Скоро защита?
Меню Услуги

Роль эмпатии в профессиональной деятельности медицинской сестры поликлиники

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Дипломная работа

Тема: Роль эмпатии в профессиональной деятельности медицинской сестры поликлиники

ВУЗ: МАОУ ВО «КММИВСО»

Факультет сестринского дела и клинической психологии

Кафедра терапии с курсом педиатрии

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных личностно — профессиональных качеств медицинской сестры считается умение сопереживать и воспринимать чувственные состояния другого, то есть способность к эмпатии, а также наличие навыков установления адекватных и эмоционально — благоприятных отношений с больными, умение анализировать свое поведение и поведение окружающих, человечное отношение к больному, этичность, наличие глубокой интуиции.

Актуальность исследования. Профессиональная медицинская деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только и не столько собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных качеств личности.

В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально- экономической структуры, перед людьми встает проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания. Проникновение в природу эмпатии дает возможность ближе подойти к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении медицинских работников.

Актуальность темы исследования обуславливается, с одной стороны, потребностями развития личности и функционирования общества, с другой — тем, что при многообразии существующих теорий, формируется недостаток конкретных эмпирических данных о роли и месте эмпатии в структуре индивидуальности медицинских работников.

Медицинские работники осуществляют деятельность в системе «человек»- «человек», когда происходит мысленный процесс уподобления себя другому человеку, с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.

Во взаимодействии медицинского работника и пациента происходит проявление личностных характеристик субъектов. Значимость их личностных характеристик – это самый важный аспект в работе медицинского работника, принять сторону больного, понять его чувства и переживания. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду, безусловно, положительное отношение к личности партнера.

Это означает наличие:

а) принятия личности этого человека в целостности;

б) собственной эмоциональной нейтральности, отсутствия оценочных суждений о нем.

Слово «понимание» здесь отражается на качестве медицинской помощи через механизм комплексности, что приводит к снижению конфликтности и агрессии.

Эмпатия выступает неотъемлемой частью позитивного мышления (оптимизма) медицинского работника, в котором происходит поиск и предоставление особого, основанного на чувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации от пациента. Причем сбор и анализ информации производится двумя способами: мотивируя пациента на получение какой-либо информации для усиления собственной вовлеченности в процесс общения; действуя в качестве обратной связи на уже собранную информацию.

Влияние эмпатии на качество медицинской помощи имеет значение для завязки полезного и эффективного терапевтического отношения с больным, способствует принятию его чувств, потребностей и интересов

Проблема исследования: остается открытым вопрос о месте эмпатии в структуре профессионально важных качеств медицинских сестер разных специализаций.

Гипотеза исследования заключается в утверждении: чем выше уровень эмпатии, тем эффективнее профессиональная деятельность медицинской сестры.

Цель работы — выявить роль эмпатии в профессиональной деятельности медицинской сестры.

Объект исследования  —  эмпатия медицинских работников.

Предмет исследования — эмпатия в профессиональной деятельности медицинской сестры поликлиники.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Систематизировать теоретический материал по роли эмпатии в профессиональной деятельности медицинской сестры поликлиники
  2. Определить методики для исследования эмпатии медицинских сестер
  3. Эмпирически исследовать влияние эмпатии на эффективность профессиональной деятельности медицинской сестры поликлиники
  4. Разработать предложения для формирования эмпатии медицинских сестер поликлиники.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

— теоретические — системный анализ, анализ научной и методической литературы, обобщение теоретических материалов по  роли общения медицинских сестер;

— эмпирические — наблюдение, анкетирование, тестирование по следующим методикам:

— диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко;

— диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну;

— диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении Бойко В.В.;

— диагностику социальной эмпатии Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М.

— методы анализа и интерпретации полученных данных

Методологическая основа  исследования:

— психодиагностика коммуникативной компетентности по Фетискину Н. П., Козлову В. В., Мануйлову Г. М., Уманскому Л.И., Френкель И.А., Лутошкину А.Н., Чернышову А.С., Бойко В.В.; — профессионализм в психологической и акмеологической науке по разработкам исследователей, работающих в области психологии труда, инженерной психологии, психологии профессиональной деятельности, акмеологии: Анисимова О.С., Гуревича К.М., Деркача А.А., Забродина Ю.М., Зазыкина В.Г., Иванова Е.М., Кавериной Р.Д., Климова Е.А., Котеловой Ю.В..- теоретико-эмпирические основания коммуникативной компетентности среднего медперсонала в работе с больными по Аббясову И.Х., Двойникову С.И., Богачевой Е.В.,  Мухиной С.А., Сизовой Л.А., Тарновской И.И., Обуховец Т.П., Заньковой О.В., Островской И.В.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии представлений о взаимосвязи эмпатии и эффективности деятельности в ходе профессионализации у медицинских сестер. Выявленные особенности эмпатии медицинских работников доказывают ее влияние на эффективность их деятельности. Полученные данные уточняют теоретические представления о месте эмпатии в структуре профессионально важных качеств медицинских сестер.

Практическая значимость исследования заключается в возможностях использования полученных результатов для формирования профессионально важных качеств медицинского персонала, что   позволит повысить качество сестринской помощи.

Исследование роли общения в осуществлении эффективной профессиональной деятельности медицинской сестры проходило по следующим этапам:

— предварительный этап: обзор литературных источников, анализ основных подходов к проблеме эффективного общения, исследование личностных особенностей, влияющих на успешность коммуникативного процесса, выделение проблематики и определение логики эмпирической части исследования;

— диагностический этап: организация диагностики, проведение тестирования и анкетирования, обработка полученных результатов, выявление типологической картины медицинских сестер по уровням коммуникации;

— обобщающий этап: формулирование выводов по результатам исследования, разработка методических рекомендаций по эффективному общению в профессиональной деятельности медицинских сестер.

Апробация результатов исследования: результаты исследования были заслушаны на совещании  руководителей поликлиники, проработаны на занятиях с медицинскими сестрами клиники.

Место проведения исследования: Муниципальное бюджетное учреждение «Городская поликлиника № 4» управления здравоохранения администрации города Новороссийска.

Структура работы:  Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.

Понятие и роль эмпатии в психологии и ее влияние на профессиональную деятельность

Слово эмпатия происходит от греческого empatheia, что означает сопереживание. В современной психологии, эмпатия обозначает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.

Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. Э. Титченер объединил философские идеи о симпатии с теориями чувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:

— знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

— переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

— активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого;

— огорчение в ответ на страдания другого человека;

— ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого.

Выяснено, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать не только реальных людей, но и вымышленных персонажей художественных произведений. Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Наиболее яркий пример эмпатии — поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.

Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ.

Вопрос развития эмпатии обычно поднимается в двух основных контекстах — общечеловеческом и профессиональном. Мы говорим о развитии эмпатии у детей, о степени эмпатии нашего общества, имея в виду проблемы агрессии, эгоизма, нечувствительности к страданию живых существ.

Также этот вопрос ставится, когда обсуждается работа профессионалов, сутью деятельности которых является помощь людям, попавшим в трудную ситуацию, — медиков, психологов, социальных работников и т.д. Компетентностный подход в профессиональном образовании ставит задачу развития эмпатии как способности у специалистов помогающих профессий.

Это предполагает конкретизацию представлений об эмпатии, позволяющую выявлять и оценивать уровни ее развития, показатели поведенческих проявлений эмпатии, разрабатывать обучающие программы, направленные на ее развитие. В то же время концептуальное осмысление проблематики эмпатии в психологии в целом характеризуется многозначностью, неопределенностью основных понятий, эклектичностью подходов.

Отсутствуют концепции эмпатии, позволяющие анализировать многоплановый, многоуровневый, системный характер эмпатических феноменов. В психологии эмпатии назревшей задачей является разработка такого подхода, который обеспечил бы плодотворную рефлексию «практики эмпатии» в деятельности помогающих профессионалов и обоснование принципов разработки методов и приемов ее развития.

Эмпатия как способность В одной из работ нами было выдвинуто предположение о перспективности применения методологии исследования и развития способностей в контексте «профессиональной эмпатии» [14].

Категория способностей традиционно является одной из центральных в тематике обучения и целенаправленного развития. Существуют отечественные исследования, в формулировках предмета которых присутствуют слова «эмпатическая способность» [23]. Однако в данных работах не применяется специфическая методология анализа и исследования именно способностей, их структуры.

Суммируем кратко основные положения выдвинутого нами обоснования рассмотрения эмпатии как способности. За основу нами взята модель способностей В.Д. Шадрикова, обобщающая традиции понимания способностей в отечественной психологии[34].

Одним из основных принципов отечественной психологии способностей является деятельностный: способности проявляются и развиваются только в деятельности. Они обеспечивают успешность ее выполнения и не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам[35]. Для эмпатических способностей такой деятельностью является деятельность общения.

Однако также можно говорить и об особой деятельности сопереживания, которая может быть выделена в определенных ситуациях, когда мотивом является понимание того, что происходит с другим человеком, и/или сочувствие ему.

Под функциональным компонентом эмпатических способностей мы понимаем способность к определенного рода репрезентации состояния другого человека.

В современной психологии такая репрезентация называется викарным чувством (от лат. vicarius — «заместитель», «наместник»). В настоящее время представляется возможным связывать возникновение викарного чувства с работой конкретных психофизиологических механизмов, которые обеспечивают специфическую нейронную репрезентацию состояния другого человека у наблюдающего за ним [22].

Прежде всего, речь идет о зеркальных нейронах, открытых в 90-е гг. ХХ в. [24]. На настоящий момент факт возбуждения у человека собственно зеркальных моторных нейронов при наблюдении эмоций другого человека надежного подтверждения не нашел.

Однако, начиная с 2004 г., на материале эмпатического отклика на самые разные эмоции выявляется «зеркальный принцип» работы мозга: при наблюдении определенных чужих эмоций (зрительно или на слух) у испытуемых происходит активация тех же отделов мозга, которые активируются у них при реальном переживании этих эмоций [25]. Если использовать терминологию теории высших психических функций, то можно предположить, что викарное чувство является результатом работы тех процессов, которые составляют натуральную эмпатическую функцию.

Последние исследования нейронаук, изучающих разного рода «эмпатические дефициты», выявляют различную локализацию мозговых механизмов викарных спонтанных и произвольных эмпатических реакций. Нарушения эмпатии являются одним из диагностических признаков психопатии, а также антисоциального поведенческого расстройства. Связь нарушения эмпатии с агрессивным поведением обосновывается следующим образом: сопереживание страданию жертвы приводит к торможению агрессии, если же сопереживания нет, то агрессия не может тормозиться таким, «естественным», образом.

Исследователи полагают, что при психопатических расстройствах нарушен разного рода мозговой процессинг эмоции страха, и в связи с этим не возникает викарное чувство страха, сопереживание страху жертвы [24].

Так, было показано, что у пациентов с диагностированной психопатией наблюдается пониженная активность в отделах головного мозга, связываемых с эмпатией, при инструкции на просто внимательное наблюдение эмоционально-окрашенного взаимодействия. Однако при наличии инструкции на сопереживание реакция в «эмпатических» отделах мозга таких пациентов значимо не отличается от реакции у условно здоровых испытуемых.

При этом у пациентов с психопатией наблюдается повышенная по сравнению со здоровыми испытуемыми активация в отделах мозга, связываемых с когнитивными аспектами эмпатии (у здоровых испытуемых активация в этих отделах наблюдается при инструкции представить, вообразить, что чувствует другой человек).

Можно сделать предположение о компенсаторном характере этой активности и говорить о некоторой способности к «включению-выключению» эмпатии, которой обладают лица с психопатическими тенденциями. Аналогичные феномены описаны и для аутистических расстройств: там различия нейрофизиологической основы спонтанной и произвольной эмпатии были обнаружены при реагировании на эмоции хорошо знакомых и незнакомых людей. Вероятно, при аутизме имеет место «викарная гиперреактивность», совладание с которой становится более успешным в ситуациях регулярного общения с одними и теми же людьми.

Результаты нейрофизиологических исследований патологии эмпатии, таким образом, позволяют говорить как о наличии специфических функциональных компонентов эмпатических способностей, так и о когнитивном, социальном и т.п. опосредовании их работы, о наличии определенных складывающихся при жизни индивидуальных способов реализации эмпатии.

Можно ли, исходя из представлений об операционных компонентах способностей, говорить об эмпатических операциях или действиях? На первый взгляд, такая постановка вопроса вызывает большие сомнения. Эмпатия предельно свернута, особенно в житейских ситуациях общения. Она представляется непроизвольным, интуитивным внутренним процессом, а, главное, результатом эмпатии чаще всего считается эмоция — либо разделенное чувство («я грущу вместе с тобой»), либо сочувствие.

Основным принципом методологии исследования эмпатии в отечественной деятельностной традиции выступает ее разворачивание, экстериоризация в процессе решения особых задач на сопереживание [23].

Для взрослых людей эффективным методом развития эмпатии считаются тренинги, в которых используются методы ролевого перевоплощения, идентификации с героями литературных произведений.

В таких случаях разворачивается деятельность сопереживания, в которой могут быть выделены отдельные элементы, цели и этапы [27]. При анализе целенаправленного «эмпатического исследования» переживания клиента, осуществляемого психотерапевтом, вопрос об «эмпатических действиях» также неестественным не выглядит.

В развернутом процессе эмпатического отклика возможно различение индивидуальных стратегий как понимания внутреннего мира другого человека, так и выражения своего понимания.

В дидактических целях в психотерапевтических подходах — прежде всего гуманистических и экспириентальных — выделяются специфические приемы и методы для стимуляции, запуска, оформления и выражения эмпатического понимания переживания клиента. Эти приемы опираются на житейские навыки, присущие обучающимся, но психотехнически формируют новые, профессиональные стратегии.

Так, в процессуально-экспириентальном подходе эмоционально-фокусированной психотерапии выделяются такие «эмпатические операции», как эмпатическое прояснение, эмпатическая гипотеза, эмпатическое пробуждение, эмпатическое подтверждение и т. п. Часто эти приемы описываются метафорически: «вчувствование», «отзеркаливание», «вхождение во внутренний мир другого».

Можно предположить, что конкретизация, «перевод» метафор, характерных для практиков и учителей психотерапии, на научный язык операционных компонентов эмпатической способности возможна с помощью понятий, описывающих те процессы, которые обычно квалифицируются исследователями эмпатии как ее механизмы.

В различных исследованиях называются: эмоциональное заражение, подражание, проекция, интроекция, идентификация, понимание, воображение, рефлексия, децентрация и т.д. [22]. В ходе обучения работа этих механизмов, обычно неосознаваемая в житейских ситуациях, подвергается осознанию, рефлексии, увязывается с постановкой профессиональных целей, опосредуется системой профессиональных норм, образцов и правил, приобретая характер целенаправленных произвольных действий. Операционные механизмы можно также классифицировать с точки зрения того, какую часть или этап эмпатического процесса они осуществляют. В соответствии с логикой деятельностного подхода, встает вопрос о выделении собственно операций как способов осуществления действия, действий, стратегий и т.п.

Процесс эмпатии и его опосредование можно разделить на три стадии:

  1. Появление викарного переживания состояния другого человека.
  2. Развертывание, прояснение викарного переживания до требуемой степени ясности.
  3. Реализация, воплощение эмпатического переживания.

Возможно неполное прохождение этих этапов, равно как и различные степени требуемой ясности и степени воплощения переживания. Соответственно этим трем стадиям можно выделить также три плана анализа как эмпатического процесса, так и структуры эмпатических способностей: чувственно-перцептивный, рефлексивный, экспрессивно-коммуникативный.

Появление викарного чувства рассматривается многими исследователями как непосредственный, «перцептивный» процесс: мы «видим», что человек грустит, «читаем» это чувство на лице человека.

Однако, вероятно, непосредственность эмпатического восприятия — такой же результат интериоризации эмпатических действий, сворачивания определенных микропроцессов, как и в случае собственно восприятия.

Приведем пример психологических исследований, демонстрирующих различного рода опосредование достаточно простых эмпатических реакций. Младшие подростки с диагностированной тенденцией к психопатии и антисоциальному поведению и условно здоровые подростки играли в компьютерную игру, в которой могли варьировать силу звука, посылаемого своему противнику. Звук мог быть достаточно сильным и болезненным для слуха (на самом деле «противником» выступал компьютер, ситуация была смоделирована).

Часть испытуемых получали письменные сообщения от противника, в которых содержалась жалоба на неприятные ощущения от звука, часть — нет, сообщения для них не содержали жалобы. Во втором случае поведение подростков с психопатическими тенденциями после получения сообщения от противника оставалось более агрессивным, чем поведение испытуемых без психопатических тенденций.

Если же подростки с психопатической тенденцией получали сообщение с жалобой, их поведение после получения сообщения не отличалось от поведения условно здоровых испытуемых, которые были склонны больше не использовать болезненные звуки [29].

Т.е. для коррекции психопатических тенденций ставится задача: организовать привлечение внимания к признакам дистресса у другого человека и затем автоматизировать этот поначалу произвольный процесс.

Эмпатия и помощь: житейский и профессиональный контекст.

В психотерапии эмпатия рассматривается как важный метод работы профессионала: либо это условие установления терапевтического контакта, либо один из основных методов «лечения», в зависимости от специфики психотерапевтического подхода.

Поэтому эмпатическое понимание и его выражение формулируются как цели профессиональной деятельности. Если рассматривать другие помогающие профессии, здесь роль и место эмпатии определяются другим образом. Эмпатия традиционно считается важнейшим фактором помогающей мотивации. Дискуссии касаются не самого этого факта, а скорее удельного веса эмпатического отклика среди других факторов помощи — нормативных, ситуационных.

Также роль эмпатии как мотивационного фактора помощи проблематизируется при выделении различных форм помогающего поведения: собственно помощь, просоциальное поведение, альтруистическое поведение и т. п. Так, Ч. Батсон и его коллеги сформулировали гипотезу «эмпатия — альтруизм», согласно которой подлинно альтруистическое поведение, т. е. поведение, не преследующее никакой выгоды, в том числе от избегания порицания или от получения социального поощрения, роста самоуважения вследствие факта помощи, мотивируется именно эмпатией.

В обсуждении связи эмпатии и помощи особое внимание уделяется феномену эмпатического дистресса — т. е. негативных чувств у человека, наблюдающего страдания другого. Они могут быть разделенными — «я грущу вместе с тобой», но могут быть и собственными — «мне неприятно, тревожно от того, что ты грустишь» (personal distress).

Высокий личный дистресс может быть мотиватором помощи — «я помогу, чтобы поскорее избавиться от своих неприятных чувств». Но при наличии возможности с легкостью выйти из неприятной ситуации или «убрать» эти чувства другим способом (например, улучшить настроение с помощью чего-либо приятного) субъект с высоким личным дистрессом не будет склонен помогать [37].

Известный исследователь онтогенеза эмпатии М. Хоффман подчеркивает, что, по сути дела, развитие эмпатии у детей представляет собой совладание с собственным дистрессом и формирование связи эмпатия — помощь через развитие сочувствия, разделенных чувств (в его терминологии: «симпатический дистресс», «подлинный эмпатический дистресс» в отличие от «собственного дистресса») [39].

В онтогенезе такое развитие опосредовано, в первую очередь, становлением систем эмоциональной регуляции в целом и усвоением социальных, моральных норм. Помогающие профессии относятся к разряду так называемых социономических, т. е. профессий системы «человек — человек». Основным «рабочим инструментом» в таких профессиях является личность самого профессионала. Выделение помогающих профессий не является твердым, устоявшимся [40].

Будем называть помогающими профессии, в которых профессионал в большинстве ситуаций взаимодействует с человеком страдающим, при этом помогающие действия, т. е. действия, способные прекратить или облегчить его страдания, улучшить его состояние, являются его основными должностными обязанностями.

По такой классификации в разряд помогающих профессий определенно попадают основные медицинские специальности, социальная работа, психологическое консультирование и психотерапия, определенные категории деятельности сотрудников МЧС. Другие социономические профессии различаются долей помогающей деятельности среди других задач профессионала (учитель, воспитатель, священник, юрист, сотрудник правоохранительных органов и т. п.).

В профессиональном контексте помощь оказывается в условиях, по ряду признаков значительно отличающихся от житейских ситуаций, и эти условия имеют большое значение для понимания специфики «профессиональной эмпатии»[34].

Отметим несколько из них.

  1. Обязательный характер помощи в отличие от возможности выбора «помогать — не помогать» в большинстве житейских ситуаций. К тому же неоказание помощи или не должным образом оказанная помощь могут привести к жалобам, дисциплинарным взысканиям и т.п.

Таким образом, эмпатия как «внутренний» фактор мотивации помощи находится в сложном соподчинении не только с другими «внутренними» факторами, но и с весомыми «внешними». Ее проявления должны быть вписаны в сложную структуру целей профессиональной деятельности.

  1. Регулярный характер помощи. Чаще всего с этой особенностью помогающих профессий связывают явление эмоционального выгорания и защитный характер формального отношения к помощи.
  2. Повышенный личный дистресс. Множество ситуаций, в которых приходится оказывать помощь представителям помогающих профессий, могут провоцировать повышенный личный дистресс или затруднять совладание с ним. Это ситуации, в которых очень высока цена ошибки, например, в работе спасателей, медиков, а также возможно проявление собственных сильных негативных чувств: страха смерти, отвращения, презрения и морального осуждения и т.д.

Отметим лишь наиболее явные особенности помогающей профессиональной деятельности в связи с эмпатией. Безусловно, существует множество дополнительных нюансов, как в помогающих, так и в других социономических профессиях. Представляется необходимым проведение специального анализа различных профессий с точки зрения специфики связи эмпатия — помощь.

Наиболее часто исследуемыми феноменами помогающей профессиональной деятельности являются эмоциональное выгорание и профессиональные деформации, в том числе деформации мотивационные (например, приоритет мотива власти и самоутверждения как «спасителя» и «вершителя судеб»).

Осознание распространенности этих феноменов привело на определенном этапе к пониманию необходимости специальных форм помощи и поддержки профессионального развития самих представителей помогающих профессий. Например, уже в 1924 г. на Берлинском психоаналитическом конгрессе была зафиксирована необходимость супервизии как обязательной части подготовки психоаналитиков, в 1950-е гг. возникли балинтовские группы — институциализированная форма профессиональной супервизии для практикующих врачей и психиатров [25].

На примере анализа разнообразных профессий показано, как в процессе их освоения обучающийся «распредмечивает» нормативный способ и превращает его в индивидуальный способ деятельности. На основе индивидуальных качеств и способностей посредством их реорганизации и переструктурирования, приспособления и развития под влиянием требований той деятельности, которую осуществляет субъект, формируется психологическая система профессиональной деятельности, профессиональная позиция [22].

Cпецифика помощи в помогающих профессиях характеризуется двумя основными взаимосвязанными аспектами реализации эмпатии в профессиональном контексте: мотивационным и выразительно-коммуникативным. Пересечением этих аспектов видится проблема регуляции, произвольности эмпатии.

Эмпатия обычно выступает в качестве «фона», а не «фигуры» при профессионаьной деятельности, как некий дополнительный фактор эффективности. Роль эмпатии в социономических профессиях определяется через ее включение в структуру профессионально важных качеств.

Помогающий профессионал должен быть эмпатичным, т. е. должен быть склонным проявлять эмпатию. Соответственно методологией исследований являются измерение эмпатии как личностной черты в основном опросниковыми методами и поиск связи уровня эмпатии с различными характеристиками профессионала (стаж, эффективность деятельности, уровень эмоционального выгорания и т.д.

При подходе к эмпатии как профессиональной способности, а не как к профессионально важному качеству, фокус внимания меняется: не развитие склонности к эмпатии, а приобретение эмпатическими процессами «свойств оперативности».

В психологии профессионального развития так определяется развитие способностей: как за счет освоения специальных операций, так и за счет тонкого приспособления этих операций к условиям деятельности. Уровень развития эмпатии у помогающих профессионалов так или иначе влияет на профессиональную деятельность.

В последнее время задача развития эмпатии как профессионального навыка врача активно ставится, например, в психоонкологии. Организуются тренинги, на которых проигрываются и разбираются сложные коммуникативные ситуации (как сообщить диагноз пациенту, как общаться с родственниками больного и т.д.).

В отношении профессиональной коммуникации в целом и эмпатии в частности А. Сонькина-Дорман — одна из первых в России профессиональных специалистов по паллиативной помощи и медицинскому общению — поднимает очень важный вопрос «скрытого учебного плана» («the hidden curriculum»)[34].

Это понятие описывает усваиваемые в рамках ученичества как обучения через подражание учителю/учителям, а не в лекционных аудиториях, нормы и правила профессиональной деятельности, которые в наибольшей степени влияют на профессиональное поведение.

Для эмпатии эта тема особо важна, так как эмпатия считается дополнительным условием эффективности в помогающих профессиях, не существует нормативных способов проявления эмпатии, помимо абстрактных требований проявлять сочувствие и понимание. Поэтому коммуникация врач — пациент в наибольшей степени подвержена влиянию неявных, неотрефлексированных образцов поведения.

Абстрактное знание само по себе не способно преодолеть силу привычных, устоявшихся моделей профессиональной коммуникации. Необходимо создавать условия для приобретения «живого» опыта эмпатического понимания и отношения, в том числе личного опыта получения эмпатии, например, от ведущего коммуникативного тренинга или супервизора и других участников, а также для его рефлексии и интеграции в практику.

Важно добавить, что женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин — эмпатии и социальной ответственности.

Не всем дано испытывать глубокое чувство эмпатии, однако проявлять его мы порой бываем обязаны.

Правила хорошего тона диктуют нам проявлять эмпатию. Искренняя же эмпатия обычно возникает между двумя близкими людьми и позволяет чувствовать взаимопонимание.

Виды, формы и уровни эмпатии

Для лучшего понимания такого явления как эмпатия, рассмотрим подробнее ее виды, которые подразделены на следующую классификацию:

— эмоциональная,

— когнитивная,

— предикальная.

Эти виды тесно связаны друг с другом и, как правило, не существуют по отдельности.

Под эмоциональной эмпатией понимают способность воспринимать и подражать эмоциям окружающих. Человек готов откликнуться на чувства собеседника. Происходит единение, когда один человек понимает другого. Его визави чувствует искреннее внимание.

Это приводит к снятию эмоционального напряжения, способствует разрешению проблемной ситуации.

Когнитивная эмпатия – это не только понимание чувств другого, но и способность анализировать эти чувства и мысли, находить причины, приведшие к данному состоянию и способы выйти из него. Этот вид эмпатии лежит в основе психологической помощи.

Под предикативной эмпатией понимают способность не только ощущать и анализировать эмоции другого человека, но и предугадывать его реакции в той или иной ситуации. Это умение бесценно при решении конфликтов и ссор.

Психологи выделяют следующие формы эмпатии:

— сопереживание,

— сочувствие.

Сопереживание — это ситуация, когда человек испытывает те же чувства, что и собеседник (герой фильма, книги).

Сочувствие подразумевает, что у человека появляются личные чувства к визави и его проблеме (сочувствие, жалость).

Например, при просмотре фильма эмпат может заплакать вместе с героем и это будет сопереживание, или начать жалеть его, что будет уже сочувствием.

Или, когда в разговоре с другом последний испытывает злость на кого-то, сопереживающий эмпат тоже разозлится, сочувствующий — попробует успокоить, выражая при этом свои эмоции.

Рассмотрим подробнее уровни эмпатии.

В психологии выделяют четыре уровня эмпатии. Они различаются степенью заинтересованности чувствами других людей и тем, насколько проявляются сочувствие и сопереживание.

Уровни эмпатии:

— повышенный,

— высокий,

— нормальный,

— низкий.

Повышенный. Люди с таким уровнем эмпатии, вникая в проблемы и эмоции окружающих, перестают их отделять от своих. Они слишком впечатлительные и ранимые, иногда понимают окружающих лучше, чем самих себя, часто испытывают беспричинное чувство вины. Это приводит к эмоциональным перегрузкам и повышенной тревожности.

Психологи такое состояние называют аффективной эмпатией. Человек, научившийся справляться со своей повышенной эмпатией и контролирующий себя, сможет достичь больших высот в области психологии, PR, маркетинга и других сферах.

Высокий. Человек хорошо понимает переживания окружающих, при этом чрезмерно не вовлечен в них. Это деликатные люди искренне и тепло относящиеся к родным и близким, коммуникабельные и живут активной социальной жизнью. Случается, что люди с высоким уровнем эмпатии несколько зависимы от общественного мнения и нуждаются в постоянном одобрении своих действий.

Нормальный уровень эмпатии характерен для большинства людей. Человеку с нормальным уровнем эмпатии понятны чувства других, но он остается к ним равнодушным. Исключением становятся родные и близкие.

Низкий. Лица с низким уровнем эмпатии не способны взглянуть на ситуацию под другим углом, считают свою точку зрения единственно верной. Это люди сосредоточенные лишь на своих проблемах. Им не комфортно общение с окружающими. Как правило, у антиэмпатов узкий круг общения и практически нет друзей.

Проявление эмпатии у медицинских сестер в профессиональной деятельности

Человек — высшая ценность из всех ценностей мира — таков принцип гуманизма, важный принцип врачебной деонтологии. Одной из важнейших задач современной медицины является обеспечение соматического и психоэмоционального благополучия человека. Степень сформированности и развития личности врача являются важнейшими из факторов, обусловливающих выздоровление больного.

Профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только профессиональными знаниями и навыками, но и умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных качеств личности.

Одним из важных личностно — профессиональных качеств медицинского работника считается умение сопереживать и воспринимать чувственные состояния другого, то есть способность к эмпатии, а также наличие навыков установления адекватных и эмоционально — благоприятных отношений с больными, умение анализировать свое поведение и поведение окружающих, человечное отношение к больному, этичность, наличие глубокой интуиции.

В медицине эмпатией является осознание эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого осознания. К примеру, при беседе доктора с больным проявление эмпатии означает осознание слов, эмоций и жестов больного, а еще убеждение больного в том, что доктор понимает его волнения.

Так как будущий врач или медсестра часто будут подвергться стрессовым ситуациям, то уже в университете необходимо обучаться особенному методу общения, уметь сдерживать собственные эмоции.

Понимание медицинской сестрой конкретного психического состояния больного, его личного склада считается немаловажным фактором, способным сделать лучше качество оказываемой врачебной помощи и добиться комплаентности больных.

Над проблемой эмпатии задумываются не только в современной медицине, размышления на эту тему уходят корнями в Древнюю Грецию, к Гиппократу — известному представителю Косской медицинской школы, которым сформулированы основные тезисы врачебной этики, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время.

Прежде всего, это «natura sanat, medicus curat morbos» («лечит болезни врач, но излечивает природа»).

Второй — это «primum non nocere» («прежде всего не вредить»).

И третий — «qui bene interrogat, bene dignoscit; qui bene dignoscit, bene curat» («кто хорошо расспрашивает — хорошо ставит диагноз; кто хорошо ставит диагноз — хорошо лечит»).

В современной медицине  происходит улучшение инструментальных методик диагностики заболеваний, но меньше времени тратится на общение врача с пациентом. Между тем остается важным процесс налаживания доверительных отношений с больным.

Данные статистики демонстрируют, что неадекватная коммуникация медицинского работника с больным приводит к росту числа исков на медработников, к смене лечащего врача и отрицательным рекомендациям на медсестер.

К примеру, при сравнительном исследовании эмпатических способностей терапевтов и хирургов, выявлено то, что у медицинских работников терапевтического профиля уровень эмпатии несколько выше, чем у врачей — хирургов. У медицинских сестер химиотерапевтического и реанимационного отделения, работа которых имеет повышенный уровень стрессогенности, замечен заниженный и довольно невысокий уровень эмпатии в сочетании с высоким уровнем рефлексии, что указывает на понимание специалистами необходимости сознательного контроля.

Следует заметить, что для медсестры контакт с больным считается рабочим моментом, а для пациента этот контакт представляет собой неординарное событие. При первой встрече с пациентом задача сестры выстроить мост доверия, фундамент, на основе которого имеет возможность развиваться плодотворное сотрудничество. Это достигается обходительным, благожелательным отношением к больному.

Больной всякий раз находится в подчинённом положении по отношению к медицинскому работнику по причине угнетённого состояния, вызванного заболеванием. Важное значение имеет атмосфера, в которой собирается анамнез. Эмоциональный барьер снимается, когда больной чувствует, что внимание сестры сконцентрировано на нем, и для него в этот момент нет ничего важнее, чем заботливо выслушивать больного. Вследствие этого во время разговора должны исключаться все помехи: беседы с коллегами, телефонные разговоры и т.д. Нельзя говорить больному, что у вас нет времени, даже если это так. Нельзя говорить на ходу, стоя, двигаясь к двери, неспокойно переминаясь с ноги на ногу.

Во время сбора анамнеза сестра может трудиться за столом (на расстоянии не больше 1 метра) напротив больного, или больной находится вблизи за столом (стол может восприниматься как барьер), при этом доктор обязан глядеть собеседнику в глаза (визуальный контакт), наблюдать за его мимикой.

Некорректно пожилых больных называть «бабушка»/ «дедушка»,  больные в этом случае чувствуют неловкость, и это обращение ухудшает их эмоциональное состояние. Следует заранее приготовить план опроса, до того как собирать анамнез у пожилых людей, страдающих забывчивостью, и которых просто можно сбить с толку. Во время коммуникации с больным сестра обязана постараться изъяснять все элементарно и доступно, применить конкретные формулировки, помня о том, что любые слова медработника оцениваются и интерпретируются больным.

Сестра должена сделать все, чтобы общение не было скучным, напряженным, не осуждать пациента, не заниматься морализацией и лишней монологизацией. Она не должна быть очень сухой и отстранённой или, напротив, излишне доверительной. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у пациента, что может помешать беспристрастно расценить ситуацию.

Медсестре нельзя всецело погружаться в эмоциональное состояние больного, идентифицироваться с ним в страдании и несчастье. Надо сохранять дистанцию, тренируя способность к эмпатии и самоконтролю. Метод общения сестры с больным выбирается в зависимости от впечатлений, которое больной произвел на нее. Уже в первые минуты общения сестра может сделать вывод о том, насколько информирован больной и что он знает о своём заболевании, доверяет ли он сестре, относится ли он скептически к научной медицине и является приверженцем других способов лечения.

Больные, полностью полагающиеся на медицинского работника, не очень информированные и они считают, что могут всецело доверять сотруднику. Эти больные не требуют подробных объяснений плана лечения. Но данный тип встречается все реже.

Нередко приходится сталкиватся с некорректным поведением со стороны медицинских работников, неумением правильно общаться с больным. Известно, что неосмотрительные слова медсестры в связи с невниманием к психологическому состоянию больного могут навредить соматическому состоянию и спровоцировать ятрогенные заболевания.

Успех в лечении во многом зависит от личностных качеств медицинского работника, его отношения к больному и от способности вызывать доверие у пациента. Сестра должна не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и уметь разговаривать со своим пациентом. Если хороший специалист и понимающий человек совмещаются в одном медработнике, то такой сотрудник — это счастье для пациента. Однако эмпатия для медика – это не просто врожденное человеческое качество, но еще и профессиональная компетенция, которая должна формироваться и совершенствоваться осознанно и грамотно как в период обучения в университете, так и на протяжении всей профессиональной деятельности.

Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают отношения в системе «человек-человек». Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди, умеющие работать в системе «человек-человек»[44]. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность.

Эмпатия медицинского работника помогает лучше прочувствовать состояние пациента. Общение с пациентом является одним из главных элементов лечебного процесса. Эмпатия медицинского работника, направленная на пациента, обозначается как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание медицинским работником неблагополучия другого как такового, безотносительно к собственному благополучию.

Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние пациента вызывает потребность помочь ему.

Представителями наиболее многочисленного и перспективного направления, эмпатия медицинского работника определяется как способность или свойство личности [31, 35, 43, 50]. Эмпатия рассматривается как когнитивно-аффективная способность медицинского работника, суть которой состоит в умении давать опосредованный эмоциональный ответ на переживания пациента, сопряженный с рефлексией его внутренних состояний, мыслей и чувств.

В процесс взаимодействия с пациентом, активно вовлечена медицинская сестра, которая должна научиться позитивно выражать свое «Я» (в определенных границах). Это будет повышать уровень доверия пациентов к ней. Чтобы контакт был искренним, открытым с медсестрой, он должен видеть искренность и с ее стороны. Медсестра может завоевать доверие пациента, демонстрируя свою аккуратность, пунктуальность, осведомленность о положении дел пациента, опыт, подготовленность, честность, способность работать в его интересах, свою энергичность, решимость, добиться поставленной цели.

Например, осуществляя уход за пациентом, медсестра слушает и наблюдет, реагируя на наличие у пациента психологической напряженности в отношениях с самим собой (неудовлетворенность собой, чувство стыда). Медсестра также отмечает динамику эмоциональной сферы пациента в процессе лечения, поскольку эмоции влияют не только на настроение и поведении, но и на состояние организма, в частности на иммунитет. Такая информация передается лечащему врачу, который сам оказывает психологическую помощь, или дает предписание по психологическому уходу за пациентом, или вызывает психолога для оказаний профессиональной психологической помощи. Работать с пациентом должна команда единомышленников – врач, медсестра, психолог.

Феномен эмпатии тесно связан с позитивным отношением. Помимо трансляции своего расположения к пациенту, медицинская сестра должна не только отслеживать показатели здоровья своего пациента, но и отслеживать его эмоциональное состояние, понимать и уметь грамотно реагировать на различие эмоциональные проявления пациента: горе, страх, тревога, тоска и др. Без эмпатии, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон в коммуникативном взаимодействии субъектов[45].

Важно отметить, что различного рода жалобы и возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимого уровня эмпатических установок, влияющих на общение с пациентами. Можно говорить о значимости для взаимодействия пациента с медицинскими работниками таких ситуаций, когда уместно проявить чувство юмора, однако без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда — над больным», известен многим медицинским работникам, так как некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства [50].

Одной из предпосылок для развития положительного отношения является предоставление больному возможности свободного, не прерываемого рассказа о его переживаниях, проблемах, жалобах, заботах и опасениях. И даже если медицинский работник имеет ограниченное время для этого, он не должен показать, что очень занят. Медицинский работник должен своей личностью «резонировать на высказывания больного». Если больному не будет в необходимой мере предоставлена возможность высказаться, больной часто жалуется, что медицинский работник его «вообще не выслушал», а иногда уходит от него с ощущением, что не был обследован по всем правилам, хотя в действительности с соматической стороны и было сделано все небходимое. Со стороны больного при этом проявляется недовольство тем, что им пренебрегают как личностью. При этом, говорливый больной легче добивается возможности высказаться, более того, он может заинтересовать медицинского работника своим занимательным рассказом.

Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинскими работниками такого понятия, как эмпатии, которое рассматривается Л.П. Урванцевым, Н.В. Яковлевой как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного общения в определенном спектре ситуаций межличностного взаимодействия.

При наличии эмпатии со стороны медицинского работника — пациент скорее выздоравливает. Чтобы выявить эмпатию, необходимо рассмотреть следующие виды общения медицинского работника и пациента [46]:

  1. «Контакт масок» — это формальное общение.
  2. Примитивное общение — когда целью обращения к медицинскому работнику становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др.
  3. Формально-ролевое общение — вид общения со стороны медицинского работника может быть обусловлен профессиональной перегрузкой.
  4. Деловое общение. — при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.
  5. Духовное межличностное общение – беседа на любую тему.
  6. Манилулятивное общение. Так же, как и примитивное, направлено на извлечение выгоды от собеседника.

Целью такой манипуляции может быть:

1) снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента;

2) демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения. [50].

На основе многолетнего опыта работы И.Харди (1983) выделил шесть типов медицинских сестер [52]. Естественно, что данная классификация является определенным упрощением, но она помогает взглянуть на деятельность медсестры «глазами пациентов».

  1. «Сестра-рутинер» («робот») — скрупулезно, тщательно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции.
  2. «Сестра-актер» («сестра, играющая заученную роль») — старается играть какую-либо роль или следовать (выбранному) понравившемуся ей идеалу.
  3. «Нервная сестра». Как правило, такого типа медсестры — это люди с

довольно трудным характером, склонностью к невротическим реакциям, что негативно влияет на психологическое состояние больных.

  1. «Мужеподобная» сестра («сестра-гренадер»). Такая медсестра видна (или слышна) издалека: решительная, настойчивая, бескомпромиссная, с зычным, «командным» голосом. Может быть резкой и даже грубой, однако ответственна и точна в работе.
  2. Сестра «материнского типа» («мать» или «сестричка»). Такие медсестры в своей работе проявляют максимальную внимательность, сочувствие и заботу по отношению к пациентам, перенося на работу с больными свои теплые семейные отношения или компенсируя отсутствие таковых. Их психологическое влияние на пациентов чрезвычайно благотворно и позитивно.
  3. «Сестра-специалист» («эксперт»). Такие медсестры, как правило, обладают особыми способностями, особым интересом или свойствами личности, которые они реализуют в каких-либо узких областях сестринского дела, обычно незаменимы.

С эмпатией приходится считаться повсюду, и особенно в практике лечебной деятельности.

Жалующемуся больному пытаются помочь, стремясь обнаружить физические недуги, хотя они могут быть и соматичнскими.

Каждой сестре важно постоянно совершенствовать свои знания по психологии и психиатрии, хотя интерес остается незначительным.

Таким образом, эмпатия – эмоциональный отклик медицинского работника на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии.

Прикрепленные файлы:

_empatiya_moya_obrabotka_polnostyu

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф