10. Кузнецова, Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие / Е.И. Кузнецова. — М.: Юнити, 2017.
11. Купцов, М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и.: Уч пос. / М.М. Купцов. — М.: Риор, 2018.
12. Лаврушин, О.И. Финансы и кредит (для ссузов) / О.И. Лаврушин. — М.: КноРус, 2018.
13. Перекрестова, Л.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Л.В. Перекрестова. — М.: Академия, 2019.
14. Соколова, О.В. Финансы и кредит: Учебник / О.В. Соколова. — М.: Магистр, 2017.
15. Хозуева, Ю.А. Финансы и кредит: краткий курс: Ученое пособие/ Ю.А. Хозуева. — Рн/Д: Феникс, 2017.
16. Чернецов, С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / С.А. Чернецов. — М.: Магистр, 2018.
17. Янин, О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / О.Е. Янин. — М.: Академия, 2019.
Периодические издания
18. Александрова, А.А.Роль Банка России в обеспечении стабильности и безопасности рынка платежных услуг в условиях мегарегулирования // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 40. — С. 583-590.
19. Андрюшин, С.А., Григорьев, Р.А., Никитина, С.А., Свиридов А.П.Денежно-кредитная политика банка России в условиях экосистемной трансформации банковской деятельности и введения цифрового рубля // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2021. — № 6. — С. 146-165.
20. Арзуманова, Л.Л. Понятие и элементы денежной системы: финансово-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2018. — №3. – С. 250 – 256.
21. Горюнова, И.С., Зозуля, В.В. Перспективы развития российской денежной системы в современных условиях // Финансы и кредит. — 2018. — № 10 (778). — С. 2225-2238.
22. Гюльмагомедова, Г.А. Банк России в системе финансово-кредитных отношений на современном этапе //Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов. — 2021. — №5. — С. 116-121.
23. Кайнара, А.А.Правовой режим Банка России // Энигма. — 2021. — № 34-1. — С. 49-53.
24. Моисеенко, Д.В. Современное состояние денежной системы российской федерации // E-Scio. — 2020. — № 7 (46). — С. 206-211.
25. Прохорова, Ю.А., Федотова, М.Ю.Денежно-кредитная политика банка России в условиях пандемии коронавируса // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса. — 2021. — №4. — С. 172-176.
26. Савинов, О.Г., Савинова, Н.Г., Мясникова, А.И. Режимы денежно-кредитной политики и меры центральных банков в новой экономической реальности // Экономические науки. — 2021. — № 5 (198). — С. 133-137.
27. Сидорова, Е.Ю. Современное состояние, проблемы и перспективы развития денежного обращения в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. — 2021. — № 14. — С. 617-631.
28. Синельникова, В.М. Современное состояние и перспективы развития денежной системы РФ // Форум молодых ученых. — 2021. — № 10 (62). — С. 166-175.
29. Терехова, В.В. Особенности определения правового статуса Банка России // Муромцевские чтения. Неопределённости права в доктрине, законодательстве и юридической практике. — 2021. — №4. — С. 323-331.
30. Топунова, И.Р., Королева, Н.Ш. Особенности денежного обращения в России в 20-е гг. ХХ в // Инновации и инвестиции. — 2021. — № 10. — С. 203-205.
31. Фотиади, Н.В. Роль Центрального Банка в развитии банковского сектора России в условиях пандемии коронавируса // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. — 2021. — № 4 (36). — С. 51-54.
32. Хетагуров, Г.В., Сокурова, Д.Э.Пандемия как стимул развития платежной системы // Управление, экономика образование и право: проблемы, исследования, результаты. — 2021. — №7. — С. 48-52.
33. Хоменко, Е. Г. Роль Банка России в цифровизации банковской системы // Право и цифровая экономика. — 2021. — № 2 (12). — С. 05—11.
34. Хрулева, И.В. Законодательные особенности формирования эффективной платежной системы и инструменты разрешения денежного кризиса // Вестник современной науки. Серия: Общественные науки. — 2021. — № 1. — С. 69-78.
Электронные ресурсы
35. Официальный сайт Банка России / Банк России. Режим доступа: [http: // www.cbr.ru 17/01/2022].
