Страницы 1 2
2 Методы индивидуальной гигиены полости рта
2.1 Гигиена полости рта у детей
Здоровье ребёнка и здоровые зубы напрямую связаны между собой. Крепкие и здоровые зубы — залог общего здоровья ребенка.
Качество ухода за полостью рта существенно влияет на интенсивность заболеваний зубов и окружающих тканей. Отсутствие регулярного ухода за зубами у детей приводит к накоплению микробного налета, который мешает процессу созревания эмали. В местах скопления зубного налета возникает кариес и воспаление десны [25].
Правильно проводимая гигиена полости рта, предупреждает накопление микробного налета и дает существенные профилактические результаты.
Родители должны хорошо ориентироваться в правильном проведении гигиены полости рта, чтобы повседневно осуществлять контроль у своих детей.
Молочные и постоянные зубы у детей прорезываются с незаконченной минерализацией. Завершается минерализация («созревание эмали») в течение следующих нескольких лет за счет поступления в эмаль из слюны ионов кальция, фосфора, фтора и др. При этом большую роль играет свободный доступ слюны ко всем поверхностям зуба. Если зубной налет постоянно препятствует контакту слюны с эмалью зуба, то это приводит к формированию участков незавершенной (пониженной) минерализации, в которых в дальнейшем может развиться кариес [2].
Известно, что зоны повышенной растворимости эмали находятся в участках, наименее доступных слюне (пришеечные области, центральные и прикорневые точки контактных поверхностей). Эти зоны наиболее часто поражаются кариесом и поддерживают воспаление прилегающей десны.
Установлено, что избыточный прием легкоусвояемых углеводов приводит к значительному накоплению зубных отложений, которые играют значительную роль в патогенезе кариеса и заболеваний пародонта. Об этом факте следует помнить, пропагандируя рациональное питание ребенка и формируя у него пищеевые привычки. Сладости ребенок должен получать в незначительном количестве соответственно его возрасту. После их приема следует прополоскать рот водой. До 2 лет у детей высокая естественная очищаемость зубов за счет обильной саливации. Затем самоочищаемость снижается вследствие вязкости слюны и завершения формирования молочного прикуса. Плотные контакты между зубами вызывают необходимость в искусственном очищении зубов с помощью зубной пасты [13].
Уже в дошкольный период после прорезывания зубов нужно обучать детей навыкам рационального ухода за зубами и полостью рта. Особенно это важно в период сменного прикуса, когда создаются благоприятные условия для усиленного образования налета, зубного камня. Поэтому обучение детей уходу за зубами является важным и существенным в профилактике болезней пародонта, так как именно с образованием зубного налета связывают высокую частоту гингивитов у детей этого возраста.
С 1,5 года — 2 лет ребенка следует учить полоскать зубы водой после приема пищи, с 2 лет — 2,5 года чистить зубы зубной щеткой. Вначале ребенку следует показать, как надо держать зубную щетку, какие выполнять движения. Затем, взяв руку ребенка, помочь ему выполнить эти движения [16].
После закрепления у ребенка навыков ежедневной чистки зубов (после завтрака и перед сном) и освоения им методики чистки (направление движений, последовательность очищения отдельных поверхностей и групп зубов и т.д.) можно разрешить использовать зубные пасты или зубной порошок. Помочь в выборе этих средств должен гигиенист стоматологический. Необходимо помнить, что при неумелом пользовании зубной порошок может попасть в дыхательные пути, поэтому детям младшего возраста следует рекомендовать зубные пасты.
Чистить зубы ребенку сначала должен один из родителей не менее 2—3 мин, производя при этом 200—250 движений. При наклонности к образованию налета за содержанием зубов на необходимом гигиеническом уровне должны следить родители. Они удаляют налет ватными тампонами, турундами, увлажненным содовым раствором, протирают зубы после приема пищи [27].
Степень очищения зубов необходимо контролировать. При очередных осмотрах ребенка гигиенисты стоматологические определяет индекс гигиены полости рта (по Федорову— Володкиной и др.) и рекомендует родителям проводить подобное определение (окрашивание зубов йодистым раствором) 1—2 раза в месяц.
Также важный момент введение правильного прикорма, жесткая пища должна появляться в питании ребенка при появлении первого зуба.
Детей, находящихся на ортодонтическом лечении, обучают правилам ухода за ортодонтическими аппаратами: промывать их после еды струей воды из-под крана; 1—2 раза в день очищать с помощью зубной щетки пастой или порошком. При ношении несъемных ортодонтических аппаратов целесообразно назначить зубные эликсиры дезодорирующего и антимикробного действия. В период ортодонтического лечения рекомендуют чередовать зубные пасты с противокариозными и противовоспалительными свойствами [28].
Обучение гигиене полости рта
Состояние гигиены полости рта у населения тесно связано с гигиеническим воспитанием, в первую очередь обучением детей. Гигиенист стоматологический, выполняя задачи по гигиеническому воспитанию, должен помнить о следующих основных положениях.
Эффективной гигиена полости рта может быть лишь в случае регулярной чистки зубов, правильного выбора щетки, достаточного количества движений и положения щетки, затрат времени на очищение поверхности зуба [23].
Обучение навыкам и правилам ухода за полостью рта входит в обязанность медицинского персонала.
Уровень гигиены полости рта и соблюдение правил чистки зубов должен периодически контролировать медицинский персонал.
Обучение детей уходу за полостью рта должно начинаться с раннего возраста. С 1,5 года—2 лет детей учат полоскать рот водой, с 2 — 3 лет—чистить зубы зубной щеткой, с 4—5 лет — применять зубную пасту.
Обучать детей необходимо в игровой форме, доброжелательно, постепенно. Главный мотив обучения — «прогоним червячков» или «уберем злых микробов». Учить детей чистке зубов следует поэтапно.
Сначала надо научить ребенка держать в руке щетку и на крупных игрушках освоить вертикальные движения. Начинают чистить зубы с верхней челюсти, затем чистят вестибулярные поверхности фронтальных зубов движениями от десны к краю зубов [11].
Только после освоения ребенком этого этапа переходят к следующему: чистить вестибулярную поверхность.
Следующий этап — обучение чистке окклюзионной поверхности зубов возвратно—поступательными и круговыми движениями. В последнюю очередь подметающими движениями очищают нёбные и язычные поверхности зубов. Форсировать обучение детей раннего возраста не следует, так как при этом будет упущено качество.
К трем годам ребенку необходимо привить желание и выработать умение ежедневно чистить зубы: утром перед завтраком, вечером после ужина перед отходом ко сну. Желательно приучить ребенка к полосканию полости рта после каждого приема пищи [8].
Кроме того, у ребенка должна быть закреплена последовательность манипуляций: мою руки с мылом, полощу рот водой, промываю зубную щетку, выдавливаю на щетку зубную пасту, чищу зубы со всех сторон (по 10 движений на каждом участке), полощу рот, мою щетку и ставлю ее щетиной вверх в стаканчик.
У детей 4—5 лет и старше должны быть выработаны навыки ухода за полостью рта, правильная техника, хорошее качество. С этого возраста следует проводить контролируемую чистку зубов. Она заключается в определении гигиенических индексов до и после чистки зубов (качество), фиксации времени, затраченного на чистку, наблюдении за движениями во время чистки зубов (техника) [5].
Неорганизованных детей (не охваченных стоматологической диспансеризацией в организованных коллективах) навыкам гигиены полости рта учат родители или медицинский персонал комнаты гигиены полости рта в стоматологической поликлинике (детской консультации). Гигиенист стоматологический обеспечивает их соответствующей памяткой в детской консультации, и прежде чем попасть на прием к стоматологу (при отсутствии зубной боли), ребенок должен посетить кабинет гигиены.
Детей, посещающих детские дошкольные учреждения, уходу за полостью рта должен обучать воспитатель. Полоскание рта после еды, чистка зубов после завтрака или обеда признаны режимным моментом детского дошкольного учреждения; дети должны их выполнять ежедневно под руководством воспитателей. Раз в месяц воспитатель проводит в группе контролируемую чистку зубов в виде конкурса «Самые чистые зубы», «Кто лучше всех чистит зубы?» и т.п. Для закрепления навыков в группах ежегодно проводят уроки гигиены, напоминая детям правила чистки зубов.
Гигиенист стоматологический обучает этой работе персонал, контролирует их работу; в отведенное время для санации полости рта он определяет у детей гигиенический индекс, при необходимости проводит индивидуальное обучение, показательные уроки гигиены полости рта (уроки здоровья в группах и др.). Гигиенист стоматологический помогает воспитателям профессионально оформить уголки гигиены полости рта в каждой группе, информационный листок для родителей [3, 10].
В школах обучение детей проводится на специальных уроках гигиены, включенных в общее расписание: для детей 1—х классов — 3 ч в учебном году, 2—3—х классов —2 ч, 4—10—х классов — 1 ч. Сначала рассказывают, лучше в классе, о том, для чего, как и с помощью каких средств надо ухаживать за полостью рта, какие продукты полезно употреблять, чтобы зубы были крепкие и красивые. Необходимо продемонстрировать стандартные методы чистки зубов.
Для обучения гигиене полости рта удобно использовать модель нижней или верхней челюсти, поделенную на сегменты, представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 — Модель нижней челюсти, группы жевательных зубов слева, разбитая на сегменты затем справа
На модели демонстрируют способы очистки различных групп зубов скребущими, возвратно—поступательными, подметающими, круговыми движениями, представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 — Положение и движения зубной щетки при чистке зубов
Обучение детей удобнее проводить в комнате (классе) гигиены и профилактики, которая представляет собой помещение (или часть его), оснащенное раковинами, зеркалами, набором индивидуальных средств по уходу и контролю. В комнате должно быть 5—10 (в уголке гигиены — 1—2) раковин.
Щетки хранят в маркированных штативах. Необходимы часы (например, песочные), зубные пасты и другие средства.
В кабинете должен быть телевизор, компьютер, стенды, таблицы, витражи и т.д. Если размеры комнаты позволяют, в ней следует установить столы для занятий [13, 19].
В методике обучения гигиене полости рта необходимо обращать внимание на контроль за качеством чистки зубов и коррекцию индивидуальных навыков. После контролируемой чистки зубов обязательно следует провести оценку качества очистки и высказать советы и замечания. Во время профилактических осмотров и плановой санации полости рта гигиенист стоматологический определяет гигиенический индекс, обращает особое внимание на детей с кариозным процессом; если необходимо, назначает индивидуальный комплекс гигиенических процедур.
В осуществлении гигиенического воспитания учащихся гигиенист стоматологический содействует воспитатели, заведующий учебной частью по воспитательной работе, медицинская сестра и воспитатель ДДУ медицинская сестра стоматологического кабинета.
Обучение чистке зубов детей старших возрастных групп проводят в комнате гигиены в поликлиниках, учебных заведениях, в процессе лечения больных по обращаемости [10] .
2.2 Ошибки, допускаемые при уходе за полостью рта
Детство — время, когда формируются многие полезные привычки и нужные навыки. Это утверждение более чем справедливо, когда речь идет о гигиене, отношении к своему здоровью и, в частности, к процедуре чистки зубов.
Иногда «настроить» ребенка на правильный процесс ухода за зубами непросто, но это в любом случае нужно сделать. Рассмотрим самые распространенные ошибки детей и их родителей при уходе за полостью рта [20].
Спешка
Это самая распространенная глобальная ошибка, которую допускают дети при уходе за полостью рта. Спешка, легкомысленное отношение и в итоге — создание одной только видимости чистки.
Необходимо отметить, что детям действительно сложно сосредоточиться, они часто неусидчивы и невнимательны. Вроде бы чистят зубы, но делают это, чтобы взрослые поскорее отстали и можно уже было перейти к более интересным занятиям и играм.
Чтобы приучить детей чистить зубы правильно, можно превратить гигиеническую процедуру в игру: в этом случае ребенок быстрее научится и привыкнет чистить зубы регулярно, ему будет это нравиться. Например, можно соревноваться, у кого получится больше пены, можно представить, что там живут микробы, а ребенок — храбрый борец с ними. Или Золушка, которой надо вычистить все до одного зубы, чтобы пойти на праздник [17].
Также уже есть специальные приложения для гаджетов — за правильную чистку зубов ребенок получает баллы.
Кстати, взрослые люди тоже часто спешат, ведь времени (особенно с утра) постоянно не хватает, и они чистят зубы «быстренько», параллельно включая чайник, слушая новости и так далее.
Ранняя самостоятельность
Сама процедура чистки зубов преследует цель тщательно снять налет, а не просто освежить полость рта. Именно поэтому к ней нужно относиться очень ответственно. Ничего страшного нет, если ребенок не сразу научится самостоятельно чистить зубы и какое—то время взрослым придется ему помогать.
Этот процесс индивидуален: один может научиться за 1—2 дня, а другому понадобится неделя или даже больше. В любом случае не будет лишним, если родители хотя бы раз в неделю сами почистят зубы чаду младше семи лет.
Неправильный подбор зубной щетки
Начинать нужно с мягких обычных щеток, при выборе строго ориентируясь на рекомендации производителя по возрасту. Очень хорошо, если взрослый отправляется в магазин за щеткой вместе с ребенком и позволяет ему сделать выбор, благо, сейчас есть, из чего выбрать — разные цвета, модели, рисунки, для мальчиков и для девочек. Так ребенку будет проще «подружиться» как с самим приспособлением, так и с правилами чистки зубов [11, 25].
К трем годам можно приобрести электрическую зубную щетку. Процесс перехода к ней может также потребовать особого внимания родителей. Иногда дети боятся вибрации и шума, не хотят отказываться от привычной щетки.
Важно не воспринимать электрическую щетку как волшебное средство, которое быстро решает проблемы — взрослым в любом случае нужно контролировать процесс.
Необходимо помнить, что в случае воспалений в полости рта электрическая щетка противопоказана.
Несоблюдение техники
Вверх—вниз, вправо—влево, картинки с правилами — все это, конечно, хорошо, но с вопросами о том, что касается техники и правил чистки, лучше обратиться к гигиенисту стоматологическому. Многие родители рассказывают, что советы «серьезного врача» дети воспринимают более ответственно, нежели советы мамы или папы.
Гигиенист стоматологический обязательно подскажет, как лучше следить за зубами в домашних условиях, какие правила можно взять на вооружение, насколько часто и при каких обстоятельствах требуется смена щетки [3].
Также он по состоянию зубов определит, какие ошибки ребенок допускает при чистке, и посоветует, как их исправить.
3. Рекомендации по гигиене полости рта у детей до 3-х лет
3.1 Профессиональная гигиена полости рта
Ребенок появляется на свет совершенно стерильным, и, начиная с первого дня жизни, полость рта интенсивно заселяется всевозможными микробами, многие из которых являются возбудителями различных заболеваний, таких как кариес, молочница, детский стоматит и др.
Минимизировать негативное влияние микроорганизмов позволит тщательный уход за деснами ребенка. После каждого кормления десны ребенка протирают влажными салфетками с ксилитовой пропиткой [25].
После появления первых зубок задача родителей – научить ребенка правильно их чистить. Продолжительность первых сеансов всего 15—20 секунд; постепенно время чистки зубов увеличивается.
Сначала ребенка обучают действовать щеткой, без нанесения на нее пасты. Дети любят подражать взрослым, поэтому с удовольствием повторяют все движения за мамой и папой. Задача родителей в данном случае – научить ребенка правильно держать щетку и располагать ее под нужным углом, а также тщательно полоскать рот после чистки. После того как ребенок овладел этими навыками, следует купить ему детскую пасту, содержащую молочные ферменты — это особенно полезные компоненты зубных паст. Они обозначаются в составе как лактоферрин (Lactoferrin), лактопероксидаза (Lactoperoxidase), лизоцим(Lysozime), оксид глюкозы (glucose oxide). Так же в составе можно встретить Peroxiredoxins. Все эти компоненты формируют «правильную» микрофлору, улучшают защитные свойства слюны, благоприятно воздействуют на иммунитет. И конечно же зубная паста для детей до 2х лет не должна содержать фтор.
Из методов профессиональной гигиены можно использовать только ремпасту типа тус—мусс на щеточке. И можно начинать про флоссы, их тоже можно детишкам использовать
Чем отличается процедура детской профессиональной гигиены от «взрослой»?
Эмаль молочных зубов, а также постоянных зубов, которые только что прорезались в сменном прикусе, очень хрупкая и нежная, поэтому при детской гигиене гигиенист стоматологический выполняет процедуру вручную, без использования аппарата AirFlow, максимально бережно, не использует абразивные порошки и пасты.
Как проходит детская профессиональная гигиена полости рта?
1. В начале приема гигиенист знакомится с ребенком и устанавливает с ним контакт – ведь мы будем играть в «Миссия: чистота».
2. Гигиенист наносит на зубы специальный раствор, для индикации зубного налета.
3. Специальной циркулярной щеточкой и полировочной пастой полностью очищает зубы от зубных отложений. Во время процедуры эффективно удаляется налет из труднодоступных мест — десневой борозды и пришеечной области.
4. В некоторых случаях, при наличии твердого зубного налета, используются ручные инструменты для его удаления [7].
5. После очистки зубы покрываются реминерализующим лаком, содержащим фтор, который укрепляет детскую зубную эмаль и уменьшает ее чувствительность. Такая процедура поможет справиться даже с кариесом в начальной стадии «белого пятна».
6. По показаниям гигиенист стоматологический может предложить процедуру герметизации фиссур – это запечатывание специальным промбировочным материалом с фтором очень уязвимых для кариеса «ямочек» зуба.
7. В конце процедуры гигиенист стоматологический научит ребенка правильно чистить зубы дома и подберет правильную щетку и пасту.
Как часто ребенку нужно проходить процедуру профессиональной гигиены?
Такую процедуру рекомендуется делать ребенку раз в полгода начиная с 2,5—3х лет. Но не следует забывать, что есть и индивидуальные особенности, и, прежде всего, это — качество ежедневной гигиены и отсутствие сопутствующих заболеваний, которые провоцируют повышенное образование зубного налета. Одному ребенку будет достаточно провести гигиену раз в год, а другому — и раз в месяц будет мало [8].
При ортодонтическом лечении, если зубы расположены скученно, профессиональную гигиену проводят чаще — индивидуальный график должен установить гигиенист.
3.2 Рекомендации по уходу за полостью рта и выбору средств гигиены полости рта
Индивидуальные гигиенические процедуры в полости рта меняются в зависимости от возраста и стоматологического статуса ребенка, подростка и взрослого. В каждой конкретной ситуации требуется оптимальный набор средств гигиены полости рта.
Существуют различные мнения по поводу того, с какого возраста следует приучать ребенка регулярно чистить зубы и полость рта. Большинство гигиенистов стоматологических рекомендуют начинать с 2—летнего возраста. Однако в РФ у 30% детей этой возрастной группы зубы поражены кариесом. Поэтому важно начинать уход за полостью рта с момента рождения ребенка и после каждого приема пищи [12].
Ребенок, приученный к регулярной гигиене полости рта с самого младенчества, перейдет к самостоятельному использованию зубной щетки и пасты легче и раньше своих сверстников.
Уход за полостью рта в период новорожденности важен так же, как и во все другие этапы жизни ребенка, так как в этот период происходит микробное обсеменение полости рта новорожденных микрофлорой родителей и их родственников за счет поцелуев, облизывания соски, ложки взрослыми.
Необходимо выполнять следующие рекомендации по уходу за полостью рта для детей до 2 лет:
• после каждого приема пищи очищать полость рта младенца с помощью мягкой махровой тряпочки, смоченной в теплой кипяченой воде или с помощью детской зубной щеточки для беззубых челюстей;
• выпавшую изо рта ребенка соску обработать кипяченой водой, а не облизывать;
• не облизывать детскую ложечку перед кормлением младенца;
• после прорезывания первых молочных зубов использовать детские зубные щетки с очень мягкой щетиной;
• до 2—2,5 лет не использовать детские зубные пасты, так как они могут вызвать сильный рвотный позыв;
• при наличии гипоплазии эмали, отягощенном антенатальном периоде можно использовать зубную пасту Infadent на основе грудного молока;
• после использования щетки ее необходимо промыть в теплой кипяченой воде, но не обрабатывать кипятком, так как он деформирует синтетическое волокно щетины [28].
Для детей от 2 до 4 лет для ухода за полостью рта и профилактики кариеса рекомендуется иной набор средств гигиены полости рта:
• детская гигиеническая щетка с мягкой щетиной, атравматичной головкой и большой ручкой с впрессованным резинопластиком;
• детская лечебно—профилактическая зубная щетка;
• детская лечебно—профилактическая зубная паста с фтористым соединением или кальциевым компонентом, мягким абразивом, без сильных антисептиков;
• уход за полостью рта осуществляет сам ребенок под контролем родителей;
• после каждого приема пищи необходимо прополоскать рот кипяченой водой.
Детям дошкольного возраста с 3 до 6 лет, приученных к проведению индивидуальной гигиены полости рта самостоятельно, но под строгим контролем родителей рекомендуются следующие СГПР [3]:
• детская профилактическая зубная щетка с мягкой щетиной, индикацией степени износа щетки, большой ручкой;
• детская лечебно—профилактическая паста противокариозного действия (с фтористым соединением или кальциевым компонентом), с мягким абразивом, без сильных антисептиков;
• флоссы с фтористым компонентом;
• ополаскиватели для рта с 6—летнего возраста без сильных антисептиков, безалкогольные с дозатором или мерным стаканчиком;
• жевательные резинки без абразивных компонентов, с сахарозаменителями типа ксилита рекомендуется детям с 6—летнего возраста, использовать после еды кратковременно.
По мере развития и роста ребенка происходит смена зубов временного прикуса на постоянные зубы. К 12—13 годам заканчивается формирование постоянного прикуса [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планомерное гигиеническое воспитание детей и их родителей способствует осознанию своего здоровья как непреходящей ценности, формированию навыков и привычек здорового образа жизни. Углубление понимания причин возникновения болезни должно усиливать мотивацию «предупредительного» поведения, положительно влиять на отношение пациентов к лечебно – профилактическим мероприятиям, обеспечивать более активное сотрудничество с медицинскими работниками при проведении их, что в результате повысит эффективность проводимых работ.
Метод первичной профилактики стоматологических заболеваний прост и доступен, но сам процесс организации и проведения гигиенического воспитания среди детей дошкольного возраста сложен. Несмотря на определенные успехи, достигнутые при решении данной проблемы, на сегодняшний день не изучена мотивация к гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста, а также не предопределена роль родителей, воспитателей и медицинских работников дошкольных образовательных учреждений в выработке мотивации к гигиене полости рта.
Для улучшения стоматологического здоровья на уровне популяции необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Каждый человек может и должен препятствовать возникновению кариеса у себя, своих детей и близких. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.
Стоматологическая профилактика слагается из целого комплекса мероприятий организационного и лечебно—профилактического характера: правильного гигиенического режима, полноценного питания (оптимальное содержание белков, жиров, витаминов, минеральных солей), выполнения всех врачебных рекомендаций, организации своевременных осмотров, лечения зубов и т.д. Весьма важная роль отводится рациональной гигиене полости рта. Правильный и систематический уход за полостью рта в значительной мере обеспечивает нормальную функцию и хорошее состояние жевательного аппарата, способствует предупреждению заболеваний как зубов, так и слизистой оболочки полости рта.
Рекомендовать предметы и средства гигиены полости рта должен рекомендовать гигиенист стоматологический, учитывая статус пациента.
Таким образом, цели и задачи можно считать выполненными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бажанов, Н. Н. Стоматология / Н.Н. Бажанов. — М.: Медицина, 2018. — 270 c.
2. Бритова, А. А. Стоматология. Эндодонтия: учебное пособие для вузов / А. А. Бритова. — 2—е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 198 с.
3. Васильев, В. И. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие для вузов / В. И. Васильев. — 2—е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 386 с.
4. Васильев, В. И. Стоматология терапевтическая: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Васильев. — 2—е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 448 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978—5—534—14045—3.
5. Виноградова, Т. Ф. Стоматология для педиатров / Т. Ф. Виноградова. – Москва: МЕДпресс—информ, 2017. – 198 с.: рис. — ISBN 978—5—00030—007—7. – Текст: непосредственный.
6. Детская стоматология [Текст]: учебник по спец. 31.05.03 «Стоматология» / Акуленко Л. В., Анисимова В. Г., Кисельникова Л. П. и др.; под ред. О. О. Янушевича, Л. П. Кисельниковой, О. З. Топольницкого; Минобрнауки РФ . — М.: ГЭОТАР—Медиа, 2017. — 737, [7] с.: ил., цв. ил.. табл.. — Авт. кол. указан на обороте тит. л.. — Библиогр.: с. 723—732
7. Детская стоматология [Электронный ресурс] / под ред. О.О. Янушевича, Л.П. Кисельниковой, О.З. Топольницкого — М. : ГЭОТАР—Медиа,2017.— http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440506.html. — Режим доступа: : http://www.studentlibrary.ru
8. Детская стоматология: учебник / ред. О. О. Янушевич, Л. П. Кисельников, О. З. Топольницкий. – Москва: ГЭОТАР—Медиа, 2017. – 737 с. — Библиогр.: с. 723—732. – ISBN 978—5—9704—4050—6. –Текст: непосредственный.
9. Детская терапевтическая стоматология: национальное руководство / ред. В. К. Леонтьев, Л. П. Кисельникова. – 2—е изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР—Медиа, 2017. – 950 с.: рис., табл. — Библиогр. в конце глав. — ISBN 978—5—9704—4019—3. – Текст: непосредственный.
10. Емелина Г.В., Гринин П.В., Иванов П.В. Ошибки и осложнения при лечении кариеса временных зубов у детей. — Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. — 2011; 2 http://science—education.ru/96—4582
11. Лебеденко И.Ю., Каливраджиян Э.С. Ортопедическая стоматология : учебник. М. : ГЭОТАР—Медиа, 2016. 664 с.
12. Новик, И. О. Болезни зубов и слизистой оболочки полости рта у детей / И.О. Новик. — М.: Медицина, 2016. — 464 c.
13. Попруженко Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. – М.: МЕДпресс—информ, 2009. – 464 с.
14. Справочник по детской стоматологии. Под ред. А.Камерона, Д.Уилдмера.Пер. с англ. –М.: Медпресс— информ, 2003. —288с.
15. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей. –М.: Мед.книга., Н.Новгород: Изд—во НГМА, —2021. —344 с
16. Терапевтическая стоматология. Болезни зубов. В 3 ч. Ч. 1. [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Е.А. Волкова, О.О. Янушевича — М.: ГЭОТАР—Медиа, 2016. — http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436196.html.— Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru
17. Трезубов В.Н., Арутюнов С.Д., Мишнёв Д.М. и др. Клиническая стоматология / под ред. В.Н. Трезубова, С.Д. Арутюнова. М. : Практическая медицина, 2015. 788 с.
18. Шаковец, Н.В. Кариес зубов у детей раннего возраста: учеб.—метод. пособие / Н.В. Шаковец, Н.В.Ковальчук ; Белорус. гос. мед. ун—т, Каф. стоматологии дет. возраста. — Минск: БГМУ, 2019. — 44 с.
19. Аминов З.З. и др. Социальные аспекты и роль питания в стоматологическом здоровье детей и подростков // Academy, 2019. № 10 (49).
20. Дусмухамедов Д.М., Юлдашев А.А., Дусмухамедова Д.К., Шамсиев Р.А. Рекомендации по уходу за полостью рта и выбору средств гигиены полости рта // Сборник научно—практического международного конгресса «Актуальные проблемы стоматологии и челюстно—лицевой хирургии». Ташкент. 3—4 мая, 2018. С. 30—32.
21. Зоиров Т.Э. и др. Состояние гигиены и пародонта при возрастных изменениях человека // Вопросы науки и образования, 2019. № 23 (71).
22. Минченя О.В., Яцук А.И., Ковальчук Н.В., Белик Л.П. Диагностика и особенности кариеса зубов у детей: Учебно—методическое пособие — Минск, 2018. — С. 7—17.
23. Пизаев Ж.А., Шамсиев Р.А. Причины развития кариеса у детей // Вюник проблем бюлоги i медицини, 2018. Вип.2 (144) C. 55—59.
24. Azamatovich S.R., Alimdzhanovich R.Z. The functional state of platelets in children with congenital cleft palate with chronic foci of infection in the nasopharynx and lungs // International scientific review, 2019. № LVII.
25. Bisharat N., Goldstein L., Raz R., Elias M. Gram—Negative anaerobic endocarditis: two case reports and review of the literature. — Eur J Clin Microbiol Infect Dis. — 2018; 20 (9): 651—4.
26. Hong L, Levy SM, Warren JJ, Broffitt B, Cavanaugh J. Fluoride intake levels in relation to fluorosis development in permanent maxillary central incisors and first molars. Caries Res. 2016 b;40(6):494—500.
27. Koch G., Lindhe J. The state of the gingivae and caries increment in school children during and after withdrawal of various prophylactic measures// McHugh WD Dental Plaque. Edinburgh: Livingstone, 2021. P.271—281.
28. Тulkin Z., Nigora A., Azamat E. Improving the endodontic treatment of chronic apical periodontitis by delayed filling // European science, 2019. № 5 (47).
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф